Какие качества печорина раскрываются в повести бэла. Какие черты характера проявляются у печорина в главе "белла"

03.03.2020

Написанный в 1840 году роман «Герой нашего времени», считается достойным литературным произведением. Михаил Юрьевич Лермонтов – автор романа, хотел передать нам атмосферу того противоречивого времени контрастов. Создатель произведения отобразил большинство недостатков и пороков тех времен, одновременно с достоинствами и силой одной личности.

Внешнее описание Г.А. Печорина в главе «Бэла»

Во всей первой главе описание и манера поведения Григория Александровича Печорина передана со слов пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. По его воспоминаниям, Печорин был стройным молодым мужчиной. Явно просматривалось честолюбие и педантичность главного героя. Подтверждением этого будут следующие строки: «Он явился ко мне в полной форме… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Одновременно подчеркивается молодой возраст героя романа.

Особенности характера Григория Александровича Печорина в главе «Бэла»

В этой главе нет размышлений на тему осуждения эгоизма главного героя. Максим Максимыч – прямолинейный и добрый человек. Ему был непонятен внутренний мир Григория Александровича. Его давний друг ярко запомнился в памяти Максима Максимыча. Множество разносторонних черт характера Печорина удивили пожилого штабс-капитана. Он вспоминает о нем как о человеке незаурядных способностей и обладателя небывалого эгоизма и холодности к чужим чувствам. Максима Максимыча поразила сила и бесстрашие Печорина перед диким кабаном. Одновременно с этим неожиданный сквозняк и раскрывшиеся ставни могли перепугать главного героя до тряски. В большинстве своем Печорин мало говорил, но бывало у него такое настроение, что можно было часами хохотать над его рассказами. У Печорина было слишком внимательное отношение к своей тоске, которая часто настигала его при достижении тех или иных целей.

Григорий Александрович был умен, он много учился. В его молодом возрасте, имел большой опыт общения и отношений с барышнями высокого круга. Печорин мастерски умел прощупать внутренний мир любого человека и пользовался слабостями людей во имя своей игры в ненасытную жажду эмоций.

Отношение Печорина к Бэле

Бэла была дочерью местного князя на Кавказе. Но для Печорина она была молоденькой черкешенкой и дикаркой. Он с ненасытным вожделением смотрел на черноглазую красавицу. Ее сила духа стала причиной яркой вспышки страсти у Григория Александровича. По словам Максима Максимыча, девушка была достойнейшей представительницей слабого пола и полюбилась ему как родная дочь. Пожилой мужчина сразу почувствовал, что Печорин хочет воспользоваться юной красавицей. Его интуиция не подвела. Однако, Печорин смог отстоять свои позицию и отказал в просьбах вернуть Бэлу обратно ее отцу.

Вначале, Григорий Александрович был самым ласковым и щедрым мужем для южной девушки. Он подчинялся ее отказам. Со временем ему удалось растопить сердце Бэлы. Делал он это целенаправленно, он знал, что получит желаемый результат. Можно охарактеризовать Печорина как хладнокровного манипулятора. Как и предчувствовал Максим Максимыч, со временем герой романа охладел к несчастной девушке, которая полюбила его всем сердцем. Он перестал ее баловать и проводить с ней время. Девушка затосковала. Но, по словам друга Печорина, это не волновало ее возлюбленного. Он просто уезжал на долгое время. Непостоянная в своем выборе личность – Григорий. Он позволял своей скуке распоряжаться жизнями других людей.

В конце главы Бэла была убита. Штабс-капитан описывал состояние Печорина слишком спокойным и безразличным к случившемуся горю. Ни слезинки не блеснуло по щекам этого странного человека.

Печорин Григорий Александрович был весьма жестоким человеком, он любил, когда ему захватывало дух, но подобно спичке, перегорал, насытившись очередной победой. Нельзя сказать, что он был счастлив, потому как сам был не рад своей непостоянности.

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РАССКАЗЕ "БЭЛА"

Исходя из текста повести М. Ю.Лермонтова "Бэла", о личности главного героя Печорина Григория Александровича можно сделать следующие выводы:
Это молодой человек, офицер, привлекательной наружности, приятный с первого взгляда во всех отношениях, имеет хорошее образование, блестящий ум, прекрасный вкус; он - эстет, истинный аристократ, звезда светского общества.
Необыкновенная противоречивость его характера (стр.587) предопределяет, что с ним "…должны случаться разные необыкновенные вещи…". Противоречия пронизывают всю его натуру: пылкая страстность и логическая рассудительность, волевая целеустремленность и фатализм, эмоциональная увлеченность и апатия, романтичность и цинизм, демократичная широта взглядов и авторитаризм, непосредственное соучастие в событиях и отстраненность.
Действия главного героя повести импульсивны, ему свойственны авантюризм, любопытство и экспериментаторство.
Широта взглядов Печорина не свойственна людям его времени, и в первую очередь - это нигилизм, присущий скорее героям романов конца XIX в. Православная вера для него скорее традиция, чем руководство к действию: "…аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?...", не стоит забывать и о его многочисленных романах в Петербурге.
Не удивительно, что Печорин проявляет живейший интерес к традициям кавказских народов, но это лишь интерес исследователя. Знать - не значит уважать и следовать. Как русские национальные традиции не являются для Печорина руководством к действию, так и все прочие нормы поведения и обычаи вызывают лишь познавательный интерес.
Ум нашего героя пытлив и изобретателен, Печорин похож на ученого, ставящего эксперименты (но, увы, на живых людях). Это блестящий психолог (предтеча Фрейда), человек, блестяще выстраивающий логические цепочки (умеющий плести интриги).
Он необыкновенно целеустремленный человек, но для достижения своей цели использует зачастую нечестные средства: провокацию, подкуп, шантаж. Ему интересен процесс достижения цели, но как только желаемое осуществлено, интерес пропадает.
Несмотря на все вышесказанное, Печорин предстает перед читателем существом крайне избалованным, в высшей степени эгоистичным и, ко всему прочему, абсолютно инфантильным. Он сам -- взрослый ребенок, который познает мир, постоянно нуждается в новых впечатлениях и новых "игрушках". Пожалуй, его жизненное кредо можно выразить строками стихотворения моего знакомого, широко известного в узких кругах поэта Павла Будкина:

"Я хочу!" - и выше нет закона,
Мне иных законов не дано,
Это слово для меня икона,
Губы в губы льются, как вино.

"Дайте мне!" - мне много не надо,
Я хочу не много - всего,
Мне угодна лишь одна ограда -
На могиле тела моего.

Нет теням! Я жив среди живущих,
Рук и губ холодных не коснусь.
Пью за пальцы теплые дающих,
Тех, к которым я еще вернусь!

Пью за то, чтоб мучило и било,
Чтобы рвало мысли на куски,
Чтобы в этой жизни что-то было,
Кроме скуки, злобы и тоски!

Пью за то, чтоб места было мало,
Чтоб трещали штампы и клише.
Я хочу, чтоб тело уставало,
Не давая уставать душе!

Мой бокал почти до края полон,
Выпью я, налей еще полней!
Пусть всегда собой венчает стол он:
Жизнь - игра, желанье - ставка в ней!
Кстати Павел большой почитатель творчества М.Ю. Лермонтова
Особенно скверно, что Печорин вполне осознает свой безграничный греховный эгоизм, но нисколько не пытается с ним бороться, напротив, всячески его культивирует.
Как не печально, но в этом человеке присутствует высокомерие, не только по отношению к "дикарям", но и к собственным товарищам и сослуживцам. Его самомнение необычайно высоко, иной раз он просто ощущает себя богом.
Но почему же личность Печорина столь привлекательна для окружающих?
Наш герой, следуя своим эгоистическим побуждениям, по-детски искренен во всех своих проявлениях. Он искренне влюбляется, искренне смел и отважен, искренен в рассказах о своем разочаровании в жизни. Ему даже хочется посочувствовать и как-то утешить.
Однако имеет ли право взрослый разумный человек, да еще с таким умом и логикой идти исключительно на поводу собственных желаний?
Результат таких действий, увы, плачевен, следствием становятся гибель ни в чем неповинных людей (Бэла, ее отец, без вести пропавший брат-подросток, испорченный, кстати сказать, самим же Печориным). Отрицание всех норм поведения в обществе делает из Печорина монстра, он даже хуже разбойника Казбича (тот не позволил себе украсть Бэлу из семьи, поменяв на лошадь)
Ради выполнения собственных амбициозных целей Печорин не готов считаться ни с чувствами, ни с жизнями других, даже дорогих ему людей. За нашим героем тянется шлейф смерти и разрушения, соприкосновение с ним приносит окружающим лишь беды и несчастия, что, в свою очередь, делает Печорина тоже несчастным, не позволяет иметь долгосрочные привязанности, превращает его в циничного странника на этой земле.
Печорин - одинокий, неприкаянный, беспокойный, "гонимый миром странник", отбрасывающий смертоносную, трагическую, роковую тень на близких и любящих его людей.

P.S. Мои краткие суждения о мыслях Печорина:
Любовь - игра,
Дружба - обуза,
Привязанность - пустяк,
Судьба - Фатум (фатализм),
Жизнь - одинокое путешествие…

Тема урока

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

ХОДУРОКА

I Организационный момент . (встала, поздоровалась, назвала себя,). Я рада нашей сегодняшней встрече, думаю, что в течение урока мы сработаемся и подружимся.

II Показ видеофильма (отрывок «Поднимаются в гору показа - 1 минута»)

III Слово учителя. Ребята, по этому небольшому отрывку вы догадались о каком произведении и героях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, назовите произведение и главного героя? (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин).

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина через призму героев. Повесть «Бэла». (слайд№1 тема урока).

Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю.Лермонтов

…Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери

«М.Ю.Леромнтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

(слайд № 3,4,5 с эпиграфами).

Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.

Обратимся к тексту «Я ехал на перкладных...»

Что рассказал М.М?

Итак, в центре нашего внимания Печорин (вешаю на доску имя), а кто нам рассказывает историю о Печорине (М.М. на доске), а какую историю рассказывает М.М. (Бэла). И мне хочется услышать ваше мнение о герое? (читатель)

Неожиданно А что такое призма? Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей. Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Работа с текстом

Фотография Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч). Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (слайд офицер, молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча? Описание Печорина построено на приеме контраста. (одно противопоставляется другому). Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорит эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла). Какая мысль у Печорина возникла после возвращения в крепость? (выкрасть Бэлу, обменяв ее на коня разбойника Казбича).

И вот Бэла в крепости. Как вы относитесь к этому поступку? Зачем он это сделал? Значит, Печорин преследует только свои интересы

А что Печорин? (сначала добивался любви Бэлы, а потом ему стало неинтересно ) Почему? Посмотрим видеофрагмент (мне осталось одно средство - путешествовать).

Комментарий фрагмента (работает слуховая и зрительная память)

А что сам Печорин говорит о себе, как он пытается объяснить причину своего поведения? (он говорит, что он не всегда был такой, мог и любить, и страдать, и чувствовать, но, оказывается, обществу настоящие чувства не нужны, Печорин замкнулся, он стал прятать чувства, он надел какую-то маску, ему скучно, потому что он умный, глубоко-чувствующий человек, тонко чувствует, видит фальшь, лицемерие, но ничего исправить не может, от этого он страдает).

Что нового мы узнаем о Печорине, почему он считает, что у него несчастный характер? (рассказ Печорина о его прежней жизни). Как вы думаете, почему Максим Максимыч не понимает Печорина? (М.М.старый офицер, добрый, но ограниченный человек, он не может постичь душу человека, смотрит только поверхностно на события.)

Может быть откровения Печорина помогут объяснить нам его поступки.

Чем закончилась история с Бэлой (она умерла)

Как ведут себя после смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин?

(М.М. как обычный человек оплакивает Бэлу)

Работа с текстом (заготовка)

Печорин же, по словам М.М., повел себя странно. Зачитайте эпизод о поведении Печорина? (эпизод, в котором Печорин рассмеялся в глаза Максим Максимыч)

Умерла любимая девушка, почему же Печорин смеётся? Может ему уже не жалко стало Бэлу, он не знал, что с ней делать, и Бог помог?

Как вы можете охарактеризовать поведение Печорина, почему он поступил так? (пытался защититься, прячет свое бессилие за смехом, надевает маску)

А вы понимаете Печорина? Что же за человек Печорин?

Суд над Печориным

Печорин ужасный человек, в нем нет ничего человеческого (уточнить живет своими интересами), не переживал, что Бэла умерла

Защитники (он любил Бэлу,), переживал

Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина. А что скажут нам судьи?

Для судей Печорин противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, Однако его поведение не понятно окружающим.

Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина

Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают. (слайд № 16 с таблицей пустая)

Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Глупец или злодей? На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Итоги урока

Вот такой портрет Печорина получился у нас. А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)

Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Спасибо вам за работу на уроке, с вами было приятно работать. Ваши оценки за урок таковы: (выставление и комментирование оценок) .

Домашнее задание:

Я задам два вопроса, первый более простой, а второй для учащихся, которые претендуют на высокую оценку.

  1. Что нового вы узнали о Печорине из главы «Максим Максимыч»?
  2. Чьими глазами мы видим Печорина в романе?

Неужто тамошняя молодежь вся такова?

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени


На уроке следует проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина, показать, какие его черты можно считать типическими, позволяющими видеть в этом литературном образе «портрет поколения».
дальше...

I. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Понять загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» помогает композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж.
Вопросы и задания для обсуждения повести «Бэла»
1. Каков художественный смысл смены рассказчиков?
2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера? Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка.
3. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы.
4. Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие детали это подчеркивают?
5. Обучение анализу эпизода. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?..» до слов «...упала на постель и закрыла лицо рука ми». В чем конфликт этого диалога? Как в речи и поведении героев проявляется их душевное состояние?
Присутствует ли автор в диалоге? Охарактеризуйте его позицию. Какими художественными средствами он пользуется для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в
романе в целом?
6. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «...с помощью бурь и дурных дорог» . Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением «Дума».

Индивидуальные задания
1. Определить роль пейзажа в главе «Бэла».
2. Проследить детали психологического портрета Максима Максимыча и объяснить их смысл.
3. Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев. Дать им оценку.

Вопросы и задания для обсуждения главы
«Максим Максимыч»
1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
3. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «...глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать конфликт и подтекст их диалога. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
4. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали в тексте 1 й и 2 й глав подчеркивают его положительные качества?

II. Печорин как представительпоколения

Итог урока
В образе Печорина Лермонтов рисует портрет своего поколения.
Герой показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания.
Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным.
Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в нем штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в этом образе, нужно понять душу героя, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эти за гадки поможет «Журнал Печорина».

Домашнее задание
Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча» или выполнить письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина. Выучить наизусть одно из
лермонтовских описаний природы Кавказа (10—15 строчек).

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению



Похожие статьи
 
Категории