Какие знаки в тональности си мажор. Почему квинтовый и почему круг? Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать

15.06.2019

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

Ключевые знаки – что это такое?

Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!

Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . Порядок бемоле й – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:

Сколько тональностей используется в музыке?

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

Из этих 30-ти тональностей :

2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре ля-диез миноре ) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре ) соответственно по 7 диезов и бемолей.

По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику , которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники . То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он – следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль , с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор .

Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа ) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор , ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

Заключение

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » . Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно . В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение . Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в , но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны , то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку. В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа). В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности. То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Таблица тональностей

Диезные



Бемольные


Как определить тональность произведения

Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:

  1. Посмотрите на ключевые знаки.
  2. Найдите в таблице.
  3. Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.

Существуют способы, упрощающие поиск:

  • Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.
  • Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.

Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.


Упражнения для закрепления

Определите тональность по ключевым знакам.

Мажор

Минор

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

  1. Cis minor 2. B minor 3. E minor

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3 , и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.


Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

  • Открываем программу Audacity


  • Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»


  • Выбираем необходимую аудиозапись
  • Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
  • Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»


  • Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.


  • Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»


Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.

Практическое учебное пособие.
Ориентировано на учеников уровня 2-3 класса ДМШ и выше.
Может использоваться в виде справочника.
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг)

Глава называется "Неиспользуемые тональности" не из-за того, что эти тональности не используются при игре, при игре используются все 12 тональностей (с точки зрения практики), а из-за того, что данные тональности, а точнее названия и ключевые знаки, как система организации, не используются ДЛЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКИ.

Ниже приведен список тональностей, которые не используются для записи музыки. Построить их теоретически, да и практически можно но не нужно. Не используют их по причине наличия большого количества знаков альтерации при ключе (более семи) с наличием дубль-диезов и дубль-бемолей, что затрудняет чтение нотного материала и просто нерационально.

Просто ради интереса я снабдил их иллюстрациями с ключевыми знаками альтерации

В левой колонке таблицы указаны названия тональностей, которые не используют. Далее идет список звуков, входящих в эти тональньости с заполнеными "Домами" (см, теорию Семи Домов. прим. автора) знаками альтерации. Заметьте наличие дубль-диезов и дубль-бемолей. Тоники выделены цветом. Потом идут параллельные тональности, часть из которых наклонным шрифтом. Это те тональности, которые используются, но с другими знаками альтерации.

Все это снабжено иллюстрациями ключевых знаков.

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
и их ключевые знаки альтерации
знаки альтерации кол-во знаков альтер. название тональности Дома с знаками альтерации параллельная тональность
C D E F G A H
9# ## # # ## # # # Си диез минор
8# # # # ## # # # Ми диез минор
10# ## # # ## ## # # соль минор
8b b b b b b b bb Ре бемоль минор
11# ## ## # ## ## # # ре минор
12# ## ## # ## ## ## # ля минор
11b b bb bb b b bb bb соль мажор
9b b b bb b b b bb ля мажор
10b b b bb b b bb bb ре мажор

Удачи в изучении.

Copyright Эллиот Крэйг.

Воспроизведение пособия или любой его части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора запрещено.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе "Обсуждение сайта".



Похожие статьи
 
Категории