Как стать байером одежды. Кто такие байеры? Работа байера одежды

26.09.2019

Байер- это человек, который пополняет коллекции в бутиках и магазинах.

Он закупает коллекции одежды, обуви и аксессуаров, а затем продает их в модные бутики.

Посещение показов - одна из основных задач байера. После показов проходят шоу-румы, в которых, кроме того, что можно увидеть новые коллекции, можно их ещё пощупать, померить, посмотреть, что за ткани и качество, найти новые контакты, почерпнуть новые идеи. Для формирования успешной коллекции необходимо обобщить информацию и о новых трендах, и о том, как они реализуются в коллекциях российских и даже европейских дизайнеров, т.к. современная русская мода во многом следует за западной. Отбираются вещи, в первую очередь, обладающие сильной энергетикой, интересные. Большое внимание уделяется тканям, поскольку одна из последних тенденций заключается в том, что именно ткани диктуют моду.

Конкретные вещи из коллекций подбираются для конкретных клиентов. Часто байер даже выступает стилистом, помогающим покупателю дополнить только что купленное платье необходимыми аксессуарами. Подобные близкие отношения устанавливаются и с начинающими модельерами. Байер превращается в учителя, рассказывающего, какая одежда продается лучше всего. Новые идеи должны быть носибельны и облачены в хорошую ткань и качество. Дизайнерам предлагается сделать ту же модель, но уже другого размера или из другой ткани, более интересной или лучшего качества. Работа с аксессуарами - другая важная часть профессии. Они подбираются в соответствии с выбранными вещами для закупки.

В России профессия байера появилась не так давно, менее десяти лет назад. Если в западной индустрии моды это довольно развитая инфраструктура, в которой трудятся специально обученные профессионалы, то российские байеры познают пока эту интересную профессию методом проб и ошибок.

Личностные качества: ответственность, инициативность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, обязательность, пунктуальность, креативность.

Выучиться на байера в ВУЗе невозможно. Таких специальностей современное российское образование не предлагает. Учиться придется только во время работы. Безусловно, необходим определенный запас: умение разбираться в моде, собственный отличный вкус, умение общаться и, конечно, больше желание заниматься этим делом.

Компании ищут опытных специалистов, которые прекрасно разбираются в предпочтениях потенциальных покупателей.

Как стать байером? Самый распространенный — устроиться продавцом-консультантом в бутик. У вас будет возможность пообщаться с посетителями, изучить их вкусы. Через некоторое время можно стать ассистентом байера, а потом и самим байером.

Кто такой байер? Это эксперт, который ориентируется в новинках и тенденциях современной моды, умеет отбирать вещи, которые будут пользоваться спросом у покупателей, формирует модные коллекции для магазинов и просчитывает их окупаемость. К его мнению прислушиваются не только владельцы бутиков. Дизайнеры также ориентируются на оценки и запросы «закупщиков» при создании очередной коллекции. Сегодня профессиональные байеры очень востребованы в fashion-индустрии.

Места работы

Должность байера есть во многих модных бутиках и сетевых магазинах обуви, одежды и аксессуаров среднего ценового уровня.

История профессии

Байеры появились в России в 90-х годах прошлого века, когда начали развиваться первые сетевые магазины модной продукции (одежды, обуви и т.п.). Изначально в качестве «модных закупщиков» приглашались исключительно западные эксперты. Последние 10 лет профессию байера активно осваивают российские специалисты.

Обязанности байера

Основные должностные обязанности байера, как правило, таковы:

  • формирование сезонных коллекций (весна-лето, осень-зима) и планирование постоянного ассортимента товаров (для этого специалист изучает тренды моды и новые коллекции дизайнеров, посещает профильные выставки и т.д.);
  • анализ текущих продаж коллекций и изучение покупательских предпочтений;
  • участие в закупках или заказе товаров (переговоры с поставщиками и производителями, согласование эскизов на пошив и т.п.).

Иногда байер занимается ценообразованием и планированием продаж на год, полгода, квартал, месяц.

Требования к байеру

По причине высокой конкуренции в fashion-индустрии требования к байерам достаточно высоки:

  • высшее образование;
  • хорошее владение английским языком (разговорный и письменный);
  • опыт работы в закупках (желательно, группы товаров работодателя — часы, одежда, обувь и так далее);
  • опыт работы с международными поставщиками (Европа, Китай, ЮВА);
  • уверенное владение ПК.

Желательными навыками и опытом являются:

  • знание современных тенденций моды;
  • опыт работы байером от 2-х лет;
  • умение моделировать одежду или обувь;
  • знание второго иностранного языка — итальянского, немецкого, китайского.

Образец резюме байера

Как стать байером

Путь в профессию байера достаточно простой, но не быстрый.

  • Во-первых, нужно получить высшее образование (желательно в сфере логистики, экономики, ВЭД, маркетинга или дизайна) и выучить английский язык.
  • Во-вторых, необходимо получить опыт работы в закупках. Нужно четко понимать, как магазины покупают товары, на каких условиях, на основе каких договоров, как работают с международными партнерами, что магазины делают с браком и т.д. Желательно понимать все нюансы закупок.
  • В-третьих, нужно любить моду и дизайн. В редких случаях может понадобиться умение шить или проектировать одежду.

Если у вас все перечисленное есть, устроиться работать байером вы можете быстро и на хороший оклад.

Зарплата байера

Заработная плата байера колеблется от 30 до 90 тысяч рублей в месяц. Доход сильно зависит от опыта специалиста и его навыков работы в международных закупках. Средняя зарплата байера составляет 50 тысяч рублей.

Байер - это человек, с которым поддерживает связь каждый профессиональный дизайнер. На основе продаж и анализа рынка он рекомендует, какую одежду следует добавить в коллекцию. Нельзя сказать, что все байеры обладают безупречным дизайнерским вкусом. Скорее, они отлично разбираются в тенденциях и обладают коммерческим чутьем.

Чем занимается байер

В обязанности специалиста входит:

  • создание коллекций на основе исследований, опыта предыдущих сезонов и трендов;
  • изучение предпочтений постоянных покупателей;
  • общение с производителями и поставщиками одежды, участие в закупках.

Выделим основные требования:

  • высшее образование;
  • владение иностранными языками;
  • опыт работы в фэшн-индустрии;
  • практика общения с иностранными поставщиками.

Не пропустите:

Как стать байером?

Безусловно, существует ряд способов овладеть профессией. Единственное, что должно быть в крови - это любовь к моде и привлекательной одежде. Не обойтись и без опыта, который основывается на анализе продаж предыдущих сезонов и предпочтений целевой аудитории определенного бренда.

Байер принимает решение на основе точной информации. Ошибки при закупке одежды могут погубить бизнес в течении одного сезона.

Ассортимент бутика всецело зависит от закупщика. Отсутствие продаж и неудовлетворенность потенциальных клиентов - это его ответственность. Здесь важно следить не столько за дизайнерскими показами, сколько за происходящим вокруг. Потребность аудитории формируется на фоне политической, культурной и событийной обстановки.

Среди простых обывателей существует множество мифов о профессии байер. Казалось бы, что может быть проще: посещаешь модные выставки, показы, не спеша отбираешь коллекции известных брендов. На самом деле, это кропотливый труд, требующий от специалиста большой ответственности. Четкое ощущение и понимание, чего хочет клиент, непременно приводит байера к успеху.

— Существует ли в данный момент в России сформировавшаяся модная индустрия?

— Индустрии как таковой не было ни в восьмидесятых, ни в девяностых, ни в двухтысячных.

Я вернулась в Россию в 1989 году. В начале девяностых моды не существовало, хотя мы уже начали что-то делать. С 1998 по 2008 произошел качественный скачок, когда мы вышли на мировой уровень, когда казалось, что мода поднялась, и всё движется в правильном направлении… Думаю, еще десять лет - достаточный срок для формирования системы. Для моды нужны инвесторы, в нее нужно вкладываться. Новое поколение только сейчас выходит на другой профессиональный уровень. Конечно, пока нет системы, нет цепочки: талантливые модельеры могут показать эскизы, но на этом всё. Важно понимать, что только у единиц налажено производство, при этом ни вы, ни я не знаем, где именно. Тот же Денис Симачёв продается в Столешниковом переулке, но его вещи шьют в Италии, насколько мне известно.

Наверняка вам не захочется видеть на этикетке большими буквами «БОЛЬШЕВИЧКА», даже если вам очень понравится там какая-то вещь

Алла Вербер вице-президент компании Mercury, фэшн-директор ЦУМа

— Насколько в принципе выгодно инвестировать в моду, как в долгоиграющий бизнес?

— Ну, конечно, выгодно. Мы же (компания Mercury - прим.авт.) инвестировали! Когда мы пришли на рынок, моды не было никакой, людям было негде купить сахар и соль, не то что одеваться в дорогие модные марки. Вначале основная идея была в том, чтобы создать в России элитарную моду. Поэтому мы пошли в luxury бизнес, где существует лимитированное количество брендов для определенных людей, которые хотят иметь только лучшее, что есть в мире. Мы создавали и развивали этот рынок с нуля.

Когда я только пришла в этот бизнес, чем была мода? Один модельер Зайцев, один Дом Моды на Кузнецком… Было два универсальных магазина - ЦУМ и ГУМ, в которых купить что-то за прилавком было невозможно, только из-под прилавка и по знакомству. Страшные бабки, к которым страшно обратиться. Когда мы начинали бизнес в девяностых, существовали только отдельно стоящие бутики. Первым открывшимся бутиком был Versace, остальные появлялись со скрипом: люди не доверяли, они не знали, где это сшито. Никакой ценовой политики не было. Развелось много подделок: люди совершенно не разбирались и не могли отличить настоящий Gucci от ненастоящего. Эти подделки продавались на рынках за большие деньги, покупателей уверяли «да что вы! Это шьется на той же фабрике, что и Chanel!».

ЦУМ мы взяли старым универмагом, c хорошим именем и родословной. Но он был типичным советским магазином с абсолютно советским же подходом. В течение пяти лет мы создали первый люксовый department store страны, который сейчас известен во всем мире. Когда говорят Harrods, Bergdorf Goodman, Saks Fifth Avenue, то говорят и ЦУМ.

Рубашка Diesel, пуловер Diesel, брюки Tru Trussardi, ботинки Pal Zileri Lab

— Отечественный потребитель завоеван зарубежными марками. А готовы ли мы сейчас доверять отечественным брендам?

— Основная проблема в том, что наши бренды пока получаются дороже, чем западные. Люди готовы покупать всё, что красиво, хорошего качества и по нормальной цене. Если это сделано в России, то и цены соответственно должны быть ниже. Понятно, что если на этикетке написано made in Italy, то цена увеличивается: работа в Италии, поставка, таможня и прочее. Но когда те же цены стоят на этикетке made in Russia… это вызывает как минимум вопрос «Почему?». Потому что маленькие объёмы. Потому что трудно найти производственную базу. Потому что почти все покупают западные материалы, так как русских фабрик нет. Производство в России намного дороже, чем в других странах. Вот вам ответ, почему так дорого.

И это не соответствует ожиданиям покупателя, который видит на российской вещи какую-то заоблачную цену. Все должно быть в соответствии: цена, качество и фасон. У нас сегодня нет предприятий и фабрик, которых до революции по всей России были тысячи. Мостекстильпром и многие другие шили нормальную одежду для россиян, которые могли купить ее в нормальном универмаге по нормальной цене. Сегодня частные магазины стараются не покупать вещи российского производства, потому что непонятно, кому можно продать такое и по такой цене. Поэтому не существует старого, проверенного временем, налаженного производства с именем. Разве что «Большевичка». Но ведь наверняка вам не захочется видеть на этикетке большими буквами «БОЛЬШЕВИЧКА», даже если вам очень понравится там какая-то вещь. По этой же цене вы можете найти вещи в Zara, в H&M… Нет такого места, куда нашему потребителю можно прийти за отечественной одеждой. Многие красивые вещи от российских дизайнеров стоят дороже, чем я купила бы себе Lanvin или Gucci. Я должна заплатить неимоверные деньги за то, что сшито в нашей же стране. Проще пойти и купить за те же деньги красивое платье от Dolce&Gabbana.

Но сейчас в Москве регулярно проходит две полноценные Недели Российской Моды — это уже признак. Дизайнеры по всему миру начали меня спрашивать, стоит ли им приехать в Москву. Стали популярны Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Вика Газинская, Александр Терехов… Вдруг появились имена, о которых говорят на Западе, я слышу о них с приставкой «российская мода», и мне интересно… Я, как fashion-директор огромного department store, подумала, что несмотря ни на что надо развивать русские марки, надо поддерживать наших модельеров, и почему бы не в таком красивом магазине, как наш?

Если бы только государство обратило внимание на плачевное состояние швейной промышленности!

— Какие и где нужно «подкрутить винтики», чтобы эта производственная машина завертелась? В какой мере это зависит от самих дизайнеров?

— Если бы только государство обратило внимание на плачевное состояние швейной промышленности! Я помню огромную советскую фабрику Мостекстильпром, которая простаивала, на ней работали 2 тысячи человек, и в девяностых годах она потихоньку разваливалась. Нужно десять лет, чтобы сменилось управляющее поколение.

В России же никогда не было такого понятия, как стилист. Считалось, что если ты хочешь заниматься модой, то должна идти либо в парикмахеры, либо в художники, либо в торговый институт, после которого ты просто продаешь вещи. Даже слова «модельер» не существовало. В советские времена было вообще принято шить самим или — если позволял достаток, то у портнихи, к которой еще не так просто было попасть. Кругом стояли магазины «Всё для шитья», где продавались нитки, иголки, ткани. Сейчас таких магазинов не найдешь.

— Насколько русское восприятие моды отличалось и отличается до сих пор от западного?

— Разница есть, и она, кстати, далеко не всегда в пользу Запада. Там мода существует уже несколько поколений, а у нас дай бог одно. Там никогда не было дефицита. В результате сейчас у нас люди выглядят более модно и опрятно, чем, например, в Америке, где присутствует небрежность, а сами покупатели давно не получают удовольствия от хождения по магазинам и все больше делают заказы через интернет. Для нас очень важно, как вещь будет сидеть. В Америке об этом думают лишь люди с высоким уровнем достатка. В остальном это майки, кеды, кроссовки, спортивные штаны… Летом в Лос-Анджелесе почти каждый обут в шлёпанцы.

— Как вы стали байером?

— Я начинала в 18 лет с того, что одевала магазинные манекены в Риме. Потом уже в Канаде получила профессиональное образование в fashion college, где нас учили всему, что связно с модой: помимо продаж, менеджмента и рекламы, нас учили шить, разбираться в материалах. Но я всегда хотела быть именно байером, а для этого нужны экономические навыки, необходимо уметь работать с бюджетами… В итоге я профессионально занимаюсь модой уже более 30 лет.

— А что еще нужно знать настоящему байеру?

— Ко мне иногда приходят девочки и говорят: «Я хочу быть байером». Им кажется, для этой профессии достаточно того, что тебе нравятся красивые вещи, можно прийти в шоу-рум, отобрать то, что понравилось… Да, так можно делать, если у вас свой маленький бутик. Но даже тогда вы должны просчитать результат, знать размерную сетку, и уметь очень хорошо считать: как делать наценку, когда начинать распродажу, какой процент нужно заработать до ее старта и т.д. Всего и не перечислишь. Иначе вы просто обанкротитесь. И это только вершина айсберга. Потому что дальше начинается контроль проплат и поставок, вывешивание на этаж… Очень многие потратили деньги и прогорели, потому что не были готовы к такому количеству мелочей. Большинство устает уже на втором сезоне и только и думает, как избавиться от такого утомительного бизнеса. Байер - это тяжелый каждодневный труд, который требует регулярного ежедневного надзора.

Пока, насколько я знаю, профильного образования для байеров в России нет

— Из чего складывается профессия байера?

— Первое и главное — байер должен обладать вкусом. Люди иногда совершенно теряются при виде такого количества разных вещей и не знают, что им выбрать. Если вы приехали на закупку, например, мужских костюмов, то тут легче, потому что есть статистика. Второе — цифрами, математикой. Вы должны уметь хорошо считать, чтобы всегда оставаться в рамках своего бюджета и всегда держать в уме свой процент. Рядом с любым, самым творческим и выдающимся дизайнером всегда стоит product-менеджер, который говорит: «Ты, конечно, молодец, что это все придумал, но нам же нужно еще деньги делать!». Так же и байер: помимо того, что тебе нравится, тебе надо еще правильно распределить бюджет. Дальше товар приходит на этаж, его надо развесить и продать, а значит, надо понимать, как работает удачный мерчендайзинг.

Часто получается, что человек хорошо делает что-то одно, например, развешивает вещи, а делать закупки у него не получается. Я не знаю у нас ни одного человека, который бы закончил профильный вуз или колледж и с самого начала разбирался и в экономике, и в моде. В том же текстильном университете им. Косыгина есть два отдельных факультета - экономики и искусства, но не заканчивать же их друг за другом? Пока, насколько я знаю, профильного образования для байеров в России нет.

Ко мне приходят девочки и с юридическим, и с педагогическим, и даже с философским образованием. И я принимаю их в так называемую «школу Аллы Вербер»: сначала беру в ассистенты байера и смотрю на их потенциал, потому что сразу или почти сразу становится видно, на что человек способен. Допустим, приходит ко мне девушка с прекрасным потенциалом и говорит: «Я хочу стать байером». Отлично, говорю я ей, в марте у нас закупка, значит, до марта вы встаете на этаж и понемногу разбираетесь в том, как, что и где работает в этом магазине.

Любой человек перед тем, как стать байером, должен минимум три месяца поработать с товаром напрямую, постоять и попродавать. И я очень ценю тех людей, которые сразу на это соглашаются. Начинается цепочка: продавец - мерчендайзер - ассистент байера, а потом уже до байера недалеко. Он должен знать, как работают складские помещения, какой процент коллекции вы должны продать до распродажи (это 70% - прим. Алла Вербер), как работает масса мелких систем, из взаимодействия которых складывается жизнь магазина. Потому что если у вас нет профильного образования, вам придется получать его на практике, и только потом занимать должность.

У меня люди вырастают в байеры из мерчендайзеров, из ассистентов, из финансистов, из офисных работников…



Похожие статьи
 
Категории