Казаки Некрасовцы. Первые русские переселенцы на Кубани

25.09.2019

Казачество в истории России играло важную роль как в становлении Российской империи (больше половины всей территории России присоединены именно казаками), так и в отстаивании независимости России от внешних агрессий.

Первые упоминания о казаках появились еще в период разгрома Золотой Орды. Происхождение казаков кроется, прежде всего, в социальных причинах. Рост крепостного права в XV - XVI веках заставлял обездоленных, угнетенных крестьян в поисках лучшей жизни бежать на окраины России, где они освобождались от помещичьей кабалы и тяжести государственных повинностей. Здесь они становились казаками (от тюркского - беглец, вольный).

Казацкие поселения стали возникать на Днепре, на Дону, на Волге, на Яике (Урале), затем появились казаки в Сибири и на Кавказе.

Казачество было и своевольным (казачьи бунты Болотникова, Булавина, Разина, Пугачева), и верным своему долгу перед православием и Русью в случае внешнего нашествия.

Кто же такие некрасовские казаки? Откуда берет свое начало эта ветвь казачества?

Как указывает Д.В. Сень, некрасовские казаки представляют собой органическую и вместе с тем специфическую часть российского казачества. По происхождению донские, они с полным правом могут считаться и кубанскими казаками, поскольку именно те геополитические условия, с которыми столкнулись донцы на Кубани в XVIII веке, оказали на них огромное преобразующее воздействие; причем это воздействие вызывало зачастую самые благоприятные последствия (сказывавшие на протяжении веков, влиявшие и на культуру некрасовцев, и на их сознание (36, с. 17)).

И.В. Смирнов пишет: "Некрасовцы как самостоятельное казачество начитают свою историю после поражения Булавинского восстания 1707-1709 годов. Атаман Игнат Федорович Некрасов увел на Кубань до трех тысяч донских казаков с семьями, спасая их от истребления царскими властями. Там они соединились с кубанским казачьим войском, основанным еще в 1688 году атаманом Маноцким, и организовали своеобразную республику, которая на протяжении 70 лет непрерывно пополнялась казаками из других мест и крестьянами, бежавшими от крепостного гнета". (37, с, 97)

Заглянем в историю донского казачества и выявим причины, побудившие Некрасова увести казаков за пределы Родины.

История донского казачества явилась историей казацкой вольницы, которая не раз поднималась на борьбу вместе с восставшими крестьянскими массами... Их сила заключалась в недовольстве закрепощенного народа. Крестьянские и посадские люди видели в них мстителей за народное горе. Вскоре донское казачество настолько усилилось, что начинает играть важную роль в международных отношениях держав. Казачество привлекает к себе внимание, как московского правительства, так и турецкого султана. (34, с. 7).

Поначалу казаки вели жизнь полудикую, своевольную, почти кочевую и беспрестанно искали приключений или добычи. Основным занятием казаков вне походов были рыбная ловля, охота, скотоводство. Вели торговлю с украинскими городами, оттуда привозили хлеб, вино, порох. Только в XVII веке гражданская жизнь казаков приняла вид образованности.

Казачьи общины имели своеобразную демократию. Законодательной и исполнительной властью был войсковой круг, в который входили все жители станицы, достигшие восемнадцатилетнего возраста. На кругу решались все дела: выборы атамана, вопросы войны и мира, дележа добычи; судили, миловали, наказывали. Религия носила у казаков скорее обрядовый характер. Приверженность православной вере была весьма относительной. Здесь легко уживались различные христианские течения.

Церковные реформы патриарха Никона в XVII веке, породил раскол в Российской православной церкви, привели к преследованиям староверов, как со стороны государства, так и официальной государственной церкви. Как указывает М.В. Нечкина, уже в конце XVII зека возникает до того неизвестная для России явление - религиозная эмиграция, бегство за пределы государства Российского всех тех, кто подвергался преследованиям за свои религиозные убеждения. (28, с.109)

Итак, реформы Никона и репрессии приверженцев старой веры со стороны правительства усилили приток раскольников на Дон, которые стали пропагандировать старую веру среди казачества. Уже в конце XVII века здесь было утверждено старообрядчество. "От всех попов потребовали служение по старым книгам". (34, с. 19).

На беду хранителей старой веры на российский престол взошел своенравный и жестокий царь Петр Алексеевич, поддержавший церковные реформы Никона. Царь издал указ, по которому велено было сжигать тех верующих и священнослужителей, которые после расспросов и пыток не отказались от старой веры (48, с. 109).

Петр I приходил в бешенство, когда от его деспотии убегали тысячи граждан на Дон, которые от его реформ и налогов пухли с голоду. Например, с приверженцев старой веры взимался двойной налог, в том числе и за ношение бороды.

В конце XVII века у донских казаков начинают отбирать земли. Все чаще происходили столкновения царских властей с казаками.

"Наиболее крупное произошло в 1706 году на Бахмудских саляных промыслах из-за изъятия их из-под ведом Войска Донского и передачи их в введение Семеновской канцелярии с отпиской на государя". (34, с. 20)

Атаманом на Бахмуте был Кондратий Афанасьевич Булавин, который возглавил казаков. Произвол и жестокость царских слуг, особенно карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, явились последней искрой, вызвавшей пламя восстания. Убийство князя отрядом, который возглавлял Булавин, 8 октября 1707 года послужило сигналом для восставших.

Петр I посылал вооруженную армию под командованием Владимира Долгорукого на поимку повстанцев. В 1707-1709 годах Дон пылал, народ жестоко истреблялся. Изменщики-предатели убили атамана Войска Донского Кондратия Булавина.

Главной фигурой в руководстве восстания на этом этапе был Игнат Некрасов, (16, с. 392)

Кто же такой Некрасов - единственный представитель казачьего сословия, по имени которого названо целое войско?

Исторические сведения об этом человеке скудны. В.И. Смирнов указывает, что это отдельные упоминания в официальных документах, обычно в словосочетании "вор Игнашка", и своеобразный фольклорный образ. (37, с. 97)

В исследованиях И.В. Смирнова и Д.В. Сеня указывается, что осенью 1707 года, когда Булавин собирал свой отряд, Игнат был простым казаком станицы Голубинской, Очевидно, Некрасов выдвинулся благодаря своим личным качествам в период военных действий как исполнитель особых поручений, а затем как походный атаман (37, с. 98; 36, с. 19)

П.П. Короленко считал Игната Некрасова станичным атаманом Есаульской станицы (48, с. 109), с чем согласуется точка зрения Ф.В. Тумилевича, Н.Г. Волковой, А.Г. Рабчевской,

Жестокая расправа правительственного войска под руководством В.В. Долгорукова над участниками восстания заставила Игната Некрасова увести остатки повстанческого отряда на входившую в состав Османской империи Кубань. Численность прибывавших с Дона, историками оценивается по-разному. Один из ранних историков казачества А.И. Ригельман называет цифру 8000 душ обоего пола. (48, с. 110)

Современный историк И.В. Смирнов говорит о трех тысячах, но, возможно, только строевых казаков. Он же утверждает, что прибывшие донцы не выглядели униженными просителями, а составляли хорошо организованную воинскую единицу со своим знаменем и семью пушками. (37, с. 100)

Некрасов был личностью незаурядной. Когда он прибыл с отрядом "в славное Кубанское войско", его выбрали войсковым атаманом. Историк И.В. Смирнов уточняет: "Некрасов с самого начала стал лидером небольшой казачьей республики. Задача, ставшая перед ней, требовала серьезного напряжения сил: следовало заложить основы такого устройства, которое исключило бы внутренние конфликты, т.е. воплотить в жизнь хотя бы на маленьком клочке земли те идеи, во имя которых погибли тысячи повстанцев на Дону".

Сведений о повседневной жизни казаков на Кубани сохранилось мало. Если суммировать все сведения из документов, записок путешественников и исследований ученых, то вырисовывается довольно ясная картина их жизни. Во главе общины стоял войсковой атаман, избираемый на один год. На него возлагалась исполнительная власть. Высшая же власть принадлежала войсковому кругу. Все путешественники, побывавшие у казаков, отмечали с которым они держались, их честность и порядочность. Участвуя вместе с турками и крымскими татарами в военных походах, казаки не занимались грабежом.

Трудно представить, что непримиримые прежде враги, казаки и турки, нашли общий язык. Казаки получили убежище, и даже некоторые привилегии в турецких пределах. Султан предоставлял казакам землю и свободу вероисповедания, казаки давали клятву, что не станут "воевать турецкую землю", будут участвовать в военных компаниях на стороне Турции. П.П. Короленко отмечает, что хотя казаки-некрасовцы и служили в турецкой армии по одной своей доброй воле, но в походах против христиан не участвовали. (48, с. ПО)

Конечно же, султан не просто так пошел некрасовцам навстречу. Силу казацкого оружия турки знали прекрасно, им было выгодно иметь сильное войско на границе с Россией, которое только и ждало удобного случая, чтобы отобрать благодатный кубанский край.

Вскоре так оно и случилось. Новая русско-турецкая война не заставила себя долго ждать, и после побед графа Миниха, Кубань отошла к России. Царские власти требовали возврата некрасовцев на Дон. Царица предпринимала несколько карательных экспедиций. И тогда Игнат - атаман снова протрубил поход.

На большом круге было принято решение уйти на Балканы, на Дунай. В бухте Таманского полуострова были изготовлены корабли. Делалось это тайно. Незадолго до отплытия всему населению было приказано прийти через камыши-топи Азовских лиманов к месту, где стояли корабли. Карательные отряды преследовали беглецов, не щадя ни детей, ни стариков. Громкий стон или плач могли выдать казаков.

Если младенец плакал, его топили. Под угрозой гибели некрасовцы достигали бухту, где ждали корабли.

И повел Игнат казаков на челнах к берегам Турции, Некоторые исследователи считают, что Некрасов умер еще на Кубани. (37, с. 101)

Но песни и предания самих некрасовцев утверждают, что именно Некрасов их вел за собой. (41)

Во время переселения некрасовцы пошли двумя путями. Одни осели в дельте Дуная, другие - в Анатолийской части Турции (Майнос и остров Мада). По душе пришлись некрасовцам эти места. Казачий круг постановил: строится окончательно, чтоб станица была не хуже, чем на Дону.

казаки Некрасовцы. Казаки-некрасовцы – потомки донских казаков, участников восстания Кондратия Булавина 1707-1709 годов, которые после гибели Булавина (7 июля 1708 года) и поражения главных сил повстанцев отказались сложить оружие и 24-25 августа 1708 года ушли во главе с атаманом Игнатом Федоровичем Некрасовым с Дона на Кубань. Согласно преданию, с Некрасовым ушло на Кубань «сорок тысяч казаков» в «7217 году» (т.е. в 1709 году по нашему летоисчислению). В действительности, по оценкам современных историков, ушло 18 тысяч казаков призывного возраста, а если считать вместе с семьями - до 80 тысяч. На Кубани, объединившись с бежавшими туда в 1688 году старообрядцами Левки Манацкого, некрасовцы создали вольное Войско Кубанское и оборонялись от царских войск до 1741 года: совершали набеги на Дон и южные окраины России, жгли и вешали князей, бояр, "домовитых" казаков, бунтовали народ, принимали беглых, засылали подговорщиков с "прелестными" письмами. Сам Некрасов погиб в бою в 1737 году. В «лето 7249 года» (1741 год) кубанская общность раскалывается. Коренные некрасовцы - потомки повстанцев под давлением русских войск уходят на Дунай в Добруджу - румынскую землю, находившуюся под властью Турции. В 1762 году Кубань покидает часть старообрядцев. После странствий одна их ветвь соединяется с дунайцами, другая растворяется в турецком Черноморье. В 1777 году на Дунай перебираются оставшиеся кубанские старообрядцы. В 1775 году дельта Дуная становится последним убежищем вольных запорожцев: рядом с некрасовцами возникает Задунайская Сечь. Вскоре между казаками двух войск начались конфликты из-за угоди, которые привели к междуусобной войне. В 1780-е годы русские заняли Крым, взяли Измаил и вышли к Дунаю, и некрасовцы к 1791 году уходят вглубь Турции на «Еноз и Майноз» (на берег Эгейского моря в устье реки Энос и на озеро Майнос, в 25 км от портового города Бандырма на Мраморном море). В 1828 году эйносцы переселились на Майнос. Те, кто остались на Дунае - старообрядцы и поздние поселенцы, - к середине XIX века утратили старые казачьи традиции. Но Дунай, как ранее Кубань, по-прежнему оставался убежищем для беглецов из России. Майнос, хотя и сильно поредевший от эпидемий, продолжал хранить донские обычаи XVII века и соблюдать «заветы» Игната Некрасова. Казаки с местным населением не смешивались, земли не пахали, занимались рыбным промыслом. Так продолжалось до середины 1860-х годов. В 1864 году майносцы отказались участвовать в турецких войнах. В ответ Турция увеличила казакам подати, ввела военный налог, заселила земли вокруг Войска мухаджирами - мусульманами с Кавказа, а оставшиеся участки стала продавать казакам. 70 семей Майноса купили себе землю, община раскололась на рыбаков и землевладельцев. Рыбаки были в большинстве, круг находился под их контролем, но экономически они начали попадать в зависимость от землевладельцев. «Заветы» нарушились («казак на казака стал работать»). В 1867 году 157 семей - стронников «заветов» - ушли с Майноса на остров Мада в Бейшеирском озере. Эта попытка возрождения старинного уклада не удалась. "Подморная" земля Мады оказалась смертельной: вода в озере заражена, густые вечерние туманы разносили смерть. Но казаки, даже после вмешательства русской миссии, отказывались уходить: умирали и отправляли людей искать легендарный "Город Игната", якобы основанный когда-то давно "правильными" некрасовцами "за Пещаным морем". Почти все колонисты Мады погибли, не найдя своего Города; некоторые вернулись. К 1912 году в живых на Маде оставалось только 8 семей. "Город Игната" искали и майносцы, но также не нашли. На карте его никогда не было. Город жил в самих некрасовцах - как воплощение мечты казаков о вольном и справедливом мире. К началу XX века надежда найти "Город Игната" умерла. Появилось предание о гибели той легендарной затерянной ветви некрасовцев. В 1912-1913 годах 150 семей Майноса постановили вернуться на родину. На Дон их царские власти не пустили, сославшись на нехватку земель, и поселили на Кавказе, в 5 км от станции Нотанеби, в селении Лайтуры, но сохранили традиционные права: старую веру, казачье звание и внутреннее самоуправление, построили дома и выделили по 10 десятин леса на семью. В 1917 году, после Февральской революции, грузинское национальное правительство предложило некрасовцам покинуть край, и казаки отправились на Кубань, в станицу Прочноокопскую Армавирского района. Кубанская Рада отказала им в земле. Молодые некрасовцы ушли сражаться в Красную Армию. Советская власть дала некрасовцам земли и деньги на строительство, но прежняя казачья форма правления – круг - была уничтожена. Поселенцы основали хутор Ново-Некрасовский в 25 км от станции Ахтарская. Вскоре в Россию начали перебираться липованы с Дуная – в хутор Ново-Покровский (1921) и Потемкинский (1924). В 1947 году в Ейский район были переселены из Румынии еще 20 тысяч дунайских семей. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Кёджа-Гель (до 1938 года - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись последние 215 живших там семей некрасовцев - всего 999 человек (тысячный некрасовец родился уже в пути на пароходе). Другая, небольшая часть майносцев - несколько десятков человек - перебралась к русским староверам в Америку. Майносская община прекратили существование. Но история некрасовцев продолжается. Хотя сам Игнат Некрасов погиб еще на Кубани, фольклорные версии его судьбы различны: есть предания, как он ведет казаков с Кубани на Дунай или с Дуная на Майнос, или уходит и основывает "за Пещаным морем" новый "Город Игната", куда не могут попасть оставшиеся некрасовцы, или до сих пор бродит по свету в поисках лучшей доли для казаков… Знамя Некрасова, простреленное пулей у основания старообрядческого креста, его евангелие и печать были сданы в НКВД. Судьба "Книги Игната", содержащей "Заветы", неизвестна.

Некрасов Игнат - донской казак (атаман Есауловской станицы), сподвижник атамана К. Булавина в борьбе с царским режимом за независимость Дона. Ему и Драному Булавин поручал самые серьезные боевые операции против карательных войск Петра I. Драный и Некрасов взяли Черкасск 7 июня 1708 г. Некрасов вместе с Павловым осадил Царицын и приступом взял его. Расправившись с воеводой, боярами и прибыльщиками (налоговыми чиновниками), он ввел казачье самоуправление в Царицыне. Затем Некрасов направил свои войска по суше к Тамбову и Пензе. Сам же с небольшим числом восставших двинулся к станице Голубинской. По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина: «... И есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску...».

Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской, намереваясь идти на Черкасск. Это обеспокоило В. Долгорукого, который, не скрывая опасности, писал 5 августа полковнику Дедюту: «... А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина». Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит булавинцев (в сентябре 1708 г.) на Кубань. Правительство считало национально-освободительное движение на Дону подавленным.

С уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение казаков - некрасовцев. По своему этническому составу оно было более единым, чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 год). В процессе нового этапа освободительного движения с царским режимом Некрасов создал устойчивую казачью общину, потомки которой являются нашими современниками. Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Уход Некрасова на Кубань (бывшая турецкая территория) был вынужденным. Ушли с ним казаки идейно сильные, убежденные в правоте своей борьбы за казачью волю с царем, боярами, помещиками, князьями. Официальное сообщение В. Долгорукого царю гласит, что «ушло 2000 человек». Другие свидетельства говорят, что ушло 600 семей; третьи, например Ригельман, утверждают, что с Некрасовым ушло 8000 душ обоего пола. Сами некрасовцы считают, что «Игнат увел 40 тысяч казаков, кроме малого, кроме старого».

Петра I понимал, что борьба казачьего народа за волю не закончена, национально-освободительное движение стало более организованным, идеология свободы охватывало все большие круги казаков Дона, потому он официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И. Лоскута, И. Павлова, С. Беспалого, С. Ворыча и др.). Азовский губернатор И.А. Толстой в специальном донесении царю от 12 января 1709 г. сообщает о переговорах с Турцией: «О Некрасове в Царь-град к брату своему писал я прежде сего... А ныне по письму Вашего величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали». Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов.

Некрасовцы, пришедшие на Кубань к устью реки Лабы, обосновались на правом берегу в нескольких селениях. Позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом казаков пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил. В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 Г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.

В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань. В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. Правительство считало борьбу некрасовцев «воровским делом», а учение раскольников о равенстве – ересью. Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию.

Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720 г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды. В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 казков. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч казаков, крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам. Документы о булавинском и нeкpacовcком движении (письма, сводки, донесения) писались сторонниками правительства, поэтому в большинстве своем они тенденциозны, особенно в оценке движения и в описании фактов. Более объективными документами были письма вождей этого движения, но их сохранилось немного. В этом отношении очень важны и приобретают большое значение народные рассказы, предания, песни. В них почти документально выражены истинно народные понятия и суждения о событиях.

После 1737 г. походы И. Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились. Поэтому конец этого года можно предположительно считать годом смерти Игната Некрасова.
В царствование Екатерины II, когда Россия покорила Кубань и горцев, в отношении казаков некрасовцев приказ был один - истребить поголовно. Русская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и Камышевым плавням-болотам некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено, по грудь в воде отходили ночами по камышам казаки, унося на руках детей и оружие.

Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева: "Через плавни и Кубань шли ночами в камышах, а следом войско Екатерины. Если дите какое заплачет, то матери приказывали бросить в воду. Женщины закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцев и несли на руках. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили и бросали в воду".

Двести пятьдесят лет прожили казаки-некрасавцы в Турции, куда ушли с Кубани. Они сохранили язык, казачью православную веру, обычаи, культуру и традиции. Они до конца исполнили завет Игната Некрасова - не покоряться, при царизме в Россею не возвертаться". И только в 60-х годах прошлого века вернулись они на Родину и были поселены в Ставропольском крае (на момент переселения община казаков некрасовцев насчитывала 700 семей).

Видео о казаках некрасовцах

В 1707 году на Дону вспыхнуло знаменитое восстание под предводительством Кондратия Булавина - сотника бахмутской казачьей сотни, позже ставшего войсковым атаманом. Причиной восстания стали жестокости, творимые царской экспедицией под руководством князя Юрия Долгорукова, прибывшего на Дон по поручению Петра I для розыска и возвращения беглых крепостных крестьян. Уже в октябре 1707 года против царского порученца выступил Кондратий Булавин со своей сотней, к которому присоединились беглецы: крестьяне и беднейшая часть казачества. Так началось знаменитое Булавинское восстание.

Одним из ближайших соратников Кондратия Булавина стал 47-летний казак станицы Голубинской Игнат Некрасов. Однако весной 1708 г. на подавление Булавинского восстания были направлены значительные воинские силы, включая не только армейские части, но и запорожских казаков и калмыков. 7 июля 1708 г. Кондратий Булавин погиб при странных обстоятельствах. Терпя поражения от царских войск, оставшиеся силы булавинцев под командованием Игната Некрасова предприняли отступление и отошли в пределы Крымского ханства. Первоначально Некрасов и его последователи, названные некрасовцами, обосновались на Кубани - на правом берегу реки Лабы, в 7 км к юго-востоку от современного Усть-Лабинска. Здесь возникло укрепленное поселение, названное Некрасовским городищем, а позже - станицей Некрасовской.


В то время земли Кубани находились еще под властью Крымского ханства, поэтому Игнату Некрасову пришлось получать разрешение от крымского хана на создание здесь своего поселения. Кстати, хан, заинтересованный в союзниках в борьбе против России, свое «добро» некрасовцам, разумеется, дал. На кубанской земле появилось внутренне автономное образование - казачья вольная республика некрасовцев. некрасовской республики, к сожалению, изучена довольно поверхностно. Между тем, сам феномен уникальной казачьей вольницы под патронажем крымских ханов удивителен. Жизнь в некрасовской республике строилась по «Заветам Игната». Письменные образцы этого документа были утеряны еще в XVIII веке, а может и не существовали вообще, поэтому «Заветы» передавались устно, от старших к младшим, из поколения в поколение. Основой «Заветов Игната» было своеобразно толкуемое православие старого обряда. Никонианство и никонианское духовенство «Заветами» отвергались, некрасовцы придерживались исключительно старообрядческой традиции. При этом, в отличие от других старообрядческих общин, в некрасовской республике казачий Круг был поставлен выше духовенства.

Если верить некрасовской традиции, «Заветы Игната» были составлены самим атаманом Некрасовым. Как бы там ни было, но они представляют собой очень интересный памятник альтернативного законотворчества. Многие историки до сих пор не могут прийти к выводу о том, что же легло в основы «Заветов Игната» - только ли старообрядство и традиции казачьего уклада и самоуправления, или же имело место и влияние того же ислама, исповедуемого турками и крымскими татарами - ведь «Заветы» слишком регламентировали не только особенности управления в казачьей общине, но и частную повседневную жизнь ее членов.

Устои в некрасовской общине были жесткими, но справедливыми. Морально-нравственные и поведенческие установки определялись не только религией, но и своеобразными представлениями некрасовцев о социальной справедливости. Здесь следует отметить, что костяк некрасовцев формировался не только из казаков, но и из беглых крестьян, спасавшихся на Дону от крепостного гнета. В основу некрасовского общежития ложились как принципы донского казачьего самоуправления, так и бунтарские установки булавинцев, не желавших более подчиняться какому-либо государственному угнетению.

Главным органом управления, решавшим все судебные и административные вопросы в поселении некрасовцев, признавался Круг. Именно он обладал правом принятия всех важнейших решений относительно и общины в целом, и каждого конкретного ее члена. Нравы в некрасовской общине были очень строгими. Во-первых, однозначно запрещались спиртные напитки - и производство, и торговля, и употребление. Во-вторых, устанавливалась очень жесткая иерархия взаимоотношений между старшими и младшими, родителями и детьми, мужьями и женами. Нарушение принятых правил поведения каралось, в зависимости от тяжести проступка, или поркой, или побиением батогами.

Очень серьезные наказания полагались за разврат и прелюбодеяния. Изменявшую мужу женщину могли закопать в землю по шею, сбросить в мешке в воду. С другой стороны, нещадно карали и мужей, которые обижали своих жен. Однако Круг был волен и освободить преступника от наказания. Кстати, после наказания преступник считался восстановленным в правах и уже никто не мог напоминать ему о былом преступлении или проступке. Это не относилось к убийцам или предателям, которых тоже закапывали в землю или топили. Такая же участь ждала и детей, посмевших поднять руку на родителей.

Очень жесткие наказания были предусмотрены и за попытку создания семьи с иноверцами - полагалась смертная казнь. С помощью столь жестких санкций небольшая по численности некрасовская община стремилась сохранить свою этническую и религиозную идентичность, обезопасить себя от растворения в чуждой в культурном, языковом, этническом и религиозном отношениях тюркско-кавказской среде.

Социальная справедливость в некрасовской общине также поддерживалась достаточно жестко. Например, некрасовским казакам было запрещено использовать труд своих братьев в целях собственного обогащения. Если подавали нищим, то обязательно ту еду, которую сами употребляли в пищу. Каждая семья треть дохода отдавала на общие нужды - в казну войска, откуда средства расходовались уже на обучение детей, помощь сиротам и вдовам, покупку , содержание церковных учреждений.

Полноправными членами общины считались мужчины-казаки в возрасте от восемнадцати лет и старше. Каждый казак был обязан не только лично участвовать в походах, но и обсуждать вопросы общины на Круге. Есаулом войска мог быть избран достойный казак в возрасте старше 30 лет. Уважаемый человек мог рассчитывать на избрание полковником или походным атаманом - но только если ему уже исполнилось сорок лет. Войсковым атаманом мог стать казак в возрасте пятидесяти лет и старше, которого избирали сроком на один год. Таким образом, в основе демократического принципа управления казачьей общины лежала возрастная иерархия.

Примечательно, что Некрасову удалось добиться признания фактической автономии созданной им казачьей республики со стороны крымского хана и османского султана. Также он сумел выстроить относительно мирные отношения с ближайшими соседями - черкесами и ногайцами. Крымские ханы фактически уравняли некрасовских казаков в правах с мусульманским населением ханства, не только разрешив ношение оружия, но и организовав снабжение оружием и боеприпасами некрасовской общины. В ответ некрасовцы приступили к выполнению привычных для казаков функций - охране пограничных рубежей, только уже Крымского ханства, а не России. Кроме того, некрасовцы обязывались участвовать в походах в составе крымских войск в качестве отдельной войсковой единицы, отличаясь высокой доблестью и превосходными боевыми качествами.

В 1711 г. Игнат Некрасов с внушительным отрядом казаков (по некоторым данным - до 3,5 тысяч сабель) предпринял дерзкий рейд на российскую территорию, вторгшись в пределы поволжских губерний. В ответ Петром I была даже снаряжена карательная экспедиция под командованием Петра Апраксина, но она потерпела неудачу и вернулась назад, так и не сумев разгромить некрасовцев.

Кстати, крымский хан Менгли-гирей даже распорядился создать в составе собственного войска казачью сотню для личной охраны, укомплектовав ее некрасовцами. Казаки продолжали исповедовать православие старого обряда и были освобождены от обязанностей по несению службы по воскресеньям. Решение создать охранное подразделение из казаков было весьма дальновидным поступком хана, поскольку казаки не были интегрированы в крымско-татарские расклады и не были связаны с противоборствующими кланами. За службу в составе ханской сотни ханское правительство жаловало казакам большие земельные наделы на Темрюке, предоставляло необходимое вооружение и обмундирование.

В 1737 г. 77-летний атаман Игнат Некрасов, как и подобает казаку, погиб в бою во время небольшого столкновения с русскими войсками. Однако и после его гибели некрасовцы сохранили османское подданство. Но в середине XVIII века, учитывая продвижение России на Кубани, некрасовцы стали переселяться в более далекую область Османской империи - в Добруджу, где было основано несколько некрасовских станиц. Здесь казаки - некрасовцы занялись привычным делом - несли сторожевую службу, периодически участвовали в османских походах. Однако казаков - некрасовцев ждало растворение в более многочисленной среде липован - тоже переселенцев из России, староверов, начавших массово переселяться в Молдавское княжество еще в начале XVIII в. Поскольку вера и устои липован и некрасовцев во многом совпадали, последние вскоре были ассимилированы в среде липован.

Другая группа некрасовцев в 1791 г. с Дуная переселилась в Малую Азию - в район Майноса (озера Куш), где также появилась весьма многочисленная некрасовская община. Именно она дольше всех сохраняла приверженность изначальным устоям, заложенным Игнатом Некрасовым. Подразделения казаков-некрасовцев принимали участие во многих русско-турецких войнах - на стороне Османской империи. Однако свою роль в дальнейшей судьбе некрасовской общины сыграли политические преобразования в самой Османской империи. Модернизация государственного устройства и вооруженных сил Османской империи не могла не отразиться на положении некрасовцев.

В 1911 г. были упразднены их привилегии и некрасовцы, как и представители других этноконфессиональных групп, получили обязанность отправлять призывников не в собственные отряды, а в части регулярной турецкой армии. Это обстоятельство не могло понравиться некрасовской общине, очень бережно хранившей свою автономию. К этому времени «прегрешения» некрасовцев перед Российской империей были уже забыты и российские власти дали разрешение на возвращение некрасовцев в Россию. Стоит отметить, что российские власти давно стремились вернуть казаков-некрасовцев. Наличие внушительной общины казаков на территории одного из главных противников России того времени - Османской империи - наносило серьезный удар по имиджу российского государства. Тем более, что они еще и принимали участие в боевых действиях против российских войск. Первую попытку организовать возвращение некрасовцев в Российскую империю предприняла еще императрица Анна Иоанновна - практически сразу же после смерти основателя общины атамана Игната Некрасова. Однако и это, и последующие приглашения некрасовцев в Россию не нашли поддержки у казаков, обосновавшихся в османских владениях. Лишь к началу ХХ в. ситуация стала меняться. Да и сами казаки - некрасовцы уже понимали, что в России им не грозит никакая опасность, а в Турции они всегда будут чужими, особенно в условиях нарастающего стремления турецкой элиты к подавлению национальных меньшинств.

Не противились возвращению казаков-некрасовцев в Россию и турецкие власти, которые к этому времени уже принимали новую парадигму государственного устройства. В Россию потянулись первые переселенцы, которым были выделены земли в Грузии. Однако в 1918 году, когда Грузия получила политическую независимость, некрасовцы стали переселяться из Грузии на Кубань - в район станицы Прочноокопской. Переселенцы были зачислены в состав кубанского казачества.

Репатриация некрасовцев в Россию была прервана Гражданской войной, последующим становлением советской государственности. Лишь в начале 1960-х гг. возвращение некрасовцев из Турции в Советский Союз возобновилось. В сентябре 1962 года из селения Коджа-Гёль в СССР вернулись 215 семей некрасовцев общей численностью в 985 человек. Они расселились преимущественно в поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Кроме Ставрополья, некрасовцы расселились в Ростовской области, в Краснодарском крае - в Ново-Некрасовском хуторе Приморско-Ахтарского района; в хуторах Потемкинском и Новопокровском того же района и селе Воронцовка Ейского района Краснодарского края. Еще 224 некрасовца, не захотевшие возвращаться в Советский Союз, эмигрировали в Соединенные Штаты Америки, и лишь одна семья изъявила желание остаться в Турции. То есть, к началу 1960-х гг. закончилась «турецкая» эпоха в жизни некрасовцев, длившаяся более двух с половиной веков.

Разумеется, возвращение в СССР не способствовало сохранению некрасовских устоев в первозданной чистоте. Несмотря на то, что переселенцы старались придерживаться собственного уклада, интеграция в советское общество привела к достаточно печальным для общины результатам. Младшие поколения казаков-некрасовцев постепенно ассимилировались в окружающей среде, переходили на обычный для советских людей того времени образ жизни. Тем не менее, до сих пор многие казаки-некрасовцы стараются хранить память о необычной истории своей общины и в меру сил верность своим традициям.

Введение

Некрамсовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.



Похожие статьи
 
Категории