Иоганн себастьян бах лучшие произведения. Список основных произведений баха

19.06.2019

Бах Иоганн Себастьян, биография которого вызывает интерес у многих любителей музыки, стал одним из самых великих композиторов за всю ее историю. Кроме того, он был исполнителем, органистом-виртуозом, талантливым педагогом. В этой статье мы рассмотрим жизнь Иоганна Себастьяна Баха, а также представим его творчество. Произведения композитора часто звучат в концертных залах по всему миру.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта (21 - по старому стилю) 1685 г. - 28 июля 1750 г.) - немецкий композитор и музыкант эпохи барокко. Он обогатил созданный в Германии музыкальный стиль благодаря своему мастерству в контрапункте и гармонии, адаптировал зарубежные ритмы и формы, заимствованные, в частности, в Италии и Франции. Произведения Баха - это "Гольдберг-вариации", "Бранденбургские концерты", "Месса си минор", более 300 кантат, из которых сохранились 190, и многие другие сочинения. Его музыка считается очень технически сложной, наполненной художественной красотой и интеллектуальной глубиной.

Иоганн Себастьян Бах. Краткая биография

Бах родился в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине, а брат, Иоганн Кристоф - на клавикордах, а также познакомил Иоганна Себастьяна с современной музыкой. Отчасти по собственной инициативе Бах посещал вокальную школу Святого Михаила в Люнебурге в течение 2-х лет. После аттестации он занимал несколько музыкальных должностей в Германии, в частности, придворного музыканта герцога Иоганна Эрнста в Веймаре, смотрителя органа в церкви имени Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте.

В 1749 г. у Баха ухудшились зрение и здоровье в целом, и умер он в 1750 году, 28 июля. Современные историки считают, что причиной его смерти стало сочетание инсульта с пневмонией. Слава Иоганна Себастьяна как великолепного органиста распространилась по всей Европе еще при жизни Баха, хотя он и не был еще так популярен в качестве композитора. Как композитор он стал известен чуть позже, в первой половине 19 века, когда возродился интерес к его музыке. В настоящее время Бах Иоганн Себастьян, биография которого в более полном варианте представлена ниже, считается одним из самых великих музыкальных творцов в истории.

Детство (1685 - 1703)

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, в 1685 году, 21 марта по старому стилю (по новому - 31 числа этого же месяца). Он был сыном Иоганна Амброзиуса и Элизабет Леммерхирт. Композитор стал восьмым ребенком в семье (старший сын на момент рождения Баха был на 14 лет старше него). Мать будущего композитора умерла в 1694 г., а его отец - восемью месяцами позднее. Баху в то время исполнилось 10 лет, и он перебрался жить к Иоганну Кристофу, своему старшему брату (1671 - 1731). Там он учился, исполнял и переписывал музыку, включая сочинения своего брата, несмотря на запрет это делать. От Иоганна Кристофа он перенял многие знания в области музыки. В это же время Бах изучает теологию, латинский, греческий, французский, итальянский языки в местной гимназии. Как позднее признается Иоганн Себастьян Бах, классика с самого начала вдохновляла и изумляла его.

Арнштадт, Веймар и Мюльхаузен (1703 - 1717)

В 1703 году, после окончания учебы в школе Св. Михаила в Люнебурге, композитор был назначен придворным музыкантом в часовню герцога Иоганна Эрнста III в Веймаре. За время его семимесячного пребывания там за Бахом закрепилась репутация отличного клавишника, и он был приглашен на новую должность смотрителя органа в церкви Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте, на 30 км к юго-западу от Веймара. Несмотря на хорошие семейные связи и его собственный музыкальный энтузиазм, после нескольких лет службы возникла напряженность в отношениях с начальством. В 1706 году Баху был предложен пост органиста в церкви Святого Власия (Мюльхаузен), который он занял в следующем году. Новая должность оплачивалась намного выше, влючала в себя гораздо лучшие условия труда, а также более профессиональный хор, с которым Баху предстояло работать. Через четыре месяца состоялась свадьба Иоганна Себастьяна с Марией Барбарой. У них родилось семеро детей, четверо из которых дожили до взросления, включая Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила, ставших впоследствии известными композиторами.

В 1708 г. Бах Иоганн Себастьян, биография которого приняла новое направление, покидает Мюльхаузен и возвращается в Веймар, в этот раз в качестве органиста, а с 1714-го - устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами. В этом городе композитор продолжает играть и сочинять произведения для органа. Он также начал писать прелюдии и фуги, вошедшие впоследствии в его монументальный труд "Хорошо темперированный клавир", состоящий из двух томов. В каждый из них входят прелюдии и фуги, написанные во всех возможных минорных и мажорных тональностях. Также в Веймаре композитор Иоганн Себастьян Бах принимается за работу над произведением "Органная книжечка", содержащим лютеранские хоралы, сборником хоральных прелюдий для органа. В 1717 году он попал в немилость в Веймаре, был взят под арест почти на месяц и впоследствии отстранен от должности.

Кётен (1717 - 1723)

Леопольд (важное лицо - князь Ангальт-Кётенский) предложил Баху работу капельмейстера в 1717 году. Князь Леопольд, будучи сам музыкантом, восхищался талантом Иоганна Себастьяна, хорошо ему платил и давал значительную свободу в сочинении и исполнении. Князь был кальвинистом, а они не используют сложную и утонченную музыку в богослужении, соответственно, творчество Иоганна Себастьяна Баха того периода было светским и включало в себя оркестровые сюиты, сюиты для виолончели соло, для клавира, а также знаменитые "Бранденбургские концерты". В 1720 году, 7 июля, умирает его супруга Мария Барбара, родившая ему семерых детей. Знакомство композитора со второй женой происходит в следующем году. Иоганн Себастьян Бах, произведения которого постепенно начинают обретать популярность, женится на девушке по имени Анна Магдалена Вильке, певице (сопрано), в 1721 году, 3 декабря.

Лейпциг (1723 - 1750)

В 1723 году Бах получил новую должность, начав работать кантором хора Святого Фомы. Это была престижная служба в Саксонии, которую композитор нес в течение 27 лет, вплоть до своей смерти. В обязанности Баха входило обучение студентов пению и написание церковной музыки для главных церквей Лейпцига. Еще Иоганн Себастьян должен был давать уроки латыни, но имел возможность нанять вместо себя специального человека. Во время воскресных служб, а также по праздникам для богослужения в церкви требовались кантаты, и композитор обычно исполнял свои собственные сочинения, большинство из которых появились на свет в первые 3 года его пребывания в Лейпциге.

Иоганн Себастьян Бах, классика авторства которого в настоящее время хорошо известна многим людям, расширил свои композиторские и исполнительские возможности в марте 1729 года, взявшись за руководство Музыкальной коллегией, светским собранием под началом композитора Георга Филиппа Телемана. Коллегия являлась одним из десятков частных обществ, популярных в то время в крупных городах Германии, созданных по инициативе учащихся музыкальных заведений. Эти объединения сыграли важную роль в немецкой музыкальной жизни, будучи руководимыми по большей части выдающимися специалистами. Многие работы Баха периода 1730-1740-х гг. были написаны и исполнены в Музыкальной коллегии. Последняя крупная работа Иоганна Себастьяна - "Месса си минор" (1748-1749), которую признавали как его наиболее глобальное церковное произведение. Хотя полностью "Месса" ни разу не исполнялась при жизни автора, ее считают одним из наиболее выдающихся творений композитора.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Органное творчество

Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах (прелюдии, фантазии). Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян - токката, фуга, хоральные прелюдии. Его органное творчество очень разнообразно. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах (кратко его биографии мы уже коснулись) заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

Другие произведения для клавира

Бах писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".

Оркестровая и камерная музыка

Иоганн Себастьян также писал произведения для отдельных инструментов, дуэты и небольшие ансамбли. Многие из них, такие как партиты и сонаты для скрипки соло, шесть различных сюит для виолончели соло, партита для флейты соло, считаются одними из самых выдающихся в репертуаре композитора. Писал Бах Иоганн Себастьян симфонии, а также создал несколько композиций для лютни соло. Он создавал также трио-сонаты, сонаты соло для флейты и виолы да гамба, большое количество ричеркаров и канонов. Например, циклы "Искусство фуги", "Музыкальное приношение". Самая известная оркестровая работа Баха - "Бранденбургские концерты", названная так потому, что Иоганн Себастьян представил ее в надежде получить работу от Кристиана Людвига Бранденбург-Шведского в 1721 году. Его попытка тем не менее оказалась неудачной. Жанр этой работы - кончерто гроссо. Другие сохранившиеся работы Баха для оркестра: 2 концерта для скрипки, концерт, написанный для двух скрипок (тональность "ре минор"), концерты для клавира и камерного оркестра (от одного до четырех инструментов).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
  • Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах - произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
  • Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра - это "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и "Рождественская оратория" (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения - "Пасхальная оратория" и "Магнификат".
  • "Месса си минор". Бах создал свою последнюю большую работу, "Мессу си минор", в период между 1748 и 1749 годами. "Месса" так и не была поставлена полностью при жизни композитора.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль Баха сформировался благодаря его таланту к контрапункту, умению вести мотив, чутью к импровизации, заинтересованности в музыке Северной и Южной Германии, Италии и Франции, а также преданности лютеранским традициям. Благодаря тому, что у Иоганна Себастьяна был доступ ко многим инструментам и произведениям в детстве и юности, а также благодаря все возрастающему таланту к написанию плотной ткани музыки, обладающей потрясающей звучностью, черты творчества Баха наполнились эклектичностью и энергией, в которой зарубежное влияние умело сочеталось с уже существующей усовершенствованной немецкой музыкальной школой. Во время периода барокко многие композиторы сочиняли в основном только рамочные произведения, и уже сами исполнители дополняли их своими мелодическими украшениями и разработками. Эта практика значительно варьируется среди европейских школ. Однако Бах сочинял сам большинство или все мелодические линии и детали, почти не оставляя простора для интерпретации. Эта черта отражает плотность контрапунктических текстур, к которым тяготел композитор, ограничивающую свободу спонтанного изменения музыкальных линий. В некоторых источниках почему-то упоминаются произведения других авторов, которые якобы написал Иоганн Себастьян Бах. "Лунная соната", например. Мы с вами, конечно, помним, что это произведение создал Бетховен.

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто - большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения - пассионы и "Месса си минор" - были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные "облегченные" версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них - известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых "Гольдберг-вариаций", создав свое произведение в стиле нью-эйдж.

Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Сочинение «Токката и фуга ре минор BWV 565» включено во все издания авторитетного каталога BWV и в (наиболее полное) новое издание сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, известное как NBA).

Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг. В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.

В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.


Титульная страница BWV 565 в рукописной копии Йоганнеса Рингка. В связи с тем, что автограф Баха был утерян, эта копия, по состоянию на 2012 год, является единственным близким по времени создания источником.

Токката (на итальянском toccata - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган).


Начало токкаты

Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) - наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения.

Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.

Johann Sebastian Bach"s Toccata and Fugue in D Minor BWV 565 played by organist Hans-André Stamm on the Trost-Organ of the Stadtkirche in Waltershausen, Germany.

Далее слышатся мощные "завихряющиеся" виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.

Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Сочинение «Токката и фуга ре минор BWV 565» включено во все издания авторитетного каталога BWV и в (наиболее полное) новое издание сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, известное как NBA).

Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг. В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.

В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.


Титульная страница BWV 565 в рукописной копии Йоганнеса Рингка. В связи с тем, что автограф Баха был утерян, эта копия, по состоянию на 2012 год, является единственным близким по времени создания источником.

Токката (на итальянском toccata - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган).


Начало токкаты

Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) - наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения.

Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.


Johann Sebastian Bach"s Toccata and Fugue in D Minor BWV 565 played by organist Hans-André Stamm on the Trost-Organ of the Stadtkirche in Waltershausen, Germany.

Далее слышатся мощные "завихряющиеся" виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.

Детство

Иоганн Себастьян Бах был младшим, шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре акапелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян , возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

Арнштадт и Мюльхаузен (1703-1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл 50 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Веймар (1708-1717)

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха . Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну . В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха ) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» - сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

Кётен (1717-1723)

Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха , хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года.

Лейпциг (1723-1750)

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Св. Фомы и Св. Николая. Должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, поэтому преподаванием латыни занимался Пецольд за 50 талеров в год. Бах получил должность «музыкального директора» всех церквей города: в его обязанности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Во время работы в Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией.

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях - лютеранских хоралах.

Во время исполнения Бах , по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха .

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов - не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.

Сочиняя кантаты бо́льшую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё бо́льшую роль в общественной музыкальной жизни; их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха , датированных 1730-1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата» и, возможно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом , несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти (по современным исследованиям - до 1741 г.). При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха - в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха , но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом , хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться - в 1719 и 1729 годах. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche), одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха , над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.

Баховедение

Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем. Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха . В середине XIX века интерес широкой публики к музыке Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Заслуженный пропагандист произведений Баха Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора. Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году. В начале XX века опубликовал книгу немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер. В этом произведении, кроме биографии Баха , описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой. Эти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха , местами вступавшие в противоречие с традиционными представлениями. Так, например, было установлено, что Бах написал некоторые кантаты в 1724-1725 годах (раньше считалось, что это произошло в 1740-е), были найдены неизвестные произведения, а некоторые приписываемые ранее Баху оказались написанными не им. Были установлены некоторые факты его биографии. Во второй половине XX века было написано много работ на эту тему - например, книги Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха , составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах », написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора.

Творчество

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis - каталог работ Баха ). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Бах а уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха - Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку - сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Прочее клавирное творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха , изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

«Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, - сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций - небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
Три сборника сюит Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.
Гольдберг-вариации (около 1741) - мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло - 3 сонаты и партит для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007-1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, - многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений - циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных - «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах , послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованного) баса) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три - для двух (BWV 1060-1062), два - для трёх (BWV 1063 и 1064) и один - ля минорный BWV 1065 - для четырёх клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха , но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые отдельные части из которых в наше время в особенности широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемая «шутка Баха» - последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты - ария.

Вокальные произведения

Кантаты.

В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя - в виде единственного фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые - для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые - всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха - две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.

Пассионы, или страсти.

Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) - произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха . Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

Оратории и магнификаты.

Наиболее известна Рождественская оратория (1734) - цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).

Мессы.

Наиболее известная и значимая месса Баха - месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха - впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.
Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Исполнение

Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих аутентичное исполнение (или «исторически ориентированное исполнение»), то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха , и исполняющих Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения, такие как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. В органных произведениях Бах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов. Из струнных клавишных инструментов Бах предпочитал клавикорд. Он встречался с Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание современного фортепиано. Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведения для фортепиано.

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них - широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах ».

Судьба музыки Баха

Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях.

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом.

Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов -младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна .

В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов.

Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха , однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия (нем.)русск. (Singakademie), основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия.

Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха . «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах - во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке.

В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов. Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их.

Бетховен очень ценил музыку Баха . В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха , например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века.

Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями (в 1814 и 1815 годах в городе Бад-Берка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинения), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой». Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в 1829 году в Берлине, организованного Феликсом Мендельсоном. Гегель, посетивший концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого мы только недавно вновь научились ценить в полной мере». В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора.

В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха . В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.

В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Некоторые композиторы выражали своё почтение Баху , включая в темы своих произведений мотив BACH (си-бемоль - ля - до - си в латинской нотации). Например, Лист написал прелюдию и фугу на тему BACH, а Шуман написал 6 фуг на ту же тему. Из творчества современных композиторов на эту же тему можно назвать «Вариации на тему BACH» Романа Леденёва. Эту же тему использовал и сам Бах , например, в XIV контрапункте из «Искусства фуги».

Многие композиторы брали пример с произведений Баха или использовали темы из них. Примерами являются вариации на тему Диабелли Бетховена, прототипом которых являются «Гольдберг-вариации», 24 прелюдии и фуги Шостаковича, написанные под впечатлением от «Хорошо темперированного клавира», и соната для виолончели ре мажор Брамса, в финал которой вставлены музыкальные цитаты из «Искусства фуги».

Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» (BWV 177) в исполнении Леонида Ройзмана звучит в фильме «Солярис» (1972).

Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск «Вояджера».

Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов (New York Times).

Монументы Баху в Германии

  • Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге.
  • Памятник в Лейпциге, воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Феликса Мендельсона по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера.
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, установлена 28 сентября 1884 года. Сначала стояла на Рыночной площади возле церкви Св. Георгия; 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник на площади Баха в Кётене, воздвигнут 21 марта 1885 года. Скульптор - Генрих Польман
  • Бронзовая статуя работы Карла Сеффнера с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге - 17 мая 1908 года.
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом, 1916 год.
  • Статуя работы Пауля Бирра при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена 6 апреля 1939 года.
  • Памятник арх. Бруно Эйермана в Веймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф в Кётене(1952 год). Скульптор - Роберт Пропф.
  • Памятник около рынка Арнштадта, воздвигнут 21 марта 1985 года. Автор -Бернд Гёбель
  • Деревянная стела работы Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене - 17 августа 2001 года.
  • Памятник в Ансбахе, спроектированный Юргеном Гёртцем, установлен в июле 2003 года.


Похожие статьи
 
Категории