Как избавиться от эгоизма? Духовное оружие афонских монахов: как победить эгоизм.

30.09.2019

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Артур Шопенгауэр

Полезен ли для человека эгоизм? Безусловно полезен и даже необходим, но не во всех проявлениях. Эгоизм бывает разумным или, как еще принято говорить, здоровым, а бывает таким грубым, неотесанным и примитивным, что вызывает у людей отвращение. При этом все люди являются эгоистами. Просто одни из них умело маскируют свой эгоизм, а другие этого делать не умеют, поэтому ведут себя нагло и высокомерно, чем заслуживают к себе соответствующее отношение. Вообще, думать в первую очередь о себе и своих интересах – это абсолютно нормальное желание и стремление для здорового человека. Но чтобы к этому проявлению человеческой природы правильно относиться, нужно хорошо понимать смысл эгоизма. В этой статье мы этим и займемся – изучим эгоизм, чтобы как следует понять его.

Что такое эгоизм?

Эгоизм – это предпочтение своих личных интересов интересам других. Можно еще сказать, что эгоизм – это себялюбие. Лично я понимаю эгоизм, как стремление человека всегда все делать только для себя, не думая о желаниях, интересах, потребностях и чувствах других людей. Ярко выраженный эгоист – это своего рода пылесос, который все в себя засасывает, но ничего не отдает взамен.

Примитивный эгоизм

Эгоизм бывает разумным и таким, каким его представляет себе большинство людей, давайте назовем такой эгоизм – примитивным эгоизмом. Примитивный эгоизм виден сразу – демонстрирующий его человек явным образом игнорирует интересы окружающих, всегда все гребет под себя, ни с кем не считается, ни о ком не думает, часто придерживается нарциссической модели поведения. С такими людьми неприятно находиться рядом, с ними очень сложно сотрудничать, они иногда вызывают сильное раздражение. С ними общаются чаще всего только те, у кого нет чувства собственного достоинства и поэтому они позволяют себя использовать. А уважающие себя люди как правило сторонятся ярко выраженных эгоистов, так как не видят для себя смысла в общении с ними, если только такое общение им чем-то не выгодно.

Примитивный эгоизм – это в моем понимании детский эгоизм, так как он присущ психологически и интеллектуально незрелым личностям. Такие люди часто абсолютно не способны анализировать свое поведение и смотреть на себя со стороны. Они открыто стремятся удовлетворить свои желания и потребности за счет других людей, не думая о том, как это выглядит в глазах окружающих. И иногда они искренне удивляются недовольству людей по поводу своего чрезмерно эгоистичного поведения, которое им самим кажется вполне нормальным. Порой встречаются такие избалованные родителями эгоисты, которые твердо убеждены в том, что окружающие должны делать все для их счастья. А если этого не происходит, то они впадают либо в депрессию, либо в ярость.

Как люди становятся такими эгоистами? Да очень просто – они ими рождаются. Представьте себе младенца, который абсолютно беспомощен и не в состоянии о себе позаботится. Ему нужна помощь взрослых, чтобы выжить. Когда ему что-то нужно – он плачет, привлекая таким образом внимание взрослых. Можно сказать, что он эгоист, думающий только о себе. И он такой, потому что он должен думать о себе, чтобы выжить, а думать о других он не способен. Взрослея, ребенок становится более самостоятельным и если его правильно воспитывают, то он развивает свою самостоятельность, снижая свою зависимость от других людей. Таким образом, до определенного возраста человек вынужден думать преимущественно только о себе, иначе он просто не сможет удовлетворить свои основные потребности. Так что мы думаем о себе, потому что мы недостаточно сильны и умны, чтобы думать о других. И пока мы такие, эгоизм в примитивном виде является для нас единственным интуитивно понятным средством достижения своих целей.

Разумный эгоизм

Развиваясь, человек развивает и свой эгоизм, который становится все менее очевидны и более изощренным. Во взрослой жизни никто не спешит удовлетворять желания и потребности других людей, без особой в том необходимости. Поэтому капризное и наглое поведение в ней часто оказывается неэффективным, а иногда и очень вредным. В итоге эгоизм человека видоизменяется – он становится более изощренным и продуманным, если, конечно, сам человек умнеет, а не застревает в своем развитии на подростковом этапе.

Изощренный эгоизм – это не явный, скрытый эгоизм, когда человек не показывает окружающим, что стремится сделать хорошо себе – он показывает, что хочет сделать хорошо другим, что заботится обо всех, а не только о себе. Это нравится людям, поэтому они охотнее сотрудничают с таким человеком и помогают ему достичь своих целей. А продуманным эгоизм является тогда, когда человек понимает, что для того, чтобы сделать себе хорошо, ему нужно думать о других людях. Ибо без заботы о других, невозможно подобающим образом позаботиться о себе. Мы все друг от друга зависим, поэтому, даже если не хотим, то вынуждены друг другу помогать. В итоге эгоист должен подумать об интересах окружающих его людей, чтобы действовать по формуле: ты мне – я тебе. Тогда он обретает много друзей, союзников, партнеров, с помощью которых улучшает свою жизнь, попутно улучшая и жизнь большинства из них.

А в еще более зрелой форме эгоизм переходит в обдуманный альтруизм, это когда человек созревает для того, чтобы не только брать, но и отдавать. Это делает его еще сильнее, ибо отдавая [грамотно отдавая], мы получаем больше. Формула очень непростая, я о ней как-нибудь напишу отдельно, но смысл в том, что сила человека приумножается, по мере того, как расширяется сфера его ответственности. Умение отдавать и заботиться о других людях – это необходимое качество для хорошего родителя и для лидера, который по определению должен нести ответственность за других людей, которые в свою очередь могут наделить его огромной властью и могуществом. Поэтому поистине сильный человек, просто не может быть мелким эгоистом, для которого чужие интересы не имеют никакого значения. Представьте себе вождя древнего племени, который думает только о себе. При таком вожде племя может погибнуть, так как некому будет о нем позаботиться, а значит и вождь потеряет свою власть. Или представьте себе родителей, которые думают только о себе и совершенно не думают о своем ребенке. Сами понимаете, чем это чревато. Оттого и не всякий человек годен на роль лидера и на роль родителя.

Вот так эгоизм становится разумным. Он развивается вместе с человеком. Чем умнее и сильнее становится человек, тем более разумным становится его эгоизм. А чем разумнее становится эгоизм человека, тем более сильным становится сам человек.

Люди, придерживающиеся разумного эгоизма, либо всегда ищут сотрудничества с другими людьми, либо стараются их перехитрить, чтобы добиться своей цели. Но они никогда не говорят в открытую о своих желаниях, не ведут себя нагло с теми, кто сильнее их, не капризничают и не жалуются, если кто-то не выполняет их желания. Они ищут обходные пути к своим целям, демонстрируя окружающим такое поведение, которое им, окружающим, нравится. Где вы видели политика, который бы всем говорил, что он стремится к власти для того, чтобы улучшить свою жизнь, а не сделать ее лучше для всех людей? Надо быть полным кретином, чтобы так заявлять о своих желаниях. Разумные эгоисты добиваются своих целей намного чаще тех, кто, руководствуясь примитивным эгоизмом прет напролом, стремясь удовлетворить свои потребности и желания. Разумное поведение – это усложненное поведение, смысл которого не всегда очевиден. Поэтому оно эффективнее.

Смысл эгоизма

Человек должен быть эгоистом, хочет он того или нет. Даже несмотря на то, что живя в обществе, важно уметь сотрудничать с другими людьми, для чего необходимо учитывать их интересы, свои интересы должны быть выше общественных в подавляющем большинстве случаев. Своими интересами можно пожертвовать разве что только в тех случаях, когда речь идет о жизни детей – нашем будущем, или о выживании человечества, как вида. А вот в подавляющем большинстве бытовых ситуаций, думать о других, в ущерб своих интересов, нет никакого смысла. Вся наша жизнь чуть менее, чем полностью состоит из постоянного столкновения разных интересов. Мы все чего-то хотим и часто наши желания не совпадают с желаниями других людей. Поэтому нам приходится с ними как-то договариваться или конкурировать, соперничать, враждовать, чтобы выжить и в чем-то преуспеть. Мы ведь прекрасно знаем, что все люди не могут быть богатыми или иметь власть и даже иметь одинаковый уровень жизни не могут. Всегда будет те, кто имеет больше и у кого больше прав. Люди неравны и не могут быть равными, это противоречит принципу природной иерархии, при которой сильный живет за счет слабого и использует его в своих целях. В природе сильный поедает слабого, просто потому что так природа устроена.

Так что живя в таком мире, в таких условиях, рассчитывать на то, что люди будут думать о тебе больше, чем о себе, значит совершенно не разбираться в жизни и в людях.

Я уверен, что к заботе о других человек способен прийти только через заботу о себе. Это помимо тех случаев, когда имеет смысл пожертвовать собой и своими интересами, ради будущего дорогих тебе людей или человечества в целом. А в повседневной жизни, когда перед человеком не стоит столь ответственный выбор, ему нужно думать прежде всего о себе и благодаря преследованию своих интересов учиться учитывать интересы других людей.

Так вот, смысл эгоизма в том, чтобы человек, преследуя свои интересы, на определенном этапе своего развития начал учитывать и интересы других людей. И не просто учитывать, а эффективно им отвечать. Он сможет это сделать тем лучше, чем сильнее он будет. Потому что сильный человек может позаботиться о себе, что в любом случае нужно делать и при этом его возможности позволяют ему распространить свою заботу на других. Сильный человек может дать другим людям многое, чтобы еще больше получить взамен. А что может дать другим людям слабый человек, который даже о себе позаботиться не в состоянии? Может ли он стать сильным лидером или хорошим родителем? Как правило, нет. Однако многие слабые люди пренебрегают своими интересами, ради интересов других, показывая тем самым, что они не эгоисты. Почему они так поступают? Они стремятся помогать [именно стремятся, но не всегда помогают] другим не потому, что они не эгоисты, а потому, что сами нуждаются в помощи других людей, причем в гораздо большей степени. Они жертвуют своими интересами ради собственного блага, а не ради блага других людей. Что-то отдавая другим, они рассчитывают получить взамен больше, чем отдали, интуитивно уповая на правило взаимного обмена. Поэтому их альтруизм – это лишь особая форма эгоизма, как одна из стратегий выживания.

Эгоизм и успех

Существует мнение, согласно которому, эгоизм необходим для достижения успеха, ради которого порой приходится идти по головам, думая только о собственной выгоде и ни с кем не считаясь. Это слишком грубое понимание пользы эгоизма. Действительно, эгоистичные люди [а мы все в меру или без меры эгоистичные] часто добиваются успеха – подставляя, предавая, используя, обманывая других людей, в том числе и тех, кого они хорошо знали, и кто им безоговорочно доверял. Подлость и коварство всегда имели место в человеческом обществе и польза от них несомненно есть. Но не стоит все списывать на эгоизм. Чтобы пройтись по тем же головам, нужно самому иметь голову на плечах, которая подсказывает эгоисту разные пути достижения своих целей, а не призывает его, как примитивного эгоиста – агрессивного наглеца, находясь в самом низу, плевать на всех и ни с кем не считаться. Зачастую о коварстве, подлости, хитрости и эгоистичности человека, использовавшего других для достижения успеха, мы узнаем тогда, когда он этого успеха уже достиг и ему поздно пытаться помешать. До этого момента, такой вот эгоист может вести себя очень даже мило, так, что ни у кого и мысли не возникнет о том, что этот доброй души человек способен кого-то подставить, использовать, обмануть, предать, ради своих корыстных целей.

Некоторые люди, например, бандиты или мошенники, выражают свой эгоизм с помощью агрессии, напористости, смелости [часто это неоправданный риск], наглости, хитрости, манипуляций. Именно эти качества, а не сам по себе эгоистичный настрой может позволить им преуспеть в своих делах. Но этот успех не всегда является стабильным. Бандиты, которыми нередко скрытно восхищается необразованная часть населения, подвергают себя неоправданному риску, чтобы обрести какие-то ресурсы и власть. Они действуют так, как действуют, просто потому, что не знают других, более изощренных и менее опасных для жизни методов достижения успеха. Они не более эгоистичны, чем, скажем, политики, пекущиеся о народном благе, просто их эгоизм выражается в виде ярко выраженного насилия, а не в виде основательно запутанной для понимания хитрости. Бандитом быть опасно, это мы все знаем, так что у такой жизни, какой живут бандиты, есть своя цена. Мошенники, не смотря на имеющуюся у них способность скрывать свои истинные намерения, все же часто выдают себя тем, что правда об их мошенничестве открывается жертвам слишком быстро. Это потому, что большинство мошенников недальновидны, они исходят из краткосрочных интересов, когда удовлетворяют свои эгоистичные потребности за счет других людей – своих жертв. И поэтому они нередко наказываются обществом за свои деяния. Так что эгоизм, выражающийся подобным образом, не особо полезен. Успех, к которому он способен привести человека, может оказаться не долгим.

Чтобы добиться серьезного, стабильного успеха, нужно, даже если не хочется, соблюдать интересы других людей. Один в поле не воин, а чтобы иметь союзников, надо уметь вовлекать других людей в свои дела, что можно сделать лишь в том случае, когда вы их чем-то заинтересовываете. Гребя же только под себя и ни с кем не считаясь, вы скорее врагов себе наживете, которые при любом удобном случае растерзают вас. Эгоист, который всех предал, подставил, обманул, использовал, чтобы в чем-то добиться успеха, подобен Дамоклу, над головой которого весит меч на конском волосе. Как и всякий тиран, он может в любой момент стать жертвой тех, по чьей голове он прошелся и тех, кто его за это ненавидит.

Гораздо выгоднее преследовать свои эгоистические интересы, сотрудничая со многими людьми на разных условиях. Это самый лучший способ достижения своих целей. Самые успешные люди мира – это не эгоистичные одиночки, которым на всех наплевать, а хорошие продавцы, грамотные дипломаты, надежные партнеры и щедрые добродетели, которые знают, что для достижения успеха нужно уметь делиться с другими. Никакое насилие и никакая наглость не позволит вам получать от людей такую же отдачу, какую вы можете получить от сотрудничества с ними. Иногда, правда, это можно делать с помощью обмана и манипуляций, но тогда это должен быть такой обман, который не раскроется в течение долгого времени и от которого выиграют многие, а не только сам обманщик. Так что нужно маскировать свой эгоизм и облачать его в человеческую форму, чтобы не вызывать в людях сопротивления своему стремлению чего-то достичь. Ни один разумный эгоист не действует в одиночку, предавая и подставляя всех подряд. Даже если он не собирается учитывать интересы всех людей, желая чего-то добиться, что по понятным причинам невозможно сделать, то у него хотя бы есть союзники и друзья, с которыми он до определенной степени считается и чьи интересы учитывает не меньше, чем свои, ибо понимает, что без этого он не может рассчитывать на их помощь, поддержку и преданность.

Подрезюмируем. Все люди эгоисты. У всех эгоизм проявляется по-разному, в зависимости от уровня развития конкретного человека. Чем человек проще, тем примитивнее его эгоизм. Умные эгоисты никогда не выпячивают свой эгоизм, показывая всем свое пренебрежение интересами окружающих. Они наоборот, делают акцент на интересах других людей, стремясь продвинуть свои интересы. Это позволяет им заручиться поддержкой окружающих при достижении своих целей.

Эгоизм в зрелой форме переходит в альтруизм. Сильные люди учитывают интересы других потому, что могут себе это позволить. Они это делают небескорыстно. Просто они достаточно сильны и умны, чтобы думать не только о себе, но и других и получать от этого еще больше пользы. Как ответственные, любящие, заботящиеся о своих детях родители, так и настоящие лидеры – это люди, чей эгоизм развился настолько, что теперь они хотят и могут не только брать, но и отдавать. А отдавая, они получают во много раз больше.

Некоторые слабые люди стремятся помогать другим потому, что сами нуждаются в помощи. Они эгоисты, хоть и ведут себя альтруистично, просто их стратегия выживания и достижения своих целей строится на том, чтобы жертвовать своими интересами ради других, в расчете на их ответную помощь, в которой слабые люди очень сильно нуждаются. И если вы не понимаете, в чем заключается интерес другого человека, который якобы бескорыстно что-то для вас делает, то все дело именно в вашем непонимании его истинных намерений, а не отсутствие у него эгоистических побуждений как таковых. Правда иногда некоторые люди, стремясь угодить окружающим, сами не понимают, почему они это делают, ибо не осознают своих мотивов и в некоторых случаях не могут их контролировать. Это уже отдельная тема, которую мы обязательно обсудим. Здесь же важно понять, что эгоизм – это часть нашей натуры. Быть эгоистом нормально. Ненормальным может быть только форма выражения эгоизма, с точки зрения ее результативности.

Есть еще фанатики, которые могут быть альтруистами по каким-то своим убеждениям. Их я в этой статье не касался, так как это тоже отдельная тема. Однако хочу заметить, что вера некоторых людей в определенные вещи может быть настолько сильна, что они могут подавлять свой врожденный эгоизм в ущерб своих интересов, а иногда и во вред своей жизни, просто потому, что считают это правильным. В какой-то степени эти люди тоже эгоисты, так как делают что-то потому, что считают это правильным для себя. Просто их эгоизм может не отвечать их реальным интересам, он лишь будет тешить их самомнение и потакать их ошибочным убеждениям.

И самое важное. Чтобы наилучшим образом добиться своих целей, важно уметь маскировать свой эгоизм под альтруистичные намерения и учитывать в своих планах интересы как можно большего числа людей, особенно сильных людей, чья помощь и поддержка могут быть вам особенно полезны. Так ваши возможности значительно расширятся. Даже если вы не принадлежите к числу сильных людей, которые могут позаботиться не только о себе, но и о других, что позволяет обрести власть, старайтесь хотя бы вести себя так, будто думаете об интересах других, как минимум не меньше, чем о своих собственных. Помните, что вы со своими желаниями, интересами и потребностями никому не интересны. Люди думают преимущественно только о себе, что естественно. Так что вам они пойдут навстречу лишь в том случае, если вы их чем-то заинтересуете, если вы вовлечете их в свои планы, показав им, что помогая вам, они многое получат.

Примитивный эгоист, который ни о ком не думает и которому на всех наплевать – это одиночка, который в лучшем случае добьется кратковременного незначительного успеха с помощью наглости, вероломства, обмана и насилия. И этот успех будет тем короче, чем меньшее число людей будет в него вовлечено. А все потому, что в этом мире нужно уметь делиться, чтобы иметь больше друзей и союзников, а не врагов и завистников. Именно поэтому разумный эгоист – это настоящий лидер и хороший стратег, который добивается успеха с помощью сотрудничества с другими людьми, чьи интересы он учитывает [до определенной степени], чтобы заручиться их поддержкой и преданностью. Разумеется, его собственные интересы для него важнее интересов других людей, иначе бы он не был эгоистом. Однако он это умело скрывает. Такой человек добивается успеха всерьез и надолго.

Такая черта характера человека как эгоизм - это проявление его сущности. Он развивается в раннем детстве и влияет на взрослую жизнь мужчины или женщины. Нужно знать, как избавиться от эгоизма и найти истинную причину привычек, которые нацелены только на помощь самому себе.

Эгоизм как явление

Эгоизм - это часть личности. Она влияет на поведение, привычки, образ жизни. Чем персона больше поддается натуре, тем сильнее проявления этой черты. Эгоистичные намерения сложно скрыть, а сама она иногда даже гордится тем, как себя ведет.

Эгоист всегда ставит себя выше окружающих из-за неправильного восприятия своей личности. Такой человек не может увидеть чужих достоинств. Все, что является его миром - собственное эго, поэтому черта влияет на концентрацию внимания.

По своей сути это создание искусственной, искаженной реальности. Эгоист не видит проблемы, не замечает, что его поведение иррационально и ненормально. Проявляется эта черта в любовных, рабочих и социальных отношениях. В таких связях есть только эгоист и его насущные потребности.

Как он проявляется

Эгоизмом называется не временное явление, а постоянная черта характера. Это - не привычка, а устойчивая модель поведения. Человек привыкает выстраивать собственную жизнь вокруг себя. Эгоист искренне верит в то, что он особенный, а его способности - уникальные и востребованные.

Как определить эгоиста:

  • человек постоянно говорит о себе и не умеет слушать окружающих;
  • личность уверена в себе даже без реальных на это оснований;
  • персона пытается быть лидером, ей кажется, что ее идеи важные и ценные;
  • личность бравирует своими достижениями перед окружающими;
  • человек не принимает и не воспринимает критику;
  • персона вспыльчива (такие люди не бывают терпимыми или терпеливыми).

В отношениях эгоист привык только получать, для него отдача представляет собой нечто неестественное. Он воспринимает свое внимание как ценность, которую нужно заслужить. Эгоист не умеет искренне радоваться за чужие достижения, если в этих отношениях для него нет пользы. Без выгоды любое дело ему быстро надоедает зацикленной на себе личности. Если окружающие люди ему подыгрывают или потакают, эгоист не видит причин для внутренних изменений.

Борьба с эгоизмом

В большинстве случаев близкое окружение человека беспокоится о том, как избавиться от эгоизма. С годами сложные черты характера ухудшаются. Эгоист становится безучастным и черствым. Если в молодом возрасте самовлюбленность и чрезмерная самоуверенность списываются на юношеский максимализм, то с годами безобидные черты характера перерождаются в жестокость и безразличие.

Почему необходимо бороться с эгоизмом:

  • зацикленность на себе исключает правильную адаптацию личности на новом месте;
  • концентрация внимания снижается, человек не может замечать изменения как у чужих, так и у близких людей;
  • эгоистам сложно построить гармоничную семью;
  • людям этим сложно заниматься воспитанием детей.

Победить эгоизм можно, если найти в себе силы признаться, что такая проблема есть. На этом этапе важная роль отведена близким и друзьям. Если же эгоист сам пострадал от собственной зацикленности, ему придется справляться с проблемой самостоятельно. Для борьбы необходима работа с мышлением.

Методы преодоления

В тех случаях, когда развивается эгоизм, избавиться от него можно, посмотрев на собственную жизнь со стороны. Это не просто анализ происходящих ситуаций. Персона должна увидеть, как определенные привычки или модели поведения приводят к негативным результатам.

Для эгоиста, который всегда лучше знает, что ему нужно, мнение окружающих людей малозначимо. Он не верит в то, что может быть несовершенным. Принять вред, исходящий от самого себя, - самая сложная задача для самовлюбленного, эгоистичного человека.

Избавиться от эгоизма можно таким образом:

  • найти причину;
  • пройти курс психоанализа или заняться саморазвитием (эгоисты редко обращаются за помощью к специалистам);
  • развить в себе полезные привычки;
  • изменить образ жизни (изменится модель поведения - преобразится мышление).

Поэтапно эгоист может меняться. Для него эти перемены должны быть естественными. Осознанное решение позволит лишиться сомнений. Если эгоиста заставлять меняться, он превращается в притворщика, и проблема только усугубляется.

Поиск причины

Избавиться от проблемы психологического характера можно только через работу с мышлением. Эгоизм - не поступки, а мысль, способствующая этим поступкам. Причины развития самовлюбленной и равнодушной личности:

  • защитная реакция: в процессе формирования личности ребенок учится понимать мир, формируются устойчивые понятия и модель поведения; родители воспринимают перемены в ребенке как проявления характера, но на деле с помощью зацикленности на себе ребенок отгораживается от происходящего; он может прятаться от неприятных для него ситуаций (так поступают дети, страдающие от насилия в семье); самолюбивыми вырастают и те, чьи семьи не уделяли достаточно времени и любви - через эгоизм взрослый человек компенсирует детскую травму;
  • неправильное воспитание: родители, которые пытаются внушить ребенку ложную самоуверенность, только еще больше ему вредят; малыш не умеет видеть свои истинные силы, он уверен в том, что окружающие люди неспособны оценить все его таланты; когда возникают спорные вопросы, ребенок полагается на убеждения родителей, а не на мнение окружающих, чрезмерная вера в себя, не подкрепленная реальными фактами, превращается в основу эгоизма;
  • плохой пример для подражания: отсутствующее воспитание, когда ребенку не вредят (не занижают самооценку), и не помогают, не внушают самоуверенности, ребенок ищет пример для подражания на стороне; малыш выбирает любого взрослого человека, который кажется ему успешным.

Если найти причину, удастся найти способ, как исправить неправильное мышление.

Признание проблемы

Чтобы избавиться от проблемы, ее нужно увидеть. Эгоисты не пытаются найти в себе уязвимые места (такое поведение продиктовано страхом, а не уверенностью в том, что их нет). Сначала нужно посмотреть на себя как на незнакомца. Понять, что этот человек может ошибаться, неосознанно совершать ошибки.

Допущение, что проблема может существовать, позволяет посмотреть на себя с другой стороны. Какой бы ни была причина эгоизма, необходимо посмотреть, как он негативно сказывается на жизни и отношениях личности. Такой анализ малоприятный, но необходимый.

Психоанализ как вариант избавления

Глубокий психоанализ помогает людям, которые не могут изменить собственное мышление. В большинстве случаев это люди с нарушениями психики, которые до последнего отрицают проблему. Эгоисты очень упрямы, они не хотят допустить (перед врачом или окружающими людьми) такую вероятность.

Когда личность слышит предположение о том, что она зациклена на себе, у нее проявляется не сомнение, а защитная реакция - агрессия или злость. Обращение к психоаналитику позволит исследовать личность, увидеть, сколько бессознательных установок она использует в повседневной жизни и даже не осознает этого.

Развитие эмпатии

Во время психоанализа эгоисту полезно развивать в себе новые навыки, в т. ч. эмпатию. Эмпатами называют людей, которые тонко чувствуют окружающий мир. Это местами слабые и искренние люди. Они внимательно выслушивают собеседника, проникаются его состоянием.

В психологии таких людей называют зеркальным отображением: они получают эмоцию, принимают ее, и отдают с большей силой. Для эгоиста обучиться таким навыкам не просто полезно, но и приятно. Открыв себя миру, другим людям, он получит новый незабываемый опыт.

Выработка полезных привычек

Избавляясь от такого мышления, важно понять, как избавиться от эгоизма в отношениях, на работе и дома. Необходимо отследить, какие поступки огорчают окружающих людей. Изменяются привычки, которые приносят выгоду только эгоисту. Перед каждым важным решением он анализирует, кому еще будет хорошо от будущих действий.

Если ситуация выгодна только эгоисту, ее нужно избегать. Постепенно самолюбивый человек выработает новую стратегию поведения. Побороть неправильные ментальные установки помогут новые занятия, хобби или путешествия. Смена обстановки благоприятно влияет на мышление и восприятие окружающего мира.

Заключение

Эгоизм - не болезнь, а черта характера. Она вредит личности, не позволяет ей строить гармоничные отношения. Чтобы от него избавиться, личность переосмысливает свою жизнь: признает проблему, меняет мышление и образ жизни.

Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим.
Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе

Шантидева

К ак часто мы действительно задумываемся о других? Как часто мы делимся своим теплом, просто отдаём и не требуем ничего взамен? Почему нам кажется, будто человек это что-то особенное, отдельное от всего остального? К сожалению, вряд ли можно найти человека, который искренне ответит на первые два вопроса: «Всегда», и на третий - «Это не так». Причиной этому является эгоизм. В одних он ярко выражен, в других тщательно завуалирован, и отсутствует разве что у бодхисаттв, существование которых у многих вызывает сомнения. В данной статье мы попробуем понять, что такое эгоизм, зачем от него избавляться и рассмотрим несколько методов, позволяющих хоть немного поумерить наше эго.

Эгоизм - это…

Если в двух словах, то эгоизм - противоположность альтруизма. То есть проявление человеческого «мне», «моё», «я» и т.п. Эгоизм произрастает из самоотождествления человека с расой, профессией, какими-то качествами: умный, хороший, классный, дикий и другими ярлыками, приобретаемыми в социуме, а также со своим физическим телом. Когда мы присваиваем себе какой-либо статус, мы сразу наделяем себя определённым набором отличительных признаков, т.е. выделяем себя из общей массы. Нам хочется особого отношения, статуса, или, наоборот, мы можем занижать свои достоинства, что также является в какой-то степени проявлением эгоизма. Ведь не важно, какие этикетки на себя клеить: позитивные или негативные.

На мой взгляд, эгоизм - яркое проявление страха, страха что-то потерять, будь то жизнь, деньги, дети, машина, собака и т. д. и т. п. Это проявление привязанности, желания всё контролировать, жадности, отсутствия сострадания. Эго оно хитрое и может прятаться за помощь неимущим, слабым и обездоленным. Человек сам может этого не осознавать и искренне верить, что он делает добрые дела, но в какой-то момент эго может вылезти в виде «я тут, значит, ради тебя… а ты!» Кто-то может сказать: «Почему я должен избавляться от эгоизма, да и вообще я человек, а человеку присуще эго, никуда от этого не деться!» Действительно человек характеризуется наличием ума и эго, и в некоторых ситуациях без этого не обойтись (по крайней мере, в сансаре). Однако всему есть предел. Попробуем понять, зачем же избавляться от эгоизма.

Что мы упускаем из виду, оставаясь эгоистами?

Самое, пожалуй, сильное и действенное средство от эгоизма - это простирания. Суть простираний заключается в том, что человек мало того, что выказывает своё почтение определённому божеству или бодхисаттве, но при этом указывает на своё смирение и преклонение перед ним, свою, если можно так выразиться, ничтожность. Смирение на уровне тела, речи и ума. В полном варианте простирание выполняется следующим образом: стоя сводим руки в намасте (ладони вместе, как для молитвы) над головой, при этом большие пальцы слегка направлены внутрь ладоней; затем опускаем намасте на макушку - преклонение на уровне тела; затем подносим ко лбу - преклонение на уровне ума; к горлу - преклонение на уровне речи; к середине груди, на уровне сердца; далее ладони, колени и лоб опускаются на пол, руки вытягиваются над головой (на полу) и сводятся в намасте, при этом грудь подаётся вперёд и тело как бы уезжает в позицию лёжа, т.е. мы вытягиваемся на полу; далее есть разные варианты, или остаться так, или руки согнуть в локтях и поднять намасте над затылком, или раскрыть ладони и как бы сделать подношение, потянувшись ими вперёд, или просто поднести намасте к макушке; затем снова ладони, колени, лоб на пол, после чего поднимаемся на ноги, намасте у груди. Желательно делать 108 таких подходов за один раз или любое количество, предпочтительно 9, 27, 54 или 108.

Суть простирания заключается в следующем. Сначала мы проходимся по первым четырём чакрам: сахасрара над макушкой, аджня на лбу, вишудха - горло и анахата - сердце. Таким образом, мы их очищаем и указываем на преклонение на уровне тела, ума и речи. Когда человек кладёт ладони, колени и лоб на пол, он ставит ум ниже сердца. Чем больше ум, тем больше эго, они находятся в прямой зависимости. Во время простирания сначала ум, т.е. эго, ставится ниже сердца, т.е. души. Человек как бы признаёт ничтожность своего «Я» и говорит, что душа, то есть божественное начало, выше. Когда же мы полностью простираемся (ложимся) на земле, мы сравниваем своё тело с землёй, указывая на его бренность, тем самым ставим себя ниже божества, признавая его величие.

На первых этапах может быть тяжело выполнять простирания, поэтому можно начать с обычных поклонов. Возможно, кому-то просто по религиозным соображениям ближе поклоны, нежели тибетские простирания. Поклон выполняется без прохождения по чакрам. Мы просто встаём на колени, соприкасаясь ладонями и лбом с полом. Довольно эффективно при этом представлять перед собой тех, кто больше всего нас задевает, кого мы не любим, тех, на кого наше эго очень бурно реагирует. Для тех, у кого перекос в другую сторону, например, человек не любит себя, можно выполнять эту технику перед зеркалом. Другими словами, кланяться себе. Но это только в том случае, если вы точно знаете, что у вас именно такая проблема, иначе существует опасность взрастить в себе эго ещё больше. В остальном поклоны работают также как и простирания.

Джняна мудра и Чин мудра

Джняна мудра и чин мудра отличаются лишь тем, что в джняна мудре ладонь направлена вверх, тогда как в чин мудре - вниз. Выполнять мудру можно двумя способами: первый, когда соприкасаются подушечки указательного и большого пальца; второй, когда ногтевая пластина указательного пальца упирается в первый суставной изгиб большого. Так как указательный палец выступает символом индивидуальности человека, а большой символизирует универсальное «я», для усмирения эго более эффективно выполнять второй вариант мудры. Мы часто используем указательный палец, чтобы указывать, то есть командовать, распоряжаться. Однако не обязательно непосредственно указывать пальцем, он в любом случае является символом и отражением стремления управлять. И если человеку тяжело даётся второй вариант джняна (чин) мудры, то это явный показатель величины его эго.

Данный жест можно часто встретить на изображениях различных будд и бодхисаттв, например, рука Будды, выполняющая джняна мудру на уровне сердца, является символом открытости по отношению ко всей Вселенной.

Помимо всего прочего, на кончиках пальцев рук находится множество нервных окончаний, а также выходят энергетические каналы, поэтому выполнение мудр позволяет «замкнуть» эти каналы и остановить «утечку» энергии, что благотворно влияет на общее состояние организма. Джняна и чин мудры часто сопровождают медитативные практики, а также асаны и пранаямы, помогают сосредоточиться и успокоить поток мыслей.

Выдохи длиннее вдохов

Считается, что вдох символизирует потребление, а выдох, соответственно, способность отдавать, делиться. Поэтому одной из практик по избавлению от эгоизма, следовательно, развитию альтруизма, является пранаяма, когда мы стараемся сделать выдох длиннее вдоха. Это не простая практика, особенно при добавлении растягивания дыхания. Можно выполнять эту практику в пранаяме (полное осознавание дыхания). в «альтруистичной форме», когда мы стараемся максимально растянуть дыхание, словно цедим воздух носом, медленно-медленно, так, чтобы практически не замечать, как воздух проходит по каналам, при этом добавляем счёт и стараемся, чтобы количество счётов на выдох превышало количество счётов на вдох. При выполнении этой пранаямы в обычной форме вдохи и выдохи равны.

Мантра «Ом»

На мой взгляд, очень хорошо прорабатывается эго в практике . Во-первых, звук «Ом» - это звук, из которого всё появилось и в котором исчезает, звук, содержащийся в каждой частице любого предмета и живого существа. Поэтому, произнося звук «Ом», мы как бы воссоединяемся со своей изначальной природой и со всем сущим - абсолютное равенство и приятие. Во-вторых, здесь также выдох получается длиннее вдоха, так как мы стараемся пропевать четыре звука «А», «О», «У» и «М» как можно длиннее, при этом вдох делается довольно быстро. Кроме того, не все могут петь в кругу, поэтому может быть очень полезным для проработки эго практиковать эту мантру не одному, а в кругу единомышленников. Например, Клуб сайт регулярно проводит практику Мантры «Ом» как в Москве, так и в других городах России. Также можно собрать друзей и попеть с ними.

Перебирание чёток от себя

То, как практик перебирает чётки, тоже его характеризует. Перебирание чёток от себя символизирует отдачу, в то время как на себя - наоборот, желание брать, потреблять. Поэтому, если вы стремитесь к усмирению эгоизма и взращиванию бескорыстия, то чётки нужно перебирать от себя.

Помимо описанных практик можно научиться слушать, безвозмездно помогать другим, жертвовать как что-то материальное, так и время или свой труд, на благо тех, кто стремиться к развитию, попробовать наладить отношения с теми, кто, возможно, вас раздражает, помириться с теми, с кем в ссоре, или просто убрать в подъезде, в общем, взять и искренне от души сделать что-то на благо других, переступить через своё «Я». Если мы ежедневно будем избавляться от гордыни, зависти, злости, ненависти и других негативных качеств, то и мир начнёт проявлять по отношению к нам всё самое лучшее: добрые улыбки и слова, бескорыстную помощь в делах, душевное тепло, понимание - всё то, что не может пробиться через толстую броню эго.

Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего

«Эгоизм - это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите», – Оскар Уайльд.

Если вас заставляют куда-то пойти, но это угрожает вашему здоровью (физическому или психическому), и в итоге вы приняли решение отказаться, то это – здоровый эгоизм (он должен быть). Но если вы запрещаете другу идти на желанную им встречу, так как вам от этого будет спокойнее – это эгоизм, с которым нужно бороться.

Эгоизм – стиль поведения человека, базирующийся на извлечении из всего собственной выгоды и удовлетворении исключительно своих интересов, вопреки интересам и желаниям других людей. Существует понятие разумного эгоизма и неразумного.

  • Разумный эгоизм необходим для выживания, построения собственной жизни и карьеры. Чаще встречается в группе людей, например, в семье. Кровные узы обладают огромной силой, особенно в свете стереотипов. Считается, что родственникам нужно обязательно помогать (морально и материально). Но нужно ли это делать в ущерб своему здоровью и состоянию, уровню жизни собственной семьи (супруг и дети) – вопрос на засыпку. Каждый ответит по-своему, но я считаю, что разумный эгоизм жизненно необходим человеку. Эгоизм помогает достигать цель собственной жизни.
  • В случае, когда человек категоричен в любых мелочах, не способен идти на компромиссы и уступки, заставляет всех «плясать под свою дудку» наблюдается нездоровый эгоизм. Это отрицательная черта, разрушающая семейные, дружеские и профессиональные отношения. с таким человеком затруднено и сопровождается множеством .

Разумный эгоизм можно охарактеризовать как «я вас не трогаю, и вы меня не трогайте», то есть человек идет к своей цели, но и другим не мешает. Нездоровый эгоизм заставляет «идти по головам», разрушать планы людей, строить козни. Делает человека злым и циничным.

«Очевидно, что по природе, каждый себе дорог», – Цицерон.

Понятие эгоизма тесно связано с термином «индивидуализм». Рассмотрим эту концепцию в широком смысле. Современное общество построено на идее индивидуальности, саморазвития, самоактуализации, чего не скажешь о былых годах коммунизма. Тогда практически все цели были общими, потому и мало говорили об эгоизме. Более того, он категорически отвергался обществом. Сегодня думать прежде всего о себе приветствуется. Возможно, нарастающий в современных людях личностный эгоизм – это издержки смены социально-экономического положения страны. Есть подозрение, что эгоизм действительно необходим (в разумных количествах), чтобы выжить, обеспечить и защитить себя и свою семью (жену/мужа, детей).

Виды и формы нездорового эгоизма

  1. Диктаторский эгоизм, или «все должны служить моим интересам».
  2. Эгоизм собственной исключительности, или «все должны быть моралистами, кроме меня, если мне это не выгодно».
  3. Анархический эгоизм, или «каждый вправе быть эгоистом, преследовать свои интересы, когда им это заблагорассудится».

По-моему, последнюю форму в современном мире мало кто принимает за эгоизм. Вторую называют «двойными стандартами» и тоже уже давно привыкли к ней. А вот первый вид эгоизма никогда не остается не замеченным и неприемлем даже для общества индивидуалистов.

Среди форм эгоизма можно выделить сверхэгоизм и эгоизм-самоуничтожение:

  1. Девиз первого: «Я – все, остальные – ничто».
  2. Девиз второго: «Посмотрите, какое я ничтожество».

Иногда эгоизм ошибочно отождествляют с эгоцентризмом или считают его формой эгоизма. Это не так. (неспособность понять положение других людей) – совсем другая тема.

Характеристика эгоистичного человека

Эгоизм связан с безответственностью, обманом и равнодушием. Если взглянуть на проблему масштабно, то что мы можем сказать об эгоисте (кроме того, что он достигает своих целей в ущерб и во вред интересам других людей)?

  • Он криклив и конфликтен.
  • У него слабо развита система ценностей и принципов, совесть, чувство долга и собственного достоинства.
  • Он легкомысленный и нередко ленивый, небрежный, игнорирующий правила и обязанности человек.
  • Он не вмешается в драку или конфликт, очевидцем которого станет (даже если дерутся дети, обижают животных).
  • Его не смутит неопрятный вид собеседника, он даже может не заметить этого.
  • Его не смутит беспорядок в комнате (он привык к беспорядку, ведь тот у него внутри).
  • Он игнорирует любые советы, в том числе действительно полезные и доброжелательные.
  • Он игнорирует требования.
  • Ему сложно заниматься деятельностью, требующей добросовестности, ответственности, отточенных навыков и умений. Ему эта работа не нравится.
  • Он не умеет сопереживать и не отличается эмпатией.
  • Он и рационально .

Избавляемся от нездорового эгоизма

«Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему», – Бернард Шоу.

Что делать, если эгоизм настолько засел в вас, что из-за него и защищать-то нечего, ибо ни работы, ни друзей, ни семьи, ни любви к себе? P. S. Да, не удивляйтесь эгоизм и любовь к себе – не тождественные понятия.

  • Перестаньте корить себя за эгоизм и считать это вашим грехом или пороком. Не зацикливайтесь на идее избавления от него. Не мечитесь между «эгоизм нужен, это хорошо» и «эгоизм не нужен, это плохо». Эгоизм хорош в разумных количествах, его нужно контролировать, а не уничтожать. Точнее даже речь идет о развитии любви к себе и окружающим, самопринятии. Человеку свойственно переносить на других людей свои качества или отношение к самому себе. Кто любит себя, тот способен и других полюбить. Кто не любит других, вероятно, также ненавидит и самого себя, от того и поступает эгоистично (Э. Фромм).
  • Что такое любовь к другому и к себе ()? Это уверенность в собственной жизни, принятие на себе ответственности, забота и уважение, знание себя и других. Нужно воспитывать в себе эти качества.
  • Не позволяйте собой и сами не занимайтесь этим.
  • Берегите свою жизнь, не позволяйте лишить вас индивидуальности. Научитесь ценить жизнь, свободу и личность каждого человека. Развивайте толерантность.
  • Повышайте коммуникативные умения и навыки. Учитесь бесконфликтному общению.
  • Изучите свои психологические особенности ( , ) и научитесь понимать других людей. Эгоист, как правило, не знает своих возможностей и не видит собственного потенциала. От чего остаются не сформированными и не развитыми высшие (самореализация, самоактуализация), внимание концентрируется на низших потребностях (материальные блага и безопасность). Высшие потребности позволяют личности самоутверждаться, саморазвиваться и одновременно помогать другим людям.
  • Расширьте диапазон внимания. Учитесь мыслить масштабно. Эгоизм, то есть мелочные попытки самоутверждения за счет других – следствие непонимания недостающего звена для полноценной личностной самореализации и гармонии. Вы замечали, что благотворительность, щедрые чаевые – неотъемлемая часть жизни успешных людей. Нет, они не жаждут акцентирования на этом внимания общественности (не все). Это их новая потребность, пришедшая с гармонией и самоактуализацией. Речь не только о «звездах», эти люди живут среди нас, «простых смертных».
  • Научитесь уважать и ценить себя, примите себя и полюбите, скорректируйте самооценку, культивируйте чувство собственного достоинства. Кстати, достойный человек не позволит себе обижать других, ущемлять их интересы и рушить жизни.
  • Известные психологи прошлого и современности утверждают, что за эгоизмом часто прячется комплекс неполноценности. Притом он не всегда осознается самим человеком. Разберитесь в себе, посетите психолога.
  • Вспомните портрет эгоиста, описанный в предыдущем пункте статьи, и действуйте по методу «от противного». То есть уничтожайте или корректируйте то, что применимо в отношении вас.

Разделяя позицию немецкого психолога Эриха Фромма, скажу, что средство избавления от эгоизма – продуктивная жизнь, полная творчества и действий. Стремясь жить и создавать, вы сами не заметите, как вместо врагов вас начнут окружать друзья, а вместо неудач и ограничений – успехи и возможности.

В любом изобретении, произведении искусства, песне, продукте производства есть доля эгоизма, притом немалая. Но это тот самый здоровый эгоизм, смешанный с альтруизмом, золотая середина. Вы получите признание, самоудовлетворение и доход, а общество – полезный продукт. Все счастливы, никто никого не считает эгоистом.

Заключение

Эгоизм – отголоски инстинкта самосохранения, потому присущ всем здоровым психически людям (это подтверждено многими исследованиями психологов, социологов и психоаналитиков). Исходя из этого положения, смею утверждать, что нездоровый эгоизм – следствие , отсутствующего чувства безопасности, низкой самооценки, непринятия себя. Чем чаще приходится себя защищать, тем больше развивается эгоизм как черта характера. От чего или кого защищаетесь вы?

  • Эгоизм – это философия жизни, мировоззрение человека, выражающийся в словах и действиях.
  • Как избавиться от эгоизма? Изменить мировоззрение, разобраться в своем внутреннем мире.
  • Эгоистами не рождаются – ими становятся.
  • Покопайтесь в себе и ответьте на вопрос: кто или что сделало вас таким?
  • Дальше решать проблемы нужно по мере их «выкапывания», шаг за шагом.

Не забывайте про обратную сторону медали – и героизм. Это тоже ненормальное поведение, при котором не чужие интересы, а ваши и близких людей окажутся под угрозой. Создавать что-то для общества, самореализовываться в любви и профессии – оптимальный вариант. Нормальное поведение в контексте «эгоизм-альтруизм» – это делать что-то хорошо и с удовольствием во благо себе и обществу.

«Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом», – Фридрих Энгельс.



Похожие статьи
 
Категории