История возникновения крикета. Что такое крикет? Правила крикета

11.10.2019

Крикет стал символом Англии, таким же, как туман или монархия. Игра, в которую предпочитают играть господа из высшего света, всегда была популярна также среди простого народа. Но официальные крикетные клубы всегда состояли только из самых знатных персон. Именно поэтому, членство в крикетном клубе служило отличительной чертой аристократа. По сей день очередь на членство в лучших крикетных клубах мира, может длиться не один год.

История возникновения игры

Игра Английских джентльменов и знатных господ, зародилась в еще 13 веке. Изначально крикет считался лишь детской игрой, но со временем стал времяпрепровождением, являющимся неотъемлемой частью Английских традиций. Истинная популярность пришла к крикету в 18 веке, когда официально были установлены и закреплены правила игры. Тогда же начали появляться клубы профессиональных крикетистов.

В 1990 году крикет был включен в Олимпийский реестр. Однако не слишком известная на то время игра, не покорила сердца зрителей и крикет очень скоро исключили из Олимпийской программы.

С начала 20-го века, крикет стал популярен не только в Англии, но и в других странах Европы, Африки и даже в Австралии.

Что такое крикет?

В крикет играют на травянистой поверхности. Форма общего поля не имеет большого значения, обычно радиус всей площадки составляет около 130 -150 метров. Основное действие игры происходит на располагающейся посередине поля площадке, длинна которой составляет 22 ярда или 20,12 метров, а ширина - около 3 метров. С обоих краёв площадки установлены калитки - подобия ворот - состоящие из трёх выстроенных в ряд реек с двумя перекладинами. Высота калитки составляет 67, 5 см, а ширина - 20 см.

В крикет играют две команды в каждой из которых по 11 игроков, из которых 4-5 подающих (bowler) и 5-6 отбивающих (betsmen). Ещё одним важным участником является защитник калитки (wiсket-keeper).

Игра ведётся следующим образом. Подающий бросает мяч в калитку, пытаясь разбить её. В свою очередь отбивающий из команды противника должен этого не допустить и вовремя отбить мяч битой. В случае если подача отбита, бэтсмен должен пробежать до другого конца игровой площадки, в то время как другой бэтсмен той же команды, находящийся на противоположном конце площадки, должен занять его место. За полную пробежку - смену позиций отбивающих - команде начисляется одно очко.

Игроки команды противника не участвующие в розыгрыше мяча, рассредоточены по игровому полю. В их обязанности входит поймать мяч и вернуть его в игру. В случае если мяч пойман и возвращен в игру до окончания пробежки бэтсменов, пробежка считается проигранной, а бэтсмен выходит из игры. Также выбывание бэтсмена происходит в случае, если отбитый мяч был пойман в воздухе или подача не была отбита вовсе.

Каждый матч включает в себя два этапа - имминга. Имминг заканчивается, когда каждая команда совершает по одной серии подач. Команды меняются местами после выбивания 10 игроков. Зачастую бывает так, что крикетный матч может растянуться на несколько дней по причине того, что команды долго разрабатывают тактику нападения и стратегию защиты.

Особенности игры в крикет

Крикет кажется довольно простой игрой, однако, благодаря сохранению многовековых традиций, в игре осталась масса тонкостей и нюансов, описание которых занимает увесистый том под названием «свод правил крикета».

Самым важным «законом» крикета, несоблюдение которого карается особо серьезно, представлен в следующей выписке из свода: «Так как игроки преисполнены чести и должны придерживаться возвышенных традиций, верхом неприличия считается не сообщить о нарушение правил даже в случае, когда этого не заметил судья».

Далеко не все люди знают про существование такой игры, как крикет. Еще меньшее количество людей знают правила игры в крикет.
Однако жители таких стран, как, например, Англия, Индия, Новая Зеландия и Австралия знают про крикет больше. Все потому, что там это достаточно распространенная игра. Если немного заглянуть в историю, можно найти там один любопытный факт. Так, в 1900 году соревнования по крикету даже прошли в рамках Олимпийских игр в Париже. И хотя сегодня его нет в списке олимпийских видов спорта, все же существует специальный Чемпионат мира по крикету, проходящий раз в четыре года.

Как выглядит игровая площадка для крикета?

Это овальной формы территория с травяным покрытием. Ровно посредине такой площадки проходит специальная земляная полоса, которая называется питч (pitch). Длина питча составляет 20,12 метров. На противоположных от питча сторонах находятся калитки (wicket). Такими калитками называют специальные конструкции из трех вкопанных в землю небольших столбиков. На этих столбиках положены две небольшие деревянные перекладины.

В каждой игре в крикет участвуют по две команды, каждая из которых состоит из одиннадцати игроков. Чтобы одержать победу в крикете, необходимо набрать больше очков, нежели твой соперник. Очки зарабатываются игроками нападающих команд во время перебежки между калитками.

Правила игры в крикет предусматривают всего 2 вида игроков: боулер (bowler) и бэтсмен (batsman). Рассмотрим каждого из них более подробно.

Кто такой боулер и кто такой бэтсмен?

Боулером считается тот игрок, который подает мяч. Он располагается у одной из калиток. Возле него и у противоположной калитки стоят бэтсмены. У каждого из них есть бита. Боулер должен попасть в площадь или же планки калитки. Задача бэтсмена состоит в том, чтобы отразить брошенный боулером мяч своей битой.
Если удар бэтсмена был успешным, а мяч отразился, то он должен бежать к противоположно калитке. В это время на место бьющего бежит стоящий напротив него игрок. Нужно коснуться любой своей частью тела или битой за калиткой, после чего можно бежать обратно. Больше пробежек - больше очков.
Несложно догадаться, что основной задачей защищающейся команды является как можно более скорое возвращение мяча к одной из калиток. Но лучший вариант - поймать мяч, который отбил бэтсмен. В этом случае игроки нападающей команды лишатся всех шансов на совершение большого числа перебежек, и, как следствие, очков.

В крикете игрок, исполняющий роль бэтсмена, считается очень важной фигурой. Дело в том, что он может зарабатывать очки, даже не занимаясь перебежками между калитками. Все, что нужно его команде, это правильно отбитый мяч. Если бэтсмен очень сильно ударит по мячу, в результате чего тот вылетит за пределы поля, не касаясь земли, его команда получит 6 очков. Если мяч после удара выкатится с поля, то уже речь пойдет о 4 очках.

Бэтсмен отражает удары до той поры, пока не будет выведен из игры. Правилами игры в крикет оговорены несколько условий для этого:

  • Защищающаяся команда поймала мяч на лету;
  • При подаче боулера мяч сбил калитку (бэтсмен не смог отразить удар);
  • Мяч попал в бэтсмена;
  • Калитку разрушили во время того, как бежит бэтсмен.

Боулер имеет шесть подач подряд. Потом его меняют. После смены подающего, мяч бросают с противоположной стороны питча.

Всего в одном матч по крикету 1 или два 2 так называемых иннинга. Каждый иннинг имеет определенное количество серий (overs). На один матч по крикету дается 5 дней.

(англ.cricket ) — командный неконтактный вид спорта, входящий в семейство игр, в которых используются бита и мяч.

История Крикета

Крикет зародился в XVI веке на юге Англии. К концу XVIII столетия игра стала одним из национальных видов спорта. Экспансия Британской империи способствовала распространению игры по всему миру. Первые тестовые матчи между сборными командами были проведены в середине XIX века. Крикетный матч предполагает соревнование двух команд, каждая из которых представлена одиннадцатью спортсменами. Игра проходит на травяном поле, имеющем форму эллипса. В центре поля расположена прямоугольная земляная площадка — питч . Длина питча составляет 22 ярда или чуть более 20 метров, ширина — 10 футов или 3 метра. На торцах питча находятся деревянные калитки . Игровые зоны на концах питча отделяются от его основного пространства специальными полосами, кризами .

Оборудование для крикета

Поставляемые компанией Индустрия Света спортивные табло для крикета отвечают всем правилам проведения и являются профессиональными спортивными табло при проведении чемпионатов любого уровня.

Правила игры

Правила игры создаются и изменяются Мэрилебонским крикетным клубом. Кроме того, Международный совет крикета разработал стандартные игровые условия для тестовых и однодневных международных матчей. Создание и использование дополнительных условий на уровне внутренних чемпионатов находится в ведении национальных федераций крикета. В правилах игры предусмотрено несколько форматов проведения матча, в том числе по системе ограниченного количества оверов. Система подразумевает проведение матча в один или два иннигса, которые могут быть ограничены по времени или по количеству оверов. В правилах по традиции используется английская система мер, при этом новые редакции правил включают и измерения в СИ.

Свод правил включает следующие разделы: предисловие, преамбулу, 42 правила и четыре приложения. В предисловии указана краткая история правил и клуба «Мэрилебон». Преамбула была включена в правила относительно недавно. Данный раздел содержит материалы, посвящённые этическим стандартам крикета. Сами правила изменялись восемь раз. Поправки касались проблем плохого освещения, порядка жеребьёвки, этических принципов игры и других аспектов крикета.

Перечень правил игры и их краткое содержание представлены ниже.

Игроки и судьи

Правило 1: Игроки. Крикетная команда включает одиннадцать игроков, в том числе капитана. Вне рамок официальных соревнований команды могут договориться о большей численности состава, при этом в поле не могут находиться более одиннадцать игроков.Первые четыре правила касаются участников матча: игроков, судей и маркёров.

Правило 2: Замены. В крикете можно проводить замены травмированных игроков, однако заменивший игрок не может отбивать, подавать, охранять калитку или действовать в роли капитана. В случае восстановления и при согласии арбитра заменённый игрок возвращается на поле. Неспособный бегать бэтсмен может иметь своего раннера , который будет выполнять пробеги в то время как бэтсмен продолжит отбивать. Если игрок выходит на поле без команды арбитра и касается мяча, мяч незамедлительно становится мёртвым (см. Правило 23), а отбивающая команда получает 5 ранов.

Правило 3: Судьи. На матчах работают двое судей, которые следят за соблюдением правил, принимают все необходимые решения и сообщают о них маркёрам. Правила не требуют наличия третьего судьи, однако в крикете высокого уровня он (находясь вне поля и помогая полевым судьям) может работать на конкретном матче или турнире при особых игровых обстоятельствах.

Правило 4: Маркёры. На игре присутствуют два маркёра, которые следуют сигналам судей и ведут счёт.

Поле и инвентарь

Следующая группа правил описывает основные требования, предъявляемые к инвентарю спортсменов, питчу и полю в целом.

Правило 5: Мяч. Крикетный мяч делается из пробки и покрывается кожей. Окружность крикетного мяча должна принимать значения в диапазоне от 8 и 13/16 до 9 дюймов или от 22,4 до 22,9 сантиметров. Снаряд должен весить не менее 5,5 и не более 5,75 унций, то есть иметь массу от 155,9 до 163 граммов. В рамках одного иннингса используется, как правило, один мяч. Исключение составляют те случаи, когда снаряд теряется — тогда он заменяется аналогичным. Кроме того, полевая команда может попросить о замене мяча после розыгрыша некоторого числа оверов (80 в тестовых и 34 в однодневных международных матчах)

Правило 6: Бита. Длина биты не должна превышать 38 дюймов или 97 сантиметров, а её ширина — 4,25 дюймов или 10,8 сантиметров. Голая рука или рука в перчатке расценивается как часть биты. Лопасть биты должна быть сделана из дерева.

Правило 7: Питч. Питч (англ. pitch ) — это прямоугольная земляная область длиной 22 ярда (около 20 метров) и шириной 10 футов (около 3 метров), на которой произрастает очень короткая трава. Подготовкой питча занимается специальная служба, однако во время матча за его состоянием следят только судьи. Кроме того, судьи определяют, подходит ли питч для игры. Если он признаётся непригодным, то судьи, получив согласие обоих капитанов, могут выбрать другой питч.

Правило 8: Калитки. Калитка (англ. wicket ) состоит из трёх деревянных столбцов высотой 28 дюймов (71 сантиметр). Столбцы располагаются вдоль узкого края питча на одинаковом расстояния друг от друга. Ширинка калитки составляет 9 дюймов (22,86 сантиметров). На столбцах расположены две незакреплённые деревянные перемычки, называемые бейлами (англ. bails ). В некоторых случаях, например, при наличии ветра, судьи могут принять решение об игре без бейлов.

Правило 9: Боулинговый, поппинговый и возвратные кризы. Кризом (англ. crease «складка» ) называется полоса, отделяющая ту или иную игровую зону от основного пространства питча. Боулинговый криз — полоса, в центре которой располагаются столбцы калитки. Этот криз обозначает заднюю границу зоны бэтсмена, являясь, таким образом, параллельным узкой стороне питча. Длина боулингового криза составляет 8 футов и 8 дюймов (2,64 метра). Поппинговый криз обозначает переднюю границу зоны бэтсмена. Данный криз параллелен боулинговому и отстоит от него на 4 фута (1,2 метра). Минимальный показатель длины рассчитывается по отношению к центральному столбцу калитки, максимальная же длина криза не установлена. Вследствие этого, поппинговый криз всегда длиннее боулингового. Возвратные кризы перпендикулярны боулинговому и поппинговому, они обозначают коридор движения выполняющего подачу боулера. Концы возвратных кризов упираются в поппинговый криз, а их длина ограничена только снизу (8 футов или 2,4 метра). Концы боулингового криза, в свою очередь, упираются в возвратные.

Правило 10: Подготовка и обслуживание игровой области. При подаче мяч практически всегда отскакивает от питча, поэтому поведение снаряда во многом определяется состоянием покрытия. Следовательно, прокатка, кошение и другие процедуры, связанные с подготовкой и обслуживанием питча, проводятся в соответствии с некоторыми требованиями.

Правило 11: Укрытие питча. Питч считается укрытым , когда персонал стадиона размещает на нём специальные покровы, предотвращающие повреждения от дождя или росы. Правила гласят, что порядок укрытия должен быть заранее согласован с обоими капитанами. Укрытие питча существенным образом влияет на поведение мяча после отскока от поверхности. Площадь перед питчем, где боулер разбегается перед подачей, должна оставаться сухой во избежание травм. При необходимости это место также может быть укрыт

Структура матча

Очередной блок правил определяет требования к ходу матча.

Правило 12: Иннингсы. Перед игрой команды договариваются, будет ли проведён один иннингс (англ. innings «подача» ), или же победитель определится по итогам двух партий. Кроме того, соперники выясняют, будут ли иннингсы ограничиваться по времени или по количеству оверов. На практике эти параметры определяются регламентом того или иного состязания. Если в матче с двумя иннингсами не объявляется фоллоу-он (см. Правило 13), то команды по очереди отбивают мяч. Иннингс считается завершённым, когда все бэтсмены отбивающей команды выводятся из игры, капитан сообщает об объявлении или отказе от иннингса, либо когда истекает лимит по времени или количеству оверов. Перед игрой проводится жеребьёвка, по итогам которой победивший капитан выбирает, будет ли его команда отбивать или играть в поле первой.

Правило 13: Фоллоу-он. Данное правило применяется для матчей в два иннингса. Если команда, отбивающая второй, набирает значительно меньшее количество ранов, чем первая, то первая команда может объявить фоллоу-он, то есть заставить оппонентов провести второй иннингс в роли отбивающих сразу после первого. Другими словами, команды будут находиться в роли отбивающих по принципу первая—вторая—вторая—первая, в то время как стандартная схема предполагает порядок первая—вторая—первая—вторая. Для матча, продолжающегося пять дней и более, необходимый разрыв в счёте должен составлять 200 ранов, для трёх- или четырёхдневного матча разница должна составлять 150 очков. Двухдневная игра допускает разрыв в 100 очков, наконец, в рамках однодневного матча объявление фоллоу-она становится возможным при разрыве в 75 ранов.

Правило 14: Объявление и отказ. Данное правило применяется для матчей в два иннингса Если мяч признан мёртвым, капитан отбивающей команды может завершить иннингс в любой момент. Эта процедура называетсяобъявлением (англ. declaration ). Капитан выносит объявление в том случае, если считает, что команда набрала достаточное количество ранов для победы. Капитан также может отказаться от проведения иннингса до его начала. Иннингсы, от проведения которых команда отказалась, считаются сыгранными.

Правило 15: Перерывы. Матч предусматривает несколько типов перерывов различной продолжительности. Между иннингсами команды отдыхают в течение десяти минут. Существуют перерывы на ланч, чаепитие и специальный перерыв для утоления жажды. Расписание перерывов должно быть согласовано перед матчем. В некоторых ситуациях допускается изменение расписания.

Правило 16: Начало игры, прекращение игры. Сигналом к продолжению игры после перерыва служит команда судьи "Play" («игра» ). Игра прекращается по команде "Time" («время» ). Последний час игры должен включать не менее 20 оверов. Если сыграно меньшее количество оверов, судья продлевает игровое время для выполнения нормы.

Правило 17: Тренировка на поле. Игроки не могут использовать питч для тренировок в дни проведения матчей. Нарушение правила карается удалением игрока не некоторое время. Запрещаются пробные разбеги перед подачей, если по мнению судьи это может привести к трате игрового времени.

Счёт и результат

Правило 19: Границы поля. Границы поля определяются судьями и капитанами перед игрой. Желательно, чтобы граница поля была обозначена по всей своей длине. Если отбитый мяч касается или пересекает границу, команда бэтсмена получает 4 рана. Если мяч достиг границы без касаний поля, команда получает 6 ранов.Правило 18: Набор очков. Команда зарабатывает один ран, если её бэтсмен успешно пробегает из одного конца питча в другой. Следовательно, успех обоих бэтсменов приносит команде два рана. Пробег считается выполненным, если бэтсмен (оба бэтсмена) пробежал от своего поппингового криза до поппингового криза своего напарника и коснулся земли за ним битой или частью тела. Стартовая позиция отбивающего бэтсмена находится в одном конце питча, а стартовая позиция его напарника — в другом. Бэтсмены могут отказаться от пробега из-за риска разрушения калитки (см. Правило 28). Неудачная попытка пробега называется коротким пробегом (англ. short run ), умышленные короткие пробеги могут караться в соответствии с правилами. Дополнительные раны присуждаются в случае нарушения некоторых правил соперником (см. Правила 2, 24, 25, 41 и 42), выхода мяча за границу поля (см. Правило 19) или потери мяча (см. Правило 20).Ещё одна группа правил посвящена набору очков и критериям, которые позволяют определить победителя матча. Счёт каждой команды часто представляется в форме m/n, где m — количество набранных командой ранов, а n — количество проигранных ею калиток Например, если команда набрала 100 ранов и проиграла 1 калитку, счёт команды может отображаться как 100/1 (1/100 или 100-1) Отметим, что победителем матча считается команда, набравшее большее число ранов . Количество проигранных калиток при определении победителя не учитывается

Правило 20: Потерянный мяч. Если мяч теряется или становится недоступным в результате других обстоятельств, он признаётся потерянным . Признать мяч потерянным может любой полевой игрок. Соперник нарушителя получает дополнительные раны Кроме того, отбивающая команда получает набранные раны, в том числе и те, которые выполнены в момент объявления мяча потерянным, или 6 ранов, если им удалось набрать меньше шести.

Правило 21: Результат. Победителем матча объявляется команда, набравшее большее число ранов. Если команды набрали равное число ранов, объявляется ничья-тай (англ. tie , не следует путать с draw ). Если в тестовом крикете команда не успевает провести свой иннингс к концу назначенного времени, объявляется ничья-дроу (англ. draw ). Таким образом, матч может завершиться победой одной из команд, ничьей по счёту или ничьей по времени.

Правило 22: Овер. Овер (англ. over ) включает шесть подач, ноу-бол и уайд-бол не учитываются в качестве одной из них. Боулер не может подавать в течение двух оверов подряд.

Правило 23: Мёртвый мяч. Мяч появляется в игре в момент разбега боулера и становится мёртвым, когда в отношении него нельзя провести каких-либо действий. Когда мяч становится мёртвым, отбивающая команда не может набирать раны, а бэтсмен не может быть выведен из игры. Мяч может стать мёртвым по ряду причин. Наиболее распространёнными из них являются вывод бэтсмена из игры и касание границы поля.

Правило 24: Ноу-бол. Состояние ноу-бол (англ. no ball «не мяч» ) объявляется, если боулер совершает подачу из запрещённого места, если он выпрямляет локоть в момент подачи, если подача представляется опасной, если после подачи мяч касается питча два раза и более, если после подачи мяч катится по питчу или если полевые игроки находятся в запрещённых местах. Ноу-бол добавляет отбивающей команде один ран, при этом все остальные набранные ей раны сохраняются. В большинстве случаев бэтсмен не может быть выведен из игры, если мяч находился в состоянии ноу-бола.

Правило 25: Уайд-бол. Если судья считает, что бэтсмен не имел возможности набрать раны ввиду неточной подачи боулера, объявляется состояние уайд-бол (англ. wide ball «далёкий мяч» ). Уайд-бол объявляется в тех ситуациях, когда после подачи мяч проходит над головой бэтсмена. После объявления уайд-бола команда получает один ран, при этом все остальные раны сохраняются.

Правило 26: Бай и лег-бай. Если мяч, не находящийся в ситуации ноу-бола или уайд-бола, пролетает мимо отбивающего бэтсмена, то набранные в результате розыгрыша раны будут называться баями (ед. ч. бай , англ. bye ). Если мяч касается бэтсмена, не не его биты, раны будут называться лег-баями (англ. leg bye ). Лег-бай не засчитывается, если бэтсмен не пытался совершить удар или увернуться от снаряда. В командной статистике баи учитываются как обычные раны, в то время как в личной статистике бэтсмена эти очки не учитываются.

Вывод бэтсмена из игры

Правило 27: Апелляции. Если полевые игроки считают, что бэтсмен был выведен из игры, то они могут обратиться к судье с формулировкой "How"s That?" («Как это?» ) до начала следующего розыгрыша. Судья рассматривает апелляцию и решает, действительно ли бэтсмен должен покинуть позицию. Строго говоря, полевые игроки должны сообщать судье обо всех случаях вывода бэтсмена из игры, в том числе очевидных. Однако в этих случаях бэтсмен, как правило, покидает позицию, не дожидаясь формальной процедуры.Правила 27—29 описывают основные принципы вывода бэтсмена из игры, а правила 30—39 описывают методы более конкретно. Стоит отметить, что помимо десяти способов, указанных в правилах 30—39, бэтсмен может покинуть игру по собственной инициативе. Ситуация, при которой бэтсмен не выводится из игры по итогам иннингса, называется нот-аутом (англ. not out «не выбыл» ).

Правило 28: Разрушение калитки. В случае разрушения калитки мячом, самим бэтсменом или кистью руки, в которой полевой игрок держал мяч, бэтсмен выводится из игры. Калитка считается разрушенной, когда падает по крайней мере один бейл.

Правило 29: Бэтсмен за пределами своей зоны. Бэтсмен считается находящимся в зоне, если какая-либо часть его тела или его бита касается земли за поппинговым кризом. В противном случае бэтсмен может быть выведен из игры посредством разрушения его калитки соперником (Правило 38) или специальным игроком оппонирующей стороны, уикет-кипером (Правила 39, 40). Если в момент разрушения калитки оба бэтсмена находятся вне своих зон, из игры выводится тот спортсмен, который находился ближе к разрушенной калитке.

Правило 30: Боулд. Ситуация боулд (англ. bowled ) возникает, когда в результате подачи мяч разрушает калитку. До разрушения калитки мяч не должен касаться кого-либо из судей или игроков за исключением бэтсмена. Мяч может коснуться биты, перчатки или любой части тела бэтсмена.

Правило 31: Таймд-аут. Новый бэтсмен должен заменить своего предшественника в течение трёх минут после его выбывания, в противном случае выбывает и новый бэтсмен. Нарушение правила обозначается термином таймд-аут (англ. timed out «время вышло» ) В течение указанного периода бэтсмен или его партнёр должен приготовиться к подаче. В случае участия партнёра основной бэтсмен должен находиться в зоне.

Правило 32: Кот. Котом (англ. caught «пойман» ) называется ситуация, когда полевой игрок ловит не коснувшийся земли мяч после его отражения бэтсменом. Поймавший мяч игрок должен при этом находиться в поле, то есть ни одна из частей его тела не должна касаться земли за пределами поля. До поимки мяч не должен касаться каких-либо объектов за пределами поля.

Правило 33: Касание мяча руками. Если бэтсмен намеренно касается мяча не касающейся биты рукой без согласия оппонентов, бэтсмен выводится из игры.

Правило 34: Двойной удар по мячу. Если бэтсмен дважды бьёт по мячу, не намереваясь защитить свою калитку и не имея согласия оппонентов, бэтсмен выводится из игры.

Правило 35: Удар по калитке. Если боулер уже начал подачу, разрушение своей калитки отбивающим бэтсменом или его битой влечёт выведение бэтсмена из игры.

Правило 36: Нога перед калиткой. Если в результате подачи мяч, который попадал бы в калитку при отсутствии бэтсмена, попадает в него без предварительного касания битой, бэтсмен может быть выведен из игры. Принятие решения о выведении бэтсмена из игры требует выполнения некоторых дополнительных условий.

Правило 37: Препятствование полевым. Если бэтсмен намеренно препятствует игре оппонентов словом или действием, он выводится из игры.

Правило 38: Ран-аут. Если бэтсмен находится вне зоны, и его калитка разрушается соперником, бэтсмен выводится из игры. Данное правило действует даже в ситуации ноу-бола.

Правило 39: Стампд. Бэтсмен выводится из игры, если его калитка разрушается уикет-кипером (см. Правило 40), в то время как сам бэтсмен находится вне зоны и не пытается выполнить ран. Данное правило не действует в ситуации ноу-бола.

Полевые игроки

Правило 41: Полевой игрок. Полевым игроком считается любой игрок команды, совершающей подачу. Задачи полевых игроков определяются намерением помешать сопернику в наборе ранов и вывести из игры десять бэтсменов оппонента. Полевой игрок может принимать мяч любой частью тела. Однако если полевой намеренно касается мяча в момент розыгрыша, мяч становится мёртвым, и соперник получает 5 ранов. Если мяч попадает в один из защитных шлемов полевой команды, находящихся на земле, мяч становится мёртвым, и соперник получает 5 ранов. В некоторых ситуациях наказания могут быть отменены.Правило 40: Уикет-кипер. Уикет-кипер (англ. wicket-keeper «хранитель калитки» ) — особый игрок полевой команды, который находится позади калитки бэтсмена. Он является единственным спортсменом своей команды, которому позволяется использовать перчатки и щитки для ног.

Правило 42 и Приложения

Правило 42 устанавливает принципы честной и нечестной игры в крикете. Если игрок полевой команды нечестным способом изменяет состояние мяча, отбивающая команда получает 5 ранов. Если полевые игроки отвлекают бэтсмена в момент подачи или во время подготовки к ней, мяч объявляется мёртвым. Второй и последующие подобные случаи в рамках одного иннингса будут принсить отбивающей команде по 5 ранов. Запрещается мешать или отвлекать обоих бэтсменов после отражения удара — в противном случае команда бэтсменов получает 5 ранов. Если капитан полевой команды затягивает время, разрешает затягивать время своему товарищу или овер протекает неоправданно медленно, судья выносит предупреждение капитану (при необходимости мяч объявляется мёртвым). Дальнейшие промедления полевой команды принесут отбивающей команде 5 ранов. Не допускаются и затяжки, вызванные поведением бэтсмена — второй и последующие случаи затяжки времени принесут полевой команде по 5 ранов. Второй и последующие случаи повреждения питча полевым игроком принесут отбивающей команде по 5 очков (учитываются те повреждения, которых можно было избежать), аналогичное наказание предусмотрено и для бэтсмена. Бэтсмены не должны пытаться выполнить ран до момента подачи. Если боулер при этом не предпринимает попыток разрушить калитку, арбитр присуждает полевой команде 5 ранов.

Приложения:

  • Приложение «A»: Описание и графики столбцов и бейлов.
  • Приложение «B»: Описание и графики питча и кризов.
  • Приложение «C»: Описание и графики перчаток.
  • Приложение «D»: Определения.
  • Приложение «E»: Бита.

750 лет англичане играют в эту игру. Что такое крикет, что он значит для островного государства, представить себе в полной мере можно лишь после ознакомления с его историей.

Национальное достояние

Крикет - это не только культовая английская но и часть культуры и истории Британии, неотъемлемая черта нации. Невозможно представить себе Черчилля без сигары, Шерлока Холмса без трубки, а Англию - без крикета и Агаты Кристи, у которой отец был президентом местного клуба, и очень много строк произведений которой посвящено этой игре. Чего только стоит фраза из повести «Карты на стол» о том, что каждый должен сыграть свою партию в крикет! По сакраментальности она равна русскому изречению «Все там будем».

Глубокие корни

По-разному можно ответить на вопрос «что такое крикет». Во-первых, это одна из и битой, к которым относятся и лапта, и бейсбол, и гольф, и крокет (еще одна чисто национальная потеха, описанная, например, в книге «Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, глава VII). Точные время и место возникновения исследуемой игры неизвестно, но считается, что это средние века и юго-восток Англии. В связи с похожим видом спорта упоминается где местные жители уже в XIII веке развлекались на свежем воздухе с мячом и битой, вместо которой в те далекие времена использовалась пастушья палка изогнутой формы - cric. Скорее всего, это и дало название игре, хотя существуют и другие варианты возникновения названия, а споры не утихают до сих пор.

Конкретные сроки

Есть предположения, что в эпоху раннего Средневековья игра перебралась в континентальную Европу, и уже потом, в XVII веке, крикет вернулся в Англию, где стал национальным видом спорта. Так или иначе, но первый клуб возник в графстве Гемпшир, городе Хэмблдон, в 60-е годы XVIII века. Естественно, что на протяжении десятилетий жители этой провинции считались лучшими игроками Англии. Затем, и это тоже естественно, центр занятий крикетом переместился в столицу, где стали возводиться площадки, создаваться мощные клубы, под влиянием которых менялись даже веками существующие правила игры. Нынешние тоже весьма запутаны и специфичны. Поэтому получить точный ответ на вопрос «что такое крикет» можно в Марилебонском клубе, в Лондоне. Именно здесь находится мировой центр игры и Международный Совет Крикета (ICC).

Распространение игры по миру

Британия имела очень много колоний, и даже слыла империей, над которой никогда не заходило солнце. Поэтому национальная игра англичан получила распространение и на подконтрольных территориях. Крикет невероятно популярен в Австралии и Индии. Знают, что такое крикет, в Новой Зеландии и Пакистане, в Бангладеш, Шри-Ланке и ЮАР. Существуют национальные сборные Намибии, Зимбабве, Кении, Канады и Несмотря на обширный список стран, в числе олимпийских видов спорта крикет продержался недолго. Мотивация исключения - отсутствие конкуренции. Это произошло, может быть, потому, что на Летних Олимпийских играх в Париже в 1900 году присутствовало всего две команды - от Англии и Франции, и победу одержали, естественно, британцы.

Примечательные исторические моменты

Однако история развития национальной игры знает знаменательный пример соперничества между национальными командами Англии и Австралии. Накал страстей тогда был так велик, что нашел отражение и в литературе, и в кинематографе. Встреча, закончившаяся победой Австралии, положила начало ежегодному турниру под названием «Ashes», что в переводе с английского языка означает «урна с прахом». Это название символизировало гибель английского крикета.

Нюансы игры

Как у любого сугубо национального вида спорта, например, гольфа, у крикета существует много правил и тонкостей игры, имеется свой, выработанный в течение столетий, негласный, но непременный кодекс поведения.

Игроки и поклонники знают все эти нюансы с младых ногтей, не говоря уже о том, каким мячом играют в крикет, как называются игроки, что допустимо на поле, а что осудительно, как встречать новых игроков и так далее. Мяч для крикета - брат-близнец бейсбольного, хотя в некоторых странах его с успехом заменяют теннисным - он дешевле, менее травмоопасен, его проще купить. И хотя он почти в три раза легче, крикет от этого не проигрывает.

Настоящий крикетный мяч

Но традиции есть традиции, особенно в Англии, где всегда используется именно тот мяч для крикета, который полностью соответствует стандартам, установленным ICC - его вес соответствует 156-163 граммам, диаметр варьируется от 22,4 до 22,9 см. Цвет может быть чаще всего красным или белым, иногда розовым, желтым или оранжевым. Каким мячом играют в крикет, напрямую зависит от погодных условий, времени суток прохождения встречи.

Есть несколько форматов игры, которые отличаются друг от друга по различным параметрам. Самый показательный - по продолжительности игры. Короткие встречи насчитывают 20 оверов (6 подач одним боулером) и занимают всего 3,5 часа. Тестовые матчи между сборными могут длиться до 5-6 дней, в каждом из которых игра продолжается по 6 часов.

Изготовление мяча - процесс очень специфический, обусловленный традициями, сложившимися за столетия. Состоит мяч из нескольких слоев. Сердцевина (у высококачественных - пробка, реже полиуритан или резина) очень полотно обматывается специальными нитками, верхний слой - кожаный. У дорогих мячей покрытие сшито из трех частей - половинки и двух четвертинок, причем швы играют особую роль. Четвертинки сшиты внутренним швом, а идущие по центру - наружными, их 6. Это необходимо для игры. Отдельных слов заслуживает травмоопасность крикета, который вместе с футболом занимает первое место по этому показателю. Мяч для игры весит 150-163 грамма. Опытный игрок может запустить его со скоростью 140 км/ч. 20 октября 2013 года в ЮАР во время матча от удара мячом в висок скончался игрок Дэррин Рэндолл.

Основные условия игры

Все тонкости и нюансы этого вида спорта предусматривают установленные ICC правила. Крикет - сложная, своеобразная, медленная, долгая (матчи могут длиться до 5-6 дней) и не всеми любимая игра. Тонкости ее описать сложно, но основные положения можно. Поле для крикета должно быть овальной формы и покрыто травой. В его центре расположен земляной питч - прямоугольная площадка длиной в 20,12 м и шириной около 3 метров, в торцах которой устанавливаются калитки (деревянные колышки, вбитые в землю и представляющие собой перевернутую букву «Ш»). Все подачи мяча производятся на питче, вдоль его длины. Кризы - полосы в концах питча - отделяют игровые зоны.

Команды две - по 11 человек в каждой, матч ведут двое судей (на играх высокого уровня есть и третий рефери, находящийся за полем) и 2 судьи-секретаря, которые принимают и записывают сигналы арбитров с поля. Цель игры - набрать как можно больше очков и разбить калитку противника. Игрок в крикет, или крикетист, может называться боулером (подающим мяч) и бэтсменом (отражающим его при помощи биты). Защитник калитки называется уикет-кипер, иногда его роль особенно значима.

Главные амплуа игры

Две ведущие роли (боулера и бэтсмена) попеременно исполняют все игроки обеих команд. Первый может осуществить не более шести подач, которые в совокупности называются оверами. Мяч подается игроком одной команды и отражается представителем другой, оба они находятся в своих, противоположных друг другу игровых зонах, находящихся в торцах питча. Сразу после отражения мяча битой (игра неконтактная), бэтсмен может бежать к противоположной калитке, и коснуться чем-нибудь земли за ней, потом можно спешить назад. Пробежки приносят очки. Но он может оставаться на месте, если отраженный мяч отлетит достаточно далеко: к краю питча - 4 очка, за его границу - 6. Все игроки во время матча рассредоточены по всему полю, а подачу и прием мяча осуществляют только два представителя различных команд.

Основные периоды игры

Цель остальных - мешать сопернику набирать очки и защищать свою калитку. Как только ее разрушат, бэтсмен покидает игру, которая продолжается до последнего, десятого игрока, отбивающего подачу. Этот период называется иннингсом. После него команды меняются местами, то есть подавать мяч будет боулер другой команды (по 6 подач), а принимать - бэтсмены другой.

Как отмечалось выше, все тонкости чисто национальной забавы впитываются англичанами с молоком матери. Игра в крикет имеет своих искренних поклонников, а также является обязательной для посещения представителями элиты и членами королевской семьи, за которыми закреплены специальные ложи. Красочность является характерной чертой игры под названием крикет. Фото служат наглядным тому подтверждением.

Один раз в четыре года проходит чемпионат мира по крикету.

Считается, что крикет зародился на юго-востоке Англии. В исторических хрониках короля Эдуарда I часто упоминается игра, сходная с крикетом, которой развлекали себя жители графства Кент в XIII веке.

Само слово «крикет» могло произойти от слова «cric» — так называлась изогнутая пастушья палка. Ею запирались ворота, которые вели к пастбищу. В основном в крикет играли молодые крестьяне, и сообщается, что об игре узнали в континентальной Европе еще до того, как эта игра получила широкое распространение в Англии в XVII веке.
В начале 60-х годов XVIII века в городе Хэмблдон, графство Гемпшир, был образован первый крикет-клуб. Команда из этого графства в течение 25 лет была самым сильным клубом страны. Никто не умел так сильно отбивать и так резко бросать мяч, как жители Гемпшира.

Вскоре центр английского крикета переместился в Лондон: на Дорсетских полях некто Томас Лорд открыл площадку для игры. Примерно на том же месте в британской столице и сейчас стоит крикетный стадион Lord’s, колыбель крикета в его современном виде.

Позже там же был открыт Марилебонский крикет-клуб (MCC). Вскоре он стал самым сильным клубом страны, под его давлением были изменены правила, и поэтому в настоящее время именно там располагается руководство мирового крикета.
В начале прошлого века крикет на непродолжительное время был включен в олимпийскую программу, однако за отсутствием конкуренции этот вид спорта был исключен.

Традиции и этикет крикета

Крикет распространялся по миру по мере роста могущества Британской империи. Поэтому если посмотреть на участников чемпионата мира 2003 года, то список стран-участниц за редким исключением будет представлять собой бывшие колонии империи, «над которой никогда не заходит солнце». Больше всего крикет развит и популярен в Австралии (чемпион мира), Новой Зеландии, Индии, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, ЮАР, Намибии, Зимбабве, Кения, Канаде и Западной Индии (сборная стран Карибского бассейна).

Матчи по крикету могут длиться несколько дней, и часто кажется, что на поле ничего не происходит, а игроки просто лениво стоят и смотрят вокруг. Часто между перебежками может пройти несколько минут. Поэтому к походу на стадион болельщики относятся очень серьезно, запасаясь корзинками с едой и выпивкой.

Быть болельщиком крикета в Англии — престижно, и часто богатые компании имеют собственную ложу на стадионе. Хотя, как говорят здесь, в таких ложах во время матчей в основном решаются важные дела, а происходящее на поле — всего лишь фон.

В крикет играют две команды по 11 человек, каждая из которых получает шанс отбивать и подавать мяч. Задача — разрушить мячом калитку соперника (wicket).
Выигрывает матч команда, набравшая в процессе отбивания большее количество очков (перебежек).
Команда не считается выбитой до тех пор, пока у нее не останется один невыбитый бэтсмен (batsman). После того, как подающая мяч команда выбивает всех бэтсменов соперника, команды меняются позициями.

Итак, цель игры в крикет — набрать большее число очков, чем соперник. Очки начисляются за так называемые «перебежки» (runs). Количество перебежек напрямую зависит от того, насколько далеко бэтсмен отбил поданный ему мяч. Чем дальше улетел мяч, тем больше времени игроки подающей команды затратят на то, чтобы вернуть его в центр поля, а в это время игрок с битой, перемещаясь от одной «калитки» до другой, набирает те самые «перебежки».

Если мяч улетел недалеко, то, как правило, отбивающей успевает совершить одну перебежек, если мяч покинул пределы поля, окруженного канатом, то команде может быть начислено до шести перебежек. Максимальное количество очков можно получить, если мяч покинул пределы поля, ни разу не коснувшись земли.

Природа крикета такова, что матч, длившийся от двух до пяти дней (так называемый тестовый матч), может закончиться и вничью. В пятидневных матчах, в которых участвуют только сборные разных стран, каждая команда получает по две возможности подавать и отбивать (two innings — два тура бросков по калитке). В чемпионате Англии, где соревнуются сборные графств, матчи идут четыре дня.

В крикет играют на большом овальном поле, однако самые главные события происходят в центре, на специально подготовленной дорожке, которая называется линией подачи (pitch) или калиткой (wicket). Она представляет собой прямоугольник 20 метров в длину и три — в ширину.

На противоположных концах дорожки находятся сами калитки, состоящие из ивовых столбиков (stumps) — 71 см в высоту и общей шириной в 22 см — с лежащими на них перекладинами (bail). Задача бэтсмена — защитить калитку от бросков подающего.
Все 11 игроков команды, которая подает мяч, находятся на поле. А у команды, которая отбивает, на поле только два бэтсмена, причем, только один из них принимает участие в самой игре, а другой выполняет вспомогательную роль, до тех пор, пока его партнера не выбили.

Из 11 человек подающей команды девять могут быть расставлены по полю так, как решит капитан, 10-й игрок — боулер — (bowler) бросает мяч по воротцам (обязательно сверху вниз прямой рукой из-за плеча), а 11-й (wicketkeeper) находится прямо за игроком с битой. Его задача — поймать мяч за калиткой.
Боулеры делятся на два типа: fastbowler (игрок, делающий ставку на силу броска) и spinner (тот, кто выбивает соперника, подкручивая мяч).

Крикетный мяч сделан из пробки и покрыт красной кожей. Кожаные части сшиты друг с другом в центре, и эта немного выступающая вверх часть мяча называется «швом», наличие которого очень важно для техники подачи мяча.
Боулер постарается бросить мяч так, чтобы он ударился об землю именно этим швом, что изменит его траекторию, а бэтсмену будет сложнее среагировать на него.
Матч начинается с того, что капитаны бросают монету и решают, какая команда будет первой подавать, а какая — отбивать. Причем, капитан, делая выбор, исходит из погодных условий, состояния поля и физической формы команды.
После шести подач подряд (так называемый over) отбивающий переходит защищать противоположную калитку. И так продолжается весь матч.

Если капитан считает, что его команда набрала достаточное число «перебежек», он может прекратить тур бросков по калитке, то есть поменяться с соперником ролями. В таком случае говорят, что команда сделала «заявление» (declaration). После смены ролей команда, которая отбивала, имеет четкое представление о том, сколько «перебежек» нужно набрать ей, чтобы победить.

Свод всех правил крикета — книжка из 20 страниц убористого текста.



Похожие статьи
 
Категории