Картины уильяма хогарта с описаниями и названиями. Густав Курбе

10.07.2019

«Автопортрет с чёрной собакой» , написанный Курбе в 1842 году, поражает самоуверенностью, исходящей от фигуры молодого художника.

Одет Курбе на манер естествоиспытателя: он обладает как художественным видением, так и практическим знанием (не будем забывать, что Курбе – выходец из крестьянской семьи). Сидящая рядом чёрная собака с длинной волнистой шерстью не только подчеркивает локоны самого Курбе, но, вторя струящемуся силуэту его накидки, является своего рода воплощением покорившейся художнику природы.

Эстетика маньеризма вкупе с общим пластическим строем картины, а также вполне конкретными деталями вроде акцента, сделанного на руке, наводят на сравнения с «Автопортретом в выпуклом зеркале» молодого Пармиджанино, в 1524 году приехавшего покорять Рим.

Уже под этим ранним «Автопортретом с чёрной собакой» можно подписать более позднее высказывание Курбе, «рокот океана мощен, но он не заглушит рёва моей славы». Определённо, Курбе настроен решительно: осанка, гордо вскинутая голова, тёмная одежда придают ему сходство с неким таинственным принцем, вернувшимся из изгнания, чтобы занять принадлежащий ему трон. Пройдёт три десятилетия, Курбе и в самом деле отправится в изгнание, а автопортреты, изображающие красивого брюнета, уступят аллегорическим натюрмортам с кровоточащей форелью.


Схожий фэшн-типаж : Жако Ван ден Ховен

Имя : Эжен Делакруа

Возраст : 15 лет

Одноклассник Эжена Делакруа позже вспоминал о внешности Делакруа-подростка: «Паренёк с оливковой кожей, мерцающими глазами, живым лицом, впалыми щеками, с насмешливой улыбкой, всегда игравшей на губах. Он был худеньким, с изящной фигуркой, и его густые, волнистые тёмные волосы свидетельствовали о южном происхождении ». Что ж, такое описание вполне удовлетворяет самому раннему портрету, выполненному дядей художника. Однако более полное представление о чертах лица юного Делакруа даёт акварель, написанная несколькими годами позже. Автор неизвестен, что, впрочем, неудивительно: его стиль явно не отличался самобытностью, хотя именно поэтому для нас этот портрет и представляет отдельный интерес. Будем надеяться на добросовестность художника, не увлёкшегося живописью настолько, чтобы в погоне за выразительностью исказить черты портретируемого.

Большая голова, главный объект насмешек сверстников, в пышных крупных локонах, широкие скулы и заострённый подбородок с ямочкой – лицо изображённого на портрете юноши идеально вписалось бы в сердце-медальон.

Расплывчатая, очень неопределённая улыбка играет на приоткрытых губах, «загибая» один уголок вверх; брови едва нахмурены; взгляд больших глаз, нежный и пытливый одновременно, направлен куда-то в сторону больше, чем требуется для создания «благородного ракурса», словно что-то привлекло его внимание. Вот она, иллюстрация к словам Жюллиана о детстве Делакруа: «В разгар игры или посреди урока он мог, позабыв обо всём, погрузиться в задумчивость, а то вдруг мечтательность сменялась приливами какой-то бурной активности, и тогда он оказывался куда живее и проказливее своих товарищей » .

Схожий фэшн-типаж : Бенджамин Эйдем

Имя : Жан Огюст Доминик Энгр

Возраст : 20 лет


Жак Луи Давид, "Портрет Жана Огюста Доминика Энгра", 1800.

На раннем портрете, принадлежащем кисти Давида, Жан Огюст Доминик Энгр совсем ещё юн, но, в отличие от Делакруа, столь же юного на портрете Жерико, его никак нельзя назвать мальчишкой. Не смотря на детскую округлость лица и взъерошенные, как у воробья, волосы, осанка будущего лидера французского академизма излучает спокойную уверенность, в упрямой складочке, идущей из уголка губ, читается целеустремлённость, в нахмуренных бровях – сравните их с растерянно приподнятыми полукружиями бровей Делакруа – чувствуется упорство. Общая цветовая гамма – тёплая, очень «земная» – усиливает то впечатление человека, здраво смотрящего на вещи, которое производит лицо юноши.

Именно эти качества – упорство, цельность характера, серьёзность, – отличали Энгра, судя по воспоминаниям Этьенна Делеклюза, ещё в мастерской Давида. Раннему становлению характера способствовала и материальные затруднения, с которыми Энгр столкнулся в юности: родители не обладали большим достатком, и одновременно с обучением живописи в Тулузе он играл в оркестре театра «Капитолий». Ситуация изменится в лучшую сторону с переездом Энгра в Париж, где, обретя определённую известность лучшего ученика Давида, молодой художник стал зарабатывать портретами. Отношения между легендарным Жаком-Луи Давидом и его новым учеником складывались непросто. Отчуждённость Давида от своей модели чувствуется и в рассматриваемом портрете 1800 года: кажется, Давид не стремится проникнуть в характер Энгра, а тот, в свою очередь, не спешит перед ним раскрыться.

Схожий фэшн-типаж : Нильс Батлер






IV

Имя : Пабло Пикассо

Возраст : 19 лет


Пожалуй, наиболее известный из ранних автопортретов Пабло Пикассо – рубежа веков, что символично – удивляет всех, кто видит его в первый раз. Нехарактерное для художника строго фронтальное изображение лица, где грубые косые штрихи чередуются с дымчатой растушёвкой, вроде того, как на мальчишеском лице проступают первые признаки взросления.
Одна из любимых метафор XX века - зеркало, дверь в другой мир, путешествие в который почти наверняка окажется рискованным и неприятным. На автопортрете Пикассо словно изучает своё отражение, набравшись отваги взглянуть на себя таким, каков он есть на самом деле, не защищаясь от внешнего мира иронией, не обращая всё в шутку, не борясь с поглощающей меланхолией. Он стоит на перепутье: шагнуть ли в головокружительную глубину, остаться ли по эту сторону внешней реальности, - и он выбирает первое. Неудивительно, зная, что именно Пикассо чуть позже откроет кубистическое видение, важнейшая составляющая которого – взгляд «изнутри».

Схожий фэшн-типаж : Бастиан Ван Гаален






Имя : Эгон Шиле

Возраст : 17 лет



Прежде, чем в творческой манере Эгона Шиле произошёл, в прямом смысле, драматичный перелом, его работы, как и он сам, казались такими гладкими, такими причёсанными. Даже не верится, что этот розовощёкий школьник с бантом и невротичный взъерошенный дьявол с полными отчаянного эксгибиционизма картинами – один и тот же человек. Однако мальчишка не так прост, как может показаться: он создан не из плоти и крови, а из какого-то сверхтяжёлого живописного вещества, обладающего колоссальным зарядом тёмной энергии. Обратите внимание на глаза: такие большие, они должны бы казаться красивыми, но, лишённые белка, они лишены и какого бы то ни было человеческого выражения. Это глаза зверя, глаза существа, не человека. Голубоватый свет падает на лицо и прядь густых волос, окончательно лишая красочное поле какого бы то ни было намёка на тепло и уют. Здоровый румянец обращается лихорадочным горением, а приятная улыбка – двусмысленной ухмылкой.

Живой интерес у исследователей вызывал вопрос, почему Гюстав Курбе на протяжении 1840-х годов создал более двадцати автопортретов. Одни считали, что обладавший красивой внешностью Курбе попросту любовался своим лицом. Другие же полагали: художник считал себя самой доступной моделью, так как в то время он жил в большой нужде и даже рисовать ему порой приходилось на оберточной бумаге.

Французский живописец, график, скульптор Гюстав Курбе родился в Комб-о-Ро близ Орнана в семье богатого фермера, имевшего обширные земли. Отец мечтал, что его сын станет юристом, но юридическая карьера не увлекала Гюстава, выбравшего для себя профессию художника. В Безансоне он посещал рисовальную школу, где его учителем был Ш. А. Флажуло, ученик Ж. Л. Давида. За необыкновенные способности товарищи прозвали Курбе "королем красок".

В 1840 году будущий живописец приехал в Париж, где по желанию отца начал учиться в школе права. В свободное время Курбе приходил в Лувр и другие парижские музеи и делал там копии с картин известных мастеров. Особое восхищение у него вызывали произведения Рембрандта, Д. Веласкеса, Х. Риберы, Т. Жерико, Э. Делакруа. Посещал юноша и мастерскую Сюиса, где рисовал натурщиков.

Курбе был беден, поскольку отец, недовольный его выбором, присылал сыну мало денег. Гюстав снимал дешевую квартиру и часто голодал, чтобы выкроить средства на краски, бумагу и холсты. Он упорно писал, но его картины не пользовались спросом.

Среди самых известных работ Курбе, написанных в этот период, - знаменитый "Автопортрет с черной собакой" (1842–1845, Пти-пале, Париж). Это не просто портрет, а портрет-картина, на которой зритель видит пейзаж со скалой, фигуру сидящего на земле художника, большую черную собаку, палку и альбом для зарисовок. Так Курбе рассказывает всем не только о своей профессии, но и о любви к окружающему его миру. Человек, изображенный на полотне, смотрит на нас с чувством превосходства, он уверен в своих силах, смел и независим.

Некоторая театрализованность ощущается и в других автопортретах мастера, среди которых картина, известная под названием "Раненый" (Лувр, Париж). Здесь также есть тщательно проработанный пейзажный фон (поляна, ствол дерева, у которого сидит художник) и детали, придающие композиции повествовательность (шпага и красное пятно на рубашке модели).

Сам образ довольно романтичен: глаза портретируемого прикрыты, на его лице застыли печаль и боль. Все эти детали говорят о том, что персонаж страдает от раны, нанесенной ему на дуэли. Но это лишь поверхностный взгляд на картину, являющуюся, по сути, в некотором роде мистификацией. Если внимательно посмотреть на полотно, можно увидеть, что героя лишь одолела усталость. На его щеках заметен легкий румянец, а во всей фигуре чувствуется скрытая сила и энергия. Оптимистичность композиции подчеркивается и характером мазка - размашистого и динамичного.

Интересен также автопортрет "Человек с кожаным поясом" (1845–1846, Лувр, Париж), свидетельствующий о глубоком интересе Курбе к мастерам эпохи Возрождения. Есть в этой картине и что-то от Рембрандта и голландских портретистов XVII столетия, хотя сам автор заявлял, что образцом для него здесь было творчество Д. Веласкеса. Несомненным остается огромное влияние на Курбе старых художников, чьи работы он копировал в Лувре. Исследователи определили, что "Человек с кожаным поясом" был написан поверх копии с картины Тициана "Портрет молодого человека с перчаткой". Автопортреты Курбе, представленные в хронологическом порядке, показывают не только то, как преображалась с годами внешность художника, но и то, как менялось его отношение к миру. В более зрелых автопортретах нет прежней энергии и оптимизма, а также повышенной эмоциональности.

Г. Курбе. "Автопортрет с черной собакой", 1842–1845, Пти-пале, Париж

Перед нами предстает возмужавший и мудрый человек. Сам Курбе признавался: "Я за свою жизнь создал немало портретов по мере того, как изменялся мой образ мышления. Одним словом, я написал свою жизнь".

С течением времени Курбе перестает так тщательно выписывать фон и все свое внимание переносит на лицо модели.

В 1840-е годы художник написал множество портретов своих родных. В числе лучших - "Жюльетт Курбе" (1844, Пти-пале, Париж). Художник изобразил свою младшую сестру Жюльетт сидящей в кресле с плетеной спинкой. Поражает явное несоответствие облика модели и фона: юная девушка, одетая в скромное платье, показана на фоне пышной драпировки, более уместной для парадного портрета XVII столетия. В этой детали сказалось стремление мастера к театрализованному, игровому началу, мистификации, характерной для его ранних автопортретов.

Курбе посылал свои портреты в Салон, но жюри каждый раз отвергало их.

Среди моделей мастера были не только родственники, но и друзья, а также люди, близкие ему по духу. Художнику позировали поэты, писатели, философы.

Одно из самых ранних полотен, показывающих представителей интеллектуальной среды столицы, - "Портрет Шарля Бодлера" (1847–1848, музей Фабра, Монпелье). Одухотворенную характеристику модели подчеркивают предметы окружающей обстановки: книги, стол с папкой, чернильница. Трудно уловить выражение подвижного лица поэта. Работая над портретом, Курбе сетовал: "Я не знаю, как закончить портрет Бодлера, каждый день его выражение меняется". Сложность натуры Бодлера обескуражила художника, стремившегося к ясности образов на своих портретах. Художник так и не положил завершающие мазки на полотно и именно таким образом передал сущность характера своей модели.

Более определенно и однозначно Курбе охарактеризовал известного критика и историка искусства на "Портрете Шанфлери" (1854, Лувр, Париж). На темном фоне выделяется лицо человека, сущность которого совершенно ясна и понятна зрителю. Шанфлери демократичен, умен и вдумчив. Такие же мысли вызывают и многие другие портреты Курбе ("Портрет Брюйаса", 1854, музей Фабра, Монпелье; "Портрет Валлеса", 1861, музей Карнавале, Париж). Люди, изображенные на полотнах, для Курбе прежде всего единомышленники, близкие ему по убеждениям.

Г. Курбе. "Жюльетт Курбе", 1844, Пти-пале, Париж

Несколько особняком стоит "Портрет Пьера-Жозефа Прудона" (1865, Пти-пале, Париж).

Курбе включил фигуру знаменитого философа в пейзаж и поместил в композицию изображения двух детей. Художник с большим уважением относился к личности Прудона и, вероятно, поэтому называл этот портрет историческим, хотя он и не являлся таковым. Курбе начал портрет уже после смерти Прудона и пользовался фотографией и прижизненным изображением философа кисти другого мастера. Возможно, вследствие этого образ Прудона, несмотря на явное внешнее сходство, получился малоубедительным и безжизненным.

В мужских портретах нет той задушевности и эмоциональности, которая присутствует в женских портретных образах ("Испанка", 1855, частное собрание, Филадельфия; "Портрет мадам Брайер", 1858, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

В то же время некоторые изображения женщин свидетельствуют о попытках мастера выразить в этих образах свое понимание красоты. Курбе любуется чувственной прелестью своих моделей, их физическим совершенством. Таков "Портрет Джо" ("Прекрасная ирландка", 1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; вариант - в Национальном музее, Стокгольм). На картине изображена Джоанна, возлюбленная живописца Джеймса Уистлера. Восхищенный художник передает роскошные рыжие волосы девушки, глядящейся в маленькое зеркало, ее нежное лицо. Этот образ близок по своему духу знаменитой тициановской "Венере, смотрящейся в зеркало". Среди самых известных шедевров Курбе - картина "Похороны в Орнане" (1850, Лувр, Париж), соединившая элементы двух жанров - портретного и бытового. На полотне изображены провинциальные похороны, но действие почти не ощущается, и потому зритель может внимательно рассмотреть всех персонажей композиции: родственников покойного, служек, причетников, мэра города, нотариуса, священника, могильщика и других людей, пришедших на кладбище. Интересно, что почти каждый изображенный имел свой реальный прототип. Жители Орнана толпились возле мастерской Курбе, мечтая о том, чтобы художник запечатлел их на картине.

Г. Курбе. "Автопортрет с трубкой", 1846–1847, музей Фабра, Монпелье

В каждом своем герое живописец стремится показать индивидуальные черты характера. Зритель видит разных людей: хитрых, умных, волевых, лицемерных. И в то же время у всех них есть что-то похожее, типичное. В лицах приземленных и практичных орнанцев нет одухотворенности. Представляя каждую модель в отдельности, Курбе создал общий портрет французской провинции с ее косностью, отсталостью мышления. Авторскую мысль подчеркивает сдержанная цветовая гамма, тяготеющая к черным и белым оттенкам, и плотная фактура картины.

Еще одно значительное произведение Курбе в портретном жанре - "Ателье" (1855, Лувр, Париж), ставшее художественным воплощением творческого кредо живописца. В центре картины мы видим самого Курбе, вокруг него располагаются его единомышленники, чьи портретные образы превращены в аллегории. Так, Бодлер олицетворяет Поэзию, Шанфлери - Прозу, Прудон - Философию и т. д.

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного", - злобно писал Александр Дюма-сын по поводу картины Гюстава Курбе "Спящие" (1866). Интересно, что бы сказал великий писатель, увидев полотно "Происхождение мира" , который публике показали лишь в конце XX века - через полтора столетия после его создания? Долгое время скандальная картина находилась в частной коллекции, ныне она выставлена в музее Орсе. До сих пор к ней приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.

Гюстав Курбе считается основателем нового художественного стиля - реализма. Рихард Мутер писал: "Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают". Действительно, творчество художника порождало громкие скандалы на протяжении всей его жизни.

Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Его отец владел виноградниками около Орнана. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. В это время он также посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Особо сильное впечатление произвели на него малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. В 1844 году его картина "Автопортрет с собакой" была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. В Париже он познакомился с и Оноре Домье .

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи всё ещё был академизм и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Руссо. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить наиболее известные полотна Гюстава Курбе.

1. "Автопортрет с черной собакой" (1842)

Первая картина Курбе, имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям: "Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне". Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие. В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.

2. "Послеобеденное время в Орнане" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из приездов художника в родной город. Завершена она была уже в Париже. Филолог и романист Франсис Вей написал о своей встрече с Курбе: "Нас принял высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст "Послеобеденное время в Орнане". <...> Почему вы ещё не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? - воскликнул я. - Еще никто никогда не писал так, как вы!" - "Верно! - отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. - Я пишу как бог!".

3. "Дробильщики камня" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В письме к Франсису Вею Курбе описывает это полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: "Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн-Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь". В романе "Биез из Серина" , написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Известный французский политик, философ и социолог Пьер Жозеф Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а "Дробильщиков камня" - первой социальной картиной.

4. "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В мае 1954 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению известного мецената и коллекционера Альфреда Брюйа . На картине художник изобразил себя с тростью и ранцем за спиной в тот момент, когда на дороге его встретил Брюйе, слуга и собака. Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, свободного от условностей академической живописи. Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: "Я никогда не видел ангела. Покажите мне ангела, и я напишу его".

5. "Спящие" (1866)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


На картине, которая буквально взорвала буржуазную Европу, две обнажённые женщины лежат в обнимку на застеленной белой простынёй постели, в результате чего предстающая перед зрителем сцена кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем. Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих.

1697-1764

Автопортрет с собакой Трамп
1745. Холст, масло, 90x65. Галерея Тейт, Лондон.

Уильям Хогарт - крупный английский живописец, гравер периода рококо, теоретик искусства, автор знаменитого "Анализа Красоты". Уже в детстве у него проявились интерес к рисованию и феноменальная память, позволявшая запоминать множество не связанных между собой деталей. В 16 лет Хогарт поступил в обучение к резчику по серебру Э. Гемблу и овладел не только искусством декоративной резьбы, но и гравирования на меди. В 1720 Хогарт начал свой путь в искусстве. Первые опыты художника были связаны с гравюрой и графикой, и первой крупной работой стали иллюстрации к "Гудибрасу" С. Батлера (изд. в 1726). В конце 1720-х Хогарт стал известен как мастер небольших групповых портретов. Он работал и в других жанрах, удачно проявил себя как создатель сатирических произведений. Автопортрет с любимой собакой Трамп - одно из самых известных произведений Хогарта. Здесь использован эффект "обманки": портрет как бы установлен на томах Шекспира, Свифта, Мильтона. Так художник отдал дань уважения литературе, способной спорить с живописью. Окруженный драпировками портрет напоминает зеркало, в котором отобразился облик художника. Другие известные произведения: "Девушка с креветками". Начало 1760-х. Национальная галерея, Лондон; "Миссис Солтер". 1744. Галерея Тейт, Лондон; "Дети семьи Грэм". 1742. Галерея Тейт, Лондон.



Похожие статьи
 
Категории