Красотою мир спасется. Наверное, есть что вспомнить из этого периода

23.06.2020

Дмитрий Достоевский фотография

Мой дед, Федор Федорович, -- сын писателя. У него ведь только двое из четырех детей прожили взрослую жизнь: Люба и Федя (Соня умерла в младенчестве, младший Алеша -- в пять лет). Люба в 1913 году уехала за границу и сюда уже не вернулась. Детей у нее не было. А вот Федор Федорович почти всю жизнь прожил в Симферополе, имел двоих сыновей. Старший в 16 лет умер. Младший, Андрей (мой отец), 1906 года рождения, поступил в Новочеркасский институт, но его выгнали оттуда за дворянское происхождение и за то, что отказался снимать студенческую тужурку и фуражку. Чтобы закончить образование, приехал в Петербург к племяннику Федора Михайловича -- Андрею Андреевичу Достоевскому. Человек удивительный! Помогал Анне Григорьевне во всем: бегал по ее поручениям, решал издательские проблемы. В 66 лет его арестовали и послали копать Беломорканал. Через полгода он умер... Детей у него не было.

Отец закончил в Петербурге Политехнический институт, стал инженером по лесоустройству. Всю Отечественную прошел. Воевал в танковых войсках, в разведке. Два раза был ранен. Рассказывал, что всю войну носил в вещмешке бюстик Федора Михайловича. Как талисман...

Отец с матерью и после смерти Андрея Андреевича остались в его квартире. Здесь в 1936 году родилась моя сестренка Татьяна, а в 1945-м -- я.

- Где находилась квартира Андрея Андреевича?

В самом центре, от которого измеряются все расстояния Петербурга. На улице, которая упоминается у Гоголя в "Ревизоре" ("Напишу своему другу в Почтамтскую улицу")... Андрей Андреевич был действительным статским советником и квартиру имел большую, просторную. А после революции она превратилась в коммуналку. Семья Достоевских была "уплотнена" в одну комнату над аркой, с окном во двор. Окно было полукруглое. Такое же, какое все, наверное, помнят по рисункам Добужинского к "Белым ночам"... Ну а в 1967 году, на волне столетия Ленина, все комнаты над арками признали нежилыми, и нас расселили.

- Что вы испытываете от сознания того, что вы правнук великого писателя?

Долгое время было тяжело. На меня как-то по-другому, внимательно смотрели... Сейчас подобный комплекс испытывает мой сын, Алексей.

Лучшие дня

- А в школе Достоевского проходили?

Его как раз ввели в программу, когда я учился в старших классах. Но он был для меня просто в ряду тех писателей, которых "проходят". Немного позже, лет в 18, прочитал "Преступление и наказание". Воспринял роман болезненно. Казалось, герои какие-то странные, неправильно живут, не о том думают. Но с возрастом, конечно, отношение менялось.

- Кто вы по специальности?

Сейчас имею собственный транспорт -- грузовой автобусик, которым зарабатываю на хлеб насущный. Из пункта А в пункт Б вожу что-нибудь... В молодости из принципа отказался от высшего образования. Это было, наверное, самой большой ошибкой. Сейчас жалею, а тогда тянуло приобрести различный опыт, казалось важным "узнать жизнь". После армии "набирал" рабочие профессии. Был алмазчиком, например. Это человек, который на корундовом круге наносит на хрусталь так называемые алмазные грани. Надо долго учиться, иметь точную руку. Мне нравились сложные рисунки, где много поворотов, разных граней... Если бы не стеклянная пыль, от которой стал кашлять, не ушел бы. К тому же, однажды разорвался круг, я поранился и потом просто не мог уже набирать на станке нужную скорость. Был электриком по высоковольтным установкам, монтером по высокочастотной связи, мастером в радиоателье, водителем трамвая...

- Чем привлекла работа водителя?

Вы уже заметили, наверное, что дом, где я живу, стоит напротив трампарка Кировского района. С кем-то разговорился... Между прочим, хорошая профессия. Мой самый любимый маршрут был -- 34-й, потому что проходил через весь центр. Вечерами любил интересоваться обстановкой на вторых этажах петербургских домов: сиденье у водителя достаточно высокое, почти на том же уровне. И я знал, например, где красивая старинная люстра висит. Мне надо было обязательно, проезжая, взглянуть на нее, "поздороваться". Ловил какие-то особые уголки города, которые постоянно появлялись в определенном ракурсе. Выезжаю из-за угла и знаю, что сейчас картина развернется вот такая... Даже иногда чуть притормаживал -- смотрел. Немало удовольствия доставляли какие-то уличные сценки, наблюдения за людьми... Работал довольно долго, но уволился после того, как однажды отказали тормоза и я чуть не разбился.

- Сначала -- круг, потом -- тормоза. Уходили, потому что после этих случаев преследовал страх?

Нет, это не страх. Просто надо обращать внимание на какие-то знаки, предостережения в жизни.

- Похожи ли вы характером на прадеда?

Мы все после Федора Михайловича особенно не отличаемся от него. Очень импульсивные, раздражительные. Иногда мрачноватые и ревнивые. Тяжелый характер, неровный.

- А чем не похожи?

У меня, например, напрочь отсутствует стремление к писательству. А в характере... Не настолько суров, мнителен, подозрителен. Я, наверное, все-таки более оптимистичен. Стараюсь больше радоваться светлым сторонам жизни... Но у Федора Михайловича ноша была другая.

- Унаследовали ли вы его страсть игрока?

Да, бесспорно. Между прочим, как и Федор Михайлович, играл в Висбадене.

- Ну и как?

Выиграл! У меня была небольшая сумма денег, но получил с нее довольно много. Директор казино даже воскликнул: "Дас ист унмеглих (это невозможно)!" Принес книгу почетных гостей, и я расписался там после чешского президента Вацлава Гавела. Кстати, пролистав эту книгу, обнаружил подпись Юрия Гагарина.

- Значит, вам везет больше, чем прадеду?

Да, но я играл по системе Достоевского! Любой может взять с полки роман "Игрок" и найти. Там есть такое место. Я просто никогда никому не говорю, где именно. Прочитайте, подумайте -- найдете. Я вот выписал и с этой бумажкой сидел и ставил фишки.

- Тогда почему же сам Достоевский проигрывал?

Он выигрывал. Но - только в первую половину дня. Потом не мог остановиться, удержаться в рамках своей теории. Заводился, бросал все расчеты и шел на риск. А игра по его системе требует холодного ума и выдержки.

- У вас есть эти качества?

Нет. Просто у меня не было возможности долго там сидеть. Вовремя увели.

- Вы уже обмолвились, что с возрастом отношение к Федору Михайловичу менялось. Когда и почему вы начали им заниматься?

Знаете, в 42 года я вдруг переменился. (Кстати, именно в этом возрасте и мой отец, Андрей Федорович, всерьез взялся за изучение Достоевского.) Чем дольше жил, тем больше задавался вопросами, ощущая какую-то двойственность, неопределенность. А он, писатель Достоевский, объяснял мне многое во мне самом... Потом стал замечать в статьях, докладах о личности Федора Михайловича, о его характере и поступках то, что казалось неверным, поверхностным или неправильно понятым. Испытывал душевную боль. Дергался, не мог сформулировать, найти аргументы. Надо было ведь не просто сказать свое слово, но и обосновать его... Многое и в Федоре Михайловиче, и в Анне Григорьевне, и в их детях раскрылось именно потому, что они мне близки. Какие-то отголоски есть и во мне, что-то видится более рельефно, чем другим. Я выступал на Достоевских чтениях с докладами об Анне Григорьевне, о Любе, Феде (кстати, пытался найти его могилу, но безуспешно).

У меня есть собственная теория насчет эпилепсии Достоевского. Думаю, эта болезнь была им "создана". Он был расположен к нервическим, как раньше говорили, припадкам -- это да. Но специалисты утверждают, что эпилепсия должна сказаться в каком-то поколении, а ее до сих пор ни у кого из потомков не было. Есть невротический склад характера, но не эпилепсия. Видимо, в какой-то из нервических моментов он чувствовал нечто такое, что тянуло ощутить это снова. Он же писал, что многое готов отдать за секунду такого состояния... Никто не занимался взаимосвязью припадков и тем, что было написано после. А ведь после всегда был пик творчества... Кто знает, на какое острие он выводил свое состояние, чтобы писать?

Я не профессионал, не достоевед и не имею, может быть, на то права, но хочу глубже понять и что-то сказать о "Братьях Карамазовых". Меня также интересуют некоторые темы в творчестве Достоевского. Например, детская тема. И собственные дети Федора Михайловича, и дети в его произведениях. Удивительно, но ведь слова "воспитание" он не признавал. В письмах писал не "воспитывай", а "веди". В одном из писем из Старой Руссы Анна Григорьевна пожаловалась на Федю: мол, увидел проходивших мимо дома странников и пошел за ними -- не могла его остановить. Ушел далеко, вернулся поздно, и как это скверно, что он не слушается маму. Но Федор Михайлович (он был тогда в Германии) ответил, что это прекрасный поступок! Значит, Федя растет самостоятельным в своих решениях человеком. Кстати, он предвидел будущий характер сына.

- Своего тоже так воспитывали?

Не "по Достоевскому", конечно. Но у меня возникало постоянное желание дать ему полную свободу. Он развился свободно, стал самим собой и не соответствует мне. А я уже в какой-то степени пожилой человек и хочу, чтобы в нем было больше моего. Начинаю раздражаться, ругаться, а потом думаю: "Господи, да что же это я делаю-то?.." Ему сейчас 19. Учится в Педагогическом университете на филологическом, занимается английским. Надеюсь, станет переводчиком художественной литературы. По-моему, у него есть склонность к этому.

- Помните, какая цитата была в моде в начале перестройки? О слезинке ребенка. Как теперь с этой слезинкой и Федором Михайловичем вообще?

Мы давно растеряли эту тревогу. Что тут скажешь?.. Кстати, вот Горбачев цитировал Достоевского -- и "сработало"! Музею Достоевского в Кузнечном переулке деньги стали давать, какие-то дотации. А вот Ельцин теперь его не цитирует -- и опять все про музей забыли.

- Зато теперь в моде другая цитата из Достоевского. Про красоту, которая спасет мир.

Когда в последнее время слышу, как треплют эту фразу, через меня просто электрический ток проходит! Уже до того дошли, что ею конкурсы красоты комментируют. Мол, кто-то когда-то сказал, что красота... Да не то он имел в виду! И в этом легко убедиться, если чуть-чуть серьезнее отнестись к его произведениям. Красота подвига Христова спасет мир! То есть христианский, а не утилитарный, бытовой смысл этого слова.

- Вы принимали активное участие в борьбе за возвращение верующим Владимирской церкви у Кузнечного рынка, других храмов. Вы всегда были верующим человеком?

Как ни странно, нет. Это один из результатов системы, в которой я рос. Конечно, когда стал задумываться о Боге, о Христе, чувствовал, что все не так просто, как говорят вокруг. А потом, когда уже серьезно и основательно стал читать Достоевского, пришел к вере. Но крестился только семь лет назад в Старой Руссе -- вместе со всей семьей. В Геориевской церкви, где Федор Михайлович был прихожанином, когда они жили там.

- Находили ли в романах Достоевского какие-то ошибки, неточности?

Федор Михайлович настолько проживал жизнь своих героев, что иногда даже начинал сомневаться: выдуманы ли они? Случалось, останавливался на улице как вкопанный, показывая на проходящего мимо человека: "Вот идет Раскольников!" А с другой стороны, иногда забывал, что его герои делали раньше, и просил Анну Григорьевну прочитать предыдущие главы. В одном из романов я встретил ошибку: второстепенный персонаж, который вроде бы уже умер, вдруг возникает снова. По-видимому, Анна Григорьевна не отследила.

- Вы часто бываете в музее-квартире Достоевского в Кузнечном переулке. Вам он нравится?

Не совсем. Вот в Старой Руссе -- такое впечатление, будто хозяева только-только вышли и сейчас вернутся. А здесь какая-то мемориальная безжизненность: нет деталей. С другой стороны, этот музей мне очень дорог. Ведь почти вся мебель -- из моего детства, из нашего дома на Почтамтской. И я даже не воспринимаю эту обстановку как музейную. Вот подхожу к этому шкафчику и вспоминаю, что когда-то пострадал от него: бегал по комнате и сильно ударился...

- Досталось ли вам хоть что-нибудь по наследству от Федора Михайловича?

Нет. Ничего. Анна Григорьевна завещала Евангелие Достоевского сыну Феде. Ему же передала все авторские права на издание книг до 1937 года. В 18-м она умерла от голода в Крыму, а возвращавшегося с ее похорон в Москву Федора чекисты высадили из поезда, отобрали письма, документы, Евангелие, а потом все это с большой помпой отправили в исторический музей... Все, что еще оставалось у моего отца, в 30-х годах забрали.

- Стало какой-то расхожей фразой: "Петербург Достоевского". А памятника Федору Михайловичу здесь нет. Скажите, в каком уголке города вы бы его поставили?

В ограде Владимирской церкви. Он был прихожанином этого храма. А еще тут небольшой скверик, который связан с одним эпизодом. Как-то Федор Михайлович присел на скамейку. Рядом играл мальчик. Наполнил песком формочку и вывалил кулич прямо ему на колени, на пальто. Надо было идти куда-то по делу, а он боялся встать, потому что кулич развалится. Хотя дело, конечно, и не в куличе вовсе. Так и сидел, разговаривая с мальчишкой, пока тот не убежал...

Пьем чай на махонькой кухне. За окном грохочут трамваи, по-черному дымят огромные трубы. Дом Достоевских -- на одной из самых непрестижных питерских улиц -- маршала Говорова. Тут рядом -- три завода: Кировский, "Красный химик", "Красный октябрь". Можно сказать, что правнук Федора Михайловича -- Дмитрий ДОСТОЕВСКИЙ живет в петербургских трущобах, в современном их варианте. Впрочем, человек он неприхотливый и относится к этому спокойно.


- Дмитрий Андреевич, по какой линии вы являетесь правнуком Федора Михайловича?

Мой дед, Федор Федорович, -- сын писателя. У него ведь только двое из четырех детей прожили взрослую жизнь: Люба и Федя (Соня умерла в младенчестве, младший Алеша -- в пять лет). Люба в 1913 году уехала за границу и сюда уже не вернулась. Детей у нее не было. А вот Федор Федорович почти всю жизнь прожил в Симферополе, имел двоих сыновей. Старший в 16 лет умер. Младший, Андрей (мой отец), 1906 года рождения, поступил в Новочеркасский институт, но его выгнали оттуда за дворянское происхождение и за то, что отказался снимать студенческую тужурку и фуражку. Чтобы закончить образование, приехал в Петербург к племяннику Федора Михайловича -- Андрею Андреевичу Достоевскому. Человек удивительный! Помогал Анне Григорьевне во всем: бегал по ее поручениям, решал издательские проблемы. В 66 лет его арестовали и послали копать Беломорканал. Через полгода он умер... Детей у него не было.

Отец закончил в Петербурге Политехнический институт, стал инженером по лесоустройству. Всю Отечественную прошел. Воевал в танковых войсках, в разведке. Два раза был ранен. Рассказывал, что всю войну носил в вещмешке бюстик Федора Михайловича. Как талисман...

Отец с матерью и после смерти Андрея Андреевича остались в его квартире. Здесь в 1936 году родилась моя сестренка Татьяна, а в 1945-м -- я.

- Где находилась квартира Андрея Андреевича?

В самом центре, от которого измеряются все расстояния Петербурга. На улице, которая упоминается у Гоголя в "Ревизоре" ("Напишу своему другу в Почтамтскую улицу")... Андрей Андреевич был действительным статским советником и квартиру имел большую, просторную. А после революции она превратилась в коммуналку. Семья Достоевских была "уплотнена" в одну комнату над аркой, с окном во двор. Окно было полукруглое. Такое же, какое все, наверное, помнят по рисункам Добужинского к "Белым ночам"... Ну а в 1967 году, на волне столетия Ленина, все комнаты над арками признали нежилыми, и нас расселили.

- Что вы испытываете от сознания того, что вы правнук великого писателя?

Долгое время было тяжело. На меня как-то по-другому, внимательно смотрели... Сейчас подобный комплекс испытывает мой сын, Алексей.

- А в школе Достоевского проходили?

Его как раз ввели в программу, когда я учился в старших классах. Но он был для меня просто в ряду тех писателей, которых "проходят". Немного позже, лет в 18, прочитал "Преступление и наказание". Воспринял роман болезненно. Казалось, герои какие-то странные, неправильно живут, не о том думают. Но с возрастом, конечно, отношение менялось.

- Кто вы по специальности?

Сейчас имею собственный транспорт -- грузовой автобусик, которым зарабатываю на хлеб насущный. Из пункта А в пункт Б вожу что-нибудь... В молодости из принципа отказался от высшего образования. Это было, наверное, самой большой ошибкой. Сейчас жалею, а тогда тянуло приобрести различный опыт, казалось важным "узнать жизнь". После армии "набирал" рабочие профессии. Был алмазчиком, например. Это человек, который на корундовом круге наносит на хрусталь так называемые алмазные грани. Надо долго учиться, иметь точную руку. Мне нравились сложные рисунки, где много поворотов, разных граней... Если бы не стеклянная пыль, от которой стал кашлять, не ушел бы. К тому же, однажды разорвался круг, я поранился и потом просто не мог уже набирать на станке нужную скорость. Был электриком по высоковольтным установкам, монтером по высокочастотной связи, мастером в радиоателье, водителем трамвая...

- Чем привлекла работа водителя?

Вы уже заметили, наверное, что дом, где я живу, стоит напротив трампарка Кировского района. С кем-то разговорился... Между прочим, хорошая профессия. Мой самый любимый маршрут был -- 34-й, потому что проходил через весь центр. Вечерами любил интересоваться обстановкой на вторых этажах петербургских домов: сиденье у водителя достаточно высокое, почти на том же уровне. И я знал, например, где красивая старинная люстра висит. Мне надо было обязательно, проезжая, взглянуть на нее, "поздороваться". Ловил какие-то особые уголки города, которые постоянно появлялись в определенном ракурсе. Выезжаю из-за угла и знаю, что сейчас картина развернется вот такая... Даже иногда чуть притормаживал -- смотрел. Немало удовольствия доставляли какие-то уличные сценки, наблюдения за людьми... Работал довольно долго, но уволился после того, как однажды отказали тормоза и я чуть не разбился.

- Сначала -- круг, потом -- тормоза. Уходили, потому что после этих случаев преследовал страх?

Нет, это не страх. Просто надо обращать внимание на какие-то знаки, предостережения в жизни.

- Похожи ли вы характером на прадеда?

Мы все после Федора Михайловича особенно не отличаемся от него. Очень импульсивные, раздражительные. Иногда мрачноватые и ревнивые. Тяжелый характер, неровный.

- А чем не похожи?

У меня, например, напрочь отсутствует стремление к писательству. А в характере... Не настолько суров, мнителен, подозрителен. Я, наверное, все-таки более оптимистичен. Стараюсь больше радоваться светлым сторонам жизни... Но у Федора Михайловича ноша была другая.

- Унаследовали ли вы его страсть игрока?

Да, бесспорно. Между прочим, как и Федор Михайлович, играл в Висбадене.

- Ну и как?

Выиграл! У меня была небольшая сумма денег, но получил с нее довольно много. Директор казино даже воскликнул: "Дас ист унмеглих (это невозможно)!" Принес книгу почетных гостей, и я расписался там после чешского президента Вацлава Гавела. Кстати, пролистав эту книгу, обнаружил подпись Юрия Гагарина.

- Значит, вам везет больше, чем прадеду?

Да, но я играл по системе Достоевского! Любой может взять с полки роман "Игрок" и найти. Там есть такое место. Я просто никогда никому не говорю, где именно. Прочитайте, подумайте -- найдете. Я вот выписал и с этой бумажкой сидел и ставил фишки.

- Тогда почему же сам Достоевский проигрывал?

Он выигрывал. Но - только в первую половину дня. Потом не мог остановиться, удержаться в рамках своей теории. Заводился, бросал все расчеты и шел на риск. А игра по его системе требует холодного ума и выдержки.

- У вас есть эти качества?

Нет. Просто у меня не было возможности долго там сидеть. Вовремя увели.

- Вы уже обмолвились, что с возрастом отношение к Федору Михайловичу менялось. Когда и почему вы начали им заниматься?

Знаете, в 42 года я вдруг переменился. (Кстати, именно в этом возрасте и мой отец, Андрей Федорович, всерьез взялся за изучение Достоевского.) Чем дольше жил, тем больше задавался вопросами, ощущая какую-то двойственность, неопределенность. А он, писатель Достоевский, объяснял мне многое во мне самом... Потом стал замечать в статьях, докладах о личности Федора Михайловича, о его характере и поступках то, что казалось неверным, поверхностным или неправильно понятым. Испытывал душевную боль. Дергался, не мог сформулировать, найти аргументы. Надо было ведь не просто сказать свое слово, но и обосновать его... Многое и в Федоре Михайловиче, и в Анне Григорьевне, и в их детях раскрылось именно потому, что они мне близки. Какие-то отголоски есть и во мне, что-то видится более рельефно, чем другим. Я выступал на Достоевских чтениях с докладами об Анне Григорьевне, о Любе, Феде (кстати, пытался найти его могилу, но безуспешно).

У меня есть собственная теория насчет эпилепсии Достоевского. Думаю, эта болезнь была им "создана". Он был расположен к нервическим, как раньше говорили, припадкам -- это да. Но специалисты утверждают, что эпилепсия должна сказаться в каком-то поколении, а ее до сих пор ни у кого из потомков не было. Есть невротический склад характера, но не эпилепсия. Видимо, в какой-то из нервических моментов он чувствовал нечто такое, что тянуло ощутить это снова. Он же писал, что многое готов отдать за секунду такого состояния... Никто не занимался взаимосвязью припадков и тем, что было написано после. А ведь после всегда был пик творчества... Кто знает, на какое острие он выводил свое состояние, чтобы писать?

Я не профессионал, не достоевед и не имею, может быть, на то права, но хочу глубже понять и что-то сказать о "Братьях Карамазовых". Меня также интересуют некоторые темы в творчестве Достоевского. Например, детская тема. И собственные дети Федора Михайловича, и дети в его произведениях. Удивительно, но ведь слова "воспитание" он не признавал. В письмах писал не "воспитывай", а "веди". В одном из писем из Старой Руссы Анна Григорьевна пожаловалась на Федю: мол, увидел проходивших мимо дома странников и пошел за ними -- не могла его остановить. Ушел далеко, вернулся поздно, и как это скверно, что он не слушается маму. Но Федор Михайлович (он был тогда в Германии) ответил, что это прекрасный поступок! Значит, Федя растет самостоятельным в своих решениях человеком. Кстати, он предвидел будущий характер сына.

- Своего тоже так воспитывали?

Не "по Достоевскому", конечно. Но у меня возникало постоянное желание дать ему полную свободу. Он развился свободно, стал самим собой и не соответствует мне. А я уже в какой-то степени пожилой человек и хочу, чтобы в нем было больше моего. Начинаю раздражаться, ругаться, а потом думаю: "Господи, да что же это я делаю-то?.." Ему сейчас 19. Учится в Педагогическом университете на филологическом, занимается английским. Надеюсь, станет переводчиком художественной литературы. По-моему, у него есть склонность к этому.

- Помните, какая цитата была в моде в начале перестройки? О слезинке ребенка. Как теперь с этой слезинкой и Федором Михайловичем вообще?

Мы давно растеряли эту тревогу. Что тут скажешь?.. Кстати, вот Горбачев цитировал Достоевского -- и "сработало"! Музею Достоевского в Кузнечном переулке деньги стали давать, какие-то дотации. А вот Ельцин теперь его не цитирует -- и опять все про музей забыли.

- Зато теперь в моде другая цитата из Достоевского. Про красоту, которая спасет мир.

Когда в последнее время слышу, как треплют эту фразу, через меня просто электрический ток проходит! Уже до того дошли, что ею конкурсы красоты комментируют. Мол, кто-то когда-то сказал, что красота... Да не то он имел в виду! И в этом легко убедиться, если чуть-чуть серьезнее отнестись к его произведениям. Красота подвига Христова спасет мир! То есть христианский, а не утилитарный, бытовой смысл этого слова.

- Вы принимали активное участие в борьбе за возвращение верующим Владимирской церкви у Кузнечного рынка, других храмов. Вы всегда были верующим человеком?

Как ни странно, нет. Это один из результатов системы, в которой я рос. Конечно, когда стал задумываться о Боге, о Христе, чувствовал, что все не так просто, как говорят вокруг. А потом, когда уже серьезно и основательно стал читать Достоевского, пришел к вере. Но крестился только семь лет назад в Старой Руссе -- вместе со всей семьей. В Геориевской церкви, где Федор Михайлович был прихожанином, когда они жили там.

- Находили ли в романах Достоевского какие-то ошибки, неточности?

Федор Михайлович настолько проживал жизнь своих героев, что иногда даже начинал сомневаться: выдуманы ли они? Случалось, останавливался на улице как вкопанный, показывая на проходящего мимо человека: "Вот идет Раскольников!" А с другой стороны, иногда забывал, что его герои делали раньше, и просил Анну Григорьевну прочитать предыдущие главы. В одном из романов я встретил ошибку: второстепенный персонаж, который вроде бы уже умер, вдруг возникает снова. По-видимому, Анна Григорьевна не отследила.

- Вы часто бываете в музее-квартире Достоевского в Кузнечном переулке. Вам он нравится?

Не совсем. Вот в Старой Руссе -- такое впечатление, будто хозяева только-только вышли и сейчас вернутся. А здесь какая-то мемориальная безжизненность: нет деталей. С другой стороны, этот музей мне очень дорог. Ведь почти вся мебель -- из моего детства, из нашего дома на Почтамтской. И я даже не воспринимаю эту обстановку как музейную. Вот подхожу к этому шкафчику и вспоминаю, что когда-то пострадал от него: бегал по комнате и сильно ударился...

- Досталось ли вам хоть что-нибудь по наследству от Федора Михайловича?

Нет. Ничего. Анна Григорьевна завещала Евангелие Достоевского сыну Феде. Ему же передала все авторские права на издание книг до 1937 года. В 18-м она умерла от голода в Крыму, а возвращавшегося с ее похорон в Москву Федора чекисты высадили из поезда, отобрали письма, документы, Евангелие, а потом все это с большой помпой отправили в исторический музей... Все, что еще оставалось у моего отца, в 30-х годах забрали.

- Стало какой-то расхожей фразой: "Петербург Достоевского". А памятника Федору Михайловичу здесь нет. Скажите, в каком уголке города вы бы его поставили?

В ограде Владимирской церкви. Он был прихожанином этого храма. А еще тут небольшой скверик, который связан с одним эпизодом. Как-то Федор Михайлович присел на скамейку. Рядом играл мальчик. Наполнил песком формочку и вывалил кулич прямо ему на колени, на пальто. Надо было идти куда-то по делу, а он боялся встать, потому что кулич развалится. Хотя дело, конечно, и не в куличе вовсе. Так и сидел, разговаривая с мальчишкой, пока тот не убежал...

“Красота спасет мир”… Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Столь универсально оно на первый взгляд. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? Если вдуматься, в каком контексте появляется такое высказывание? И в строгом смысле, принадлежат ли Достоевскому именно эти слова?

Похоже, мы имеем дело как раз с тем случаем, когда, в силу широты употребления и кажущейся очевидности авторства, к первоисточнику давно уже никто не обращается и не отсылает. Но давайте все же посмотрим, а как там, у классика?..
Начнем с того, что высказывания в привычном виде – то есть “красота спасет мир” – у Достоевского все-таки нет. Зато есть “мир спасет красота” – разница, на первый взгляд, не принципиальная. Однако обратимся к контексту. Эти слова произносит Аглая Епанчина, героиня романа “Идиот”, и произносит их, так сказать, в списке запрещенных тем: ” – Слушайте, раз навсегда, -не вытерпела наконец Аглая, – если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что “мир спасет красота”, то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!” (“Идиот”, 4.4, гл.VI). Даже если предположить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер, и именно поэтому говорить о красоте она не хочет, то согласитесь: предположить, что Достоевский отождествлял себя с Аглаей Епанчиной, как-то не получается.
Посмотрим, какие представления о красоте и ее силе Достоевский определил для других своих героев. Со слов Мити Карамазова складывается едва ли не обратная картина: “Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы -сердца людей”, – (“Братья Карамазовы”, Кн.З, гл.III). В современной литературе и печати чаще всего цитируются лишь последние слова – о битве за человека. Между тем, размышления героя о красоте содомской и красоте вышней – это ключик к пониманию проблемы.
Как видно, противоречия здесь нет. Получается, что Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом – опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае – она лишь отблеск горней красоты, а в худшем – от дьявола.
Вспомните слова Аглаи Епанчиной, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: “Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть!” (“Идиот”, 4.1, гл.VII) И что же, мир перевернулся? Князь Мышкин сходит с ума, Рогожин гибнет – нравственно и физически, сама Настасья Филипповна мертва, и тело ее – пристанище для мухи (любопытнейшая деталь!). Кого спасла такая красота и кого сделала счастливым?
В то же время Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: “Мир станет красота Христова” (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В “Записной тетради 1876 1877 годов”, т.е. десятью годами раньше “Идиота”, он писал: “Христос – 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…” (ЗТ-2, апрель 1876г.) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать “мир спасет красота” – все равно что сказать: “Христос есть Спаситель мира”.
По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н.Лосский заметил: “Красота спасет мир” – эта мысль принадлежит не только князю Мышкину (“Идиот”) (еще одна ошибка! – A.M.), но и самому Достоевскому”. Видимо, с его легкой руки (точнее – пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьез верит, что худосочный “эталон красоты” на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.

Нина Граблина

Нина Васильевна Граблина (1958) - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России.

«Красота спасёт мир?!.»

По роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

Дискуссионный клуб на уроке литературы

Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а где безобразное, и живущего в плену ложных ценностей, как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы - силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в пробуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника. От того, что и как будут читать современные школьники, какие ценности выберут, во многом зависит будущее нашей страны.

Как научить ребёнка, изучая литературное произведение, вступать во взаимодействие с автором: спорить, соглашаться, переживать, то есть стать участником творческого процесса? Как пробудить в ученике потребность в анализе художественного текста? Как воспитать талантливого читателя?

Данный урок демонстрирует один из способов решения этих сложнейших задач литературного образования в школе - технологию дискуссионного клуба. Дискуссионному клубу присущи черты как диалога , так и дискуссии. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог помогают учащимся понять закон многообразия путей постижения истины .

Обсуждение в дискуссионном клубе разных точек зрения на предложенную проблему учит школьников терпимому отношению к иным позициям и результатам, создаёт особую образовательную напряжённость, побуждает к эвристическому поиску решений и способствует самопознанию учащихся. Участвуя в работе дискуссионного клуба, старшеклассник проникает в глубины своего мира, расширяет сферу своих личностных возможностей.

Уникальным в этой форме работы является то, что старшеклассники сами формулируют проблемные вопросы. Дж. Бернал не без основания утверждал: “Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго - только умение”. Проблемный вопрос на уроке литературы выявляет связи отдельных элементов художественного текста между собой и с идеей произведения, поэтому легче ответить на такой вопрос, чем его сформулировать.

Каждый ученик в процессе работы дискуссионного клуба осознаёт и оценивает коллективно полученные результаты и степень собственного продвижения и постижения поставленной проблемы, что является основным требованием к личностно ориентированному обучению.

Ключевые вопросы для всех участников - в чём заключается мой результат? Какова его роль и место в общем результате? Верной ли оказалась гипотеза? Какие изменения она претерпела? Как повлияла дискуссия на моё восприятие исследуемой проблемы?

Предлагаемый вашему вниманию дискуссионный клуб построен на обсуждении сложнейшей нравственно-философской проблемы - «Красота спасёт мир?!.» - по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "I"m a women" - ресурса, который в первую очередь будет интересен прекрасной половине человечества. Заходите на сайт im-women.ru и узнавайте, что такое лазерная наноперфорация и когда лучше стричь волосы, как ухаживать за лакированной обувью и как сделать стильный маникюр на коротких ногтях, что приготовить на завтрак любимому и как чистить кальмары, как сохранить кожу здоровой и какие косметические процедуры можно провести в домашних условиях. Уверены, что Вам таже будет интересно познакомиться с отзывами о популярных косметических брендах, таких как Deaura , Aqua mineral, Elevatione time stops, Guerlain , Pupa и мн.др. , а также пополнить свою кулинарную книгу новыми интересными рецептами.

Вступительное слово учителя

Красота присуща всему здоровому...
Она есть гармония, в ней залог успокоения;
она воплощает человеку и человечеству идеалы.
Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.
(Ф.М. Достоевский)

Человек постоянно находится в пространстве мучительных вопросов бытия. Что есть красота? Каково её назначение на земле? Может ли служение красоте стать смыслом жизни? Для каждого нового поколения, отдельного человека эти вопросы встают в своей неразрешимости и извечной притягательности. Идеал, прекрасное, великое, красота - эти слова и понятия наиболее близки мировоззрению Ф.М. Достоевского. Писатель-гуманист создаёт самое лирическое из своих произведений - роман-поэму «Идиот» - о невероятно трудной и тернистой судьбе красоты, путь которой пролегает в гуще то ежедневной, уныло-будничной, то жестокой трагической жизни героев. «Идиот» - открытая книга, как и все великие произведения Достоевского. Высокую оценку романа дал М.Е. Салтыков-Щедрин: “Стремление человеческого духа прийти к равновесию и гармонии существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории”. Проблема человеческого духа, стремящегося к гармонии, - центральная тема романа «Идиот».

В центре обсуждения нашего дискуссионного клуба был один из вопросов, над которым мучительно размышлял Достоевский на страницах своего произведения: красота спасёт мир?

В клубе работали две творческие группы. Каждая из команд приготовила ряд проблемных вопросов по данной теме. При составлении вопросов десятиклассники пользовались текстом романа, критическими статьями, литературоведческими источниками, словарями и другими источниками. До заседания клуба только учителю были известны вопросы творческих групп. Из обилия вопросов, представленных членами команды, коллегиально отбирались только те, которые соответствовали заявленной проблеме. Учитель на этом этапе выполнял консультативную помощь. В процессе обсуждения старшеклассники отрабатывали систему аргументации своих ответов, подбирали необходимые цитаты. Каждая из команд формулировала свою гипотезу по проблеме и представляла учителю накануне заседания клуба.

До обсуждения все принимали участие в литературно-психологической игре «Незаконченное предложение». Старшеклассникам предлагалось закончить ряд предложений в соответствии с личностным пониманием идеи произведения:

Красота, в моём понимании, - это …
Красота, в понимании Достоевского, - это …
Князь Мышкин - это …
Мир нуждается в спасении, потому что …
Мир спасёт красота, если …

Эта психолого-литературная игра - уникальная диагностическая методика по выявлению глубины прочтения литературного произведения учащимися и готовности к его изучению.

Внимательное прочтение романа «Идиот», участие в литературно-психологической игре позволили каждому сформулировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Первый этап работы дискуссионного клуба - выдвижение гипотез творческими группами. Десятиклассники высказывали предположения о путях решения заданной проблемы: «Мир спасёт красота?»

Гипотеза команды «Вдохновение»

По выражению Ипполита, одного из персонажей романа, “природа создаёт самые прекрасные свои создания, чтобы потом посмеяться над ними”. Наша группа не согласна с подобным утверждением. Мы убеждены, что мир спасётся красотой, если люди научатся ценить и любить её, отдавать предпочтение не внешней, а внутренней красоте. Красота должна соединиться с милосердием, состраданием, пониманием, всеобщей любовью и, главное, с самопожертвованием! Если человек будет способен на эти чувства, то это и станет его “путеводной звездой” на пути к добру, красоте и спасению.

Гипотеза команды «Талисман»

Красота спасёт мир, если каждый человек будет понимать смысл, который вкладывал в понятие красоты сам Фёдор Михайлович Достоевский. А это - любовь к ближнему, кротость, смирение, отсутствие гордыни, духовная потребность в прекрасном, в христианских идеалах. Мир спасётся, если выбор пути, указанного писателем-гуманистом, будет у каждого из нас свободным и осознанным.

Следующий этап работы дискуссионного клуба - обмен творческих групп проблемными вопросами. Начинается интеллектуальный турнир . На обсуждение вопроса устанавливается регламент - 2–3 минуты. Учитель фиксирует время обсуждения. Затем каждая из команд поручает одному из своих членов дать развёрнутый ответ на поставленный оппонентами вопрос. При необходимости дополняют ответ одноклассника. В случае несогласия с высказанным суждением предлагают свой вариант ответа. Команда, задавшая вопрос, оценивает ответ “соперников” по пятибалльной системе.

Учитель выполняет в процессе дискуссии координирующую функцию, следит за соблюдением этики дискуссии, ответы учеников не комментирует, своего мнения до конца урока не высказывает.

Вопросы команды «Вдохновение»

Назовите жизненный принцип, кредо князя Мышкина. Какими христианскими понятиями руководствуется князь в своём поединке за спасение человеческих душ? Как к этим ценностям относятся другие персонажи? Была ли высокая цель князя понята хотя бы одним героем романа?

- “Чуждые миру в силу любви к миру, нереальные в силу страсти к реальному, герои Достоевского сперва кажутся несколько наивными. У них нет определённой цели: точно слепые или пьяные, шатаясь, бродят по миру эти всё же взрослые люди”. Можно ли эти слова отнести к образу князя Мышкина? Действительно ли у него нет определённой цели?

Почему сёстры Епанчины сравнивают князя с “рыцарем бедным”?

Что означает обмен крестами между Рогожиным и Мышкиным на религиозно-философском уровне?

Как вы считаете, красота Настасьи Филипповны спасительная или разрушительная? Почему князь поцеловал её портрет? Как по этому портрету он определил судьбу Настасьи Филипповны?

Глядя на портрет Настасьи Филипповны, художница Аделаида Епанчина приходит к выводу, что такая красота - “сила”, с которой “можно мир перевернуть”. Прокомментируйте эту мысль.

С образом Настасьи Филипповны связана тема оскорблённой и поруганной красоты. Что, по-вашему, могло спасти красоту героини?

Почему в начале романа Мышкин говорит о красоте и страсти в лице Настасьи Филипповны, а позднее скажет: “Может ли даже это лицо внушать теперь страсть? Оно внушает страдания, оно захватывает всю душу…” Прокомментируйте эти два разных восприятия Мышкиным внешности героини.

В каких персонажей романа князь запрещает “бросать камни”? Почему? Проведите параллель с Евангелием.

Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: “Красота - это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!.. иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским… Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Как данная мысль соотносится с идеей романа «Идиот»?

Одним из убеждений Фёдора Михайловича было то, что истина, красота и добро - неотделимые друг от друга понятия. А что, по мнению Мышкина, является красотой и “высшим синтезом жизни”? Соотносятся ли точки зрения писателя и персонажа романа?

Почему попытки Мышкина, прекрасные его устремления “восстановить и воскресить человека” обречены на провал?

По мере прохождения князем пути к “новой жизни” к нему возвращается падучая болезнь, а в финале романа он сходит с ума и становится совершенно не-узнаваемым. Как это соотносится с духовным подвигом Христа? Как вы думаете, можно ли финал романа считать закономерным?

Может ли мир спасти красота без возрождения души человека? Может ли один человек, несущий гуманистические идеи, спасти мир разобщённых, эгоистичных людей?

Нужны ли миру такие люди, как Мышкин? Какова участь Мышкиных в современном мире?

Вопросы команды «Талисман»

С какой идейно-художественной целью в заглавии романа Достоевский называет своего “положительно-прекрасного” героя идиотом, когда весь замысел произведения направлен на создание идеального героя, князя-Христа? Как название романа связано с многовековой традицией изображения “дурака” или юродивого в народных сказках и древнерусской литературе?

Как соотносятся друг с другом описание внешности князя Мышкина и его духовная сущность? Почему все окружающие тянутся к нему? В чём заключается его обаяние?

Почему Настасья Филипповна перед уходом с Рогожиным, обращаясь к князю, говорит: “Прощай, князь, в первый раз человека видела”? Что значит в её понимании слово “человек”?

Какое значение в романе имеет тема детства? Почему многие персонажи романа сравнивают князя Мышкина с ребёнком? Почему ему так легко и хорошо среди детей?

Каким видит князь будущее России: православной или утопающей в атеизме?

От чего надо отказаться, по мнению Достоевского, чтобы в человеке победило нравственное начало? Как, по мнению писателя, можно стать человеком ?

Счастлив ли князь? Мотивируйте свой ответ.

Что имел в виду князь, когда говорил: “Красоту трудно судить, а я ещё не приготовился. Красота - загадка”?

Что привлекало князя в Настасье Филипповне и Аглае? Почему все окружающие тянутся к нему?

Ницше называл Мышкина Христом. Согласны ли вы с мнением философа? Обоснуйте свой ответ.

Чем Мышкин отличается от других “кротких” героев Достоевского?

- “Красотой мир спасётся”. О какой красоте идёт речь? Может ли внешняя, физическая красота спасти мир? В чём её высший смысл?

Почему призывы князя к любви, милосердию и добру потерпели неудачу?

Лев Николаевич Мышкин живёт сердцем и решает мучительные вопросы, но не может изменить жестокие законы жизни. Почему? Почему он никого не сделал счастливее?

На завершающем этапе работы дискуссионного клуба участники возвращаются к ранее выдвинутым гипотезам и выясняют, подтвердились ли гипотезы или нет. Творческая группа «Вдохновение» внесла изменение в первоначальный вариант предположения: “Князь Мышкин не мог осчастливить людей, потому что он обыкновенный человек, а не Богочеловек, как Христос. На первый взгляд никого князь не сделал счастливее, но можно с полным основанием сказать, что в жизни почти всех персонажей он сыграл благотворную роль, а значит, духовная красота человека - единственно спасительная сила в этом жестоком мире. Мы убеждены, что даже один человек, наделённый христианскими добродетелями, способен изменить окружение к лучшему”.

Команда «Талисман» дополнила подтвердившуюся гипотезу одной мыслью, возникшей в процессе обсуждения проблемы: “Кода человек духовно вырастает, он способен не только принять красоту как величайшую ценность и смысл жизни, но и сохранить её для окружающих, указать другим путь истинной красоты. Такая красота спасительна, но судьба её в романе Фёдора Михайловича трагична. В нашем дискуссионном клубе прозвучало много глубоких, оригинальных мыслей, но мы прекрасно понимаем, что осталась ещё бездна невыясненного в проблеме о возможности спасения мира, наверное, поэтому Достоевский нам интересен...”

Затем учащиеся делятся впечатлениями о совместной работе над поставленной проблемой, об “открытиях”, которые они для себя сделали, о своих сомнениях и нерешённых вопросах, отмечают наиболее глубокие, оригинальные вопросы и ответы своих оппонентов.

Заключительное слово учителя

Ф.М. Достоевский тревожился за судьбу человека в мире, где добро стоит на одних весах со злом. Писатель-гуманист был убеждён, что “яростный” и ожесточённый мир нуждается в спасении, и эта тема грустной, щемящей музыкой звучит в его романе «Идиот». В подготовительных записках к роману, озаглавленных «Нотабена и словечки», Достоевский писал: “Мир красотой спасётся”, имея в виду прежде всего освящённую страданием, одухотворённую красоту. Писатель в лице Льва Николаевича Мышкина противопоставляет миру эгоизма и своекорыстия любовь и милосердие.

Способна ли красота спасти мир? Этот вопрос волновал всех участников дискуссионного клуба. Вы обратили внимание на то, что в формулировке обсуждаемой проблемы стояло три пунктуационных знака: вопросительный знак (вопрос, сомнение, рефлексия), восклицательный (радость открытия, восторг) и точка (утверждение)? Состоявшийся разговор никого не оставил равнодушным. Каждый из вас вынес из сегодняшней дискуссии сокровенные мысли о роли красоты в мире, сделал свои маленькие “открытия”; но я уверена, что мучительные вопросы: “Что есть красота? Зачем её обожествляют люди? В чём её сила и слабость? Способна ли красота преобразить человека и спасти мир? Какова судьба красоты в современном мире?” - всю жизнь будут волновать ваш разум и сердце.

Многие из вас говорили, что мир спасёт красота, а вот религиозный мыслитель XX века Николай Александрович Бердяев был убеждён, что красота сама нуждается в защите . Что вы скажете по поводу этого высказывания философа?

Диалог продолжается…


Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом.

Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это?

А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.

«Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть еще внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.

Сергей Козлов "Осенняя песня травы"

Электричка тронулась, мама достала из сумочки книгу. Она любила читать. Вдруг рядом сидевшая пожилая женщина сказала: А а теперь не читаю.
- Болят глаза?- поинтересовалась мама.
- Нет, хочу на красоту наглядеться. Осталось не много...

И вот я уже один словно взрослый езжу куда хочу в электричке, и тоже не могу наглядеться на красоту. И ещё вспоминаю фразу: Красотою спасётся мир из романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы", и не понятно мне почему её перевирают
говоря "Красота спасёт мир". Неужели не понимают, не чувствуют того, как меняется смысл.

Красота позволяет видеть себя так, как смотрящий способен видеть. У кого-то сердце замирает, а кого-то виды на рыбалку. И дело не в противопоставлении одному другого. И то и другое - разное видение на то, что есть красота. А красота независимо от нас одна, и неделима. Нет противостояния друг другу, одной красоты другой, а есть лишь способ отношения человека к единой красоте. И мир спасётся красотою, если правильно её поймёт.

Да, чуть не забыл. Может кому интересно про ёжика? Так вот, это здесь: http://ejik-land.ru/mist/page01.html
Удачи)))))).

Мяумыр Котафи. Ещё одна осень.


Понравилось: 1 пользователю

"Любимый и почитаемый Достоевским святитель Тихон Задонский писал: "Христос есть красота для человека".

С таким пониманием Достоевский не расходился никогда. "Христос - 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…" - читаем в Записных тетрадях 1876–1877 годов, десятью годами позднее работы над «Идиотом». В убеждении этом писатель оставался постоянен.

Поэтому, когда в романе появился тезис "мир спасёт красота", - он был равнозначен повторению истины "Христос есть Спаситель мира".

Н. Лосский по поводу этой истины, усвояемой князю Мышкину, заметил: "Красота спасёт мир" - эта мысль принадлежит не только князю Мышкину ("Идиот"), но и самому Достоевскому.

(...) Совершенная красота, по мысли Лосского, состоит в душевной чистоте и полной преданности воле Божией.

Нельзя обойти вниманием самого контекста, в котором проявляется идея спасающей мир красоты: мысль эта отмечается как запрещённая для разговора:

"Слушайте, раз навсегда, - не вытерпела Аглая, - если вы заговорите о чём-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасёт красота", то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!"

Князь выполняет требование Аглаи и избирает для беседы тему противоположную: он начинает говорить об анти-красоте, несущей миру гибель. Ведь если Христос, Его образ есть красота, то безобразие есть не иное что, как отступление от Христа..."

Http://book.e-reading-lib.org/chapter.php/146236/118/Dunaev_-_Vera_v_gornile_Somneniii._Pravoslavie_i_russkaya_literatura_v_XVII-XX_vv.html

Ответить С цитатой В цитатник

Спасибо. Жаль я так не могу объяснить.
Но почему мне не нравиться фраза: "Красота спасёт мир" ?
Потому, что подразумевает ничего не делание. Можно сесть и ждать, когда Красота спасёт мир. Очень удобная позиция - никаких усилий не надо своих прикладывать, а только сесть сложа белые ручки и дождаться. Пусть Красота расстарается. Думаю, что это ложное понимание, извращённое.
Во фразе "Красотою спасётся мир" слышится участие самого человека, вдохновляемого Красотой, работающего ради Красоты, творящего красоту.
А извращенцу ничего не стоит нагадить, сломать..., а и придёт же Красота и спасёт всё равно. Так чего ради извращенцу напрягаться? Его усилия вроде бы как и не требуются.

Возможно, что я не прав. Но я к этому пришёл без наставников и книжек, просто размышляя и думая... И всё же думаю, что не ошибаюсь, считая, что участие самого человека в со-творчестве - одно из главных условий. Наблюдая, я пришёл к формулировке: то, что даром даётся - никогда не бережётся. Обратите внимание на то, как мы живём. Вот дали человеку 6 соток, и он их преобразил, вырастил сад, но загадил рядом лес. Состарился человек и уже не в состоянии поддерживать сад, но дети, получившие даром этот сад не хотят за ним ухаживать. И что же получается в итоге? Загаженный лес, и заросший сорняками погибающий сад, а всё вместе - это изувеченный мир, как проклятье для будущих поколений. Как можно будет любоваться лугом в росе, когда солнышко поднимается, если он загажен? Разве ради этого он был сотворён.

Ответить С цитатой
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной"
(Откр. 3:20).

Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь.

Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог.

Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела.
Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы".

Http://azbyka.ru/dictionary/17/sinergiya-all.shtml

То, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы...
Может, поэтому фраза Достоевского о красоте построена именно так?

«Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».



Похожие статьи
 
Категории