Костюмированный бал в зимнем дворце 1903 году. Ее Императорское Величество Мария Павловна

03.03.2020

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года - знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II.

Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины, 290-летия, дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл - ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.

После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритова, А. Ясвоина, Л. Городецкого и Е. Мразовской, Д. Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф. Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Также, в этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал à la russe имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых.

Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).

Источник -

Здесь я представляю вам краткий конспект той части учебника которая охватывает период от Александра 3 до Путина.

sterligov

Это всего лишь краткое и не сильно иллюстрированное изложение основных событий составляющих причинно-следственную связь исторических событий. Все настолько кратко что это скорее оглавление заключительной части учебника истории. Нет ни времени ни сил подбирать фото, документы, детализировать происшедшее. Кому это интересно может заняться этим самостоятельно. Подтверждений изложенной позиции множество в открытом доступе. Собственно все что есть достоверного в открытом доступе это подтверждение правды. Ведь даже ложь становится понятной когда знаешь правду.

Итак, Господи Благослови.

С 1892 года цесаревич Николай 2 два года блудит с лицедейкой-еврейкой Матильдой Кшесинской. Это его первая любовь. Все напоказ, все знают, царевичу плевать. Переоценить такую интеграцию будущего царя в еврейский мир трудно. После двух лет в обьятиях Матильды евреи становятся особо доверенными и близкими людьми для Николая 2. Впоследствии Николай даже лично принимает участие в открытии синагог в России. Спустя 25 лет именно дворец Матильды станет первым “штабом евреев большевиков”, присланных в Россию евреем Ротшильдом для принятия в управление России из рук временного правительства. (После блуда с Николаем Матильда кровосмесительно блудила с двоюродным братом Николая Андреем Владимировичем и даже прижила от него сына).

⁃ с 1910 г Столыпин прельстил наивных русских крестьян небольшими деньгами и отправил миллионы семей с насиженных мест в далекую Сибирь. Там деньги у крестьян быстро закончились, почти все быстро поразорялись, заложили банкам свои земли и превратились в рабочих для освоения подземных ископаемых сибирского региона. Столыпин резко усилил массовую “перекачку” крестьян в Сибирь. Это назвали “крестьянской Столыпинской реформой”. Затем эту “перекачку” продолжат Сталин с Молотовым. Уже не миллионы а десятки миллионов крестьян поедут в Сибирь те ми же столыпинскими вагонами но уже с вооруженным конвоем нквд.

⁃ 1913 Витте создал ФРС России, а потом эту пирамиду перенесли в США и наполнили российским золотом – получилось ФРС США.

⁃ с 1914 Кузены Вильгельм 2 и Николай 2 имитировали позиционную войну между собой. Войска сидели в окопах напротив друг друга. Прорыв за всю войну был только один – брусиловский. Заодно ученые испытали кучу оружия. Война обеспечила главное – все грядущие смены власти и династий теперь было на что списать. Война развязала кузенам руки и дала маневр. Очень выразительно на вопрос “когда закончится война?” однажды ответил Вильгельм: “Война закончится тогда когда этого пожелает мой брат Николай”.

Все это время в России пестовались и всячески поощрялись всевозможные революционные движения. Тех, кто сильно зарывался и “терял берега”, казнили. Но это были единичные случаи. В основном чиновники от самодержавия пыль сдували с революционеров. Без “революционеров” невозможно было обьяснить грядущую радикальную смену власти в России. До Александра 3 включительно революционеров не трогали потому что и у “просвещенных” государей и у революционеров была одна общая цель и общая мечта – скорейшее развитие науки и создание нового невиданного “совершенного” общества. Только предлагаемые методы и темпы были разными – революционеры требовали радикального и быстрого переустройства всего общества по лекалам ученых – недаром большинство революционеров было студентами то есть учениками колдунов-ученых. Поэтому они боролись против самодержавия которое с их точки зрения было тормозом на пути научного прогресса. Цари относились с пониманием к таким требованиям. Но отказываться от власти не желали. Но и революционеров сильно не наказывали – это был их круг, люди читавшие те же книжки и получавшие то же самое образование у тех же самых ученых. А вот у Николая 2 уже появляется дополнительная мотивация не трогать революционеров. У него уже есть конкретный план. Как и вожделенный рывок научный совершить и свою власть сохранить и даже укрепить и преумножить.

Итак, подошло время для мощной всемирной индустриализации. Ученые разработали план электрификации всей планеты. Триумвират мировой власти в лицах трех двоюродных братьев Георга 5, Николая 2 и Вильгельма 2 приняли план мега-индустриализации к исполнению. Мировая индустриализации предполагала 10-15 лет каторжных работ для сотен миллионов людей. Ответственность за моря крови брать на себя братья-короли не пожелали. Часть территории подлежали передачу в концессию евреям Ротшильдам, в том числе Россия, большая ее часть. Основные жертвы предстояло понести именно России, так как именно тут были бескрайние сибирские и уральские дикие просторы, требующие труднейшего освоения с целью добычи подземных ископаемых для нужд всемирной индустриализации. Поэтому именно для русских эти планы ученых обошлись дороже всего. Именно поэтому с тех пор Россия сырьевая держава.

⁃ В октябре 1915 г Георг 5 ломает себе тазобедренную кость в результате падения с лошади во время посещения Бельгии и становится калекой. Перед Николаем вторым открывается перспектива править одному вместо двоих – уникальное сходство Георга и Николая дает эту уникальную возможность.

16 декабря 1916 г Убийство Распутина очень близким человеком Николая 2 князем Юсуповым. Распутина при грядущем развитии событий был обречен. Его пришлось убрать,потому что он бы наверняка понял что вместо царской семьи появилась семья двойников и разверещался бы на эту тему. С живым распутиным обман был невозможен или как минимум очень рискован. Он был самый опасный и неуправляемый свидетель для грядущей операции. Да и гемофилия у наследника закончилась – ведь это болезнь подростковая.

⁃ 2 марта 1917 г Начало основной фазы передачи России в столетнюю концессию Ротшильдам. Николай 2 из Ставки, где он был в роли главнокомандующего, отправился на некую станцию Дно в глухих лесах Псковской губернии. Он знал, когда и куда он поедет, потому что одновременно на эту глухую станцию прибыла группа депутатов Думы из Петрограда. На станции Дно депутатам была передана левая неоформленная бумажка с текстом об отречении царя от престола, и депутаты поехали обратно в Питер и опубликовали «отречение». А отрекшийся государь вернулся в Ставку к своим офицерам и солдатам, к целой армии.

Там он пишет такой приказ:

«В последний раз обращаюсь Я к вам, горячо любимые Мной войска. После отречения Моего от Престола Российского» власть передана временному правительству, по почину Государственной думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия! Исполняйте же ваш долг, защищайте же доблестно вашу великую Родину, повинуйтесь временному правительству, слушайте ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы - только на руку врагу. Твердо верю, что не угасла в ваших сердцах беспредельная любовь к чашей великой Родине. Да благословит вас Господь и да ведет вас к победе Св. Великомученик и Победоносец Георгий!»

Ставка, марта 8-го дня (ст. ст.) 1917

Если бы «отречение» в Псковском лесу было вырвано у царя силой или обманом, то все это можно было мгновенно обнулить. Вооруженного ресурса у царя-главнокомандующего для этого было более чем достаточно. Но вместо этого Николай немедленно выпускает приказ по армии свято повиноваться новому Временному правительству. Ещё Временного правительства нет, а Николай уже в курсе, что оно будет и приказывает всей армии ему повиноваться не за страх, а за совесть. То есть тот, кому армия давала присягу, извещает солдат и офицеров, кому теперь он велит повиноваться. Таким образом, произошла и гражданская, и военная передача власти. Ненасильственная и подготовленная. Ангажированные историки назвали эти два дня «свержением царской власти». После возвращения в Ставку Николай II проводит полдня в обществе своей матушки и после этого отбывает в Лондон, где его уже ждет семья. Далее в роли царя в России выступает двойник. А в роли семьи царя сборная семья двойников. О том что у царской семьи были сборные семьи двойников еще до революции упоминал в своих воспоминаниях глава “охранки” генерал Джунковский.

⁃ 8 марта 1917 г из ставки в Царское село уже без привычного конвоя отправляется двойник царя, а в Царском селе его ждет сборная семья двойников. Перед этим происходит замена абсолютно всего конвоя и охраны в Царском селе. Всех,кто лично знал Николая 2, удаляют, а на их место ставят преданных офицеров-монархистов, обласканных в свое время Николаем через награды и пожалования, но никогда с ним лично не общавшихся. Эти люди были готовы отдать жизнь за царя, и именно они охраняли семью двойников и в Царском селе и далее в их путешествии вплоть до Тобольска. Конечно они были абсолютно уверены в том, что это настоящая царская семья. Конвой подчинялся не Керенскому, а “царю”. Даже Керенский мог увидеть “царя” только с разрешения конвоя. А “царь” подчинялся сотрудникам Ми-6, таким ка преподаватель царских детей Чарльз Гиббс. Гиббс через “царя” приказывает конвою разделить семью чтоб они общались как можно меньше. Видимо что то бросалось в глаза охранникам. Никто не посещает “царя” с марта по август!!! Хотя во власти “царя” принимать всех кого не пожелает, ведь охрана подчиняется ему. Обратите внимания на все известные фотографии “семьи” этого периода. “Поднадзорные” сидят или лежат развалившись по-хозяйски, а “тюремщики” стоят перед ними исключительно по стойке смирно.

⁃ Начиная с марта 1917 Ротшильды мобилизуют всякий еврейский сброд в Америке и Европе и отправляют его в Петроград для создания уже постоянного правительства России и принятия власти над концессией “Россия” от Временного правительства. Пароходом из Нью-Йорка в Россию плывет Троцкий с толпой американских русскоязычных евреев, а поездом из Европы едет Ленин с бандой евреев европейских. Одновременно прибывают дополнительные кураторы от Ми-6 из Лондона Локкарт, Робинсон, Рейнштейн и Томпсон со товарищи. Первое пристанище им предоставляе еврейка Кшесинская в своем дворце, подаренном ей ее любовником Николаем 2-м. Все евреи будущего советского правительства прямиком с ж/д вокзалов или морского порта едут к ней во дворец. Там для них и кров и стол и рабочее место. Напоминаю кто забыл, Матильда первая любовь Николая.

⁃ 17 июля 1917 в Лондоне королевским указом “отменяется” Саксен-Кобург-Готская династия и обьявляется о том, что отныне английский престол занимает “Виндзорская династия”. Вообще такой династии никогда не было. Виндзор – это название замка в Англии, где провели часть детства и Георг 5, Вильгельм 2 , Николай 2 и Алиса, его жена. Таким образом “Виндзорская династия” стала неким единым объединённым названием трех династий правивших миром до этого, как бы названием общего мирового престола и общей мировой власти Саксен-Кобург-Готов, Гольштейн-Готторпов и Гогенцоллернов.

Август 1917 сборная царская семья двойников отбывает на Урал поездом “красного креста” (“красный крест” – это известное прикрытие спецслужбы его королевского величества Ми-6) в сопровождении высокопоставленного английского разведчика Чарльза Гиббса и под охраной преданного “царю” конвоя. (После исчезновения семьи двойников Гиббс некоторое время возглавляет секретку! у Колчака – это свидетельствует о том, что он кадровый английский разведчик). Во всех города на пути следования встречи и обеспечение “царской семьи” происходит по всем нормативам дореволюционной России. Под них сразу освобождается дворец губернатора и все окрестные здания для сопровождающих лиц, обслуживающего персонала и царского конвоя.

⁃ 26 октября 1917 г Временное правительство мирно передает власть уже сформированному постоянному еврейскому правительству Ротшильда – Ленину, Троцкому, Сталину (так называемая “советская власть”), действующих под непосредственным надзором комиссаров из Лондона. Все члены временного правительства арестовываются в Зимнем дворце и буквально через несколько часов отпускаются на свободу. Кто пожелал уехал за границу, остальные влились в правительственные органы советской власти. С этого дня начинает свой отсчет столетний срок концессии Ротшильдов – начинают править присланные ими люди.

11 марта 1918 г – Война больше не нужна. Заключается мир с Германией. Чтоб солдаты быстрее отправлялись по домам и не представляли угрозу для новой еврейской власти одновременно с декретом о мире выходит декрет о земле – дурачки солдаты-крестьяне бегом бегут домой, чтоб не опоздать к дележу земли.

⁃ август 1918 г По дополнительному соглашению к Брестскому мирному договору безо всяких дополнительных требований со стороны Германии советские главные евреи вывозят весь золотой запас России в Германию Вильгельму 2. Можете себе представить евреев которые жаждут отдать эшелон с чистым золотом кому то заграницу? Это может быть только выполнение приказа грозного хозяина.

⁃ 17 июля 1918 г на Урале происходит имитация убийства двойника царя. И он и вся сборная семья двойников развозится офицерами английской разведки в разные стороны с последующей эвакуацией заграницу. Двойников царской семьи не убивали не из-за гуманности, а чтоб не осталось трупов для последующей идентификации и разоблачения подмены. Доподлинно известно как вывозили двойника царевича Алексея. Его вывозил через Китай и Австралию сам Чарльз Гиббс. Сначала с паспортом сироты Георгия Павельева а потом вообще с фамилией Гиббс в результате усыновления юноши Чарльзом Гиббсом для оотбытия в Австралию из Китая. Вот сделанное в Харбине для Лондона отчетное фото Гиббса с “Алексеем”.

⁃ 9 ноября 1918 Вильгельм 2 отрекается от престола и отбывает в свой дворец в Голландию, передав власть временному немецкому правительству во главе со своим старым другом Гинденбургом. С Вильгельмом в Голландию отбывает целый поезд с сокровищами второго рейха и с российским золотым запасом переданным Троцким и Лениным (остатки золотого запаса России вскоре уже через Сибирь вывезет в Англию “убитый и утопленный” Колчак – помните пропавшее “золото Колчака”. Обычно забывают о том что и Колчак пропал вместе с золотом. Его трупа никто никогда не видел. Значительная часть золота была вывезена еще до революции для обеспечения ФРС США. Так что ничего из своих сокровищ в России Гольштейн-Готторпы не оставили. Потом еще долго будут вывозить всякие картины и скульптуры, книги и ювелирные изделия. Это поручат Соросу а изготовление копии вывезенного – Грабарю)

Гольштейн-Готторпы еще долго опасались,что план сорвется и долго оставляли возможность заднего хода – отсюда жалкая неправдоподобная бумажка об отречении и невнятная информация об убийстве царя – то ли отрекся то ли подделка, то ли убили,то ли не убили. Мало ли что, вдруг кто там неплановый у Троцкого с Лениным власть над Россией отнимут – тогда опять появится Николай. Весь в белом. И вновь займет престол обьявив отречение подделкой, а свое убийство и подавно. Но все устаканилось. Советская власть установилась прочно. Царя и семью обьявили убитыми “мучениками”.

В России бушует гражданская война. Ряд лиц, искренне не понимавших что произошло, пытаются скинуть евреев и взять власть в России. Всем им “помогает” английская разведка. Обе стороны конфликта под полным контролем англичан. Вот что значит спецслужбы, рыцари плаща и кинжала. Кукловоды играют в куклы. Английского офицера Колчака так вообще прислали из Америки с целым английским штабом и обьявили его “верховным правителем России”. Вся гражданская война – это “советские” евреи Ротшильдов против “системной подконтрольной оппозиции”, подконтрольной англичанам. Исход гражданской войны был предрешен. Задача поставленная спецслужбам его величества короля английского была блестяще выполнена – власть над Россией схранилась прежней в лице “убитого” Николая 2 сидящего в Лондоне, с новыми управляющими в Москве в виде советского правительства евреев – ставленников Ротшильда, который сам оставался в Лондоне под рукой и под полным контролем Николая 2 и его спецслужб.

Все в целом идет по плану. В России начинаются жесточайшая коллективизация и садистский Гулаг, одновременно в США многолетние изнурительные неоплачиваемые общественные работы в рамках “всемирной депрессии”, в Европе и общественные работы за похлебку и концлагеря Гитлера. Индустриализация мира в разгаре. Строятся шоссе, роются шахты, насыпаются плотины – ученые руководят всем процессом.

⁃ 1928 г Начало коллективизации.

С того же 1928 года начинаются три предвоенные пятилетки – собственно индустриализация.

⁃ 1924 -1953 гг. – Наполнение ГУЛАГа рабочей силой. Все планы по раскулачиванию, а также по количеству и адресной отправке врагов народа на стройки индустриализации спускаются на Лубянку из советской академии наук. Создаются “шарашки” из колдунов-ученых, прикрепленные к лагерям для непосредственного руководства строительством обьектов народного хозяйства.

⁃ 20 января 1936г. Эдуард 8 наследует престол Англии. По начальной договоренности он должен отречься от престола в пользу Алексея, но Эдуард тянет. Отречение происходит только на 325 день!!! после вступления Эдуарда на престол. Что интересно, коронация Эдуарда за столько времени так и не произошла. Окружение Николая 2, а потом и Алексея сохранило верность Гольштейн-Готторпам и заставило Эдуарда 8 выполнить обязательства перед родней и братьями по ложам.

⁃ 10 декабря 1936 г Эдуард 8 наконец отрекается от престола. Его отправляют на материк под надзор в замок Ротшильдов где он находится под присмотром до самой коронации Алексея 2 (“Георг 6″)

⁃ 11 декабря 1936 г На английский престол садится Алексей Гольштейн-Готторпский сын Николая 2 (“Георг 6″).

Но тут вдруг форс мажор. Один из наследников взбрыкнул. Сын Георга 5 Эдуард, отрекшийся в соответствии с начальными договоренностями от английского престола в пользу Георга (сына Николая 2 Алексея), окончательно взбунтовался и отправился к Гитлеру с предложением вернуть ему престол силой оружия. Гитлер согласился поддержать Эдуарда и начал войну с Англией. Весь мир элит разделился на два лагеря: сторонники Эдуарда Саксен-Кобург-Готского и сторонники Георга (Алексея) Гольштейн-Готторпского. Оба – “Виндзоры”. Сталин сначала поддерживал своих хозяев из Лондона. Потом вступил в сговор с Гитлером, а потом опять переметнулся на сторону Лондона. И уже вместе с Рузвельтом и Черчиллем уничтожил Гитлера. Эдуард 8 проиграл. Английский, читай мировой престол, сохранил за собой Алексей Гольштейн-Готторпский (Георг 6). Хронологически это было так:

⁃ В октябре 1937 года вашей эры Эдуард 8 с супругой уже после отречения от престола прибывают к Гитлеру в Германию, и их встречают как “их величеств”. В Нюрнберге сверхбогатый королевский прием для всех аристократов Саксен-Кобург-Готской династии и некоторых представителей династии Гогенцоллернов, где Эдуарду 8 воздаются королевские почести и все дамы делают реверансы жене Эдуарда, таким образом, публично признавая ее королевой. Это уже открытый бунт.

⁃ Сталин вступает в сговор с Гитлером на стороне Эдуарда 8 против Алексея (“Георга 6″). Мотивация Сталина и Гитлера понятна – они всего лишь ставленники и внешние управляющие даже не английских королей, а всего лишь ростовщиков Ротшильдов. А в случае победы над Георгом и возврата престола Эдуарду 8 сам новый английский король становится уже ИХ ставленником. При этом Гитлер все время пытался обмануть и предать Сталина, а Сталин пытался обмануть и предать Гитлера. Кстати, у настоящего Георга 5 никогда не было сына по имени Георг. У него был сын Альберт. И куда он делся неведомо. По официальной версии он типа переименовался в “Георга” в честь папы уже при восшествии на престол. Удивительным образом не сохранилось никаких детских фотографий Альберта-Георга при том, что детских фото Эдуарда 8 или Алексея Гольштейн-Готторпского сотни, если не тысячи. Это не косвенное, а прямое доказательство подмены физического лица.

Рокфеллеры сделали савку на Эдуарда и вступили в альянс с Гитлером. Их мотивация тоже понятна. Рокфеллеры метят на место Ротшильдов в мировой финансовой иерархии.

Сталин полностью уничтожает советскую внешнюю разведку, в основном еврейской национальности, которые работали в плотной связке с людьми Ротшильда и под контролем ми-6. Сталину уже нужны свои спецслужбы независимые от Ротшильдов.

Эдуард 8 ведет себя как трус. Гитлера и Сталина втянул в конфликт, а сам ни вашим ни нашим.

В 1940 вашей эры Гитлер обращается ко всем европейским странам с предложением о примирении. Он готов вывести немецкие войска изо всех оккупированных территорий, кроме исконно немецких Австрии, части Чехословакии, части Польши и Эльзас-Лотарингии и выплатить компенсации всем пострадавшим от действий Германии странам. Все мирные инициативы Германии сорваны срочно начавшимися односторонними бомбежками немецких городов английской авиацией. Только через два месяца после начала налетов английской авиации Гитлер в ответ начинает бомбить Лондон. Причем очень недолго. Английский король не желает примирения. Предатель Гитлер приговорен.

Черчилль арестовывает и сажает в тюрьму более 2000 английских аристократов Саксен-Кобург-Готской династии, династии Гогнцоллернов и других сторонников Эдуарда 8. Никого не казнят и не пытают, но из английских тюрем они выйдут только после окончания второй мировой.

⁃ Май 1941 – полет Рудольфа Гесса в Англию. Гитлер уверяет Англию в том, что он не собирается на нее нападать и заверяет, что он нападет на Сталина. Черчиль извещает Сталина о грядущем нападении Гитлера.

⁃ В это же время в мае Гитлер шлет гонца и к Сталину. Гитлер обещает Сталину напасть на Англию и не нападать на Сталина. Сталин верит и ждет. Чтобы после нападения Гитлера на Англию всей мощью ударить ему в спину и освободить от Гитлера всю Европу и главное искупить свою временную слабость и выступить в роли спасителя Алексея 2 (“георга 6″) от Гитлера. Для этого на границе с Германией Сталин сосредотачивает практически всю советскую армию. Счет до победоносного освободительного похода до самой Атлантики идет на дни.

⁃ Гитлер вместо обещанного десанта в Англию (операция “Морской лев”) неожиданно для Сталина наносит массированный удар по узкой приграничной полосе СССР, где битком набиты советские войска и техника,и буквально за несколько дней уничтожает все, что несколько лет ударными темпами и страшными жертвами ГУЛАГа производила вся промышленность СССР. Миллионы советских солдат и офицеров уничтожены, взяты в плен или окружены. Сталин первые часы отказывается верить в вероломное нападение своего союзника и надеется, что это всего лишь провокация проанглийский настроенных немецких генералов. Если бы Гитлер неожиданно не сжег сверхмощную советскую армию 22-23 июня, то освобождение Европы от Гитлера длилось бы не четыре года, а пару месяцев.

Далее четыре года Сталин, Черчилль и Рузвельт под общим руководством “Георга 6″ гасят Гитлера. Сталину приходится мучительно долго по новой производить все то, что было сожжено на советско-германской границе за несколько дней в июне 41-го.

⁃ Эдуард 8 отправлен Черчиллем в ссылку подальше от Гитлера в карибский бассейн. Эдуард послушно отбывает на пассажирском лайнере. продолжает вести себя как последний трус. Гитлер подвисает в воздухе. И Эдуард и Гитлер теряют всякую поддержку мировых элит.

⁃ 1941-1945 Сталин исправляется в глазах английского короля. Не жалеет ни сил ни средств на разгром своего бывшего подельника.

⁃ 1943 год на конференции в Тегеране на третий год войны Черчилль от имени Алексея 2 (“Георга 6″) вручает рыцарский меч Сталину как награду за защиту английского трона от Гитлера. Сталин публично преклоняет колени перед Черчиллем. Как вассал перед посланцем господина. Отныне Сталин – маршал. Впоследствии это место из видеохроник вырезано. Нарезка замаскирована под вспышки фотоаппарата.

⁃ Окончание второй мировой. Гитлер разгромлен. Эдуард 8 посрамлен. Мировая власть осталась в руках Алексея 2 (Георга 6). Все враги английского короля ползут к нему на коленях. Часть казнят. С остальных, таких как Рокфеллеры, король берет огромные контрибуции. Сталин претендует на повышение статуса – ведь именно ему подконтрольная территория самые большие потери в защите мирового господства Гольштейн-Готторпских. Верх его амбиций это подчиняться напрямую королю, а не Ротшильдам. Но изменение статуса невозможно. Король считает, что достаточно того что под внешнее управление Сталину отданы дополнительные территории восточной Европы, те страны, элиты которых поддержали бунт Эдуарда и Гитлера.

1947 г Сталин выходит из под контроля Ротшильдов. Начинается “холодная война”. СССР начинает вести независимую от бывших хозяев политику и проявляет самостоятельность вплоть до самой смерти Сталина. Независимость Сталина зримо проявляется в полном запрете евреям находится в составе уже не только разведывательных но и внутренних советских спецслужб, и, главное, в отказе принимать доллар в качестве денег не обеспеченных золотом. Отныне именно доллар является главным инструментов мировой власти “Виндзоров”. Кто принимает доллары в оплату за все, тот вассал Лондона, кто не принимает, тот враг. Владельцы ФРС США – Виндзоры. Военная мощь “Виндзоров” соредотачивается на территории США – так по честному и называют “роль мирового жандарма”. Всего лишь “жандарма”.

Англия делает ставку на Берию.

⁃ Внешним управляющим России назначается Берия и незамедлительно начинает политику возвращения России под руку главных концессионеров – Ротшильдов.

Апрель 1953 г Хрущев убивает Берию и продолжает политику холодной войны, то есть политику независимого правления начатую Сталиным.

⁃ Период независимой власти Хрущева и Брежнева. Холодная война.

⁃ Приход к власти Андропова. Андропов разворачивается обратно под власть Англии.

⁃ Ставленник Андропова – Горбачев. Конец холодной войны. Ротшильды получают обратно свою концессию. Доллар признается основной расчетной единицей и для России.

⁃ Ставленник Андропова – Ельцин.

"Мы смотрели друг на друга в изумлении: словно по волшебству все знакомые фигуры обратились в чудесные образы из нашего восточного прошлого."

Великая княгиня Мария Георгиевна

Самый яркий и самый знаменитый бал периодa царствования Николая II - это костюмированный бал 1903 года, приуроченный к очередной годовщинe дома Романовых. Бал состоялся 11 и 13 февраля 1903 года по окончанию Рождественского поста.

Общая фотография участников костюмированного бала в Зимнем дворце

Глядя на фотографии участников и сохранившиеся костюмы с трудом можно представить, что идея проведения этого яркого и пожалуй одного из знаменитейшего бала в истории европейских монарших дворов родилась в споре между сыном знаменитого русского поэта Жуковского и министром императорского двора бароном Фредериксом во время завтрака у императора в конце 1902 года. Смысл спора был в том, что Павел Васильевич Жуковский обвинял царя Петра I в уничтожение русской самобытности и навязывания западного костюма, а барон Фредерикс встал на защиту со словами: “eсли бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех”. Жуковский же так красочно описывал русские костюмы, что к концу завтрака императрица Александра Фёдоровна пожелала увидеть все это велеколeпие на придворном балу. Бал было решено приурочить к вступлению Романовых на московский престол в 1613 году и для костюмов выбрали эпоху царя Алексея Михайловича.

Уже 1 января были разосланы 416 уведомлений лицам принадлежавших к высшей знати, но многие по началу эту идею восприняли без особого энтузиазма. Hаступающий 1903 год уже был подробно расписан, а так как событие решили не откладывать то костюмированным балом решили закрыть последней театральный вечер в сезоне и назначали на начало февраля. Время на дорогие костюмы практически не оставалось, за разработку и пошив нужно было преступать немедленно и вся этa спонтанность влекла за собой внеплановые сумасшедшие растраты. Более 100 человек сразу отклонили приглашение, а другие не считаясь с затратами взялись за подготовку.

Не смотря на то, что бал должен был состоятся в ближайшее время, требования к костюмам предъявлялись весьма строгие. Наряд должен был быть уникальным и полностью соответствовать эпохе царя Алексея Михайловича. Все приглашенные лица, как писал директор императорских театров В.А. Теляковский "разделились на два лагеря: одни ездили за советом к нам, другие к Всеволожскому..." Именно благодаря советам и наставлениям В.А. Теляковского и И.А. Всеволожского, а так же архивным изысканиям бал превратился в исторически достоверное мероприятие.

Зимой 1903 года в светском Петербурге все разговоры были об костюмированном бале назначенным на 11 февраля. "Особенно дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений"-возмущался Теляковский. Основная масса костюмов шилась в мастерских петербургских императорских театров и для подготовки костюмов привлекались десятки портных, которые трудились не покладая рук.

Костюмы создавались по эскизам художника С.C. Соломко, Е.П. Пономарева с привлечением историков-консультантов и были максимально достоверны. На декор костюмов решено было не скупиться и их щедро украшали редчайшими мехами, огромными бриллиантами, жемчугом, самоцветами – большей частью в старинных оправах, а в старинные русские костюмы нарядили даже оркестрантов.

"Большой наряд" императрицы разрабатывал художник Е.П.Пономарев. За основy был взят образ одной из икон Крестовоздвиженской церкви Московского Кремля. На ней была изображена Мария Милославская первая жена царя Алексея Михайловича. Через года балерина Тамара Карсавина вспоминала: "Императрица в тяжёлой короне была похожа на византийскую икону." Наряд царицы украшал великолепный изумруд величиной с ладонь окаймленный 54 бриллиантами. Государь, как позже вспоминал Всеволожский "повелел мне найти для него подобающий костюм. Он хотел бы что-то длинное и не слишком броское". Императрица была против "скромного" наряда и настояла на том, что бы костюм мужа не уступал по роскоши ее собственному.

Император Николай II и и мператрица Александра Федоровна

Костюм государя, как и государыни, разработал И.А. Всеволожский и Е.П. Пономарев, а сшил театральный костюмер Императорских театров И.И.Каффи. "Малый царский" наряд Николая II состоял из кафтана, украшенного подлинными драгоценными нашивками с древних царских одежд, шапки из золотой парчи, изготовленной в шляпной мастерской братьев Брюно и посох царя Алексея Михайловича. К тому же из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в, из них было отобрано 16, в том числе жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу.

Наряд младшего брата царя, великого князя Михаила Александровича был полностью реконструирован по археологическим материалам и представлял собой костюм царя Алексея Михайловича в котором он был в день выбора невесты. Надо отметить, что великий князь Михаил Александрович в этом наряде покорил все общество, а его сестра великая княгиня Ксения Александровна в своем дневнике записала: "Миша пришел в своем костюме и убил всех."

Великий князь Михаил Александрович

Несмотря на новость накануне балa, что из-за болезни не будет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Михаила Александровича, гости стали съезжатся к 8 часам вечера во вторник 11 февраля на спектакль в Императорский Эрмитаж. Приглашенные были в костюмах времён царя Алексея Михайловича, придворные дамы –в сарафаны с кокошниками, кавалеры – в костюмы сокольничих или стрельцов, собрались в Романовской галерее и, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью "русским поклоном". Потом вся публика смотрела представление в Эрмитажном театре с выключенными в него сценами из оперы Мусоргского "Борис Годунов", из балетов Минкуса "Баядерка" и Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа. На сцене блистали Федор Шаляпин, Нина Фигнер и Анна Павлова. После в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа состоялся ужин с шампанским, мадерой, ропшинскими форельками по-русски и многими другими явствами. После ужина вечер продолжился танцами в Павильонном зале до двух часов ночи.

Великая княгиня Ксения Александровна

13 февраля 1903 года состоялся второй костюмированный бал в Kонцертном зале Зимнего дворца. К прежним гостям добавился дипломатический корпус. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя", потом сплясали "русскую" и продолжили традиционными танцами: кадрилей, мазуркой, вальсами. После по традиции следовал ужин. 34 круглых стола были накрыты в Большом Николаевском зале. Буфеты располагались в Малой столовой и Концертном зале, а столики с вином и чаем - в Малахитовой столовой. На ужин, сопровождающийся народными песнями и былинами про Добрыню Никитича подавали фуа-гра, нантюа с устрицами, тимбаль из ершей и даже соленные огурцы, из напитков мадера, шампанское и красное вино "Шато-Марго". Далее бал продолжился танцами и закончился в три часа ночи.

14 февраля на бал к графу А.Д. Шереметеву гости облачились все в те же костюмы. Позже по распоряжению императрицы Александры Федоровны лучшие фотографы Санкт-Петербурга: Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. В 1904 году были напечатаны альбомы содержащие 173 изображения. Их распространяли в первую очередь среди участников бала за определенную плату с благотворительной целью.

Не смотря на Большой Николаевский бал 1904 года, костюмированный бал 1903 года вошел в историю как последний бал Российской Империи и никто из присутствующих и не догадывался, что все исчезнет так скоро и безвозвратно.

P.S. Статья была написана специально к выставке: "Русские цари в Лондоне". Мероприятие было посвященно 400-летию дома Романовых и проходило в Лондонском офисе Россотрудничества.

Английский вариант

Из воспоминаний участников бала:

"11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2.

13-го февраля. Четверг. В 9 1/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале - повторение предыдущего для Мамa. Миша тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 102 поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву. Половина общества была "наша" - в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски."

Великий князь Александр Михайлович

"Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева."

Письма великой княгини Ксении Александровны, адресованные княгине Александре Александровне Оболенской. Январь 1903 г.

"Милая Апрак,

Хорошо, узнаю завтра, в? 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

Ксения

Милая Апрак,

Завтра в? 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Ксения

Милая Апрак,

Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в? 1-го. Решим насчет кокошника и всего проч(его)! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.

Целую. Ксения"

Анна Александровна Вырубова-Танеева, фрейлина императрицы Александры Федоровны

"Зима 1903 года была очень веселая. Особенно памятны мне в этом году знаменитые балы при Дворе в костюмах времен Алексея Михайловича; первый бал был в Эрмитаже, второй в концертном зале Зимнего Дворца и третий у графа Шереметева. Сестра и я были в числе 20 пар, которые танцевали русскую. Мы несколько раз репетировали танец в зале Эрмитажа, и Императрица приходила на эти репетиции. В день бала она была поразительно хороша в золотом парчовом костюме, и на этот раз, как она мне рассказывала, она забыла свою застенчивость, ходила по зале, разговаривая и рассматривая костюмы."

Баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны

"Императрица проявилa особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора.<...> Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, - зрелище было поистине завораживающим."

Николай Второй очень любил эпоху царя Алексея Михайловича, считая его чем-то вроде образца для подражания. Одним из проявления такой любви стал костюмированный бал в Зимнем дворце в феврале 1903 года, на котором все гости были в костюмах из 17-го столетия. Выложу здесь сколько-нибудь фото с этого события (не все, конечно, гостей было порядка четырёхсот).

Император Николай и императрица Александра в облачении царя Алексея и царицы Марии Ильиничны:

Великий князь Михаил Александрович:

Как единственный брат Николая Второго (ещё один, Георгий, умер в 1899 году от чахотки), Михаил был в те годы наследником престола. У Ники и Аликс рождались только дочери. Позже Михаил вступил в морганатический брак вопреки воле брата. Его единственный сын, последний потомок по мужской линии Александра Третьего, погиб в автокатастрофе в 1931-м, когда ему было 20 лет...

Великий князь Александр Михайлович с женой Ксенией:


Ксения - младшая сестра Николая Второго (внешнее сходство, по-моему, заметное). Александр Михайлович - её двоюродный дядя и муж. Родившиеся в этом браке шесть сыновей имели бы очень значительный вес внутри дома Романовых, если бы не их неравнородные браки. А единственная дочь Александра и Ксении стала женой знаменитого князя Юсупова, одного из убийц Распутина.

Великий князь Сергей Александрович:

Сын Александра Второго и дядя Николая Второго. На нём в глазах общества лежала главная ответственность за ходынскую катастрофу, отказ императора от реформ и Кровавое воскресенье. Эсеры в 1905 году приговорили его к смерти и убили.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна:

Старшая сестра императрицы и жена Сергея Александровича. Была казнена большевиками в Алапаевске.

Великий князь Алексей Александрович:

Начальник морского ведомства, ответственный за поражения флота в русско-японской.

Великая княгиня Мария Павловна (Мекленбург-Шверинская), жена ещё одного императорского дяди, Владимира Александровича:

Великий князь Андрей Владимирович:

Двоюродный брат Николая. Его старший брат Кирилл позже объявил себя императором.

Великий князь Николай Николаевич:

Двоюродный дядя императора, позже - Верховный Главнокомандующий в начале Первой мировой. Командовал он неважно.

Константин Константинович, ещё один двоюродный дядя императора:

Последний Романов, умерший до революции и потери статуса.

Великий князь Михаил Николаевич, младший из сыновей Николая Первого и двоюродный дед императора:

Великий князь Георгий Михайлович, сын предыдущего:

Был выдающимся нумизматом. его расстреляли в 1919-м в Петропавловской крепости вместе с тремя другими членами династии - в ответ на убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

Великая княжна Мария Георгиевна, дочь короля Греческого и жена своего двоюродного дяди Георгия Михайловича:

После революции она успела ещё побыть супругой одного греческого адмирала.

Герцогиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урождённая графиня Граббе:

Жена герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского, внука одной из дочерей Николая Первого.

Агриппина Константиновна Зарнекау, урождённая Джапаридзе:

Морганатическая супруга принца Константина Ольденбургского, внука одной из дочерей Павла Первого.

Герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий, внук по матери великого князя Михаила Павловича:

Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий, брат предыдущего:

Графиня Наталья Карлова (урождённая Вонлярлярская), морганатическая супруга Георгия Мекленбург-Стрелицкого:

Её потомки, кстати, сейчас - единственные представители Мекленбургской династии.

Граф Алексей Александрович Бобринский:

Праправнук Екатерины Второй и Григория Орлова.

Оболенская:

Дочери Александра Сергеевича Танеева: Анна (в замужестве Вырубова, одна из самых увлечённых поклонниц Распутина при дворе) и Александра, в замужестве - Пистолькорс:

Эти дамы были, кстати, потомками фельдмаршала Кутузова.

Вера Григорьевна Гернгросс, урождённая Черткова:

Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин:

Его предок, первый граф Мусин-Пушкин, считался в обществе фактическим сыном царя Алексея (Пётр Первый даже частно называл его братом); по матери граф был правнучатым племянником екатерининского канцлера Безбородко, а женат был на внучке декабриста Капниста и правнучке драматурга соответственно.

Елизавета Александровна Шереметева:

Дочь графа Александра Дмитриевича и правнучка Прасковьи Жемчуговой, начинавшей как крепостная актриса. Позже она вышла за графа Зубова.

Княгиня Анна Владимировна Щербатова, урождённая княжна Барятинская:

Княгиня Мария Павловна Чавчавадзе, урождённая Родзянко:


Родзянки - очень почтенный и богатый малороссийский род, из казачества. Эта дама была племянницей председателя Государственной думы.

Княгиня Татьяна Михайловна Гагарина, урождённая Черткова:

Надежда Владимировна Безобразова, урождённая графиня Стенбок-Фермор:

Она происходила из шведского аристократического рода, а по женской линии - от генерала Фермора, командовавшего при Цорндорфе.

Надежда Дмитриевна Вонлярлярская, урождённая Набокова:

Одна из немногих здесь красавиц. Набоковы были очень почтенным семейством; и племянник у этой дамы был - Володенька, тогда трёх лет от роду. Похож, нет?

Полковник Фёдор Николаевич Безак, из малороссийского дворянства:

Светлейшая княгиня Мария Михайловна Голицына:

Жена князя Льва Сергеевича, основателя русского виноделия в Крыму. В девичестве она была Орлова-Денисова, потомок графов казацкого происхождения.

София Викторовна Галл, урождённая княжна Голицына:

София Петровна Дурново, урождённая светлейшая княжна Волконская:

А.И.Соловьёв:

Алексей Захарович Хитрово:

Видный коллекционер, живший на два дома - в России и Флоренции (его мать была графиня Пандольфини); все коллекции завещал Эрмитажу.

Анна Сергеевна Истомина:

Князь Константин Александрович Горчаков:

Князь Дмитрий Борисович Голицын (зять Мусина-Пушкина, бывшего где-то выше):

Е.В.Барятинская:

Елена Николаевна Безак:

Елена Владимировна Голицына:

Елена Дмитриевна Родзянко:

Елена Ивановна Звегинцова:

Княгиня Елена Константиновна Кочубей, урождённая княжна Белосельская-Белозёрская:

Супруг её был потомком самого известного доносчика в русской литературе.

Генерал Феофил Мейендорф:

Баронесса Фредерикс:

Христофор Платонович Дерфельден (из остзейского дворянства):

Константин Николаевич Гартонг:

Генерал Кутепов:

Мария Николаевна Васильчикова, урождённая Исакова:

Мария Николаевна Воейкова:

Мария Васильевна Голенищева-Кутузова:

Мария Николаевна Лопухина, урождённая Клейнмихель (внучка строителя железной дороги между Москвой и Петербургом):

Надежда Голицына:

Княгиня Надежда Александровна Барятинская:

Ещё одна дама из Стенбок-Ферморов. Большевики расстреляли её в Крыму в 1920-м вместе с беременной дочерью.

Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозёрская:

Наталья Звегинцова:

Князь Николай Дмитриевич Оболенский:

Николаев:

Антон Васильевич Новосильцев:

Оболенская:

Ольга Михайловна Зографо:

Олимпиада Александровна Барятинская:

Графиня Мария Михайловна Орлова-Давыдова, урождённая Зографо (её сестра выше):

Что за семейство Зографо - я понятия не имею, а вот первый граф Орлов-Давыдов был внуком одного из братьев Орловых и двоюродным братом небезызвестного Дениса Васильевича.

Князь Прозоровский-Голицын:

Княгиня Шаховская:

Князь Шервашидзе (потомок абхазских владетелей):

Барон Штакельберг:

Скоропадская. Ещё одна представительница малороссийской аристократии (Скоропадские были соседями Кочубеев с 17-го века). Грустная очень:

Софья Дмитриевна Евреинова:

Александр Петрович Струков:

Графиня Елизавета Феликсовна Сумарокова-Эльстон (девица):

Её мать была графиня Сумарокова, а отец - первый граф Эльстон, возможно, внебрачный сын одного из королей прусских и в таком случае брат Александра Второго.

Александр Александрович Тимашев:

"История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева" называется поэма А.К. Толстого. Так вот: толстовский Тимашев - отец этого.

Толстая (затрудняюсь определить, какая именно: род был разветвлённый):

Варвара Мусина-Пушкина:

Владимир Иванович Звегинцев:

Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна Юсуповы:

Князь Феликс был по рождению граф Сумароков-Эльстон, а женившись на последней из Юсуповых, приобрёл ещё и княжесткий титул. И огромное состояние. А Зинаида Николаевна считалась большой красавицей.

Зинаида Юсупова:

Графиня Александра Илларионовна Шувалова, урождённая Воронцова-Дашкова:

Графиня Софья Александровна Ферзен:

Княжна Елизавета Николаевна Оболенская:

Княжна Софья Ивановна Орбелиани:

Мария Антоновна Торопченинова:

Мария Фёдоровна Шереметева:

Надежда Ильинична Новосельцова:

Надежда Сергеевна Тимашева:

Фрейлина Мансурова:

Кажется, женщин тут получилось заметно больше половины. Но это ничего.

Кое-какие наблюдения:

Первое. Николаю Второму явно не везло с роднёй. Люди малоспособные и не склонные к самокритике, они могли запороть любое большое дело. Этим и занимались на государственной службе.

Второе. У дома Романовых уже намечалось плохое будущее - по другой причине. Резкий рост числа морганатических браков, начавшийся в 20-м веке, быстро привёл к тому, что при общей многочисленности династий формальные права на престол перешли к Гогенцоллерну. Все Романовы стали "Романовскими".

Третье. Российская аристократия выглядела как аристократия именно имперская. Большие пополнения за счёт дворянства Малороссии, Грузии, Остзейского края. Вот поляки как-то незаметны. Похоже, польские графы и князья предпочитали или другие державы, участвовавшие когда-то в разделах, или вообще Париж, и Россию не очень любили. Яркий пример: Браницкие, потомки чутьь ли не главного деятеля "русской партии" и племянницы Потёмкина, формировали во время Крымской войны какие-то польские военные подразделения во Франции.

Четвёртое. Много совершенно неизвестных фамилий. Зографо, Гартонги, Гернгроссы, Струковы и т.п. Кто эти люди? Определённо длинных родословных или ближайших предков с большими заслугами они не имели.

И пятое. Просто смотрю на лица: обычные люди. Заурядные, я бы сказал. Портреты аристократов всё-таки эстетизируют внешность, облагораживают её - и за счёт выражения лица, и за счёт обстановки. Фотография же - жанр более честный. Прекрасно видны вполне средние интеллектуальные способности, например, которые некоторые мужчины частично компенсируют за счёт молодцеватости. Неравноценная замена, но другого у них не было. Женщины - тоже очень обычные. Ловлю себя на мысли, что на фотографиях наших с вами предков, обычных русских или, скажем, немецких крестьян можно увидеть примерно такие же лица. Думая об этом, начинаешь понимать: аристократическое общество изжило себя очень, очень давно.

21 гелиогравюра и 174 светопечати. Album du bal costume au Palais d"hiver, Fevrier 1903. 21 photogravues et 174 phototypies. Спб., печатано в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 1904. Титул на русском и французском языках. В п/к переплете эпохи с тиснением золотом на корешке и верхней крышке. 45,7х35,2 см. Как вариант, в издательской коленкоровой папке. 10 тетрадей. Альбом представляет собой коллекцию снимков высочайших особ и лиц, бывших на означенном балу в русских костюмах XVII века. Большая редкость, т.к. издание изначально предназначалось для участников бала.

Библиографические источники:

Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» М., 1924-1936, № 54. М., 1934. Books on Art. № 22 - $20!



Группа танцевавших во время бала "Русскую".



Группа офицеров Л-Гв. Преображенского полка.



Группа офицеров Л-Гв. Конного полка.


Группа офицеров Л-Гв. Гусарского Е.И.В. полка.

Все участники знаменитого бала были одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные выдающимся художником А.Я. Головиным, а также И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф.Иващенко и Е.Т. Ивановой. Роскошь в костюмах удачно сочеталась с изяществом. По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга сделаны фотографии всех участников костюмированного действа. В 1904 году ограниченным тиражом вышел альбом этих фотографий. Сохранилась до наших дней и часть бальных нарядов. Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам.

Е.И.В. Государь Император Николай Александрович.

Е.И.В. Государыня императрица Александра Феодоровна.

Костюмированный бал, проходивший в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года - знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II. Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал. 11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).

Е.И.В. Великая Княгиня Мария Павловна.

Е.И.В. Великий Князь Борис Владимирович.

Е.И.В. Великий Князь Андрей Владимирович.

После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами. 13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл - ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. «Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,- записал Николай в своём дневнике». « «Впечатление получилось сказочное, - писал очевидец события, - от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Е.И.В. Великий Князь Михаил Николаевич.

Е.И.В. Великий Князь Николай Николаевич.

Е.И.В. Великий Князь Дмитрий Константинович.

Е.И.В. Великий Князь Константин Константинович.

Е.И.В. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритова, А. Ясвоина, Л. Городецкого и Е. Мразовской, Д. Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф. Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. Великий Князь Александр Михайлович - Книга воспоминаний: "Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье соколничьего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века." "Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Аликс выглядела поразительно, но Государь для своего роскошного наряда быль недостаточно велик ростом."

Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович.

Е.И.В. Великий Князь Сергей Александрович.

Е.И.В. Великий Князь Алексий Александрович.

"На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое, ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение." "22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем Дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Импеpии. Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Никки смотрели на появление Царя Освободителя под руку с княгиней под оводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых. Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо Империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода...Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях чрез неделю в доме богатейшего графа А. Д. Шереметева. Это замечательное воспроизведение картины XVII века, вероятно, произвело странное впечатление на иностранных дипломатов. Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке."

Его Высочество Принц Сиамский Чакрабон.

Его Высочество Герцог Михаил Георгиевич Мекленбург - Стрелицкий.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал à la russe имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых. Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).

22 мая 2012, 16:20

11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся Вечер, а 13 февраля этого же года - грандиозный костюмированный бал. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Подготовка к балу длилась несколько месяцев. Для маскарада приглашенные на бал заказывали себе русские национальные костюмы в стиле XVII в.: бояр и боярынь, воевод, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей и др. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович - выходное платье царя Алексея Михайловича 11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). Анна Сергеевна Истомина После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами. Барон Феофил Егорович Мейендорф 13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале. Великая Княгиня Елизавета Федоровна Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Великий Князь Андрей Владимирович Великий Князь Сергей Александрович До четырехсот человек танцевали на балу. Особенно понравился присутствовавшим русский танец в исполнении 20 пар, в котором солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня З.Н.Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Генерал-адъютант Князь Дмитрий Борисович Голицын Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин «Впечатление получилось сказочное, – писал очевидец события, – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах…» Графиня Александра Дмитриевна Толстая Графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Группа офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка в нарядах Начальных людей из жильцов времён Царя Алексея Михайловича В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия. Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня Княгиня Елена Константиновна Кочубей Княгиня Елизавета Николаевна Оболенская Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня Княгиня Надежда Александровна Барятинская Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня Княжна Елена Николаевна Оболенская Княжна Олимпиада Александрова Барятинская Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, князь Юсупов Марина Николаевна Воейкова Мария Николаевна Лопухина Светлейшая Княгиня Мария Михайловна Светлейший Князь Константин Александрович Софья Дмитриевна Евреинова Адъютант великого князя Владимира Александровича штабс-ротмистр А.А.Беляев в одежде жильца XVII века с женой М.Ф.Беляевой в костюме боярыни XVII века. Адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии Петербургского военного округа Владимира Александровича граф М.Н.Граббе в одежде жильца 1647 года. Александра Александровна Танеева в костюме для исполнения на бале русской Александра Петровна Скоропадская (урожденная Дурново) в княжеском женском одеянии времен Дмитрия Донского. Барон генерал-майор, начальник придворного оркестра Константин Карлович фон Штакельберг в костюме боярина XVII века. Барон, поручик лейб-гвардии Преображенского полка К.С.Нолькен в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича. Баронесса Ядвига Иоганна Александра Фредерикс в костюме боярыни XVII века.



Похожие статьи
 
Категории