Какой героический поступок совершил данко. Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М

03.11.2019

Данко - это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко - это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль - женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко - это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

Применение технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения

    Орг.момент

Чтобы трудности преодолевать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно! слайд 1

-Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

...................................................... слайд 2

-Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

-Думаю, что у вас все получится.

Фаза вызова.

-Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

-“Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! слайд 3

-Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

- Что такое подвиг? ( Героический самоотверженный поступок.)

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

слайд 3

-Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

-А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

(Конечно же, «Данко»). слайд 4

- Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

-Как будет звучать тема нашего урока?(Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

- Запишите число и тему в тетрадь.

- Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

-Итак ,мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО .Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока –дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла .

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

- Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

- Давайт е выясним, что называется легендой ? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

- Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

- Вывод : мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

- слайд 9 Итак, старуха- молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко , определите , что общег о в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

-Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2 олицетворения, метафоры, 3 – гипербола, сравнение.

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Гипербола

Сравнения

старый лес,

тяжёлая пора, каменные деревья,

крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса,

живой огонь.

ветер бил,

тени прыгали,

ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

болото разевало пасть,

зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

...............................

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец .

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

- слайд 13 Л.Н. Толстой говорил:«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

* слайд 14 Чтение учителем текста

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

- Нашелся осторожный человек . с. 87. И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени . Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил . Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

- слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени : "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

-Значит, герои живут среди нас

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

слайд 17

- Как итог Творческое задание : написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

-Домашнее задание. слайд 18

слайд 19

слай

Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

САМОАНАЛИЗ

Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

Цели и задачи урока.

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения : проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские.

Урок был поделен на три фазы .

1 фаза – вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

2 фаза – реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием – аналитическая беседа.

Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

3 фаза – рефлексия . На этом этапе главное – выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи – подвиг в их жизни.

На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

Цель урока была достигнута.

Подвиг Данко

Посвящается А.К.

Когда это было, никто и не вспомнит. Никто и не скажет, была ли это правда или так, сказка о невозможном.

Еще никогда не было так холодно в этом городе. Температура медленно тоненькой красной струйкой опускалась к сорока. На улице застыли ледяные фигуры деревьев. Они окунули свои грузные ветви в серебро и платину. Ветер срывал с них последний снег и кружил его хлопьями в печальном зимнем вальсе, швыряя его в лицо редким прохожим. Уже давно крепким сном спала природа, а в ее сердце расцветали ромашки. Зима никогда не вызывала в ней тоску и сожаление о прошедшем лете. Там, опьяненная запахом сирени, она гуляла по улицам российских городов, загорала на сером песке местных пляжей, находила друзей, которых волей судьбы больше не встретить, и без памяти любила очередного «единственного» мужчину, который, как и все, оставил после себя приятные воспоминания. Последняя капля лета допита, а впереди еще целый ящик шипучей и бурлящей жизни. Наверно…
Любила.
Летала. И оковы тяжелой шубы не могли удержать ее на земле. Ее глаза светились ярче и теплее, чем в небе одинокое и тусклое солнце. Она смеялась громче и звонче, чем задорные ручьи весной. И совсем, совсем не было холодно. Где-то внутри пульсировало то, что согревало ее. В конце сентября он неосторожно чиркнул спичкой и поднес ее близко к огнеопасному сердцу, и оно взорвалось чувством. Теперь для нее жизнь заключалась лишь в коротких встречах, недолгих разговорах. На вечер их дороги пересекались, и вновь расходились в разных направлениях.
Только в его глазах она видела Космос, куда желала улететь, закрывшись с ним в комнате. Звезды меркли в сравнении с тем блеском, которым горели ее глаза, когда он был рядом. Просто рядом, плечо к плечу. И не скрыть смущения, когда разговор прерывался вдруг томительным молчанием. И какой была глупой фраза, нарушившая тишину.
И совсем не было ничего общего. Трудно было подобрать слова, чтобы вести заинтересованный диалог. КВН, КК, спорт, музыка, машины, математика, хотя она в ней ни черта не понимала, весь мир - это то, о чем они могли бы поговорить, но так сложно... Может, потому, что между ними было что-то большее, чем общая тема для обсуждения? Любовь…
А вокруг нее, как огромный айсберг, замерз город. Вставал транспорт. Автомобили выпрыгивали в тулупы, совершали сложные поддержки, и сливались в страстном поцелуе на обледенелых шоссе. Температура на градуснике падала с каждым днем. Люди наблюдали за всем этими бесчинства природы через стекло своего автомобиля, или уютного кафе, или взирали на все это из своего рабочего кабинета. Но носа никто на улицу не осмеливался показать лишний раз без особого повода.
А ей было все равно. Она гуляла по центральным улицам, про себя сочиняя стихи, представляя сцены признанья, поцелуя… и что-то волнующее щекотало внизу живота.
Он, как и все, завернувшись по глубже в куртку и изредка доставая руки из карманов, чтобы согреть их дыханьем, торопился прильнуть к печке в маршрутке, к обогревателю дома. Надеялся на потепление погоды, чтобы отправиться покорять склоны Хабаровского. Готовился сдать дискретку, как всегда на отлично.
И вдруг…
-Люблю.
Он отвел глаза и промолчал.
-Ты мне нравишься! – повысила она голос.
Он улыбнулся.
-Я хочу докричаться до тебя. Хочу согреть твой лед.
Теперь манящий, прекрасный холод его глаз стал понятен как никогда. Обычное равнодушие, присыпанное снегом и покрытое коркой толстого льда. Она стояла, смотрела на него без слез, не готовая к разочарованию и ждала ответа. Ждала хоть слова.
- Безрассудный поступок тебе признаться, не правда ли, но так мне будет в два раза легче, даже если я услышу: "Нет".
Он внимательно изучал снег, скопившийся на его ботинках.
- О чем твое молчание? О том, что ничего быть не может, ты ничего не хочешь, не хочешь меня расстраивать, или тебя так переполняют чувства, что тебе трудно даже дышать?
В ответ лишь короткая улыбка кому-то в сторону.
-Ты мне нужен, - я посмотрела в окно. А там еще сильнее повалил снег. Ветер подгонял заблудших людей. Неоновые огни магазинов не горели. Город стал бледным, унылым за эти дни, словно больной, ожидающий операции. Температура стала критической для этой полосы местности. Севернее такой погодой ребенка не испугаешь. Какие там, наверное, люди сильные и смелые духом…
По радио объявили, что произошла авария, старые, новые трубы не выдержали низкой температуры и взорвались. Город полностью лишился отопления. ЖЭК и лично губернатор в ближайшее время обещают исправить ситуацию. Последний так сам, наверное, возьмется за ремонт. Вдруг сразу все ожили, затрещали, как вернувшиеся с юга птицы. Только что-то из рода вон выходящее может встрепенуть людей и оторвать их от своих дел. Перспектива ходить по улице и спать в одном и том же не радовала никого.
Да, даже в наш век высоких технологий мы не можем противостоять природе, и никогда не найдем столько сил.
Он возмутился: «Теперь придется обогреватель еще один покупать. Кто знает, когда там отремонтируют. Все перемрут, пока тепла дождутся, » - посмотрел на свою собеседницу, ожидая поддержки.
- У меня есть сломанный. Мне хватит, - дотронулась она ладонью до разрисованного кружевами окна, - От этого холода не замерзнешь…
- Ты о чем? – нахмурился молодой человек.
- Да так. Мысли в слух.
- Ты никогда не дружила с рассудком, - он улыбнулся.
- Мне нравиться, когда ты улыбаешься, - тихо сказала девушка. Только в эти мгновения ей казалось, что он тоже может гореть.
Но его многозначительное молчание обжигало льдом надежду. В сердце закрадывалась пугающая пустота, которая постепенно превращала в жесткого, в чем -то грубого, рассудительного человека. Она не могла и не хотела, быть такой. Касание покраснелой щеки не воспламенит огонь в глазах.
- Хочешь, все измениться? Станет тепло…как летом в июле. Все в секунду растает, побежит водой по тротуарам, - она говорила быстро с перерывами, едва успевая сглатывать слюну. - Ты согреешься, люди…Только будет жарко, очень жарко…Ты будешь пить, пить, но вода не спасет тебя. Везде ты будешь искать прохлады…с нетерпеньем ждать ливня, чтобы на мгновенье охладиться.
- Пар костей не ломит. Брр…ноги замерзли.
Девушка посмотрела в любимые глаза, в них все также тонул свет, как в черных дырах. Он стоял неподвижно, напротив нее. Такой же немой и слепой. Она жалела, что не обладает телепатическим даром. Может, сейчас он признавался ей в своих чувствах… Усмехнулась, отвернулась, пошла быстрым шагом к выходу, куда-то, где меркли все тени.
- Зачем мне одной его невыносимый огонь? – говорила она с пустотой. - Он меня осушает изнутри, лишает свободы чувств и действий, даря взамен… счастье? Счастье любить, надеяться, верить. Летать не в мечтах! А когда идешь куда-нибудь, сидишь где-нибудь... неважно. Тело в миг становиться легким и, как воздушный шарик, стремительно отрывается от земли! Ты не любишь? Бывает…пусть хоть сейчас моя любовь обогреет тебя. Вместе с тобой еще сотни и тысячи людей. Вот оно сердце! В ладонях сжимается от внешнего холода и вновь наливается алой кровью. Видел бы ты, как оно сейчас светится, ярче солнца палящего. Чувствовал бы ты, его жар, обжигающий.
Девушка не плакала. Боль покинула ее. Она судорожно пульсировала в худеньких ручках.
Под ногами появился асфальт. На теле выступила испарина. Она обернулась, а на деревьях уже набухли почки. Изумленные люди стягивали с себя пестрые шапки, шарфы. Не прошло и пяти минут, как все забыли о зиме и еще некогда их волновавшем вопросе об отоплении.
Он вышел на улицу: «Классная погода!» – и улыбнулся.

Дата публикации: 26.08.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Применение технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы - фронтальная и парная.
Методы обучения

    Орг.момент

Чтобы трудности преодолевать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно! слайд 1

-Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

Слайд 2

-Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

-Думаю, что у вас все получится.

Фаза вызова.

-Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

-"Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! " слайд 3

-Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

- Что такое подвиг? (Героический самоотверженный поступок.)

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

-Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

-А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

(Конечно же, «Данко»). слайд 4

- Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

-Как будет звучать тема нашего урока? (Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

- Запишите число и тему в тетрадь.

- Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

-Итак , мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко - подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока -дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла.

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев - сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

- Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

Давайте выясним, что называется легендой? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

- Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

Вывод: мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

Слайд 9 Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды - библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко, определите, что общего в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

-Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2- олицетворения, метафоры, 3 - гипербола, сравнение.

Олицетворения

Метафоры

Гипербола

Сравнения

старый лес,

тяжёлая пора, каменные деревья,

крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса,

живой огонь.

ветер бил,

тени прыгали,

ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

болото разевало пасть,

зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

...............................

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец.

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

Слайд 13Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

* слайд 14 Чтение учителем текста

Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

Нашелся осторожный человек. с. 87. И, "боясь чего-то", наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот "осторожный человек"? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который "жил-дрожал и умирал-дрожал". Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

- Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

Слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

Значит, герои живут среди нас

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко - подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

- Как итог Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово "Данко".

Домашнее задание. слайд 18

Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям - это и будет нашим маленьким подвигом.

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые - всегда смелы.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

САМОАНАЛИЗ

Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

Цели и задачи урока.

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы - фронтальная и парная.
Методы обучения : проблемно - сообщающие, частично - поисковые, исследовательские.

Урок был поделен на три фазы .

1 фаза - вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

2 фаза - реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием - аналитическая беседа.

Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

3 фаза - рефлексия . На этом этапе главное - выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи - подвиг в их жизни.

На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

Цель урока была достигнута.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

    Меня всегда воодушевлял Данко... Может, потому что у меня было такое детство, такие книги, а в обществе такие идеалы... Для меня поступок Данко, безусловно, подвиг, потому что он не ждал от людей ни признания, ни благодарности. Как бы высокопарно это ни прозвучало, он любил людей и не думал, что совершает подвиг или самопожертвование. Он не видел другого выхода для своего народа и не умел помочь иначе.
    А "осторожный человек"... он тоже не умеет жить иначе: осторожно, как бы чего не вышло, лучше синица в руке... А потом, рядом с такими, как Данко, непросто: надо соответствовать. А вдруг кто-нибудь, увидев горящее сердце Данко, поднимет его (и в прямом, и в переносном смысле: подхватит эстафету)? Тогда опять - трудный путь, борьба, необходимость тянуться, соответствовать...
    В любое время есть подобные Данко, и "осторожные" люди. Первых всегда очень мало, а вторых - много. Но именно Данко, Прометей двигают человечестсво вперёд. Не каждый подвиг так ярок, несомненен, как подвиг Данко. Остаться верным себе, своим принципам, совести - тоже подвиг, он тоже двигает вперёд и тебя, и того, кто в этот момент рядом с тобой.

    Ответить Удалить
  1. Для меня поступок Данко безусловно мужественный и продуманный, потому что в наше время можно очень редко найти настоящего Героя (именно с большой буквы!). Ведь не все люди способны взять на себя такую ответственность, как взял Данко. Этого юношу действительно можно назвать героем, ведущего за собой много людей, доверяющих ему. Однако поступок с сердцем меня поразил, я не ожидала такого поворота событий.
    " Осторожный человек"... На мой взгляд "осторожный человек" - это тот, кто всегда не хочет делать или боится делать что - то лишнее или большее. Он идёт по лёгкому пути, дабы не сделать промах. И таких людей, к сожалению, больше.
    Думаю, что в нашем мире не помешало бы побольше таких доблестных людей, как Данко. Пусть их будет немного, но они будут служить прототипом для ещё робких и несмелых молодых людей и девушек

    Ответить Удалить
  2. Я считаю, что Данко поступил, как настоящий человек!
    Люди так бы и остались жить в лесу и погибали, если бы не этот смельчак, герой. Данко повёл их, несмотря на злобные намерения с их стороны. Мужчина их любил, был готов на всё, чтобы их спасти. А эти люди повели себя, как маленькие избалованные дети. Кульминация рассказа меня поразила. Я не думала, что Данко будет вырывать своё сердце. Он сделал это для людей, осветил своим сердцем путь. Вывел их из леса - спас им жизнь. Я думаю он умер, понимая, что справился с задачей и навсегда уснул со спокойной душой. Все люди были рады тому. что они выбрались, но врядли хоть один поблагодарил за это Данко, ведь они даже не заметили как герой умер... Не понимаю, почему "Осторожный человек" повёл себя так. Он решил просто забыть своего спасителя? Или испугался? Если бы я встретила человека. похожего на Данко, то обязательно пожала бы ему руку. Таких людей, героев нужно знать в лицо, а не растаптывать все воспоминания о них, как простую грязь. То же произошло с сердцем Данко...

    Ответить Удалить
  3. Я думаю, что Данко поступил благородно, он умел любить людей. Его отношение к людям достойно подражания. Любовь не единственная добродетель, которую имел Данко. Потому его сердце так ярко горело - так автор говорит о любви. Он еще и верил в то, что ему удастся то, что он задумал. Без веры его любовь и поступок были бы бесплодны.
    Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком» , решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… »
    Для меня поступок Данко- подвиг. Я считаю, что такие люди, как Данко должны быть в современном мире, они будут служить хорошим примером для других людей.

    Ответить Удалить
  4. (Работа Савельева Никиты)
    Мне поступок Данко, безусловно, показался мужественным и отважным. То был человек необычайной храбрости и смелости, сумевший повести за собой народ. И даже тогда, когда надежда, казалось, угасла, Данко не испугался смерти и вырвал сердце из своей груди. Что же касается человека, раздавившего сердце, то, на мой взгляд, этот поступок- не больше чем испуг храбрости благороднейшего сердца Данко.
    В современном мире такие люди, как Данко, конечно, нужны. Таких людей, заставляющих других идти за собой, сейчас очень мало.

    Ответить Удалить
  5. Для меня поступок Данко, это что-то удивительное, вдохновляющее. Ведь в наше время не осталось таких людей... Готовых самопожертвовать ради общего блага. А "осторожных людей" в нашем мире великое множество.
    Я думаю, что "осторожный человек" испугался чего-то нового, не такого как все. Думаю, что этот человек боялся перемен, боялся и самого Данко.
    И, безусловно в нашем мире критически не хватает таких людей. Многие готовы повести за собой общество, вот только не ради их блага, а для соей же выгоды. Данко вырвал свое сердце, не для того что бы осветить путь себе, и спастись самому. Он сделал это ради других. Не многие в наше время способны на это.

    Ответить Удалить
  6. От Прокаевой Александры
    Мне кажется,что поступок Данко достоин уважения,ведь не каждый человек в нашем коварном мире,смог бы так поступить,только из чистой любви к людям!Этот человек был необычайно смел и сумел повести за собой такое количество людей.Когда,казалось,надежда угасла Данко вырвал сердце из своей груди,дабы доказать свою любовь и преданность!Но неблагодарные люди,восприняли это не как подвиг,а как чудо.Они бы не пошли за ним и не стали бы его слушать,не сделав он такой удивительный,но в то же время рискованный шаг!я думаю "осторожный человек"испугался Данко.Он боялся опасности,исходящей от еще живого сердца Данки.Этот человек не хотел чтобы на остальных людей повлиял этот поступок.
    Мне кажется,поступок Данко,достоин уважения.Для меня он-герой.Я бы хотела видеть в наше время таких людей...чтобы любили бескорыстно и старались для блага общества!!!

    Ответить Удалить
  7. Поступок Данко, безусловно героический и по моему мнению таких как он сейчас очень не хватает. Он смог повести за собой отчаявшихся людей и даже их злость и гнев не смогли затмить того желания, той цели помочь им, ради которой Данко их и повел. Данко пожертвовал ради этих людей собой. Он
    вырвал сердце из груди дабы развеять тот страх, зародившийся в сердцах и умах этого племени. А что человек "осторожный"? Такой человек боится и не доверяет таким как Данко. А Данко - человек чести. Он взялся за это не легкое дело, и он закончил его ни смотря ни на что.

    Ответить Удалить
  8. Поступок Данко был мужественным, он поступил как человек. Все в лесу просто погибли бы если не Данко. Он не испугался смерти. Меня очень впечатлил этот поступок. Осторожный человек бриться сделать что-то не осторожное, то есть он идет прямо, только по своей безопасной тропки. Конечно же в наше время очень нужны такие люди, но к сожалению чем больше век, тем меньше таких людей

    Ответить Удалить
  9. Я считаю, что поступок Данко очень смелый, сильный и героический. Не каждый сможет пойти на самопожертвование ради спасения других людей, и стать героем. Я уважительно отношусь к нему. А что касается человека, который уничтожил сердце, то он боится спасительного поступка. Данко это человек, который умеет сдерживать обещания данные себе. Поставил цель, и достиг ее любой ценой.

    Ответить Удалить
  10. Я считаю, что поступок Данко был благородным, отважным и храбрым. Этот поступок достоин настоящего мужчины. В наше время осталось мало таких сильных и отважных людей. Такие люди- это идеалы современного общества. Осторожный человек испугался той силы, которая исходит из сердца Данко. Он поступил мерзко и ужасно, наступив на это сердце. Я считаю, что таких людей, как Данко, очень не хватает в современном мире.

    Ответить Удалить
  11. Данко поступил, как истинный патриот своего народа, как человек, который не пал духом в трудную минуту, который сохранил оптимизм и надежду на спасение, как человек, который вселил эту надежду в сердца окружающих его людей, пожертвовав собой ради общего блага. По моему мнению, это благородный поступок.
    Для достижения цели Данко и его народ приложили очень много усилий. Преодолеть сложный путь было наиболее трудно народу, который ослаб от дум. "Осторожный человек" - типичный представитель этого народа. Он побоялся дальнейших трудностей, поэтому просто "наступил на гордое сердце ногой...".
    Я считаю, что такие, как Данко, просто необходимы в современном мире, так как они смогли бы открывать новые горизонты, преодолевать все препятствия, вести за собой людей, быть в ответе за свои действия, в общем, быть лидерами и патриотами. Иначе без лидеров и патриотов общество не будет прогрессировать.

    Ответить Удалить
  12. (Работа Тани Мокеевой)
    Мне очень нравиться этот герой. Данко смелый и мужественный как и его поступок. Ведь несмотря на то что люди посреди пути озверели и хотели убить его, Данко еще больше воспарилось желание помочь этим людями и вывести их из этого страшного леса.Разорвать грудь и вытащить от туда сердце ради народа ни каждый осмелиться и тем более устоять против такого огромного влияния народа на Данко.

    Ответить Удалить
  13. Поступок Данко – отважный и смелый. Не каждый человек согласится на это. Он у мел любить и ценить людей. Несмотря на то что люди посреди пути озверели и хотели убить его Данко еще больше воспарилось желание помочь этим людям и вывести их из этго страшного леса. Он верил в людей, верил в себя. Ведь ради народа Данко жертвует своим сердцем.
    В этом произведении ярко выражены протестующие против Данко люди. Они испугались лишних опасностей. Они сидели «сложа руки», ничего не делая для спасения.
    Для меня «осторожные люди» - это те люди, которые хотят избежать проблемы и неприятности. В наше время очень много «осторожных людей», это очень плохо. В наше время не хватает у людей таких качеств, как отвага, храбрость и любовь к людям, которое есть у Данко.

    Ответить Удалить
  14. От Ивана Шацкого.
    Данко проявил высшую степень героизма и любви к людям. Данный герой достоин памяти и восхищения. Он пожертвовал самим дорогим-собственной жизнью. Данко вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить людям тёмный путь в непроходимом глухом лесу. Он спас людей.
    Такие люди, как Данко, очень нужны в современном мире, чтобы напомнить людям о силе добра и любви.

    Ответить Удалить
  15. 1)Я считаю, что Данко совершил очень самоотверженный и храбрый поступок. Он повел людей, но люди испугались опасного пути и начали винить во всех бедах, единственного, кто попытался спасти их. Они боялись любых трудностей и пытались убить его, найдя в нем виновника всех проблем. Но Данко все равно любил людей, ему было жалко их, и он пожертвовал своей жизнью ради таких как они. Далеко не каждый смог бы пожертвовать самим собой не то чтобы ради тех, кто считал его своим врагом, но даже ради близкого человека.
    2)Я считаю, что этот осторожный человек раздавил сердце Данко из-за того, что оно делало людей бесстрашными перед любыми трудностями. Данко был единственным человеком, который мог повести за собой народ и мог он это благодаря своему сердцу, но осторожный человек больше не хотел подобных долгих путей и своим поступком перечеркнул всякую попытку на моральное совершенствование их народа.
    3)Такие как Данко всегда будут необходимы обществу. Таких людей единицы, а людей, подобных этому народу в миллионы раз больше. И чем дальше, тем хуже. Сейчас уже не найдешь человека, способного не только преодолевать все трудности, но и помогать преодолевать их другим даже ценой собственной жизни.

    Ответить Удалить
  16. От Алены Дементьевой.
    Я считаю что Данко это человек с большой буквы. Он смог пробудить в людях веру в себя. Даже когда люди ополчились против него, он не терял веры не в себя, не в людях. Он единственный кто смог поставить жителей на верный путь и помочь им бороться за жизнь, которую они хотят. Данко это человек который может помочь людям и сделает всё для того что бы люди не сдавались и не переставали верить в свои силы.
    Мне кажется что "осторожный человек" боялся той силы которая исходила от этого сердца. И чтобы вдруг, что не вышло он решил наступить на него, что бы эта сила не перешла другому человеку. Таких людей как Данко крайне не хватает в современном мире, которые могли бы помочь людям и быть морально сильными для того что бы направить людей на верный путь. Он может преодолеть все невзгоды и трудности которые встретятся у него на пути.

    Ответить Удалить
  17. Я считаю, что Данко совершил правильный, ответственный и очень храбрый поступок. Не каждый человек способен отдать свою жизнь ради других. Даже когда люди озверели и пытались убить Данко, он не сдался и продолжал дальше вести этих людей, я не представляю насколько был Данко силен не только духовно, но и физически.
    Мне кажется что этот человек побоялся, что в его сердце была такая могущественная сила, что она могла бы передаться другим людям. А что касается современного мира, то в нашем мире осталось очень мало таких людей как Данко, таких же храбрых, ответственных и любящих людей, не смотрящих на все невзгоды, готовых пожертвовать всем что есть ради спасения других жизней.

    Ответить Удалить
  18. От Арины Коржиковой.
    Я считаю, что Данко совершил очень смелый и отважный поступок, ведь только он не побоялся пройти через дремучий лес и пожертвовать собой ради спасения других людей. Данко не ждал от людей благодарности и своим добрым сердцем освещал им путь.
    "Осторожный человек" побоялся за свою жизнь и не стал ею рисковать, именно поэтому многие люди и погибли на том болоте.
    Конечно же и в наше время есть такие люди как Данко, только их очень мало по сравнению с "осторожными людьми". Ведь в наше время почти каждый человек боится сказать что-то лишнее, неуместное, и сделать первый шаг к чему-то доброму и светлому.

    Ответить Удалить
  19. Я считаю, что Данко совершил поступок на который способен только настоящий человек. Только настоящий, смелый человек способен пожертвовать собой ради других людей. Данко совершил этот поступок, прежде всего, не для себя и не для своей славы, а ради своей чести и ради людей.
    "Осторожный человек" в тот момент не думал о людях, он думал о себе. Если бы он подумал в тот момент не о себе, то многие люди остались бы в живых.

    Всем сердцем я хочу, чтобы в наше время было большое количество людей способных на такой поступок, как Данко.К моему большому сожалению, я уверена, что каждый третий человек в наше время - осторожный человек.

    Ответить Удалить
  20. От Яны Матросовой.

    Для меня поступок Данко – самый настоящий подвиг. Я думаю, что Данко - смелый и отважный юноша, ведь не каждый сможет повести за собой огромное количество людей, взяв на себя ответственность за их жизни, пожертвовать собой ради людей, которых он толком то и не знал, причем не требуя ничего взамен. Далеко немногие способны на такой поступок, порой кажется, что таких людей в современном мире просто не осталось. Такая личность как Данко — редкая в наше время. У героя горячая любовь к окружающим, которая помогла ему довести людей до цели, не смотря ни на что, он закончил начатое дело до конца, не оставил этих людей одних, беспомощных в этом ужасном лесу, он любил людей и ничто не могло прервать эту веру в людей и в любовь в их сердцах. Именно его безмерная любовь к людям дала Данко свежую силу и энергию.
    А "Осторожный человек" - это полная противоположность Данко. Этот человек в первую очередь боялся за свою жизнь, ему было все равно на остальных, он действовал лишь в своих интересах, стараясь выжить в этом жестоком мире, хоть и не честными способами.
    Я думаю, что в нашем мире не помешало бы побольше таких смелых и доблестных людей, как Данко, чтобы они могли показать пример будущему поколению.Ответить Удалить

    (Работа Васи Львова)
    Поступок Данко очень благороден, ведь он понимал, что их может ожидать. После долгих скитаний по лесу, люди с каждым шагом переставали верить в Данко. Потому что они могли только винить его, а самим им было страшно идти без человека, который был уверен в том, что они выберутся. Но когда он заметил, что дух людей ослаб и они были готовы наброситься на него, то Данко с грустью смотрел на них, от того его очи светились ещё ярче,и люди начинали думать, что Данко сердиться на них за измену, и думали что он будет им сопротивляться до последнего. Но произошло нечто другое, Данко своими руками разорвал себе грудь и вырвал из нее сердце, показав свою смелость и желание спасти их. Данко повёл их через тёмный, страшный лес. И вскоре они выбрались из него. Когда они вышли на поляну Данко был рад, что он смог исполнить свой долг, своё желание спасти тех людей. Но как оказалось на самом деле люди были не достойны помощи Данко, который спас их жизни от гибели. Один осторожный человек заметил гордое сердце Данко и этот человек в страхе наступил на него, он больше не хотел трудных путей и поступив так, осторожный человек лишил возможности своего народа совершенствоваться в духовном аспекте. Люди были жестоки к Данко, они не старались ему помочь, они пытались спасти лишь себя и такие люди врятли кому- либо смогут помочь. А вот такие люди, как Данко, достойны намного большего, чем погибать за тех, кто этого не достоин! Такие люди всегда будут нужны нашему трусливому и безответственному обществу.

    Ответить Удалить
  21. Влад Клепиков. Сочинение на тему «Легенда о Данко».

    Данко живет в племени, члены которого - веселые, сильные и смелые люди. Они живут в удачном месте, где красивая природа, не зная бед и печалей. Однажды пришли чужие племена и прогнали это племя в глубь леса. Для племени Данко наступают тяжелые времена. Люди гибнут один за другим, плачут жены и дети, отцы задумались и впали в тоску. Они попали в безвыходное положение. И вот однажды появился Данко - сильный, смелый и душой и телом. И он стремился спасти их. И он верил, что впереди есть прекрасные места, где может поселиться их племя. Он говорил им, что тратить силы на думу и тоску бесполезно. Недаром ведь говорят, что под лежачий камень вода не потечет. Он говорил им: "Все на свете имеет конец. Идемте. Ну. Гей.
    И люди поверили в молодого героя и пошли за ним. Путь был очень трудным. И люди, пройдя много дебрей, потеряв много соплеменников и не видя результата, стали терять веру и надежду на хорошее будущее.И тогда они задумали убить своего лидера, за то, что он не смог вывести их из леса, что он молод и неопытен и напрасно взялся за это дело. Но Данко несмотря на то, что люди неблагодарны, все же решает спасти их. И вот, наконец, он вывел людей из леса и привел их на свободную землю, Его племя продолжала жить, а сам Данко умер. Люди прошли мимо него и побежали вперед навстречу солнцу и свету, позабыв о Данко. Данко, несомненно, герой. Мне очень понравилась легенда о Данко, но я все же считаю ее несправедливой. В первую очередь, меня удивила неблагодарность людей, захотевших сначала убить Данко, а впоследствии, когда Данко умер, прошедших мимо него.Ответить Удалить



Похожие статьи
 
Категории