Какие молодые деревца изобразил васнецов. Васнецов В

16.06.2019

Материалы для подготовки и проведения мероприятия.

1. Репродукции картины В.М. Васнецова: «Алёнушка» и эскизы к ней – этюд «Сидящая девочка» (1880) и «Пруд в Ахтырке» (1880).

2. Литература.

    Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999;

    Е.И. Кириченко. Русский стиль. – М.: Галарт, 1997.

    Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

    Жизнь животных. Т.6. Птицы. – М.: Просвещение, 1989.

    Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1991.

    Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

    Алан Пиз. Язык телодвижений. – Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Настрой

Звучит распевная русская народная мелодия. Учитель читает стихи.

Присела девочка на берегу пруда,
Коса распущена, оборвано платьишко,
Босые ноги леденит холодный камень,
На руки детские поникла голова…

Какая ж приключилась с ней беда?
Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
Иль потеряла братца-непоседу –
По лесу долго бегала, кричала,
Присела отдохнуть, а встать не может –
Тяжело горе, не дает подняться.

И лес притих. Умолкли птицы,
Осинки перестали трепетать,
Вода застыла – ни кругов, ни звука,
Все сторожит Аленушки покой.

2. Вводное слово учителя

Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины – «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван Царевич на сером волке» и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившихся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соответствующем художественным особенностям сказок и былин.
Но сегодня мы обратимся к произведению, которое сильнее всего отразило веру в благотворно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Это «Алёнушка».
Летом 1880 г. Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева, где начал писать этюды. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, – босоногая крестьянская девочка, сжавшись в комочек, сидит на камне у воды. За спиной ее – темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нем главного: образ Алёнушки, который возник в его воображении задолго до окончания работы.
Летом следующего, 1881 г., после многочисленных набросков и эскизов В.М. Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 г. в Москве и отправил на очередную Передвижную выставку. «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника», – писали о картине критики. Но никто не заметил того нового, что ввел Васнецов в русское искусство, создав «Алёнушку».

3. Постановка проблемы

Давайте же вместе постараемся ответить на вопрос: какое открытие совершил художник, написав полотно?

4. Организация работы в группах

Класс делится на группы: «Экологи», «Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая группа получает определенное задание на карточках (см. ниже) и приступает к работе.

5. Обсуждение итогов работы

Выступление «Экологов»

(При выполнение задания им предложено воспользоваться книгой «Растения и животные. Руководство для натуралиста», с. 57, 64, 66. )

Вопросы

1. Какие биоценозы изображены на картине? (Болото, пруд, на заднем плане – еловый лес. )

2. Почему пруд, а не речка, ручей? (Стоячая вода – нет движения, печаль, безысходность .)

3. Какие растения изображены на картине «Алёнушка»? (Рогоз узколистный, осока метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная сосенка), осина, ель .)

4. Какие растения изображены на эскизе «Пруд в Ахтырке»? (Березки, в воде – кувшинка белая .)

5. Почему художник заменил некоторые растения на основной картине? (Береза – символ света, добра, надежды, осина – символ скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. Темные ели – символ надвигающейся беды. )

6. Деревья на картине молодые или старые? Почему? (Молодые, такие же как и Алёнушка .)

7. Какое время года? (Начало осени – начали желтеть осины .)

8. Какое время суток? (Скорее всего вечер. Солнце едва видно .)

9. Какая погода? (Пасмурно. Грустно .)

Вывод. Природа тоскует вместе с Аленушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Вода темная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в темной воде будто оберегают Аленушку от неверного шага. Охраняют ее и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поется в народной песне: «Горе за мной идет, вослед грозит: «Порублю я, посеку все темные леса, а найду тебя, горемычную!»

Выступление «Орнитологов»

(Им было предложено ответить на вопрос: «Каких птиц изобразил художник на картине? Как вы думаете, почему?». )

Вопросы

1. Какой вид ласточек изображен на картине? Используйте «Биологический энциклопедический словарь», с. 312, статья «Ласточковые». (Судя по удлиненному туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, темному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена деревенская ласточка, или касатка .)

2. Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоемом? Используйте «Фауну мира. Птицы», с. 225, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоемов – речные долины, побережья озер, опушки лесов… Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…» Да, ласточки могут находится на дереве рядом с пресноводным водоемом. )

3. Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему? Можно ли по птицам определить время года? Используйте книгу «Жизнь животных. Птицы», с. 374, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4–6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов еще несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озер и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлет к местам зимовок». На картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда. Время года – конец лета, но еще не сентябрь .)

4. Еще раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы? (Из шести птиц четырех художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, цвиркают, здесь – скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчеркивают печаль Алёнушки. )

5. Почему именно ласточки, а не воробьи, вороны и т.д.? Используйте словарь В.Даля, возможно он вам поможет. (Художник не случайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. «Ласточка» – так ласково обращались на Руси к девушке. Просматривается и символизм в выборе, черно-белой птицы. Загадки про ласточку: «Белое – венчальное, черное – печальное.» «Свет бел, да люди черны.»

Выступление «Живописцев»

Вопросы

1. Какой колорит выбрал художник для картины? (Все оттенки зеленого, преимущественно темного цвета .)

2. Как вы думаете, почему? (Зеленый – цвет спокойствия и умиротворения .)

3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке? (Поместил изображение девушки на передний план; выделил цветом более яркое пятно сарафана .)

4. Какова общая композиция картины? (Передний план – Алёнушка и пруд, задний план – темное пятно леса и серое небо. )

5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось? (На эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – темно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном .)

Вывод. В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: «Ахти горе, тоска, печаль великая». Но светлое небо за темным лесом вселяет надежду в светлое будущее.

Выступление «Психологов»

(При выполнение задания им предложено воспользоваться книгой Аллана Пиза «Язык телодвижений», стр.104.)

Вопросы

1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)? (Дети вызывают естественное чувство жалости. Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это удел женщин .)

2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, положение рук, ног, прическу. (Голова склонилась на руки, волосы распущены – выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех .)

3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке? (Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная и ленивая – не может рукав зашить .)

4. Сравните эскиз к картине («Этюд сидящей девочки») и «Алёнушку». Что изменилось? (На эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду, погружена в себя. На эскизе у девочки почти новое темно-синее платье, на картине одежда сильно изношена. На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только темная гладь пруда. )

5. Почему художник внес эти изменения в картину? (Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней. )

Вывод. Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.

6. Выводы

Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя полотну «настроение трепетной скорби». Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи.

Сегодня на уроке мы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр!

7. Задание на дом

Попробуйте написать небольшое сочинение-впечатление о картине.

Людмила Загузина
Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Цели и задачи : Развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами.

Предварительная работа.

1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях .

2. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова (картинами "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке") ;

3. Знакомство с разными литературными жанрами : былины, стихи, пословицами.

Словарная работа :

палица, кольчуга, щит, шлем

Оборудование.

Репродукция картины В . Васнецова “ Богатыри” , отрывок из “Богатырской” симфонии А . Бородина, “Русские богатыри . Былины” в пересказе для детей И. Карнауховой, предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

Прогр. содер.

Познакомить детей с картиной В . М. Васнецова "Богатыри ";

Учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

Формировать умение видеть художественные средства создания образа;

Вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;

Воспитывать интерес к живописи

Ход занятия

Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие.

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне : светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Прошли столетия, и центром земли Русской стал город Киев. Там правил великий князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой , об их подвигах слагались сказки и былины.

Кто такие богатыри ?

Назовите имена богатырей , которых вы знаете?

С кем воевали богатыри и за что ?

Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок) .

Беседа по картине В . М. Васнецова «Богатыри » .

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри » . Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи . Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад . Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Все эти годы художник копил материал для картины : изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей , написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских . Много их было, богатырей , но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей , поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах , на празднично убранных конях.

Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри ? (ответы детей)

Чем они отличаются? (ответы детей)

Чем отличаются их кони? (ответы детей)

Когда Васнецов писал свою картину , он слушал музыку своих любимых композиторов : Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию " А. Бородина и полюбуемся картиной , заглянем в нее.

(звучит запись "Богатырской симфонии " А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

Какие разные богатыри , но их объединяет в картине одно . Как вы думаете, что? (ответы детей)

Готовность защищать Родину от врагов.

Кто изображён на картине художника Васнецова ?

Три богатыря .

Кто находится в центре картины ?

Илья Муромец.

богатырь .

В центре картины - крестьянский сын Илья-Муромец, самый старший и мудрый. Он восседает на черном коне, левой рукой придерживая поводья и копье, а правой прикрывая глаза от света. Обратите внимание, на его руке, приложенной ко лбу, висит булава - древнерусское оружие - утолщенный на конце железный жезл. Невероятно тяжелым должен быть он на самом деле. Но художник, подчеркивая мощь и силу Ильи Муромца, показывает, что богатырь как бы даже и не замечает его тяжести, пристально вглядываясь за горизонт.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена , наготове держит свой меч.

Кто справа от Ильи Муромца?

богатырей .

Справа самый юный витязь - Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела. Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

Куда смотрит каждый из богатырей ?

Что охраняют богатыри ?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь

Уздечка, стремена, седло.

богатырей

Физкультминутка

Богатырь , он таков : Показывают «силача» .

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри !

Продолжение беседы по картине «Богатыри » .

Вопросы :

1. Как одеты богатыри ?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям ?

Она защищала богатырей от ударов копья , стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей ?

Шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче , украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов .

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей ?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона , украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

За могучими спинами богатырей простирается привольный мир русской природы : широкие ковыльные степи, темные еловые и сосновые леса, мягко очерченные холмы и серые камни, воспетые в сказках и былинах. Гуляет по просторам ветер, ерошит конские гривы , и незыблемо стоят на пути врагов суровые воины.

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным :(ответы детей) . Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное , приподнятое настроение.

А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей . Опишите его. (ответы детей)

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей .

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие , какую-то грозность.

Сам Васнецов говорил о картине : "Картина моя - Добрыня , Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

Вот какая замечательная картина . В ней вся сила и доброта народа русского.

Вопросы :

Кто изображён на картине художника Васнецова ?

Три богатыря .

Кто находится в центре картины ?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь .

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей .

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей ?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри ?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь , лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила » .

Вижу я гонца-молодца,

Да что-то нет на нём лица…

Создание проблемной ситуации.

Гонец : Ох, ребятки, беда стряслася –

От ворогов земля сотряслася.

Напали чёрною тучею –

И взрослых, и детушек мучают.

Кто же землю нашу защитит?

От врага освободит?

А готовы ли вы, ребята, защитить нашу землю русскую? Тогда предстоят нам испытания великие. Готовы ли преодолеть их?

Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями ?

(дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

При "оживлении" - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит) .

Картина составляется на фоне бело-зеленой ширмы (облака, холмы) .

Земля чуть видимо курится.

Восходит первая заря

Остановились на границе

Три всадника богатыря .

Среди степей застыли кони

Благие русские края!

А наших дней из-под ладони

Не видно ль Муромец Илья?

Самостоятельная работа детей :

1группа – рисует портрет богатыря

2 группа – делает аппликацию

3группа - лепит

Ребята выполняют работу под песню «Богатырская сила » (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) .

ИТОГ. Наше занятие о русских богатырях подошла к концу , а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам , своим потомкам :

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.



Похожие статьи
 
Категории