Избавляемся от сомнений: как разобраться в своих чувствах. Как разобраться в себе и своих чувствах

01.10.2019

Желание разобраться в себе обычно возникает, когда у человека что-то не ладится в жизни. Типичные ситуации: нужно определиться с планами на будущее, оценить свои чувства по отношению к потенциальному спутнику жизни.

В действительности умение разобраться в себе может пригодиться не только для этих достаточно редких ситуаций. На мой взгляд, без глубокого понимания самого себя, своих истинных целей и устремлений, вряд ли возможно . Что бы что-то развивать и улучшать, нужно для начала владеть полной и достоверной информацией о предмете.

Можно привести такую аналогию: занятия спортом без предварительной консультации у хорошего врача могут привести к разным неприятным последствиям – от растяжения связок до грыжи (а то и что-нибудь похуже). Так и с личностным ростом. Начав использовать какие-то техники, не зная особенностей своей личности, можно добиться сугубо отрицательных результатов – психологических травм, растраченного впустую времени, приобретению новых .

Поэтому уметь разобраться в себе – умение действительно первостепенной важности. Продолжая аналогию со спортом, можно бы сказать, что нужно отправляться к хорошему психологу. В идеале, это, конечно, правильно. Только вот реальная жизнь имеет мало общего с идеалом. Например, потому, что:

1. Профессиональных спортсменов немного, на них вполне хватает хороших докторов. Тех, кто желает заниматься саморазвитием – больше в тысячи раз. Где найти столько хороших психологов?

2. “Травмы”, которые можно получить в ходе пусть даже неправильного саморазвития все же не так серьезны и, при наличии у пациента головы, достаточно легко излечимы.

3. Все равно никто не пойдет к психологу =). “В идеале” и с насморком надо к врачу идти, а кто ходит?

Ну а теперь – главное. Как же все-таки разобраться в себе? Какие инструменты и техники можно для этого использовать? Ведь недостаточно просто сказать: “хочу разобраться в себе” – и рраз! – получаешь на руки психологический портрет в трех томах.

Итак, способы понять себя лучше:

2. (еще один метод, использующий силу написанного слова) Просто садитесь поудобнее и начинаете писать все, что приходит в голову, не обращая внимания на стиль, орфографию, красоту почерка и форматирование. Пусть будет немножко бреда – нестрашно, из него можно выловить немало полезного. Главное – писать именно “от балды”, не задумываясь над содержимым. Писать так желательно хотя бы минут десять-пятнадцать, причем не останавливаясь.

3. Наблюдение за собой в необычных ситуациях. В повседневной суете наше “Я” куда-то исчезает. Дни движутся по кругу, мы встречаемся с одними и теми же людьми, делаем примерно одно и то же… Поэтому и испытываем примерно одинаковые чувства. А вот в необычных ситуациях наше “Я” вылезает из скорлупы.

Примеры таких ситуаций:

— Алкогольное опьянение. Это на самом деле отличная возможность узнать о себе что-то новое! Только не надо прибегать к ней специально;) В состоянии легкого опьянения человек утрачивает множество психологических барьеров и расслабляется. Если чуть чуть выпив, не лезть к окружающим со словами “дееевушка, а можно ваш номер телефона?” и “ты меня уважаешь?”, а попытаться понять, чего вам вообще хочется, то результат может приятно удивить. Главное, проанализировать его в том числе и на свежую голову.

— Выезд на отдых, на природу. Вполне приятное занятие – посидеть часок, посмотреть на море и подумать – о себе, о жизни…

— Путешествия.

— Стресс или . Не всегда стоит полностью доверять результатам самопознания в таком состоянии, но принимать во внимание – очень даже можно.

Любая необычная ситуация помогает вскрыть скорлупу, которая окружает вашу личность.

4. Разговор с близким человеком. У близких мы обычно ищем поддержки, подставленного плеча или жилетки, но не помощи в саморазвитии и самопознании. И дико обижаемся, когда они предлагают такую помощь сами — “а че это ты меня жизни учишь!!!111”

5. Размышления над книгой или фильмом. Кто из героев вам близок? Почему? Как бы вы повели себя на его месте? Почему? Какие моменты вас трогают, а какие – оставляют равнодушным? И так далее.

Разумеется, книги и фильмы должны быть соответствующего уровня – комедии в духе “Американского пирога” или покетбуки мало подходят для самоанализа.

6. Компьютерные игры. Похоже на предыдущий метод. Современные ролевые игры порой погружают геймера в ситуации, которые требуют не только кликать мышкой, но и задумываться над ситуацией и своим выбором. До недавнего времени подобный выбор в игре сводился к “поступить как хороший парень/поступить как плохой парень”. Однако более современные и серьезные игры ставят действительно интересный моральный выбор. Этот выбор как бы погружает нас в необычную ситуацию (см. пункт 3).

«Раз я тебя люблю, ты тоже участвуешь в этом, поскольку в тебе есть что-то, что вызывает во мне любовь к тебе. Это взаимное чувство, потому что есть движение в обе стороны: любовь, которую я к тебе испытываю, возникает в ответ на повод для любви, который есть в тебе.

Мое чувство к тебе – не только мое дело, но и твое тоже. Моя любовь говорит о тебе что-то, чего, быть может, ты сам не знаешь». Жак-Ален Миллер

Что же такое любовь?

Во все времена люди ищут ответ на этот вопрос, и самые обыкновенные и великие умы, но к общему мнению до сих пор не пришли. И не удивительно, ведь предмет исследования очень обширен и субъективен.

О любви складывают стихи, пишут книги, поют песни, о любви молчат, о любви кричат. То, что люди называют любовью, заставляет их танцевать от счастья или убиваться от горя.

Любовь касается всех, независимо от социального статуса, возраста и половой принадлежности. На мой взгляд нельзя однозначно ответить на вопрос «Что такое любовь?».

Кто-то считает, что любит или любил, а потом оказывается, что это была не любовь; кто-то утверждает что еще не встретил свою любовь; что любовь это болезнь; или что любовь длится три года. Одни уверены, что в основе любви лежит сексуальное желание, другие – что духовные ценности. Так или иначе люди, чувствуют то, называют словом «любовь».

Из-за любви мы ревнуем, испытываем яркую гамму чувств и эмоций. Спорим с партнерами о том, как полагается любить. Женщины пытаются объяснить мужчинам, как следует любить женщину, а мужчины пытаются отстоять свою точку зрения. У кого-то любовь получается, у кого-то нет.

Так или иначе любовь во всех своих проявлениях является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Именно поэтому любовь изучают так долго и отчаянно.

За все время изучения данного вопроса набралось столько мыслителей, мнений и теорий, что и не перечислить всех. Однако существуют теории, которые получили наибольший отклик в душах людей и потому снискавшие свою популярность. О них и пойдет речь в данной статье. Можно предположить, что эти теории заметнее остальных приблизились к пониманию обсуждаемого вопроса. Как часто говорил Фрейд: «Ваша реакция не была бы столь бурной, если бы я не попал в цель» .

Данная статья будет интересна тем, кто испытывает любовь и задается вопросом: почему в любви все так непросто и неоднозначно?

Несмотря на то, что любовь может быть материнская, отцовская, братская, в данном материале предлагаю поговорить о любви, которая зачастую будоражит более остальных – о любви между мужчиной и женщиной.

Любовь по Шопенгауэру

Не могу не обратить внимания на великого мыслителя, которого Лев Толстой называл «гениальнейшим из людей».

Немецкий философ Артур Шопенгауэр – это автор, чей взгляд на любовь заслуживает внимания хотя бы потому, что его рассуждения на данную тему оказали влияние на понимание любви Фрейдом. То что Шопенгауэр называл «воля к жизни» Фрейд впоследствии обозначил как «Эрос».

Шопенгауэр считал, что в основе всякой половой любви лежит инстинкт, направленный исключительно на продолжения рода. Выбор объекта любви происходит инстинктивно.


В свой работе «Метафизика половой любви» немецкий философ объясняет, как этот выбор происходит и почему людей при выборе объекта любви одно привлекает, а другое вызывает отвращение.

В рамках данной статьи нахожу замечательным отрывок из вышеупомянутой работы философа:

«...Надо заметить, что мужчина по своей природе обнаруживает склонность к непостоянству в любви, а женщина – к постоянству . Любовь мужчины заметно слабеет с того момента, когда она получит себе удовлетворение: почти всякая другая женщина для него более привлекательна, чем та, которою он уже обладает, и он жаждет перемены; любовь женщины, наоборот, именно с этого момента возрастает.

Это – результат целей, которые ставит себе природа: она заинтересована в сохранении, а потому и в возможно большем размножении всякого данного рода существ. В самом деле: мужчина легко может произвести на свет больше ста детей в год, если к его услугам будет столько же женщин; напротив того, женщина, сколько бы мужчин она ни знала, все-таки может произвести на свет только одно дитя в год (я не говорю здесь о двойнях).

Вот почему мужчина всегда засматривается на других женщин, в то время как женщина сильно привязывается к одному, ибо природа инстинктивно и без всякой рефлексии побуждает ее заботиться о кормильце и защитнике будущего потомства.

И оттого супружеская верность имеет у мужчины характер искусственный, а у женщины – естественный , и таким образом, прелюбодеяние женщины как в объективном отношении, по своим последствиям, так и в субъективном отношении, по своей противоестественности, гораздо непростительнее, чем прелюбодеяние мужчины.

<...>

Главное условие, определяющее наш выбор и нашу склонность, это – возраст. В общем он удовлетворяет нас в этом отношении от того периода, когда начинаются менструации, и до того, когда они прекращаются ; но особенное предпочтение отдаем мы поре от восемнадцати до двадцати восьми лет.

За этими пределами ни одна женщина не может быть для нас привлекательной: старая женщина, т.е. уже не имеющая менструаций, вызывает у нас отвращение. Молодость без красоты все еще привлекательна, красота без молодости – никогда.

Очевидно, соображение, которое здесь бессознательно руководит нами, это – возможность деторождения вообще; оттого всякий индивидуум теряет свою привлекательность для другого пола в той мере, в какой он удаляется от периода наибольшей пригодности для производительной функции или для зачатия.

Второе условие, это – здоровье : острые болезни являются в наших глазах только временной помехой;болезни же хронические или худосочие совершенно отталкивают нас, потому что они переходят на ребенка.

Третье условие, с которым мы сообразуемся при выборе женщины, – это ее сложение , потому что на нем зиждется тип рода. После старости и болезни ничто так не отталкивает нас, как искривленная фигура: даже самое красивое лицо не может нас вознаградить за нее; напротив, мы безусловно предпочитаем самое безобразное лицо, если с ним соединяется стройная фигура.

Далее, всякая непропорциональность в телосложении действует на нас заметнее и сильнее всего , например, кривобокая, скрюченная, коротконогая фигура и т.п., даже хромающая походка, если она не является результатом какой-нибудь внешней случайности.

Наоборот, поразительно красивый стан может возместить всякие изъяны: он очаровывает нас . Сюда же относится и то, что все высоко ценят маленькие ноги: последние – существенный признак рода, и ни у одного животного тарсус и метатарсус, взятые вместе, не так малы, как у человека, что находится в связи с его прямою походкой: человек – существо прямостоящее.

Вот почему и говорит Иисус Сирахов (26, 23, по исправленному переводу Крауза): «женщина, которая стройна и у которой красивые ноги, подобна золотой колонне на серебряной опоре».

Важны для нас и зубы, потому что они играют очень существенную роль в питании и особенно передаются по наследству.

Четвертое условие – это известная полнота тела, т.е. преобладание растительной функции, пластичности: оно обещает плоду обильное питание, и оттого сильная худоба сразу отталкивает нас.

Полная женская грудь имеет для мужчины необыкновенную привлекательность , потому что, находясь в прямой связи с детородными функциями женщины, она сулит новорожденному обильное питание.

С другой стороны, чрезмерно жирные женщины противны нам ; дело в том, что это свойство указывает на атрофию матки, т.е. на бесплодие; и знает об этом не голова, а инстинкт.

Только последнюю роль в нашем выборе играет красота лица. И здесь прежде всего принимаются в соображение костные части: вот почему главное внимание мы обращаем на красивый нос; короткий вздернутый нос портит все.

Счастье целой жизни для множества девушек решил маленький изгиб носа кверху или книзу ; и это справедливо, потому что дело здесь идет о родовом типе. Маленький рот, обусловленный маленькими челюстями, играет очень важную роль, потому что он составляет специфический признак человеческого лица в противоположность пасти животных.

Отставленный назад, как бы отрезанный подбородок в особенности противен , потому что выдающийся вперед подбородок составляет характерный признак исключительно нашего, человеческого вида.

Наконец, внимание наше привлекают красивые глаза и лоб: они связаны уже с психическими свойствами , в особенности интеллектуальными, которые наследуются от матери».

Считаю важным отметить, что несоответствие предложенным Шопенгауэром критериям выбора объекта любви не говорит о том, что любовь гарантированно пройдет мимо . Действительно человек, выбирая себе пару инстинктивно реагирует на те или иные внешние особенности, которые могут повлиять на выбор.

Однако критерии со временем меняются, человек обладает сложным психическим аппаратом и не ограничивается лишь тем, что называют «инстинктами» .

Жизнь богата примерами, когда человек, несоответствующий критериям «идеального» объекта находит себе пару и создает крепкую семью. Также как и наоборот: человек обладающий «правильными» параметрами проводит жизнь в одиночестве.

Любовь по Фрейду

Учитывая тот факт, что труды Шопенгауэра оказали значительное влияние на Фрейда, мне представляется логичным продолжить статью теорией «Отца психоанализа».

Говоря о взглядах Фрейда на любовь, может показаться, что все просто: в основе любви лежит сексуальное влечение, именуемое Фрейдом «либидо» . И действительно – ничего сложного на первый взгляд. Но если попытаться разобраться, изучая труды Зигмунда, то довольно быстро понимаешь, что все гораздо сложнее.

Именно поэтому до сих пор по всему миру не утихают споры между психоаналитиками, психологами, психотерапевтами и психиатрами, которые пытаются разобраться, что же имел в виду Фрейд.

Учитывая, что эти дебаты длятся уже более ста лет, а полного понимания так и появилось, я даже пытаться не стану анализировать труды классика в рамках данной статьи, но про особенности выбора объекта любви напишу.

Фрейд говорит об особенностях выбора у мужчин, но лично я разделять мужчин и женщин в данном контексте не стану, ибо сам Фрейд в своих «Очерках по теории сексуальности» пишет: «...либидо всегда – и закономерно по природе своей – мужское , независимо от того, встречается ли оно у мужчины или у женщины и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина».

В работе «О нарциссизме» основатель психоанализа приводит краткий обзор путей выбора объекта. Любить можно по двум типам:

1) По нарциссическому типу: когда находишь и любишь в партнере «то, что сам из себя представляешь (самого себя), то чем [сам] прежде был, то чем хотел бы быть, лицо бывшее частью самого себя».

То есть поиск образа себя в другом человеке. Этакий партнер – зеркало, в котором можно наслаждаться своим отражением.

2) По опорному или примыкающему типу: партнер выступает в роли «вскармливающей женщины, защищающего мужчины и всего ряда приходящих им в дальнейшем на смену лиц».

То есть речь о том, что выбирается объект любви, который будет помогать тебе, дополнять тебя, поддерживать, восполнять – давать то, чего у тебя нет – то есть заботиться.

Фрейд, в свое время замечал, что первый тип выбора объекта любви более характерен для женщин, но не для всех:

«...Особенно в тех случаях, где развитие [период полового созревания] сопровождается расцветом красоты, вырабатывается самодовольство женщины . <...>

Строго говоря, такие женщины любят самих себя с той же интенсивностью, с какой любит их мужчина. У них и нет потребности любить и быть любимой, и они готовы удовлетвориться с мужчиной, отвечающему этому главному для них условию.

Такие женщины больше всего привлекают мужчин не только по эстетическим мотивам, так как они обычно отличаются большой красотой, но также и вследствие интересной психологической констелляции.

А именно, нетрудно заметить, что нарциссизм какого-нибудь лица, по-видимому, очень привлекает тех людей другого типа, которые отказались от переживания своего нарциссизма в полном его объеме и стремятся к любви к объекту. <...>

Но и нарциссические, оставшиеся холодными к мужчине женщины могут перейти к настоящей любви к объекту. <...>

Глубокая любовь к объекту по опорному типу, в сущности, характерна для мужчины. В ней проявляется такая поразительная переоценка объекта, которая, вероятно, происходит от первоначального нарциссизма ребенка и выражает перенесение этого нарциссизма на сексуальный объект.

Такая сексуальная переоценка делает возможным появление своеобразного состояния влюбленности, напоминающего невротическую навязчивость, которое объясняется отнятием либидо у «Я» в пользу объекта».

При этом Фрейд не считал, что все люди распадаются на две различные группы в зависимости от нарциссического или опорного типа выбора объекта. Он писал: «Я готов допустить, что имеется много женщин, любящих по мужскому типу, и у них развивается имеющаяся у такого типа сексуальная переоценка» .

От себя замечу, что в настоящее время считается, что характер объектных отношений по типу «объект – опора» свойственен не для невротической структуры, а для людей с пограничным расстройством личности. О данном расстройстве не было известно во времена Фрейда.

При этом я полностью согласен с автором и считаю, что строгое разделение на два типа и привязывание каждого из них к определенному полу – недопустимо . Как в своей работе, так и вне кабинета я часто встречаю людей, которым независимо от пола присущ тот или иной тип выбора объекта любви.

Чаще всего можно встретить людей чей тип выбора партнера – смешанный. «Мы говорим, что человек имеет первоначально два сексуальных объекта: самого себя и воспитывающую его женщину, и при этом допускаем у каждого человека первичный нарциссизм, который иногда может занять доминирующее положение при выборе объекта».

Фрейд указывает два основных фактора, под влиянием которых развивается или нормальное сексуальное поведение, или отклоняющиеся его формы.

Первый фактор - это пропущенные через сознание требования культуры: стыд, сострадание, отвращение, конструкции морали и авторитета и т.п.

Второй - выбор того или иного сексуального объекта. Нормальное развитие идет, если таким объектом становятся гениталии субъекта противоположного пола.

Любовь по Фромму

Далее не могу оставить без внимания теорию любви очень популярного во всем мире автора, которого считают одним из основателей нового фрейдизма.

Немецкий социолог, философ, социальный психолог и психоаналитик, Эрих Фромм, также как и древние философы считал, что существует несколько видов любви, а именно: братская любовь, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу .

Говоря о теории Фромма, выделю лишь то, что на мой взгляд является наиболее интересным для размышления.

Фромм утверждал, что существует зрелая и незрелая любовь . Незрелую любовь он называл «псевдолюбовь» и за любовь как таковую не считал, а вот зрелую любовь он считал истинной любовью.

Незрелая любовь по мнению ученого это вовсе не любовь, а что-то вроде биологического симбиоза.

«Симбиотический союз» или «незрелая любовь» – это симбиоз созависимых садиста и мазохиста, потерявших свою психическую целостность и не имеющих собственного «Я».

Такие люди не чувствуют себя полноценными и компенсируют эту неполноценность посредством партнера. Они регулярно ссорятся, считая что их неправильно любят и не понимают.

Часто представители «незрелой любви» оценивают любовь количеством материальных вложений: даришь подарки – значит любишь, а не даришь – значит любви нет и т.п.

Те кто занимаются и наслаждаются «псевдолюбовью» часто «любят» мозг партнера по разным мелочам и словно вторгаются в личность партнера. Такие люди используют своих партнеров для удовлетворения своих садомазохистических потребностей.

Настоящая любовь между ними не получается, т.к. в глубине души – бессознательно они отдали свои сердца родителям, чаще всего матерям. Поэтому то они и не способны «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», чтобы построить любовь. Именно такую привязанность к матери, мешающую любви, мне часто приходится прорабатывать со своими пациентами.

Переходя к истинной любви, замечу, что одним из показателей зрелой любви является способность «уважать и охранять одиночество друг друга» .

«Зрелая любовь» по мнению Фромма – это искусство. Любовь предполагает взаимное уважение, заботу, ответственность и хорошее знание друг друга.

Это не мимолетный порыв чувств, не влюбленность, которую ученый также относил к «псевдолюбви», а союз, в котором партнеры содействуют друг другу, помогая расти и развиваться во всех направлениях. Для этого каждый из партнеров должен быть способен на бескорыстную любовь и в первую очередь любить себя.

«Только тот, кто действительно любит себя, может любить кого-то другого» .

Зрелая любовь – это добровольный союз двух полноценных, любящих себя личностей, в котором каждый из партнеров сохраняет собственную индивидуальность и независимость и при этом не претендует на независимость партнера и не занимается посягательством на его «Я».

«Зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности и собственной индивидуальности» <...>

Если незрелая любовь говорит: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю».

Незрелая любовь вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!» Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя» , – писал Фромм и был уверен, что настоящая любовь доступна не каждому, и чаще всего встречается незрелая любовь.

Зрелая же любовь возможна только тогда, когда оба партнера зрелые психически. От себя хочу заметить, что психическая зрелость – весьма редкое явление в наше время. Поэтому так много разводов и неполных семей.

Любовь по Хорни

Еще один взгляд на любовь, который я нахожу любопытным и заслуживающим внимания, принадлежит яркой представительнице неофрейдизма Карен Хорни.

На своей лекции в рамках собрания Немецкого Психоаналитического общества в 1936 году, Хорни представила аудитории доклад, посвященный любви, а именно невротической потребности в ней.

Под термином «невроз» Хорни понимала не ситуационный невроз, а невроз характера, начавшийся в раннем детстве и захвативший всю личность, поглотив ее в той или иной мере.

Также сразу замечу, что нормальным Хорни называла то, что обычно для культуры, в которой [вырос и] живет человек.

«Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической».

«Разница между нормальной и невротической потребностью в любви может быть сформулирована так: для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам, или от которых он зависит; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива. У невротика потребность в любви заметно преувеличена» , – замечает Хорни.

Если продавщица, официант или любой другой случайный человек не очень любезен, то невротику это может испортить настроение или даже ранить его в зависимости от степени невроза. Невротик воспринимает такую «нелюбезность» как нелюбовь, направленную именно на него.

Еще одной особенностью, характерной для невротической любви, по мнению психоаналитика, является переоценка любви .

«Я имею в виду, в частности, тип невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них . Я имею в виду также женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости.

Они застревают на этой стороне жизни (выйти замуж) как загипнотизированные, даже если сами абсолютно неспособны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное . <...>

Существенная характеристика невротической потребности в любви – это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: Ты обязан(а) любить только меня!» .

Такое явление можно наблюдать у множества супружеских пар и в любовных интригах. Даже в дружбе невротиков такое поведение часто имеет место, когда друзья или подруги ссорятся и ревнуют словно они супружеская пара. Под ревностью Хорни понимает «ненасытность и требование быть единственным предметом любви» .

Ненасытность невротической потребности в любви также выражается в желании быть безусловно любимым(мой).

«Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду» и/или «Любить того, кто тебе отвечает взаимностью, не так уж сложно, а поглядим-ка, сможешь ли ты полюбить меня, не получая взамен ничего».

Также от невротика часто можно услышать: «Он(а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение». В невротических отношениях партнер обязан постоянно доказывать свою «настоящую» любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п., а невыполнение вышеуказанного воспринимается невротиком как предательство.

Далее Карен Хорни задается вопросом: «Наблюдая ненасытность невротической потребности в любви, я спрашивала себя – добивается ли невротическая личность любви к себе, или на самом деле всеми силами стремится к материальным приобретениям? <...>

Есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: «Все эти разговоры о любви – просто ерунда. Вы дайте мне что-нибудь реальное!» <...>

Не выступает ли требование любви только прикрытием тайного желания что-то получить от другого человека, будь то расположение, подарки, время, деньги и т. п.? На этот вопрос трудно ответить однозначно».

И действительно, в то время Хорни было трудно, во всяком случае куда труднее чем было бы сегодня, ответить на этот вопрос однозначно, ибо как и во времена Фрейда о пограничном расстройстве личности все еще не было известно. Зная о ПРЛ хочу заметить, что многие из тех формулировок, которые Хорни считала невротическими я отношу именно к пограничному состоянию.

«Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Они полностью вычеркивают ее из своей жизни. Верность этого предположения подтверждается анализом таких личностей. Если они проходят анализ достаточно долго, они иногда все же соглашаются, что доброта, дружба и привязанность действительно существуют», – делится опытом Хорни.

«Другой признак невротической потребности в любви – чрезвычайная чувствительность к отвержению, которая так часто встречается у истерических личностей.

Любые нюансы и в любых отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, они воспринимают только так, и отвечают на это проявлениями ненависти.

У одного моего пациента был кот, который иногда позволял себе не реагировать на его ласку. Однажды, придя из-за этого в ярость, пациент просто шмякнул кота об стенку. Это достаточно демонстративный пример ярости, которую может вызвать у невротика отвержение. Реакция на реальное или воображаемое отвержение не всегда настолько очевидна, нередко ее скрывают».

В рамках данной темы Хорни говорит, что также часто встречаются люди с непоколебимыми, хотя и бессознательными убеждениями, что любви не существует . Такое мировоззрение (защита) характерно для тех, кто страдал от жестких разочарований в детстве, которые «заставили их вычеркнуть из своей жизни любовь, привязанность и дружбу раз и навсегда».

В связи с ненасытностью потребности в любви невротику практически никогда не удается достичь того уровня любви, в котором он нуждается – всегда будет мало.

Если любовь требует от человека способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее, то невротик обычно к этой отдаче неспособен в связи с тревогой и явной или скрытой агрессией к окружающим.

Чаще всего фундамент такого поведения закладывается в детстве в силу дурного обращения с ребенком. Со временем тревога и враждебность усиливаются, а причины симптомов невротик часто не осознает.

По той же причине он никогда не способен/или не хочет встать на место другого. «Он не задумывается над тем, сколько любви, времени и помощи может или хочет дать ему другой человек – он хочет только всего времени и всей любви! Поэтому он принимает за оскорбление любое желание другого иногда побыть одному или интерес другого к чему-то или кому-то еще, кроме него».

В большинстве случаев «невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить». Однако некоторые из них способны признать: «Нет, я не умею любить». Еще один симптом, присущий невротикам – это непомерный страх отвержения .

«Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет им подойти к другим людям даже с простым вопросом или участливым жестом. Они живут в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Они могут бояться даже преподносить подарки – из страха отказа».

Существует множество примеров того, как реальное или воображаемое отвержение порождает усиленную враждебность в невротических личностях. Со временем такой страх может стать причиной того, что невротик все больше и больше отдаляется от людей.

«Я совсем не боюсь секса, я ужасно боюсь любви». И в самом деле, она едва могла выговорить слово «любовь», и делала все, что было в ее силах, чтобы держать внутреннюю дистанцию от людей, проявляющих это чувство» .

Также как и Хорни, я считаю, что любовь не гарантирует сексуальный контакт, ровно как и секс не является гарантом любви. В мире проживает огромное количество невротиков, боящихся любви, при этом имеющих регулярную половую жизнь. Часто с разными партнерами.

Резюмируя свой доклад Хорни, говорит о причинах ранее упомянутых страхов, коренящихся в повышенной базальной тревоге, и перечисляет основные невротические защиты от нее:

1. Невротическая потребность в любви, девиз которой, как уже упоминалось:«Если ты любишь меня, ты меня не обидишь» .

2. Подчинение: «Если уступать, всегда делать то, что от тебя ждут, никогда ничего не просить, никогда не сопротивляться – никто тебя не обидит» .

3. Третий путь был описан Адлером и в особенности Кюнкелем. Это компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию под девизом: «Если я всех сильнее и выше, меня не обидишь».

4. Эмоциональное дистанцирование от людей, как способ достижения безопасности и независимости . Одна из важнейших целей такой стратегии – стать неуязвимым.

5. Судорожное накопительство, которое в таком случае выражает не патологическое стремление к обладанию, а желание обеспечить свою независимость от других.

Очень часто мы видим, что невротик избирает не один путь, а пытается смягчить свою тревогу самыми различными путями, часто противоположными и даже взаимоисключающими».

Любовь по Лакану

Напоследок я оставил теорию очень проницательного автора: «Любить – значит давать то, чего не имеешь, тому кто этого не хочет» –, утверждает французский психоаналитик Жак Лакан. (L"amour c"est donner ce qu"on n"a pas à quelqu"un qui n"en veut pas)

Эта формулировка заинтриговала многих и меня в том числе. Данный взгляд на любовь и теперь способен незамедлительно реанимировать любую дискуссию на тему любви. Вариантов толкований этого определения любви – много.

Что касается меня, то я сторонник классической интерпретации, которую можно встретить и у Алена Бадью, и у Жана-Люка Нанси, и у Жака-Алена Миллера и у других знатоков Лакана.

Попробуем разобраться. «Любить – значит давать то, чего не имеешь» . Для того, чтобы это стало возможным необходимо признаться себе в том, что ты не полноценен.

«Иначе говоря «давать, то чего не имеешь» – значит признавать, что тебе чего-то не хватает, и это «что-то» отдавать другому, «размещать в другом».

Это не значит отдавать ему то, чем ты владеешь, – вещи или подарки; это значит отдавать то, чем ты не владеешь, что-то, что за пределами тебя самого. А для этого надо признать свою неполноту, «кастрацию», как говорил Фрейд» .

«. ..В этом смысле по-настоящему можно любить только с позиции женщины. Любовь феминизирует. Вот почему влюбленный мужчина всегда немного смешон. Но если он этого смущается, боится показаться нелепым, это значит, что на самом деле он не слишком уверен в своей мужской силе» .

Исходя из написанного, можно сделать вывод, что влюбленный мужчина временами может ощущать себя неполноценным, и чувствуя тревогу быть ситуативно – агрессивным по отношению к своей любимой, которая невольно заставляет его чувствовать себя кастрированным и зависимым.

Этим можно объяснить иногда возникающее у мужчины желание «сходить налево» к нелюбимой женщине: «таким образом он вновь оказывается в позиции силы, от которой в любовных отношениях он отчасти отходит» то есть, можно сказать, восполняет утраченную с любимой женщиной собственную полноту (борьба с кастрационной тревогой, о которой писал Фрейд).

Что касается женщин, то «им свойственно раздвоение в восприятии мужчины-партнера. С одной стороны, он – любовник, доставляющий наслаждение, они испытывают к нему влечение. Но он также и мужчина любящий, феминизированный этим чувством, по существу, кастрированный.

Все больше женщин предпочитают мужскую позицию: один мужчина, дома, – для любви, другие – для физического наслаждения» , – говорит ученик Лакана.

Жак-Ален Миллер и продолжает:

«Чем больше мужчина посвящает себя одной женщине, тем вероятнее, что она со временем приобретет для него материнский статус: чем больше он ее любит, тем больше обожествляет, воздвигает на пьедестал. А когда женщина привязывается к одному-единственному мужчине, она его «кастрирует».

Поэтому и получается, что путь идеальных отношений весьма узок. Аристотель, например, считал, что лучшее продолжение супружеской любви – это дружба».

Но есть то, что мешает реализовать модель Аристотеля: «...диалог между противоположными полами невозможен: каждый из любящих по сути обречен вечно постигать язык партнера, действуя на ощупь, подбирая ключи к замку, который постоянно меняется.

Любовь – это лабиринт недоразумений, выхода из которого не существует».

Заканчивая статью хочу выразить свое личное мнение: я думаю, что полного и однозначного понимания любви и ответа на вопрос «Что такое любовь?» – до сих пор не существует.

Считаю, что имеются лишь разные концепции, теории, представления и взгляды на данный вопрос, которые субъективно подходят или не подходят каждому отдельно взятому человеку.

Каждый человек находит среди множества теорий ту, которая субъективно наиболее близка и больше остальных соответствует жизненной позиции, требованию и степени невроза.

Чем бы ни был и как бы ни назывался этот сложный комплекс эмоций, однозначно можно сказать, что это то, ради чего живут и развиваются многие люди во всем Мире, даже если они не имеют ни малейшего энциклопедического знания о том, что принято называть словом «любовь».

Понять, чего вы конкретно хотите от отношений с тем или иным человеком, порой кажется невозможным, особенно, если пришло время выбирать между двумя мужчинами или между дружбой и любовью.

Ваши сомнения легко понять - когда на чашах весов стоят примерно равные грузы, предпочтение одному будет означать отказ от другого, а терять что бы то ни было вам не хочется. Как разобраться в своих чувствах? Вам поможет время и расстояние. Чтобы понять, любите ли вы человека по-настоящему, или это просто привязанность, может вам нужно побыть в отдалении от него.

Пообщайтесь вплотную

Чтобы выяснить, что вы чувствуете к конкретному человеку, вам надо его лучше узнать . Если есть возможность поехать вдвоем в отпуск – смело ее используйте. Вы будете попадать в самые разные ситуации, вплоть до экстремальных. А когда человек в некомфортной для себя среде, проявляются все его сильные качества . Вы увидите, любите ли его. И просто поймете, что это за человек, стоит ли с ним строить серьезные отношения, или вам лучше разойтись.

Прекратите общение на время

Испытание разлукой – тоже отличный способ проверить чувства. Даже если вы находитесь в одном городе, вы можете долгое время не встречаться. Поговорите с ним и попросите какое-то время не звонить вам и не искать встречи. Вам надо серьезно подумать над тем, что делать дальше.

Когда он оставит вас в покое, начинайте анализировать, как часто думаете о нем, привлекают ли другие мужчины. После разлуки, длительность которой вы определите сами, встретьтесь с ним, а после свидания вспомните, какова была ваша реакция. Хотелось ли его обнять и никому больше не отдавать, или не было даже радости?

Дружба или любовь

Влюбиться в друга проще простого, но стоит ли переводить отношения на романтические рельсы, если вы не уверены? Вроде и интересы у вас общие, и понимаете друг друга с полуслова, и комфортно рядом с ним. Понять, что вы не ровно дышите к нему, можно, когда вы почувствуете уколы ревности. Например, ваш друг идет на открытый флирт с девушкой, не стесняясь вас, а вы готовы ей глаза выцарапать. Вы скучаете по нему, несмотря на то, что виделись буквально вчера. Вам хочется просто услышать его голос, а не получить мудрый совет. Если все эти признаки налицо, любовь к этому парню существует.

Чтобы быстрее разобраться в себе, своевременно избавляйтесь от иллюзий. Смотрите на людей, вещи, явления трезвым взглядом, тогда вы станете замечать, откуда растут «ноги» у ваших собственных эмоций и чувств.

Волнует вопрос, как разобраться в себе? Тогда ты попал по адресу! Следуй советам психолога и будь счастлив!

У каждого из нас в жизни бывают моменты, когда начинаешь задаваться вопросами: «Как разобраться в себе ?», «Что я хочу получить от жизни?», «Чего именно мне не хватает для счастья и прочими?».

Я не стала исключением.

Кого-то данные вопросы приводят к депрессиям, кого-то – к трудоголизму и жизненным экспериментам, кого-то к злоупотреблению алкоголем и прочей гадостью.

А меня привели на психологический тренинг.

Группа была небольшая – всего 7 человек, а тренер действительно отличная.

Марина Александровна – практикующий психолог, которая помогла многим людям, наша группа не стала исключением.

Что стоит за вопросом «Как разобраться в себе?»

Марина Александровна не стала на тренинге заниматься пустыми разговорами, а сразу же обратилась с вопросом: «Зачем вы сюда пришли?». Мы по очереди ответили.

Оказалось, что у всех схожая проблема: неумение самостоятельно понять, как разобраться в себе .

Реакция Марины Александровны нас удивила.

Она рассмеялась и ответила: «Вот вы . Проблема каждой из вас совсем не в этом!».

Тренер пояснила, что большинство ее клиентов приходят к ней с такой проблемой: «Мол, помогите разобраться в себе, сам не знаю, чего хочу и т.д.».

«Человек усваивает самые важные уроки в том случае, если попадает в безвыходное положение. Успеху мы радуемся, но он нас ничему не учит. Поражения очень болезненны - и такие уроки мы запоминаем надолго. Оглядываясь в прошлое, именно несчастье мы обычно считаем переломным моментом в нашей жизни.»
Эндрю Мэтьюз. Живи легко! Как найти себя и свою работу

Однако, говоря так, человек просто не желает искать настоящую причину своего волнения.

Он боится признаться даже самому себе в том, что его тревожит.

Призыв «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», адресованный психологу – это или обычная трусость (пациент прячется от настоящих проблем) или наглость (а угадайте-ка доктор, если такой умный, что же именно меня беспокоит).

Причины возникновения вопроса: «Как разобраться в себе?»


После столь необычайных пояснений Марина Александровна спросила:

«Готовы ли вы докопаться до истинной причины своей тревоги? Кто хочет и дальше прикрываться выдуманной проблемой о невозможности разобраться в себе , может покинуть треннинг прямо сейчас. Свои деньги он получит обратно».

Понятно, что остались все.

Начала тренер с причин, которые приводят к возникновению столь частой проблемы:

    Сложный период в жизни.

    Если вас одна за другой преследуют неудачи, то понятно, почему вам хочется заняться самокопанием.

    Но вы совершаете ошибку: нужно не в своем внутреннем мире разбираться, а проанализировать, что же вы сделали не так в каждом конкретном случае. Это поможет избежать дальнейших ошибок.

    Неделю вы наблюдали необычное поведение по отношению к вам своей начальницы и уже успели намечтать себе, что вас вот-вот повысят, а оказывается, что ее странности были связаны с сокращениями коллектива и вы оказались в «расстрельном списке».

    После таких разочарований желание разобраться в себе вполне естественно: вам хочется избежать в дальнейшем подобных ударов.

    Возрастные кризисы.

    Вы же у меня умные, вы прекрасно знаете, что подростковый кризис – далеко не единственный в человеческой жизни.

    Между подростковой неуверенностью и кризисом среднего возраста (35–45 лет) прячется множество опасных врагов: 20 лет (расставание с юностью), 25 лет (нежелание взрослеть), 30 лет (я взрослый, но у меня ничего нет) и т.д.

    Слишком медленное течение жизни.

    Например, ваш 30-летний друг имеет бурную личную жизнь, меняет юных барышень, как перчатки, владеет собственным бизнесом, объездил уже полмира и т.д.

    А вы вот уже 8 лет ходите на нелюбимую работу, сидите на одном и том же стуле, да и жена, с которой вы уже 7 лет вместе, не кажется почему-то больше любовью всей жизни.

    Как тут не начнешь разбираться в себе?

Как же все-таки разобраться в себе раз и навсегда?


Самокопание (в рамках разумного, конечно) – вполне нормальная практика для каждого человека.

Более того, это некий маркер: если мужчина или женщина желает разобраться в себе , понять свои страхи и мечты, проанализировать свои ошибки, выявить, чего же ему не хватает для счастья, – это настоящий гомо сапиенс.

Шансы на успех и на у такого человека куда выше, чем у мартышки, не умеющей и вовсе думать, довольствующейся удовлетворением примитивных желаний: пожрать, поспать, совокупиться.

Просто разбираться в себе нужно правильно.

Грамотное самокопание имеет такие составляющие:

    Найдите источник своей тревоги.

    Может быть, вы расстроены из-за какой-то неудачи (пусть даже и давней), или причина в дурном настроении из-за ссоры с любимым, или осенняя депрессия донимает, или вы завидуете успехам подруги.

    Будьте предельно честны с собой.

    Если так сразу найти источник проблемы трудно – составьте списки того, чем вы недовольны в своей жизни.

    Отметьте красным маркером то, что вы можете исправить, зеленым то, что от вас никак не зависит и с чем придется смириться, и синим то, что нужно из вашей жизни исключить.

    Когда источник найден, начните его локализировать.

    К примеру, причина вашей тревоги – работа.

    Обязанности увеличиваются с каждым днем, карьерного роста никакого, да еще и начальница – ведьма на метле.

    Подумайте, что из этого вы можете изменить в свою пользу?

    Если что-то подлежит исправлениям, начните действовать.

    Если нет, то стоит задуматься о смене работы.

    Примите и переждите то, что нельзя исправить.

    Если меланхолическое настроение у вас появилось из-за затянувшихся дождей, то подумайте о том, что скоро выглянет солнышко, побалуйте себя чем-то вкусненьким, развлеките себя как-то.

    Если причина – ваша болезнь, бросьте все силы на борьбу с ней, воспринимайте ее, как сигнал организма о необходимости отдохнуть и с радостью поваляйтесь в постели и т.д.

Если все же самостоятельно вы не можете понять, как разобраться в себе , то обратитесь за профессиональной помощью.

Психолог поможет вам определиться, как качественно поменять свою жизнь.

И еще несколько аргументов в пользу психологической помощи

в данном видеоролике:

Не слушайте дураков: психологов посещают не психи, а люди, которым не плевать на свою жизнь.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Желание разобраться в себе возникает, когда в жизни что-то не ладится. К примеру, необходимо сделать сложный выбор, решить проблему, оценить свои чувства, определиться с планами на будущее, расставить приоритеты и т.д. Несколько эффективных упражнений помогут вам восстановить душевное равновесие и разложить все по полочкам.

Когда вы будете пребывать в спокойном состоянии, возьмите лист и ручку. Напишите себе нижеприведенные вопросы и дайте ответ в письменной форме. Этот подход позволит вам проанализировать свои ошибки, придти к определенным выводам и понять, что необходимо делать дальше. Вопросы:
  • Что именно меня не устраивает? Почему?
  • Какие обстоятельства привели меня к этому?
  • Чего я хочу? Почему? Почему я достоин этого?
  • На что я готов ради этого?
В жизни многих людей есть определенные перечни дел, которые входят в категории «хочу» и «надо». Постарайтесь четко разграничить эти дела. Вы сможете достичь внутренней гармонии, если поймете, чего именно хотите. Напишите себе письмо из будущего. Каким именно вы видите себя через энное количество лет? Пишите, не задумываясь, как вы сможете прийти к этому. Включите в письмо абсолютно все – ваши отношения, место жительства, деятельность, хобби и т.д. Затем внимательно перечитайте описанное. Это позволит вам определить главные ценности.


Если вы не знаете, как выполнить ту или иную цель, начните искать и изучать всю информацию о ней. Общайтесь с людьми, которые имеют к ней отношение. Рано или поздно, вы найдете ответ на свой вопрос. Затем распланируйте список необходимых действий для достижения и включите их в свой ежедневный план. С вечера всегда планируйте следующий день. Старайтесь выполнять план. Люди, которые всегда доводят дела до конца, четко понимают, что необходимо делать дальше. Появляется некая ясность и уверенность в себе. Если вы уже несколько месяцев не можете осуществить элементарное задуманное, неудивительно, что возникает путаница. Невыполненные дела начинают «давить» и ложатся на душу тяжким грузом. Со временем таких дел накапливается все больше, поэтому ни о каком душевном равновесии не может быть и речи. Если вас сильно мучает конкретная психологическая проблема, и вы не можете думать ни о чем другом, постарайтесь успокоиться. На какое-то время отвлекитесь от нее. Посмотрите фильм, прогуляйтесь с друзьями или сделайте что-то полезное. Оставьте проблему на несколько дней, но запишите, когда именно вы вернетесь к этому вопросу. Таким образом, ваше сознание прояснится, придут новые мысли, и вы сможете трезво оценить ситуацию. Во многих случаях потом выясняется, что проблемы, в общем-то, и не существовало. Если в вашей жизни есть человек, которому вы очень доверяете, поговорите с ним по душам. Расскажите ему все, что накопилось, и выслушайте его мнение по этому поводу. Людям очень сложно дать себе советы самостоятельно, поскольку они не видят себя со стороны. К тому же сильно мешают эмоции. Если психологически вам очень плохо и состояние дошло до критической точки, обратитесь к психотерапевту. У многих частных специалистов первые консультации бесплатные. Также вы можете получить совет у начинающих психологов бесплатно по интернету. Есть городские и областные психоневрологические диспансеры, в которых консультация и последующее лечение являются бесплатными. Если вы верующий человек, ежедневно читайте молитву. Несколько раз в неделю посещайте храмы. Вы увидите, что в душе воцарится покой и станет гораздо легче, а потом появятся новые мысли, которые расставят все по своим местам. Этот способ проверен многими людьми.

Саморазвитие начинается с самопознания. Если вы не знаете, что делать, не переживайте – рано или поздно поиски себя приведут к ответам. В большинстве ситуаций все проясняется в первый же день, когда человек берет в руки ручку и лист с четким намерением разобраться в себе и направить жизнь в нужное русло.



Похожие статьи
 
Категории