Какая картина да винчи в эрмитаже. Жемчужины эрмитажа

09.07.2019

1. Между двумя сорокаминутными очередями на вход стоит весьма спорная скульптура «Утро или Гёльдерлин» немецкого скульптора Маркуса Люперца.

2. Было логично начать осмотр музея с самых древних экспонатов. Это памятники эпохи палеолита, неолита, энеолита из Восточной Европы и Сибири.

3. Изображение фантастического зверя из Хакасии возрастом более 3,5 тысяч лет.

4. Предметы египетской коллекции.

5.

6.

7. Залу античных статуй недавно вернули первоначальную отделку.

8. Вообще интерьеры музейных комнат Эрмитажа — отдельная тема.

9. Ими можно любоваться не меньше, чем наполняющими их шедеврами.

10.

11.

12.

13. Но вернёмся к античности.

14.

15. Древнеримская стенка саркофага с изображением мифа о Фаэтоне.

16.

17.

18.

19.

20.

21. Статуя Диониса. Ей почти 2 тысячи лет, а она как новая.

22. Ганимед и друг его орёл.

23.

24. Древнегреческая посуда возрастом около 2,5 тыс. лет. И ведь не разбилась за это время! Низкий сосуд внизу называется леканой, и для чего он предназначался — точно никто не знает. Слева стоит свадебный лебет (ваза).

25. Не менее поразительная идеальная сохранность стеклянных изделий.

26. В музее много европейской скульптуры XVI-XVIII веков.

27. Но она не вызывает таких эмоций, как настоящая античная.

28. Интересными оказались залы, посвящённые средневековью.

29. Здесь представлены доспехи и оружие.

30. Доспех для пешего поединка. Обратите внимание на пах.

31. Вместо стоп — утиные лапы.

32. Ружья с тончайшей резьбой.

33. Великолепный арбалет.

34. Замысловатые ручки шпаг.

35.

36. Также весьма занятна резьба по дереву в готическом стиле.

37.

38.

39.

40.

41. «Лютнист» Караваджо.

43. «Даная» Рембрандта, пострадавшая от серной кислоты советского шизофреника. На восстановление ушло 12 лет.

44. В зале Леонардо да Винчи представлены две работы мастера. Первая — Мадонна Бенуа.

45. Вторая — Мадонна Литта. Надо отметить, что обе картины довольно маленькие, установлены на уровне груди в огромных пафосных рамах.

46. В соседнем зале висит картина, копирующая «Джоконду». Это «Донна Нуда», принадлежащая к школе Леонардо да Винчи.

47. Статуя Вольтера, выполненная в 1781 году по заказу Екатерины II.

48. Мозаичный портрет Елизаветы Петровны, выполненный Ломоносовым.

49. Военная галерея 1812 года, оформленная портретами всех генералов русской армии времён разгрома Наполеона.

50. Портрет Паскевича.

51. В конце под сенью, как и подобает — портрет Александра I на коне.

52. Рака для мощей Александра Невского, сделанная из серебра весом полторы тонны. Создана она была во времена Елизаветы Петровны, а в 1922 году передана в Эрмитаж.

53. Фото сделаны летом 2013 года, серебро полностью почернело, поэтому сейчас рака находится на реставрации, а для Александро-Неской лавры планируется изготовить копию.

54. Шедевр горнозаводского искусства — чаша из ревневской яшмы, высеченная в 1826-1843 годах на Колыванской шлифовальной фабрике по рисунку архитектора Мельникова. Её вес — около 20 тонн. От фабрики до реки Чусовой больше 2 тысяч километров её тянули от 120 до 160 лошадей. С Урала до Петербурга её везли водным путём целых полгода.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Сложно переоценить значение многогранного функционера, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, научного работника, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились отважные и заветные желания его современников, людей Возрождения - эпохи самого большого современного переворота. Настойчиво и неутомимо рвется Леонардо освоить и абсолютно точно взять в толк настоящий, земной мир - великолепный мир, находящийся вокруг человека; настигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета вещей и воздуха; усвоить механику перемещения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; в конце концов, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и взять в толк этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взоры, раскрывающие душевные перемещения человека.

Картин Леонардо да Винчи дошло настоящего времени очень мало, и из них, хранящиеся в Эрмитаже составляют значительную долю е художественного наследия.

В 214 -м зале Эрмитажа выставлены дв небольшие картины. Это произведен Леонардо да Винчи (1452- 1519) Мадонна Бенуа и Мадонна Литта. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше карти Леонардо на эту тему не сохранилось сохранилос

«Мадонна с цветком» - одна из первых работ молодого Леонардо. Это не слишком большая картина непрезентабельного камерного проекта. Дизайнер берет тему, немало разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Хотя дизайнеры XV в. еще чегото недоговаривали в собственных произведениях, их мадонны казались скованными в перемещениях и чувствах, хранили в собственном виде остатки условности. Картина была написана на доске, а позднее, поступив в Эрмитаж, переведена на холст.

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже, - «Мадонна Литта» - завершена несколькими годами позднее. На этот раз дизайнер избрал наиболее жесткий вид лица Мадонны, выдержал картину в иной красочной гамме, в том числе и обратился вновь к технике темперы, внеся в нее, однако, ряд свежих способов (Леонардо неустанно проводил различные эксперименты) Хотя главный содержание, идейное содержание произведения то же, что и ранее: такая же человечность, такая же любовь к настоящим, живым чувствам людей пронизывает все произведение.

Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем» . Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением купить её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами. Мадонна Литта была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Интересные факты: - эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре; - Павел Коган и Сергей Соловьёв в 1966 году сняли скрытой камерой документальный фильм «Взгляните на лицо» - о посетителях Эрмитажа, рассматривающих Мадонну Литта; - картина присутствует в одном из кадров фильма 2006 года «Код да Винчи» ; - картина была использована в оформлении альбома «Существо» музыканта Дельфина.

На обоих картинах Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» , исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.

Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает “укромное место, келья”. Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.

В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Произведений в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы . Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.

Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.

Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.

Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.

Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.

2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ещё один шедевр хранится в Эрмитаже. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.

Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.

Хранится она в своей “родной” раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com

Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.

Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.

3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.


Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Лютнист” Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием “Лютнистка”. Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.

Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.

Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. . Успение Марии. .

Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.

В “Лютнисте” Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.

Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.

О работах художника читайте в статье .

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Картина “Блудный сын” – одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.

Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.

Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.

И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.

На картине – полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.

Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.

О картине также читайте в статье

5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.


Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru

В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.

Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.

Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

О художнике читайте также в статье Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.

Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Реклама

Две работы Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже из-за большого числа посетителей, сообщили в пресс-службе Эрмитажа. Работники музея сообщили, что теперь картины расположены в новых витринах, созданных по проекту сотрудников экспозиционно-оформительского отдела. В них обеспечены влажность и температура воздуха, к которым «картины привыкли за последние 40 лет», а также специальная внутренняя система освещения.

Считается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место.

Картины да Винчи в Эрмитаже: «Мадонна Литта» вошла в коллекцию Эрмитажа в 1865 году, а «Мадонна Бенуа» — в 1914 году

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой хорошо знали о богатстве Россий. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. Четверть века спустя после его смерти герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

«Мадонна Бенуа»также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой.

Решение о перемещении работ было принято генеральным директором Эрмитажа в 2017 году.

Зал Леонардо для движения толпы совершенно невозможен, там все время сталкиваются. Поэтому в новых витринах мы развернем картины к стене, чтобы они фронтально были обращены к зрителю, - прокомментировал перемещение картин Да Винчи директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Картины да Винчи в Эрмитаже: В Эрмитаже представлено несколько картин гения эпохи Возрождения

Собрание Эрмитажа, которое относится к итальянскому периоду XV-XVI вв., является бесценным во всех смыслах этого слова. Жемчужиной всей экспозиции является коллекция картин одного из самых знаменитых художников, изобретателей всех времён и народов Леонардо да Винчи. Гениальность этого человека даже не оспаривается. Леонардо да Винчи был талантлив во всём и всё, что он делал, на шаг опережало само время, в котором он жил. По этой причине, его искусство является необыкновенным и волнующим.

В одном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина.

«Мадонна с младенцем» (Мадонна Лита) относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена. Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.



Похожие статьи
 
Категории