Из этого произведения слова: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком. Фелица

01.07.2020

История создания

Ода «Фелица» (1782) – первое стихотворение, сделавшее имя Гаврии­ла Романовича Державина знаменитым. Оно стало ярким образцом но­вого стиля в русской поэзии. В подзаголовке стихотворения уточняется: "Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татар­ ским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам сво­ им в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка». Свое необыч­ное название это произведение получило от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим име­нем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характе­ризующей ее окружение.

Известно, что сначала Державин не хотел печатать это стихотворение и даже скрывал авторство, опасаясь мести влиятельных вельмож, сатири­чески изображенных в нем. Но в 1783 году оно получило широкое рас­пространение и при содействии княгини Дашковой, приближенной им­ператрицы, было напечатано в журнале «Собеседник любителей русского слова», в котором сотрудничала сама Екатерина II. Впоследствии Держа­вин вспоминал, что это стихотворение так растрогало императрицу, что Дашкова застала ее в слезах. Екатерина IIпожелала узнать, кто написал стихотворение, в котором так точно ее изобразил. В благодарность авто­ру она послала ему золотую табакерку с пятьюстами червонцами и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». С того дня к Державину пришла литературная слава, которой до того не знал ни один русский поэт.

Основные темы и идеи

Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеали­зируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисо­ванный им образ:

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?

С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой:

Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает. –
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, на­рисованных в оде, явно проступали черты реальных людей:

Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.

В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость – ведь любой из задетых им вельмож мог разделать­ся за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спас­ло Державина.

Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать за­кону, которому подвластны как цари, так и их подданные:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.

Эта любимая мысль Державина звучала смело, и высказана она была простым и понятным языком.

Заканчивается стихотворение традиционной хвалой императрице и пожеланием ей всех благ:

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сапфирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звезды, возблестят.

Художественное своеобразие

Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. Нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное – рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

«Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже по­казана обытовленно («Не дорожа свои покоем, / Читаешь, пишешь под налоем...»). Вместе с тем такие подробности не снижают ее образ,а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным снатуры. Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину действительно удалось внести в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных лю­дей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обста­новки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными. Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впослед­ствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Держа­вин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные события, в «смешанной оде» «стихотворец может гово­рить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии – «поэзии действительно­сти», которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина.

Значение произведения

Сам Державин впоследствии отмечал, что одна из основных его заслуг в том, что он «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить». Как справедливо указывает исследователь творчества поэта В.Ф. Ходасевич, Державин гордился «не тем, что открыл добродетели Ека­терины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Он по­нимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа. И, быть может, – развивает свою мысль Ходасевич, – доживи «старик Державин» хотя бы до первой главы «Онегина», – он услыхал бы в ней отзвуки своей оды».

"Фелица" (первоначальное полное название ее: "Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года") написана с установкой на обычную хвалебную оду. По своей внешней форме она представляет собой словно бы даже шаг назад от "Стихов на рождение..."; она написана традиционными для торжественной оды десятистишными ямбическими строфами ("Стихи на рождение..." на строфы совсем не расчленены). Однако на самом деле "Фелица" являет собой художественный синтез еще более широкого порядка.
Название Екатерины Фелицей (от латинского felicitas – счастье) подсказано одним из ее собственных литературных произведений – сказкой, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I, и незадолго до того опубликованной в весьма ограниченном количестве экземпляров. Киевского царевича Хлора посещает киргизский хан, который с целью проверить молву об исключительных способностях мальчика приказывает ему отыскать редкий цветок – "розу без шипов". По пути царевича зазывает к себе мурза Лентяг, пытающийся соблазнами роскоши отклонить его от слишком трудного предприятия. Однако с помощью дочери хана Фелицы, которая дает в путеводители Хлору своего сына Рассудок, Хлор достигает крутой каменистой горы; взобравшись с великим трудом на вершину ее, он и обретает там искомую "розу без шипов", т. е. добродетель. Использованием этой немудреной аллегории Державин и начинает свою оду:

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды,
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет.
Где добродетель обитает!
Она мой дух и ум пленяет;
Подай найти ее совет.

Так условно-аллегорическими образами детской сказочки травестийно подменяются традиционные образы канонического зачина оды - восхождение на Парнас, обращение к музам. Самый портрет Фелицы – Екатерины – дан в совершенно новой манере, резко отличающейся от традиционно-хвалебной одописи. Взамен торжественно-тяжелого, давно заштампованного и потому мало выразительного образа "земной богини", поэт с огромным воодушевлением и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину в лице деятельной, умной и простой "Киргиз-Кайсацкой царевны":

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь,
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.

Подобное противопоставление "добродетельному" образу Фелицы контрастного образа порочного "мурзы" проводится потом через все стихотворение. Это обусловливает исключительное, небывалое у нас дотоле жанровое своеобразие "Фелицы". Хвалебная ода в честь императрицы оказывается в то же время политической сатирой – памфлетом против ряда лиц ее ближайшего окружения. Еще резче, чем в "Стихах на рождение в севере порфирородного отрока", меняется здесь и поза певца в отношении предмета его воспевания. Ломоносов подписывал свои оды императрицам – "всеподданнейший раб". Отношение Державина к Екатерине-Фелице, традиционно наделяемой им порой "богоподобными" атрибутами, при всей почтительности, не лишено в то же время, как видим, некоторой шутливой короткости, почти фамильярности.
Противопоставляемый Фелице образ на протяжении оды характерно двоится. В сатирических местах – это некий собирательный образ, включающий в себя порочные черты всех высмеиваемых здесь поэтом екатерининских вельмож; в известной степени Державин, вообще склонный к автоиронии, вводит в этот круг и самого себя. В высоких патетических местах – это лирическое авторское "я", опять-таки наделяемое конкретными автобиографическими чертами: мурза – и в самом деле реальный потомок мурзы Багрима поэт Державин. Появление в "Фелице" авторского "я", живой, конкретной личности поэта, было фактом огромного художественного и историко-литературного значения. Хвалебные оды Ломоносова также начинаются подчас от первого лица:

Не Пинд ли под ногами зрю?
Я слышу чистых сестр музыку.
Пермесским жаром я горю,
Теку поспешно к оных лику.

Однако то "я", о котором здесь говорится, представляет собой не индивидуальную личность автора, а некий условный образ отвлеченного "певца" вообще, образ, который выступает как неизменный атрибут любой оды любого поэта. С подобным же явлением сталкиваемся мы в сатирах - также распространенном и значительном жанре поэзии XVIII в. Разница в этом отношении между одами и сатирами состоит лишь в том, что в одах певец все время играет на одной единственной струне – "священного восторга", в сатирах же звучит также одна единственная, но негодующе-обличительная струна. Столь же "однострунными" были и любовные песни сумароковской школы – жанр, который, с точки зрения современников, считался вообще полузаконным и уж во всяком случае сомнительным.
В "Фелице" Державина, взамен этого условного «я», появляется подлинная живая личность человека-поэта во всей конкретности его индивидуального бытия, во всем реальном многообразии его чувствований и переживаний, со сложным, "многострунным" отношением к действительности. Поэт здесь не только восторгается, но и гневается; восхваляет и одновременно хулит, обличает, лукаво иронизирует, причем в высшей степени важно, что эта впервые заявляющая себя в одической поэзии XVIII в. индивидуальная личность несет в себе и несомненные черты народности.
Пушкин говорил о баснях Крылова, что они отражают в себе некую "отличительную черту в наших нравах – веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться". Из-под условно "татарского" обличья "Мурзы", впервые эта черта проступает в державинской оде к Фелице. Эти проблески народности сказываются и в языке "Фелицы". В соответствии с новым характером этого произведения находится и его "забавный русский слог", как определяет его сам Державин, – заимствующая свое содержание из реального бытового обихода, легкая, простая, шутливо-разговорная речь, прямо противоположная пышно изукрашенному, намеренно приподнятому стилю од Ломоносова.
Одами продолжает традиционно называть свои стихи и Державин, теоретически связывая их с обязательным для классицизма античным образцом – одами Горация. Но на самом деле он совершает ими подлинный жанровый переворот . В поэтике русского классицизма не существовало стихов "вообще". Поэзия делилась на резко разграниченные, ни в каком случае не смешивавшиеся друг с другом, обособленные и замкнутые поэтические виды: оду, элегию, сатиру и т. д. Державин, начиная со "Стихов на рождение в севере порфирородного отрока" и, в особенности, с "Фелицы", начисто ломает рамки традиционных жанровых категорий классицизма, сливает в одно органическое целое оду и сатиру, в других своих вещах, как "На смерть князя Мещерского", – оду и элегию.
В противоположность однопланным жанрам классицизма, поэт создает сложные и полножизненные, полифонические жанровые образования, предвосхищающие не только "пестрые главы" пушкинского "Евгения Онегина" или в высшей степени сложный жанр его же "Медного Всадника", но и тон многих вещей Маяковского.
"Фелица" имела при своем появлении колоссальный успех ("у каждого читать по-русски умеющего очутилась она в руках", – свидетельствует современник) и вообще сделалась одним из самых популярных произведений русской литературы XVIII в. Этот громадный успех наглядно доказывает, что ода Державина, которая произвела своего рода революцию в отношении поэтики Ломоносова, полностью отвечала основным литературным тенденциям эпохи.
В "Фелице" объединены два противоположных начала поэзии Державина – положительное, утверждающее, и изобличающее, – критическое. Воспевание мудрой монархини – Фелицы – составляет одну из центральных тем творчества Державина, которому и современники, и позднейшая критика так и присвоили прозвание "Певца Фелицы". За "Фелицей" последовали стихотворения "Благодарность Фелице", "Изображение Фелицы", наконец, прославленная почти столь же, как и "Фелица", ода "Видение мурзы" (начата в 1783 г., окончена в 1790 г.).

Подобный материал:
  • «Слова о полку Игореве» , 72.19kb.
  • Кто же автор поэмы «Слово о полку Игореве»? , 314.67kb.
  • План работы Введение. «Слово о полку Игореве» как переводческая проблема: «Слово» слово, , 312.02kb.
  • 10-11 классы I. Дайте краткий ответ на вопросы: 1 Назовите героя-резонера в драме , 24.71kb.
  • Контрольная работа по литературе 1 уровень Основная идея «Слова о полку Игореве» , 55.24kb.
  • План конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, , 121.53kb.
  • , 45.65kb.
  • А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них , 44.67kb.
  • Литература ХI хiх веков курсовая работа «Проблема жанра Слова о полку Игореве» , 309.49kb.
  • Литература в XІІ начале XIII в на примере «Слова о полку Игореве» , 81.43kb.
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра русского языка и литературы

ЗАДАНИЯ ВТОРОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТУРНИРА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(8-9 классы)

I. Дайте краткий ответ на вопросы:

1) Какой художественный прием использовал автор «Слова о полку Игореве» в следующем отрывке: «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в степи незнаемой, среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была засеяна, а кровию полита: горем взошли они по земле Русской» ?

2) В «Слове о полку Игореве» есть два вставных эпизода, не связанных с основным сюжетом (походом Игоря). Один эпизод – это «Плач Яросласвны». Назовите второй эпизод.

3) Комедия Д.И. Фонвизина называется «Недоросль». Кого называли недорослями в XVIII веке?

4) К кому обращается Г.Р. Державин в произведении «Фелица»?

Мурзам своим не подражая

Почасту ходишь ты пешком

И пища самая простая

Бывает за твоим столом…

5) О каком произведении Н.М. Карамзина А.С. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена Н.М. Карамзиным, как Америка - Колумбом» ?

6) Сколько времени длилось путешествие героя из Петербурга в Москву (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)?

7) Какое произведение было создано Н.М. Карамзиным во время поездки по Европе?

8) Определите стихотворный размер. Из какого произведения В.А. Жуковского взят этот отрывок?

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон.

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

9) По какому историческому поводу было написано стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов»?

10) Какой конфликт является основным, ведущим, сюжетообразующим в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

11) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» два героя-резонера. Один из них – Чацкий. Назовите другого.

12) Как называется строфа, которая состоит из 14 стихов, с оригинальной рифмовкой: перекрестная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие? Каждая такая строфа рисует законченную картину.

13) Какое стихотворение было написано А.С. Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?

14) Какую форму для своего романа «Капитанская дочка» избрал А.С. Пушкин?

15) К какому стихотворению А.С. Пушкина предпослан следующий эпиграф: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» (Г.Р. Державин)?

16) Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна».

17) Какая из частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?

18) Какой эпизод является кульминацией сюжета в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

19) Какой юбилейной дате было посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

20) Какое произведение Н.В. Гоголя заканчивается фразой: «Скучно на этом свете, господа»?

21) О ком из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» говорится, что «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» ?

22) В большинстве художественных произведений принято деление героев на положительных и отрицательных. Назовите положительного героя комедии «Ревизор».

23) Кто в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

24) У кого из помещиков «Мертвых душ» был в усадьбе «храм уединенного размышления»?

25) На могиле какого писателя XIX века высечены слова: «Имя и дела твои бессмертны, но для чего пережила тебя любовь моя»?

II. Напишите сочинение-фантазию на тему:

«Сон в зимнюю ночь »

Читайте также:
  1. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  2. В хороших литературных произведениях особое значение придается реакциям.
  3. Возлагается обязанность обеспечить для этого условия и осуще-
  4. Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).
  5. Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения).
  6. Вопрос35. Предел Функции в точке и на бесконечности. Геометрическая иллюстрация определений. Предел постоянной. Предел суммы, частного, произведения. Предел элементарных функций.
  7. Вызвать угнетенное состояние. Не совершайте этого насилия. Ваша молитва будет оказывать угнетающее действие.

1. «Фелица»

3. «Фрол Силин»

4. «К уму своему»

142. Главный герой «Путешествия из Петербурга в Москву»:

1. офицерство

2. купечество

4. дворянство

5. чиновничество

143. Черты этих литературных направлений проявились в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

1. классицизм и сентиментализм

2. романтизм и сентиментализм

3. реализм и классицизм

4. классицизм и модернизм

5. соцреализм

144. В этой главе «Путешествия…» А.Н.Радищев подводит своего читателя к мысли о революционном выступлении народа:

1. «Зайцово»

2. «Крестцы»

3. «Спасская Полесть»

4. «Любани»

5. «Едрово»

145. Об этом произведении А.Радищева Екатерина II сказала: «Бунтовщик, хуже Пугачева»:

1. «Вольность»

2. «Путешествие из Петербурга в Москву»

3. «Отрывок из путешествия»

4. «Письмо к другу»

5. «Письма к Фалалею»

146. В этом произведении А.Радищнва помещена ода «Вольность»:

1. «Бригадир»

2. «Путешествие из Перербурга в Москву»

3. «Недоросль»

5. «Водопад»

147. За свою книгу он был арестован, приговорен к смертной казни, которая потом была заменена ссылкой в Сибирь:

1. А.Сумароков

2. А.Кантемир

3. Г.Державин

4. А.Радищев

5. М.Ломоносов

148. В этой книге XVIII в. эпиграфом взяты слова: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»:

1. «Бедная Лиза»

2. «Недоросль»

3. «Ревизор»

5. «Ябеда»

«Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала»:

1. «Бедная Лиза»

2. «Недоросль»

3. «Ревизор»

4. «Путешествие из Петербурга в Москву»

5. «Ябеда»

150. О нем говорят, что его жизнь - подвиг во имя освобождения российского крестьянина:

1. А. Сумароков

2. А.Радищев

3. Г.Державин

4. И.Крылов

1. А.Радищев

2. М.Ломоносов

3. Г.Державин

4. И.Крылов

5. Ф.Прокопович

152. Тема оды «Вольность»:

3. революции

4. счастья

1. М.Ломоносов

2. И.Крылов

3. Ф.Прокопович

4. А.Кантемир

5. А. Радищев

154. Его считают зачинателем отечественной революционной эстетики:

1. И.Крылов

2. А.Радищев

3. Н.Карамзин

4. И.Дмитриев

5. И.Крылов

155. Эту линию в литературе возглавил А.Радищев:

3. романтико-героическую

4. историко-патриотическую

5. романтико-историческую

156. К этому сословию принадлежала Лиза («Бедная Лиза» Н.Карамзина):

1. к крестьянству

2. к купечеству

3. к мещанству

4. к дворянству

5. к столбовому дворянству

157. Этих политических взглядов придерживался Н.М.Карамзин:

1. был демократом

2. был сторонником просвещенной монархии

3. был сторонником либеральных взглядов

4. поддерживал самодержавие

5. был противником самодержавия.

158. Яркий представитель русского сентиментализма:

1. М.Ломоносов

2. Г.Державин

3. Д.Фонвизин

4. В.Капнист

1. А.Радищев

2. М.Ломоносов

3. Н.Карамзин

4. Д.Фонвизин

5. Г.Державин

160. Историческое сочинение Н.Карамзина:

1. Остров Борнгольм

2. Сиерра-Морена

4. Бригадир

5. Недоросль

161. Произведение Н.Карамзина:

1. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке

2. Дмитрий Самозванец

3. История государства Российского

4. Бригадир

5. Недоросль

162. Известный альманах, изданный Н.Карамзиным:

1. «Аглая»

2. «Владлена»

3. «Татьяна»

4. «Елена»

5. «Марина»

163. В этих произведениях Н.Карамзина видны предромантические тенденции:

1. «Бедная Лиза», «Марфа Посадница»

2. «Остров Борнгольм», «Сиерра - Морена»

3. «Фрол Силин», «Рыцарь нашего времени»

4. «Письма русского путешественника», "Фелица"

5. «История Государства Российского», "Бригадир"

164. Имя главного героя «Бедной Лизы»:

165. Проблема повести «Марфа Посадница»:

2. просвещение

3. любовь и дружба

4. война и мир

5. монархия или республика

166. Главный теоретик 18 века:

1. М.Ломоносов

2. Ф.Прокопович

3. А.Пушкин

4. М.Лермонтов

5. А.Кантемир

167. Баснописец XVIII-XIX вв.:

1. В.Тредиаковский

2. М.Ломоносов

3. Н.Карамзин

4. И.Крылов

5. Д.Фонвизин

168. За свою книгу был арестован, приговорен к смертной казни, которая потом была заменена ссылкой в Сибирь:

1. А.Сумароков

2. А.Кантемир

3. Г.Державин

4. А.Радищев

1. Д.Фонвизин

2. Н.Карамзин

4. А.Радищев

5. И.Крылов

170. Тема «Писем Эрнеста и Доравры»:

1. о любви аристократки и бедного дворянина

2. о дружбе между людьми

3. о справедливости

4. о крестьянстве

5. о свободе

171. «Письма Эрнеста и Доравры» - образец:

1. классического романа

2. исторического романа

3. приключенческого романа

4. бытового романа

172. Он сумел показать мир любовных переживаний:

1. К.Истомин

2. А.Кантемир

3. М.Ломоносов

4. Ф. Прокопович

1. М.Чулков

2. Д.Фонвизин

3. М.Ломоносов

4. В.Тредиаковский

5. А.Радищев

174. Роман «Пригожая повариха» следует отнести к:

1. историческому

2. плутовскому

3. документальному

4. приключенческому

1. А.Кантемир

2. Д.Фонвизин

3. И.Богданович

4. И.Крылов

5. Г.Державин


| | | | | 6 |

(для учащихся 9 класса)

Вариант I



    1. В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится …

    1. Классицисты стали обращаться к образам и формам античного искусства, так как …

    1. Представителем русского классицизма в литературе не являлся …

    1. Центральной эстетической категорией сентиментализма является …


1) высокие жанры

А) комедия

2) низкие жанры

Б) сатира

В) трагедия

Г) эпопея

Д) басня

Е) ода


  1. Какой общественный деятель и просветитель добился открытия в Москве первого русского университета?

  1. К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»?


  1. Какие художественные приёмы использует автор в этом отрывке? Правильных ответов может быть несколько.

  1. Кем являются главные герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  1. Какой момент в повествовании можно считать завязкой действия?

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант II


  1. Продолжите высказывание, выбрав правильный вариант ответа.

    1. Истоки мирового классицизма – …

    1. Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – …

    1. Образцовой классицистической комедии не свойственно …

    1. Героями классицистических од обычно становились …

    1. Первый в России детский журнал назывался …

    1. Предметом произведений Н.М. Карамзина стали …

II. Установите соответствие. Каждой цифре слева может соответствовать несколько ответов справа.

III. Выберите правильный вариант ответа.


  1. Кто из авторов XVIII века вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения?

А) М.В. Ломоносов

В) А.Н. Радищев

Б) Г.Р. Державин

Г) Н.М. Карамзин

  1. Укажите определение жанра оды.

  1. Из какого произведения взят нижеприведённый отрывок?

  1. Какой художественный приём использует автор в этом отрывке? Ответ может быть только один.

  1. Укажите жанр произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. В чём видит автор причину трагического конца повести «Бедная Лиза»?

  1. Какое дерево явилось «свидетелем» развития и завершения отношений между Лизой и Эрастом?

Ключ к тесту по разделу «Русская литература XVIII века»

(для учащихся 9 класса)

Вариант I
I.


1

2

3

4

5

6

А

В

Б

Б

Г

Б

II.


1

2

В, Г, Е

А, Б, Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

Г

А, Б, В

А

Г

Вариант II
I.


1

2

3

4

5

6

В

А

Г

Г

В

Г

II.


1

2

3

4

Е

А, В, Ж

Б, Г

Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

А

Б

В

Г

Критерии оценки

Вариант I

Максимальное количество – 21 балл

Вариант II

Максимальное количество – 20 баллов



Похожие статьи
 
Категории