Как называется полотенце вышитое по старому образцу. История полотенца

04.07.2020

Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. В фондах Художественно-исторического музея имеется большая коллекция рушников.

Зачастую бытует мнение, что слово «рушник » происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.

Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.

Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении - на них несли гроб, вешали на могильный крест.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник », венчальный рушник и хлебосольный рушник.

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.

Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.

«В представлении древних художников – это богиня Берегиня, символ жизни и плодородия. Изображая ее на предметах быта (полотенцах, одежде), женшины считали, что это принесет в дом счастье и гармонию. Орнаментальное украшение на юбке – стилизованная узелковая письменность языческих времен. До появления письменности информацию передавали путем плетения узелков на палку. Каждый узелок – понятие (слово). Позднее они трансформировались в вышивку. Женщина, хранительница очага, вышивая узелки-символы, обозначающие древних богов, как бы задабривала их и просила благосклонного отношения к ней и ее семье. Цвет несет смысловую нагрузку. Красный считался красивым.» Информация очень интересная, но, вместе с тем, у меня возникли вопросы:
Как научились наши предки искусству вышивки?
Что значат сохранившиеся до наших дней рисунки-символы?
Какую роль играет вышивка в современной жизни?
Итак, предмет моего исследования – вышивка. Вроде бы ничего особенного. Вышивают женщины, используя разные техники, разные материалы. Вышивают пейзажи, портреты, картины. У нас дома вышивали и прабабушка, и бабушка, вышивает и моя мама. Знакомая картина: женщина, коротая длинные зимние вечера, склонилась над пяльцами. Мотки разноцветных нитей, ножницы. Тихая, умиротворяющая музыка. Покой и удивительная гармония – рождается на полотне узор.
Появление вышивки в России относят к первым столетиям древней Руси. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой часто составляли из стилизованных изображений растений, фигур животных и человека. «Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезни и бед». Книг не было, да и школ не было. Учились друг у друга. В каждой губернии, порой даже в самом маленьком районе рождалась своя, отличная от других техника вышивания: тверская мелкая строчка, крестецкая строчка, нижегородский гипюр, ивановская и ярославская строчки с обводкой, олонецкое шитье с перевитью, тамбурный шов, «верхошов», двусторонняя гладь. Даже вышивка крестом, хорошо известная техника вышивания во всех регионах России, различается и по виду, и по цвету: Воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные – красной, на Белгородчине основной узор – сочетание красного и черного цветов. Самый расцвет вышивального искусства в России приходится на начало XIX века, когда вышивкой занимались и крепостные девушки, и их хозяйки. Вышивали гладью и крестом по канве, шерстью и бисером на шелке и бархате. Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.

I. Рушник в обрядовой культуре славян

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы)». Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.
Я встречалась с мастерицами-вышивальщицами Дубининой Еленой Витальевной, Шаповаловой Ириной Викторовной, Курочкиной Полиной Михайловной. В ходе исследования я познакомилась с этнографическими памятниками, сохранившимися в их семьях. Обратила внимание на то, что старинные рушники выполнены в красно-черной гамме. Рисунки на них геометрического плана, присутствует растительный орнамент. Красный цвет -–красивый, черный – символ богатства Воронежского края, чернозем. В ХХ веке в селе Слобода и в селе Хреновое стали вышивать гладью, ярким разноцветьем. Это объясняется тем, что в эти места прибыло много переселенцев, где техника вышивки гладью была широко распространена.
Особое впечатление произвела на меня встреча с Киселевой Ниной Дмитриевной. Сколько поведала мне она о рушниках! Нина Дмитриевна – страстный коллекционер: много лет она собирает узоры народных вышивок. Особое внимание уделяет узорам рушников. Из рассказа Нины Дмитриевны: «Рушник – это не просто красиво, но и интересно, и познавательно. Ведь ничего так просто на рушник не попадает. Рушники бывают разные: и «сватовские», и «солдатские или казацкие», и другие. Вот, например, «сватовские» – это самые большие, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все со смыслом». По рассказам Нины Дмитриевны я составила схему вышивки рушника. Выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением:
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля». Рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы.
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания.
Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме) должна быть «родней», то есть одного типа. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе
Изучив коллекцию Нины Дмитриевны, мы составили таблицу классификации рушников по изображению и назначению (Приложение № 2).
Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. В русских селах ими по-прежнему украшают красный угол, да и во многих городских домах он стал почетным гостем. Интересным наблюдением поделилась со мной Акулова Нина Романовна, жительница села Хреновое. Она рассказала мне, что в некоторых обрядах неузнаваемо трансформировалась роль рушника. В селе Хреновое бытовала традиция: на второй день свадьбы молодая развешивала в избе свои рушники поверх рушников свекрови, чтобы все могли полюбоваться ее мастерством. Сегодня же эта традиция трансформировалась в новый обычай: молодая меняет «занавесы» (шторы) на окнах, демонстрируя достаток своей семьи.
Мода капризна. Из маминых рассказов знаю, что в годы ее молодости украшение дома вышивками считалось мещанством. В наши дни, характеризующиеся возрождением интереса к духовной и материальной культуре прошлого, вышивка обретает свою вторую жизнь. Все больше и больше мастериц увлеченно работают над сохранением почти навсегда утраченного.

II. Рушник в ритуалах - символ святости, чистоты, защиты

В церкви. Рушник исполнял образно-символическую роль в христианских обрядах. Так, важной была роль рушника в ритуале умывания ног, лица, рук во время литургии. В апостольских поучениях сказано, что дьяконы должны служить при таинстве евхаристии, имея рушники, хусточки для вытирания уст тех, кто причащается. Орар дьякона напоминает верующим и про тот «лентион», которым Иисус Христос вытирал ноги своим ученикам после обмывания. Помимо ритуальной роли, рушники использовались в церквях для украшения икон.
На крестах. Существовал обычай обвязывать кресты, хоругви во время похода, процессии или похорон, а также вешать рушники на кресты на кладбище, возле церкви или перевязывать рушником придорожные кресты. По этическим нормам поведения снять такой рушник считалось тяжелым грехом, потому их не трогали, и только после того, как они совсем были уничтожены дождем или ветром, привязывали новые рушники.
Оберег. Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать „фигуру", опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник. В случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, в которой до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались «обетные» и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окно „от злых духов", когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.
Для новорожденного. С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза").
На рушнике, вышитом светлыми, веселыми цветами, без единого черного стежка, несли младенца на крещение. Крестная мать готовила его заранее, а, заворачивая в него дитя, приговаривала новорожденному слова «красной дороги». Этим рушником накрывают младенца в церкви. Был обычай шить из него ребенку первую сорочку; иногда его сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.
На свадьбе. Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее.Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса подпоясывались рушником – концами наперед.
Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых, застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты; иногда рушник стелили и перед входом в церковь.
Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
Немаловажное значение имел белый вышитый рушник, на котором должны были стоять молодые под венцом. Под этот рушник родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство. Этим рушником потом завешивали образа или вешали его на видное место в светлице.
В дорогу. Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.
Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!»
На похоронах. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
Иногда рушниками накрывали тело покойника или клали под ноги; воз, на котором везли гроб, застилали рушником или ковром. Гроб также прикрывали рушником, на который клали хлеб. В знак траура вывешивали на воротах или в окне рушник. Впереди похоронной процессии несли крест, обвязанный рушником. Участникам траурной процессии повязывали руки рушниками. По обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках, и надмогильный крест, особенно на похоронах парня, также перевязывали рушником. Тем, кто нес гроб, крест, хоругвь, а также копателям давали хустки или рушники – никому из тех, кто помогал на похоронах, не платили деньгами.
После 40-го дня рушник отдавали в церковь на помин души. Как правило, похоронные рушники не украшались орнаментом.

III. Рушник в повседневной жизни - символ добра, удачи, хорошего начала и окончания дела.

В земледелии. Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра озимой (на Юрия) шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зеленом поле расстилали рушник, на него клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы.
Праздник первого снопа – торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т. п. могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике, а те одевали на него обжиночный венок.
Строительство жилья. Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. Старший мастер брал рушник с хлебом, целовал его, приговаривая: «Господи, помоги».
При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши „венок" – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома.В новопостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.
Хлеб и рушник. С давних лет и по сей день хлеб и рушник идут в паре. Очевидно, символика хлеба требовала уважительного отношения к нему и требовала, чтобы он никогда не лежал на «голом», не покрытом рушником столе. Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом, паску с крашенками, которые несли святить в церковь.Свадебный хлеб – каравай, шишки, калачи – клали на стол, также застеленный рушником.На Рождество в некоторых регионах ткали „пшеничник" - длинный рушник с крестами и бесконечниками, который, спадая с образов, накрывал на столе миску с кутей.
Приветствие гостей. Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.
IV. Декоративная и практическая роль рушника
На иконах. С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники", „наобразники"). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
На большие праздники – Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе – хаты обвешивали более украшенными рушниками – праздничными, а в пост – „постовыми", чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.
Украшение помещения. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д.
Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.
Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок. Рушник был «лицом» жилья украинки. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку, ее дочку.
Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.
V. Символы искусства вышивания
Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
Элементы, составляющие мотив воронежских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Воронежском регионе возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом Воронежского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом широко распространена в Воронежской области и сегодня, что свидетельствует о древних ее корнях. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью. Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
В результате проведенного исследования я выяснила, что вышивка является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями славян, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайна и цветовая гамма: каждый цвет нес большую смысловую нагрузку.
Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом сколько-нибудь значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти. Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой. Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.
Изучение специальной литературы позволило мне узнать, что вышивка, развиваясь от разрозненных знаков-оберегов с культовым значением, превратилась в художественную орнаментальную систему, которую в современном мире используют художники-модельеры в дизайне одежды. Вышивка – это часть живой истории русского народа, славян, вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. В XXI веке, веке глобализации, важно сохранить самобытность народной культуры. Вот и с вышивкой: утеряно смысловое значение рисунков-символов, необходимо возвратить его, и тогда это станет «книгой народной мудрости». В последние годы возобновляется интерес у моих земляков к искусству вышивания, которое в наши дни приобретает новое смысловое значение: обрядовость вышивки все более уступает ее эстетике. На мой взгляд, вышивка – важная часть народной культуры, надо использовать ее красоту в обыденной жизни, бережно сохранять то, что удалось сохранить и сберечь нашим предкам.
Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. В нашей школе есть краеведческий музей «Истоки», на занятиях кружка мы попытались собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.
В заключении мне хотелось бы привести строки стихотворения Наташи Христоевой:
Рушник – это не просто красота.
В нем наставленья, счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Рушник, как книгу, можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.

Список использованной литературы:

1. А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады. М., «Просвещение», 1992, с.63 – 65.
2. Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Северо-Запад», 1994, с.39.
3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М., «Эксмо-пресс», 1997, с.5
4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981, с. 18.
5. Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000, с.200 – 201.
6. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 200, с. 213.
7. Туранина Н.А., Шатерникова Н.И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород, «Везелица», 2002, с. 40, 49-50.
8. Поэзия народного творчества. МКЦ «Доброречье», Белгород, 1992, с. 3-4.
9. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. М., ИПЦ «Российский раритет», 1993, с.16.
10. Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромиздат, 1989, с.28-33.
11. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., «Просвещение», 1988, с.40-54.
12. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., «Советская Россия», 1984, с.167-169.
13. Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа - журнал «Народное творчество», 1998 № 2, с. 13-15.
14. Клиновская Г. Вышивка на крестьянском костюме - журнал «Народное творчество», 1996 № 6, с. 13-14.
15. Литовченко З. Прошлому нет цены - журнал «Народное творчество» 1996 № 4, с. 14-15.
16. Рыбакова С. Тяжела была работа, подарить была охота - журнал «Народное творчество»,1999 № 4, с. 10-11.
17. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество», 1996, №3, с. 24.
18. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.
19. Шалаева Н. Традиционная русская вышивка - журнал «Народное творчество», 1995 № 5, с. 25-27; 1995 № 6, с.19 –21; 1996 № 1, с. 19-21.

Скачать вложения:

Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.

Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода - будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное - жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.

На большие праздники - Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе - хаты обвешивали более украшенными рушниками - праздничными, а в пост - „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.

В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками

Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.

Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».


Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.


Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.

Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.


На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.


Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.



Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.


Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.



Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!

Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.


Материал взят из различных источников.

1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.

Районная конференция научно – исследовательских работ

ИСТОРИЯ О ПОЛОТЕНЦАХ

Россия, Челябинская область,

Чебаркульский район, д.Мельниково

Заварницына Елена, Лукина Анастасия

Зюзина Анна

Научный руководитель: Заварницына А.А

Педагог дополнительного образования

Мельниково

2009

  1. Введение ………………………………………………………………… 3
  2. Из истории полотенец……………………………………………. . 4
  3. Вышитые полотенца Евгении Григорьевны …………. . 7
  4. Полотенца в приданое…………………………………………… 9
  5. Вывод……………………………………………………………………… 1 0
  6. Описание практической части……………………………….. 11
  7. Используемые материалы и литература………………. 12
  1. ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно нас окружает большое количество вещей, о происхождении которых мы даже, никогда не задумываемся. Среди этого количества вещей есть такой предмет, как полотенце. В каждом современном доме их большое количество. Мы вытираем полотенцами лицо и руки, ходим в душ, в баню. Также полотенце является необходимой вещью на кухне.

Мы решили провести исследование, откуда пришел в наш современный дом такой необходимый предмет ежедневного быта, как полотенце. В нашей работе мы использовали материал энциклопедии «Русская изба», а также рассказы местных жителей.

Цель работы:

Выяснить откуда пришел к нам такой необходимый предмет быта, как полотенце в жизни русской деревни.

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить литературу, в которой упоминается о происхождении и использовании полотенец.
  2. Провести опрос местных жителей на предмет старинного использования полотенец.
  3. Найти старинные вышитые полотенца.
  4. Восстановить одно из найденных полотенец для сохранения и передачи будущим поколениям.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛОТЕНЕЦ

Предполагается, что полотенце произошло от тканного пояса. Поверхность пояса, изготовленного на ткацком стане, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний – вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна – это полотенце.

Полотенце – это полотнище белой ткани, домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, бахромой.

Рукотерка – кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук, после умывания, а также для вытирания после мытья в бане. В отличие от полотенца рукотерка была короткой и мало украшенной.

Рушник, тоже, что и полотенце. От трубы беленого полотна рушили (резали) полосу длиной 4 метра отсюда и название пошло- рушник.

Рушник в доме- царь. Каждому рушнику – свой узор, каждому узору – свое значение.

Молельный рушник- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.

Крестильное полотенце, вышивали для крещения ребенка.

Свежий хлеб из печи сажали - на бранном полотенце, его маками по полю вышивали.

Рукобитное полотенце вышивали на сговор молодых.

Молодые в церкви на венчальное полотенце коленами вставали, такие полотенца крестами и голубками вышивали.

Полотенца чтили на Руси, от дедов к внуком передавали, из пожаров вытаскивали. Красивые рушники годами расшивали. Более двухсот строчных швов вышивальщицы знали. Чтобы быстрей к празднику - вышивали одностороннее, а девушка к свадьбе - двустороннее вышивала. Узелки на вышивке нельзя было оставлять, считалось, что они могут привести к ссоре.

Мелкие огрехи также нельзя было перепарывать, чтобы не вносить беспорядок в судьбу.

Красная изба не углами, а пирогами. Углами тоже красна Русская изба.

Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни.

Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне.

По обычаю полотенца являлись необходимой частью девичьего приданного. Полотенцами украшали дугу лошади в свадебном поезде. Длинный холст стелили у входа в церковь, по нему шли молодые. «Поколенным полотенцем», то есть побывавшим на свадьбах матери и бабушки, сваха покрывала плечи невесты. Полотенце использовались невестой в качестве фаты. Накинутое на голову должно предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент жизни. Полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед винцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие»

Полотенцем одаривали бабку – повитуху, принимавшую роды, куму и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «Бабина каша», который происходил через несколько дней, после рождения ребенка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное поедание которой рассматривалось как закрепление родственного союза и включения в него новорожденного.

Однако особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно – родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

ВЫШИТЫЕ ПОЛОТЕНЦА ЕВГЕНИИ ГРИГОРЬЕВНЫ

Чтобы найти какие- то факты, более позднего использования полотенец мы отправились в гости к жителям – старожилам деревни Мельниково и села Травники.

Первая кого мы посетили, была жительница с. Травники Шумихина Евгения Григорьевна.

Молодость Евгении Григорьевны прошла в д. Туманы, Кировской области. В ее семье ткань для полотенец изготавливали сами. Полотно ткали такой ширины, какая была необходима для изготовления полотенца. Евгения Григорьевна показала нам домотканое полотно, изготовленное на ткацком стане, еще ее мамой. Астраханцевой Анной Федоровной, 1910 года рождения (проживала д. Туманы, Кировской области). Точную дату изготовления полотна Евгения Григорьевна не помнит, но предполагает, что было это примерно в 40- годах. Готовое полотно украшали вышивкой и кружевом.

Вышитыми полотенцами дом украшали. Перед большими праздниками (Пасха, Рождество и т.д.) избы обязательно белили, или и только после этого по всей избе развешивали полотенца. Самые красивые полотенца вывешивали в красном углу. Полотенцами также украшали зеркала, старые фотографии или просто развешивались по стенам избы.

К свадьбе девушка должна была вышить большое количество полотенец. По количеству полотенец и красоте вышивок на них судили об умениях невесты и о достатке семьи. Полотенца приносили в дом жениха, и развешивали по стенам, чтобы люди могли полюбоваться на работу невесты, оценить ее вкус и трудолюбие. На свадьбе невеста одаривала полотенцами свекра и свекровь, родственников и дружков жениха, а также подружек.

С давних времен и по нынешние времена полотенца остаются белые, без вышитых узоров полотенца. На полотенцах несли гроб, отдавая последнюю дань уважения умершему, на них опускали гроб в могилу. После проведения похорон, полотенца раздавали односельчанам, а вышитое полотенце вешали на крест, и оставляли на кладбище.

В будние дни для вытирания лица и рук использовали простые полотенца без вышивки. И только в редких случаях, в большие праздники гостям могли подать вышитое полотенце, но вышивка на таком полотенце была совсем простая. Полотенца используемые на кухне для вытирания посуды также не орнаментировались вышивкой.

Евгения Григорьевна показала нам несколько полотенец.

Одно из полотенец выполнено»тамбурной вышивкой» при помощи крючка. Евгения Григорьевна рассказала,… что это полотенце она вышивала вместе с мамой в возрасте 8- 10 лет, когда они еще проживали в Кировской области. На этом полотенце Евгения Григорьевна училась искусству вышивания. Вышивка выполнена нитками светлых тонов на ярко – красном поле ткани, которая вставлена в белую основу полотенца, обработанную фабричным кружевом. Возраст этого полотенца составляет примерно 60 лет.

Следующее полотенце было вышито чуть позже. Вышивка по ткани выполнена швом «сложный крест», края полотенца отделаны филейным вязанием, выполненным при помощи крючка. Полотенце использовалось для украшения избы.

Еще одно полотенце, показанное нам Евгенией Григорьевной, выглядит совсем скромно. Вышивка на нем выполнена швом «простой крест» и вытянута в узенькую линию, расположенную по самому краю полотна. Вполне возможно, что именно такие полотенца использовали для вытирания лица и рук. Все полотенца, показанные нам Евгенией Григорьевной, выполнены из домотканого полотна.

Очень интересное полотенце мы нашли у Лебедевой Анны Ивановны, проживала в селе Русская Теча, Красноармейского района, Челябинской области.

Полотенце было сделано специально для украшения икон красного угла. Края полотнища полотенца соединены между собой. По низу полотенце орнаментировано двумя полосами вышивкой. Вышивка выполнена швом «сложный крест». Между полосами вышивки и по низу полотенца вставлены узоры филейного вязания, по бокам также располагается вышивка. Основа полотенца выполнена из ткани фабричного производства.

ПОЛОТЕНЦА В ПРИДАНОЕ

Евдокия Петровна достала с дальней полки шифоньера несколько полотенец. «Раньше молодежь гуляла мало, девушки сидели дома, занимались рукоделием, готовили себе приданое.

Мы с моей подругой Печенкиной Валентиной (1935 г.р.) помогали, друг другу собирать приданое. Подруга хорошо вышивала, а я умела вязать крючком кружева. Когда я собралась замуж, подруга вышила мне в подарок два полотенца, а я обвязала их крючком».

Полотенца, представленные Кашигиной Евгенией Петровной вышиты двусторонним гладьевым швом, основа полотенец выполнена из ткани приобретенной в магазине, края полотенца обработаны филейным вязанием. Полотенца были сделаны примерно в 1957 – м году, к свадьбе Евдокии Петровны.

Евдокия Петровна разворачивает еще одно полотенце. «Это полотенце принадлежало моей свекрови Кашигиной Наталье Михайловне (193 г.р.). Свекровь рассказывала, что полотенце было вышито для свадебного обряда и перешло ей еще от ее мамы. А свадьба У Натальи Михайловны была необычной, она состоялась как раз в тот день, когда умер В.И.Ленин. В стране был объявлен траур, все увеселительные мероприятия были запрещены. Но так как к свадьбе было уже все готово, то родители решили свадьбу не отменять. Свадьбу провели скромно, тихо, без лишнего шума и веселья, в кругу семьи.

Полотенце, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне, вероятнее всего тоже выполнено из ткани, приобретенной в магазине. Вышивка на полотенце выполнена швом «простой крест», в традиционных для старинной вышивки цветах: красном и черном. В центре вышивке изображен венец с инициалами внутри. Мы предположили, что венец с буквенными инициалами внутри, дает права предположить, что полотенце действительно имеет отношение к свадебному обряду. Веней выполнен швом «сложный крест», также в красно – черных цветах. Края полотенца обработаны кружевом фабричного производства.

У полотенец Евдокии Петровны есть еще одна интересная особенность, вот уже много лет они пользуются большим спросом у жителей нашей деревни. Редкая свадьба проходит без полотенец Евдокии Петровны. На некоторых свадьбах полотенца повязывают свидетели, сопровождающие жениха и невесту, а иногда на них подают хлеб соль при встрече молодых.

Примерно в 60-ых годах в деревенский быт стали входить полотенца фабричного производства, постепенно вытеснив вышитые, они прочно вошли в современный быт человека. Но культура пользования полотенцами сохранилась. С большими мягкими и красивыми полотенцами мы ходим в душ, баню. Полотенцами попроще, мы вытираем лицо, а для рук и на кухне используем вафельные полотенца. Но в нашей современной жизни не забыты и старые вышитые полотенца. Их по – прежнему используют в проведении современных свадеб. Неизменным остаются полотенца и в проведении похоронного обряда.

ВЫВОД: таким образом, полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождал человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. Особенно много должно быть полотенец в приданом девушки. Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

В практической части нашей работы мы попытались восстановить одно из найденных нами полотенец, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне. В ходе этой работы мы освоили декоративные швы, используемые в вышивании «простой крест», использовали умение филейного вязания крючком.

Прежде чем приступить к работе, мы изучили рисунок на полотенце и предположили, что рисунок был выполнен по счету нитей, без использования канвы.

Затем мы постарались как можно точнее перенести схему рисунка на бумагу в клетку, немного исправив его и сделав более симметричным.

За основу полотенца использовали хлопчатобумажную бязь, приобретенную в магазине. Для того чтобы вышить схему рисунка более правильно и точно, по краям полотенца пришивали канву.

Рисунок на полотенце выполнен в традиционных красно – черных тонах.

Края полотенца отделаны вязаным кружевом. Кружево связано в технике «филейного вязания крючком».

Вышивку на полотенце сделали Зюзина Аннв и Лукина Анастасия. Обвязку крючком по краю полотенца выполнила Заварницына Елена.




Похожие статьи
 
Категории