Тема №1
Общество и человек
План
1.Общество (широкое и узкое понимание).
2.Структура общества
3.Сферы жизни общества.
4.Ступени развития общества.
5.Развитие общества.
7. Глобализация.
1 .Общество.
Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).
Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.
Общество (широкое и узкое понимание)
Общество в узком смысле | Общество в широком смысле |
||
Определение | Примеры | Определение | Примеры |
Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность | Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста | Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения | Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием |
Исторический этап развития человечества | Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое индустриальное | Всё человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии | Глобальные проблемы современного общества |
Социальное окружение | Дурное общество | ||
Национально-государственное образование | Французское общество, американское общество, западноевропейское общество |
2.Структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.
Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.
Классификация социальных групп
Группы подразделяют на большие и малые.
Большие группы
Большие группы делятся на:
1. Неорганизованные, стихийно возникшие
К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:
Примеры: толпа, публика, аудитория.
2.О рганизованные, длительно существующие
Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.
Малые группы
М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Малые группы делятся на:
1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.
2.Неформальные коллективы (приятельская компания)
Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.
Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.
Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.
3.Основные сферы жизни общества
Сфера жизни общества | Характеристика |
Экономическая сфера(институт) | Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. |
Социальная сфера(институт) | Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. |
Политическая сфера (институт) | Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. |
Духовная сфера(институт) | Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения. |
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Эти нормы могут иметь форму:
- Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
- Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
- Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.
4.Ступени развития общества.
Ступени развития общества | Характеристика |
Традиционное(аграрное) общество | Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Цель общества – поддержать существование человека как вида. Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории. |
Индустриальное общество XIX –XXвв. | Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе. Цель общества: Производство товаров массового потребления. Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки. |
Постиндустриальное(информационное) общество | Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы. Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти . Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии. Человек властвует над силами природы. Влияние на природу: Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство. Цель общества: Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию. |
5.Развитие общества.
Движущие силы исторического процесса
Общество как динамическая система
1.Изменяется и развивается общество в целом
2.Изменяются и развиваются его элементы
3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга
4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются
Два направления развития общества
- Прогресс
Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;
К большей устойчивости жизнеспособности общества.
- Регресс
Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;
от лучшего к худшему; к нестабильности.
Основные формы развития общества
- Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
- Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
- Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.
6.Наука и общество. НТР и её последствия.
Наука и общество
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.
НТР и ее социальные последствия
- Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
- Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.
Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.
Примеры технического прогресса
- Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
- Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
- Появление управляющих машин.
Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.
- Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
- Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
- Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.
Социальные последствия НТР
- Положительные достижения
Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.
- Отрицательные последствия
Достаточно вспомнить об экологических проблемах.
Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.
Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.
И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.
7. Глобализация.
Глобализация (проблемы появляются в XX веке)
Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами
Положительное
- Способствует развитию экономики
- Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
- Предостерегает государства от крайних действий
Отрицательное
- Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
- Диктуются правила выгодные развитым странам
- Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
- Появляются глобальные проблемы
Глобальные проблемы
Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.
Можно выделить следующие глобальные проблемы
- Угроза новой мировой войны.
- Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
- Неравномерность экономического развития стран.
- Увеличение числа техногенных катастроф.
- Угроза мирового терроризма.
- Проблема народонаселения (угроза голода).
- Болезни.
- Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
- Кризис духовности.
Человек и общество
Взаимодействие общества и природы. Сферы общественной жизни. Личность. Деятельность человека. Межличностные отношения.
Сфера духовной культуры
Наука в жизни общества. Образование и его значимость. Религия и свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм.
Экономика
Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Экономические системы. Производство и производительность труда. Обмен и торговля. Рыночный механизм. Предпринимательство. Деньги. Доходы. Налоги (в этой части программы решается одна из главных проблем у школьников - неумение решать экономические задачи).
Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья. Социальные ценности и нормы. Социальный конфликт. Межнациональные отношения.
Сфера политики и социального управления
Власть. Формы государства. Политический режим. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.
Право
Нормы права. Правонарушения. Юридическая ответственность. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Защита прав и свобод человека. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Уголовное право (в этом разделе у школьников большая путаница в понятиях – мы даём информацию в удобной схемотехнической форме).
Работа с текстом
Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является самым популярным среди российских школьников
. Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал обществознание
в качестве или ?
Обществознание – «что это за зверь»?
Обществознание – это междисциплинарный экзамен , то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие). Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»
Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ . Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов , а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.
Миф 2 «Необязательно готовиться долго»
Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»
Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:- Выделяйте основные признаки изучаемого понятия , дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
- Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
- Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
Часто советую своим ученикам распечатывать (а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.
Миф 4 «Обществознание – это скучно»
Обществознание – это сама наша жизнь , говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни ,объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать и
Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»
К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме , и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их законодательную базу , особенно Конституцию Российской Федерации . Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.
Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего – адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».
Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.
Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!
Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) школьники сдают после окончания 9-го класса. По сути, этот экзамен - тренировка перед ЕГЭ, который сдают после 11-го класса и который учитывается при поступлении в ВУЗы. Рекомендуется пошаговая систематическая подготовка, а также чтение Конституции РФ (некоторые вопросы по обществознанию основаны на данном документе).
Данный сборник составлен ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) - именно его, от ФИПИ, нам рекомендовали для подготовки к экзамену в школе.
Заметим также, что в целом объём теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Всё это даёт также некоторое представление о степени социализации выпускников основной школы, их понимании свойственных возрасту социальных ролей.
Используйте при подготовке также, помимо сборников, материалы Открытого банка заданий ОГЭ, расположенные по адресу: opengia.ru/subjects/social-9/topics/1.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом;
- часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
Советуем выполнять задания по мере прохождения или повторения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для Вас вопросы и задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.
Если, готовясь к экзамену, Вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к учителю, тем более что при систематической подготовке у Вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который Вы не находите в учебной книге, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.
Некоторые страницы сборника смотрите на фото ниже.