Когда возник английский парламент в средние века. История возникновения парламента в англии

18.02.2022

Введение 3

Возникновение и становление английского парламента 4

Структура парламента в Англии 7

Функции парламента в Англии 11

Заключение 14

Список источников и литературы 16

Введение

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для российского студента-юриста. Ведь многие страны перенимают опыт других народов в своем развитии. И наша страна не является исключением.

Англия прошла интереснейший путь исторического развития от раннефеодальных государств Англов, Саксов, Ютов и Фризов до одной из наиболее развитых стран Мира.

Одной из интересных и важных вех в истории Англии является период деятельности парламента, который длится до сих пор.

Этот вопрос актуален, потому что современная Великобритания сохранила историческую форму правления - парламентскую монархию. А также эта страна считается родиной современной парламентской демократии.

  1. Изучение истории английского парламента;
  2. Рассмотрение структуры парламента;
  3. Изложение основных функций парламента.
  1. Изучение литературы по теме;
  2. Сбор и обобщение материалов;
  3. Постановка выводов.

Возникновение и становление английского парламента

Английский парламент прошел интересную и поучительную историю: будучи в настоящее время главным органом политической жизни Англии и образцом для конституционных учреждений Европы, он в прошлом постепенно развился из условий, которые имели мало общего с порядками современной политической свободы.

В начале устройство Англии имело скорее черты сходства со строем соседних варварских государств, но постепенно общие западноевропейские учреждения получают на острове своеобразную постановку, среди которой и слагаются зародыши парламентского устройства. Уже в англосаксонский период можно указать кое-какие подготовительные факты. По описанию германских племен у Тацита, верховная власть принадлежит не королю, а народу, и это народное верховенство осуществляется в деятельности двух учреждений — веча и совета племенных начальников. У англосаксов, в эпоху разделения их на мелкие королевства, имеются оба указанные учреждения: племенное собрание — фолькмот — и совет мудрейших витенагемот.

Когда мелкие королевства слились в одно, племенные собрания обратились в областные, по графствам; общего веча англов не образовалось, но на витенагемот при короле перешли отчасти права прежнего веча. Витенагемот стал как бы двухсторонним учреждением: с одной стороны он действовал как королевская дума и пополнялся в значительной степени по воле короля, из его дружинников и чиновников; с другой стороны, он ограничивал власть короля. В точности отношение между двумя властями определено не было.

Норманны, завоевав Англию в 1066 г., сохранили древние областные учреждения, а также и витенагемот. Первые норманнские короли созывали обыкновенно три торжественных сессии совета, для отправления важнейших дел. Одним из внешних признаков таких торжественных заседаний было то, что король надевал корону. Норманнское завоевание было, однако, для Англии началом нового, феодального периода, и под влиянием феодализма формы и сущность совещаний изменились.

Вместо слабо организованного "племени" и более или менее подчиненных советников, короли очутились лицом к лицу с могущественной феодальной аристократией, которая признавала их лишь первыми среди равных. Вследствие разделения феодальных государств на множество почти самостоятельных сеньёрий и церковных владений, проведение какого-либо постановления, обязательного для всех этих частей, требовало и участия их всех.

Везде в Западной Европе этого времени возникают сеймы или съезды феодалов, которые решают вопросы о международных отношениях, о мерах внутренней администрации, о законодательных постановлениях, об обложении. Съезды эти составляются, по аналогии сеньериальных курий, из вассалов короля.

К таким съездам обращаются и английские короли для утверждения общих постановлений и получения субсидий; но авторитет английских съездов усиливается тем обстоятельством, что они являются как бы продолжением древнего витенагемота. Когда феодалы смыкаются в сословие и вступают в систематическую борьбу с королями, одно из их главных требований касается созыва съездов для разрешения чрезвычайных субсидий (законными поводами к взысканию субсидий с вассалов считались 4 случая: когда сеньор выдавал дочь замуж, когда он делал сына рыцарем, когда его приходилось выкупать из плена, когда он отправлялся в крестовый поход).

В Великую хартию вольностей, данную в 1215 г. Иоанном Безземельным, был внесен параграф, по которому в таких случаях созывается Commune consilium королевства. При утверждении Великой хартии Генрихом III статья эта была опущена, но общий взгляд, что феодалов нельзя облагать чрезвычайными субсидиями без их согласия, коренился в самих основах феодального строя, и королю приходилось с ним считаться. Нельзя сказать, чтобы короли охотно подчинялись феодальным теориям или принимали бы их всецело. При дворе сложились воззрения, находившиеся в резком противоречии с феодализмом — воззрения, по которым король являлся источником всякой власти в стране и не обязан был сообразоваться с желаниями и советами подданных. Во все время царствования Генриха III идет борьба между указанными взглядами и представляющими их общественными силами.

В 1264 г. бароны нанесли королю поражение при Льюисе и главный их вождь, Симон де Монфор, организовал совет из 9 членов, который фактически взял короля под опеку и присвоил себе высшее руководство государственными делами. В подспорье этому совету Монфор в начале 1265 г. созвал Парламент, который по своему составу отличался от прежних феодальных съездов: вызваны были бароны, епископы и аббаты, поддерживавшие партию Монфора, и кроме того по два рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от важнейших городов. Бывали и прежде случаи, что короли обращались с просьбой о деньгах к депутатам рыцарства или городов, но Монфор впервые соединил все перечисленные группы в общий совет королевства или парламент. Противник и победитель Монфора, Эдуард I, постоянно занятый войнами во Франции, Шотландии и Валлисе, принужден был вернуться к той же системе, чтобы обеспечить себе достаточные субсидии. Начиная с 1295 г. он стал созывать Парламент по образцу 1265 г.

Структура парламента в Англии

С середины XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю — палату лордов (House of Lords), где заседали прелаты и бароны, и нижнюю — палату общин (House of Commons), где заседали рыцари и представители городов. То, что горожане и рыцари заседали совместно, отличало английский парламент от сословно-представительных собраний в других странах, их прочный союз обеспечил палате общин большое влияние в политической жизни Англии. Духовенство не было особо выделено в английском парламенте.

Палата лордов включала представителей светской и церковной аристократии, входивших в Большой королевский совет. Им рассылались именные приглашения за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в. редкостью. Сложившееся в Англии система прецедентного права давала лорду, однажды получившему такое приглашение, основание считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные собирались на сессию, а такого в XIV-XV вв. почти никогда не случалось, оно редко достигало 100 человек.

Заседания палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от понятия «Commons» (общины). В XIV в. оно обозначало особую социальную группу, некое «среднее» сословие, включавшее рыцарство и верхушку горожан. То есть «общинами» стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и «добрым» именем. В права этого «среднего» сословия постепенно входило право избираться и быть избранным в нижнюю палату парламента. Осознание своей значимости, активно формировавшееся в течение XIV-XV вв., подчас определяло позицию палаты общин по отношению к лордам и даже королю.

К концу XIV в. возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату, отнюдь не возглавляя ее, на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для нижней палаты, которая была прежде всего собранием, т. е. коллективной организацией.
Депутаты нижней палаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента де Монфора: по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 представителя от наиболее значимых городов. Число таких городов с течением времени менялось, соответственно менялось и число членов палаты общин. В среднем оно составляло в середине XIV в. 200 человек.
Члены нижней палаты в отличие от лордов получали денежное довольствие: рыцари графств по 4 шиллинга, горожане - по 2 шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства.

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем - приказов, которые рассылались из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

В XIV-XV вв. в обществе складывается представление о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Она вошла в практику к началу XV в. и подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста, но только на время сессии.

За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.

Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем парламент, входили в структуру местного самоуправления. Ее объектами были городские и сельские общины, приходы и монастыри, объединявшиеся в более крупные корпорации: общины сотен и, наконец, общины графств.

Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донормандских времен. После завоевания они приняли на себя административные функции - судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти. Однако частично их самостоятельность была сохранена.

Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов местного управления и самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне - вилланы, то в собраниях графств - только свободные, начиная с фригольдеров и, кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя заместителя. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточные крестьянство, т.е. те средние слои, которые и определялись термином общины.

Главная роль на выборах принадлежала шерифам. Они обладали значительными полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений, количество которых росло с усилением давлением знати. Чаще всего нарушения заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные депутаты не попадали в парламент.

Палата общин последовательно, хотя не очень успешно, боролось с этим злом. Она инициировала принятие статутов, направленных против нарушений избирательных норм. Меры предлагались довольно жестокие. Так, по статуту 1445г. шериф должен был платить за каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же - пострадавшему, т.е. человеку, чье имя не было включено в список избранных. Для сравнения, годовой доход с недвижимости, дававший допуск в рыцарское сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов не встречали поддержки монархов.

По данным исследователей, все английские города, имевшее право на парламентское представительство, можно условно разделить на четыре группы - в зависимости от их положения в графстве.

К низшей категории принадлежали небольшие города, не выбиравшие собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. Лондон обладал комплексом административных, судебных, торговых и прочих привилегий и посылал в парламент четырех депутатов.

О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог получить избирательное предписание, даже если приходил в упадок. В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д.

Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

Однако большинство городов в 14в. изменили свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в глазах горожан все более привлекательной. Если в конце 13в. в парламенте было представлено около 60 городов, то в середине 15в. - уже более ста. В 1377г. в 70 городах Англии проживало около 130 тыс. избирателей, т.е. на порядок больше чем в графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать число рыцарей графств.

В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы, в английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как "рыцари графств и горожане сити и бургов".

В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более выигрышном положении, чем горожане. Выборы в городах крайне редко находят отражение в статутах королевства.

Функции парламента в Англии

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности налогов». В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Особое значение имела деятельность парламента, точнее - его нижней палаты, связанная с налогообложением. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие». С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал с согласия нижней палаты, выступавшей от имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности.

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XIV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы - ордонансы. Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты - билля. Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Подписанный королем, такой билль становился статутом. Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин. Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин.

Парламент стремился влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях и других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.

Парламент выступал в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастеара были санкционированы парламентом.

Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавших наиболее тяжкие политические и уголовные преступления аристократии, а также апелляции. Палата общин могла представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам, как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания, как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законодательных проектах палаты общин, а затем и в статутах.

Заключение

Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.

С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства — сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп - баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII-XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов - баронства - и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени - рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

За первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и города, а также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого имущественного и социального положения.

Таким образом, благодаря созданию парламента, в Англии раньше всего в Средневековом мире сложились предпосылки для формирования правового государства (т.е. государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан и их защита) и гражданского общества (т.е. общества, состоящего из свободных, самостоятельных и равноправных людей).

Развитие государственно-политического строя Великобритании в 18-19вв. в итоге сформировало наиболее классический образец системы парламентаризма. Этот парламентаризм обеспечил Англии стабильное реформирование разных областей социальной и политической жизни, решение многих острых экономических и политических, в том числе внешнеполитических, проблем в интересах социального мира. К началу 20в. Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.

Список источников и литературы

  1. Всеобщая история государства и права/ под ред. проф. К.И. Батыра. - М.: Юристъ, 2009.
  2. А. А. Васильев. История древнего мира/Р. Ю. Виппер. История средних веков/ - М.: Республика, 2008.- 511 с.: ил.
  3. П.Н. Галанза История государства и права зарубежных стран. Москва 2010г., 552с
  4. А. С. Гольденвейзер Социальные течения и реформы XIX столетия в Англии. - Киев, типография С. В. Кульженко, 2008 г.
  5. А. В. Дайси Основы государственного права Англии: Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Виноградова. — СПб., 2009., 710с.
  6. В. Ф. Дерюжинский Из истории политической свободы в Англии и Франции. - С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 2009 г.
  7. О. В.Дмитриева, Парламент и парламентская культура в Англии в XVI - начале XVII вв. Программа спецкурса / О. В. Дмитриева. - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 12 с
  8. Н. А.Крашенинникова История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2-х тт. — М.: Норма, 2007. — Т. 2. — 816 с
  9. Д. Петрушевский Великая хартия вольностей. С приложением перевода текста Великой хартии (издание 3-е). - С.-Петербург,
  10. В.А. Томсинов (Составитель). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).. - М., 2010.
  11. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2007.
  12. Э. Фишель Государственный строй Англии /. - СПб: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1862. - 542. http://lib.mgppu.ru
  13. В.В. Караев, История средних веков/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://society.polbu.ru/kareva_midhistory/ch21_ii.html
  14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона /[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/77384/Парламент
  15. Официальный сайт Парламента Великобритании/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.parliament.uk

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

В царствование Генриха III (1216–1272) в Англии возник парламент, который сделал королевскую власть ограниченною. Генрих III был государь, любивший лесть и щедро награждавший за нее должностями и землями. Самими близкими к нему людьми были иностранцы, поступавшие на королевскую службу, многочисленные рыцари из Франции и довольно большое число духовных из Италии, которых посылали в Англию папы. Все поведение короля и его иностранных фаворитов очень не нравилось английской нации, образовавшейся в середине XIII в. из слияния нормандцев с англосаксами. В оппозиции против короля соединились и прелаты, и бароны, и рыцари, и горожане. Генрих III несколько раз созывал съезды прелатов и баронов («большие советы»), которые большею частью резко порицали его политику. Главную роль в этой оппозиции играл Симон Монфор , родом француз (его отец был вождем в крестовом походе против альбигойцев), переселившийся в Англию, где получил титул графа Лейстерского и женился на сестре короля. Поссорившись с Генрихом III, этот талантливый и энергичный вельможа перешел на сторону английских баронов и сделался даже их вождем. Сначала более крупные бароны на «большом совете» в Оксфорде (1258) заставили короля признать над собою опеку особого комитета из 24 баронов , но мелкие бароны и рыцари были недовольны такою олигархическою формою правления и стали жаловаться на её установление. Генрих III отказался от исполнения данного обещания, но Симон Монфор пошел на него войною, взял его в плен и сделался владыкою Англии. Отличаясь большим государственными умом, он увидел, однако, что одни крупные бароны не в состоянии будут устроить управление страною, а потому, созывая в 1265 г. от имени короля «большой совет», он пригласил на него не одних прелатов и баронов, но и представителей шэйров (графств) и городов (по два представителя от каждого графства и наиболее важных городов). Это и был первый английский парламент . Приглашением рыцарства и горожан к участию в правлении Симон навлек на себя неудовольствие крупных баронов. Они перешли на сторону короля, а старший сын Генриха III (Эдуард) бежал из плена и стал во главе недовольных. Симон Монфор был побежден и убит в сражении с королевским войском, но придуманная им мера, т. е. созыв на «большие советы», кроме прелатов и баронов, также рыцарства и горожан, вошла в силу, и парламент в Англии существует непрерывно уже больше шести веков.

183. Устройство парламента

Английский парламент разделился на две палаты: верхнюю, или палату пэров (лордов), и нижнюю, или палату общин . Это разделение, существующее и в настоящее время, сложилось окончательно лишь в середине XIV в., лет через восемьдесят после созвания первого парламента. Членами верхней палаты сделались епископы, аббаты и крупные вассалы короля, из которых каждый заседал в ней в силу своего личного права, причем звание светского лорда стало переходить по наследству к старшему сыну. Нижняя палата образовалась из выборных представителей как от мелких королевских вассалов и от рыцарей, т. е. подвассалов, так и от свободного населения графств и городов. В графствах (шэйрах) представители выбирались на собраниях, существовавших еще раньше для разных местных дел и для суда, и здесь произошло слияние мелких феодалов с остальным свободным населением. Палата общин сделалась палатой всесословной, и этим английский парламент с самого начала стал отличаться от других подобных собраний, возникших около того же времени в разных государствах Запада, где каждое сословие заседало отдельно. (И в верхней палате заседали вместе высшее духовенство и высшее дворянство).

Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам привели, с одной стороны, чрезвычайно укрепившаяся королевская власть и с другой – стремление английских баронов ее ограничить. К XIII в. английские бароны настолько окрепли экономически, что испытывали потребность в собственных сильных политических позициях. В ходе гражданских войн стабильность и равновесие политических сил, свойственное английскому государству, были серьезно подорваны.

Гражданские войны XIII в. были уже вторым глубоким политическим кризисом в истории Англии. Первый кризис пришелся на правление английского короля Иоанна Безземельного (1199-1216), который начал катастрофически быстро терять английские владения на территории Франции. Этой ситуацией воспользовались бароны, чтобы потребовать от короля предоставления им политических прав и политической независимости. Иоанн Безземельный вынужден был пойти им навстречу, и в 1215 г . он предоставил баронам «Великую хартию вольностей» – первую конституцию английской феодальной монархии.

Еще до начала гражданских войн, в 1258 г. бароны собрались на съезд в Оксфорде. Этот съезд получил название «Бешеного Парламента». «Бешеный Парламент» выработал новую конституцию – «Оксфордские провизии» . Эта конституция утвердила режим баронской олигархии в стране. Вся власть в Англии передавалась «Совету пятнадцати баронов», без согласия с которым король не мог принимать никаких решений. Таким образом, «Бешеный Парламент», не будучи конституционно оформленным Парламентом, уже существенно ограничивал власть короля. Кроме того, «Советом пятнадцати баронов» была создана комиссия для проведения в Англии политических реформ. Все эти события послужили прелюдией к созданию конституционно оформленного английского Парламента.

Первый английский Парламент был созван в 1265 г . На нем присутствовали представители различных социальных слоев – светские и духовные феодалы, рыцари от графств и представители от городов. После окончания гражданских войн в 1267 г. Парламент не был ликвидирован. К этому времени он уже прочно укоренился в государственной системе Англии. С конца XIII в. в Англии окончательно утвердился парламентский конституционный строй.

С учреждением Парламента английское феодальное государство принимает форму сословно-представительной монархии.

При Эдуарде I (1272-1307) Парламент использовался королем как противовес претензиям крупных феодалов. Эдуард I попробовал проводить налоговую политику без Парламента. Это привело короля к конфликту с ним, и король вынужден был издать закон, получивший название «Подтверждения Хартии». Закон подтверждал «Великую хартию вольностей» 1215 г.


В XIV в., помимо функции утверждения налогов, Парламент добивается права издавать законы – билли. С 1343 г. английский Парламент оформляется как двухпалатный: палата лордов, или пэров, и палата общин. В палате лордов заседали крупные светские и духовные феодалы, в палате общин – рыцари и горожане. С каждым веком Парламент все больше набирал силу. Численность палаты общин была с самого начала гораздо большей, чем палаты лордов. Палата общин приобретает в Парламенте сильное влияние – не столько вследствие численного превосходства, сколько благодаря царившему там духу согласия. В палате общин рано сложился союз рыцарей и горожан.

С развитием товарно-денежных отношений, с зарождением элементов капитализма, в палате общин союз рыцарства и горожан все более и более укреплялся, приводя к дальнейшему усилению их политических позиций в Парламенте и в стране.

Феномен английского Парламента вызывает многочисленные споры в английский и в отечественной историографии. Ряд историков утверждает, что Парламент с момента своего возникновения никогда не был национальным представительным органом и не являлся выразителем общенациональных интересов страны. В Парламенте никогда не были представлены низы городского населения и крестьянство.

Английский Парламент в своих конкретных действиях выражал интересы светских и духовных феодалов, поддерживая их антикрестьянскую политику. С развитием капитализма в Англии Парламент принял жесткое рабочее законодательство.

И тем не менее Парламент сыграл существенную политическую роль в истории Англии. Именно он, ограничив власть короля, принес стране на новом историческом этапе политическую стабильность и равновесие, что повлекло за собой стабильность во всех областях государственного бытия – экономике, социальных отношениях, культуре и т.д. Ограничив верховную власть, Парламент способствовал централизации и укреплению централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент – король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.

Это символ Великой Британии.

Где и когда появился парламент в Англии? В данной статье будет представлена краткая история создания этого органа власти, хотя занимает она довольно длительный период развития государства. Но прежде разберемся в происхождении самого термина.

Определение слова «парламент»

Прежде чем выясним, где и когда появился парламент в Англии, попробуем определить значение слова «парламент». Основных теорий происхождения термина - две. По первой из них английское «parliament» получилось благодаря соединению 2-х латинских слов:

  • «parium», обозначающее «равные» или «паритетные»;
  • «lamentum» - «плач, жалоба».

То есть, парламент - это место, где можно выставить жалобу равным по статусу людям.

По второй теории термин «parliament» получается из 2-х французских слов:

  • «parler» (переводится, как «разговор»);
  • «ment», означающее «суждение».

Выходит, что парламент - это место, где обмениваются мнениями, ведут беседу, высказывают свою точку зрения.

В связи с вышеописанными различиями в происхождении термина ученые до сих пор спорят о времени возникновения 1-го парламента в Англии. Поэтому однозначного ответа на вопрос, где и когда появился парламент в Англии, можно сказать, нет.

По сути своей парламент - это один из распространенных избирательных органов власти многих демократических стран. Причем называться он может по-разному. К примеру, в России это Дума, в Германии - Бундестаг, в Израиле - Кнессет. История появления такого органа власти в разных странах происходила практически по одним и тем же законам.

О предпосылках

На примере Британии попробуем коротко рассказать о том, где и когда появился парламент. В Англии первые предпосылки зарождения выборной системы прослеживаются с того момента, когда из этих мест стали отступать римские легионеры. Очень медленно проходили этапы становления государственности, а власть королевская была довольно слабой. В связи с развитием городов возродился новый класс - буржуазия, пытавшаяся отстаивать свои интересы, так же как и крупные землевладельцы на уровне государства. Хроники некоторых графств Англии представляют некоторые доказательства того, что благородные рыцари по решению шерифов местностей отправлялись консультировать королей относительно налогообложения и прочих финансовых вопросов. Естественно, короли не нуждались в мыслях горожан и рыцарей по данному поводу, полное согласие с его мнением было неукоснительным. Но иногда ему приходилось соглашаться с предложениями подданных. В таких условиях в Западной Европе стали возникать представительные собрания, оказывающие определенное сдерживающее воздействие на растущие аппетиты монархов. Один из них и парламент в Англии.

История Англии тесно связывает происхождение такого органа власти с именем влиятельного лица того времени - Симона де Монфора.

О версиях возникновения парламента в Англии

Те, кто в большей степени придерживается французской версии происхождения названия органа власти, считают, что первым парламентом Англии являются собрания, созывавшиеся Альфредом Великим в конце IX-го столетия. Но противоречат им представители, придерживающиеся версии «автохтонной». По их мнению, происхождение парламента в Англии тесно связано с борьбой между королем и баронами с одной стороны и рыцарями и горожанами с другой. А произошло это событие намного позже первого - во 2-ой половине XIII-го столетия.

Более правдоподобной на сегодня выглядит последняя теория, она же имеет и большинство сторонников. Выходит, что первый английский парламент возник в XIII веке.

Устройство парламента в Англии

Полноправно как действующий орган власти парламент начал функционировать в средние века, с 1265 года. Представители высшего сословия духовенства и знати титулованной получали документы, причем именные, которые давали им возможность принимать участие в собраниях парламента. Простые горожане и рыцари принимали участие в его работе по общему приглашению.

В устройстве парламента Англии за 900 лет почти ничего не изменилось. И сегодня, как и раньше, он разделен на две палаты. Первая - Палата лордов, включающая потомков тех баронов, участвовавших в «Бешеном совете» (1258 год - собрание английских аристократов в Оксфорде, где Генриху III были предъявлены требования об ограничении власти короля). Сюда входят представители духовной знати и титулованного дворянства. Нижняя палата - это Палата общин. Сюда входят представители наследников тех, кто в те далекие времена принимал участие в собраниях по «общим приглашениям». Это потомки богатых горожан и рыцарей.

На сегодня среди представителей Палаты общин есть и депутаты из местного дворянства, которым народ на местах доверил представлять их интересы в столице.

22 января 2016

В современном мире почти в каждом государстве есть свой парламент, который необходим для выражения интересов разных слоев общества. Эта система одной из первых появилась в средневековой Англии.

Борьба королей и феодалов

В XIII веке островное королевство часто страдало от гражданских войн и конфликтов. Одной из причин такого неустройства стала борьба между королевской властью и феодальным сословием. Бароны и лорды желали усилить свое влияние на государство, чтобы принимать участие в управлении страной.

Еще при короле Иоанне Безземельном (правил в 1199-1216 гг.), в 1215 году, появилась Великая хартия вольностей. Этот документ был составлен при участии баронов, желавших получить новые юридические права и защитить собственные привилегии. Дата возникновения английского парламента тесно связана с хартией, которая была лишь «первой ласточкой» в долгом процессе укрепления в государстве феодального строя.

Генрих III

Сын Иоанна, Генрих III, занял трон в 1216 году еще в детском возрасте. За него правил регентский совет. Повзрослев, Генрих начал вести жесткую политику, направленную на укрепление королевской власти. Бароны и другие феодалы, привыкшие к порядку вещей, закрепленному хартией вольностей, были крайне недовольны поведением монарха.

Кроме того, Генрих III окружил себя иностранцами, в том числе французами, которых не терпели в Лондоне. Такое поведение привело к ухудшению отношений между ним и его собственной знатью. Единственным арбитром в этом конфликте мог стать Папа Римский - духовный отец всех христиан. При его сотрудничестве Генрих пообещал баронам, что он будет соблюдать условия Великой хартии его отца, а также согласился учредить парламент, где бы заседали представители аристократии. Так, в 1258 году были заключены Оксфордские соглашения.

Согласно этому документу, должно было произойти образование английского парламента. Дата этого события письменно не оговаривалась, однако король обещал, что представительный орган появится в самое ближайшее время. Но уже очень скоро Папа Римский освободил монарха от обещаний. Генриху нужны были деньги, для того чтобы вести войны против Франции и Уэльса. Поэтому он начал повышать налоги, нарушив свои обещания, данные согласно Великой хартии.

Баронское восстание

В 1263 году бароны, недовольные решениями короля, объявили ему войну. Эту группу возглавил Симон де Монфор. После битвы при Льюисе Генрих III вместе с сыном Эдуардом оказался в плену. Победившие аристократы в 1265 году созвали представительный орган. Это и была дата возникновения английского парламента. Заседания проходили в Вестминстерском дворце.

Дата возникновения английского парламента ознаменовалась тем, что в новом представительном органе собрались депутаты от самых разных сословий: не только высшего духовенства и рыцарей, но и городского населения. Депутаты подразделились и по территориальному принципу. Когда наступила дата возникновения английского парламента, в Вестминстерский дворец поехали представители всех городов страны. При этом Лондон и еще пять важных портов имели по четыре представителя. Другие города прислали по два человека. Эта система, принятая в XIII веке, оказалась зародышем современной Палаты Общин.

Появление парламента

К власти в стране пришел Симон де Монфор. Именно он стал тем человеком, благодаря которому стало возможным возникновение английского парламента. Дата этого события совпала со временем усиления его влияния в государстве. Однако уже весной 1265 года законный наследник Эдуард бежал из плена. Он собрал вокруг себя преданную армию, с которой попытался вернуть престол своему отцу Генриху III. Из-за этого начало процесса возникновения английского парламента оказалось в тени новой междоусобной войны.

4 августа в битве при Ившеме восставшие бароны потерпели поражение, а Симон де Монфор погиб. К власти снова пришел Генрих III. Однако процесс возникновения английского парламента уже закончился, и монарх решил не отказываться от этого органа власти. При этом короле и его сыне он не представлял угрозы для правления династии.

Значение парламента

Возникновение английского парламента (дата - 1265 год) сыграло важную роль в истории Англии. Теперь жители самых разных городов посылали в столицу своих представителей, которые могли напрямую сообщить верховной власти о проблемах простых людей. Поэтому в Великобритании каждый гражданин знает, когда возник английский парламент. Дата этого события ежегодно отмечается в стране.

В 1295 году парламент начал собираться по новым правилам, которые практически не изменились до наших дней. Теперь в палате появились представители от каждого графства. Дата возникновения английского парламента (год 1265-й) стала одной их тех дат, благодаря которым гражданское общество смогло добиться признания своих прав верховной королевской властью.

Функции парламента

Самой важной функцией этого собрания стало определение размеров налогов. Кроме того, его депутаты могли посылать петиции на имя короля. Все это стало возможным только после того, как произошли эти нововведения (в тексте ранее уже была указана дата возникновения английского парламента). История этого института очень насыщенна. Депутаты в разные эпохи становились выразителями народного недовольства властью.

С XV века парламент приобрел право принимать законы, которые также должен был одобрить король. Взаимодействие этих двух ветвей власти позволило получить тот баланс интересов, благодаря которому сегодня в Великобритании существует одна из самых устойчивых политических систем в мире. Именно в парламенте появилась новая форма законотворчества - билли. Они составлялись депутатами, которые согласовывали интересы разных слоев английского общества.



Похожие статьи
 
Категории