Как работают в Mars. Направление MARS

01.10.2019

Компания Mars считается одной из самых таинственных на американском рынке. В настоящее время ей принадлежат более десятка брендов, пользующихся огромным спросом во всем мире. Доходы корпорации исчисляются миллиардами долларов.

Mars изначально была частной компанией, коей остается до сих пор. Ключевые роли в корпорации принадлежат членам семьи Марс, которые всегда старались оставаться в тени, избегая шумихи вокруг своих имен. В связи с этим вокруг Mars всегда ходило множество слухов и сплетен. Так, некоторые утверждают, что Форрест Марс — сын основателя компании — начинал рабочий день с обхода производства, лично пробуя образцы продукции, в том числе и корма для животных.

С чего все начиналось

История Mars уходит корнями в 19 век. В 1882 году в Миннесоте на свет появляется будущий основатель корпорации Франклин Клеренс Марс. Мальчик рос в небогатой семье, поэтому был вынужден рано начать работать. В 19 лет он стал торговать сладостями, поднимаясь по служебной лестнице все выше и выше.

Со временем Фрэнк начал зарабатывать приличные деньги и подумывать над открытием собственного дела. В 28 лет он бросает работу и начинает свой бизнес. Главным помощником Марса становится его жена Этель. Супруги открывают кондитерский магазин прямо в собственном доме в американском городе Тахома. Они собственноручно лепят недорогие конфеты с различными начинками и продают их прямо через окно своей кухни.

Понемногу семейное предприятие, которое супруги зарегистрировали как «Mars Candy Factory, Inc «, начало приносить доходы. В 1923 году Фрэнку приходит идея, изменившая всю его жизнь. Произошло это совершенно случайно. Однажды Марс гулял с маленьким сыном Форрестом, и тот попросил купить ему шоколада, который тогда продавали только на развес. Малыш быстро испачкался, а Фрэнк подумал, почему бы не продавать шоколад, завернутый в фольгу? Обсудив идею на домашнем совете, супруги решили воплотить ее в жизнь. Так появился Milky Way , который мгновенно стал хитом продаж. Он продавался со слоганом: «Шоколадное солодовое молоко в сладком батончике» и к 1925 году был признан лидером на рынке шоколада. Благодаря Milky Way доходы компании существенно возросли, и Фрэнк нанял продавцов в свой магазин.

В 1929 году семья Марс переезжает в Чикаго, где в начале 20-х годов они открыли свою первую фабрику. Из года в год штат сотрудников компании увеличивается, а ее доходы неуклонно растут. Линейка продукции Mars постоянно пополняется новыми брендами, среди которых появляется батончик Snickers , который до сих пор остается весьма востребованным среди покупателей всего мира.

Деятельность Форреста Марса

В 1932 году Форрест Марс, окончивший Йельский университет, отправляется в Великобританию, где основывает собственную компанию, получившую название Mars Limited . Тут у историков возникают некоторые расхождения. Одни считают, что Фрэнк сам предложил сыну попробовать свои силы. Другие утверждают, что в семье возникла крупная ссора, в результате чего Форрест решил не обострять отношения с отцом, уехать за границу и заняться собственным бизнесом. Как бы там ни было, точно известно, что США Форрест покинул не с пустыми руками — помимо 50 тысяч американских долларов он увез с собой уникальный рецепт батончика Milky Way.

В 1932 году Форрест создает легендарный батончик Mars . В отличие от отца он мыслит более широко и открывает производство кормов для животных. В ассортименте компании появляются Whiskas и Pedigree . Однако самым успешным изобретение Форреста становятся конфеты, покрытые специальной оболочкой, благодаря которой руки потребителей остаются чистыми. Они получают название M&M’s и в скором времени становятся основным продуктом компании, приносящим баснословные доходы. Жаль, что Марс-старший так и не стал свидетелем триумфа сына. В 1934 году он умер от сердечной недостаточности.

Успех M&M’s был настолько оглушителен, что Форрест Марс принимает решение сменить название своей компании на M&M Ltd . Следующим важным шагом в развитии корпорации становится покупка компании UncleBen’s, которая в то время считалась лидером на рынке риса быстрого приготовления.

В 1964 году Форрест Марс решает объединить свое детище с компанией отца. Так появляется компания M&M/Mars , которая стремительно развивается в нескольких направлениях. Корпорация производит кондитерские изделия (M&M’s, Mars, Dove, Milky Way, Twix, Snickers, Bounty и другие шоколадные батончики), корма для животных (Kitekat, Whiskas, Chappi ), жевательные резинки Wrigley , а также основные продукты питания (супы «Гурмания», соусы и рис Uncle Ben’s и другие). Со временем компания начинает выпуск напитков (Four Square ) и торговых автоматов.

Основные принципы компании и особенности в ее управлении

В 1977 году появляются пять принципов Mars, которыми компания руководствуется по сей день: качество, ответственность, взаимопонимание, эффективность и свобода.

В Mars всегда присутствовал серьезный контроль за качеством всей продукции. Также Форрест Марс уделял большое внимание сплоченности коллектива. Так, в Mars отсутствуют личные кабинеты и перегородки, отделяющие сотрудников корпорации друг от друга. Марс посчитал, что таким образом сотрудники будут чувствовать себя командой и смогут быстрее доносить информацию до коллег, в том числе до руководителей. В середине 20-го века у компании появляется собственный центр обучение сотрудников.

Mars в наши дни

Сегодня Mars принадлежит внукам Фрэнка Марса – Жаклин, Форресту-младшему и Джону. Формально они ушли в отставку, передав управление корпорацией Полу Майклсу.

В настоящее время компания стремится, чтобы ее продукция оставалась востребованной и соответствовала современным требованиям. Например, она изменила состав шоколадных батончиков Mars, которые лишились искусственных ароматизаторов и стали менее калорийными. Также корпорация отказалась от применения потенциально вредных добавок и периодически проводит акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Бывшие топ-менеджеры Mars и PepsiCo начали выпускать «человеческий» корм для домашних животных. Они используют свои связи и методы продвижения, к которым привыкли в корпорациях. В этом и оригинальность, и риски проекта

Совладелец компании MiniMe Геннадий Дикалов

Теплый сентябрьский день, ежегодная выставка товаров для домашних питомцев в Сокольниках. У стенда компании «Миними петс» оживленно. Бывший топ-менеджер корпорации PepsiCo Сергей Кучерявый берет одну из коробочек с надписью «Еда, как для людей», открывает и пробует корм для собак — мясной ролл с рисом. Собравшихся это радует, а Кучерявый явно предвидит такую реакцию. На глазах у посетителей он с небольшими перерывами съест полкило собачьих лакомств. «Посетителей это настолько впечатлило, что некоторые стали пробовать корм вместе с ним», — смеется один из основателей компании-производителя кормов для кошек и собак под брендом MiniMe Дмитрий Ширшов.

Кучерявый, Ширшов и их партнер Геннадий Дикалов выступили с таким предложением: домашних питомцев нужно кормить, как людей, а не сухим кормом или консервами, как это делают международные лидеры рынка — Mars и Nestle.

В январе 2015 года предприниматели вывели на российский рынок новый продукт — полноценный рацион для домашних питомцев из свежего мяса, круп, овощей. По данным СПАРК, в 2015 году выручка ООО «Миними петс» составила 4,7 млн руб., а убытки — 5,2 млн руб. По итогам 2016 года партнеры рассчитывают получить оборот 30 млн руб. Но в плюс предприниматели планируют выйти лишь в 2018 году. Они сделали ставку на экспансию: география продаж — уже более 200 магазинов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

«Ключевое конкурентное преимущество MiniMe — состав продукта, который очень похож на человеческую еду», — утверждает Мария Назамутдинова, пиар-директор Ozon.ru.


Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова

Рынок кормов для питомцев

По популяции домашних животных Россия занимает пятое место в мире, подсчитала Euromonitor International. Россияне содержат 16 млн собак и 22 млн кошек. По размеру рынка кормов для животных в денежном выражении Россия девятая в мире. В 2015 году 86% рынка кормов для кошек и 71% для собак занимали Mars и Nestle, частные марки типа MiniMe контролировали не более 6% российского рынка. Помимо «Миними петс» корма в России выпускают отечественные компании «Клинвета» и «Раритет». По данным Euromonitor International, продажи кормов для домашних животных в 2015 году в России составили 117,9 млрд руб., прогноз на 2016 год — 129,1 млрд руб.

Свободное плавание

В 2012 году Дмитрий Ширшов уволился из корпорации PepsiCo с должности вице-президента по маркетингу. Он съездил на собеседование в компанию Mars, но решил, что корпоративный мир стал ему неинтересен: «Я решил не идти работать в Mars, но попробовать создать что-то свое на одном из рынков, где они работают».

Ширшов утверждает, что идея для собственного бизнеса пришла к нему во сне: «Однажды я проснулся в час ночи и подумал, а почему это в России нет свежей еды для домашних животных? До 5 утра я изучал мировую практику по этому вопросу». Ширшов обнаружил, что секции «здоровой» еды для животных давно работают в супермаркетах Австралии и США, а объем американского рынка превышает $150 млн. В России же в этом сегменте не работают ни Mars, ни Nestle.

Ширшов рассказал о своей идее Геннадию Дикалову, который работал в компании «Дымов». «Меня настолько проперло, что я пошел и купил собаку породы Кане Корсо», — говорит Дикалов.

На обдумывание идеи ушло несколько лет. В 2015 году Дикалов уволился, партнеры занялись поиском инвестора. Переговоры с венчурными фондами зашли в тупик. У знакомых, которые потенциально могли бы выступить инвесторами, в глазах было одно удивление. «Как? Вы же оба были вице-президентами, какой еще собачий корм, зачем вам это нужно?» — вспоминает Ширшов их реакцию.


Совладелец компании MiniMe Дмитрий Ширшов (Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова)

В итоге решили развиваться на собственные сбережения, благо на двоих собрали $1 млн. Сняли офис на северо-западе Москвы (91 тыс. руб. в месяц) и начали экспериментировать с кормом. Разработку питания для собак взяла на себя Валентина Дроздова, у которой был опыт работы в R&D-подразделении Mars.

В основе рецептуры MiniMe — свежее мясо, субпродукты и разные функциональные добавки, например для укрепления мышечного корсета и суставов животных. Никакой консервации, соли и специй, только пастеризация и запекание. На натуральность и свежесть и решено было делать ставку.

Порядка 1,5-2 млн руб. ушло только на разработку рецептур и технологий. Пробные партии выпускали на мясоперерабатывающем заводе в Германии, а тестировали питание на собаках друзей и знакомых. Например, одним из дегустаторов стала собака Геннадия Дикалова, 55-килограммовый Гард.

Везти корм из-за рубежа было дорого и долго, а когда партнеры попытались найти производственного партнера в России, начались проблемы. Например, для размещения производства на одном из питерских мясокомбинатов потребовался ветеринарный сертификат. Однако ветеринарная инспекция долго тянула с его выдачей. «Это стоило нам трех месяцев простоя», — говорит Ширшов.

В итоге удалось договориться с небольшим подмосковным мясокомбинатом «Рамфуд», а подмосковные ветеринары все-таки выдали сертификат. Владелец «Рамфуд» Михаил Керштейн, как вспоминает Дмитрий, называл партнеров «безумцами», но «эксперименты» все же разрешил. А заодно предоставил в аренду и собственные холодные складские площади и сырье — говядину и баранину, мясо кролика и индейки, другие ингредиенты партнеры закупают у подмосковных фермеров, отдельно покупают крупы (рис, гречку) и овощи.

Поначалу производство было крохотным — раз в две недели за один час партнеры выпускали 200-300 кг корма для кошек и собак. Партнеры сделали ставку на паровую пастеризацию продукта при 85 градусах — такой температуры достаточно, чтобы убить патогенную флору и позволить мясным роллам и паштетам сохранять свежесть. Но храниться такая еда может только в холодильнике не больше 90 дней.

В начале 2015 года продукт вышел на московский рынок под брендом MiniMe.

Помощь «марсиан»

Дмитрий Ширшов достает из кармана телефон и показывает фотографию. «Этот снимок сделан в первый день старта продаж в нашем первом магазине, — поясняет он. — Мы его сохранили на память». На снимке — покупательница, которая подошла к только что установленному холодильнику и взяла несколько коробочек с роллами.

Первый опыт общения с московскими сетями был неудачным. «С нас сразу попросили «за вход» миллион рублей», — вспоминает Ширшов. Пришлось обращаться за помощью к бывшим коллегам из Mars — они помогли наладить отношения с магазинами сети «Зоомаркет». «Если бы не помощь от «марсиан», нам было бы намного сложнее встать на ноги», — признается Дикалов.

Розница привыкла работать с кормами, которые не нужно хранить в холодильнике. Например, самая крупная сеть «Бетховен» возит продукцию своими автомобилями с собственного распределительного центра. Если пойти по такому пути с продукцией MiniMe, корм испортится еще до попадания в розничную точку.

«Мы изначально выстраивали холодную цепочку — со склада мясокомбината в рефрижераторах продукт перевозится на склад нашего распределительного центра в Сокольниках, а оттуда развозится по зоомагазинам», — рассказывает Ширшов. Первое время партнеры сами занимались мерчандайзингом — каждый возил в автомобиле холодильник, развозил продукцию по 5-6 магазинам. Сейчас наняли четырех водителей, которые доставляют корм по городу на личных машинах.


PepsiCo и Coca-Cola давно наводнили розничные магазины своими холодильниками с газировкой. «Миними петс» решили идти по такому же пути — он приобрели, брендировали и стали бесплатно раздавать зоомагазинам холодильники. Дорогое удовольствие: каждый холодильник стоит около 25 тыс. руб., а в общей сложности компания закупила их более 200 (на это ушло более 5 млн руб.). Зато поставщик получает гарантированное место в магазине, где ретейлеры уже не могут разместить продукцию конкурентов. При этом если поставщик тратится на торговое оборудование, розничные магазины обычно соглашаются сотрудничать с производителями без «входных билетов».

Еще прием мерчандайзинга из арсенала международных корпораций: компания стала доплачивать продавцам, чтобы они активно продвигали новинку в торговом зале.

Прямых конкурентов у «Миними петс» нет — свежую пастеризованную еду для животных российские производители не выпускают, а западные аналоги до нас не доезжают. Поэтому конкурирует компания фактически с производителями премиальных мясных консервов. Для сравнения: 100-граммовая упаковка таких консервов от Animonda стоит 83 руб., Schezir — 62 руб., цена 100-граммового мясного ролла Minime — 77 руб. Для сравнения — 100-граммовая упаковка влажного корма с говядиной и ягненком Pedigree (низкая ценовая категория) стоит в рознице от 17 руб.

«Сегмент премиум-класса значительно уже сегмента эконом- или медиум-класса, но он более стабильный, — говорит Дмитрий Топельберг, R&D-директор компании «Клинвет». — Потребитель в основной своей массе консервативен — пользуется продуктами проверенными и не вызывающими сомнений».

«Пепсикольное братство»

Ширшов уверяет, что до октября 2015 года спрос на новинку был ажиотажный. Согласно бизнес-плану, MiniMe уже за год должна была выйти на окупаемость при выручке к концу 2016 года 40-50 млн руб.

Но уже осенью 2015 года спрос начал резко падать. «Мы увидели провал в потребительском премиальном сегменте — люди начали экономить. С премиум-кормов котов и собак переводили на экономичный Whiskas и Pedigree. Нам нужно было как-то реагировать на кардинальные изменения рынка», — вспоминает Ширшов.

В конце 2015 года к проекту присоединился еще один партнер — Сергей Кучерявый, экс-коллега Ширшова по работе в PepsiCo. Кучерявый стал коммерческим директором, вместе с Дикаловым занялся выводом на рынок продуктов экономсегмента под маркой Cooldog.


Совладельцы компании MiniMe Геннадий Дикалов и Сергей Кучерявый (слева направо) (Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова)

Если в премиальном корме MiniMe содержится 50% мяса и 25% субпродуктов (сердце, печень), то в экономном Cooldog пропорция иная — субпродуктов 30%, мяса 39%, также там содержится гречка. 200-граммовая упаковка Cooldog стоит 71 руб., 400-граммовая — 134 руб., это вдвое дешевле MiniMe. Маржа по обеим линейкам одинаковая, порядка 50%.

Собственные накопления к тому моменту закончились, чтобы масштабировать производство под новую линейку, партнерам нужны были новые инвестиции. По словам Ширшова, предложений было много, «даже от человека из списка Forbes». В итоге выбрали двух частных инвесторов. Один из них — бывший генеральный директор компании Mars в России Игорь Салита. Он консультировал проект на разных этапах. Второй инвестор — фонд «Норд-Вест Капитал», в который вошли бывший директор северо-западного филиала PepsiCo Евгений Логинов, региональный дистрибьютор этой же корпорации Владимир Засорин и работавший руководителем продаж в одном из питерских дилеров Toyota Андрей Петроченко.

«Вот такое пепсикольное братство в нас и инвестировало», — говорит Ширшов. В общей сложности партнеры привлекли в MiniMe 60 млн руб., а инвесторы получили порядка 20% акционерного капитала. Инвестиционный раунд разбит на два транша: первый уже состоялся, а второй планируется в начале 2017 года.

По данным исследовательской компании GfK, падение покупательной способности россиян не повлияло на рынок кормов для домашних животных. Продажи кормов в денежном выражении выросли в 2015 году на 25,4%. Самой быстрорастущей категорией «человеческих» продуктов питания, для сравнения, стала бакалея, которая выросла в объемах на 5,1%. «Люди очень трепетно относятся к домашним питомцам, готовы тратить на них деньги, — говорит бывший менеджер Nestle, отвечавший за продажи и продвижение кормов (бренды ProPlan, Purina). — Новый продукт MiniMe займет свою долю премиальной ниши. Будет как с дорогой органической едой — небольшой сегмент для «продвинутых».

В 2016 году выручка «Миними петс» растет на 15-27% в месяц. Компания открыла офис в Санкт-Петербурге и арендовала площади под распределительный центр.

Выходцы из международных корпораций привыкли составлять амбициозные бизнес-планы, но в частном бизнесе угнаться за собственными амбициями оказалось нелегко. К концу 2016 года Ширшов хотел установить в рознице более 500 холодильников, но сейчас их чуть более 200. По его подсчетам, через 6 месяцев после установки холодильник в розничной точке должен был продавать в среднем на 25 тыс. руб. в месяц, именно такие продажи позволяют отбить инвестиции за несколько лет. Вышло иначе: по факту каждый холодильник приносит в среднем 15 тыс. руб. в Москве и 10-12 тыс. руб. в Санкт-Петербурге. План по выходу на окупаемость пришлось сместить с 2016 на 2018 год.

«На ранних этапах развития у многих проектов расходы значительно превосходят доходы. Эффективность вложений оценивается обычно не выходом на окупаемость, а темпами роста — оборотов, выручки, количества заказов», — считает генеральный директор инвестиционной площадки StartTrack Константин Шабалин.


Ближе к людям

Свежая еда под брендом MiniMe продается практически во всех основных зоосетях Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга — Cats & Dogs, «Динозаврик», «Бетховен», «Зоогалерея», «Филя», «Лемурр» и др. С ноября 2016 года MiniMe появился и в «человеческой» рознице. Переговоры ведутся с сетью «Я любимый», разнообразные мясные роллы и паштеты с начала ноября можно купить в Ozon.ru. «Пока потребители плохо знакомы с этой новинкой, но мы видим в ней потенциал», — говорит Мария Назамутдинова из Ozon.ru.

Традиционно у производителей кормов для животных порядка 70% продаж идет через обычную розницу и только 30% через зоомагазины . «Потенциал зооканалов оказался не таким многообещающим, как мы изначально предполагали, поэтому для нас сейчас важно присутствие в «человеческих» сетях. Если мы сейчас соберем там хотя бы 10-15% выручки», — считает Ширшов.

Производство справляется — объем выпуска кормов составляет уже 9-10 тонн в месяц. 80% продукции приходится на собачий корм (линейка из пяти вкусов для маленьких собак и щенков и из трех — для средних и крупных собак), оставшиеся 20% — на кошек (один вкус для котят и пять — для взрослых кошек).

До конца 2016 года владельцы планируют расширить ассортимент, запустив новые форматы: молочные десерты и соусообразную еду для кошек в стеклянных баночках и блистерных контейнерах.

Необходимость продолжать эксперименты продиктована прежде всего тем, что места в холодильниках, которые владельцы MiniMe уже расставили по розничным точкам, много, а ассортимент компании совсем невелик. Если стартап ведет бизнес по правилам корпораций, ему рано или поздно приходится обзаводится таким же ассортиментом. «Мне кажется, слишком долгий бэкграунд работы основателей проекта в корпорациях — это основной риск проекта. Далеко не всегда методы международных корпораций срабатывают в российских стартапах», — считает Константин Синюшин, CEO и совладелец Untitled Venture Company.

Поделилось

Mars является одной из самых загадочных на американском бизнес-олимпе. Хотя ее доходы исчисляются миллиардами долларов, а продуктовый портфель содержит более 10 известнейших брендов, вокруг каждого из которых можно было бы построить отдельный бизнес, компания продолжает до сих пор являться частной. Ключевые роли в сегодняшнем Mars по-прежнему играют члены известной семьи, приходящиеся внуками основателю компании.

Статус частной компании, а может расположение рядом со штаб-квартирой ЦРУ привели к тому, что Mars всегда была закрытой компанией. Ее основатели никогда не стремились к личной известности, и к тому, чтобы красоваться на обложке Forbes (впрочем, это не мешает им входить в сотню самых богатых людей США по версии известного журнала). Такая закрытость породила массу слухов, циркулирующих вокруг компании. Многие утверждали, что руководитель компании Форрест Марс ежедневно устраивает обход, в ходе которого пробует на вкус всю продукцию Mars, включая корм для животных! Как бы там ни было, стоит приоткрыть завесу тайны над Mars, рассказав об этой компании.

Основание компании

История Mars уходит корнями к 19 веку. В 1883 году на свет появился будущий основатель шоколадного гиганта Франклин Клеренс (Фрэнк) Марс. Родители Фрэнка жили достаточно бедно, так что ему рано пришлось повзрослеть, выйдя на работу. В возрасте 19 лет он уже вовсю торговал сладостями. Именно с этого момента он вошел в индустрию, которая и определила всю его жизнь. Постепенно Фрэнк поднимался по службе, и в итоге зарабатывал достаточно приличные деньги. Нет, он, конечно, не жил богато, но имел собственный дом и женился на девушке по имени Этель, которая станет его главным партнером по бизнесу.

В возрасте 28 лет Фрэнк оставляет работу и решает начать собственное дело. Вместе с женой они начинают торговать сладостями, открыв свой кондитерский магазин прямо в своем доме. Вся торговля шла через окно кухни семьи Марсов. Продажи начали быстро расти и супруги основали компании под названием Mar-O-Bar. Это случилось в 1911 году. Мечта Фрэнка о собственном бизнесе, который бы позволил ему раз и навсегда забыть о наемной работе, начала осуществляться.

В целом, на то время основным ассортиментом кондитерской семьи Марс были различные конфеты самой разной начинки. Идея, изменившая всю жизнь Фрэнка, пришла к нему совершенно случайно. Однажды он направился вместе с сыном в магазин. Форрест (так звали маленького Марса) попросил отца купить ему шоколада. В то время шоколад продавался только на развес. Это было, мягко говоря, не очень удобно. Клиенты быстро пачкались им. Именно в тот момент Фрэнк подумал, а почему бы не начать продавать небольшие ломтики шоколада, завернутые в фольгу? Идея показалась ему перспективной. После разговора с женой он пришел к выводу, что стоит попробовать. Попробовали. Батончик Milky Way стал хитом в считанные дни. Уже к 1925 году Milky Way будет признанным лидером на рынке. Продажи начнут расти ежегодно, а компания будет открывать для себя все новые и новые рынки.

В 20-е годы у Mars появится своя фабрика в пригороде Чикаго. Начнет расти штата компании. Все это выльется в появление новых продуктов, среди которых будет и легендарный шоколадный батончик Snickers, который до сих пор является одним из флагманов продуктовой линейки Mars.

Тем временем Форрест Марс заканчивает Йельский университет. Получив великолепное образование, он собирался войти в мир бизнеса. Тут возникают определенные расхождения, касательно случившегося. Дело в том, что у историков нет единого мнения, касательно этого времени. Известно, что Форрест отправился в Англию, где занялся своим собственным бизнесом, не связанным с компанией Mars. По одной из версий — это отец предложил ему попробовать свои силы, и создать с нуля свой собственный бизнес. Но есть и другая версия, согласно которой отношения между отцом и сыном серьезно обострились, и в итоге Форрест покинул США, чтобы заняться своим собственным бизнесом. Как бы то ни было, но стартовал Форрест на деньги отца (не считая того, что компания Марса-младшего получила эксклюзивное право на производство шоколада Milky Way за пределами Америки). А это говорит о том, что какую-то связь отец и сын поддерживали, даже если верна вторая теория.

В 1932 году Форрест Марс приобретает помещение под фабрику в городе Слоу. Наняв нескольких сотрудников, он начинает производство. Именно на этой фабрики впоследствии родится еще один легендарный батончик, ничуть не уступающий по известности Snickers – Форрест назовет его Mars. Стоит отметить, что первые шаги в производстве шоколадных батончиков давались Форресту нелегко. Ему даже пришлось отказаться от идеи разрабатывать на первых порах свой собственный шоколад. Вместо этого он сотрудничал с компанией Cadbury.

В отличие от отца Форрест не был помешан только на кондитерских изделиях. Ему была совершенно не чужда идея дифференциации. Нет ничего удивительного в том, что именно с его легкой руки в ассортименте компании появились корма для животных, такие как Whiskas и Pedigree. Но главное открытие Форреста появится несколько позже – им станут популярные ныне конфеты M&M. Очень жаль, что Марс-старший уже не увидит этот успех сына, так как в 1934 году покинет этот мир. Он умрет от сердечной недостаточности.

«Тает во рту, а не в руках»

Если отец Форреста придумал знаменитую шоколадку Milky Way, то сыну принадлежат не менее известные конфеты M&M. Идея пришла к Форресту в тот момент, когда он приехал в Испанию, чтобы решить кой-какие проблемы, связанные с его бизнесом. Там он и увидел конфеты, ставшие прообразом M&M. Проблемой большинства шоколадок того времени было то, что они быстро таяли в руках. Особенно, в жаркие летние дни.

Эту проблему и решил Форрест Марс при помощи специальной защитной оболочки, которой покрывались все конфеты M&M. Таким образом, появилась сладость, о которой очень давно мечтали потребители, уставшие от таявшего в их руках шоколада. Надо ли говорить, что M&M в одночасье становится главным продуктом компании Форреста Марса. При этом его успех был настолько велик, что Марс-младший принял решение сменить название компании на M&M Ltd.

Следующим важным шагом для Марса стала покупка компании Uncle Ben’s. Это был еще один важный ход в плане диверсификации. На то время Uncle Ben’s был одним из лидеров на рынке риса быстрого приготовления. Имея столь сильный ассортимент товаров, Форрест стал все чаще наведываться в Америку. А в 1964 году он объединил свою компанию с детищем отца. Появилась компания M&M/Mars, которая уже тогда поражала своей мощью, и количеством успешных брендов в продуктовом портфеле. Однако, ни о каком выходе на биржу не шло даже и речи. Форрест считал, что компания должна оставаться достоянием семьи. По крайней мере, до его смерти говорить о продаже хоть какой-то части компании было бессмысленно.

Конечно, о возвращении Форреста в Mars писали все бизнес-журналы того времени. Это было действительно знаменательно событие для всей Америки. Очень жаль, что Форрест пошел на такой шаг так поздно. Все дело в том, что в начале 30-х годов отец очень хотел, чтобы молодой Марс вернулся в компанию, но тот отказался. Это было очень обидно для Фрэнка, так как умирая он все еще находился в некотором разладе с сыном. Тем не менее, в итоге Форрест вернулся и повел компанию новым курсом к новым высотам.

Революция в управлении

Форрест Марс никогда не афишировал свой достаток. Он вообще не любил, когда о нем слишком много говорили. Ему не нравилось красоваться на обложках бизнес-журналов. Он был поглощен работой, но совершенно не интересовался сопутствующей славой. По своему устройство Mars того времени очень сильно напоминала современный Apple. Трудно было получить хоть какие-то сведения о компании. Тем не менее, известно о некоторых революционных ходах, которые предпринимала Mars в отношении своих сотрудников.

Во-первых, в Mars присутствовал очень жесткий контроль за качеством продукции. Конечно, пока он не был поставлен настолько хорошо, как у японцев, но за качеством в Mars следили. При этом Форрест всегда переходил на личности, когда появлялись те или иные проблемы. Он открыто критиковал тех, или иных сотрудников. Впрочем, это не значит, что он не ценил сотрудников. Вовсе нет! Он прекрасно понимал, что судьба его компании зависит от них, и старался организовать для них самые лучшие условия.

Второй важный момент заключался в том, что в Mars отказались от личных кабинетов и каких-либо перегородок, отделявших сотрудников друг от друга. Это было сделано специально, чтобы сотрудники могли почувствовать себя командой. Кроме того, данный ход позволял каждому гораздо быстрее донести информацию до другого человека, в том числе и руководителя. Сегодня организация труда подобным образом пользуется большой популярностью (один офис компании «Суп», владеющей LiveJournal чего стоит).

Наконец, стоит отметить, что у компании появился свой центр обучение сотрудников. Это произошло в середине XX века, и было действительно революционным новшеством. В целом, это лишь малая часть того, что сделал для компании Форрест Марс. Сегодня Mars принадлежит уже третьему поколению семьи. Если быть точнее, то ее судьбу решают внуки Фрэнка – Жаклин, Форрест-младший и Джон. При этом от непосредственного управления компанией они отошли. Генеральным директором Mars является наемный управляющий Пол Майклс.

Что удивительно, так это, что Mars до сих пор является частной компанией. Возможно, самой крупной частной компанией в мире. Судите сами, доход компании за 2007 года составил 25 миллиардов долларов. По данным за этот же год в компании работало 48 тысяч человек. Mars владеет всемирноизвестными брендами в трех отраслях: кондитерская, пища дли животных, рис (забегая вперед, замечу, что есть еще одна, о которой чуть ниже). Я думаю, вы все знаете такие бренды, как Milky Way, M&M, Twix, Skittles, Snickers, Whiskas, Chappy, Pedigree, Incle Ben’s, Dove Chocolate, Bounty, Royal Canin и многие другие, которые просто бессмысленно перечислять.

Наконец, Mars была первой представившей автоматы для выдачи напитков, которые были способны принимать бумажные деньги. Это еще одно направление деятельности компании, о котором мало кто знает. Впрочем, это не мешает автоматам приносить солидную прибыль в копилку Mars.

Mars сегодня

Сегодня бренд старается соответствовать современным веяньям, и прилагает все усилия для того, чтобы использовать высокие технологии в своем продвижении, а заодно представить свою продукцию более полезной для здоровья (да, в Mars отказываются от многих вредных ингредиентов). Если говорить о технологиях, то компания Mars стала первой, начавшей продавать реальные товары через социальную сеть Facebook. Суть заключалась в том, что любой участник Facebook мог подарить своему другу или подруге шоколадку Mars. Для этого нужно было просто оплатить шоколадку и указать получателя. Тому высылался специальный код на мобильный телефон, предъявив который в специальных партнерских магазинах Mars и Facebook, он мог получить шоколадку.

Не обошла компания вниманием и другую популярную социальную сеть под названием MySpace. В ней заработала официальная радиостанция Mars, которая должна была привлечь внимание молодежи. При этом интересно, что компания сделала ставку на начинающие группы, которые могут быстро себя раскрутить при помощи данной станции.

Ну а если говорить о спорте, то тут Mars изменила содержание большей части своих продуктов. Так, одноименный батончик стал менее калорийным, и лишился различных искусственных ароматизаторов. Кроме того, в Великобритании бренд постоянно устраивает рекламные акции, с целью привлечь англичан к проблеме здорового образа жизни.

О компании Mars

Компания Mars была основана в 1911 г. Фрэнком С. Марсом. Сейчас это крупнейшая в мире семейная компания, лидер на мировом рынке производства кондитерских изделий, продуктов питания, жевательной резинки и кормов для домашних животных.

Компания Mars начала бизнес на российском рынке в 1991 г. и в 1995 открыла свою первую фабрику – завод по производству шоколада в подмосковном Ступино. В том же году мы начали производство кормов для кошек и собак на первом заводе по производству продуктов питания для домашних животных в н.п. Лужники Ступинского района. В 2003 году был открыт завод по производству готового питания в г. Луховицы, Московской области. В 2008 году в результате приобретения компанией Mars компании Wrigley российский бренд A.KORKUNOV® стал частью Mars Chocolate. В настоящее время у компании Mars в России 9 фабрик в 4 различных регионах России. За два десятилетия Mars, Incorporated инвестировала в российский рынок более 1 миллиарда долларов США. В компании работают более 7000 человек и свыше 70 000 трудятся в смежных отраслях.

Продукция

На российском рынке представлены все основные направления деятельности компании Mars. В сфере кондитерских изделий это продукция под марками M&M’s, SNICKERS, Mars, Dove, MilkyWay, Skittles, Twix, Bounty, Celebrations, Starburst (конфеты), Rondo. Mars занимает в России на этом рынке второе место в стоимостном выражении с долей 15 %.

Компания широко представлена и на рынке жевательной резинки. Ключевыми брендами являются Spearmint, Orbit и Five. После приобретения WRIGLEY, компания Mars стала бесспорным лидером рынка - на ее долю приходится от 60 до 70 % продаж. Одним из основных сегментов Mars, представленных в России, является сегмент продуктов питания для домашних животных. Компания является мировым лидером в производстве данного вида продуктов и также лидирует в нашей стране. В России представлены следующие бренды Mars: Pedigree, Whiskas, KiteKat, Chappi, Sheba, Cesar, Perfect Fit, Royal Canin и несколько других.

Кроме того, на российском рынке продуктов питания присутствуют два бренда компании MARS из сегмента продуктов питания - Uncle Ben’s и Dolmio.

Производство Mars

Строительство первой производственной площадки, фабрики в городе Ступино Московской области, началось в 1994 году. Фабрика вступила в строй в 1995 году, а в 1996-м состоялось ее официальное открытие. На сегодняшний день завод в Ступино - это фундамент компании Mars на рынке не только России, но и СНГ. Мощности завода в Ступино позволяют выпускать порядка 150 тыс. тонн продукции в год. Завод выпускает широкий ассортимент продукции, среди которой такие известные бренды, как Mars, SNICKERS, Bounty, Twix, M&M’s, Dove. Компания активно взаимодействует с руководством региона, выступает спонсором культурных, спортивных и развивающих программ, шефствует над домами-интернатами для детей. Кроме завода в Ступино, в Подмосковье также расположен завод по производству соусов Dolmio (в г. Луховицы) и завод, выпускающий корма для животных (в д. Лужники Ступинского района и Новосибирске).

До недавнего времени завод в Ступино был единственным шоколадным заводом в России, однако руководство компании приняло решение развивать производственную базу на рынке СНГ. В результате в 2012 году появился новый современнейший завод в поселке Чердаклы Ульяновской области, который продолжает развиваться. Завод стал одним из самых крупных в России. На конец 2013 года на предприятии работало около 400 сотрудников. На заводе в Чердаклах внедрен ряд новых технологий, которые сейчас используют для модернизации производственных линий на других заводах компании. Завод в Ульяновской области продолжает свое развитие, и со временем планируется выпуск полного ассортимента продукции компании Mars, который покроет рынок не только СНГ, но и всей Центральной Азии и Дальнего Востока.

Контакты:
Хохловкин Евгений, Директор направления продаж Mars

e-mail:

Отвечает за упаковку продукции в сегменте кормов для животных

О главном в Mars

Для меня доверие – одна из причин приходить в офис с радостью. Доверие в компании проявляется на всех уровнях: на работе мы не боимся задавать вопросы и решать проблемы открыто, вне работы дружим семьями: советуем друг другу проверенных репетиторов и преподавателей. Здесь никогда не отгораживаются от чужих проблем собственным статусом, не говорят «мне некогда» и понимают, что идеи становятся только лучше, если их обсуждать с коллегами.

О секрете продуктивности

В Mars тебя действительно поддерживают во всех начинаниях. Совершенно необязательно развиваться в сторону лидера: экспертов здесь ценят ничуть не меньше. При этом все требования прозрачны, сотрудники точно знают, над чем им надо работать, куда стремиться и какие стороны развивать.

Об открытости

В компании все открыты к предложениям. Если у тебя появилась идея, то ты можешь напрямую пойти к линейному менеджеру и изложить свой план. Ещё одна возможность – принять участие в ежегодном конкурсе идей, лучшие решения реализуются, а инициатор становится лидером проекта. Хороший пример – платформа Petstory. Она создана для сравнения ветеринарных услуг и клиник и общения владельцев питомцев.

Развивает отношения с клиентами

О важности межличностных отношений в компании

Mars – это компания про людей, поэтому межличностные отношения здесь играют очень важную роль. Это отмечают не только наши нынешние и бывшие сотрудники, но и многие люди, которые поработали в других индустриях. В компании лёгкая, позитивная и непринуждённая атмосфера. Она располагает к выстраиванию хороших, дружеских отношений. Ты не замыкаешься в себе, а если это происходит, всегда найдутся те, кто поддержит и поможет тебе переступить барьер. Благодаря такому отношению люди становятся более раскрепощёнными и открытыми, а взаимодействие внутри коллектива – более эффективным. Так проще формировать команды, работать как одно большое целое и решать бизнес-задачи. Mars – это не машины и система, здесь есть душа.

О работе в европейской команде маркетинга

На втором году работы в компании мне посчастливилось присоединиться к европейской команде маркетинга в рамках международного обмена талантами. Я работал из российского офиса, но так как все мои коллеги были в разных странах Европы, я иногда ездил в командировки. Удалённая работа стала для меня большим вызовом, и поначалу мне было непросто. В этот момент мне очень помогли мои коллеги, которые меня всячески поддерживали: линейный менеджер из Англии всегда находил время созвониться со мной и обсудить повседневные бизнес-задачи, развитие моих компетенций. По сути, это мало отличалось от работы плечом к плечу. Возможно, не хватало живого взаимодействия с коллегами по проекту, но это компенсировалось во время командировок. В них мы постоянно ходили на командные ужины, гуляли по городу. Все коллеги были открытые и позитивные, они с воодушевлением приняли меня, новобранца, в команду.

О благотворительных инициативах сотрудников, которые делают мир лучше

В Mars существует коммьюнити, которое оказывает поддержку бездомным животным. Одни сотрудники ездят в приюты, где помогают ухаживать за собаками и другими питомцами, передают им корм от компании. А коллеги из сегмента продуктов питания каждый год сажают деревья на месте, где выгорел большой участок леса. Посадки ведутся уже не первый год, так что уже можно увидеть результаты предыдущих акций. Инициатором проекта, кстати, был один из наших сотрудников. Каждый день по дороге на работу он проезжал пепелище на месте выгоревшего леса и предложил его восстановить, к программе подключилась местная власть. Примеров, когда заряженные классной идеей люди находят поддержку коллег-единомышленников и вместе меняют что-то к лучшему, в компании много. Люди инвестируют своё рабочее время в такие проекты, и менеджеры относятся к этому с пониманием.

Отвечает за соответствие продуктов компании требованиям законодательства и взаимодействие с научным сообществом

Об изменениях

За 10 лет работы в компании я успела сменить шесть ролей. Начав работать по специальности над разработкой новых супов, незаметно я оказалась в коммерческом отделе соусов, оттуда переместилась в пищевую безопасность и только пару лет назад стала отвечать за нормативно-техническое регулирование. Во всех начинаниях мне очень сильно помогала команда: это кладезь экспертизы. Думаю, что если взять все мои знания, то они будут на 70% состоять из опыта и наработок моих коллег.

О счастье

Обычно ощущение счастья ретроспективно, то есть мы всегда думаем, ах как же было хорошо год назад или месяц назад. Но в Mars получается по-другому: я здесь и сейчас понимаю, что занята любимым делом, окружена отличными людьми и удивительной атмосферой. Отчего появляется это ощущение? Во-первых, здесь не контролируют, что ты сделал и когда сделал, во-вторых, всё в компании устроено так, чтобы тебе было комфортно и приятно работать, в-третьих, ты не стоишь на месте, каждый день ты чувствуешь, что приносишь пользу.

Об атмосфере

Все в компании построено на общении, поэтому так важно сохранять атмосферу доверия и поддержки. Когда новичок попадает в компанию, ему сразу выделяют наставника и друга, который помогает адаптироваться и понять, что к чему. У нас никогда не переходят на личности, не ставят плохих оценок и дают обратную связь. Самое интересное, если поехать в другую страну, в другой офис Mars – будешь чувствовать такую же вовлеченность и внимательность со стороны коллег.

О задачах

Здесь тебя не воспринимают как новичка, которому нужно время на раскачку, с первых дней ты отвечаешь за собственные проекты. Например, на стажировке я отвечала за увеличение продаж в магазинах и повышение спроса в период новогодних праздников. Неплохо для девушки-стажерки, правда? Сейчас я отвечаю за взаимодействие с клиентами онлайн. Конечно, сначала думаешь: «Я маленький человек, как же я с этим справлюсь?» Но поддержка и внимательность коллег, желание объяснить и научить помогают решить любую задачу.

Об ответственности

В Mars ты всегда ощущаешь, что это только начало, что впереди тебя ждут ещё более масштабные, сложные и интересные задачи. Это заставляет чувствовать себя ответственным не только за те идеи, которые предлагаешь, но и понимать, что ты сам – тот же проект, стартап, что каждую минуту нужно инвестировать в развитие, учебу и ставить цель прыгнуть выше головы – иначе неинтересно.



Похожие статьи
 
Категории