Кто сейчас режиссер театра на таганке. Актеры Театра на Таганке

16.07.2019

В здании на углу земляного Вала и Верхней Радищевской улиц расположился удивительный . Он успешно пережил испытание и славой, и расколом, и сегодня продолжает отстаивать право на собственное видение и прочтение, бережно храня традиции своего режиссера-основателя – Юрия Любимова. Спектакли «Таганки» выделяются яркими личностями актеров, азартной и интеллектуальной игрой, использованием в постановках всей палитры искусств: музыки, танца, цирка.

Официально театр был основан в 1946 г. и пережил свое второе рождение в 1964 г. с приходом легендарного режиссера – Юрия Любимова. В те годы Москва переживала настоящий всплеск в культурной жизни — в столице появилась целая плеяда молодых амбициозных актеров, радовавших зрителей новыми постановками. Но даже на этом фоне «Таганке» удалось сразу же громко заявить о себе: первый спектакль Ю. Любимова, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, моментально прославил театр и собирает аншлаги до сих пор. В театре по-прежнему царит восхищение прошлым «Таганки», где играли легендарные Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и где выходили лучшие спектакли того времени.

Эпоха Любимова и Высоцкого

Театр на Таганке возродил традиции Вахтангова и Мейерхольда. Его смелые спектакли наполняло ощущение творческой свободы: они всегда отличались новаторским подходом и злободневностью прочтения художественного произведения. Юрий Любимов, знакомый с системами Е. Вахтангова и , объединил в своем творчестве эти концепции и внедрил в них элементы эпического театра Брехта. Зритель активно вовлекался в происходящее на сцене, ощущая себя полноправным участником действия.

Большинство спектаклей шли без занавеса, в минималистических декорациях с применением сложных технических конструкций. Над ними работали ведущие художники страны: С. Бархин, Д. Боровский, Э. Кочергин, Э. Стенберг. Вместе с Юрием Любимовым они создавали историю «Таганки», выпуская резонансные спектакли — «Герой нашего времени» (по ), «Антимиры» (по А. А. Вознесенскому), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову), запрещенный цензурой «Живой» (по Б. П. Можаеву) и многие другие.

Актеры «Таганки», яркие и многогранные, демонстрировали самые разные таланты: превосходное вокальное мастерство, пластика, пантомима; в некоторых постановках задействовался даже театр теней. Многие из них дебютировали на этой сцене и получили народное признание и славу: Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и др. Но, пожалуй, одной из самых ярких звезд театра был Владимир Высоцкий. Каждая его роль становилась настоящим событием в культурной жизни Москвы; спектакли с его участием собирали неимоверные аншлаги с длинными очередями за «лишним билетиком». В 1971 г. на всю страну прогремел «Гамлет» в постановке Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли, Аллой Демидовой в роли Гертруды и Вениамином Смеховым в роли Клавдия.

Раскол и поиски нового пути

Здание театра

Здание театра было перестроено из кинотеатра «Вулкан», одного из первых в Москве. В 70-е - 80-е годы XX века театр был реконструирован. За эту работу авторы проекта - архитекторы А. Анисимов, Ю. Гнедовский, и др. - получили Государственную премию СССР и премию Международной Академии архитектуры. В наше время в театре три зала со сценами на 800, 500 и 150 мест. Основная сцена представляет собой трансформируемый зал. В 2015 г. рядом с театром появилась улица Высоцкого, на которой в доме № 3 расположился Государственный культурный центр «Музей В. С. Высоцкого».

2016-2019 moscovery.com

Московский театр на Таганке может лишиться значительной части репертуара. Основатель и бывший художественный руководитель Юрий Любимов намерен запретить играть свои авторские спектакли. И это - не единственный конфликт. Часть актёров Таганки считает - спасти театр может только возвращение Любимова. Но с такой перспективой категорически не согласна другая часть труппы.

Эксперимент без Юрия Любимова провалился. Так начали пресс-конференцию пятеро ведущих актеров театра на Таганке. Они организовали эту встречу с журналистами, чтобы сказать: по их мнению, бывший бессменный худрук должен вернуться в родной театр.

"После многих месяцев тоски, лжи, передергивания фактов хотелось бы сказать: без Любимого этот театр развиваться не может", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

Личность Юрия Любимова не впервые дает повод собрать пресс-конференцию. Сегодня здесь и те, кто назад высказывали совсем противоположные мнения. Тогда актеры боролись за уход худрука из театра.

"Что возмутило Юрия Петровича и его жену - каким-то образом эти "отвратительные твари", "жалкие клопы" и "быдло" вдруг заговорили, да еще мало того, предъявляют претензии", - сказал тогда актер Феликс Антипов.

Сегодня актер Феликс Антипов говорит, что горячо сожалеет о сказанном: "Оказалась не по Сеньке шапка. Полтора года театр искал что-то свое, но эти пути оказались тупиковыми. Я не очень доволен спектаклями, которые у нас идут после Юрия Петровича".

К новому руководству театра актеры относятся критически. Впрочем, они несколько раз подчеркнули, что выражают не мнение труппы, а свое собственное. И кому пофамильно адресуют критику говорить отказались. Только уточнили - это не касается бывшего директора театра Валерия Золотухина.

"К великому сожалению, к руководству театра прорвалась некая группа самозваных управленцев. Лозунги, под которыми они пришли, нас смутили: чтобы духу Юрия Петровича не было, мы будем строить наш театр, поэтому наш театр начал ветшать", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

В труппе театра случился раскол. В то время как часть актеров хочет вернуть Юрия Любимова, другие - собрали подписи против возвращения бывшего худрука. Уверяют: в последнее время театр начал расцветать.

"Большая часть коллектива не хочет больше работать, у меня здесь есть письма, - говорит заведующий труппой, заслуженный артист Иван Рыжиков. - За последние два года театр выпустил 6 премьер, у нас достаточно сил и возможностей поддержать репертуар и жизнь театра".

Сам же Юрий Любимов несколько дней назад заявил, что вынужден запретить показ своих авторских спектаклей на Таганке в связи с ухудшением их качества. А в афише театра только на март несколько легендарных спектаклей режиссера, которые он поставил десятилетия назад: "Добрый человек из Сезуана", "Мастер и Маргарита", "Тартюф". Тогда в них играли Высоцкий, Демидова, Смехов, Золотухин.

Основатель "Таганки" Юрий Петрович Любимов принял решение уйти из театра в июле 2011 после конфликта с труппой. Новым директором и худруком стал Валерий Золотухин, но недавно из-за состояния здоровья был вынужден подать заявление об уходе. Директором стал Владимир Флейшер, вопрос же о назначении худрука Театра на Таганке пока не рассматривался.

"Ежели вы хотите строить свой театр, то он должен называться по-другому. Это уже не должен быть Театр на Таганке. А если мы остаемся Театром на Таганке при живом создателе и этот создатель даже не может войти в этот театр - это кощунство", - сказал актер Дмитрий Высоцкий.

В завершение пресс-конференции организаторы связались с самим Юрием Любимовым, чтобы узнать его мнение о возможном возвращении.

"Этот вопрос будет решаться 29-го. И видимо, министр Москвы примет это во внимание, я надеюсь. Это же официальное заявление ваше", - сказал он.

Встреча Юрия Любимова с главой Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым возможно, поставит точку в этом вопросе.

В одном человеке уместились многие грани ХХ века. Его тестем был легендарный комдив Василий Чапаев, он работал с Юрием Любимовым и Владимиром Высоцким. Его первую роль в кино оборвала бомбежка 22 июня 1941 года. Ему почти 95, а он на своих "Жигулях" в день накручивает до 200 километров

Сын ссыльных

Я сын ссыльных, батьку моего сослали с Украины в Архангельскую область. Донецкому краю нужен был лес, и партия решила все очень просто, 18 теплушек битком набили молодыми мужиками и отправили на Север. Лес валить. В один из вагонов затолкали моего отца, он просто под руку попал.

Знаете, подходя к 95 годам своего земного бытия, я пришел к непоколебимому выводу, что источник злодеяния - это человек. Более несовершенного существа на Земле, чем человек, нет и уверен, что не будет.

Отец чудом живой в Донецк вернулся, ему мужики сделали в вагоне с лесом нишу, тесную как нора, дали несколько бутылок воды и сухарей немного. Вот так он в этом деревянном склепе 10 дней и ехал до дому.

Мы жили просто запредельно сурово, кто-то "стукнул", что отец враг народа, и нашей семье пришлось бежать в Таганрог, то, что мы остались живы, считаю настоящим чудом. Но даже в такой атмосфере всеобщего страха меня всегда тянуло к актерскому делу, я очень много читал, никогда не стеснялся публики. Ходил в театральный кружок, меня хвалили за роль мальчика в спектакле "Бородино".

После одного из спектаклей ко мне подошел режиссер городского театра и неожиданно предложил роль Дамиса в спектакле "Тартюф" по Мольеру. Успех был потрясающий, тогда зритель безмерно верил всему, что на сцене. В зрительном зале истерики были едва не обычным явлением.

К нам в Таганрог приехал режиссер Юрий Александрович Завадский, он работал в Ростове-на-Дону, у него был просто замечательный театр. Там играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. Так вот, Завадский посмотрел один из наших спектаклей и неожиданно говорит мне: " Молодой человек, вам бы не хотелось поучиться на артиста?" Помню, что я только и сумел выдохнуть, что это самая большая мечта моей жизни.

Телеграмма от Довженко

В тот год желающих поступить в Ростовское театральное училище на курс к Завадскому было человек 300. Меня зачислили, а для жилья нам снимали комнаты в частном секторе. Так получилось, что с Сережей Бондарчуком мы жили в одной комнате.

Помню, он подошел ко мне и сказал: "О, великое искусство, давай с тобой объединяться будем в одной комнате. Ты - артист Таганрогского театра, а я - артист Ейского театра". Так началась наша студенческая дружба.

Бондарчук курил, а сигарет не хватало, вернее, не хватало денег на них. Он мог мне сказать: "Мыкола, пошли погуляем". А "погулять" у нас называлось - пойти на автобусную остановку и пособирать бычки, которые не докурил кто-то. Мы их собирали, приходили домой, он это все шелушил, подогревал на печке и цыгарки крутил. Потом курил.

Вот такая была жизнь, вот такие были мы. А наши отношения с Бондарчуком развела жизнь: где-то в конце марта к нам приехали два сравнительно молодых человека, присмотрелись ко мне, сделали несколько фотографий и уехали. Через неделю получаю телеграмму: "Прошу срочно прибыть пробы в роли Андрея кинофильме "Тарас Бульба". Подпись Александра Довженко.

В тот же день наша дружба с Сергеем Бондарчуком и закончилась, как вы понимаете, не по моей инициативе. Это все не святое искусство. Увы...

Картину снимали в Киеве, прилетел самолетом, меня поселили в шикарную гостиницу и велели отдыхать до завтра. Я совершенно обалдел от всего. Затем меня подстригли "под горшок", и вскорости начались съемки.

Песня вылечила

Я войну встретил в Киеве, на съемках этой картины. Помню, ранним утром я услышал шум, крик, выстрелы. Открыл дверь на балкон, вижу, как на таком бреющем полете летит самолет с крестами на боку. На соседний балкон вышел заспанный военный.

Я спрашиваю: что это такое? "Маневры киевского военного округа, приближенные к боевой обстановке", - отвечает он. И буквально после этих слов на спящий Киев полетели бомбы...

Я пошел в Киевский военкомат и попросился на фронт. " А ты где родился?", - спрашивают. Ответил, что в деревне. Попросился в кавалерию, мол, месяц снимался в кино и обучен верховой езде.

Мне конь и спас жизнь, в 1942 году на Брянском фронте. Недалеко от знаменитого Бежина Луга мы попали под минометный обстрел, и одна из мин разорвалась под крупом моего коня Кавалера, он, бедолага, погиб, а я был ранен, но жив.

Была и контузия, я долго не мог говорить, ничего почти не слышал. Лечился в одном из госпиталей Москвы, но слух не возвращался. Врачи разрешали гулять, и я как-то добрел до Красной площади. Вдруг грянула песня: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой..."

И чудо! Я ее услышал, у меня мурашки пошли по коже. Вот так ко мне вернулся слух. Разве это не чудо? Для меня самыми гениальными произведениями Великой Отечественной остаются песня "Священная война" и стихотворение Александра Твардовского " Я убит подо Ржевом"...

Работа для Любимова

Я работал в театре имени Станиславского. В труппе были артисты-фронтовики. Петр Глебов, Аркадий Кругляк, Лев Елагин, атмосфера была очень творческая. Василий Иванович Качалов мог часами читать стихи.

Вообще мое поколение - это поколение с нулевой составляющей цинизма и меркантильности. Вы думаете, как я попал в Театр на Таганке? А тогда было очень популярно Вагановское движение: люди искусства добровольно шли на самые трудные участки работы. Я попросился на работу в "самый плохой театр Москвы". Тогда театр Драмы и Комедии на Таганке просто раздирали интриги, склоки и неприятности. Вот так в сентябре 1963 года я и попал в этот театр. Труппе на первом собрании я честно сказал, что не считаю себя хорошим артистом, а вот директором попробую. Обещал работать на совесть. И слово свое сдержал.

Юрий Любимов? Это я уговаривал его прийти на работу в Театр на Таганке. Помню, мне очень понравился один из его спектаклей. Встретились в гостях, на нейтральной территории. Юрий Петрович пришел с актрисой Людмилой Целиковской, она тогда была его женой. Разговорились. Любимова звали в Дубну, обещали там жилье. Я ему говорю, что Дубна - это почти 100 километров от Москвы, а с крыши нашего театра виден Кремль. Короче, уговорил.

Надо было еще убедить культурное и партийное начальство Москвы. И это решил. Вместе с Любимовым в театр пришел новый градус творчества и новые спектакли. О любимовских спектаклях заговорила театральная Москва. И не только Москва...

Многие его постановки приходилось выцарапывать из лап цензоров, буквально дрались за каждую сцену и реплику. Любимов сразу кидался в конфликт, а я убеждал, договаривался. Этот баланс и спасал наше общее дело.

Любимов категорически не хотел брать на работу Володю Высоцкого: "Ну зачем нам еще один алкоголик?"... А мне Высоцкого порекомендовала его однокурсница, Тая Додина. Говорила, что он очень талантливый.

Тая, - говорю я ей, - ну куда я его возьму? У нас по штату 50 человек, а фактически 75!

Она нашла такие слова, которые меня тронули, и я пригласил Высоцкого на прослушивание. Он пришел, показал Челкаша, героя Горького. Вроде не очень. Тогда Высоцкий берет гитару и поет три песни. Любимов спрашивает, а чьи это слова. Володя ответил, что его. На том и расстались...

Я убедил Любимова взять его на три месяца, а там посмотрим. Тогда мы работали над "Героем нашего времени", к юбилею Лермонтова. Высоцкому дали крошечную рольку штабс-капитана с одной репликой: "Натура дура, судьба индейка, а жизнь - копейка. Ну и дурак же ты, братец". Он сделал все гениально. И остался в театре.

Высоцкого бес не отпустил

Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Как он помогал мне, директору, в бесконечных стройках и ремонтах - словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей... Господи, чего только с Высоцким у нас не было.

Очередной съезд партии. Театр принимает делегации коммунистов из двадцати трех стран мира. Перед спектаклем прибегает моя помощница и говорит: "Высоцкий на ногах не стоит"... Боже! Я бегом в гримерку к Высоцкому, а он лыка не вяжет. "Николай Лукьянович, простите"... Я как пацану зарядил ему подзатыльник: "С ума сошел?! Политбюро в зале!" В ответ - мычание.

Говорю ему: сейчас выходим на сцену - твоя задача просто постоять с опущенной головой. Остальное сделаю я. Cкажу, что, к сожалению, спектакль состояться не может: артист Высоцкий потерял голос. Сделай извиняющиеся жесты, только не упади со сцены. Так и сделали. Я пообещал показать спектакль через три дня (за это время к артисту Высоцкому голос обещает вернуться). Зал встал и оглушил нас аплодисментами. Билеты не сдал ни один! После этого я посадил его в машину и отправил к знакомым врачам, не раз вытаскивавшим его. Через три дня зал был полон, и Высоцкий сыграл блестяще.

С другими артистами театра часто были истерики: почему Высоцкому все сходит с рук?! Честно говоря, порой не знал, что отвечать. Помню, на гастролях в Ленинграде, когда с Высоцким случился очередной запой, труппа почти единогласно проголосовала за его увольнение из театра.

Он мог подойти ко мне и сказать: "Николай Лукьянович, отпусти на три дня. Надо в Магадан слетать, золотодобытчики за концерт 10 тысяч платят". Как я мог его не отпустить? Машина "Волга" стоила дешевле, чем ему платили за одно выступление! Он возвращался, шел в комиссионку, покупал Марине Влади кулон за 6 тысяч, и был при этом абсолютно счастлив. Я тоже был счастлив от осознания, что имею отношение к его мужицкой радости. А многих это злило.

Вот на гастролях в Польше - Высоцкий говорит, что приехать не может. Узнали, что он с Мариной во Франции, на Каннском фестивале. В труппе тут же бунт!

Заявлен "Гамлет", а играть некому. Что делать? Вводим на роль Гамлета Валерия Золотухина - он сыграл блестяще. И на следующий спектакль тут же вышел Высоцкий. Эта замена очень хорошо на него подействовала... Володя прекрасно понимал, что он болен. Но есть вещи совершенно дьявольские, никакая медицина не поможет. Он плакал, бился, - бес его не отпустил.

После очередного случая с Высоцким Юрий Любимов закатил мне грандиозный скандал, кричал, что я многое себе позволяю, что он хочет наконец взять власть в свои руки. На что я ответил:"Юрий Петрович, честь имею". И ушел. Ровно год мне звонили, предлагали помощь в трудоустройстве. Я отвечал, что у меня, как у инвалида войны, хорошая пенсия. Еще я вожу машину, могу работать таксистом.

Наконец уговорили меня пойти директором Театра на Малой Бронной. Там собрался очень талантливый коллектив: Алексей Петренко, Олег Даль, Елена Коренева...

Высоцкого, конечно, любили. Но и страсти вокруг кипели - не только как тут, на сцене. За кулисами... Фото: РИА Новости

В чем Чехов не прав

Почему я снова вернулся в театр на Таганке? Любимов! Любимов... Он уговорил меня встретиться у церкви на Фрунзенской набережной. Оба подъехали на машинах. Остановились друг напротив друга. Думаю - первый не выйду категорически. Гляжу, Любимов выходит. Я выхожу, здороваемся, и он говорит, как его дезорганизовали, как ему там на меня наговорили...

Вернулся я только потому, что у меня была идея построить там театральный комплекс, некую сценическую Мекку, если хотите... По моему замыслу там должна была появиться международная театральная школа, которой руководили бы Любимов и его ученики. Но школы не получилось. И не по моей вине.

У нас на Таганке страсти кипели нешуточные и разрушительные. Почему разрушительные? В глубине и ядре всех страстей лежали амбиции...

Почему Александр Калягин ушел из театра? Я назначил его на роль Гамлета, а Любимов - на дыбы! Ни в какую. Он пригласил на эту роль французского актера. И театр потерял Калягина. Но Саша построил свой театр.

Знаете, я не согласен с Чеховым: помните его знаменитое высказывание, что актеры - это сукины дети? Так вот, самые ущербные люди - это артисты. Труднее всего - быть артистом. Артист - это такая профессия, он за аплодисменты готов кого угодно продать. Осуждать их? Это страшное, мало кому понятное состояние актерской сущности. Думаю, что Антон Павлович, хоть и гений был, но понять этого не смог.

На чьей стороне была правда в конфликте Любимова с актерами? Конечно, на стороне актеров.

Понимаете, Юрию Петровичу дали орден Трудового красного знамени - после того, как его лишили гражданства СССР. Дали лауреата. Кто хлопотал? А как пробивали зарубежные гастроли? Чтобы поехали в Болгарию, помогала дочь тогдашнего руководителя Людмила Живкова. Кто стучался в эти двери? Дупак!

Любимов многих вещей не понимал, он их чурался. Людмила Целиковская говорила мне: "Николай Лукьянович, что вы ему объясняете, он же монтер. Когда он дома со мной не соглашается, я снимаю туфлю - и туфлей его. Только тогда он понимает..."

Я безмерно ценю вклад Юрия Петровича в театральное дело России, но никогда не смогу понять: как он мог выгонять артистов из театра! Театр создали актеры, а не Любимов. Он этого не хотел понимать.

Когда он умер, в день прощания я отменил свой творческий вечер и пошел простится с Юрием Петровичем. Подошел к его последней жене, стал говорить слова сочувствия - а она демонстративно встала и пошла прочь. Я был просто ошарашен... Знакомый сказал: "Ну и дурак же ты, братец Мыкола. Зачем подошел? Надеялся достучаться?"...

Главной причиной моего ухода с поста директора театра были нарастающие "хапательные" движения Юрия Петровича. Уходить было трудно, будто оставляю своего ребенка. Собрал своих фронтовых друзей, выпили по рюмке, попросил у них совета. Они сказали: "Коля, уходи..."

От бандитов - в психушку

После этого я стал заниматься Центром культуры на Таганке, руководил стройкой. Мы возводили Дом художника в центре Москвы, там по проекту было 10 квартир, творческие мастерские, хороший зал с акустикой.

Ко мне стали приходить бандиты. Говорили открытым текстом: отдавай стройку или мы тебя прикончим. Клали пистолет на стол и смотрели мне в глаза. Я говорил им: "Сопляки, пошли вон отсюда. Я трижды ранен на фронте - думаете, что напугаете меня своей пушкой?". Но прессинг был настолько сумасшедший, что мне пришлось немедленно уехать из Москвы. Жене сказал, что вызвали на съемки. Своему заместителю наказал, чтобы без меня не подписывала ни одной бумаги. Но... ей заплатили приличную сумму - и она все подписала. Я возвращаюсь, а там такая заваруха...

Друзья меня срочно уложили в закрытую психиатрическую лечебницу, под вымышленным именем. Две недели прятали. За это время моя заместительница, подписавшая бандитам бумаги, ушла в мир иной: то есть ей помогли туда уйти...

В глубине души я лирик

С женщинами можно дружить без всяких "шур-мур". У меня таких было две. Ольга Васильевна Лепешинская и Наталья Юрьевна Дурова.

Ольгу Васильевну я знал с 1936 года, она не только гениальная балерина, но гениальный друг. Могла позвонить: " Николай Лукьянович, заезжайте, почитайте мне чего-нибудь". Я заезжал, пили чай, читал стихи, а Лепешинская плакала...

Крепко дружил с Натальей Юрьевной Дуровой. Она была святая, тигры и львы как котята ползали у ее ног. Всегда говорила, что самый страшный зверь - человек.

А первой моей женой была Вера Васильевна Чапаева, дочь легендарного комдива. Она отца не помнила, но его дух витал в нашей семье постоянно. С этим духом жить было непросто, и я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви... Раиса Михайловна работала простой официанткой в нашем театре. У нас с ней была сумасшедшая любовь и полное взаимопонимание...

Сейчас я вдовец, живу один, до сих пор вожу машину. За сегодня вот накрутил 120 километров - и еще нужно в два места съездить. Живу на полной автономии, дочь в соседнем подъезде, часто приходит, проведывает, но я все еще делаю сам.

Понимаю, что стрелка жизненного компаса подходит к границе "лучшего мира".

В тот мир ушли мои любимые люди, моя замечательная внучка Настя ушла уже. В церкви потеряла сознание, и не стало моей девочки.

Часто бывает, ночью проснусь и веду внутренние диалоги с моими ушедшими.

Нет, я не сумасшедший. Просто у меня душа лирика. Хотя жизнь - сплошная проза.

Справка "РГ"

Николай Дупак, родился в 1921 году. Инвалид Великой Отечественной войны II группы. 25 лет был директором Театра на Таганке.

Снялся в 30 фильмах, среди которых "Любовь с привилегиями", "Бумбараш", "Единственная". Заслуженный артист России и Украины.

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Московский театр на Таганке – создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964–1984), А.В.Эфрос (1984–1987), Н.Н.Губенко (1987–1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра.

Начало 1960-х были временем реформации советского театра. Утверждалась новая эстетика, гремели имена молодых режиссеров О.Ефремова , А.Эфроса, в Ленинграде – Г.Товстоногова . Театр, наряду с поэзией, становился главным искусством периода хрущевской оттепели, провозвестником новых идей, оплотом либеральной интеллигенции.

В 1963 третий курс Щукинского училища под руководством Ю.Любимова показал спектакль Добрый человек из Сезуана Б.Брехта . Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она провозглашала яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность, даже избыточность сценических приемов, удивительным образом сплавлявшая зрелище в единую цельность. В нем явственно чувствовалось возрождение театральных традиций динамичных 1920-х, режиссуры В.Э.Мейерхольда и Е.Вахтангова . Ю.Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он переформировал его труппу из выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его знаком стали портреты, помещенные в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский . Они продолжают украшать фойе театра.

Театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана . Однако его актерский состав был уже несколько иным. Ю.Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля – это невозможность разделить участников на «своих» и «пришлых»: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.

Так начался первый этап жизни, наверное, самого «громкого» московского театра – Театра на Таганке. Здесь максимально нашли свое отражение принципы «шестидесятников», о которых пел Б.Окуджава : «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких себе по духу писателей и поэтов (А.Вознесенский , Б.Можаев, Ф.Абрамов , Ю.Трифонов), театральных художников (Б.Бланк, Д.Боровский , Э.Стенберг , Ю.Васильев, Э.Кочергин , С.Бархин , М.Аникст), композиторов (Д.Шостакович , А.Шнитке , Э.Денисов , С.Губайдулина , Н.Сидельников). Особым явлением стал художественный совет театра, каждый из членов которого обладал весомым профессиональным и общественным авторитетом и готов был отстаивать спектакли Таганки в самых «высоких» кабинетах.

Главным творческим направлением Таганки стал поэтический театр, но не камерной, а публицистической поэзии. Это направление в определенном смысле было «обречено на успех»: именно поэты-публицисты собирали в конце 1960-х полные стадионы зрителей и слушателей, становились кумирами своих современников. Не случайно в репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А.Вознесенского – Антимиры и Берегите ваши лица (второй из них был запрещен вскоре после премьеры, что только добавило спектаклю популярности). Зеркалом художественной программы театра были поэтические спектакли Павшие и живые, Послушайте, Пугачев и др. Однако и в постановках прозаических или драматургических произведений господствовал дух вольной и общественно значимой поэзии, яркая сценическая метафора, исполненная современных аллюзий. Так было со спектаклями Десять дней, которые потрясли мир, А зори здесь тихие, Гамлет, Деревянные кони, Обмен, Мастер и Маргарита, Дом на набережной и др.

Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Многие из них начали много сниматься в кино (В.Золотухин, Л.Филатов , И.Бортник, С.Фарада, А.Демидова , И.Ульянова и др.). Однако легендарными становились и имена тех артистов Таганки, чья кинематографическая жизнь сложилась менее успешно. Ярчайший пример – З.Славина, практически не имеющая громких ролей в кино, но, несомненно, бывшая в те годы звездой первой величины. И, конечно, В.Высоцкий , чья известность была абсолютной, и такой же «скандальной», как и слава всего театра на Таганке. Актерские работы театра поражали не только публицистическим темпераментом и непривычным способом сценического существования, но и уникальной пластической разработкой образов. Так, например, знаменитый монолог Хлопуши в спектакле по С.Есенину Пугачев В.Высоцкий исполнял, казалось, за гранью физических возможностей человека.

Спектакли Ю.Любимова всегда были, несомненно, авторскими, и отличались чрезвычайно интересной работой с текстом. Автором многих композиций была тогдашняя жена Любимова, актриса театра им.Вахтангова , Л.Целиковская (А зори здесь тихие, Деревянные кони, Товарищ, верь… и др.).

К концу 1970-х Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976) спектакль «Гамлет» в постановке Ю.Любимова с В.Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю.Любимов получил и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980). Многие эстетические приемы Театра на Таганке стали поистине новаторскими и вошли в классику современного театра (световой занавес и т.д.). В разработку визуального образа спектаклей огромный вклад внес один из лучших сценографов нашего времени, постоянный художник театра Д.Боровский .

Однако, наряду с художественным, особый интерес представляет общественный, социальный авторитет Театра на Таганке того времени. С каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным. Противоречивые и неоднозначные отношения сложились у театра с официальной властью. С одной стороны, Ю.Любимов занял положение «официального диссидента»: чуть ли не каждый его спектакль с трудом пробивал себе дорогу к зрителю, испытывая серьезное давление и находясь под угрозой запрета. В то же время, к 1980, власти построили для Театра на Таганке новое здание с современным техническим оснащением. Демократичные, антимещанские и весьма сложные эстетически спектакли театра насчитывали среди своих поклонников не только либеральную интеллигенцию, но и управленческую, чиновничью элиту. В 1970-х билет в Театр на Таганке стал знаком престижа и у т.н. «буржуазной» прослойки, – наряду с дубленкой, фирменными джинсами, машиной, кооперативной квартирой.

Этот этап жизни театра сопровождался громкими скандалами; еще до выпуска его спектакли входили в контекст художественной жизни Москвы. Такое положение не могло продолжаться долго. В определенном смысле знаком, отметившим завершение этого этапа жизни театра, стала смерть В.Высоцкого в 1980. В том же году по приглашению Ю.Любимова в Театр на Таганке вернулся Н.Губенко.

В начале 1980-х спектакль Владимир Высоцкий , посвященный Любимовым памяти поэта и артиста, был категорически запрещен к показу. Был закрыт и следующий спектакль, Борис Годунов , а также репетиции Театрального романа . А в 1984, в то время как Ю.Любимов был в Англии на постановке спектакля Преступление и наказание , его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Коллектив Театра на Таганке находился в полной растерянности. И в это время власти делают очень сильный политический ход, ведущий театр к цугцвангу, к ситуации, когда ни при каких условиях он не мог выиграть: главным режиссером назначается А.Эфрос. Творческая индивидуальность А.Эфроса очень сильно отличалась, – если не сказать противоречила, – индивидуальности Ю.Любимова. Правда, еще в 1975 Любимов пригласил А.Эфроса в Театр на Таганке на постановку Вишневого сада . Тогда это, несомненно, было шагом солидарности с опальным режиссером; а разовая работа актеров с представителем иного эстетического течения расценивалась как обогащение творческой палитры коллектива. Но в 1984 смена художественного руководства должна была бы означать кардинальное изменение всей эстетической платформы театра. Однако причины глубокого конфликта «Таганки» с Эфросом в середине 1980-х были, несомненно, не творческими, а социально-нравственными: был нарушен главный принцип «шестидесятников» – единение.

Сам Любимов расценил приход А.Эфроса на Таганку как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Некоторые из артистов, присоединившись к его мнению, демонстративно покинули труппу (например, Л.Филатов). К творческому сотрудничеству оказались способны немногие – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Большинство «любимовских» артистов фактически объявило Эфросу бойкот. В этом конфликте не было правых и виноватых: правы были все; и проиграли тоже все. А.Эфрос восстановил в театре на Таганке Вишневый сад , поставил На дне, Мизантропа, Прекрасное воскресенье для пикника . А в 1987 А.Эфроса не стало.

Художественный руководителем Театра на Таганке по просьбе коллектива стал Н.Губенко. Он же возглавил двухлетнюю борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.Любимова. В 1989 Ю.Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство. Его имя было официально возвращено в контекст художественной жизни России; восстановлены запрещенные ранее спектакли. Однако «возвращения на круги своя» не получилось. Ю.Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – он был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. Существование актеров осложняли и тогдашние социальные потрясения, связанные с гиперинфляцией и изменением политической формации. Театр вновь оказался расколотым. На этот раз нарастал конфликт уже с Ю.Любимовым.

В 1993 значительная часть коллектива Таганки (в том числе – 36 актеров) выделились в отдельный театр под руководством Н.Губенко. «Содружество актеров Таганки» работает на новой сцене театра. Ю.Любимов, с оставшимися и вновь набранными актерами, работает в старом здании. Среди них такие «ветераны» Таганки, как В.Золотухин, В.Шаповалов, Б.Хмельницкий, А.Трофимов, А.Граббе, И.Бортник и др.

С 1997 Ю.Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке. После возвращения он поставил ряд классических спектаклей: Пир во время чумы А.С.Пушкина, Самоубийца Н.Эрдмана, Электра Софокла, Живаго (Доктор) Б.Пастернака, Медея Еврипида, Подросток Ф.М.Достоевского, Хроники У.Шекспира, Евгений Онегин А.С.Пушкина, Театральный роман М.Булгакова, Фауст И.В.Гете. В репертуаре – и современные произведения: Марат и маркиз де Сад П.Вайса, Шарашка по А.Солженицыну и др. Театр на Таганке пользуется популярностью у зрителей, однако, это, несомненно, уже совсем другой театр.

В декабре 2010 Любимов ушел в отставку. Причиной его ухода стал конфликт с труппой.

В июле 2011 директором театра и художественным руководителем стал Валерий Золотухин. В марте 2013 Золотухин оставил пост в связи с состоянием здоровья.



История театра началась в 1911 году, когда на Таганке открылся электротеатр немого кино «Вулкан». До 1964 года в разное время здесь находились филиал Малого театра, Театр Сафонова, Московский театр комедии и драмы.

В 1964 году главным режиссёром был назначен Юрий Любимов - реформатор русского театра.

Юрий Петрович обновил труппу и привел молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знамениты х артистов. Спектакли Любимова сделали Таганку одним из главных театров страны, «глотком свободы» для советских граждан. Некоторые из них, в том числе «Добрый человек из Сезуана», « Мастер и Маргарита» и «Тартюф» - есть в репертуаре по сей день.

В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу. Главным режиссёром стал Анатолий Эфрос. Он поставил несколько спектаклей, среди которых - «У войны не женское лицо», «На дне» и «Мизантроп». Спустя 5 лет Любимов вернулся к руководству, но вскоре произошел раскол, и часть труппы организовала новый театр - «Содружество актеров Таганки».

В 2011 году Юрий Петрович покинул театр, и Таганку возглавил Валерий Золотухин. При нем было выпущено 6 премьерных спектаклей, некоторые из которых — «Венецианские близнецы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Нет лет» — можно увидеть на сцене театра и сегодня.

В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. На Таганке стартовала лаборатория «Репетиции» - проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссёров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. В 2018 году Максим Диденко - один из самых востребованных российских режиссеров - представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого, а иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три «Золотые Маски» — первые в истории театра.



Похожие статьи
 
Категории