Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему. Картотека художественной литературы в младшей группе Нод художественная литература в 1 младшей группе

10.07.2019

О қу қызметінің ұйымдастырылған технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Оқу облыстары / Образовательные области: Коммуникация

Бөлімдер / Раздел : Художественная литература

Тақырып / Тема: Чтение А. Барто «Грузовик»

Мақсаты / Цель : познакомить с содержанием стихотворения А. Барто, активизировать словарь по теме, познакомить с частями автомобиля, закрепить названия основных цветов.

Оборудование и материалы : игрушка грузовая машина, кошка, игрушка – кошка, машинки 4 основных цветов, фланелеграф, демонстрационная машинка со световым сигналом.

Словарная работа: грузовик

Қос тілдік компоненті/ Билингвальный компонент: машина – колік .

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық-лептік

Мотивационно-

побудительный

У меня в руках чудесный мешочек. В нем спряталась одна игрушка, с которой очень любят играть мальчики.

Кто попробует узнать игрушку, не раскрывая мешочка?

- Что это?

Словарная работа: грузовик.

Это грузовая машина. У нее есть кабина, кузов, колеса. Воспитатель показывает детям части машины.

Как играют этой игрушкой?

Верно. А что сейчас делает машина? Воспитатель прокатывает машину.

А сейчас, что машина делает?

Слушают воспитателя

Дети ощупывают мешочек, воспитатель помогает им

Это машина

Повторяют: грузовик.

Катают

Едет

Стоит

Ұйымдастық-ізденістік

Организационно-поисковый

Воспитатель исполняет песню «Едем, едем мы домой».

Едем, едем мы домой на машине грузовой,

Ворота отворяй, едет с поля урожай.

Билингвальный компонент: к ө л ік – машина.

А что же везет наш грузовик?

А что можно возить на грузовике?

А вот в стихотворении «Грузовик» дети решили везти необычный груз. Послушайте.

Чтение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Грузовик», проигрывая.

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Затем предлагает детям ответить на вопросы:

- Какая машина была у детей?

- Кого решили покатать дети?

- Куда они его посадили?

- Что сделал кот?

Давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Там, там, там -

Тихо сели по местам.

Слушают воспитателя

Овощи и фрукты

Слушают стихотворение.

Наблюдают а проигрыванием стихотворения.

Отвечают на вопросы:

Грузовая

Кота

В кузов

Опрокинул грузовик

Выполняют физкультминутку в соответствии с текстом

Рефлексивті-корригирдікті

Рефлексивно - корригирующий

К нам в гости приехал легковой автомобиль, он может мигать фарами. И привез с собой друзей (На столе машинки, окрашенные в разные цвета). Он хочет знать, все ли дети знают цвета. Мы будем называть цвет машинок, и если правильный ответ автомобиль будет нам мигать.

Играют в игру вместе с автомобилем.

Называют цвета машин.

Күтімді нәтиже /Ожидаемый результат:

Елестету /Воспроизводят: в речи слова: грузовик, транспорт.

Түсіну / Понимают: содержание стихотворения.

Қолдану /Применяют: полученные знания на занятии.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование

коммуникация (художественная литература)

в 1 младшей группе

п. Гирсово, 2012 г.

Художественная литература

Перспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе Устава МДОУ, Временных требований Министерства образования, Закона РФ об образовании. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Коммуникация»

2. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественные произведения без наглядного сопровождения.

4. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

5. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

6. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

7. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Промежуточные результаты:

1. Слушать доступные им по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

2. Рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.

Литература:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 2008 г.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» - М.: Центр педагогического образования, 2008. 160 с.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Адаптация детей

Тема: Русский фольклор. «Наши уточки с утра»

Учить детей тому, как кричат домашние птицы. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение. Воспитывать умение спокойно сидеть и слушать.

Затулина Г.Я. с. 12

Тема: «Козлятки и волк». Рассказывание русской народной сказки.

Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них. Развивать внимание, память, усидчивость. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Затулина Г.Я. с. 107-108

Тема: Е. Чарушин «Утка».

Познакомить детей с рассказом, учить слушать его без наглядного сопровождения. Ввести в словарь детей слова, обозначающие действия. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать интерес к чтению.

Затулина Г.Я. с. 16-17

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Тема: А. Барто «Грузовик»

Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать внимание, память, умение говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к стихам.

Тема: А. Барто «Лошадка».

Учить детей договаривать слова, фразы. Развивать внимание, память, умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 52

Тема: В. Берестов «Больная кукла».

Познакомить детей со стихотворением. Развивать целенаправленное внимание. Воспитывать умение сопереживать героям произведения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 52

Тема: «Репка» - рассказывание сказки.

Учить следить за развитием действия и воспроизводить порядок действий в сказке с помощью вопросов. Развивать внимание, память, умение действовать по указанию. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Затулина Г.Я., с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Тема: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать восприятие, внимание, память, учить рассматривать рисунки к произведению. Воспитывать интерес к произведениям С. Маршака

Тема: Чтение потешки «Как и нашего кота».

Приучать детей слушать произведения устного народного творчества. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать желание самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах.

Затулина Г.Я., с 43.

Тема: «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 53

Тема: С. Михалков «Котята».

Учить отвечать на вопросы по содержанию, сочетая существительное с прилагательным. Развивать внимание, память, умение действовать по сигналу. Воспитывать интерес к стихам.

Затулина Г.Я., с. 41-42.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Тема: «Наша Маша маленька».

Приучать детей слушать народную потешку. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению потешек.

Гербова В.В., с. 67-68

Тема: Г. Лагздынь «Петушок».

Познакомить со стихотворением. Учить слушать и запоминать. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к стихам.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 52

Тема: А. Барто «Птичка».

Учить слушать стихи, сопровождать чтение показом картинки. Развивать внимание, формировать умение использовать в речи выразительные интонации. Воспитывать интерес к стихам, желание их запоминать.

Затулина Г.Я., с 77-78

Тема: «Теремок» - рассказывание русской народной сказки. «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду. Сидит ворон на дубу» - чтение песенки.

Учить следить за развитием действия, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к сказкам и песенкам.

Гербова В.В., с. 66

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Каникулы

Тема: «Теремок» - повторение.

Учить детей слушать сказку без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, умение воспроизводить фразы из знакомого текста, говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Затулина Г.Я., с. 82-83

Тема: «Котауси и Мауси» в обр. К. Чуковского.

Учить детей договаривать слова в коротких стихах. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению фольклора.

Гербова В.В., с. 59-60

Тема: В. Сутеев «Кто сказал "мяу"?» - инсценировка сказки.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

Тема: Е. Благинина «С добрым утром!»

Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать художественное восприятие средствами художественной литературы. Воспитывать отзывчивость на поэтические произведения.

Затулина Г.Я., с. 92-93

Тема: А. Барто «Самолет».

Учить детей договаривать слова, фразы. Развивать внимание, память, умение говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к стихам.

Затулина Г.Я., с. 99-100

Тема: Я. Тайц «Поезд».

Учить слушать рассказ без наглядного сопровождения. Развивать внимание, умение слушать, использовать звукоподражания. Воспитывать умение играть вместе, не ссориться.

Затулина Г.Я., с. 102-103

Тема: «Тили-бом! Тили-бом!».

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, учить понимать содержание иллюстраций. Воспитывать желание самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах.

Затулина Г.Я., с. 85-86

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

Тема: «Баю, бай, ты, собачка, не лай!».

Приучать слушать народную потешку. Учить договаривать слова. Развивать внимание, память, умение действовать по указаниям воспитателя. Воспитывать интерес к чтению потешек.

Затулина Г.Я., с. 61-62

Тема: К. Ушинский «Гуси».

Учить слушать рассказ без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, звукоподражание. Воспитывать интерес к окружающему.

Гербова В.В., с. 76-77

Тема: К. Чуковский «Путаница».

Продолжать знакомство с произведениями К. Чуковского. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к поэзии.

Гербова В.В., с 75-76

Тема: Л.Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода».

Учить детей слушать литературное произведение без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, речевое дыхание. Воспитывать интерес к чтению.

Затулина Г.Я., с. 121-122

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

Тема: А. Фет «Верба».

Учить детей слушать стихи, сопровождать чтение показом предмета. Развивать восприятие, слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.

Затулина Г.Я., с 127-128

Тема: Л.Н. Толстой «У Вари был чиж»

Учить детей слушать и понимать художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, усидчивость. Воспитывать воспитывать интерес к окружающим природным объектам - птицам.

Затулина Г.Я., с. 133-134

Тема: Д. Биссет «Га-га-га».

Учить отвечать на вопросы, активизировать словарь, используя звукоподражания. Развивать восприятие, внимание, усидчивость. Воспитывать интерес к сказкам, желание их слушать.

Гербова В.В., с. 84

Тема: В. Бианки «Лис и мышонок».

Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать интерес к животным, узнавать их на картинках.

Гербова В.В., с. 89-90

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Снегирек» в пер. В. Викторова.

Учить детей запоминать стихи, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать восприятие, внимание, память, умение говорить с естественной интонацией. Воспитывать эстетические чувства.

Гербова В.В., с. 88-89

Тема: Г. Балл «Желтячок».

Учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать интерес к животным.

Гербова В.В., с. 87

Диагностика детей

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема: «Что можно слепить?».

Развивать у детей интерес к процессу лепки. Познакомить со свойствами пластилина. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 15

Тема: «Испечем оладушки».

Учить аккуратно пользоваться пластилином. Вызывать интерес к процессу работы. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 17

Тема: «Палочки».

Учить отщипывать кусочки пластилина от целого, раскатывать их в длину между ладонями. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание лепить.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Тема: «Колбаски».

Учить раскатывать «колбаску» прямыми движениями рук. Развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Что это такое?».

Вызывать у детей желание лепить. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями рук. Развивать образное восприятие.

Казакова Т.Г., с. 16

Тема: «Угостим кукол конфетами».

Учить отщипывать кусочки пластилина. Развивать умение формировать округлые комочки. Воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Казакова Т.Г., с. 17

Тема: «Лесенка».

Закреплять умение раскатывать пластилин. Учить накладывать раскатанные палочки одна на другую. «Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Тема: «Печенье для кота».

Учить скатывать шар и расплющивать его между ладонями. Развивать желание лепить. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Маленькие змейки».

Закреплять умение детей раскатывать валик. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Ягодки для птичек».

Учить раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Кто живет в избушке?».

Продолжать учить раскатывать комочек пластилина прямыми движениями рук. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание лепить сообща.

Казакова Т.Г., с. 20

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Тема: «Улитка».

Учить детей сворачивать столбик. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Колобок».

Учить скатывать шар круговыми движениями рук. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к поделке.

Казакова Т.Г., с. 29

Тема: «По замыслу».

Развивать у детей желание лепить, находить сходство с предметами, персонажами. Использовать полученные умения.

Казакова Т.Г., с. 21

Тема: «Мы скатаем снежный ком».

Учить раскатывать комок круговыми движениями. Развивать творческое воображение. Воспитывать радость от сделанной работы.

Казакова Т.Г., с. 20

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Тема: «Заборчик для избушки».

Продолжать учить детей скатывать столбик. Развивать сюжетно-ролевой замысел. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 24

Тема: «По замыслу».

Учить детей находить сходство с окружающими предметами, персонажами. Развивать творчество, речь, память. Воспитывать желание лепить.

Казакова Т.Г., с. 25

Тема: «Приглашаем мишку, зайку, белочку в гости».

Учить скатывать шар между ладонями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 22

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

Тема: «Снеговик».

Закреплять умение раскатывать комочки круговыми движениями ладоней. Развивать творчество. Воспитывать желание обыгрывать созданный персонаж.

Казакова Т.Г., с. 24

Тема: «Колечки».

Учить лепить из пластилина, свертывая полоску в кольцо, соединять концы. Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «В гости к нам пришли цветные карандаши».

Учить детей скатывать из пластилина столбики. Развивать интерес к сказкам. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Котенька-коток».

Учить создавать знакомые формы по словам потешки. Развивать эмоциональное восприятие, речь. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 26

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

Тема: «Любимой мамочке испеку я прянички».

Учить раскатывать между ладонями пластилин, сплющивать его. Развивать желание самостоятельно лепить знакомые формы. Воспитывать любовь к маме.

Казакова Т.Г., с. 27

Тема: «Башенка».

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, сплющивать его. Развивать умение детей играть с готовыми изделиями. Воспитывать желание лепить самостоятельно.

Казакова Т.Г., с. 27

Тема: «Мисочка для собачки Жучки».

Учить сплющивать комочек пластилина, скатанного между ладонями, делать углубление. Развивать речь, мышление. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Казакова Т.Г., с. 29

Тема: «Неваляшка».

Учить делить пластилин на комочки разной величины, скатывать шарики, соединять части фигуры. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать желание играть с изделием.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

Тема: «Тарелочка с яблоками».

Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее. Развивать самостоятельность. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 30

Тема: «Колечки для пирамидки».

Учить лепить палочки и соединять их концы, образуя кольцо. Развивать мелкую моторику пальцев, рук, закреплять цветовосприятие. Воспитывать желание помочь окружающим.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Самолет».

Закреплять умение скатывать столбики, учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать речь и мышление, внимание. Воспитывать желание лепить. «Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Любимые игрушки (по стихотворениям А. Барто)».

Учить самостоятельно выбирать и лепить по замыслу, используя имеющиеся навыки. Развивать образное мышление. Воспитывать желание лепить и радоваться готовым изделиям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Ай, качи, качи, качи (по потешке».

Закреплять навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, делать углубление. Развивать творческое мышление, речь, память. Побуждать украшать работу стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Что мы научились лепить?».

Учить самостоятельно лепить простейшие формы, узнавать в них изображение знакомых предметов, персонажей. Развивать у детей замысел. Воспитывать желание лепить, радоваться своим поделкам.

Казакова Т.Г., с. 32-33

Диагностика

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 24»

В.Берестов «Котёнок»

Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе № 11.

Составил воспитатель

Загидуллина Г.И.

г. Нижнекамск

Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

Тема: «Стихотворение В. Берестова «Котёнок».

Цель: Ознакомление детей с содержанием произведения В. Берестова «Котёнок».

Задачи:

Образовательные:

Учить определять животное по описанию.

Пополнить словарный запас: «котёнок», «мяу», «прыг-скок», «цап-царап».

Развивающие:

- Развивать способность понимать содержание стихотворения.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к животным.

Планируемые результаты: уметь по словесному описанию взрослого отгадывать животное, проявлять эмоциональную отзывчивость на стихотворение В. Берестова «Котёнок», активность при исполнении песни «Кошка», отвечать на простые вопросы.

Материалы и оборудование: иллюстрация к стихотворению, игрушка котёнок, платок.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникационная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Интеграция ОО: познание, музыка, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы.

Приёмы и методы:

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей, сюрпризный момент.

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.

3. Приёмы поддержания интереса у детей: физкультминутка, исполнение песенки, чередование видов деятельности.

4. Приёмы оценки: поощрение.

Структура НОД:

I. Вводная часть -2 мин.

II. Основная часть – 4 мин.

III . Заключительная часть -2 мин.

ХОД НОД

1. Вводная часть.

(Дети занимают свои места. На столе игрушка, накрытая платком) .

Воспитатель: Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя.

(Пушок) .

2. Основная часть.

Воспитатель: Котёнок Пушок – это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться.

(Показ иллюстрации) .

Послушайте стихотворение про котёнка.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится,

Прыг-скок. Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!

Вопросы

Про кого рассказывается в стихотворении? (Ответы детей) .

Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)

Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап) .

Как котёнок мяукает? (Мяу) .

(Ответы детей хором и индивидуально) .

Воспитатель: А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками.

(Дети встали возле стульчиков) .

Физкультминутка

Все котятки мыли лапки

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшко

Вот так, вот так!

А потом они играли

Вот так, вот так (прыжки)

А потом они устали

Сладко-сладко засыпали

Вот так, вот так!

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска».

(Дети подпевают звукоподражательные слова) .

3. Рефлексия

Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок) .

Как его зовут (Пушок) .

Покажите, как Пушок прыгает?

Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам

До свидания.

Длительность 8 минут.


Современные дети не читают. Эта аксиома будоражит умы и учёных, и педагогов, и родителей, которые, к слову сказать, сами нечасто берут книгу в руки. Поэтому детям мало читают вслух. Миссия воспитателя в детском саду в том, чтобы постараться переломить ситуацию в обратную сторону, то есть приобщить карапузов к книгам, показать, сколько интересного и занимательного таится на печатных страницах. Так что подготовка занятия по чтению художественной литературы - это не просто методически грамотная переработка информации по теме, а настоящий творческий процесс, который должен захватить педагога, а затем и малышей.

Цели и задачи занятий по чтению

Движущая сила развития малыша - пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.

В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:

  • приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе;
  • расширить кругозор;
  • развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов;
  • работать над развитием речи;
  • развивать фантазию, воображение;
  • воспитывать интерес к процессу чтения.

Основная цель занятий - приобщение малышей к чтению

Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:

  • знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками);
  • обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное);
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие способности понимать сюжет услышанного произведения;
  • тренировка навыков драматизации;
  • воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений;
  • пробуждение любознательности.

Приёмы

Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:


Виды занятий по чтению

Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:

  • чтение в рамках занятия;
  • чтение перед сном (обычно это сказки в прозе);
  • чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов - приёма пищи, сборов на прогулку и пр.);
  • чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).

Это интересно. В детском саду регулярно проводятся конкурсы чтецов, чтения, посвящённые творчеству известных литераторов (например, «Пушкинские чтения»). Правда, участие в них малышей первой младшей группы является скорее исключением, чем правилом.

Методика организации и проведения занятия по чтению

Любой вид работы с детьми должен быть уместным по времени. Для чтения вслух этот промежуток определён между 16.00 и 16.30. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут, а занятия в целом - 10 минут.

Начиная новое произведение, воспитатель не должен забывать озвучить его жанр (к примеру, «Детки, сегодня я расскажу вам сказку…»). Обратите внимание, что произносить названия жанров нужно полностью и чётко, то есть «прочитаю сказочку» оказывается недопустимым.

Требования к проведению занятий

Почему иногда опытного рассказчика малыши не слушают, а новичка воспринимают с удовольствием? А потому, что неважно, кто рассказывает. Куда существеннее как(!). В том числе и эти аспекты оговорены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к проведению занятий по чтению художественной литературы в первой младшей группе.


Как мотивировать

От того, с каким настроением дети начнут занятие, зависит будут ли достигнуты все поставленные цели. В этом контексте особую важность приобретают приёмы мотивации. С детьми 1,5–3 лет можно использовать довольно обширный набор, комбинируя варианты.

Какие жанры изучаются

В первой младшей группе на занятиях по чтению дети знакомятся с:


Таблица: картотека тем занятий по чтению в первой младшей группе (фрагмент)

Дата проведения Тема Цель
Сентябрь Сказка В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» Познакомить со сказкой, дать представление о внешнем виде утёнка, поупражнять в правильном употреблении слова.
Стихотворение Г. Сапгира «Кошка» Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней; помогать повторять и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.
Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» Познакомить с сюжетом произведения, объяснить важность гигиенических процедур, помочь запомнить незнакомые слова.
Октябрь Потешка «Огуречик, огуречик…» Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.
Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…» Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.
Ноябрь Рассказ Е. Чарушина «Ёж» Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.
Сказка «Три медведя» Приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик; формировать интонационную выразительность речи.
Сказка С. Маршака «Кошкин дом» Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.
Декабрь Сказка «Рукавичка» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки.
Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки.
Потешка «Ой ты заюшка-пострел…» Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них.

Временной план

Хронометраж занятия по чтению рассчитывается исходя из того, что средняя его продолжительность 10 минут. При этом в эти временные рамки должно войти три этапа работы.


Таблица: пример конспекта занятия. Гульсира Загидуллина, воспитатель ДОУ №24, г. Нижнекамск, «Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Стихотворение В. Берестова «Мой котёнок» (фрагмент)

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть - Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. Малыши вместе с воспитателем придумывают имя – «Пушок».
Основной этап - Котёнок Пушок - это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться. Рассматривание иллюстрации.
Послушайте стихотворение про котёнка:
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится,
Прыг-скок. Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Дети слушают.
Вопросы:
- Про кого рассказывается в стихотворении?
- Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)
- Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап).
Как котёнок мяукает?
Ответы детей хором и индивидуально.
- А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками. Малыши выполняют физкультминутку:
Все котятки мыли лапки
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшко
Вот так, вот так!
А потом они играли
Вот так, вот так (прыжки)
А потом они устали
Сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска».
(Подпевают звукоподражательные слова).
Заключительный этап - Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок).
- Как его зовут (Пушок).
- Покажите, как Пушок прыгает?
Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам
До свидания.
Ответы детей.

Занятие по чтению в первой младшей группе - это важный шаг на пути воспитания у детей уважения и любви к слову, книге. А воспитатель - это тот человек, на плечи которого ложится миссия не только донести сюжет произведения, но и пробудить в малышах любознательность, помочь им быстрее овладеть речью, научиться анализировать услышанное. Поэтому методика организации и проведения таких занятий занимает ключевое место в календарно-тематическом планировании работы группы.

Картотека художественной литературы в младшей группе

Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»

Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание.

Тема: «Рассматривание любимых книжек (по желанию детей)»

Цель: создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.

Тема: Название: «В. Драгунский "Что я люблю"»

Цель: Создание условий для

Тема: «К. Чуковский "Федорино горе"»

Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.

Тема: Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос»

Цель: Создание условий для

ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.

Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

Тема: «Дядя Степа» С.Михалков

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.

Тема: «Пчельникова А. - Птичка»

Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.

Тема: В. Голявкин

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.

Тема: «Сказки народов мира»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.

Тема: Русская народная сказка «Петушок и курочка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.

Тема: Олеся Емельянова «Врач»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».

Тема: Андрей Ошнуров «Наша армия»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А.Ошнурова.

Тема: Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.

Тема: Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.

Тема: А. Барто «В театре»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением А.Барто.

Тема: В.Г.Квашин «Как море заселилось»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Г.Квашина.

Тема: «Цветик семицветик» В.Катаев

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.

Тема: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.

Тема: К.Ушинский «Лето»

Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.



Похожие статьи
 
Категории