Классицизм в русской литературе второй половины XVIII века. Творчество Сумарокова А.П

01.07.2020
22.12.2014 5210 740 Абдрахманова Асель Маратовна


а) сделать обзор эпохи (культурная, экономическая,
политическая ситуация)
б) познакомить учащихся с литературным течением
"классицизм”, отметить его основные черты и
характерные особенности
Развивающие:
а) усвоение учащимися комплекса теоретических
понятий по данной теме
Воспитательные:
а) расширить кругозор учащихся
б) развить эстетический вкус учащихся

Литература: 1. В.Я.
Коровиной
2. Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе
3. Литературный энциклопедический словарь
1. Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.
Также мы познакомимся с литературным течением "классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.
Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.
Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.
Абсолютизм – единовластие
/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование
- наука
- культура
- печать
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.
Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега./
Черты классицизма
1. Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.
2. Утверждение приоритета разума.
3. В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа "подражания природе”).
4. Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).
5. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных
6. "Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).
7. Идеализация героя (оды Ломоносова)
8. Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.
9. Объективность повествования.
Особенности классицизма
1. Деление жанров на "высокие” и "низкие”.
Высокие: (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)
Низкие: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.
Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
2. Закон "трех единств” (единство времени, места и действия)
единство времени – действие происходит в течение одних суток
единство места – действие происходит в одном месте
единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом)
Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.
Особенности русского классицизма.
связь с современной действительностью
сатирическая направленность
обращение к конкретным явлениям русской жизни
преобладание национально – исторической тематики
высокий уровень развития жанра оды
3. Итоги урока
В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.
3. Домашнее задание а) учить лекцию по классицизму
б) подготовка сообщений по деятельности М.В.
Ломоносова (индивидуальные задания)
Тема урока: М.В. Ломоносов. Реформаторская
деятельность в области русского языка и
литературы.
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с личностью одного из
величайших деятелей просвещения – М.В.
Ломоносовым
б) раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова
Развивающие:
а) освоить комплекс теоретических понятий по
данной теме
Воспитательные:
а) воспитать в детях чувство национальной гордости,
патриотизма
Литература:
Литературный энциклопедический словарь (статьи:
ода, Ломоносов)
Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для
средних классов
Учебник по русской литературе под ред.
В.Я. Коровиной
1. Орг. момент
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью выдающегося деятеля российского просвещения – М.В. Ломоносова, а также оценим значимость его реформаторской деятельности.
2. "Слово о Ломоносове” Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшею страстию
сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог,
художник и стихотворец, он все испытал
и во все проник.
А.С. Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан (трудолюбие, выносливость). Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые смог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого.
В декабре 1730 г. ушел (вопреки воле отца) с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Спавяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам (знал более 30 языков). Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в горной Академии. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1745 становится профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. В это время Ломоносов занимается астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией, математикой.
Давайте прослушаем сообщения о деятельности Ломоносова в области химии, физики, астрономии.
Сообщения учащихся
/ Добавить. В 1748 г. М.В. Ломоносов создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора, смальты, которую использовал для своих мозаик. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. /
В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт Московский университет
Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы.
Достижения в области языка
1. В 1755 г. была издана Российская грамматика Ломоносова. В ней впервые звуки были отделены от букв, а также были рассмотрены физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.
2. Ломоносовым была создана концепция "трех штилей”/реформа в области стилистики языка/
Суть реформы
Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен быть написан в определенном "штиле”.
"Высокий штиль” характерен для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях”.
"Средний” – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы.
"Низкий” – для комедий, эпиграмм, басен.
Различия "штилей” в области лексики
"Высокий штиль” – славянизмы + нейтральные слова (общеупотребительные как в церковнославянском, так и в русском)
"Средний штиль” – общеупотребительные слова + некоторое количество славянизмов
"Низкий штиль” – нейтральная лексика + просторечные слова
К тому же исключались:
1. устаревшие славянизмы, непонятные уже современникам Ломоносова (овогды, рясны)
2. грубые, бранные слова (хрыч, таскаться)
Примеры
Церковнославянизмы: дщерь, господень, взываю, отверзлись
Общеупотребительные как для церковнославянского так и для русского (нейтральные) слова: рука, слава, бог, ныне
Просторечные (нет в церковнославянском) говорю, ручей, который
Реформа в области литературы (в области стихосложения)
Ломоносов стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 г. он приобрел трактат теоретика русского языка В.К. Тредиаковского " Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, который его чрезвычайно заинтересовал. Ответом Ломоносова было "Письмо о правилах российского стихотворства”(1739).
Основные положения "письма”
1. Ломоносов распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение (силлабо-тонический – слогово-ударный, ранее был силлабический, основанный на долготе слогов)
2. Ломоносов блестяще показал выразительные возможности ямба.
3. Умело применил сочетание мужских и женских рифм (Тредиаковский настаивал на применении только женских рифм)

Итоги урока:(1-го)
Таким образом, Ломоносов дал простор русскому стиху, сделал его гибким, звучным, выразительным. Он приблизил литературный язык к разговорному (= доступность).
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.
Тема урока: Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с творчеством М.В.
Ломоносова
Развивающие:
а) определить основные идеи и темы творчества М.В.
Ломоносова
б) выявить языковые и стилистические особенности
творчества Ломоносова (на основе од)
Воспитательные:
а) развитие языкового эстетического идеала
учащихся

1. Орг. момент
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с личностью М.В. Ломоносова, его реформаторской деятельностью. На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству Ломоносова (конкретно к одам)
2. Лекция с элементами беседы
Прежде чем определить основные темы творчества М В. Ломоносова нам необходимо понять, в чем он видел назначение поэта и поэзии.
Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.
Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос "пользы общества” сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра 1 как просвещенного государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления богатства и могущества России, стала торжественная ода.
Ода - /жанр лирической поэзии /, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.
Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр гражданской лирики с обязательным "высоким” содержанием и "возвышенным” стилем. В своем творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности оды – духовную и похвальную.
Попробуем составить небольшую схему. Но для начала давайте подумаем - что могло бы входить в содержание этих од, о чем они? (ода духовная? ода похвальная?)
Ода
Похвальная Духовная
Создавалась на торжественные случаи (философская)
придворной жизни. Темы: прославление Основные темы:
наук, просвещения, мира, монархов как 1. несовершенство
хранителей наук и мира. Нередко общества, одиночество
используются библейские, исторические человека.
ассоциации. Основной тон – восторженный. 2. величие природы
3. Анализ од
Рассмотрим оду Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”
(Выразительное чтение учителем оды)
К какой разновидности оды относится данная? Докажите.
(Философская ода, так как в ней даны размышления автора)
О чем размышляет автор?
(О величии природы, ее непостижимости, неразгаданности, мощи и человеке – "песчинке” в этом непознанном мире)
Но! Человек стремится проникнуть в тайны природы, то есть он не бессильный созерцатель, подавленный и сникший. Человек – разумное, мыслящее существо. Он восхищается величием Творца и его мощью, но не оставляет попыток проникнуть в суть явлений.
Беседа.
Разбор по строфам.
1-я строфа – рисуется величественная картина природы (приводят примеры)
Посмотрите, какой прекрасный метафорический образ рисует автор
Открылась бездна, звезд полна…
О чем говорит автор в этой строчке?
(о ночном небе)
На фоне этой мрачной торжественной картины природы рисуется человек? С чем сравнивает автор человека?
(С песчинкой, с малой искрой, с пером)
Каким необыкновенным природным явлением восхищается автор?
(северным сиянием)
К кому за объяснением этого природного явления обращается автор?
(к ученым, мудрецам)
С одной стороны автор восхищается природным явлением как чудом, с другой – пытается понять его и объяснить.
Какие художественно-выразительные средства использует автор в оде и для чего?
(Автор использует множество риторических вопросов, восклицаний, особую "высокую” лексику для создания особого эмоционального настроя, для создания важности и глубины затронутой темы)
Теперь обратимся к оде "На день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”
(выразительное чтение учениками)
День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
Можно ли считать эту оду по содержанию и по форме классицистической? (этот вопрос мы поставим во главу угла)
Отметим черты классицизма.
Сфера – государственная жизнь; герои – монархи (Елизавета, Петр); герои идеализированы; "высокое” содержание, "возвышенный” язык.
Что прославляется в оде? Мы можем это понять с первых строчек
Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина…

"Тишина” – то есть мирное состояние государства как лучшее время для развития наук и искусств. И Елизавета – хранительница этой тишины.
Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно как монархи-просветители, покровительствующие наукам, образованию. Ломоносов рисует образ идеального государя, показывает, каким он должен быть, дает "урок царям”.
Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения и наук прославляются сами науки. К кому обращается (и с какой целью) автор в отрывке?
О вы, которых ожидает…
(Автор обращается к сынам России с призывом доказать, что они не хуже чужеземных мастеров, ученых и могут служить развитию и процветанию своей страны)
4. Итоги урока
Мы, проанализировав оды Ломоносова, видим, что они проникнуты высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещенной России.
5. Домашнее задание
Письменно проанализировать отрывок из оды (На день восшествия…)
О вы, которых ожидает…

Тема урока: А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга
в Москву”
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с личностью и творчеством
А.Н. Радищева
б) отметить значимость общественной деятельности
писателя
Развивающие:
а) определить основные темы и идеи творчества
А.Н. Радищева
Воспитательные:
а) воспитать в детях чувство сострадания,
человеколюбия

Литература: Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для
средних классов
Учебник по русской литературе под ред.
В.Я. Коровиной

1. Орг. момент
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью и творчеством А.Н. Радищева. Вдумчивый писатель, тонкий наблюдатель, острый сатирик, человек с трагической судьбой, Радищев оставил глубокий след в истории русской литературы.
2. "Слово о Радищеве”
Радищев родился в семье богатого помещика. Учился сначала дома, в деревне, затем в Москве, в Московском университете. Затем был зачислен в Пажеский корпус (близкое знакомится с государыней, с высшим светом, дворцовыми интригами, видит жизнь света "изнутри”)
В круг чтения писателя входили сочинения философов-просветителей – Вольтера, Монтескье, Руссо. Радищев много путешествовал за границей, где изучал юриспруденцию, естествознание, химию, медицину, философию.
"Самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние” – вот мысль, которую Радищев вынес из этого путешествия. Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всем действовать по совести и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластия, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало. Писатель видел жизнь без прикрас. Обратимся к его словам:
Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы
Радищев сделал смелую попытку посмотреть прямо на предметы. В домашней типографии, невинным названием бдительность цензора, он издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву”
Это произведение вызвало ярость Екатерины. Радищев был приговорен к смертной казни, но затем казнь была заменена заключением. Александр 1 возвратил Радищева ко двору. Писатель работал в комиссии по составлению законов, предлагал ввести свободу книгопечатания, свободу торговли. Также Радищев предлагает ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания. Естественно, это не могло нравиться правительству. Не желая служить государству вопреки своим принципам, писатель заканчивает жизнь самоубийством.
Итак, обратимся к главной книге Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву” – явилось выражением такого правдолюбия, что представляло собой 1-но из самых заметных явлений в истории русской литературы 18 столетия.
Радищев описывает свое путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по названиям станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или свидетелем которых был сам. Он встречается с разными людьми: крестьянами, дворянами, купцами…Вся Россия с ее бедами, нищетой, грязью встает перед автором.
3. Анализ главы "Медное”
Какое ужасное и циничное явление русской жизни лежит в основе событий главы "Медное”? (примеры!)
(продажа крепостных крестьян)
Какими изображены власть имущие (помещики, дворяне)?
(жестокими, циничными, потерявшими человеческий облик)
Надругательство над какими человеческими ценностями показано в главе?
/Человеческая благодарность, вера (таинство венчания), моральный долг, Божий дар (ребенок)/
Мы видим как люди, наделенные властью насмехаются как над человеческими законами, так и над Законами Божьими. Они теряют человеческий облик.
Какие чувства наполняют душу автора после увиденного?
(жалость, стыд, сострадание, ярость)
4. Итог урока:
Без розовых очков взглянул Радищев на русскую действительность своего времени и с исключительной смелостью подверг осуждению царящий в России деспотизм, произвол властей, бесправие подданных и ужасающее положение крестьян.
5. Домашнее задание
Проанализировать главу "Любани” по плану.
А) Каким изображается крестьянство в главе?
Б) Как оно относится к своему положению?
В) Каково отношение автора к крестьянам?
Г) На какие размышления наталкивает автора увиденное?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

В 30-50-е годы борьба между сторонниками и противниками Петровских реформ не прекращается. Однако преемники Петра на престоле оказались на редкость бездарными людьми. Печатью возрастающего своекорыстия отмечено в эту эпоху поведение дворянства, которое, сохраняя за собой привилегии, стремится сбросить с себя все обязанности.
В царствование Петра III 18 февраля 1762 г. был издан Указ о вольности дворянской, освободивший дворян от обязательной службы.
И все же ни инертность правителей, ни хищничество фаворитов, ни алчность дворян не смогли остановить поступательного хода развития русского общества. «По смерти Петра I - писал Пушкин, - движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного» . Но носителями прогресса стали теперь не представители власти, а передовая дворянская и разночинная интеллигенция. Начинает свою деятельность Академия наук. В ней появляются первые русские профессора - В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. При Академии наук издается журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». В Сухопутном шляхетном корпусе, созданном в 1732 г., учились будущие писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. В 1756 г. в Петербурге был открыт первый государственный театр. Его ядром стала любительская труппа ярославских артистов во главе с купеческим сыном Ф. Г. Волковым. Первым директором театра был драматург А. П. Сумароков. В 1755 г. благодаря настойчивым хлопотам Ломоносова и при содействии видного вельможи И. И. Шувалова открывается Московский университет и при нем две гимназии - для дворян и для разночинцев. Серьезные изменения происходят и в области литературы. В ней складывается первое литературное направление в России - классицизм.
Название этого направления происходит от латинского слова classicus, т. е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в. во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Идеологической основой литературных направлений всегда служит широкое общественное движение. Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствовавших им. «Основанием этой художественной системы, - пишет о русском классицизме Г. Н. Поспелов, - было идеологическое миросозерцание, сложившееся в результате осознания сильных сторон гражданских преобразований Петра I» .
Главное в идеологии классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Он© представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки» , - писал А. П. Сумароков. Государственный пафос русских классицистов - явление глубоко противоречивое. В нем отразились и прогрессивные тенденции, связанные с окончательной централизацией России, и вместе с тем - утопические представления, идущие от явной переоценки общественных возможностей просвещенного абсолютизма.
Столь же противоречиво отношение классицистов к «природе» человека. Ее основа, по их мнению, эгоистична, но вместе с тем поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом этого является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности. «Добродетелью, - писал Сумароков, - должны мы не естеству нашему. Мораль и политика делают нас по размеру просвещения, разума и очищения сердец полезными общему благу. А без того бы человеки давно уже друг друга без остатка истребили» .
Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои прогрессивные возможности, и общество стояло перед буржуазной революцией, которую идеологически подготовили французские просветители. В России в первые десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны преобразований. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый, «просвещенный» монарх, стоящий в своих представлениях выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующий от каждого из них честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр I, личность уникальная по уму, энергии и широкому государственному кругозору.
В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с эпохой Просвещения в русском классицизме 30 -50х годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Страна совершила переход от церковной идеологии к светской. Россия нуждалась в точных, полезных для общества знаниях. О пользе наук почти во всех своих одах говорил Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение». Само слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством. В Западноевропейской просветительской литературе XVIII в., особенно на позднем этапе ее развития, «просвещенность» определялась степенью оппозиционности к существующим порядкам. В русском классицизме 30 -50х годов «просвещенность» измерялась мерой гражданского служения абсолютистскому государству. Русским классицистам - Кантемиру, Ломоносову, Сумарокову - была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе речь шла о защите принципа веротерпимости, а в ряде случаев и атеизма, то русские просветители в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церковных властей. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. «Плоть в слуге твоем однолична» , - указывал Кантемир дворянину, избивающему камердинера. Сумароков напоминал «благородному» сословию, что «от баб рожденным и от дам/ /Без исключения всем праотец Адам» . Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права», призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков, указывая на природное равенство дворян и крестьян, требовал от «первых» членов отечества просвещения и службой подтвердить свое «благородство» и командное положение в стране.
В области чисто художественной перед русскими классицистами стояли такие сложные задачи, которых не знали их европейские собратья. Французская литература середины XVII в. уже имела хорошо обработанный литературный язык и сложившиеся на протяжении длительного времени светские жанры. Русская литература в начале XVIII в. не располагала ни тем, ни другим. Поэтому на долю русских писателей второй трети XVIII в. выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову. На долю русских классицистов выпала и такая серьезная задача, как реформа русского стихосложения, замена силлабической системы силлабо-тонической.
Творческая деятельность русских классицистов сопровождалась и подкреплялась многочисленными теоретическими работами в области жанров, литературного языка и стихосложения. Тредиаковский написал трактат под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором обосновал основные принципы новой, силлабо-тонической системы. Ломоносов в рассуждении «О пользе книг церьковных в российском языке» провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.
В результате настойчивой работы было создано литературное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом и стройной системой жанров. Художественное творчество мыслилось классицистами как строгое следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в. Различались «правильные» и «неправильные» произведения, т. е. соответствующие или не соответствующие классицистическим «правилам». К числу «неправильных» относили даже лучшие трагедии Шекспира. Правила существовали для каждого жанра и требовали четкого выполнения. Творческий метод классицистов складывается на основе рационалистического мышления. Подобно основоположнику рационализма - Декарту, они стремятся разложить человеческую психологию на ее простейшие составные формы. Типизируются не социальные характеры, а человеческие страсти и добродетели. Так рождаются образы скупца, ханжи, щеголя, хвастуна, лицемера и т. п. Категорически запрещалось в одном характере соединять разные «страсти» и тем более «порок» и «добродетель». Точно такой же «чистотой» и однозначностью отличались и жанры. В комедию не полагалось вводить «трогательные» эпизоды. Трагедия исключала показ комических персонажей. Как говорил Сумароков, не следует раздражать муз «худым своим успехом: Слезами Талию, // а Мельпомену смехом» (С. 136).
Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными друг другу высокими и низкими жанрами. Здесь имела место рационалистическая продуманная иерархия. К высоким жанрам относились ода, эпическая поэма, похвальная речь. К низким - комедия, басня, эпиграмма. Правда, Ломоносов предлагал еще «средние» жанры - трагедию и сатиру, но трагедия более тяготела к высоким, а сатира - к низким жанрам. Каждая из групп предполагала свое морально-общественное значение. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. Среди них самым популярным был Петр I. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью».
Особые правила существовали в классицистическом «кодексе» для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Эти единства впоследствии вызвали множество нареканий. Но, как ни странно, требование «единств» было продиктовано в поэтике классицистов стремлением к правдоподобию. Классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. В связи с этим они стремились сценическое время приблизить к времени, которое зрители проводят в театре. «Старайся мне в игре часы часами мерить,/ Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить» (С. 137), - наставлял Сумароков начинающих драматургов. Максимальное время, допускавшееся в классицистических пьесах, не должно было превышать двадцати четырех часов. Единство места было обусловлено еще одним правилом. Театр, разделенный на зрительный зал и сцену, давал возможность зрителям как бы увидеть чужую жизнь. Перенесение действия в другое место, считали классицисты, нарушит эту иллюзию. Поэтому лучшим вариантом считалось представление при несменяемых декорациях, значительно худшим, но допустимым - развитие событий в пределах одного дома, замка, дворца. И наконец, единстве действия подразумевало в пьесе наличие только одной сюжетной линии и минимального числа действующих лиц, участвующих в изображаемых событиях.
Разумеется, подобное правдоподобие носило слишком внешний характер. В это время драматурги еще не могли полностью осознать тот факт, что условность является одним из атрибутов каждого из видов творчества, без которого невозможно создание подлинных произведений искусства. «Правдоподобие, - писал Пушкин, - все еще полагается главным условием и основанием драматического искусства... Что если докажут нам, что самая сущность драматического искусства именно исключает правдоподобие?.. Где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из которых одна наполнена зрителями, которые условились etc.» .
И все же в сценических законах, предложенных классицистами, в пресловутых «единствах» было и рациональное зерно. Оно заключалось в стремлении к четкой организации драматического произведения, в концентрации внимания зрителя не на внешней, развлекательной стороне, а на самих героях, на их драматических взаимоотношениях. Однако выражались эти требования в слишком жесткой, категорической форме.
Впоследствии, в эпоху романтизма, непререкаемые правила классицистической поэтики вызывали насмешки. Они представлялись стеснительными узами, сковывающими поэтическое вдохновение. Эта реакция была для того времени абсолютно правильной, так как устаревшие нормы мешали поступательному движению русской литературы. Но в эпоху классицизма они воспринимались как спасительное начало, созданное просвещением и принципами государственного порядка.
Следует отметить, что, несмотря на подобную регламентацию творчества, произведения каждого из писателей-классицистов имели свои индивидуальные особенности. Так, Кантемир и Сумароков большое значение придавали гражданскому воспитанию. Оба писателя болезненно воспринимали своекорыстие и невежество дворянства, забвение им своего общественного долга. Как одно из средств для достижения этой цели использовалась сатира. Сумароков в своих трагедиях подвергал суровому суду и самих монархов, взывая к их гражданской совести.
Ломоносова и Тредиаковского абсолютно не волнует проблема воспитания дворян. Им ближе не сословный, а общенациональный пафос Петровских реформ: распространение наук, военные успехи, экономическое развитие России. Ломоносов в своих похвальных одах не судит монархов, наследников Петра I, а стремится увлечь их задачами дальнейшего совершенствования Русского государства. Этим определяется и стиль каждого из писателей. Так, художественные средства Сумарокова подчинены дидактическим приемам. Отсюда стремление к ясности, четкости, однозначности слова, к логической продуманности композиции произведений. Стиль Ломоносова отличается пышностью, обилием смелых метафор и олицетворений, соответствующих грандиозности государственных преобразований.
Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам. Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности.
Каждое крупное литературное направление, сходя со сцены, продолжает жить в более поздней литературе. Классицизм завещал ей высокий гражданский пафос, принцип ответственности человека перед обществом, идею долга, основанного на подавлении личного, эгоистического начала во имя общих государственных интересов.


Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 8, С. 121.
Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 128.
Сумароков А. П. Полн. собр. всех сочинений. М., 1781. Ч. 6. С 277.
Сумароков А. Я. Полн. собр. всех сочинений. Ч. 10. С. 150.
Кантемир А. Д. Собр. стихотворений. Л., 1956. С. 75.
Сумароков А. П. Избр. произв. Л., 1957. С. 189. Далее сноски по этому изданию приводятся в тексте.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 212.

Русский классицизм в литературе, музыке, архитектуре

Русский классицизм в литературе

Классицизм стал ведущим направлением в русской литературе в XVIII веке и связан с именами М. Ломоносов а, А. Сумарокова, Д. Фонвизина. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии в середине XVI века. В XVII веке он получил полное художественное выражение во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена.

В целом, европейский классицизм неразрывно связан с эпохой абсолютизма. Своеобразие русского классицизма заключается в том, что он развивался в эпоху становления национальной государственности. Это серьезно отразилось на литературе, которая становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности.

Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России и предшественником Д. И. Фонвизин а, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Защищая петровские преобразования, Кантемир выступал против реакционного дворянства и духовенства.

Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал "Петром Великим нашей литературы". Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.



А. П. Сумароков (1718-1777 гг.) ставил своей задачей воспитание дворянского сословия, утверждение в нем гражданских идеалов. Он писал, по большей части, трагедии. Перечисленные писатели относятся к первому периоду развития русского классицизма (30-50-е гг. XVIII века). Их творчество объединяет стремление разрешить общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.

Второй период развития классицизма в русской литературе приходится на конец XVIII века и связан с именами Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина и др. Д. И. Фонвизин (1745-1792 гг.) прославился двумя комедиями: "Бригадир" и "Недоросль". В своем творчестве он обратился к негативным сторонам русской жизни и подверг их острой критике. Крупнейшим представителем высокой поэзии был Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). Он работал в самых разнообразных жанрах, но самыми известными стали его оды, соединяющие лирику с сатирой.

Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг.) прославился своими комедиями и трагедией "Вадим Новгородский", в которой провозглашается героический образ гражданина. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.

Русский классицизм в архитектуре

В истории русской архитектуры к периоду классицизма относятся 1760-1820 гг. В этой области искусства очень отчетливо проявились такие признаки классицизма, как культ разума и идеального порядка и преклонение перед античными образцами. Классицизм в архитектуре стал закономерным этапом завершения эпохи петровских преобразований и отказа от пластической избыточности барокко.

В основе перехода к классицизму в архитектуре лежало государственное устройство Российской империи, в которой был провозглашен "просвещенный абсолютизм". Большое значение имели два государственных акта Екатерины II. Реформа административного устройства положила начало городскому самоуправлению. Это привело к появлению новых типов общественных зданий: судов, казначейств, дворянских и купеческих собраний и т. д.

Указ 1763 г. предусматривал подготовку "специальных планов" градостроительства. Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек. Характерной особенностью русской архитектуры было то, что заказчиком крупного строительства всегда выступало государство. На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): "Быть по сему". Строительство дворцов, усадеб, музеев часто осуществляется по личным заказам императорской семьи. Инициаторами строительства выдающихся памятников архитектуры также часто выступали богатые вельможи: Юсуповы, Голицыны, Шереметевы. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи.

Купечество и промышленники в строительстве также склоняются к классицизму, благодаря провозглашенному им здравому смыслу и прямому расчету. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. "Просвещенная монархия" отождествляется с достоинством и порядком. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается "благородная простота". Успехи русской армии в конце XVIII - начале XIX вв. приводят к тому, что в архитектуре неизменно присутствуют военные сюжеты, призванные подчеркнуть значение воинской доблести.

Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. Искусство Древней Греции и Древнего Рима становится образцом для подражания, что неизбежно находит выражение в русской архитектуре. Античность вызывает восхищение как у закоренелых крепостников, так и у представителей образованного дворянства. В развитии архитектуры классицизма в России выделяются три периода: "ранний", "строгий" и "высокий" классицизм. Для раннего периода характерно сохранение влияние стиля барокко, которое неуклонно снижается. Этот период приходится на правление Екатерины II и связан с именами Ринальди, В. Баженова, Д. Кваренги, М. Казакова и др.

Первая треть XIX века - период "строгого" классицизма, который часто называют термином "ампир". Русская архитектура ориентируется на французские образцы. Она призвана всемерно подчеркнуть мощь Российской империи. Среди архитекторов этого периода выделяются К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин и др. Вторая треть XIX века - "поздний" или "николаевский" классицизм, для которого характерны официальные или "казенные" постройки. Этот период представлен именами В. Беретти, А. Мельникова и др.

Русский классицизм в живописи

В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись.

В духе классицизма создаются т. н. парадные и аллегорические портреты. Для первых характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие (портрет А. Б. Куракина, худ. В. Л. Боровиковский). На аллегорический портрете человек представал в образе античного божества или героя. Самый яркий пример - картина Д. Г. Левицкого "Екатерина II - законодательница", на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды.

Начатое Петром заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам (пейзаж, натюрморт) и освоить новые приемы: светотень, линейную и воздушную перспективу, масляную живопись. Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.

Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой". Сцена выбрана не случайно: Гектор предстает настоящим гражданином и патриотом, для которого на первом месте находится общественное благо. Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина "Петр I на смертном одре".

А. П. Антропов (1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III. Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна - "Владимир и Рогнеда" (за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств) и "Прощание Гектора с Андромахой".

Русский классицизм в музыке

Русская музыка дольше, чем другие направления искусства, сохраняла зависимость от церкви. Церковная музыка до конца XVIII века оставалась единственной формой творчества русских композиторов. При этом иностранные музыканты, приезжающие в Россию, не обращали никакого внимания на сложившиеся национальные музыкальные традиции. Это привело к тому, что русская музыка "запоздала" в переходе к классицизму.

Во время формирования национальной композиторской школы (последняя треть XVIII века) классицизм уже начинает утрачивать свои позиции в искусстве. Поэтому в русской музыке классицизм не стал господствующим направлением, происходило смешение и взаимовлияние различных стилей. К самым известным русским композиторам этой эпохи относятся Д. С. Бортянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, в творчестве которых заметны элементы классической образности.

"Орфей" Фомина стал уникальным произведением, в котором классицизм соединяется с предромантическими и сентименталистскими элементами. Музыка Бортянского содержит присущую классицизму стройность, законченность и уравновешенность формы. Но при этом классическая строгость органически сочетается с романтической страстностью и чувствительными тонами, родственными сентиментализму.

Русская музыка конца XVIII века в целом находилась на уровне "раннего" европейского классицизма. В это время в Европе уже господствовал симфонизм, как ведущий метод художественного обобщения в музыке. Русские композиторы еще только начинали осваивать этот метод. Главная особенность творчества русских композиторов второй половины XVIII века - сохранение национальных особенностей при активном восприятии европейских норм музыкального мышления.

Самым важным достижением этого периода стало формирование русской композиторской школы, проявившей себя в опере, в монументальной хоровой музыке и в камерных жанрах.

  • Вторжение классицизма в архитектуру ярко иллюстрирует неудача знаменитого архитектора Растрелли. В 1757 г. он спроектировал Гостиный двор в Петербурге в стиле барокко. Но строительство по требованию купцов было закончено в духе "более простого" (т. е. дешевого) классицизма по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота.
  • "Прорубленное" Петром I окно в Европу не смогло ограничить традиционный неограниченный характер царской власти.
  • Считающийся главным художником России И. Н. Никитин в 1732 г. был по доносу обвинен в "злоумышлениях" против Ф. Прокоповича. Вместе с братом он пять лет провел в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Тобольск.
  • Один из выдающихся русских архитекторов классицизма В. И. Баженов за свои успехи был награжден командировкой за границу. Во Франции его талант оценили по достоинству: Людовик XV предложил Баженову стать архитектором французского двора. Зодчий отказался, объяснив это одной фразой: "Без родины не могу".

Чуткий к духу эпохи Александр Сергеевич Пушкин сравнил Россию 18 века с кораблем, спущенным на воду "при стуке топора и при громе пушек". "Стук топора" можно понять по-разному: то ли как размах строительства, переделки страны, когда и Петербург, от берегов которого отходил корабль, еще напоминал наспех сколоченную театральную декорацию, еще не оделся в гранит и бронзу на века; то ли стук топора означал, что уж очень торопились спустить на воду корабль, и на нем, уже отходящем, продолжались работы; то ли это был стук топора, рубившего непокорные головы. И уж очень торопился "экипаж" этого корабля войти в Европу: наспех рубили канаты, связывавшие судно с родным берегом, с прошлым, забывая традиции, предавая забвению культурные ценности, которые казались варварскими в глазах "просвещенной" Европы. Россия отдалялась от Руси.

И все же от себя не уйти. Можно сменить русское платье на немецкое, остричь бороду и выучить латынь. Есть традиции внешние, а есть внутренние, не видимые нам самим, выработанные нашими предками в течение сотен и сотен лет. Что же изменилось в 18 веке? Многое, но самые глубинные, самые неосязаемые и самые важные национальные ценности остались, из древней истории перекочевали в новую, из древнерусской литературы они незаметно, но уверенно вошли в литературу 18 века. Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить; это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности; это неиссякаемый патриотизм; это тесная связь с народной поэзией. Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием, литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.

По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая "изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.

Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм . Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия.

Разум и порядок должны главенствовать и в человеческой жизни, и в искусстве. Литературное произведение — это результат авторского воображения, но в то же время разумно организованное, логически, по правилам, построенное творение. Искусство должно демонстрировать торжество порядка и разума над хаосом жизни, так же как государство олицетворяет разум и порядок. Поэтому искусство имеет еще и огромное воспитательное значение. Классицизм делит все литературные жанры на "высокие" жанры и "низкие". К первым относятся трагедия, эпопея, ода. Они описывают события государственного значения и следующих персонажей: полководцев, монархов, античных героев. «Низкие» жанры — комедия, сатира, басня показывают жизнь людей средних сословий. У каждого жанра свое воспитательное значение: трагедия создает образец для подражания, а, например, ода воспевает деяния героев современности — полководцев и царей, «низкие» жанры высмеивают пороки людей.

Самобытность русского классицизма проявилась уже в том, что с самого начала он стал активно вмешиваться в современную жизнь. Показательно, что, в отличие от Франции, путь классицизма в нашей стране начинается не с трагедий на античные темы, а со злободневной сатиры. Зачинателем сатирического направления был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В своих страстных сатирах (обличительных стихотворениях) он клеймит дворян, уклоняющихся от выполнения своего долга перед государством, перед своими заслуженными предками. Такой дворянин не заслуживает уважения. В центре внимания русских писателей-классицистов - образование и воспитание просвещенного человека, продолжающего дело Петра I. И Кантемир в своих сатирах постоянно обращается к этой, сквозной для всего 18 века, теме.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) вошел в историю русской литературы как создатель од, торжественных стихотворений на "высокие" темы. Цель оды — прославление, и Ломоносов прославляет Россию, ее мощь и богатство, ее нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха.

В оде, посвященной восшествию на престол Елизаветы Петровны (1747 г.), автор обращается к новой царице, но прославление превращается в поучение, в «урок царям». Новый монарх должен быть достоин своего предшественника — Петра Великого, доставшейся ему богатой страны, а потому следует покровительствовать наукам, сохранять "возлюбленную тишину", то есть мир: Оды Ломоносова прославляют и достижения науки, и величие Бога.

"Позаимствовав" классицизм с Запада, русские писатели тем не менее внесли в него традиции древнерусской словесности. Это патриотизм и поучительность. Да, трагедия создавала идеал человека, героя, образец для подражания. Да, сатира высмеивала. Да, ода прославляла. Но, давая пример для подражания, высмеивая, прославляя, писатели поучали. Именно этот назидательный настрой делал произведения русских классицистов не отвлеченным искусством, а вмешательством в современную им жизнь.

Впрочем, до сих пор мы назвали лишь имена Кантемира и Ломоносова. А свою дань классицизму отдали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. И. Майков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин и многие другие. Каждый из них внес что-то свое в русскую литературу, и каждый отступал от принципов классицизма — настолько стремительным было развитие литературы 18 века.

Александр Петрович Сумароков (1717—1777) — один из создателей русской классицистской трагедии, сюжеты для которой он черпал в русской истории. Так, главными героями трагедии «Синав и Трувор» являются новгородский князь Синав и его брат Трувор, а также Ильмена, в которую оба они влюблены. Ильмена отвечает взаимностью Трувору. Снедаемый ревностью, Синав преследует возлюбленных, забывая о долге справедливого монарха. Ильмена выходит замуж за Синава, потому что этого требует ее отец-вельможа, а она человек долга. Не в силах перенести разлуки, изгнанный из города Трувор, а затем и Ильмена кончают жизнь самоубийством. Причина трагедии в том, что князь Синав не обуздал свою страсть, не смог подчинить чувства разуму, долгу, а именно это требуется от человека в классических произведениях.
Но если трагедии Сумарокова укладываются в целом в правила классицизма, то в любовной лирике он являлся истинным новатором, где, как известно, чувства всегда побеждают разум. Что особенно примечательно, в поэзии Сумароков опирается на традиции народной женской лирической песни, и часто именно женщина — героиня его стихов. Литература стремилась выйти за круг тем и образов, предписанных классицизмом. И любовная лирика Сумарокова — прорыв к "внутреннему" человеку, интересному не тем, что он гражданин, общественный деятель, а тем, что несет в себе целый мир чувств, переживаний, страданий, любви.

Вместе с классицизмом в Россию с Запада пришли и идеи Просвещения. Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина. Вспомним Стародума из комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 (1745) — 1792) "Недоросль" и его высказывания. Монологи и реплики героя, резонера, рупора идей автора, выявляют просветительскую программу. Она сводится к требованию справедливости в самом широком смысле — от управления государством до управления имением. Автор считает, что справедливость восторжествует тогда, когда добродетельны будут законы и люди, их исполняющие. А для этого необходимо воспитание просвещенных, нравственных, образованных людей.

Просветительскими идеями проникнута одна из самых знаменитых книг 18 века — "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищева (1749—1802), автора этого произведения, Екатерина Великая назвала "бунтовщиком хуже Пугачева". Книга построена в форме путевых заметок, жизненных наблюдений, сценок и размышлений, которые приводят автора к мысли о несправедливости всего строя жизни, начиная с самодержавия.

Литература 18 века все внимательнее всматривается не в одежду и поступки, не в социальное положение и гражданские обязанности, а в душу человека, в мир его чувств. Под знаком "чувствительности" прощается литература с 18 веком. На почве просветительских идей вырастает литературное направление — сентиментализм . Вы помните маленькую повесть Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) "Бедная Лиза", ставшую в какой-то степени переломным явлением для русской литературы. Эта повесть провозгласила внутренний мир человека основной темой искусства, продемонстрировав душевное равенство всех людей в противоположность социальному неравенству. Карамзин заложил начало русской прозы, очистил литературный язык от архаизмов, а повествование — от напыщенности. Он научил русских писателей независимости, потому что истинное творчество — глубоко личное дело, невозможное без внутренней свободы. Но внутренняя свобода имеет и свои внешние проявления: писательство становится профессией, художник отныне может не связывать себя службой, ибо творчество есть самое достойное государственное поприще.

"Жизнь и поэзия — одно", — провозгласит В. А. Жуковский. "Живи — как пишешь, пиши — как живешь", — подхватит К. Н. Батюшков. Эти поэты шагнут из 18 века в 19 столетие, их творчество — это уже другая история, история русской литературы 19 века.

    Образовательная: познакомить с основными жанрами и представителями русской литературы 18 века; дать понятие о литературном направлении, в частности познакомить с термином классицизм и основными чертами классицизма;

    Развивающая: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

    Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство милосердия и бескорыстия, интерес к классической художественной литературе.

ХОД УРОКА:

I .Организационный этап

II .Проверка домашнего задания /дети читают выученные сонеты Петрарки и Шекспира/

III . Постановка целей урока: На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.
Также мы познакомимся с литературным течением “классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра

IV . Изучение нового материала:

1)Лекция с элементами беседы

Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.
Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.
Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного
абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.
Абсолютизм – единовластие
/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование

Наука
- культура
- печать
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе 18 века являлся
классицизм. Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно
глубоким водам, заключенным в гранитные берега ./
Черты классицизма

    Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.

    Утверждение приоритета разума.

    В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”).

    Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).

    Четкое разделение героев на положительных и отрицательных

    Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).

    Идеализация героя (оды Ломоносова)

    Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.

    Объективность повествования.

Жанры классицизма

в ысокие
трагедия, эпопея, ода

н изкие
комедия, сатира, басня

В них осваиваются общественная жизнь, история: действуют герои, полководцы, монархи; использовались также мифологические и библейские сюжеты. Время – просвещенный абсолютизм: очень важна идея служения государству, идея гражданского долга. Писались александрийским стихом , не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (напр., вместо «волк» – «зверь» и т. д.)

Описывали жизнь обычных людей, высмеивали людские пороки. Допускали использование прозы или разностопных стихов, введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.

Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
Закон “трех единств” (единство времени, места и действия)

единство времени – действие происходит в течение одних суток

    единство места – действие происходит в одном месте

единство действия – одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.

Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.
Особенности русского классицизма.

    связь с современной действительностью

    сатирическая направленность

    обращение к конкретным явлениям русской жизни

    преобладание национально – исторической тематики

    высокий уровень развития жанра оды

IV . Работа с материалом учебника стр.

V .Подведение итогов. Оценивание.

Что такое классицизм?

Какие жанры для него характерны?

Назовите основные черты классицизма.

VI . Задание на дом.

Выучить материл лекции.

Подготовить сообщения о Ломоносове (индивидуально.)

1

8

2

23

7

3

1



Похожие статьи
 
Категории