Каково происхождение обломова. Тест  

01.07.2020

(16 )

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

Урок переработан с добавлением видео материала

Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.

  • Проверка знания текста романа;
  • Формирование осознанного чтения; внимательного отношения к деталям (в произведении большого писателя нет ничего случайного);

Оборудование :

  • Портрет И.А. Гончарова. Выставка книг писателя и публикаций о писателе.
  • Видеофильм “Несколько дней из жизни Обломова” по сценарию Н. Михалкова, А. Абадашьяна.
  • Иллюстрации к книге, выполненные учащимися. Варианты оформления обложки романа.

Участники . Команды старшеклассников 10 и 11 класса

Ведущий . Учитель

Жюри . Состав: директор школы, зам. по УВР, учителя русского языка и литературы.

1.Вступительное слово учителя.

ХОД ИГРЫ

I. Конкурс капитанов.

Несколько вопросов о жизни и творчестве И. А. Гончарова

Условие конкурса . В конкурсе участвуют капитаны команд. Они представляют свои команды, название команды, что также оценивается жюри. Капитанам предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1. Как звали Гончарова?

2. Даты жизни писателя? (1812-1891)

3. Какие литературные пристрастия были характерны для юноши Гончарова? (Державин, Фонвизин, Пушкин)

4. Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры?

5. С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).

2 команда.

1. Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? (Ульяновск).

2. Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя?(Трегубов, отставной моряк)

3. Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).

4. Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на Фрегате Паллада)

5. В каком году был напечатан роман “Обломов”? (1849-1859).

3 команда.

1. Как звали мать И. А. Гончарова? (Авдотья Матвеевна)

2. Где учился И. А. Гончаров? (Московский университет, отделение словесности)

3. Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? (Пушкина).

4. В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?

(в качестве секретаря руководителя экспедиции).

5. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).

II. Разминка

Условие конкурса . Каждой команде предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1. Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)

2. Каков чин Обломова? (коллежский асессор)

3. Сколько лет служил Обломов? (2 года).

4. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?

5. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)

2 команда.

1. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)

2. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)

3. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).

4. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)

5. Каким словом, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)

3 команда.

1. Сколько лет Обломову? (32-33)

2. Какие сёла входили в имение Обломова? (Сосновка, Вавиловка.).

3. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)

4. Какой капитал сделал Штольц из отцовских сорока тысяч? (300 тысяч)

5. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)

III. “ … пленительный и могучий волшебник слова”

(Продолжите текст)

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.

1 команда.

1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).

2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)

2. Хитрость – всё равно что мелкая монета, на которую… (не купишь много).

2 команда.

“Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).

2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. Забота о пище)

3 команда.

1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины!.. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…

(– Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! – досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.)

2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).

IV. Дайте толкование словам

Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование. На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.

1 команда.

1. Скаредное жильё (скупой, жадный).

2. Получу прогонные на пять лошадей (плата за проезд на почтовых лошадях).

3. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).

2 команда.

1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).

2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).

3. Служить по винным откупам (винный откуп – право на взыскание государственных доходов от торговли вином).

3 команда.

1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).

2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).

3. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).

V. “Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль” Д.С. Мережковский.

Портретная галерея

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.

1 команда.

1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)

2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).

2 команда.

1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)

2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)

3 команда.

1.Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).

2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).

VI. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./

Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов .

1 команда.

1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)

2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)

2 команда.

1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)

2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)

3 команда.

1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день,как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)

2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…,потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)

VII. Конкурс иллюстраций, обложки к книге

К оманда представляют свои иллюстрации обложки книги, объясняют замысел ее (до 10 баллов); по три иллюстрации к разным эпизодам книги, рассказывают об этих эпизодах. Оцениваются как иллюстрации, так и комментарии к ним (до 5 баллов по каждой иллюстрации с учетом точности и красочности комментария).

VIII. Блиц-турнир

Условие конкурса . Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).
  2. Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)
  3. Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)
  4. Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)
  5. Фамилия гостя-литератора (Пенкин)
  6. Символы образа Обломова (халат, диван, туфли)
  7. О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)
  8. Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).
  9. Сколько крепостных душ было у Обломова? (350)
  10. Как звали слугу Обломова? (Захар)
  11. Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)
  12. Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)
  13. К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
  14. Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)
  15. К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)
  16. Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)
  17. Как звали сына Обломова? (Андрей)
  18. Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)
  19. Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)
  20. Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)
  21. Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)
  22. В Обломовке верили всему… Чему? (“и оборотням и мертвецам”)
  23. Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову “Непорочная дева”)
  24. Кто помог Облому избавиться от долгов, которые ему обманом навязали?(Помог А. Штольц)
  25. Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)
  26. От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)
  27. Были ли у Обломова дети?(сын Андрей)
  28. Как и почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)

Составьте синквейн.

(Вариант синквейна, который предложили ученики:

Обломов

  • Безмятежный, добрый
  • Лежать, спать, мечтать
  • Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
  • Обломовщина)

Как Дружинин отзывался об Обломове?

("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"

"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:"

На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?

(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и само упрёков"

Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").

V. Домашнее задание: 10 классу н аписать рецензию на сочинение одноклассника по роману И. А. Гончарова "Обломов".

VI .Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей

VII .Заключительное слово учителя


1) Где родился Илья Обломов? Ответ: в Обломовке (общее, объединённое название деревень Сосновка и Вавиловка - владения семьи Обломовых). Если быть точнее, то Илья Обломов родился именно в Сосновке. 2) Какое он получил образование, какой имеет чин? Ответ: чин - коллежский секретарь (позже Обломов подал в отставку и больше не возвращался к государственной деятельности); образование: учился до 15 лет в пансионе. Затем он продолжил свою учёбу в Москве, по решению его родителей.

(Обломов прошёл курс практического судопроизводства). Учился с неохотой, старался не выполнять больше нормы. 3) На какие доходы живёт Обломов? Что мы знаем о его материальном положении? Ответ: Илья Обломов - дворянин. Живёт на доходы с Обломовки (мужики, работая в Обломовке, продают хлеб) (+возможно какие-то небольшие доходы он получал за тот маленький период, когда был на государственной службе). Материальное положение: при жизни родителей помещался в двух комнатах. Слуга - один Захар. Со смертью родителей его материальное положение улучшилось: увеличились доходы, к нему в собственность перешли 350 душ; потом, судя по письму от старосты, можно сказать, что материальное положение немного улучшается. Во второй половине романа у Обломова появляется значительный долг за квартиру на Выборгской и "долг", который необходимо отдать Агафье Матвеевне (афера Тарантьева и брата Агафья Матвеевны). Но, благодаря Штольцу, всё благополучно разрешается. Также Штольц отправляет надёжного старосту в Обломовку, благодаря чему доход с неё увеличивается и платится исправно. 4) Как называется книга, которую много лет "читает" Обломов? Ответ: "Путешествие в Африку". 5) О чём сон Ильи Обломова? Ответ: ему снится родной край, снится его детство. Во сне он видит, как, будучи семилетним мальчишкой, шалит на улице, ослушавшись взрослых. Снится, как он дремлет на руках у матери, снится быт в доме Обломовых во времена своего детства (приготовления к обедам, всеобщий послеобеденный сон и так далее). Снится Илье Обломову и то, как няня рассказывает ему разнообразные сказки. Он их внимательно слушает. Также во сне Обломов видит фрагмент из своего детства: семье Обломовых привозят письмо, но те решаются открыть его лишь на четвёртый день, боясь, что там плохая новость. Но их переживания оказываются напрасны: в письме содержится просьба Обломову: выслать рецепт пива. (В своём сне Илья Ильич также видит фрагменты из своего детства, когда он ездит на учёбу к Штольцу). Обобщая все фрагменты, можно сказать, что Обломову снятся различные отрывки из детства, насыщенные разнообразными, в основном, приятными событиями. 6) Что известно о родителях Андрея Штольца? Ответ: мать - русская, отец - немец. Отец был управляющим в селе Верхлёве (а также учителем, агрономом, технологом). Отец и мать дали надлежащее образование и воспитание своему сыну. Особенно об этом заботился отец Андрея. Он прививал ребёнку знания, самостоятельность, приучал к труду (матери не нравилось трудовое воспитание сына, она видела в нём барина, а не рабочего). Когда Андрей Штольц отправился в Петербург после окончания учёбы, матери уже не было в живых. 7) Чем занимается в жизни Штольц? Ответ: Штольц служил, потом вышел в отставку, занялся своими делами, нажил немаленький капитал, дом. Он участвует в кампании, отправляющей товары заграницу. В течение своей жизни Штольц много путешествует, за счёт чего ему редко удаётся видеться с Обломовым. Штольц трудолюбивый, целеустремлённый человек. (Я думаю, что важным занятием в его жизни является и частая помощь своему другу, Илье Обломову). 8) Как происходит знакомство Обломова с Ольгой Ильинской? Ответ: первое упоминание об Ольге Ильинской происходит, когда Обломов описывает Штольцу идеальную жизнь (по своему мнению). Илья Ильич упоминает об арии Casta diva, а Штольц говорит, что прекрасно её исполнила бы Ольга Ильинская, что он обязательно их познакомит. Само знакомство происходит благодаря Штольцу. Он привёл Обломова в дом к Ольге и её тётке. Затем он завёл беседу с Ольгой, в которой упоминал об Илье Обломове. Это стало понятно благодаря тому, что во время беседы Ольга Ильинская часто переводила взгляд на Обломова. После беседы она также смотрела на него. Но завести разговор он с ней не решился. Лишь после нескольких обедов у тётки Ольги он был готов заговорить с дамой. Первая беседа Ольги Ильинской и Обломова состоялась на балконе. Завела разговор Ольга. И с этих пор их отношения стали постепенно развиваться. 9) Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной? Что мы знаем о её семействе? Ответ: читатель впервые встречается с этой героиней, когда Обломов отправляется на Выборгскую сторону, на свою новую квартиру. Агафья Матвеевна - хозяйка в этой квартире; Агафья Матвеевна - вдова коллежского секретаря Пшеницына. Есть двое детей: Ваня (8 лет), Маша (6 лет). С ними на квартире живёт брат Агафьи. Есть слуга - Акулина. Агафья Пшеницына с детьми, в отличие от брата, редко бывают в свете. 10) Как расстались Ольга и Обломов? Ответ: прошло 4 месяца со знакомства Ольги и Ильи. Илья Ильич шёл к Ольге в гости. В доме у Ильинских между ними состоялся разговор о письме из деревни. После него Ольге становится плохо, она уходит к себе в комнату. Когда же она возвращается к Обломову, между ними (по инициативе Ольги) происходит разговор, в результате которого они решают порвать свои отношения. Этот разговор и такое решение произошли в следствии того, что Ольга поняла: она ошиблась в Обломове. Она думала, что Илья Ильич изменится под её влиянием, станет более решительным в делах, менее ленивым, менее медлительным, но она ошиблась. Поэтому, чтобы не продолжать свою жизнь с таким Обломовым, чтобы не жить в будущем в Обломовщине, Ольга решает разорвать отношения между ней и Ильёй. 11) Как зовут сына Обломова? Ответ: сына Обломова зовут Андрей. После смерти Обломова Андрей и Ольга Штольц, по согласию Агафьи Матвеевны, забирают Андрюшу Обломова к себе на воспитание.

Уже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.

Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.

Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.

С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман. Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе. А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.

Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.

Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.

При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену. Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене». И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.

Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.

Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.

И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела. Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании. Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.

Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?

Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».

Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.

Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.

Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин». Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней. В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».

Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.

Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским. Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.

План характеристики Обломова

Вступление.

Основная часть. Характеристика Обломова
1) Ум
а) Отношение к знакомым
б) Оценка близких людей
в) Отсутствие образования
г) Незнание практической жизни
д) Отсутствие перспективы

2) Сердце
а) Доброта
б) Гуманность
в) Душевная чистота
г) Искренность
д) «Честное, верное сердце»

3) Воля
а) Апатия
б) Безволие

Нравственная гибель Обломова. «Сон Обломова», как ее объяснение.

Заключение. Обломов, как общественный и национальный тип.
а) Обломов, как представитель 40-х голов XIX века
— Черты сходства.
— Черты различия.
б) Обломов, как представитель дореформенного барства.
в) Обломов, как общенациональный тип.

Обломов. Иллюстрация Константина Тихомирова из журнала «Живописное обозрение стран света». 1883 год goncharov.spb.ru

1. Тайна грозы

«Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электри-чества».

На первый взгляд этот фрагмент кажется почти случайным. Обращает на себя внимание разве что упоминание Ильина дня: «известное предание в народе» — это поверье, что в Ильин день нельзя работать, чтобы не убило громом. Вспом-ним, что главного героя романа зовут Илья Ильич — и он не хочет работать не только в свой день ангела, но и вообще никогда. Впрочем, гроза в этом отрывке объясняется не только с помощью народного поверья об Илье-пророке как покровителе грома — то есть глазами человека, верящего в «известное пре-дание». Гроза подается одновременно и рационально. Точка зрения жителя Обломовки, который верит в «известное предание», как бы сопоставляется с точкой зрения рационалиста Штольца: этот герой еще не появился на стра-ницах романа, но его голос, скептически оценивающий народные суеверия, уже звучит. Такая двойная точка зрения будет определять повествование и дальше.

2. Тайна слова «луна»

Рассказчику нравится Обломовка, но он не видит в ней ничего поэтичного:

«Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мир-ного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. <…> А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, — все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».

Поэтический образ луны в «обломовском» сознании отсутствует, и нам сооб-щают об этом не случайно. В романе многократно упоминается ария «Casta diva» из оперы Беллини «Норма». Сначала Обломов мечтает, как ее будет исполнять его будущая жена, а затем эту каватину исполнит Ольга Ильинская, после чего Обломов признается ей в любви. Название арии переводится на рус-ский как «Пречистая богиня», но посвящена она вовсе не Богородице, как ино-гда утверждают, а богине луны. Об этом помнит и сам Обломов:

«…как выпла-кивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»

Итак, любовь Обломова к Ольге ассоциируется с романтическим образом луны — которого, однако, не знали в патриархальной Обломовке. Неуди-вительно, что история их отношений заканчивается печально.

3. Тайна любви Обломова к Ольге

Расставшись с Ольгой, Обломов впадает в оцепенение:

«Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засы-пал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном».

Почему герой не мог твердить ни о чем, кроме снега? Потому что любовь Об-ломова к Ольге развивается в соответствии с временами года. Герои встре-чаются в мае, и символом их любви становится ветка сирени — с нею Обломов несколько раз прямо сравнивает свои чувства. Пика интенсивности отношения достигают летом, а осенью Обломов, подавленный много-численными житей-скими трудностями, стремится избежать встреч с Ольгой, притворяется боль-ным и так далее.

Когда они расстаются, идет снег: годовой природный цикл завершен, и с этим ничего нельзя поделать. Таким образом, и в своей любви герой опять оказы-вается порождением родной деревни — места, где «годовой круг» повторяется «правильно и невозмутимо».

4. Тайна кофе и сигар

Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.

«До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое; мы останавливаемся, спорим… Но гости едут, например ты с женой. <…> После обеда мокка, гавана на террасе…»

Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов». Штольц явно неправ. Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербур-жец и далеко ушел от Обломовки.

5. Загадки восточной войны

Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».

Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится не-сколько лет. Получается, что не только главный герой застрял как бы в застыв-шем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто беско-нечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.

6. Тайна коллежского секретаря

Вот как рассказчик представляет нам Обломова:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Коллежский секретарь — это чин X класса, то есть не самый низкий. Как Обломов мог получить такой чин? А вот это действительно не очень понятно, причем даже комментаторам Полного собрания сочинений Гончарова, которые и обна-ружили эту загадку. Можно предположить, что Обломов окончил университет кандидатом, то есть с особым успехом, и получил этот чин сразу после выпуска (вот только учился Обломов не особенно прилежно). Если же Обломов не был кандидатом, у него должен быть чин XII класса — губернский секретарь. Но мы знаем, что герой «прослужил кое-как года два», а значит, не мог успеть выслужить два чина. Более того, в черновиках романа Обломов прямо назван губернским секретарем. В общем, правдоподобного объяснения у чина Обло-мова нет. Остается предположить, что здесь действует какой-то другой прин-цип. Именно X класс был у гражданской жены Обломова, вдовы Агафьи Мат-веевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в том же чине, что и мужья). Возможно, это совпадение — ироничный намек на своеобразное «родство душ» Обломова и Агафьи Матвеевны.

7. Тайна Штольца

Штольц предлагает Обломову не «погибать молча», сидя сиднем, а бежать куда-то и заняться делом:

«Куда? Да хоть с своими мужиками на Волгу: и там больше движения, есть интересы какие-нибудь, цель, труд. Я бы уехал в Сибирь, в Ситху».

А каким делом занимается сам Штольц? В романе постоянно говорится о некой бурной деятельности, которую ведет Штольц, но без всякой конкретики: непо-нятно, должен ли читатель догадаться сам, чем занимается Штольц, или раз-гадки попросту нет. С одной стороны, вполне возможно, что эта деталь под-черкивает многосторонность Штольца: он может делать буквально все что угодно, поэтому не очень важно, в чем конкретно состоит его деятельность. С другой стороны, как заметила литературовед Людмила Гейро, разбросанные по тексту романа упоминания мест, где часто бывает Штольц, совпадают со списком районов, где добывали, покупали и продавали золото. Если это так, то Штольц — золотопромышленник. Интересно, что Ситха, куда хочет отпра-виться Штольц, находится на Аляске, но это как раз ничего не говорит о его связях с добычей золота: во время написания романа о существовании на Аляс-ке запасов драгоценного металла еще не было известно.



Похожие статьи
 
Категории