Как выглядят берберы. Мой любимый жених — бербер из Марокко

28.05.2019

Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. . Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…

Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.


Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.


Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.

Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») в странах Магриба.

Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:

1. Амазахи - проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) - живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
5. Шауйя - народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.

6. Туареги (траглодиты), их самоназвание - Имощаг, Имошаг - древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) - древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.


По данным глоттохронологии, в 6-м тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что !


Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.


У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247-183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н.э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.


До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб , Аль-Курдан, Шивава , Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной , долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» - культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам - тарикатам.


ТУАРЕГИ - мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин - имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.


В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.

Хáмса -значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья , появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена . А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.

Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит

В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат , и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.


В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.
В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.

Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами, и берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.
Вопреки распространенному в литературе мнению о воинственности берберов, они очень миролюбивые и безобидные земледельцы, в отличие от воинствующих торгашей финикийцев, римлян, греков, арабов. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.


Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал .

Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион.

Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие.

Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.

Зинедин Зидан — французский футболист и тренер алжирского происхождения, главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид». Считается одним из величайших игроков в истории футбола.

А кто такие берберы? Расскажите о них.

  1. Слово "бербер" происходит от "варвар" - так назвали этот народ древние римляне во время завоеваний Северной Африки. Сами же берберы идентифицируют себя по названию племени, народа, к которому они принадлежат (тамазигт, рифы, шлех, туареги, кабилы) . Марокканские берберы предпочитают называть себя "имазигхен", что в переводе с языка тамазигт означает "свободный человек". Берберы не собираются довольствоваться признанием их культуры - они требуют придания языку тамазигт статуса официального языка Марокко наравне с арабским. Проблема с признанием берберского языка состоит в том, что у него около 300 диалектов, и некоторые специалисты даже считают их самостоятельными языками.

    А вот о берберах Туниса! Горы Матматы на первый взгляд напоминают совершенно безжизненный "лунный пейзаж". На это, видимо, и рассчитывали древние берберы - замаскированный вход в кратерную пещеру очень трудно обнаружить врагу. На самом деле на этой картинке (круговая панорама) более 700 подземных домов.
    Тунисские берберы исконное, древнейшее племя Туниса находятся на грани исчезновения и составляют сегодня всего 1% населения страны.

    Многие из них до сих пор так и живут в своих ямах-пещерах. Может быть потому, что подземные дома лучшая защита от летнего зноя.

    Длинный входной тоннель с незаметным входом снаружи приводит во внутренний дворик (хауш) , "сделанный" из бывшего кратера.

    В стенах хауша вырыты удивительно уютные комнаты ровно по шесть метров в длину. Мягкий туф очень удобен для подземного строительства всегда можно в стене вырубить лишнюю полочку

    или, если будет прибавление в семействе, вырыть новую комнату.

    На верхний этаж помогают взобраться выступы в стенах и веревки с узлами.

    В отдельной пещере хранятся каменные жернова, там домохозяйки мелют кукурузу и кускус.

    Домашний очаг всегда рядом.

    Берберы или амазиги появились на территории этой североафриканской страны, по мнению некоторых исследователей, примерно 11 тыс. лет назад. Когда-то на их языке говорили во всей Сев. Африке. Они создали цивилизацию (древние египтяне, как полагают ученые, ее наследники) , которая наравне с пунической положила начало современной ис-тории Магриба. Однако сегодня берберская культура, похоже, стоит на пороге исчезновения. Это значит, что мир может лишиться богатейшего культурного наследия, отразившего особый взгляд на окружающую жизнь тех, кто, постигая полноту времен, приблизил к нам далекое прошлое.
    Так считают берберы, связывая свою обеспокоенность не только с тем, что Власть, которая официально пользуется арабским, ущемляет в правах берберские языки, на которых говорят многочисленные племена Магриба. Люди, живущие в арабских государствах, обеспокоены, что рушится весь духовный уклад, вокруг которого веками строилась их идентичность. Отсюда и ощущение несвободы и естественное стремление уравняться в правах с арабами.

  2. Берберы - это коренные жители Марокко, населяют в основном западный Атлас. Название им дали древние греки, производное от "варваров", сами они себя называют "свободные мужи".
    Никогда не были кочевниками, вопреки общепринятому мнению. Занимаются скотоводством и земледелием, выращивают овощи и зерновые культуры. Именно береберы изготавливали своеобразныеукрашения и глиняную посуда, популярную сейчас у туристов, посещающих Марокко.


  3. сомалийская народность (мавры-арабонегрит. подраса) в восточн. африке на берегу аденского задива. центр-порт бербера.
  4. Берберы - коренная народность Северной Африки.
    Бербе#769;ры (самоназвание амазиг, амахаг человек) общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере.

    Численность 11,52 млн человек (1992 год) . Говорят на берберо-ливийских языках. По религии в основном мусульмане-сунниты.

    Название берберы, данное европейцами, неизвестно большей части самих берберских народностей. Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:
    Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.
    Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.
    Кабилы народ в Алжире и в Тунисе (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан) .
    Берберы Сахары, населяющие оазисы пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана) , Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

    Спорным остатся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

    Могу прислать берберские песни, если интересуетесь. Но они на берберском языке.

Берберы и их поселения в Тунисе

Берберы (берберийцы) - североафриканский народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII-VIII вв. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам Северной Африки. Теперь же во всех странах региона они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве. Проблемы берберов чем-то похожи на проблемы курдов в Турции, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается до 20 млн. человек. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным они составляют 60% населения этой страны), еще 30% - в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.

Арабы оттеснили берберов вглубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Методы использовались разные: например, до 40-х годов ХХ в. берберов пытались расселять совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм - сочетание элементов ислама и суфизма с доисламскими культами.

Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но суфийские и доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице - на лбу, щеках, подбородке - специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата, расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50-60 тыс. человек, - Татуин и приозерный Кебили. В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут берберы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений. Далее можно направиться через пересохшее соленое озеро - солончак Эль-Джерид в еще один берберский район Туниса - Тамарзу, где проживает около 1 млн берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически всё контролирует местная мафия. Государственная граница с Алжиром весьма условна, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

Если в Каппадокии под землёй находятся церкви, то в Тунисе – мечети, а в местечке Ченини есть даже мечеть «Семи спящих отроков». Исламская легенда очень интересно обыгрывает раннехристианский рассказ о Семи спящих ефесских отроках: юноши спали до прихода пророка, проснулись, приняли истинную веру и снова уснули. В мечети показывают семь огромных гробов, утверждая, что юноши во сне быстро растут.

Поселения берберов (здесь их порой называют троглодитами, т.е. жителями пещер) - небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры - представляют собой, по сути дела, резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств - электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6-8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе. Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны.

Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В рационе много фруктов, овощей, оливок, сладостей, немного мяса. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на разварившуюся пшённую кашу).

Ранее берберы разговаривали на различных языках, относящихся к берберской группе языков, которая в свою очередь относится к семито-хамитским языкам. В настоящее время, подавляющее большинство бербер также разговаривает на арабском языке (на уровне родного языка) и языках бывших метрополий (например, в Тунисе или Алжире – на французском языке, а в Западной Сахаре – на испанском языке). Тем не менее, берберский язык все еще сохранен в некоторых регионах на достаточно хорошем уровне. Подавляющая часть бербер, разговаривающих на диалектах берберского языка, проживают в странах Магриба – Тунис, Алжир, Марокко и Ливия.

Среди бербер существует четкое разделение на этнические группы (племена). Таких групп множество, и их принято разделять по стране проживания. В Марокко проживают племена Слу (шиллу) в центральной и верхней южной части Атласных гор, Риффов – на прибрежных землях Северных Рифовых гор, и Тамазитов (амациргов), которые проживают в центральных и северных областях Атласных гор. В Ливии и Египте проживает по одному берберскому народу – Нафузи (Ливия) и Сива (одноименный оазис в Египте); в Алжире проживают представители пяти больших берберских племен – это туареги, кабилы, мозабиты, сокна и чинуа. Однако стоит также отметить, что туареги и зената проживают на всей территории стран Магриба.

Берберы Марокко (амацирги) в средние века были известны, как злостные пираты, которые грабили и уничтожали многочисленные европейские и арабские корабли. Они вошли в историю, как Риффские пираты. Туарегов как берберское племя стоит выделить отдельно, этот берберский народ отличается от других бербер внешне, они имеют более темную кожу и отличаются общественной организацией, нетипичной для арабского и мусульманского мира. Женщина в обществе туарегов играет очень важную роль – она не только не закрывает лицо, как принято у мусульман, но и в обществе существует своего рода культ поклонения женщине – мужчины женятся один раз, и они в отличие от женщины могут быть необразованными, а также соблюдается матрилинейная родословная в семьях.

Поскольку в последние столетия страны современной Северной Африки были колониями европейских стран, после окончания периода Колониализма в середине 20-ого столетия, многие берберы эмигрировали в поисках лучшей жизни на европейский субконтинент. Большая часть бербер осела во Франции (в основном это кибелы), и многочисленные известные французы среди своих предков имеют бербер. В частности, стоит отметить, что берберское происхождение есть не только Зинедина Зидана, но и у Эдит Пиаф и Изабель Аджани. Риффы преимущественно оседали в Испании, Бельгии, Нидерландах и в Северной Америке.

Керамику берберов можно встретить в различных лавках больших городов, которые располагаются на пути туристических маршрутов.

Однако нужно отметить, что изделия уже давно потеряли свою аутентичность. Изготавливается посуда на гончарных кругах, а затем расписывается красочными узорами из ярких красок – это всё характерно для арабских традиций.

Тем не менее, наблюдение за работой гончаров представляет большой интерес. Прямо на глазах мастер создаёт настоящий шедевр при помощи гончарного круга с ножным приводом. Для этого ему нужен всего лишь кусок вязкой глины! Он может превратить его в тарелку, кувшин, горшок – да во всё, что угодно!

Сырые изделия необходимо подвергать термической обработке. Делается это при помощи куполообразных печей. Посуда загружается на обработку целыми партиями, которые обкладываются сухой травой для того, чтобы поджечь. Обработанные изделия попадают прямиком к художнику, который украшает посуду яркими и интересными узорами, а затем покрывает их глазурью.

Сами берберы предпочитают использовать неглазурованную глиняную посуду. В их домах можно найти скромную керамику, украшенную простыми узорами консервативных цветов – черный и коричневый. В тех областях, где почти нет туристов, посуда изготавливается без применения гончарного круга. Мастера укладывают жгутики из влажной глины по спирали, именно так формируются сосуды. Перед обжигом посуда обрабатывается гладким предметом до появления блеска. После термической обработки поверхности становится влагонепроницаемой.

Узоры, изображённые на берберской керамике, как правило, связаны с природой и сельским хозяйством. На посуде можно увидеть изображения солнца, природных стихий и защитных символов. На настоящей берберской керамике часто можно увидеть геометрические фигуры: треугольники, кресты, круги, спирали и пр.

Туареги являются одним из самых известных кочевых берберских народов, живущие внутри Сахары в Северной Африке.

Самоназвание народа томашек (те, что разговаривают на томашеке) или имошаг («свободные люди»), однако, еще первые исследователи региона стали называть представителей этого народа туарегами, что отражено в различных исторических и исследовательских работах различных исторических периодов.

В настоящее время туареги проживают преимущественно в Северной и Западной Африке, и считается, что этот народ пришел с юга, постепенно передвигаясь в северную часть континента в последние 2000 лет. Ранее этот кочевой народ можно было встретить по всей Сахаре. Также туареги известны своим уникальным древним письмом, которое, однако, в последнее время редко используется. Также этот народ интересен своей социальной организацией и традициями, которые значительно отличаются от традиций других бербер и арабов, населяющих страны Магриба.

Вероятнее всего туареги происходят от древних народов, населявших Сахару, которых описывал еще Геродот, и чему были найдены подтверждения в виде археологических доказательств в руинах Гермы.

Примерно с 500 года н.э. туареги стали расширять свои территории на юг, в Сахель, во время правления легендарной царицы Тин Ханан. Именно этой царице приписывают объединение наследственных туарегских племен и создание условий для образования уникальной культуры туарегов, которая сохранена до настоящего времени. В подтверждение гипотезы о существовании этой леген6дарной царицы была найдена гробница в Абалесса, с останками женщины явно аристократического происхождения, которая была захоронена со всеми почестями и атрибутами высокого социального положения и которые датируются обозначенным выше временем.

История туарегов тесно связана с их образом жизни – это преимущественно кочевые племена, которые в течение последних двух тысяч лет контролировали транссахарскую караванную торговлю. Туареги были тем самым берберским племенем, которое яростно сопротивлялось колонизации центральной части Сахары в конце 19-ого столетия. Эта ожесточенная борьба была отмечена многочисленными битвами и вырезанием целых деревень. Однако туареги все равно были покорены, и подписали соответствующие соглашения в Мали в 1905 году, и в Нигере в 1917 году, что привело к частичному упразднению и реорганизации конфедераций туарегов. Также туареги сопротивлялись колонистам и в других регионах Северной Африки.

После обретения независимости странами Северной Африки традиционная территория туарегов была разделена между образовавшимися странами, что в дополнение к постоянной нужде в ресурсах, привело к новой волне сопротивления туарегов. Экономика региона начала меняться, особенно это отразилось на том, что многим туарегам из-за опустынивания, пришлось начать вести оседлый образ жизни или перебраться в крупные города, чтобы прокормить свои семьи.

В конце 1990-ых годов начался новый период восстаний туарегов в ряде североафриканских государств, которые требуют для себя хотя бы предоставления автономии на своих исконных землях. Особенно сильные восстания произошли в Мали и Нигере. Столкновения вооруженных сил этих стран с армией туарегов привели к смертям тысяч солдат с обеих сторон. При поддержке Алжира и Франции были заключены мирные соглашения, в которых закреплялись пункты относительно либерализации национальной власти этих стран и интеграции туарегов в общество. В 2007 году снова наблюдалось обострение отношений туарегов с правительствами некоторых стран региона.

Традиционно общество туарегов имело четкую иерархию, и подразделяется на аристократию с правителями и вассалов. Каждое племя (тавшет) состоит из нескольких семей, и его возглавляет вождь. Несколько племен вместе образуют группы племен или конфедерации, во главе которых стоит правитель или король – Аменокаль. До сих пор общество туарегов разделено на касты: аристократия, блюстители религии, вассалы, рабы и кузнецы.

Работа разделена согласно социальному классу, т.е. касте. Король управляет аристократией, воины – аристократы организовывают защиту группы, охрану домашнего скота и контролируют торговлю каравана. Имгады или вассалы представляют собой второй класс туарегского общества, они являются свободными вассалами – пастухами и воинами, которые ухаживают за большей частью домашнего скота в племени. Рабы или икланы, как считается, происходит из порабощенной аристократии других племен или народов, поэтому они стоят выше низших слоев туарегского общества. Воины традиционно с презрением относились к другим видам труда и гордились своим положением воина и своими военными навыками.

Отдельно стоит остановиться на касте блюстителей религии – инеслемен. После принятия туарегами ислама, каста религиозных клерикалов стала играть важную роль в социальной структуре общества. После казни каждого десятого представителя касты вождей во времена колониальных войн конца 19-ого и начала 20-ого столетия, инеслемены в некоторых племенах получили верховную власть, даже, несмотря на то, что все они происходили от рабов. Представители этой касты традиционно не имели оружия, обеспечивая духовное наставление для аристократии и правителя, взамен этого получали своего рода милостыню, за счет которой и жили.

После окончания колониального периода и голодных годов в 1970-1980-ых годах кастовая система туарегов в значительной мере утратила свою важность, поскольку аристократии пришлось отказаться от кастовых различий и начать работать, что ранее было почти невозможным. Хотя кастовая система и в частности каста рабов полностью не исчезла и существует до сих пор среди туарегов.

Туареги населяют огромную территорию, покрывающую почти всю Центральную и Западную Сахару и северо-центральную часть саванны Сахель. Туареги воспринимают Сахару как многочисленные пустыни, которые делятся в зависимости от условий и носят различные названия. В частности, Адар, Тават, Фугас, Джадо, Тамасна, Калашо и т.д. Туареги в до-колониальный период контролировали все эти земли, и их население было подчинено туарегской кастовой системе, однако, в последнее время отношения между туарегами и местными животноводами и земледельцами обострены из-за политических изменений в странах, к которым относятся эти территории.

После принятия Ислама туареги преимущественно являются суннитами, тем не менее, сохраняя свои традиции и обычаи, которые были в их обществе до принятия Ислама.

В частности, туарегское общество широко известно среди мусульман своим отношением к женщине и ее положением в этом обществе. До сих пор туареги ведут свою родословную по матери, женщины туарегов не закрывают своего лица, и играют важную роль в обществе. Особое внимание уделяется образованию девочек, их учат грамоте с раннего детства, это именно они являются хранительницами древней письменности бербер – тифинаг. Женщина выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену.

В кастовой системе организации туарегского общества женщине уделено особое место, ибо мать короля в иерархической лестнице находится между королем и собранием племенных правителей. Король не может единолично принять решение, ему необходимо одобрение собрания, и именно его мать может наложить вето на любое решение собрания или короля, тем самым, подтверждая свой статус и роль в обществе. Традиционно мужчины достигают совершеннолетия в туарегском обществе в 18-ти летнем возрасте. На день рождения юноше семья преподносит традиционный белый или голубой платок «лисам», надев который он считается уже взрослым, и не может больше появляться на людях без него.

Искусство туарегов выражено в виде разного рода драгоценностей, изделий из кожи и металла, в частности, художественном оформлении седел и создании тончайших мечей и ножей. Туареги известны своими ювелирными украшениями из золота и серебра, в частности, стоит отметить традиционное ожерелье «Таказа» и сережки «Тизабетен», которые известны за пределами общества туарегов своей изящностью и тонкостью работы.

Благодаря тому, что туареги испокон веков живут в пустыне, у них есть своя астрономическая система, со своими названиями звезд, планет и созвездий. В частности, Орион у туарегов называется Аманар, что означает «воин пустыни», а Венера – Аззаг Вилли.

Туареги также широко известны своими традиционными жилищами. Ахакет – красная палатка, созданная из натянутой козлиной или верблюжьей шкуры; Тафала – покров, который сделан из палок, и представляет своего рода навес; акарбан – традиционное зимнее временное жилище, в то время как атегхам- традиционное временное летнее жилище. Тагхазамт представляет собой традиционный дом туарега, построенный из глины, такие дома составляют основу архитектуры туарегских замков и городов.

На одежду туарегов оказали влияние обычаи и традиции доисламского общества, в частности, матрилинейность общества туарегов.

Женщины туарегов не покрывают лицо, тогда как традиционно лицо мужчины туарега закрыто платком с момента достижения совершеннолетия. Самый известный символ туарегов – тагельмуст, лисам или шешст на берберском языке, который представляет собой покрывало синего цвета (бывают белые и голубые также). Мужчины носят покрывало, поскольку считается, что оно способно уберечь мужчину и его семью от злых духов, а также свидетельствует о его зрелости. Покрывало должно скрывать лицо, исключая глаза и кончик носа. Однако ученые также считают, что такая форма покрытия головы возникла из-за жизни в пустыне, где ветра постоянно разносят пески.

Также важной традицией туарегов является ношение амулетов на одежде, которые должны защитить человека, с недавнего времени многие амулеты содержат стихи из Корана.

Традиционные предметы одежды туарегов:
Тагельмуст – мужской тюрбан
Алашо – покрывало голубого или синего цвета, которое носят как женщины, так и мужчины
Букар – мужской тюрбан черного цвета
Тасуварт – женское покрывало
Такаткат – рубашка, которую носят как мужчины, так и женщины
Такарбаст – короткая рубашка
Акарбей – традиционные штаны
Афетек – женская одежда
Бернуз – длинная шерстяная одежда для зимнего времени года
Ахебай – светло зеленая или голубая одежда для женщин
Игхатеман – обувь
Ирагазан – красные кожаные сандалии
Ибузаган – кожаная обувь

Туарегов из-за их привязанности к цвету-индиго часто называют «Синими Людьми». Большинство тюрбанов, покрывал и других предметов одежды туарегов окрашены в синий или голубой цвет. Однако стоит отметить, что в настоящее время тюрбаны синего цвета надевают чаще всего на праздники, а в повседневной жизни одежда может быть любого другого цвета.

У других африканский народов все с точностью до наоборот. И для того чтобы уберечь свою суженую от духов, живущих в голове чужого для нее человека, мужчины должны прикрывать все выходы из нее. Таким образом мужчины-туареги стараются обезопасить свою жену и плотно прикрывают уши, рот и нос. В свою очередь жены не носят никаких повязок на своем лице. Именно женщины являются владелицами земель, семейных ценностей и только у них есть право на развод. Дом называется согласно хозяйки дома – его хранительниц и главы. Согласно семейного кодекса туарегов при разводе переезжает муж, оставляет там жену и детей. Мужчина повышает свою статус при женитьбе на даме из более высокого социального звена. Женщина сама выбирает своего спутника жизни. Мужчины должны содержать семью, причем не имея семейной недвижимости и прочих владений. Женщины-туареги не выходят замуж до 30 лет. Здесь это считается дурным тоном соблюдать верность мужу. Этот обычай одобряется всеми. Однако представительнице туарегов разрешается жить и «любить» мужчин только своего племени и одного и того социального положения. Если эти два правила нарушены, женщина обречена на позор. Семейный кодекс туарегов отвергает многоженство. У мужа могут быть наложницы, но пускать их в семейный шатер запрещено. Не смотря на все привилегии у женщин, им не так сладко живется. Ведь создание очага, уход за детьми, готовка еды, стирка – все остается на их хрупких плечах.

землями, семейными ценностями владеют женщины. Они имеют право развестись с мужем. По имени женщины-хозяйки называют дом. Если она решит развестись с мужем, то мужчина покидает дом, оставляя там жену и детей. Полигамия запрещена. Вождём племени является мужчина, но это передаётся женскую линию. Только женившись на женщине с более высокой социальной ступени, мужчина может повысить свой статус. Но женщина практически никогда не выйдет замуж за мужчину более низкого происхождения. Женщина туарег всегда сама выбирает себе мужа. Самыми безжалостными и сильными воинами Африки считаются мужчины туареги, а так же лучшими торговцами. Подкаблучниками их нельзя назвать. Мужчина туарег обязан содержать семью, хотя женщина владеет семейным имуществом. Мужчины следуют строгому кодексу чести людей пустыни. Они предпочитают ножи и сабли современным видам оружия. Туареги одни из немногих африканцев, которые имеют свою письменность (у большинства язык племени существует только в устном варианте). Поэтов и романтиков всегда было много среди них. Даже после замужества женщина может дружить как с мужчинами, так и с женщинами, что не характерно для большинства африканских мусульманских племён. «Мужчина и женщина созданы друг для друга для услаждения сердца и глаз, а не только для постельных утех» - гласит пословица Туарегов. В качестве косметики женщины туареги использую охру, хну, сурьму, и украшают себя ювелирными украшениями. Однако, носят только серебро, так как мистически боятся золота. Каждое изделие несёт в себе не только полудрагоценные камни и серебро, но и историю её семьи и города. Традиционная прическа женщины украшена коури (раковина, заменяющая деньги в некоторых частях Азии и Африки) и искусственными косами. Множество косичек, закрепленных на макушке - еще один вариант прически. В пустынную жару, они очень практичны, поскольку большая часть головы остается свободной от волос.

Основную массу населения Марокко составляют берберы, арабизованные берберы и арабы. Французские источники, отмечающие широкое распространение арабского языка в этой стране, в то же время утверждают, что большинство марокканцев — берберы.

Этой же точки зрения придерживаются и caми берберы. Тот факт, что многие из них знают арабский язык, еще не означает полного забвения ими родного языка. Известный политический деятель Марокко, лидер берберской партии «Народное движение», поэт и художник Махжуби Ахардан, выдвигая требование преподавания берберского языка, утверждает, что это требование отнюдь не преследует цели противопоставления бербера арабу, ибо в марокканской действительности они давно живут совместной жизнью и являются неразлучными братьями.

Марокканские берберы утратили свой собственный алфавит, о существовании которого свидетельствуют как находки археологов (правда, письменные памятники, приписываемые далеким предкам нынешних берберов, пока не поддаются расшифровке), так и древняя система письма «тифинаг», сохранившаяся у родственных берберам туарегов в некоторых районам Алжира и Нигера.

Но самый древний в Северной Африке берберский язык, говорит Ахардан, продолжает жить в повседневном общении его обладателей, в их устной литературе — берберских сказках, легендах, пословицах и поговорках, поэмах и песнях, а также в письменных документах, использующих арабский алфавит. Это язык точный и живой, и защита его нужна для сохранения богатого культурного наследия берберского народа. Кстати, бербероязычные марокканцы — это не какая-то горсточка людей, а 50-60% населения страны!

Действительно, стоит удалиться на несколько километров от Атлантического побережья, вдоль которого в основном селились арабы, или от крупных городов, окруженных арабскими поселениями, как вы попадаете в Берберию. Здесь женщины ходят с открытыми лицами и одеваются в разноцветные одежды. И не редкость рыжеволосые и голубоглазые ребятишки. А жильем очень часто служит огромная черная палатка, под тентом которой могут разместиться пятьдесят, сто и более человек. Берберские ковры с их своеобразным рисунком трудно спутать с изделиями арабских мастериц из Рабата и Феса. Свои особенности у берберских народных танцев.

Сами берберы именуют себя так лишь тогда, когда говорят по-французски или по-английски. Берберы Рифа, например, предпочитают другое название-«имазиген» («свободные люди»). Центральную часть страны, горы Среднего Атласа, восточные склоны Высокого Атласа, долины уэдов, теряющихся в песках Сахары, населяют племена группы санхаджа — браберы. Они тоже считают себя имазигенами, а свой язык, как и имазигены Рифа, называют «тамазигт», хотя между ними есть и существенные различия. Жители Высокого Атласа, Анти-Атласа и долины реки Сус зовутся шлехами. Они — потомки масмуда, появившихся в Марокко раньше всех других берберов. Язык шлехов — ташельхит.

Каждой из этих основных групп свойственно разнообразие местных говоров, но все жители Рифа понимают друг друга так же, как шлехи и браберы могут общаться между собой, но между шлехами и имазигенами Рифа лежит уже серьезный языковый барьер. Такой барьер существует и между арабами и теми из берберов, которые не знают арабского языка. Да и сам арабский язык в Марокко носит диалектальный характер, а его говоры варьируются в зависимости от района. Классический, или литературный, арабский язык — язык Корана, правоведения, науки, изящной словесности, деловой переписки и прессы — известен лишь небольшой горсточке грамотных людей и не может пока служить средством общения для подавляющего большинства населения, которое не умеет ни читать, ни писать.

Таким средством остается пока так называемый простонародный язык, в котором немало берберских слов и выражений и французских терминов, Справедливости ради следует сказать и о том, что в ряде районов, включая сельские, арабизация берберов и смешение племен достигли такой степени, что порой бывает трудно отличить арабизованного бербера от оберберившегося или даже «чистокровного» араба.

К тому же смешанные браки между арабами и берберами весьма распространенное в Марокко явление. Однако совсем не исключено, что некоторые берберские группы, особенно горцы, сохранят свою самобытность и сложатся в народности, которые будут развиваться параллельно с дальнейшей эволюцией формирующейся арабизованной марокканской нации, впитавшей в себя потомков испанских мусульман — морисков и андалузцев, плененных когда-то корсарами и исламизированных европейцев, вывезенных из различных стран узниц султанских гаремов, поступавших в Марокко с невольничьих рынков Стамбула (а они насчитывались тысячами), и рабов из Западного Судана, служивших некогда в «черной гвардии» марокканских султанов; сейчас темнокожие марокканцы — выходцы из Тропической Африки — не образуют какой-либо обособленной этнической группы, разбросаны по всем городам и деревням, живут одной жизнью с окружающими их берберами и арабами и говорят на их диалектах.

Берберы (от греч. вЬсвбспй, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг -- «свободный мужчина»; кабильск. Imazi?en) -- общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Исторически они говорили на различных берберских языках, которые являются частью афро-азиатской языковой семьи. Сейчас используют арабский язык. В VII веке были завоеваны арабами и обращены в ислам. По этой причине по религии - в основном мусульмане-сунниты.

Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, неизвестно большей части самих берберских народностей (является экзоэтнонимом). Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:

1. Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.

3. Кабилы -- народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

4. Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана), Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях.

В наши дни численность берберов, по разным оценкам, составляет от двадцати до пятидесяти миллионов человек, живущих в десяти странах мира: Марокко, Алжире, Мавритании, Тунисе, Ливии, Египте, Нигере, Мали, Испании, Франции. Берберские корни имеет и значительное число арабов, живущих в Северной Африке. Согласно мнению некоторых экспертов, берберы по происхождению и этнические берберы в совокупности составляют 80 процентов населения Марокко и Алжира, более 60 процентов жителей Туниса и Ливии и более 2 процентов египтян. Если же считать только этнических берберов, то ими являются всего 40-45 процентов жителей Марокко, 25-30 процентов алжирцев, 5 процентов тунисцев, 10 процентов ливийцев и 0,5 процентов египтян. Численность этнических берберов в Европе составляет около 2 миллионов.

Причина разногласий в определении нынешней численности берберов кроется в многовековой, начавшейся ещё в VII столетии арабизации Северной Африки. В первые века после завоевания арабами Магриба их число было несопоставимо мало с численностью местного населения. Арабы жили преимущественно в городах, в то время как вся сельская местность и особенно горные районы были сплошь берберскими. Ислам медленно, вплоть до XVI века, завоёвывал здесь прочные позиции, и лишь после этого началась быстрая арабизация коренного населения. Сегодня некоторые специалисты утверждают, что в реальности арабская иммиграция в этот регион была незначительна и несопоставима по сравнению с тем количеством местных жителей, которые сегодня называют себя арабами. Однако на протяжении последних столетий в странах Северной Африки господствовали взгляды, согласно которым арабы представляли собой некую культурную элиту, принадлежность к которой открывала широкие возможности для карьеры и благополучия. «Культурное» население городов Севера Африки, сплошь арабское или арабизированное, противопоставлялось «отсталому» берберскому населению сельской местности. Из главных городов Северной Африки сегодня только Марракеш в Марокко населён по преимуществу берберами.

Едва ли не до последних лет XX века берберы считались «людьми второго сорта», туземцами, требующими опеки со стороны «культурного» большинства, подобно индейцам Северной Америки, аборигенам Австралии, лапландцам Норвегии и т. п. Даже в сегодняшнем Тунисе, самой европеизированной стране Магриба, слово «бербер» прочно ассоциируется с неграмотным крестьянином, облаченным в мешковатое традиционное одеяние. Во всем этом есть, пожалуй, только одно здравое зерно: берберы -- действительно аборигены Северной Африки. Корни этого древнего народа уходят вглубь по крайней мере на четыре тысячелетия, и за эти века берберы удивительным образом сумели сохранить свою культуру, традиции и наследие.



Похожие статьи
 
Категории