Конституция российской федерации. Можно ли идти на третий срок Президенту России: изучаем Конституцию и законы

30.09.2019

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Избираемого народом. Собственно, посредством каких процедур россияне выбирают своего Президента? Каковы требования к кандидатам на высшую государственную должность?

Выборы президента России: ключевые аспекты

Конституция РФ определяет основной механизм, посредством которого проходят выборы Президента РФ - это всеобщее прямое голосование граждан. Интересно, что в главном законе государства ничего не сказано об альтернативности (наличии нескольких кандидатов на должность главы государства) выборов, но в ряде иных правовых актов данный аспект раскрывается в достаточной мере подробно.

Человек может претендовать на РФ, если ему уже есть 35 лет. Это один из ключевых критериев для кандидатов. Другое важное требование - проживание на территории России как минимум 10 лет к моменту выборов. При этом, как отмечают некоторые юристы, в законах РФ нет прямого указания, что кандидатом на должность президента РФ может быть только тот человек, который родился в России.

Как осуществляется выдвижение претендентов? Человек может стать кандидатом, если его выдвинет группа других граждан или же избирательное объединение. Также возможно самовыдвижение. Рассмотрим аспект, касающийся требований к претендентам на высшую государственную должность в РФ, более подробно.

Выдвижение кандидатов: нюансы

Каковы критерии участия претендентов в выборах главы государства? Порядок избрания Президента РФ включает в себя следующие нормы касательно данного аспекта. Кандидаты на должность главы российского государства, как мы отметили выше, могут участвовать в выборах как в порядке самовыдвижения, так и при посредничестве общественных объединений - таковыми чаще всего выступают партии.

В первом случае гражданин, стремящийся получить в свои руки власть президента РФ, хотя и выдвигается сам, тем не менее должен обзавестись поддержкой по меньшей мере 500 своих соотечественников. При этом претендент на должность главы государства обязан в соответствующем порядке зарегистрировать свою "группу поддержки" в ЦИК. Во втором случае - когда кандидата выдвигает партия - данное общественное объединение должно иметь официальную регистрацию в государственных реестрах. Срок действия ее - как минимум год до президентских выборов. Интересно, что при условии, что кандидат выдвигается партией, сам он не должен быть ее членом. Общественное объденинение, представленное в Парламенте, может поддержать только одного претендента на избрание главой государства.

При обоих сценариях - самовыдвижении или же поддержки партией - кандидат на должность Президента обязан предоставить в ЦИК как минимум 1 млн подписей граждан. Они, как предполагается, одобряют соответствующую кандидатуру. При этом максимальное число подписей в каждом из субъектов федерации не должно превышать 70 тыс. Данное требование кандидат может обойти, если заручится поддержкой партии, имеющей действующие мандаты в Госдуме.

Подготовка и проведение выборов

Выборы главы российского государства назначаются верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующее решение данный орган власти должен принять не позднее, чем за 3 месяца до предполагаемого дня избрания Президента. Если так получится, что за 35 дней до назначенного дня выбора в избирательном списке не будет присутствовать 2-х кандидатов, то выборы будут отложены еще на 60 дней.

Как правило, уже за несколько месяцев до предполагаемой даты голосования за главу государства в России начинается избирательная кампания. Кандидаты, стремящиеся завоевать доверие граждан, занимаются политической рекламой, устраивают дебаты, ведут деятельность, которая может сформировать их положительный имидж в глазах избирателей.

РФ проходят в первое воскресенье того месяца, в котором граждане нашей страны ходили на избирательные участки в предыдущий раз. Законом предусмотрен вариант, что Совет Федерации по каким-либо причинам не назначит их в рамках требуемых сроков. В этом случае порядок избрания Президента РФ таков, что инициатива переходит в руки ЦИК. Данный орган назначает, а также проводит выборы при таком сценарии во второе воскресенье того же месяца, в котором в норме Совет Федерации должен был назначить соответствующее мероприятие.

Выборы

Если кандидат на должность главы государства получил более 50% голосов, то он сразу же становится избранным Президентом. Если простое большинство - назначается второй тур. По факту его проведения Президентом становится человек, набравший как минимум на 1 голос больше, чем его оппонент.

Сроки полномочий

Срок избрания Президента РФ, установленный законом, - 6 лет. При этом его полномочия прекращают исполняться, как только в должность вступает новый глава государства. Законом предусмотрены сценарии, при которых Президент может уйти с должности. В этом случае Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы главы государства. Срок, в который сенаторы должны уложиться, - 14 дней с момента, когда Президент прекращает полномочия. День голосования в этом случае - последнее воскресенье перед тем днем, когда истекает 90-дневный срок со момента ухода главы государства с должности.

Когда выборы несостоявшиеся

Порядок избрания Президента РФ допускает случай признания выборов главы государства несостоявшимися. Когда это возможно? Первый сценарий: прошел второй тур, но кандидатом в нем являлся единственный человек, и его выбрало менее 50% граждан. Также выборы могут быть признаны несостоявшимися, если никто из претендентов не набрал более половины голосов в первом туре. Еще один вариант - к моменту выборов все кандидаты вышли из президентской гонки. Также рассматриваемая электоральная процедура будет признана несостоявшейся, если явка составила менее 50% от зарегистрированных избирателей. Рассмотрим особенности организации собственно второго тура.

Второй тур выборов

Процедура избрания Президента РФ предусматривает, что второй тур выборов главы государства проводится через 21 день после первого. При этом, если один из кандидатов, кто прошел в следующий этап, решит прекратить участие в выборах, то его место занимает человек, показавший третий результат в первом туре. Вместе с тем возможен сценарий, когда граждане РФ будут выбирать Президента на втором этапе при участии одного кандидата. Правда, при этом он по итогам второго тура должен набрать не менее 50% голосов граждан. Отметим, что в рамках данного этапа рассматриваемого электорального мероприятия требований к явке нет.

Когда выборы недействительные

Порядок избрания Президента РФ включает сценарии, когда выборы признаются недействительными. Это возможно, например, если результаты проведенного голосования выглядят недостаточно достоверно вследствие нарушений. Другой вариант - если на значительном количестве участков (формирующих собой одну четверть и больше от общего количества избирателей) результаты выборов признаны по тем или иными причинам недействительными. Еще один сценарий - выборы аннулирует суд.

Если выборы главы государства квалифицируются как несостоявшиеся или же недействительные, а также в том случае, если во втором туре оба кандидата прекратили участие в состязании на должность Президента, то верхняя палата Парламента РФ проводит процедуру повторного избрания главы государства. Это должно поизойти в течение четырех ближайших с месяцев со дня, когда было принято решение признать предыдущие выборы недействительными.

Сколько раз можно стать Президентом?

Как мы уже отметили выше, срок избрания Президента РФ - 6 лет. Один и тот же человек при этом не может занимать должность более двух соответствующих периодов подряд. При этом власть Президента РФ может вновь возвращаться в руки гражданина после того, как его преемник проработает положенный срок на данной должности.

Вступление Президента в должность

Через 30 дней после того, как проходят выборы главы российского государства и на них определяется победитель, осуществляется процедура вступления избранного Президента РФ в должность. Это мероприятие, как правило, транслируется в прямом эфире государственных и других каналов ТВ, радио. В торжественном зале, где проходит вступление Президента в должность, могут присутствовать представители органов власти, партий, общественных организаций России и других стран.

В ходе мероприятия, на котором присутствуют сенаторы депутаты Госдумы, а также судьи КС РФ, новый глава государства приносит присягу. После этого он может исполнять свои официальные полномочия до тех пор, пока его место не займет преемник или же пока народ не переизберет его, при наличии соответствующей законодательной возможности.

Тезисы о присяге

Присяга не приносится человеком, который занимает должность исполняющего обязанности главы государства, если предыдущий прекратил свои полномочия. Вместе с тем ее приносит повторно избранный Президент РФ - так же, как он это делал в предыдущий раз. Присягу принимает глава КС РФ.

Процедура, о которой идет речь, предусмотрена во многих других странах мира. При этом в ряде государств, как отмечают некоторые юристы, Президент вступает в должность только после того, как принесет присягу. Подобные формулировки, в частности, присутствуют в Конституциях Чехии и Словакии. Многие эксперты полагают, что схожая норма присутствует и в России, исходя из некоторых формулировок в основном законе нашей страны. Таким образом, полагают юристы, избранный Президент РФ не может официально, посредством юридически корректных процедур вступить в должность, не приняв присяги. Хотя прямого указания на подобного характера последствия в законах РФ нет.

Права и обязанности главы государства

Каковы основные права Президента РФ по факту вступления в должность? Юристы включают в их число следующие:

Назначение премьер-министра (или Председателя Правительства);

Руководство заседаниями Правительства;

Назначение общегражданского референдума;

Отставка Правительства.

Наряду с правами, у главы российского государства есть и обязанности. В числе ключевых - ведение внешней политики страны, внесение законопроектов в Парламент, подписывание прошедших процедуры принятия правовых актов, издание собственных источников - указов, распоряжений. Отметим, что некоторые юристы не разграничивают права Президента РФ и его обязанности, полагая, что достаточно тяжело определить в данном случае необходимые критерии. Например, то же издание указов, считают эксперты, вполне можно отнести и к правам.

Финансирование выборов

Каков порядок избрания Президента РФ в финансовом аспекте? Основная часть мероприятий, связанных с подготовкой и практическим проведением выборов главы российского государства, оплачивается за счет средств федерального бюджета РФ. В то же время каждый из кандидатов обязан создавать собственные фонды для дополнительного финансирования электоральных мероприятий.

Расходовать денежные средства в рамках соответствующих учреждений претенденты на должность Президента должны, соблюдая регламентируемую законами страны отчетность.

Подсчет голосов и опубликование результатов

Изучая порядок избрания Президента РФ, кратко рассмотрим такой аспект, как подсчет голосов, а также опубликование результатов проведенного электорального мероприятия. После того как избирательные участки закрываются - в 20 часов по местному времени, начинается, соответственно, подведение результатов выборов. Территориальные комиссии изучают бюллетени, подводят статистику, формируют протоколы и направляют данные в ЦИК. Затем результаты сводятся в общий документ. Значительный объем задач в этом направлении решается с применением высокотехнологичного ресурса - государственной автоматизированной системы подсчета голосов избирателей и статистического анализа соответствующих данных.

Официальное опубликование итогов изучаемого электорального мероприятия, а также цифр по голосам, отданным за каждого претендента, должно быть осуществлено в течение 3 дней после того, как итоговый протокол ЦИК будет составлен. Данные по каждому из территориальных избирательных участков должны быть напечатаны в официальных изданиях ЦИК в течение 10 дней. Как правило, еще до того, как результаты выборов обнародуются, социологи сообщают результаты exit-poll - опроса избирателей на выходе с территориальных участков, позволяющие гражданам получить примерное представление об итогах голосования.

Первые задачи после выборов

Изучив то, как вступает в должность Президент РФ, порядок избрания, полномочия человека, выбранного народом, мы можем рассмотреть то, каковы предписанные законом первые шаги главы государства в аспекте решения задач политического управления. Дело в том, что вступление Президента в свою должность сопровождается некоторыми правовыми последствиями, имеющими отношение к структуре властных институтов. В частности, освобождаются от должностей - таковы предписания в законе, регулирующем деятельность высшего исполнительного органа. Также, как отмечают некоторые эксперты, меняется, как правило, кадровая структура в администрации Президента, а в ряде случаев полномочные представители главы государства в верхней палате Парламента и в федеральных округах де-юре снимаются с должности.

Однако фактически сотрудники соответствующих аппаратов продолжают выполнять свои трудовые функции, пока не будут назначены другие чиновники и руководители ведомств или юридически сохранят за собой должности текущие сотрудники. Таким образом, первые после РФ касаются должностей в Правительстве. Иногда - администрации главы государства и ряде других структур политического управления. Меняет ли свою структуру Управление делами Президента РФ? В среде экспертов нет единого мнения на этот счет, а в законах России - норм, которые бы в строгом порядке регулировали принципы ротации кадров в данном органе. Таким образом, Управление делами Президента РФ - орган, функционирующий независимо от процедур, отражающих избрание главы государства.

Выборы при военном положении

Рассмотрев то, какими правами и обязанностями обладает Президент РФ, избрание и полномочия главы российского государства, изучим также такой аспект, как проведение соответствующей электоральной процедуры в условиях военного положения. Действительно, если страна по каким-то причинам втянута в некий международный конфликт, населению, вероятно, не до выборов и президентских гонок.

Отметим, что в основном законе страны - Конституции - ничего не сказано о таких случаях. В то время как в ФЗ "О военном положении" отмечено, что любые выборы в органы власти, равно как и референдумы, в соответствующих условиях не проводятся. То есть Президент будет оставаться в своей должности до тех пор, пока военное положение не будет отменено. Срок полномочий главы государства тем самым будет продлен, даже если он уже отработал 6 лет. Это же правило, как отмечают юристы, действует и в отношении других органов власти. К слову, во многих других странах законодательный режим предусматривает схожие нормы.

Есть ли в России вице-президент?

Нет, такая должность в нашей стране не предусмотрена. Однако были периоды, когда она присутствовала в системе власти. Например, во времена, когда только появился - сначала в СССР, а затем в первые годы после образования Российской Федерации. Но в Конституции, которая была принята в 1993 году, никаких сведений о должности вице-президента не присутствовало. Равно как ни в одной из последующих поправок к основному закону страны. Юристы отмечают, что вице-президент присутствует в системе власти сравнительно небольшого количества государств. Прежде всего, можно отметить развитость соответствующей традиции в США, в некоторых европейских странах, например в Болгарии или на Кипре.

Почему «легитимен» третий срок Президента России? Почему выдвижение на третий срок В.В. Путина законно? Сегодня вокруг этого немало спекуляций. Эксперты «пляшут» исключительно вокруг Конституции России, весьма вольно её толкуя, но забывая, что существуют еще и федеральные законы, где конкретно указанно - кто, когда и сколько раз имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность Президента России.

Первую часть заметки, посвященную разбору доводов А. Илларионова, смотреть

Рассмотрим юридическую сторону дела о третьем сроке Президента России. Строго говоря, вышеупомянутая формулировка ч. 3 ст. 81 препятствует исключительно избранию Президента России на третий (и более) срок подряд . Если даже создатели Конституции и хотели запретить избираться на должность Президента более двух сроков (причём второй - только подряд после первого), то норму они сформулировали исключительно криворуко. Правило построено таким образом, что оно не запрещает избираться и на третий и т.д. - если только не подряд. Доводы в стиле того, «что если бы это было можно, так и было бы написано» - с юридической точки зрения наивны.

Если попытаться нормально реализовать эту мысль, то норма должна была бы выглядеть так: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков». Или: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Повторное переизбрание допускается не более одного раза». Ещё лучше: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Повторное переизбрание допускается после истечения первого срока полномочий. Третье переизбрание (избрание на третий срок) не допускается». Ничего этого, как видим, нет.

Прекрасно, что для иллюстрации своей аргументации Андрей Николаевич Илларионов привёл цитаты из трёх зарубежных конституций. Стоит отметить, что французская формулировка о количестве сроков появилась совсем недавно - и она действительно аналогична нашей, следовательно имеет те же недостатки. А вот немецкую и австрийскую формулировки, если кто-то действительно хотел запретить быть Президентом России третий срок - стоило бы заимствовать. Обратите внимание, что эти формулировки разрешают переизбираться только один раз подряд - а это несколько иное, чем «более двух сроков подряд». Да вот было ли такое желание у создателей Конституции 1993 г.?

Эти цитаты ценны и в том отношении, что частично ликвидируют правовой ликбез среди целевой аудитории того же «Эха Москвы». Припоминается спор Романа Александровича Доброхотова и Владимира Николаевича Плигина в 15-ю годовщину принятия Конституции. Тогда г-н Доброхотов с пеной у рта доказывал, что увеличение срока полномочий Президента России с 4 до 6 лет - это типа «движение в сторону Азии, а не Европы».

Андрей Николаевич Илларионов наносит ответный удар : Франция - срок полномочий 5 лет (до недавнего времени был вообще 7); Австрия - 6 лет; Германия - 5 лет.

Правда, вот чего непонятно. Если что, например, Германия - это парламентская республика, и Президент там избирается Федеральным собранием. Во Франции и России, скажем, президенты избираются всенародно. Так с какой стати А.Н. Илларионов проводит между ними параллели, но игнорирует, допустим, английскую королеву? Вопрос, как сказал бы Хэлл, непраздный. Кстати, имеется ещё одна известная и справедливо любимая многими нашими согражданами европейская страна - Италия. «Отчего-то» и она не упоминается.

Ещё интересное. Вот типичный евробюрократ Ги Верховстадт разорялся на тему того, что «существует только одна идея демократии». Смиримся с тем, что указанный персонаж, похоже, в руках не держал учебника по политологии. Но, полюбуйся, честной народ на картину: там королева, которую никто не избирает, тут президент, который в одной стране избирается парламентом, а в другой - всеми гражданами, но по разным системам и с разными ограничениями, на разные сроки. Но «идея одна». Так-то!

Вернёмся к нашей Конституции.

Действующая Конституция России крайне лаконична по многим принципиально важным вопросам, и, подчеркну ещё раз - в части положений исключительно криворуко написана.

Отмечаю это с сожалением, как гражданин России. Сказанное, естественно, ни в малейшей степени не означает возможности не соблюдать требования Конституции. В заметке специально подчёркивается необходимость строго выполнять указанные требования. Недостатки Конституции должны устраняться легальным путём.

Поэтому во многих спорных случаях необходимо обращаться к конкретизирующим Конституцию законам, либо - непосредственно к решениям Конституционного Суда Российской Федерации, который, напомню - в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции является единственным государственным органом Российской Федерации, который наделён правом официального толкования Конституции России.

Характерно и то, что когда Конституция принималась, и почти два десятка лет действовала, по обсуждаемому вопросу как-то не намечалось широкой общественной дискуссии. Вот напомню манеру поведения в подобных ситуациях Бориса Николаевича Ельцина.

1. Был избран в 1991 г. Президентом РСФСР (впоследствии - РФ) в соответствии с изменённой Конституцией РСФСР и законодательством.

2. В 1992 г. окончательно вошёл в противостояние с законно избранным парламентом РСФСР - Верховным Советом.

3. Своим Указом, который и сегодня является объектом неистового поклонения отечественных «демократов»:

Отменил Конституцию (правда, не полностью - только то, что противоречило Указу - т.е. чуть менее, чем полностью), распустил парламент (не имея на то полномочий);

Назначил выборы в новый парламент и голосование по принятию новой Конституции;

Сам же утвердил порядок проведения этих выборов и этого голосования, ни в малейшей степени не имеющих отношения к действующему на тот момент законодательству (вот, смотрите и учитесь, как строится правовое государство!);

И это ещё не всё - в «Заключительных и переходных положениях» выносимого на всенародное голосование проекта Конституции (раздел второй, ч. 3) содержится замечательная норма: «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран».

Разъясняю смысл. То есть, Борис Николаевич Ельцин, ликвидировав систему органов государственной власти, существовавшую по Конституции 1978 г., лично для себя (в отличие от всех остальных органов власти - законодательных, исполнительных и судебных), продлил действие данной Конституции до 1996 г. - т.е. до срока истечения своих пятилетних полномочий в соответствии с «неправильной» и «негодной» Конституцией., которую он «демократично» отменил указом.

Есть и другие занятные моменты. Вновь напомню - органы всех ветвей власти России после принятия Конституции России 1993 г. прошли серьёзное переформирование, кроме Президента. Что бросается в глаза?

1. Различие в статусе Президента и парламента по Конституции 1978 г. и 1993 г. Любой желающий может невозбранно ознакомиться и приобщиться. Очевидно, скажем так, серьёзнейшее усиление Президента и в той же степени ослабление парламента. При этом новый парламент прошёл процедуру выборов, а тогдашний Президент (под которого и писался проект новой Конституции) снисходительно наблюдал за «этой демагогией». По новой Конституции появляется новый Президент с новыми полномочиями, новый парламент - с новыми полномочиями.

Но - при этом парламент избирается действительно новый, а Президент остаётся тот же самый. Причём избиратели за него с его обновленным статусом, новым набором полномочий не голосовали, но он всё это получил. Зато западная общественность аплодировала!

2. Напомню о вышецитированной ч. 3 раздела второго Конституции 1993 г., в соответствии с которой Б.Н. Ельцин продлил действие норм Конституции 1978 г. (но только частично - о сроке своих полномочий). Что характерно, продлённой оказалась именно норма Конституции 1978 г., которая устанавливала 5-летний срок президентских полномочий по сравнению с тогдашним 4-летним по Конституции 1993 г. Думаю, жуткое стечение обстоятельств.

Ещё доставляющий момент - данная норма содержалась в проекте Конституции. Проект был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. Чтобы вступить в действие, эта норма, как и все остальные нормы Конституции, должна была получить более 50 % процентов голосов участников голосования при условии участия более 50% зарегистрированных избирателей. Если учесть уровень знакомства тогдашнего состава избирателей с текстом проекта Конституции, то предположить, сколько людей прочитали ч. 3 раздела второго (напомню, ещё есть преамбула и девять глав первого раздела) - можно вполне предсказуемо.

Таким образом, избегая новых выборов , Борис Николаевич путём всенародного голосования граждан получил полномочия на новой должности с новым статусом (на которую его никто не избирал в условиях конкуренции кандидатов).

Вот, если кто не в курсе, продление своих полномочий для должностного лица без выборов путём референдума в западной юридической теории считается безошибочным признаком авторитаризма и диктатуры.

Теперь уместно вспомнить, как себя вели современные «оппозиционеры» в тот период - ну речь, конечно, о тех, кто тогда уже в политике активно участвовал. Персонажи типа Немцова, Рыжкова, Касьянова и Кудрина либо аплодировали этой ситуации: «Так их, комуняк. Конституция плохая, а раз так - нечего и церемониться», либо сидели ровно. Борцы поколением помладше - примерно моего возраста, или плюс-минус пару лет, похоже, в это время занимались более интересными вещами, чем политика, и имеют соответствующие познания.

По уровню осведомлённости «несгибаемых оппозиционеров» в высказываемых мнениях получается то же самое:

Вариант 1 - «благословенные 90-е» (когда, если что, парламентская демократия душилась на корню );

Вариант 2 - «а я ничего не знал».

Ценность и того, и другого мнения очевидна.

Есть, правда, и третий вариант - «во всём виноват Путин». Это, кстати, ноу-хау отечественных псевдолибералов конца нулевых годов. Они делают вид, что Ельцин никогда не существовал (либо был «старый добрый дедушка», который никакого отношения к принятию суперпрезидентской Конституции 1993 г. не имел, никого из танков не расстреливал).

Вот сам перечитал и ужаснулся - неужели «кровавый Путен» такой хороший? Как социалист не могу согласиться со многим в его политике, но на ум, всё же, приходит следующее:

Где финты, подобные ельцинским, с Конституцией?

Где стрельба из танков по парламенту?

Что за неэффективное желание выборы каждый раз проводить? А как же танки? А как же призывы «раздавить гадину» и прочие псевдолиберальные проявления уважения к чужому мнению?

Напоследок ещё одна справка для поборников законности.

Ч.1: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. (п.5 ст. 3) не исключает избрания Президентом гражданина РФ на третий срок (но не подряд).

Представителям рукопожатных кругов это, конечно, читать не обязательно - они и без чтения всяких законов знают их лучше нас, убогих. Понятно, что это моё тупорылое необъективное мнение подкупленного за 500 р. «путиноида». По классификации Ю. Латыниной, я есмь «быдло, люмпен». Падаю на колени перед «креативным классом».

Ч.2: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации».

Поясняю для тех, кому не нравится практика применения части 3 статьи 81 - инициируйте через один из указанных органов власти запрос в Конституционный Суд (напрямую граждане не могут этого делать - ещё один привет авторам ельцинской Конституции J ).

Всё остальное - кухонные рассуждения «экспертов» под пивко. В 1998 г., кстати, Конституционный Суд уже выносил определение по части 3 статьи 81 Конституции, хотя и по другому вопросу, так что дорожка проторена.

Вперёд, неравнодушные!

Дмитрий Белявский

Третий срок В.В. Путина легитимен | Сколько раз можно избираться Президентом РФ | ФЗ О выборах Президента РФ | Выборы-2012| Выборы Президента России

Близятся выборы президента Российской Федерации, которые пройдут по всей стране 18 марта 2018 года. В связи с этим важнейшим политическим событием стоит рассмотреть несколько важных моментов, связанных с должностью главы государства, чтобы более ответственно и трезво подойти к выбору своего кандидата.

Вконтакте

Законодательная база

Для начала давайте заглянем в Конституцию Российской Федерации – верховный закон государства.

Если мы ознакомимся с 81 статьей этого документа, то увидим несколько основных моментов президентства, а именно:

  • На какой срок избирается президент РФ? Срок президентства — ровно шесть лет. Кандидат избирается на всеобщем анонимном голосовании.
  • Человек, который не достиг возраста тридцати пяти лет, не имеет никакой возможности быть кандидатом на пост правителя. Гражданин, который проживает в России на постоянной основе менее десяти лет, также не имеет возможности избираться на данную должность.
  • Один и тот же человек не имеет права быть главой страны больше двух сроков подряд.
  • Федеральный закон определяет порядок выборов.

Внимание! 81 статья конституции рассказывает нам об основных положениях и условиях избрания правителя страны.

Изменения и поправки в законе


Шесть лет – это срок правления, который не всегда имел место в нашей стране. До 2008 года, то есть до того, когда Дмитрий Медведев вступил в должность главы государства, срок составлял всего четыре года.

Когда же Медведев вступил в эту должность, срок был увеличен и стал равен шести годам, а в Конституцию были внесены соответствующие изменения.

Во время того, как Владимир Владимирович Путин пребывал на посту правителя Российской Федерации второй срок, то есть с 2004 года, он много раз подчеркивал, что увеличение срока правления президента – это правильное и нужное для государства решение. Объяснял свою позицию правитель тем, что 4 года – это недостаточный промежуток времени для реальной и объективной оценки результатов работы, так как многие задачи, в том числе и экономические, и социальные, и политические требуют намного больше времени для появления первых результатов.

В Конституцию были внесены ещё некоторые существенные изменения, например, положения о количестве сроков. Изначальный закон предполагал, что один человек не может находиться на посту более двух сроков вообще, но чуть позднее было введено изменение, которое гласит, что один человек не может занимать должность более двух сроков подряд.

Обязанности кандидата в президенты

Допустим, у вас появилось желание стать главой РФ. Что от вас требуется, как от кандидата, и кто может быть избран президентом Российской Федерации? Давайте разберемся.


Основные требования:

  • Как уже было сказано раньше, вы не сможете стать кандидатом, если ваш возраст меньше 35 лет.
  • Оседлость – следующее условие, о котором также упоминалось в 81 статье Конституции. Проживать в России потенциальному кандидату необходимо непрерывно в течение 10 лет.
  • Если вы являетесь гражданином другой страны, например, Украины, Беларуси или Финляндии, то у вас нет никаких прав быть избранным в голосовании. Только гражданин Российской Федерации может стать главой нашей страны.
  • Согласно Федеральному Закону, гражданин, имеющий судимость или находящийся в местах лишения свободы не может занимать пост президента. Кроме этого, у кандидата должен быть на руках военный билет.


Регистрацией потенциальных кандидатов занимается Центральный избирательный комитет. Для того, чтобы процесс прошел успешно, желающему избираться необходимо предоставить данному комитету определенные документы:

  1. Подписные листы – это документы, которые подтверждают, что кандидат получил поддержку. Каждый кандидат должен собрать подписи от не менее двух миллионов человек. ЦИК проверяет на подлинность 20% подписей от этого числа.
  2. Чек, который подтверждает, что именно вы оплатили изготовление подписных листов.
  3. Протокол сборов подписей, который предоставляется вместе с подписными листами.
  4. Список фамилий тех людей, которые занимались сбором подписей.
  5. потенциальных кандидатов.
  6. Ещё один необходимый документ – финансовый отчёт.


Это все требования к человеку, которые являются крайне необходимыми для регистрации в кандидаты.

После того, как вы подали в Центральный Избирательный Комитет данные бумаги, у них будет десять дней на проверку и, соответственно, на регистрацию кандидата или отказа в регистрации.

На отказ должно быть весомое обоснование, которое будет подкреплено Федеральным Законом или Конституцией.

Кандидатам будет интересно узнать, какая зарплата президента РФ? Официально такого определения даже нет в законодательстве, а зарплата именуется «денежным содержанием» главы государства. То есть, он сам определяет размер выплат.

Первый президент РФ

Первый президент Российской Федерации был избран летом 1991 года. Это Борис Николаевич Ельцин. Он стал получать значительную общественную поддержку и его популярность нарастала огромными темпами в 1987 году, когда он вступил в серьёзный конфликт с коммунистической партией советского союза. Ельцин жестко критиковал Горбачева – генерального секретаря Партии.


Спустя три года будущий глава страны занимает должность народного депутата , а через несколько месяцев становится председателем Верховного Совета. Спустя небольшой промежуток времени был принят документ, подтверждающий независимость России.

СССР начинает разваливаться. Во время выступления по телевидению в 1991 году Борис Ельцин высказал жёсткую критику в сторону правительства Советского Союза. Он также выступил с требованием к Горбачеву передать власть Совету Федерации.

Спустя месяц был проведён референдум, в процессе которого подавляющее большинство жителей высказались за то, чтобы Советский Союз был сохранен, при том, чтобы президентство в России было введено.

12 июня 1991 года были проведены первые выборы, в которых Борис Ельцин одержал победу.

По Конституции, принятой народом в 1993 году, срок правления составлял четыре года. Позже, во время правления президента Дмитрия Медведева, этот промежуток времени был увеличен до шести лет. Первым, кто правил государством в течение такого продолжительного времени был Владимир Владимирович Путин, избранный в 2012 году.

Полномочия президента РФ

Глава государства представляет его интересы, как внутри страны, так и на внешней политической арене. Кроме того, президент РФ является гарантом Конституции , то есть он гарантирует, что все законы и положения, прописанные в этом документе, будут соблюдаться. Глава государства не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной ветви власти – он лишь координирует, регулирует работу всех органов.


Давайте рассмотрим сферы, где действуют полномочия президента РФ:

  • В обеспечении конституционного права.
  • В сфере внешней политике и на международной арене. Президент обеспечивает суверенитет страны, назначает дипломатических исполнителей.
  • В отношениях со всеми ветвями власти.
  • В сфере формирования государственных органов.
  • В военной сфере, в сфере обеспечения безопасности страны и порядка внутри неё. Президент является Главнокомандующим , он издаёт указы, назначает людей на должности командования армией, может вводить военное положение в стране.

Срок полномочий президента равен сроку его правления.

Функции президента РФ

Глава государства имеет огромное количество функций , выполнение которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества:

  • Президент обязан обеспечивать и гарантировать выполнения всех положений в Верховном законе государства. Он является главным защитником прав и свобод человека.
  • Глава государства гарантирует независимость и территориальную целостность государства.
  • Правитель задает основной вектор развития внутренней, а также внешней политики.
  • Президент обязан следить, координировать и регулировать все ветви власти государства.

Полезное видео


Президент – это главное лицо страны, от действий которого зависит жизнь всех граждан государства, всех сфер жизнедеятельности общества и успех этого государства в экономическом, социальном, внешнеполитическом плане.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок - шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие - в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность Совета Федерации (см. ).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

Первое - наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. ), а по совокупности конституционных полномочий - осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 - ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства - осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства - конституционное полномочие Президента ().

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент - Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в , толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий . Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. "вторую" по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ - не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате - Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, - вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как "несущие конструкции", на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ (п. "в" ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции ( и ), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ - предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула "федеральный закон" в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. "г" ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом "порядок выборов", регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента - всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть "подобранный" кем-либо кандидат, "преемник" Президента, лицо, "отобранное" ("назначенное") действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. "д" ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ - четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства ().

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу ().

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения ().

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации - обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей - право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан - избирателей на участие в управлении делами государства (см.



Похожие статьи
 
Категории