Картина да винчи благовещение. Благовещение в живописи

23.02.2019

Ноябрь 08, 2012

Благовещение

ок. 1472-1475; 98х217 см; дерево, масло и темпера
Галерея Уффици, Флоренция

Авторство картины «Благовещение», находящейся сегодня во Флоренции, было предметом ожесточенных споров исследователей творчества художника. Одни считали, что картина принадлежит кисти Гирландайо, другие приписывали ее молодому да Винчи. С течением времени споры поутихли: большинство специалистов склонны считать, что произведение было создано именно Леонардо.

Действительно, многие детали самой картины говорят в пользу этой версии: правильно и выразительно написанные руки Девы Марии, выполненные с характерной для стиля да Винчи анатомической точностью, лицо архангела Гавриила, напоминающее лицо ангела из написанного в соавторстве с Верроккио «Крещения Христа», и, конечно, изображенный на дальнем плане затуманенный пейзаж — все это подтверждает авторство Леонардо.

Художник рисует природу, используя постепенные переходы от света к тени. В результате он получает изображение природы, не лишенное точности, хотя и несколько размытое. Этот нежный, обволакивающий туман создает атмосферу полусна-полуяви, и в ней, по мнению Леонардо, „внутренняя природа предметов и людей выявляется гораздо глубже, нежели в резком свете дня”.

Картина была подвержена постороннему вмешательству: неизвестный соавтор зачем-то увеличивал крылья архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Сохранились дневниковые записи Леонардо, которые свидетельствуют о том, что в оригинале эти крылья срисовывались художником с птичьих, поэтому наверняка изначально они выглядели изящно и соразмерно фигуре архангела. После «исправления» они стали казаться излишне громоздкими, если не сказать гротескными...

Работая над столь популярным сюжетом, Леонардо, подобно многим художникам, решил не экспериментировать с композицией, однако лица персонажей были изображены им совершенно по-новому — реалистично и точно, без возвышенных интонаций и религиозного пафоса.

Благовещение

ок. 1478-1482; 16х60 см; дерево, темпера
Лувр, Париж

Авторство «Благовещения», которое находится в парижском Лувре, также вызывает сомнения, но, в отличие от флорентийской картины, этот вопрос остается открытым до сих пор. Некоторые приписывают эту работу кисти Лоренцо ди Креди, другие считают ее автором Леонардо. Изначально эта маленькая картина предназначалась для пределлы — нижней части алтаря одной из флорентийских часовен и являлась одним из множества заказов, которые и ди Креди, и да Винчи должны были выполнять во время учебы в мастерской Верроккио. Поэтому вполне возможно, что картина была написана молодыми художниками в соавторстве. Однако лазурный пейзаж вдали, вне всяких сомнений, выполнен именно Леонардо.

В юном возрасте находясь в мастерской "Верроккьо", когда художнику было всего двадцать лет, Леонардо да Винчи написал картину "Благовещение".

Создавал будущий гений этот шедевр на протяжении 1472-1475 годов. Некоторые считают, что картину с нуля написал да Винчи, другие склоняются к мнению, что юный художник был как бы реставратором картины, то есть, исправлял ошибки и доводил до конца саму картину, которую создали другие ученики мастерской. Как бы там ни было, но о настоящей предыстории картины, совершенно ничего не известно, да и полотно широкой публике открылось во всей своей красе, только в девятнадцатом веке. Именно тогда, картина попала в Галерею Уффици, а до этого находилась в женском монастыре "Сан Бартоломео". Считалось до 1869 года, что картину "Благовещение" написал Доменико Гирландайо, но исследователи картины, все-таки пришли к мнению, что работа принадлежит кисти да Винчи.

Сюжет картины основывается на библейских событиях, а именно, Архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марии, что она избрана для рождения сына божьего - Иисуса Христа. Архангел становится на колени, и осторожно, чтобы не испугать Марию, робко смотря на нее сообщает это известие. При этом в левой руке он держит красивый цветок, это белая Лилия, символ непорочности Девы Марии, а правой рукой благословляет ее.

Архангел Гавриил преклонил колено на ковре из трав и цветов, его одежда стелится по ковру. Сцена справа соответствует архитектуре и духу того времени. Образ Марии красив и благороден, поэтичен и одухотворен, движения спокойны и размеренны.

Она сидит у своего дома за пюпитром для чтения и внимательно вслушивается в произносимые архангелом слова, лицо ее спокойное и в тоже время счастливое. Свою правую руку Мария положила на Библию лежащую на мраморной подставке, что довольно символично, а левую вскинула словно приветствуя архангела. Одежда Марии ниспадает на пол, а складки на ней показывают некое замешательство Девы. Над ее головой, как и над головой архангела изображены нимбы, свидетельствующие о их святости. Художник показал эту сцены на фоне пейзажа, что, несомненно усиливает впечатление от картины.

Художник на этом полотне, имеет возможность изобразить на заднем плане обширный пейзаж, что собственно он и делает. Там вдали изображены вершины гор, которые окутаны бледно-серой дымкой. Видны стены порта и уходящая вдаль река, на которой мелькают мачты кораблей, а также деревья, которые величественны и являются символом жизни. И конечно горизонталь бесконечного горизонта, дающего понимание о вечности жизни.

Картина "БЛАГОВЕЩЕНИЕ" написана маслом на дереве, имеет размеры 98х217 см, и хранится в музее Уффици во Флоренции.

Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны - "просветительских" задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение "всё ж и так видно, что говорить-то?" или "ну, это и так все знают".
Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны "и так" знать? Сама-то я много знаю вне "своей" сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но "негуманитарно ориентированный". :)


Итак, "Благовещение".

И по ходу дела обещанная справка.
Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди - его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.

Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине - фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).

Теперь о репродукциях.
Я, увы, не видела "Благовещение" живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху - вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:

Фрагменты:

Что обычно говорят историки искусства об этой картине?

Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына").

Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, "вертоград заключенный", символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.
У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.

Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.

Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета "плоские", без характерной леонардовской прозрачности.
Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.

А, еще говорят о "перспективных погрешностях" - это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их "анаморфическими экспериментами" - якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.

Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем - не знаю. :))

P.S. О разнице в репродукциях - не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.

Ой, кстати, итальянские реставраторы - тоже отдельная тема...
Сейчас посмотрю в сети - если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.

А пока - для интереса и для сравнения - другие Благовещения 15 века:

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Джентиле да Фабриано, Италия, ок.1425г

Мазолино, Италия, 1425-30гг

Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г

Мастер жития Марии, Германия, 15в

Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г

Филиппо Липпи, Италия, 1445-50гг

История одной картины. «Благовещение» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи "Благовещение" (~1472-1475), масло и темпера на дереве, 78x219cм, Галерея Уффици Флоренция, Италия

В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15-го столетия:
Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, (Лука 1.26-38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога.

Архангел Гавриил

Дева Мария

Сцена справа— соответствует архитектуре того времени.
Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие, которое служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке (символ чистоты Марии), также показывает дорожку, исчезающую вдали. Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба.
Именно Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

Пейзаж: на заднем плане отчётливо виден порт, корабли, вершины гор

Библия и рука Девы Марии

Фрагмент мраморной подставки с рельефом

Работа прибыла в Галерею Уффици в 1867 из монастыря Сан Бартоломео (Monteoliveto), около Флоренции. До 1869 она считалась работой Доменико Гирландайо. Потом учёные пришли к выводу, что это ранняя работа Леонардо, 1472-1475гг. когда он ещё был учеником Верроккио и работал в его мастерской.

Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему большое значение. Родившийся и до четырнадцати лет росший в живописном местечке Винчи, он очень тонко и глубоко чувствовал природу - даже сказал однажды, что только она и может быть «наставницей высших умов».

Неудивительно, что действие его первой самостоятельной картины происходит на фоне великолепного тосканского пейзажа. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Такой фон определяет художника во многих работах.

Индивидуальность Леонардо чувствуется также в складках одежды Девы и Ангела. На многих эскизах он учится передавать естественное падение складок. Мраморный стол, вероятно указывает на могилу Пьеро и Джованни Медичи. в церкви Сан Лоренсо, которую Верроккио оформлял скульптурой в этот период.

Одна из ранних работ двадцатилетнего мастера, выполненная маслом на доске, Благовещение - еще не та работа, которая может охарактеризовать стиль Леонардо. На картине изображены: архангел Гавриил на левой стороне, Дева Мария справа, и аналой между ними. Все изображается в архитектурной обстановке, на фоне пейзажа. Коленопреклоненный архангел изображен молодым, прекрасным юношей, с высоким лбом, стилизованными крыльями, в богатой одежде, с лилией в руке. Читающая и удивленная Дева Мария поднимает руку в жесте удивления. Она изображена с тонкими чертами лица, которое некоторые считают холодным. Ее поза, ноги, равномерно покрытые широкой и мягкой драпировкой, придают ей сильный монументальный характер.



Когда картина Благовещение была привезена из монастыря Сан-Бартоломео, близ Флоренции в Галерею Уффици в 1867 году, она сначала была отнесена к работам художника Доменико Гирландайо, который был, как и Леонардо да Винчи, учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо. В 1869 Карл Эдуард фон Липгарт, центральная фигура немецкой художественной колонии экспатриантов во Флоренции, признал Благовещение ранней работой Леонардо да Винчи, одной из первых сохранившихся. С тех пор предварительный рисунок для рукава ангела был признан и приписан Леонардо.

Многие специалисты утверждают, что Благовещение во многом обязано своим появлением учителю да Винчи, Андреа дель Верроккьо. Однако эта картина считается первой крупной работой да Винчи (ее размер 98 см. х 217 см.). Эта большая картина выполнена его рукой, но, возможно, с помощь мастеров Верроккьо. Дебаты об авторстве разных частей картины продолжаются на протяжении длительного времени. В течение нескольких лет картина считалась работой Доменико Гирландайо или Лоренцо ди Креди. Креди был подмастерьем в мастерской Верроккьо в то же время, как и Леонардо. Эксперты также не остаются единодушными относительно других элементов картины: крылья ангела, которые были перекрашены, мраморный аналой, возможно скопированный у мастера Андреа дель Верроккьо. Из всего вышеперечисленного следует, что эта работа может являться коллаборацией нескольких художников, включая да Винчи. Верроккьо использовал краски на основе свинца и тяжелые мазки, Леонардо же рисовал более мелкими мазками, красками без свинца. Когда Благовещение подвергли рентгену, участие в работе Верроккьо стало казаться очевидным. Также очевидно и то, что архангела Гавриила и фон нарисовал именно Леонардо да Винчи.

Индивидуальность Леонардо выражена на картине в достаточной мере, ведь он один из первых художников, которые стали выделять пейзажи в отдельный жанр. Также он уделял много времени эскизам драпировок. Фоном для картины Благовещение служит замечательный тосканский пейзаж, драпировки на одеждах прорисованы прекрасно.



Даже если Благовещение является результатом совместных усилий, эта картина, тем не менее, является достижением и доказательством врожденного изобразительного таланта Леонардо да Винчи. Все в этой работе высокого поэтического и стилистического качества: обработка фигур и их атрибутов, пространственная конструкция далеких деревьев и водотока, свидетельствующая о непреходящей любви художника к природе. После написания этой картины, в его живописи и жизни произошло много изменений, которые сделали Леонардо да Винчи неутомимым новатором. И даже этой картины будет достаточно, чтобы оценить его умения.



Похожие статьи
 
Категории