Как нарисовать простое лицо девушки. Как нарисовать лицо: основы и пропорции

28.04.2019

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Здравствуйте! Свами Анна!

Напомню, к этому уроку мы приготовили:

  1. Бумага А4;
  2. Карандаши, гелевая ручка, «стирательная» резинка (ластик);
  3. Тонкая калька;
  4. Журнал мод.

Помните, мы говорили о старых школах Китая, и лиса Ялисс рассказывала нам о первом этапе обучения, где художник учится по образцам?

Для начала приведу примеры портретов.

Рассмотрите их внимательно. Мы к ним еще вернемся.

Худ. Татьяна Чувашева. Детский портрет:

Пьеро Ратари. Женская головка:

Посмотрели? Итак, пробуем рисовать.

Возьмем бумагу и отточенный карандаш. Нарисуем круг. Постарайтесь нарисовать его от руки. Если сложно, то можно взять маленький стаканчик и очертить его.

Проведем в круге две перекрещивающиеся линии, делящие круг на 4 равные части (горизонтальную и вертикальную). Можете воспользоваться линейкой.

Точка перекрестья - центр круга.

Продолжим вертикальную линию ниже круга.

Внизу дорисуем при помощи двух линий треугольник (не большой и не маленький). Он должен получиться почти равносторонний:

Круг и треугольник составляют лицевую часть черепа. Нижний треугольник - это будущая челюсть.

Обведем ее двумя полукруглыми линиями так, чтобы получилось такое яйцо, как бы, слегка заостренное книзу:

Теперь вернемся к кругу.

Линия, делящая круг пополам, это линия, на которой будут располагаться наши брови.

Проведем еще одну параллельную ей линию, чуть ниже. Это линия, где будут располагаться глаза:

И теперь сделаем такое не простое деление линии, на которой мы будем рисовать наши глаза.

Но перед тем как понять, какое это будет деление, подойдите на минуточку к зеркалу и посмотрите на свое лицо.

Все лица разные, но художники придумали «каноны», такие образцы, для удобства обучения рисованию и для удобства сравнения. Вспоминаем, ведь, чтобы научиться рисовать, надо много наблюдать. Быть просто внимательным мало, надо научиться сравнивать.

Для облегчения сравнения художники выбрали образцы. Сейчас мы с вами и работаем по такому образцу.

Поняв и научившись рисовать образец, мы легко можем сравнивать его с другими лицами.

Как понять, какой нос назвать длинным, а какой коротким?

Для того чтобы это определить, нужно для сравнения иметь средний нос, т.е. нос среднего размера. Образцы для обучения все имеют средние размеры. По образцу легко можно научиться рисовать «образцовое» лицо.

Сейчас мы посмотрим, как по этому образцу рисовать глаза.

По правилу образца, между глазами должен помещаться «один глаз», т.е. расстояние между глазами должно соответствовать размеру одного глаза.

Принято выделять у глаза внутренний край, тот, что ближе к носу, (где находится «слезнячок», место, где скапливаются наши слезы, если мы плачем) и внешний край, тот, который ближе к уху. Расстояние между «слезнячками» и составляет размер одного глаза.

А расстояние от внешнего края каждого глаза до виска составляет по половинке глаза.

Посмотрите на свои глаза или на мамины. У всех людей между глазами будет расстояние примерно в один глаз. Но у кого-то оно больше, у кого-то меньше. У кого-то глаза поставлены близко, у кого-то широко.

Но мы, сейчас изучаем образец, который берем за основу. С ним мы будем сравнивать все другие лица, не для того, чтобы посчитать их несовершенными, а чтобы иметь точку отсчета, то, с чем можно сравнивать. Образец помогает замечать больше.

Посмотрите на рисунок, где показано это деление:

В итоге, мы должны отметить на нашей нижней горизонтальной линии тонкими штрихами размеры трех глаз и их две половинки с боков. Обещаю, что это самое сложное место в рисовании человека анфас. Больше такого не будет.

Еще раз посмотрите на рисунок. И попробуйте сделать такое деление, сравнивая свой рисунок с тем, что вы видите.

Теперь сотрем вспомогательные линии между глаз и с боков глаз, чтобы осталась только наметка наших будущих реальных глаз. Не делайте их очень черными. Пока только определилось место наших глаз.

Теперь отрезок линии от точки из цента круга до конца подбородка делим пополам. Эта точка деления будет самым нижним краем нашего носа. Это точка называется «корень» носа. Место, где нос переходит в верхнюю губу.

Когда у людей болит голова, они часто массируют именно эту точку и это помогает боли уйти. Вы можете попробовать это сделать сами. Довольно болезненное место, но от давления на него, в голове как будто проясняется. Такая вот «волшебная» точка.

Проводим через нее на нашем рисунке тонкую горизонтальную линию:

А теперь делим отрезок линии от точки корня носа до конца подбородка тоже пополам. Проводим горизонтальную линию. Это будет край нижний губы.

И проводим еще одну горизонтальную линию чуть выше этой линии. Как показано на рисунке. Это есть основная линия губ. Запомните ее:

Что ж, мы наметили основные точки.

Теперь можно приступать к деталям.

Начнем с глаз. Глаза у людей бывают разные и не только по цвету, а еще и по форме. Бывают большие, маленькие глаза, выпуклые или впалые, с большими или маленькими веками.

Но сейчас нас интересует только, так называемая, «линия глаз».

Если мы сравним глаза двух человек, то увидим, что они разняться в первую очередь «линией глаз». Что это за линия такая?

Это мысленно проведенная линия от внутреннего края глаза («слезнячка») до внешнего его края. Она у всех людей находиться под разным углом. Или бывает прямая, когда «слезнячок» и внешний угол глаза находится на одной линии:

Сравните эту «линию глаз» на рисунке. Глаза бывают сильно раскосые, где внешний край глаза идет резко вверх. Бываю слегка раскосые или наоборот, внешний край глаза может быть опущен, по сравнению с внутренним. Такие грустные глаза.

Мы нарисуем наши глаза слегка раскосыми. Совсем чуточку, какие они бывают у большинства людей.

Для этого из внешнего края намеченных нами полосок для глаз, проводим слегка опущенную вниз линию (на рисунке она красного цвета).

Стираем прежние полоски. И рисуем вот такой глаз. Рисуем «слезнячок» и верхнее веко. На верхней намеченной ранее горизонтальной линии намечаем брови:

Чтобы нарисовать нос, нужно определить место крыльев носа.

Для этого из точек глаз обозначающих внутренний их край («слезнячок»), опускаем вниз две вертикальные линии. А из точки, которая обозначает корень носа, наоборот, проводим две линии чуть вверх.

Рисуем такую «птичку»:

Посмотрите, как корень носа в профиле соответствует точке, обозначающей его же анфас:

Рисуем нос очень просто. Чуть выше корня носа рисуем ноздри, такими темными треугольничками, слегка раскосыми. Крылья носа тоже слегка подправляем, направляя линию глубже внутрь, чтобы нос был не таким широким.

Мягкой линией в центе носа намечаем самую выступающую вперед часть носа - «пипочку». На «пипочку» маленькие дети любят показывать пальцем или трогать ее друг у друга, как будто они звонят в кнопку звонка: «Дзинь-ь-дзинь!!»

У кого-то эта «пипочка» находится очень высоко, и смотрит вверх - это курносый нос. У кого-то она находиться строго между ноздрями. Если смотреть в анфас. У кого-то она находится низко - висячий нос.

К старости эта самая высокая, самая выпуклая точка на лице слегка опускается. Потому что в ней нет костей, которые держали бы форму. И поэтому носы у старых людей слегка обвисают, по сравнению с молодыми носами.

Мы рисуем средний нос (не курносый и не висячий):

Сотрем вспомогательные линии. И перейдем к губам.

Рот делится на верхнюю губу, нижнюю. Самая главная линия рта - это средняя линия губ. Она образуется, когда губы сомкнуты. Она тоже, как нос и глаза у людей, бывает разной.

Крайние точки, края губ могут быть на одной линии с ее серединой. Но, если края губ опускаются, то получается грустное лицо или плачущее. Если края губ подняты, тогда лицо выглядит улыбающимся и жизнерадостным. Это зависит и от возраста и от настроения, и от природного строения лица.

Сравните:

Теперь рисуем наши губы.

Нам надо их наметить. Вспомогательную, горизонтальную линию средины рта мы уже нашли раньше. Наметим на середине этой линии овал верхней губы. Отметим этот овал темнее.

Теперь намечаем края губ. Края нашего рта. Рот тоже бывает разный. Большой, маленький, средний. Мы нарисуем рот среднего размера.

Определим его размер так: от внутреннего уголка глаз, надо немного отступить по направлению к внешнему уголку глаз.

Теперь найдем точку, делающую глаз примерно на 3 части. Опустим линии вниз из этой точки. В месте, где они пересекутся с центральной линией наших губ и будут края губ.

От середины линии губ, от нашего овала, рисуем линию губ, уголками чуть верх. И ставим на краях уголков, жирные точки (такие треугольнички, как на рисунке). Нижняя линия губы уже у нас найдена. Намечаем ее тверже.

Намечаем верхнюю губу небольшим овалом. Губы готовы:

Теперь стираем все вспомогательные линии.

Рисуем волосы. И рисуем их много и выше нашего круга-черепа, в зависимости от пышности прически.

Рассмотрите и обратите еще раз внимание на портреты, которые представлены были в начале нашего урока.

Когда художники рисовали лицо человека, они ярко, глубоким тоном (чернотой или насыщенностью краски), выделяли на лице не все подряд, а только самые важные места. Самое важное в портрете - это глаза и еще несколько линий и точек. Остальное рисовали очень мягко и тонко. Просто «растворяли».

На самом деле, на портрете самыми главными, самыми яркими и самыми-самыми тёмными, должны стать зрачки глаз .

Художники выделяли глаза на портрете всегда, во все времена. Это самый главный секрет портретиста.

Попробуйте очень хорошо, выделить на вашем рисунке зрачки глаз и вы увидите, как ваши глаза сразу станут смотреть, как живые.

Кроме зрачков глаз нужно выделить еще немного: по сути, это только три линии и три точки.

Первые две линии, которые мы черним сильнее (но не сильнее зрачков глаз) - это две линии верхней части глаза, над зрачками , там, где ресницы. Но, обратите внимание, не всю линию верхнего века , а строго в середине глаза .

Потом черним так же хорошо срединную линию губ.

Вычерняем точки ноздрей и точки краев губ. Это все.

Но в процессе следим, чтобы наши зрачки глаз оставались все равно темнее всего. Если надо мы снова добавим в них черноты .

Напоследок, утемняем немного внутренние края бровей, но слега. Наш портрет-образец готов:

Мы можем сделать из нашего образца и мальчика.

Для этого поменяем прическу. Но в этом случае сначала еще нарисуем уши, потому что у мальчиков причёски часто не скрыты волосами.

Конечно, уши можно спрятать под прическу, но нам же, надо научиться их рисовать.

Размер уха соответствует размеру от брови до корня носа. Рисуем в этой области сбоку ухо, вот такими тремя линиями. Сам овал уха две линии внутри.

Делаем прическу, так же рисуя их выше нашего круга-черепа.

Теперь наметим шею.

Делим наш глаз пополам и опускаем от этой точки линии вниз. Это и будет размер шеи:

Мы можем смягчить все линии ластиком, и сделать темными, только то, что нам необходимо для портрета. Повторю. Самое темное - это сам зрачок, верхняя линия глаза, линия губ, ноздри и крайние точки губ.

Можем немного растушевать, очень мягко, боковой частью карандаша, выделить губы и румянец на щеках. Наш мальчик готов:

Круг, который мы рисовали в начале (основой нашего черепа), мы намечаем всегда, когда начинаем рисовать голову человека в анфас или профиль.

Круг есть круг. Но треугольник нижней скулы может быть разный. Может быть большой, острый или совсем маленький, в зависимости от формы лица и возраста, худобы или полноты.

Посмотрите два примера. Чем меньше треугольник внизу, тем лицо становится либо детским, либо более полным:

Чем острее и длиннее наш треугольник скулы, тем худее или старше будет лицо человека:

Теперь мы перейдем к работе с калькой.

Возьмем наш журнал мод, листок кальки, карандаш.

Не надо брать большой лист кальки. Достаточно такого, на котором поместится только лицо.

Выберем из журнала любое лицо анфас. Журнал мод хорош для изучения рисования головы человека тем, что в нем почти нет фотографий с глубокими тенями, которые скрывают форму. А нам нужно сейчас очень хорошо научиться видеть форму лица, чтобы его изучить.

Выберем лицо в анфас, достаточно большое лицо на странице, чтобы черты его были хорошо видны и кладем сверху кальку.

Внимание! Рисуем не бездумно! Помните про умное срисовывание.

Обводим так, чтобы выявить основные важные места в лице человека. Утемним их хорошо. Мы их запомнили.

Первое: самое темное, прямо черное – зрачки.

Второе: верхняя линия глаз.

Третье: точки ноздрей и уголков губ.

Четвертое: срединная линия губ.

Старайтесь, рисуя, помнить о форме головы и лица. В каждой из них есть круг и треугольник. Обращайте внимание на соотношение их размеров друг к другу.

Не рисуйте пока лишних теней и ничего нового, кроме того, что мы изучили.

Просто сейчас немножко разные будут носы, глаза и губы. На разной высоте будут самые выпуклые части носов - «пипочки».

Нарисуйте через кальку несколько разных лиц и сравните их друг с другом. Представьте, по возможности, как выглядело бы то, или иное лицо в профиль.

Если у вас есть возможность найти фотографию портрета или фото старика, старушки или ребенка анфас, то обрисуйте их под калькой тоже по тому же принципу.

Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.

Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз находится при­мерно на середине лица.

Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять оди­наковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине ос­нования носа. Уши располагаются от линии бровей до линии осно­вания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта ли­ния называется срединной и служит для построения парных сим­метричных форм.

Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

Форма головы бывает разных типов.

А теперь посмотри, как зарисовать разное выражение лица че­ловека.

Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, при этом нужно помнить, что форму головы нужно наметить так, чтобы её середина по горизонтали проходила чуть выше середины листа и чтобы голова не была очень сдвинута вправо или влево. Толь­ко после этого намечают части лица. Их нужно изучить очень вни­мательно: от этого зависит схожесть портрета с натурой.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Ко­нечно же, у каждого человека свои, неповторимые глаза, нос и губы. Но это только кажется, на самом деле их можно обобщить и упрос­тить их форму.

Голову человека рисуют в анфас (когда он смотрит прямо),

в профиль (когда голова повёрнута боком),

и в пол-оборота.

Рисуем глаза

Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы - шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впа­дину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого гла­за. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.


Рисуя профиль, нужно помнить, что верхнее веко выдвинуто немно­го больше вперёд, чем нижнее. А зрачок из круглого превращается в сплющенный овал.

Рисуя лицо в пол-оборота, об­рати внимание, как верхнее веко глаза приподнимается.

Достоверность портрета зависит от большего или меньшего уси­ления теней, а не от направления штрихов, поэтому прежде всего нужно стараться правильно класть тени и заниматься штриховкой только тогда, когда навыки её уже приобретены.

Провести линию, проходящую через глаз, внимательно наблю­дая за её направлением. Найти длину глаза, которую обозначить двумя вертикальными линиями. Прорисовать контуры глаза, по­мня, что передняя выпуклость или округлость глаза видна в гла­зах, рисуемых в профиль или в пол-оборота.

Рисуем губы

Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно ниж­няя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

При прорисовке губ в профиль или в пол-оборота нужно наме­тить величину разреза рта, его наклон, а также степень толщины (то есть выдвинутости одной из губ).

Разрез рта располагается на одной трети расстояния от осно­вания носа до конца подбородка.

Рисуем рты в анфас и в профиль. Сначала наметим линию, пе­ресекающую рот, затем определим длину этой линии двумя чёр­точками,

Затем найдём середину рта и обозначим её линией, параллель­ной линиям, обозначающим длину рта.

Затем обозначим толщину губ и обозначим зубы, если рот при­открыт.

Рисуем нос

Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характер­ные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с гор­бинкой (3).

Также носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Ос­нование носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его ос­нования и кончика.

Рисуя профиль или полуоборот, нельзя забывать, что чем силь­нее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от средин­ной линии.

А теперь попробуем нарисовать рот и нос вместе.

Теперь рисуем нос и глаз.

Рисуем уши

Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Нарисовать продолговатый четырёхугольник и разделить его поперёк на две равные части. Обвести наружную окружность уха, затем наметить его толщину и прорисовать середину (полость уха).

Рисуем волосы

Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.


Рисуем шею

Шея является опорой для головы и прочно укреплена на пле­чах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают средин­ную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шей­ной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.

Лицо человека — это его зеркало. Лицо может выражать характер человека, отображать его качества как личности. Здесь у нас еще один урок у нас по рисованию человеческого лица. У нас уже есть уроки, как нарисовать поэтапно карандашом лицо девушки и лицо мамы. А здесь мы научим вас, как это же поэтапно сделать и изобразить лицо молодого человека, парня, мужчины. Принцип рисования во всех случаях примерно одинаков. Вначале идет вспомогательный этап с разбивкой листа бумаги на квадраты или прямоугольники, а затем уже прорисовка непосредственно всех частей самого лица. У нас будет лицо в профиль и в анфас, то есть вид спереди и сбоку. Итак, приступим к уроку!

Этап 1. Для проведения этого этапа вам понадобится линейка, чтобы провести ровные, четкие линии. Вначале чертим три прямые. Одна из них проходит прямо посередине листа, две другие параллельно ей сверху и снизу. Их пересекают пять линий, расположенных строго перпендикулярно, то есть под прямым углом. Четыре линии смещены влево, а одна вправо. Между ними оставляем небольшое чистое пространство.


Этап 2. Между средней и нижней прямыми расположим еще три (они показаны голубым цветом). Пунктиром рисуем круг, ограничивая его теми линиями, как на нашем рисунке.

Этап 3. Начнем обводить контуры головы вида спереди и вида сбоку. На виде спереди мы сейчас рисуем линию границы волос сверху, а на виде сбоку линию затылка.

Этап 4. Теперь слева дорисуем линию подбородка и щек. А сбоку — также линию подбородка.

Этап 5. На левом рисунке показываем линию роста волос в лобной части с двумя как бы выступам и, и рисуем уши. На правой части также показываем линию роста волос сбоков и впереди.

Этап 7. Пришло время оформить брови и ноздри. Брови широкие, ноздри чуть расширены тоже.

Этап 9. Между веками небольшими кружками показываем глазные яблоки со зрачками. В зрачках должны отражаться маленькие отблески света. Также нарисуем на этом этапе небольшие морщинки под глазами, сбоку глаз, на переносице и выше линии рта.

Этап 10. Теперь показываем довольно толстые губы, формирующие линию рта. Под ртом выразим подбородок и небольшую ямочку над ним.



Похожие статьи
 
Категории