Краткое содержание из мертвых душ про собакевича. Сочинение на тему: Собакевич

28.04.2019

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович. Мужчина солидного возраста, своей фигурой и чертами лица напоминает медведя. Читатель может заметить, что его специфическая внешность и окружение говорит об ограниченности его духовных интересов. Его жилище напоминает берлогу: неуютное, но надежное. Постройки для крестьян в его деревне также отличаются добротностью и практичностью.

Многое можно узнать о Собакевиче в момент совершения сделки по продаже мертвых душ. Следует заметить, что герой сильно отличается от других персонажей. В отличии от остальных помещиков при продаже Собакевич мог детально описать каждого из них, это говорит о том, что ему не безразличны люди, которыми он владеет. При торговле с Чичиковым проявляется его хитрость - он получает за одну душу сто рублей. Героя смело можно назвать обманщиком, так как он понимает всю нечестность сделки, но не против за счет нее обогатиться. Собакевич умен, практичен и все делает с выгодой для себя, иногда его прямолинейность переходит в грубость и невежество.

Настораживает то, что ни о ком из своих друзей или знакомых герой не отзывается положительно: некоторых он называл мошенниками, некоторых разбойниками, а других и вовсе "христопродавцами". Он осуждает соседей за их скупость, а сам все время старается угодить своему желудку.

Разобрав положительные и отрицательные черты героя в разных моментах его деятельности, можно сделать вывод о том, что Собакевич абсолютно бездушный человек. Как и окружающие его люди, он не допускает каких-либо изменений, ведь чтоб меняться человеку нужна душа. Стоит обратить внимание и на его фамилию. Она говорит о том, что человек груб, неуклюж и вечно всем недоволен. Иногда складывается впечатление, что персонаж, как и другие - появился из ниоткуда, наверное из-за того, что нельзя наблюдать каких-либо родственных связей в произведении. С помощью этого героя Н.В.Гоголь показал всю ограниченность и одержимость материальными вещами людей своего времени.

Вариант 2

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает незабываемые образы русских помещиков.

Встреча предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души, с Михаилом Семеновичем Собакевичем происходит после визитов к помещикам Манилову, Коробочке и Ноздреву.

Описание хозяйства помещика говорит об определенном достатке. У него большая деревня, в которой все добротно, надежно. Огромный деревянный дом Собакевича был с мезонином и красной крышей. Двор окружала толстая деревянная решетка. Видно, что хозяйство у Собакевича крепкое.

Собакевич большой и массивный, ощущается его физическая сила. Чичикову он кажется похожим на бурого медведя: фрак медвежьего цвета, ходит, наступая всем на ноги, как медведь, и цвет лица что медный пятак. Даже имя у него соответствующее – Михаил. Мебель, убранство в доме напоминают его самого: «всё было прочно, неуклюже» и имело сходство с хозяином дома. И вообще все походило на медвежью берлогу из-за массивной громоздкой мебели. У героя «говорящая» фамилия – Собакевич, что предполагает что-то грубое, нечеловеческое.

Собакевич не боится никого. Во время беседы с Чичиковым он без всякой видимой причины ругает всех своих знакомых: губернатор – «разбойник», полицмейстер – «мошенник», прокурор – «свинья». Он груб и невежественен. С отвращением относится ко всему новому, прогрессивному, считая это вредным для народа. Собакевич не скупится на угощения и щедро угощает Чичикова. Он чревоугодник, любит сытно и вкусно поесть. За обедом ест очень много.

Собакевич далеко не глуп: он не удивляется, когда узнает о намерениях Чичикова. При этом Чичиков осторожно назвал души несуществующими, а не умершими. Собакевич сразу понял, что сделка – незаконная, но даже и вида не подал. Он хорошо знает своих крестьян, ценит их трудовые качества, расхваливает, чтобы выгоднее продать мертвых. И сразу же заламывает крупную цену за мертвые души, объясняя это тем, что его крестьяне настоящие мастера. Увлекаясь, Собакевич говорит о своих крестьянах как о живых. Чичиков в сердцах про себя называет Собакевича «чертовым кулаком». В итоге мертвые души были проданы Собакевичем по самой высокой цене. В этой сцене купли-продажи раскрывается жадное корыстолюбие помещика. Вся его жизнь – накопительство ради накопительства.

Гоголь показывает, как крепостническая действительность воспитывала таких расчетливых, как Собакевич, помещиков, занятых исключительно накоплением. Автор отмечает, что подобные люди встречаются и в провинции, и в столице.

Сочинение про Собакевича

"Мертвые души" - знаменитая поэма Николая Васильевича Гоголя. В ней представлено большое разнообразие человеческих характеров, которое передается через образы героев, помещиков описываемых в произведении. Каждый из них является примером ярких черт характера, которые присущи большей части русского общества.

Собакевич - четвертый в очереди помещик, которого посещал Чичиков с целью покупки мертвых крестьянских душ в его имении. Чтобы описать внешний вид героя, Николай Васильевич использует сравнение с медведем. Этот образ очень хорошо подходит Собакевич, которые очень неуклюж и напоминает медведя своим лицом, к тому же, он был очень сильным мужчиной. Имя у героя также соответствует образу - Михаил.

Образ Собакевич напоминает всем известный образ большого, сильного, но доброго великана, который часто используется в отечественных сказках. В произведении, фамилии персонажей говорят о том, кто они, Собакевич - не исключение. Михаил Семенович - большой, сильный и добрый мужчина, который вечно всем недоволен и ругает всё, что только можно. Очень подходит сравнение с вечно лающей собакой.

Своего полицмейстера он считает мошенником, а губернатора упрекает за разбойничество. Он недоволен всеми - одни лжецы, другие разбойники. Но Собакевич тоже не такой уж и чистый, взять к примеру ситуацию, когда он сказал председателю палаты о том, что продал Михеева, своего каретника, хоть тот и был мертв.

У Собакевич и поместье точно соответствует его образу. Вся обстановка внутри усадьбы сочеталась с чертами его характера. Все предметы были очень крепкими, но расположены были неуклюже. Также, помещик получает удовольствие от своих денег, пересчет своих средств - одно из любимых занятий Собакевич. Он считает абсолютно всё, даже своих крепостных, над которыми осуществляет жесткий контроль. Ему нет никакого дела до этих людей, они приносят ему доход, вот что его интересует. Как только Чичиков явился в его поместье, Собакевич сразу разгадал его намерения и использовал их для получения наибольшей выгоды, он набил максимальную цену на души своих мертвых крепостных.

Наш герой - яркий пример дворянского сословья. Он любит плотно и вкусно поесть, яростно ругает каждого за любую оплошность. Собакевич недолюбливает почти все неизвестное ему, будь то немецкий доктора или французская кухня. Сам же он не имеет никаких интересов, кроме подсчета своих денег.

Этим образом Гоголь показывает ограниченность русских людей. В поэме он указывал на то, что таких людей в Петербурге очень много.

Вариант 4

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла - говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Михаил Семенович Собакевич - мелкопоместный помещик 40-ка лет отроду. К нему четвертому по счету заезжает покупатель мертвых душ Чичиков. Читателю он представляется в виде сильного и большого человека. Гоголь имел особый талант давать фамилии своим персонажам по особенностям их характера. Так и Собакевич, изначально представленный как добрый и сильный, позже оказывается недовольным и ругающимся.

Собакевич живет в глухом захолустье, которое наложило на него неповторимый отпечаток. Он активно занимается своим поместьем, ведя со своей супругой Федулией Ивановной размеренный и давно уже укоренившийся быт. Жену представляют в облике высокой и в то же время худощавой особой. Да, довольно-таки гармоничная парочка получается.

(Усадьба Собакевича в своей деревеньке )

Деревенька Собакевича обустроена крепкими крестьянскими избами, которые имеют довольно неуклюжий вид, зато добротны и надежны. Свою усадьбу Собакевич обнес надежной оградой. В доме его вся обстановка крепкая и надежная, кажется, что каждый стул кричит: «Я тоже Собакевич». Все чем-то похоже на медвежью берлогу. Большие и громоздкие стулья и кровати, а всюду развешены картины в таких же громоздких рамках.

Характеристика героя

("Собакевич", художник Александр Агин, 1846-47 )

Собакевич самый простой помещик, который твердо стоит на своей земле, умеет трезво и быстро оценивать людей, не испытывая к ним ни малейших симпатий. По убеждению самого Михаила Семеновича его жизнь удалась, которую он сумел обставить фундаментально и основательно. У него отсутствует чувство страха к кому-либо, хотя он великолепный собеседник с определенной грубостью, прямолинейностью и ослиной упертостью.

Михаил Семенович лишен каких-либо эмоциональных порывов и духовных переживаний, он начисто избавлен от мечтательности и филосовствования. Собакевич с полным отвращением воспринимает все новое, что не укладывается в его сознании, считая, что все эти изыски просвещения - вредные выдумки для народа. Его жизненное кредо - «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Он ругает каждого и считает, что самым порядочным человеком для него остается только прокурор, а вот полицмейстера он считает мошенником, да и губернатора разбойником. Для него каждый человек - это лгун и нечистый на руку. Хотя сам спокойно врет председателю палаты, что решил продать каретника Михеева, несмотря на то, что сам председатель уже знал о его кончине.

("Собакевич представляет Чичикову свою жену", художник Александр Агин, 1846-47 )

Мнение о Чичикове . В отличие от помещицы Коробочки, оторванной от реалий жизни и себарита-мечтателя Манилова, Собакевич быстро понял сущность пройдохи Чичикова и не дал возможности провести себя.

Выслушав просьбу Чичикова о продаже ему мертвых душ, Собакевич, несмотря на неуклюжесть и чудаковатость, быстро сообразил, о чем ведет речь Чичиков, поэтому и назначил столь высокую цену - 100 рублей за каждую проданную мертвую душу. В ходе беседы с Чичиковым полностью раскрывается психология Собакевича - крепкого помещика-кулака, который сумел так наладить работу своих крестьян, что извлекал максимальную выгоду для себя. Свою выгоду Собакевич не упустит никогда, поэтому он твердо решил не отступать от назначенной цены.

Образ героя в произведении

("Обед у Собакевича", иллюстрация П.П. Соколова, начало 1890-х )

Собакевич - один из главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», в котором он создал собирательный образ, встречавшийся и в глухой провинции, и в столичных салонах. В поэме отображена действительность, которая была в России в конце 19 века, когда крестьяне были крепостными, и их жизнь полностью зависела от помещика.

Гоголь, описывая внешность Собакевича, сравнивал его с неповоротливым медведем, который вдруг своими близко посаженными глазами пронзал собеседника, от чего тому становилось неуютно. При всей монументальности Михаил не лишен и некоторых слабостей, главной из них являлось чревоугодие. Похваляясь перед Чичиковым, он говорил: « У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол!».

Для описания образа Собакевича Гоголь использовал все приемы композиционного построения повествования: пейзажи, портреты и речь своего героя.

В этой статье будет рассмотрена характеристика помещика Собакевича — одного из главных героев произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Интересно то, что идея этой поэмы принадлежала великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, а Гоголь лишь выполнил свое перед ним обещание — создал произведение.

Следует заметить, что свою миссию он выполнил не до конца, ведь изначально планировалось создание трех томов поэмы (по подобию — Ад, Чистилище и Рай), но до читателя дошел только первый. Существует предположение, что практически полностью готовый второй том был уничтожен писателем по неизвестным причинам, а третий Гоголь написать не успел. Чтобы хоть немного приблизиться к разгадке тайн, связанных с участью этих работ великого писателя, филологами современности тщательно анализируются и изучаются образы его героев, создается Собакевича, Коробочки, Манилова, Ноздрева, Плюшкина и других персонажей произведения.

История написания

Надо сказать, поэма «Мертвые души», как и многие другие сочинения автора, - бессмертное произведение литературного искусства. В нем изображена действительность России XIX века, которая находит свое отражение и в сегодняшнем дне. Деятельность невежественных чиновников, произвол властей, тяжелая судьба простых людей — все это в полной мере представлено автором на страницах произведения.

Кроме того, что Николай Васильевич дает описание разных типов людей, он также детально описывает неодушевленные предметы, что позволяет читателю ясно представить уклад жизни российского народа в XIX веке. Создать общее представление о людях того времени позволяют ключевые фигуры поэмы: Чичиков, Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич. Характеристика героя представлена Гоголем таким образом, что каждый из них наделен и типичными чертами представителей эпохи, и индивидуальными, отличными от других.

Интересным открытием наблюдателей и исследователей стало также то, что очередность появления персонажей в поэме Гоголя не случайна, все подчинено определенному порядку. Этот факт позволяет приблизиться к пониманию основного замысла произведения.

Помещик Собакевич: характеристика героя

Мертвые души продавали многие помещики. Особого внимания среди них заслуживает Собакевич Михайло Семенович. Автор знакомит читателя с этим героем задолго до его появления в сюжете. Сначала Гоголь описывает его владения, как бы подготавливая читателя к восприятию такого непростого персонажа, как Собакевич. Характеристика героя раскрывается благодаря детальному изображению его деревни, большого селения с крепкими постройками. Дом самого Собакевича был основательным сооружением и, казалось, вечным. Крестьянские усадьбы тоже отличались добротностью и надежностью. Но, что заметил Чичиков, въехав в деревню Собакевича, что хозяина владений вовсе не волнует эстетичность строений, не было на них ни единого лишнего «бесполезного» декоративного элемента. Внешний вид зданий не отличался изысканностью, практичность и функциональность — вот главная черта построек, которыми владел помещик Собакевич.

Характеристика героя также прослеживается и в описании окружающей природы. Автор рассказывает, что с одной стороны деревни был лес сосновый, а с другой — березовый. Сравнивает он леса с крыльями одной птицы, только одно из них светлое, а другое темное. Так Гоголь дает понять читателю, что Собакевич, хозяин владений, наделен разными личностными качествами.

Внешний вид помещика

Краткая характеристика Собакевича, в частности его внешнего облика, дается автором в самом произведении. Гоголь сравнивает героя с медведем средней величины, акцентирует внимание на его фраке «медвежьего» цвета. Даже имя, Михайло Семенович, было выбрано не случайно, оно невольно ассоциируется с бурым косолапым животным. К тому же помещик Собакевич и двигался по-медвежьи, то и дело наступая на чьи-либо ноги.

У героя горячий, каленый цвет лица, что, несомненно, еще раз указывает на незыблемость и прочность его натуры.

Особенности характера

Великолепно автором описан характер героя. Он раскрывается не только во внешности, походке, жестах, но и в манере говорить, и во всем укладе его жизни. С первых слов герою приписывается абсолютная приземленность взглядов и интересов.

Каждая деталь в помещении Собакевича была очень похожа на своего хозяина. На картинах, висящих в его доме, были изображены греческие герои, по внешнему виду напоминающие Михайла Семеновича. Похожими на него были и ореховое бюро, и дрозд темной окраски с пятнами.

Представлен писателем как крепкий, расчетливый хозяин Михайло Собакевич. Характеристика героя дает понять, что его крестьянам живется под его началом надежно и спокойно. А его деловитость и природная мощь, которые стали выглядеть как туповатая косность, - беда, а не вина героя.

Взгляды на жизнь

Собакевич ко всему, что связано с духовностью, относится враждебно. В его понимании культура и просвещение — это вредные и никому не нужные выдумки. Главное для него — забота о собственном благополучии и сытом существовании при любых обстоятельствах.

В разговоре с Чичиковым наш герой показывает себя хищником с мертвой хваткой, готовым любой ценой завладеть добычей. Именно в таком ключе автором дается характеристика Собакевича. Мертвые души — вот за чем к нему пришел Чичиков, и Михайло Семеныч сразу назвал вещи своими именами, не дожидаясь, пока его начнут утомлять намеками. Не постыдился он поторговаться и даже смухлевать, подсунув Чичикову Елизаветы Воробей. Во время сделки проявились основные качества помещика Собакевича. Его прямолинейность и смекалистость порой граничили с грубостью, цинизмом и невежеством.

Михайло Семенович собственноручно написал список всех своих усопших крестьян, кроме того, рассказал о каждом из них — чем занимался, какими чертами характера обладал. На первый взгляд может показаться, что Собакевич беспокоится о своих подчиненных, раз так много о них знает. Но на самом деле руководит им простой расчет — ему не все равно, кто живет в его владениях, и он хорошо знает, кто и чем может быть ему полезен.

Взаимоотношения Собакевича с окружением

Внимательный читатель, несомненно, заметит то, чем схож с другими героями Собакевич и в чем его отличия. Основные из них уже были упомянуты выше. Стоит еще обратить внимание на то, что Собакевич не приемлет скупости, о чем свидетельствует его стремление к тому, чтобы его подчиненные жили хорошо, и критика в сторону помещика Плюшкина, который, имея восемьсот душ крестьян, питается, как пастух. Сам же Собакевич любил вкусно поесть. Также он понимает, что с крепкого крестьянского хозяйства можно больше поиметь, потому, наверное, и содержит своих подопечных в достатке.

О чиновниках помещик отзывается нелестно, величая их «христопродавцами» и мошенниками. Но это не мешает ему вести с ними дела и заключать сделки. Да и вообще ни одного доброго слова не вышло из его уст, когда он говорил о людях, с которыми дружит или общается.

Выводы

Что автор оставляет Собакевичу шанс на возрождение, приписывая ему многие хорошие качества, не возникает сомнений, что душа помещика мертва. Он, как и многие другие, не допускает изменений вокруг и внутри себя, ведь меняться может только тот человек, у которого есть душа.

Как натура практическая, хладнокровная и рассудительная, Собакевич великолепно понимает, что нужно и полезно в его положении. Он трезвый реалист, стоит на почве фактов и ведет свою линию. Собакевич очень неглуп и толков хотя он и не читает книжек. Если при всем том Собакевич имеет не-лепый, смешной вид, то объясняется это не его личными свой-ствами, а его положением: он очень умно и толково ведет свою линию, по линия-то его совершенно бессмысленна. Он душевладелец и в качестве такового живет, не противореча себе, умно и расчетливо, но так как само душевладение стало бессмысли-цей, то вся жизнь Собакевича приобрела нелепый характер ум-ной и расчетливой бессмыслицы. Пожалуй, можно задать воп-рос: почему же Собакевич с его умом не покидает бессмыслен-ной линии душевладения? Да просто потому, что для такого по-ступка слишком мало одного ума; тут нужен энтузиазм, даже героизм, на который апатичный, утилитарный Собакевич совер-шенно не способен. Он даже не задумывается над вопросом, ра-зумно ли душевладельческое существование. Он просто суще-ствует, живет в условиях душевладения и не делает глупостей, несообразных с этими условиями.

Собакевич прекрасно понимает, что явления новой меновой культуры враждебны душевладению, и потому сторонится их, насколько это возможно. Он ругает всякие городские деликате-сы и всему предпочитает домашнее изделие. Он предпочитает жирную «няню», приготовленную крепостным поваром, всяким покупным фрикасеям и платье, сработанное крепостным порт-ным, всем покупным модным одеждам.

В крепостной усадьбе нельзя было применить ни новой науки, ни новой техники, ни денежного капитала. Все попытки применить их здесь должны были принять глупый и бестолко-вый характер, должны были только ускорить разорение крепостной усадьбы. Здравый практический смысл избавил Собакевича от роли карикатурного сотрудника новой культуры. Но от этого он не сделался менее смешным. Отказываясь от участия в построй-ке денежно-меновой культуры, Собакевич необходимо отказы-вался от всякого культурного строительства и, следовательно, осмысленного, разумного существования. Воскресить старую натурально-поместную культуру, вдунуть в нее живую душу не мог Собакевич и никто в мире. Собакевич не мог сделаться служилым человеком, получающим кормление от государевых крестьян. Служить он мог только в качестве чиновника за день-ги, а не в роли помещика, а с крестьян мог только тянуть ни за что ни про что барщину да оброк, а не кормление. Словом, в жизни Собакевича не оставалось места ни для какой серьезной творческой деятельности, ни для серьезной глубокой мысли, ни для каких важных обязанностей. Поэтому и его трезвый прак-тический ум, не находя себе дельного приложения, обращается в грубое сквалыжничество, в котором нет решительно никакого смысла.

Трезвость, практичность и расчетливость Собакевича выра-жаются в грубом обжорстве, невероятной лепи, исправном собирании оброков, собирании совершенно бесцельном, потому что все это будет лежать в шкатулке без всякого употребления,

В расчетливой прижимистости Собакевича, по существу, не больше смысла, чем в мотовстве Ноздрева. Бесцельная трата столь же нелепа, как и бесцельное накопление, а накопление и сквалыжничество Собакевича совершенно бесцельны. Сколько бы ни накопил он в своей шкатулке, это накопленное не понадо-бится ни для расширения личной его жизни, ни для иных про-изводительных и творческих целей. Это не расчетливость и на-копление труженика про черный день, это не накопление чело-века, перед которым носятся грандиозные творческие планы, а просто собирание по инерции, совершенно ненужное и никчем-ное. Вся жизнь пуста и ничтожна, вся она лишена цели, и ес-тественно, что расчетливое накопление оказывается бесцель-ным, расчетливым небокоптительством.

Вся бессмыслица собакевичевщины выступит для нас во всей ясности, когда мы взглянем на это явление в его крайнем вы-ражении, Представьте себе, что прижимистость и скопидомство Собакевича приобретают характер страсти, болезненно преуве-личенной потребности собирать и копить. Кстати сказать, среда и обстоятельства, в которых живут Собакевичи, весьма благо-приятны для подобного перерождения. Стоит только вспомнить, что это время разрухи поместного хозяйства под влиянием денежно-меновой культуры, что Собакевич со всех сторон слышит только треск разваливающихся усадеб и с легким холодком в сердце чувствует, как, постепенно замирая, докатываются до него гулкие подземные толчки, чтобы понять, какой тревогой и подозрительностью должна была наполниться расчетливая и скуповатая душа Собакевича. В его грубой речи действительно слышится желчное раздражение и угрюмая, хотя и не совсем понятная для него, меланхолия. Пусть эта тревога и подозри-тельность совьют прочное гнездо в душе Собакевича, и его рас-четливость приобретет более напряженный характер; смутный страх разорения заставит его съежиться еще больше, еще энер-гичней удариться в скопидомство, пока его прижимистость не разрастется наконец в необузданную скупость. Словом, Собакевич обратится в скупца Плюшкина.



Похожие статьи
 
Категории