Какой из законов не относится к диалектическим. Диалектика и законы диалектики

11.10.2019

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом, и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.



Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон – ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое рассудочное мышление – метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом с многообразием.



Родоначальник диалектики противоречий – Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Гегеля. По Гегелю каждый предмет обладает двумя главными качествами – сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нём есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит – к дви­жению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон позна­ния (и закон объективного мира) – В. И. Ленин.

Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров, и пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона – основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры – «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в дви­жении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие – значит понять, как оно развивается и разрешается.

Переход количественных изменений в качественные – один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что накопление постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент неизбежно приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об­щества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от других метафизических концепций, сводящих движение и развитие к только количественным изменениям без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания – физике, химии, биологии и других, а также всемирно-исторический опыт со­циальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) – только количественными. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность – в форме количественного изменения. Марксизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и левых ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные противоположно идеалистическому. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и другие законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем – в природе. Марксистская философия рассматривала этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики.

Диалектика и её основные законы.

    Понятия диалектики: объективная и субъективная диалектика. Связь и развитие- основные принципы диалектики. Понятие закона.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон отрицания.

Диалектика в переводе с древнегреческого означает- вести беседу, спор, рассуждения. С развитием философии, науки и практики изменилось содержание и предмета философии. Понятие диалектика ввел Сократ, который обозначил им искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой логический метод, с помощью которого осуществляется познание мира идей. Гераклит (античный философ) считал диалектикой развитие предмето-чувственного мира природы по объективным законам, на основе единства и борьбы противоположностей. Школа софистов придавала диалектике дурной оттенок. Они стремились представить несущественные признаки предмета за существенные и наоборот. Гегель понимал под диалектикой учение о развитии духа. Современная философия понимает под диалектикой учение о всеобщей связи и развитии предметов природы, общества и человека. Современная философия признает существование объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика- связь и развитие, царящие в обществе и природе (не связана с сознанием человека). Субъективная диалектика- учение о развитии связей предметов и явлений материального мира, т.е. она существует в сознании человека. Поэтому субъективная диалектика- есть отражение объективной диалектики в сознании человека. Основные принципы диалектики:

    Принцип всеобщей связи.

    Принцип развития.

В мире нет ни одного явления обособленного от других. Любой предмет- это звено в бесконечной цепи, соединённой отношениями. Бесконечная цепь объединяет все явления и предметы мира в единое целое- связь носит универсальный характер. В неорганической природе существуют механическая, физическая и химическая связи между явлениями, а также полевые связи. В живой природе существуют межвидовые биологические связи. Существуют бесконечно разнообразные связи между людьми, государством, народами, нациями, семьями. Связь- это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Любая связь имеет свое основание- это материя, объективная реальность. Благодаря этому и возможна любая связь. Но философия изучает не все бесконечное многообразие связей в мире, ее интересуют такие связи, как единичное и общее, возможное и действительное, необходимое и случайное, между формой и содержанием, между сущностью и явлением. Знание принципов связи имеет большое практическое значение. Игнорирование связи и взаимодействия пагубно сказывается в природных процессах: вырубка лесов, обмеление рек, ухудшение здоровья человека. Предметы находятся не только в единстве, но и в развитии. Развитие- это определенно-направленное изменение объекта к новому качеству:

    Развитие- это необратимый процесс: через одно и тоже состояние проходит все однажды.

    развитие- это противоречивый процесс, в нем уничтожаются старые качества и одновременно распознаются новые.

    развитие- это процесс, в котором накапливается качественные изменения, который приводят к гибели старого предмета и рождения нового.

    развитие- это закономерный процесс, в основе которого лежит изменение внутренней сущности объекта, которая носит необратимый характер.

Развитие включает 2 направления: прогресс и регресс. Прогресс- это изменение явления к новому качеству, превосходящему старое.

Регрес с- это изменение явления, ведущее к деградации. Альтернативой диалектики явл адиалектика, которая существует в форме релятивизма, догматизма, софистики и эклиптики. Релятивизм - это адиалектический способ мышления, который преувеличивает изменчивость наших знаний и отрицает в них момент устойчивости. Релятивизм опасен для практики, он ведет к разрыву связей в обществе.

Догматизм – это адиалектический способ мышления, который преувеличивает устойчивость наших знаний и отрицает их изменчивость. Он также опасен для практики, ибо стоит за сохранение всего старого, мешает прогрессу.

Софистика- это адиалектический способ мышления, основанный на подмене понятий: он выдает несуществующие признаки явления за существующие, уводя человека от истины.

Эклиптика- адиалектический способ мышления, основанный на бес принципиальном соединении элементов диалектики и адиалектики, материализма и идеализма.

Практика и наука убеждают нас в том, что в мире существует порядок. Вселенная имеет кодекс своих законов, явления в мире развиваются закономерно. В философии нет единого мнения о источнике законов:

    объективные идеалисты(Платон, Гегель) видят источник закона в мировом разуме и мире идей. Мировой разум вносит порядок в природу и общество.

    субьективные идиалисты(Беркли, Кант, Мах) рассматривают источник законов в сознании человека, который вносит в природу и общество закономерный порядок.

    с точки зрения религиозной философии(патристика, схоластика, неотомизм) источник законов находится в боге, который вносит порядок в мир природы и общества- это провиденциализм.

    с точки зрения диалектического материализма философии, источник законов находится в самом материалистическом мире, а именно во взаимодействии явлений друг с другом, которые согласно эффекту сборки, образуют некую независимую тенденцию- закон.

Законы - это объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи между явлениями, которые вырожают направленность их развития.

Признаки:

    закон- это обьективная связь, которую чел не может отменить по своей воле.

    закон- это существующая внутренняя связью.

    закон- это необходимая связь, без которой явление существовать не может.

    закон- это повторяющаяся общая связь, просматривующаяся во множестве явлений.

Современная философия и наука разделяют закон на динамический и статистический.

Динамический закон - это такая форма причинна следственной связи, прикоторой начальное состояние однозначно определяет ее конечное состояние(в природе).

Статистический закон - это такая форма связи, которая выявляет тенденцию в массе случайных явлений и характеризует их как целое.

Эти законы господствуют в обществе. Законы классифицируются по сфере их действия. На основе данного критерия выделяют 3 типа:

    универсальные законы- это те, которым подчиняются все явления материального и духовного мира. Это законы диалектики.

    частные законы- это те, которым в своем развитии подчиняются большие группы явлений. Законы движения материи(механические, физические, химические).

    спицефические законы- это те, которым подчиняются отдельные явления.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как происходит развитие и скрывает его общий механизм. Содержание этого закона раскрывается с помощью таких философских категорий как: качество, количество, свойства, мера, скачек. В материальном мире существует бесконечное множество явлений, которые отличаются по своему качеству.

Качество - это внутренняя определенность предметов, которая отличает их.

Признаки:

    оно обьективно, изменчиво, относительно.

    качество определяется внутренней структурой явлений

    качество соотносится с конечностью вещи. Оно тождественно с нею, так как за пределами его лежит другое качество.

    качество всякого явления обнаруживается в единстве его свойств.

Свойство - это способность проявления определенной стороны качества объекта при его взаимодействии с другими телами .

Свойства во многом зависят от того объекта, с которым взаимодействует. Свойство предметов не только проявляется, но и изменяется в зависимости от характера отношения явлений в процессе взаимосвязей с другими предметами, обнаруживая многообразие своих свойств. Явления отмечается и по коллективным признакам.

Количество –это внешняя сторона объекта, характеризующая его пространственно временные признаки и степень интенсивности развития.

Количество менее чем качество связанно с существованием явления: можно на сотни градусов повышать температуру металлов, но они не изменять своего качества, но изменят количество.

Мера - это такое отношение количества и качества, при котором количественное изменение не вызывает качественных.

Мера это барьер. Все в мире имеет свою меру, т.е. гармонию между количеством и качеством. Данный закон показывает, что количество и качество в явлении существуют в единстве и развитии. Количественные изменения, переходя границу меры, приводят к качественным изменениям явлений, в этот момент старое качество заменяется новым и происходит развития, обновления существующего. Этот закон показывает, что качественные изменения порождают новые количественные параметры. Переход количественных изменений в качественное совершается по средствам скачка.

Скачек - это коренное качественное изменение явления, в результате качественных изменений перешедших границу меры.

В мире существует бесконечное множество скачков, но философия разделяет их на 2 типа:

    мгновенный скачек- при котором резко и целиком изменяется все качество вещи(закепание воды).

    медленный скачек- при котором существенные признаки явлений изменяются медленно, постепенно(возникновение голоса).

Скачек различается и по глубине производимых им в явлении изменений:

    скачек - революция, при котором изменяется структура вещи или явления.

    скачек – эволюция, при котором изменяется лишь состояние вещи, но в рамках прежней сущности(изменение агрегатного состояния вещества).

Методологическое значение закона.

    он показывает, что сущность любого явления можно познать лишь путем исследования его качественных и количественных характеристик в их единстве.

    этот закон показывает, что количественное накопление в обществе противоречит, обуславливает его кризисное состояние и ведет к социальной революции.

    знание этого закона обязывает помнить каждого человека о том, что он должен помнить в своем поведении меру.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон вскрывает причину, движущую силу развития, его источник и отвечает на вопрос: почему оно происходит? Этот закон раскрывается с помощью таких категорий как: тождество, различие противоречий и адиалектические противоречия. В следствии развития движения, каждое явление не бывает равно само себе, а выступает как внутреннее противоречие. Именно это составляет источник развития явлений.

Тождество - это равенство предмета самому себе, а также одинаково противоположно самому себе, т.к. явления постоянно развиваются, то абсолютного тождества нет, тождество всегда относительно.

Тождество в явлениях прослеживается и существует потому, что противоречивые стороны в явлениях имеют целы ряд одинаковых свойств, образуя единое качество.

Различие - это отношение между противоречивыми сторонами в явлениях, направление в развитии которых совпадает.

Различие- это противоречие в себе не раскрывается.

Противоположности - это стороны данных противоречий, которые взаимно предполагают и в тоже время отрицают друг друга. Все вещи и явления противоположны.

Противоположности в диалогическом противоречии существуют в единстве и борьбе.

Борьба - это столкновение противоположностей в предмете, при котором одна из сторон стремится выиграть в процессе развития.

Диалектические противоречия- это отношения между противоположными сторонами в предмете, который существуют в единстве и борьбе.

Сущность закона состоит в том, что понимание развития, как разделение единого на взаимно исключающие противоположности, борьба которых оставляет внутренний источник саморазвития явлений. Источником развития любого предмета являются диалектические противоречия. Диалектические противоречия в предмете находятся в развитии, не одно явление не возникает в готовом виде, оно подготавливается всеми предшествующими процессами развития и по тому диалектические противоречия проходят несколько этапов развития.

Этапы. Диалектические противоречия начинают свое развитие с тождеством(момент нападения микроба).

      тождество, предметность(нападение микроба)- 2) несущественное различие(некое недомогание)- 3) существенное различие(отчетливые признаки болезни)- 4) конфликт, равновесие противоположности(кризис болезни)- 5) тождество противоположности, переход их друг в друга(выздоровление).

Единство и борьба противоположностей, как стороны диалектических противоречий, занимает в нем не одинаковое положение. Так единство противоположности относительно, а их борьба абсолютна. Относительность единства противоположностей проявляется в том, что единство времени конкретных предметов имеет начало и конец. Относительность проявляется так же во временном характере равновесия противоположностей. Абсолютность борьбы проявляется в том, что именно она разрушает равновесие противоположности, а также в том, что борьба, как и движение, существует на всех этапах бытия явления. Этот закон все бесконечное множество диалектических противоречий классифицирует не следующие типы:

    внутренние и внешние.

    основные и не основные

    главные и не главные

    атогонистические и неатогонистические

    внутренние противоречия- это отношение между противоречиями сторон внутри системы, выражающие её состояние как целое. Именно внутренние противоречия есть источник развития явлений. При внутреннем противоречии одна сторона не может существовать без другой. Каждая система как часть, входит в другую. Между ними складываются внешние противоречия- это отношения между различными системами. При внешних противоречиях определенная сторона может существовать без определяемой.

    основными противоречиями называются отношения между внутренними противоречиями, составляющими структуру явлениями. Они определяют сущность предмета, его бытие. Основные противоречия порождают целый аспект не основных противоречий.

    в каждой материальной системе существуют главные и не главные противоречия. Главным противоречием явл то, которое определяет сущность конкретного этапа развития явлений. Главное противоречие как правило порождают целые ряд не главных противоречий.

    в обществе существуют антагонистические и не антагонистические противоречия. Антагонистическими называются отношения между социальными силами в обществе, коренные интересы которых не совпадают. Не антагонистические- это такие отношения между соц силами в обществе, чьи коренные интересы совпадают. Между антагонистами и не антагонистами нет абсолютного развития. При неправильной субъективиской политикой правительства не антагонисты(антагонисты) могут обрести черты враждебности. Знание этого закона имеет большой методологический смысл:

    ориентирование на изучение внутренних противоречий в явлении, что бы вскрыть источник само разбиений.

    он учит отличать главные и не главные противоречия в системе, особенно в обществе.

    он предостерегает политиков от субъективизма в их деятельности и не позволяет им допустить перерастания неантагонистических противоречий в антагонистические, принимать систему мер, нейтрализующую враждебные силы в обществе.

Закон отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос: «куда оно идет?». Этот закон раскрывается с помощью категорий. Любое явление в процессе своего развития достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Без отрицания старого не возможно рождение нового, следовательно. Отрицание -это закономерный момент в развитии. Диалектическое отрицание (признаки):

    оно объективно, а выступает как необходимая стадия развития самого предмета.

    диалектическое отрицание- это само отрицание, которое порождено развитием самого предмета. Это значит, что само явление содержит свое собственное отрицание.

    диалектическое отрицание всегда конкретно:

А. Это означает конкретность способа отрицания каждого явления.

Б. Конкретные отрицания обозначают единство разрушения и сохранения качества всех положительных, жизнеспособных моментов, составляющих основу дальйшего развития.

Не полное отрицание не абсолютно. Отрицание- как момент связи, как момент развития с удерживанием «плюса » качества. Адиалектическое отрицание предполагает полноое уничтожение явления, прекращения его дальнейшего развития. Согласно этому закону отрицание явлений идет циклами. Каждые цикл состоит из 3 стадий:

    исходное состояние явления- посев зерна в землю.

    его превращение в свою противоположность, т.е. его отрицание- отрицание зерна растением.

    превращение этой противоположности в свою противоположность, т.е. отрицание- отрицание растения плодом.

    смысл диалектического отрицания состоит в том, что бы создать условия для дальнейшего развития явлений.

    диалектическое отрицание характеризуется двумя возможностями: оно есть условие, момент развития и оно есть момент связи старого качества с новым.

« Мир, каждый его момент есть плод будущего. Настоящие вбирает в себя положительные моменты прошлого, а будущее носиться под настоящим, что бы взять из него нити на свою ткань». (Герцен). Развитие есть там, где новое прекращает существование старого, убирая из него. Диалектическое понимание преемственности не означает простого заимствования положительных элементов старого качества. Преемственность в развитии предполагает переработку прежнего качества, изменяя его к новому качеству. Преемственность существует в неживой природе, т.к. химическая форма включает в себя механическую и физическую. Процессы преемственности есть и в органическом мире. Например, в человеке существуют элементы наследственности и изменчивости. Наследство проявляется и в жизни общества: новая ступень исторического развития всегда наследует от прошлого все лучшее (наука, культура). Преемственность существует и в науке, каждое новое открытие основано на достижениях науки прошлого. Процесс развития с точки зрения данного закона идет по спирали. Спиралевидное развитие характеризуется:

    в спирали причудливо сочетаются поступательное и круговое движение, т.к. здесь происходит как бы повтор старого, но на более высокой ступени.

    спираль интерпретирует непрерывное развитие и в тоже время качественное обновление предмета, в ней есть единство, разумные традиции.

    спираль выражает прогрессивный характер развития, так как каждый последний виток не есть простое повторение старого, а качественное обновление предмета через развитие его положительных сторон в новом условии.

    в спирали выражено неодолимость нового в противоборстве со старым, так как возникающее в процессе отрицания системы, обладает более

    по мере перехода от низжих форм материи к высшим, ускоряется темпы развития системы.

Знание этого закона имеет большое значение в жизни человека и общества:

    он показывает, что ничего вечного в жизни нет и потому поощряет критическое отношение к ним

    он учит, что любые новые формы в жизни могут быть устойчивы, когда они сохраняют лучшие традиции прошлого.

    он продостерегает от адиалектических отрицаний

    он показывает, что магистральная линия развития- прогресс.

Диалектика учение о развитии мира. Диалектика первоначально– “искусство вести беседу, рассуждать”. Диалектика учение о законах развития материи и сознания в объективной и субъективной реальности. Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре. Тогда под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умении плодотворно развивать обсуждаемую тему. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Искусство диалога тогда культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Со временем было осознано, что приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. Они важны также при анализе противоборствующих взглядов, позиций, направлений мысли. Тексты и другие средства информации позволяют вступить в реальную или мысленную полемику с людьми, находящимися далеко или живущими задолго до нас. Возможен диалог поколений, эпох, культурных, национальных, политических, религиозных, философских традиций, школ. Диалектика в ее зрелом теоретическом виде – впервые предстала в виде стройной теоретической системы в идеалистической философии Гегеля. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденции, в процессах изменения, развития. Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изученияя различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Закон единства и борьбы противоположностей . В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Категории: Тождество выражает одинаковость, единство, симметричность. Тождество полюсов, правое – левое, плюс-минус, - предмет как единая целостная система; Отличие, неодинаковость, непохожесть, отрицание друг в друге. – Различие; Противоположность, как сторона несовместимости друг с другом доведенная до предела; Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, переходят в друг друга.



Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категория качества отражает определенное существование предмета, детерминирующую его отличия от всех других предметов и вместе с тем образующая его целостность. Количество – эта категория отражает определенность существование предмета, детерминирующую его сходство, тождество, со всеми другими предметами. Качество и количество являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которая выражается категорией меры, т.е. количество всегда качественно и наоборот. Количественные изменения предмета влечет за собой качественные, т.е. данный предмет приобретает новые и утрачивает какие либо свойства. Происходит скачок – прорыв непрерывности движения данного предмета. Например: в настоящее время в своем развитии переживают изменения (скачок) – переход от индустриального общества к информационному, который вызван резким увеличением потоком информации производимым и потребляемым чел. (кол-ые изменения). В данном случае качественно меняются социальные параметры человеческого бытия, биологические – лишь количественно.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последний. Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния (фазы) предмета в свою противоположность, т.е. в последующее состояние (фазу). Отрицание отрицания, как категория диалектики отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности, т.е. отрицания исходной фазы предмета теперь уже в свою противоположность. Категория снятия – есть разрешения противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его состояния путем перехода в третье состояния, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже с другими внутренними противоречиями и законами. Повторяемость и преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, детерминируют в спиралевидную форму его реализации. Особенность закона О-О выражает образ спирали, причем с каждым новым витком спирали процесс развития ускоряется.

Законы диалектики условно делятся на основные и не основные. Основные законы раскрываются через несколько категорий диалектики (категория – это наиболее общее и существенное понятие). Не основные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики: причина и следствие (законы причинно – следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и др.

Первый основной закон диалектики – это Закон единства и борьбы противоположностей. Любой предмет реального мира содержит в себе внутреннее противоречие. Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям. В математике это плюс и минус, дифференциал и интеграл; в механике – действие и противодействие; в физике – положительный и отрицательный заряд; в химии – соединение и диссоциация атомов; в биологии – обмен веществ; в общественной жизни – различные взаимоотношения классов и т.д.

Суть данного закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой стороны, составляют внутренний импульс ее развития, изменения, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие. Диалектическое противоречие – это такое взаимоотношение между сторонами и моментами, которые не даны извечно в готовом и неизменном виде, а возникают и развиваются из несущественного различия в различия существенные, т.е. противоположности.

Диалектическое противоречие нельзя связывать с какой – либо одной формой его проявления, с конфликтом или различием и т.д. Оно выступает как внутреннее единство действующих в предметах и явлениях противоположных сил и тенденция, противостоящих друг другу сторон. Диалектическое противоречие характеризуется единством, взаимообусловленностью противоположных сторон, тенденций. Следует указать на момент единства противоположностей как на важнейшую особенность диалектического противоречия.

Выражение «единство противоположностей» нередко употребляется равнозначно понятию «тождество противоположностей». Однако между этими выражениями нет полного равенства. Говоря о тождестве противоположностей, чаще всего имеются в виду превращения противоположностей друг в друга, тогда как термин единство употребляется для обозначения взаимообусловленности внутренних противоположностей. Момент тождества, единства в явлениях и предметах отмечался в философии давно. Однако это было метафизическое понимание как равенство вещи самой себе, без учета различий и изменений. В жизни тождество неотделимо от различия. Тождество противоположностей не исключает, а предполагает наличие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах.



Единство противоположностей означает, что они взаимообусловлены, представляют различные стороны одного и того же процесса или предмета. Нет притяжения без отталкивания, северного полюса в магните без южного и т.д. Неотделимость, обусловленность противоположностей проявляется так же в том, что они проникают друг в друга. В процессе развития противоположности, свойственные предметам или явлениям, переплетаются друг с другом (жизнь и смерть, обмен веществ). Следует сказать, что выражение «единство противоположностей» употребляется неодинаково. Диалектическое единство проявляется в различных формах. Выше речь шла о единстве, которое проявляется в смысле взаимной обусловленности противоположных сторон. Но единство противоположностей иногда означает и их совпадение, тождество, равнодействие. В определенных условиях противоположные стороны могут достигнуть совпадения или равнодействия. Например, во времена буржуазных революций интересы буржуазии и трудящихся совпадали, несмотря на коренное различие интересов, оба класса пошли вместе на свержение феодальных отношений.

Единство противоположностей неотделимо от их борьбы, от их взаимного отрицания. Отмечая такой коренной признак диалектического противоречия как борьбу противоположностей, необходимо иметь в виду, что проявляется она неодинаково. Выражение «борьба» иногда берется в кавычки. Очевидно, не всякое взаимодействие противоположностей выступает как борьба в прямом смысле этого слова. Взаимоотрицание противоположностей – обязательный элемент развития, но конкретные его формы проявления, могут быть различны. В этой связи выделяют основные и не основные противоречия, антагонистические и не антагонистические противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей в различных областях объективной действительности действует по-разному. В зависимости от особенностей того или иного предмета, явления и от условий, в которых протекает их развитие, меняются характер противоречий и способы их разрешения. Этим объясняется то многообразие противоречий, которые встречаются в окружающем нас мире.

Второй закон диалектики – Закон взаимного перехода количественных качественных изменений. Этот закон также характеризует развитие. Он отвечает на вопрос: в какой форме, как происходит рождение нового качества? Но прежде чем рассмотреть существо закона, необходимо понять сущность таких категорий, как «качество», «количество», «мера», иначе сущность закона будет трудно уловить. Понятие «качество» неодназначно. Скажем, на уровне обыденного сознания под качеством понимается высшая ценность чего – либо. В философии же это понятие обозначает определенность предмета, т.е. что отличает один предмет от другого. Например, электровоз отличается от тепловоза, растения отличаются от минералов и т.д. Следовательно, все это разнокачественные предметы. Благодаря качеству мы фиксируем в нашем сознании вещи, не отождествляя их друг с другом.

Если качество вещей изменяется, то и сами вещи или предметы меняются. Качественные различия характерны не только для предметов и явлений, но и для определенных фаз, периодов развития объекта. Так, в жизни человека можно выделить детство, юность, зрелость и старость. Но любой предмет обладает различными свойствами. Свойство есть способ проявления качества данного предмета. Если качество характеризует предметы и явления с общих позиций, то свойство выражает лишь ту или иную сторону, часть. Поэтому качество можно также определить как единство всех свойств данного предмета.

Что касается понятия «количество», то Аристотель дал следующее определение: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, налицо данным». Иначе говоря, количество – это степень, интенсивность развития данного качества. Естественно, что качество и количество находятся в единстве друг с другом. Устанавливая взаимосвязь количества и качества, мы выясним, что количественная характеристика той или иной вещи уточняет ее качественную характеристику. Например, мы отличаем не только химические и физические свойства элементарных частиц, но и величину их заряда, массу и т.д. Кроме того, всякое качество всегда имеет свои, вполне определенные количественные границы. Единство же количества и качества называется мерой. Все должно быть в определенных количественных границах. Тепло необходимо для жизни растений, но жара выжигает их. Так и с влагой: недостаток или избыток ведут к гибели. Мера указывает на те пределы или границы, в которых количественные изменения не вызывают коренных, качественных изменений. Моменты перехода от одной меры к другой называются «точками» перехода, для воды точками являются 0° и +100°, для скипидара –10° и +160° по Цельсию. Когда же количественные изменения превосходят этот предел, т.е. меру, то мера перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение. Это является закономерностью, условием развития.

Сказанное выше позволяет сформировать сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения. Новые качества возникают повсюду. Но следует заметить, что образование нового качества не является результатом того, что количество само по себе перешло в качество. Дело в том, что количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения. Строго говоря, переход происходит не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход старого качества в новое неизбежно сопровождается количественным изменением.

Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая природа животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства. Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.

Мы выяснили, что предметы и процессы объективной реальности претерпевают постоянные изменения, т.е. переходят из одного качественного состояния в другое. Этот процесс называется скачком. Скачок – это философская категория, выражающая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития. Скачок является стадией перелома в построенных количественных изменениях, перерывом постепенности. Однако скачок характеризует переход от одного качества к другому лишь в самых общих чертах.

Скачок отличается от количественных изменений, прежде всего своим характером и быстротой. Однако быстрота скачка относительна, ибо их продолжительность бывает различной. Есть скачки, которые длятся 1/1000000 доли секунды (образование элементарных частиц и их жизни). Другое дело скачки в общественной жизни, которые являются поворотными пунктами в истории. Они продолжаются иногда очень значительные промежутки времени (10-30 лет). В развитии природы скачки длятся еще более (1000 лет и т.д.). Например, переход от неживой к живой природе, формирование человека. Главное значение для выяснения особенностей скачка имеет не его продолжительность. Важно прежде всего уяснить, каков характер скачка. Характер скачка зависит от природы развивающихся предметов и объектов, а также от конкретных условий, места и времени, при которых происходит скачок. Но ведь в природе и обществе может сложиться бесчисленное множество ситуаций конкретного перехода от одного качества к другому. Значит существует и бесчисленное множество скачков.

Однако науке не под силу вся эта детализация, поэтому она ограничивается тем, что выделяет основные виды скачков. В природе и обществе бывают скачки, которые сразу, целиком уничтожают старое качество и на его место утверждают новое качество. Этот тип скачков получил название революционных. Скачки со взрывом отличаются тем, что здесь отсутствуют переходные, промежуточные ступени между старым и новым качеством. Так, например: при нормальных условиях сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания совершается хотя и быстро, но достаточно равномерно. Горение передается последовательно от одного слоя к другому. Если горение будет происходить в условиях повышенного сжатия, т. е. Под давлением, то может произойти горение со взрывом. Всякое горение есть коренное, качественное изменение, но форма качественного изменения может быть различной.

Существует и другая форма скачков. Это скачки, где переход от старого качества к новому идет по частям, по этапам, постепенно. Такие скачки получили название – эволюционных.

Третий закон диалектики – Закон отрицания отрицания.

Выше рассмотренные законы диалектики говорят о том, что развитие систем выступает как единство противоположных процессов созидания и разрушения, возникновения новых форм и последующего их уничтожения. Материальные системы возникают, проходят стадию восходящего развития, затем нисходящего, завершающегося распадом и гибелью системы. Все, что имеет начало во времени, возникает, неизбежно имеет и конец. Но в каждом таком цикле никогда не происходит полного уничтожения всех результатов, достигнутых в предшествующем развитии. Некоторые из этих результатов сохраняются и наследуются, но уже в рамках других систем. Поэтому становится возможной преемственность между прошлым и будущим. Развитие происходит не по кругу, а по весьма сложной линии, напоминающей спираль. Одной из всеобщих черт развития является цикличность (или повторяемость). Повторяемость выражается в том, что системы могут возвращаться к пройденным состояниям в воспроизводстве форм и функциональных отношений в развитии во всех периодических процессах. В атомах, молекулах, космических телах существуют многочисленные периодические процессы: колебательные движения, движения вокруг оси, пульсации и т.д. В жизни организма постоянно повторяется цикл изменений, связанных с обменом веществ, функционированием различных органов и тканей. Циклически сменяют друг друга дни и ночи, времена года, происходит круговорот воды и т.п.

Но при всем распространении и повторяемости (цикличности) процессов в мире их все же нельзя абсолютизировать и считать круговорот единственной всеобщей формой развития. Такая точка зрения характерна для метафизического понимания развития. На самом деле развитие характеризуется не только повторяемостью. Необратимые изменения могут проявляться в трех возможных формах: 1) как изменения на одном уровне сложности; 2) как восходящее поступательное развитие с повышением уровня сложности; 3) как деградация и распад систем. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что всеобщая черта всякого движения – его необратимость – является необходимой основой, на которой становится возможным такой специфический тип развития, как поступательное развитие с повышением уровня сложности. Это развитие мы назовем прогрессивным. Прогресс – это такая форма поступательного развития, которая включает в себя движение от относительно простого к сложному, от низшего к высшему, от менее организованных форм к более организованным и совершенным. При таких условиях возможен переход от простого необратимого изменения к прогрессивному развитию.

Всякое развитие, как известно, происходит в следствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового. Разрушение старого предмета есть его ОТРИЦАНИЕ. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.

Отрицание охватывает момент разрешения противоречий и становление нового единства, нового качества. Этот процесс в случае прогрессивного развития всегда происходит путем диалектического отрицания. Но в отличие от разрешения противоречий, которое указывает на конечность существования любого конкретного бытия, отрицание отрицает бесконечность события. Если возникновение нового качества указывает на прерывность бытия, диалектическое отрицание схватывает момент преемственности в развитии, его непрерывности. Таковы некоторые особенности диалектического отрицания, такова его специфическая роль в процессе развития.

Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т.е. разрушение старого и возникновение нового качества, присуще любому процессу развития и движения вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию, либо является зряшным отрицанием, внешним образом прерывающим процесс развития (размол зерна, гибель человека в уличной катастрофе и т.д.). Процесс развития представляет собой не одно отрицание, а цепь их. Возникшее в результате отрицания явление будучи обременено противоположностями в конце концов так же отрицается новым состоянием, более высоким по сравнению с ним. Происходит отрицание отрицания.

Каково же соотношение между первым и вторым отрицанием, какова же роль второго отрицания в процессе развития? Отвечая на этот вопрос, отметим, что прогрессивное развитие, происходящее путем отрицания отрицания есть развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но на новой, более высокой основе. Специфика второго отрицания состоит в том, что оно оказывает воздействие не только на непрерывность и бесконечность бытия, не только на связь низшего и высшего, но и на возвращение в процессе развития якобы к старому, но обогащенному всем прошлым опытом развития, более и конкретному.

«В наши дни большинство старшего поколения воспитаны так, чтобы (не что, а чтобы) при слове «диалектика» их воротило с души, они старались бы перевести разговор на другую тему, старались бы «заткнуть глотку» говорящему или покинуть место разговора; а при невозможности всего этого - тихо подремать до конца «политбеседы».
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти формулировки либо плохи? для чего и как пользоваться ими так называемому «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и под пыткой в своём большинстве не скажут.
Соответственно этому опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после краха системы насаждения марксизма в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова «диалектика».
На незнание такого рода можно было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого пути они застревают в паутине создаваемой ими же суеты и погибают, поскольку, игнорируя прошлый опыт человечества, автоматически воспроизводят в своей жизни заблуждения и ошибки прошлых поколений, усугубляя тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и для последующих поколений…»

Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией, и каждый человек - немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).

Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

P.S. Основные черты диалектического метода.
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.

Примечания:
Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых основ и причин.
«Имитатор» - человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
Развитие - закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
См. его работу «Экономические проблемы социализма».
Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.



80398 просмотров

Написал(а) Бобби Гонтарски , в 2010-09-28 16:02:27
Очень интересная статья, спасибо.
х
Написал(а) э , в 2010-10-07 16:33:21


Похожие статьи
 
Категории