Кто такие африканские тутси. Геноцид в Руанде (слабонервным не смотреть)

21.09.2019

Тутси (ватутси) – загадочный народ численностью 2 миллона человек, живущий в Центральной Африки, сильно отличается от других негроидных народов. Несмотря на то, что в наше время многие тутси исповедуют как католицизм, так и ислам, они также верят в бога-творца Имаана, дарующего здоровье и плодородие. Духи предков служат у них гонцами у бога, передают его волю людям. Тутси приносят жертвы духам, гадают и верят в то, что их монарх разделяет силу божества, для связи с которым у него есть священный огонь и особые королевские барабаны, а также священные ритуалы.

Тутси - высокие, стройные чернокожие красавцы, имеющие некоторое сходство с эфиопами. У них – удлиненная голова, курчавые волосы. Лицо очень интересное - нос длинный и узкий, а губы полные, но не вывернутые. Некоторые антропологи считают, что такой тип выработался в результате приспособления к степному или пустынному климату. Считалось, что тонкий нос может говорить об европейским происхождении народа, но современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси на 100 процентов имеют местное происхождение с незначительной восточноафриканской примесью.

Сами тутси верят, что их предки жили в Египте. Действительно, на египетских фресках есть изображения коров с огромными лирообразными рогами, и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Есть также косвенные доказательства их происхождения от арабов, так как сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.

Возможно, смешение произошло в 15 веке, во время нашествия арабов в Судан и Эфиопию. Тутси мигрировали в Руанду и Бурунди. Они стали строить собственное государство, занимая в нем привилегированное положение по отношению к коренному народу хуту, как люди более развитые и образованные.

В 1959 году произошло свержение короля тутси, привилегии были ликвидированы, к власти пришло правительство хуту. Сотням тысяч тутси пришлось бежать. Те, кто остались в Руанде, были уничтожены, причем преследователи называли их тараканами, обвиняя в служении белым. Тем не менее, находясь в меньшинстве, они снова пришли к власти. В 1994 году в Конго произошли страшные события, в результате которых погибли 800 тысяч тутси и 200 тысяч хуту.

Самолет с президентом Хабьяриманом возвращался с международной конференции, но на подлете к столице Руанды неожиданно был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Президент погиб. Это послужило сигналом к началу геноцида тутси. Рассвирепевшие хуту поджигали дома тутси, насиловали и до смерти избивали женщин. Толпы, вооруженные дубинами и мачете, истязали и убивали больных, стариков, детей. Малышей тутси брали за ноги и с размаху расбивали им головы о каменные стены. Бандиты расправлялись даже с соплеменниками, которые отказывались участвовать в массовых убийствах.

По реке – истоку Нила, плыли тысячи трупов, полностью забивая русло. Тутси подняли мятеж. Им удалось поставить своего министра обороны. Они стали мстить убийцам, казнили многих подстрекателей геноцида, 1,7 миллиона хуту стали беженцами - в лагерях от холеры умирали ежедневно по 2 000 человек. Межплеменная вражда достигла своего апогея.

В марте 1999 года полторы сотни боевиков из народности хуту окружили туристический кемпинг в лесу на западе Уганды. Сонных западных туристов, приехавших взглянуть на местных горилл, пинками выволокли из постелей и выстроили в ряд перед палатками, отобрали паспорта. Хуту считали, что тутси являются пособниками англичан, поэтому четырех мужчин и четырех женщин с английскими паспортами забили дубинками и изрубили мачете. Одну из несчастных перед этим еще и изнасиловали. Туристов с паспортами других стран были ограблены и избиты. Им чудом удалось спастись.

Лоран Нкунда, военный деятель тутси, обвинил правительство в потворстве боевикам хуту. В 2004 году он поднял мятеж. Мятежники имели вначале успех, но потом правительственные войска их вытеснили. Произошёл раскол, но лишь в 2009 году мятежный генерал Нкунда был арестован. В 2012 году солдаты тутси вновь подняли мятеж и взяли под контроль город Гома. Конфликт там продолжается до сих пор.

Тутси – не только воинственные и конфликтные. Они - прекрасные сочинители песен: охотничьих, колыбельных. Есть у них и «ибикуба» - хвалебные песни для скота. Во время свадьбы невеста должна лить слезы и изливать душу в стихотворной форме. Подруги утешают ее песней, сопровождаемой танцами.

Кроме того, тутси знают множество пословиц, сказок, мифов и загадок. Одна из сказок напоминает русскую сказку о рыбаке и рыбке. В ней говорится о бедняке Себгугугу. Ему помогал бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым, но жадный Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

От африканского фольклора они взяли тамтам, который больше, чем инструмент. Эти люди наделяют его индивидуальностью, считая живым. Кроме того, тамтам внушает им почтение и страх как символ правителя. В языке тутси существуют такие метафоры: «государь передаёт тамтам», что означает - «государь умирает»; «съесть тамтам» - прийти к власти, «сын тамтама» - правитель царской крови. До сих пор практикуется церемония, когда вокруг центрального, ставятся 24 высоких тамтама и барабанщики двигаются вокруг них, по очереди играя, причем каждому доводится постучать по главнму тамтаму.

Тамтам используют во время торжественных ритуалов – свадеб, похорон, церемонии присвоения имени. Церемония присвоения имени проводится на седьмой день рождения ребенка. Если у женщины рождается первый сын, то она клеит на его лоб кружок из соломы сорго, кукурузы или мелкого красного и белого бисера.

У тутси существует полигамия, а подыскивают невест обычно родители и старейшины клана. Они не только находят подходящих невест, но и стараются использовать браки для максимального расширения связей своей семьи с другими общинами. Тем самым создаются условия для большей безопасности и ограничиваются возможности кровосмешения.

Брак заключается после выплаты выкупа за невесту. Он передается семьей жениха семье невесты и служит возмещением за ее потомство, которое отныне будет принадлежать семье мужа. Брачный выкуп - скот. Раньше тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, входили в аристократический слой Руанды. У них были касты, между которыми сохранялись брачные барьеры. Тутси редко брали в жены женщин хуту. Постепенно различия между двумя народами стирались, тутси беднели. В случае невозможности выплаты выкупа, жених работал 2 года на тестя.

Создав семью, тутси поселяются в отдельной усадьбе. В нее входят несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. 20-60 усадеб объединяются в поселения, которые располагаются на холмах. Хижина имеет каркас из древесины и оплетку из камыша и соломы, по форме напоминающую улей. Вокруг жилища ставится высокий забор. Современные же богатые тутси предпочитают жить в современных коттеджах.

Хуту больше, но тутси выше. В одной короткой фразе - суть затянувшегося на многие годы конфликта, в результате которого пострадали миллионы людей. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

Причина ее очень проста: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - был нарушен единственный в своем роде «общественный договор», существовавший между двумя африканскими народами в течение как минимум пяти веков.

Симбиоз кочевников и земледельцев

В конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту. В XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси именуются баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси улыбнулась удача. Завоевав страну, они сумели создать здесь своеобразную экономическую систему, получившую название убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своеобразный симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п.

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократией, их занятиями были война и поэзия. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Нколе) образовали своеобразную касту "благородных". Земледельцы не имели права владеть скотом, а лишь занимались его выпасом на определенных условиях; они также не имели права занимать административные посты. Так продолжалось многие века. Однако конфликт между двумя народами был неизбежен - как в Руанде, так и в Бурунди хуту составляли большинство населения - более 85%, то есть сливки снимало возмутительное нацменьшинство. Ситуация, напоминающая спартанцев и илотов в Древней Элладе. Спусковым крючком для этой большой африканской войны стали события в Руанде.

Равновесие нарушено

Доколониальная история. Неизвестно, когда первые хуту поселились на территории современной Руанды. Тутси появились в этом районе в начале 15 в. и вскоре создали одно из самых крупных и могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Оно отличалось централизованной системой управления и строгой иерархичностью, основанной на феодальной зависимости подданных от господ. Поскольку хуту признали над собой господство тутси и выплачивали им дань, на протяжении нескольких веков руандийское общество сохраняло относительную стабильность. Бóльшая часть хуту были земледельцами, а большинство тутси - скотоводами.

Руанда в колониальный период. В 1899 Руанда как часть административно-территориальной единицы Руанды-Урунди вошла в состав колонии Германская Восточная Африка. Германская колониальная администрация опиралась на традиционные институты власти и занималась преимущественно вопросами поддержания мира и общественного порядка.

Бельгийские войска захватили Руанду-Урунди в 1916. После окончания Первой мировой войны по решению Лиги наций Руанда-Урунди в качестве подмандатной территории перешла под управление Бельгии. В 1925 Руанда-Урунди была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. После Второй мировой войны Руанда-Урунди по решению ООН получила статус подопечной территории под управлением Бельгии.

Бельгийская колониальная администрация использовала в своих интересах существовавшие в Руанде институты власти, сохранив систему косвенного управления, опорой которой было этническое меньшинство тутси. Тутси стали тесно сотрудничать с колониальными властями, получив ряд социальных и экономических привилегий. В 1956 бельгийская политика коренным образом изменилась в пользу большинства населения - хуту. В результате процесс деколонизации Руанды протекал сложнее, чем в других африканских колониях, где метрополии противостояло местное население. В Руанде противоборство шло между тремя силами: бельгийской колониальной администрацией, недовольной элитой тутси, стремившейся к ликвидации бельгийского колониального управления, и верхушкой хуту, которая боролась против тутси, опасаясь, что последние составят господствующее меньшинство в независимой Руанде.

Однако хуту одержали верх над тутси в ходе гражданской войны 1959-1961, которой предшествовала серия политических убийств и погромов на этнической почве, что послужило причиной первого массового исхода тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев-тутси были вынуждены искать убежище в соседних Уганде, Конго, Танзании и Бурунди. Руандийские власти считали беженцев иностранцами и препятствовали их возвращению на родину.

Независимая Руанда. 1 июля 1962 Руанда стала независимой республикой. Конституция, принятая 24 ноября 1962, предусматривала введение в стране президентской формы правления. Первым президентом Руанды был избран Грегуар Кайибанда, бывший учитель и журналист, основатель партии Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), которая стала единственной политической партией страны. В декабре 1963 группа беженцев-тутси с территории Бурунди вторглась в Руанду и была разбита частями руандийской армии при участии бельгийских офицеров. В ответ правительство Руанды инспирировало резню тутси, которая вызвала новую волну беженцев. Страна превратилась в полицейское государство. На выборах 1965 и 1969 Кайибанда был переизбран на пост президента страны.

Со временем верхушка хуту северных районов Руанды стала осознавать, что правящий режим ее обманул. В результате этнический конфликт перерос в противоборство региона с центральной властью. В июле 1973, за два месяца до запланированных выборов, на которых Кайибанда должен был баллотироваться на безальтернативной основе, в стране произошел военный переворот, возглавленный хуту-северянином генерал-майором Жювеналем Хабьяриманой, министром национальной армии и государственной безопасности в правительстве Кайибанды. Было распущено Национальное собрание, запрещена деятельность Пармехуту и других политических организаций. Функции президента страны взял на себя Хабьяримана. В 1975 власти инициировали создание правящей и единственной в стране партии Национальное революционное движение за развитие (НРДР). Впервые избранный президентом в 1978, Хабьяримана был переизбран на этот пост в 1983 и 1988. Хотя его режим претендовал на то, чтобы называться демократическим, он на самом деле являлся диктатурой, которая правила с помощью насилия. Одним из первых его шагов стало физическое уничтожение ок. 60 политических деятелей-хуту из состава предыдущего правительства. Опираясь на систему непотизма и не брезгуя заказными убийствами, Хабьяримана официально объявил о наступлении в стране мира между этническими группами. В реальности официальная политика, в том числе и в области образования, в 1980-е - первой половине 1990-х годов способствовала еще большему разделению руандийцев по этническому признаку. Фальсифицировалось историческое прошлое Руанды. Для тутси, оставшихся на территории Руанды, был ограничен доступ к получению образования и занятию государственных должностей. В 1973 по распоряжению властей всех граждан обязали иметь при себе удостоверения об этнической принадлежности, которые для тутси позднее стали «пропусками на тот свет». С этого времени хуту стали считать тутси «внутренними врагами».

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год, оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года в результате военного переворота была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Тем временем бежавшие еще в конце 80-х годов из Руанды тутси создали так называемый Руандийский патриотический фронт (РПФ), базирующийся в Уганде (там как раз к власти пришел президент Мусавени, по происхождению родственник тутси). РПФ возглавил Поль Кагаме. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду и захватили столицу Кигали. Кагаме стал правителем страны, а в 2000 году был выбран президентом Руанды.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту стали помогать вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, вынужденным бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалась вовлечена еще одна страна - Конго.

Направление на Конго

16 января 2001 года был убит президент Демократической республики Конго Лоран-Дезире Кабила, причем первыми эту информацию распространили спецслужбы Уганды. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была доля истины.

Лоран-Дезире Кабила пришел к власти, свергнув диктатора Мобуту, в 1997 году. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, которые к тому времени правили как в Уганде, так и в Руанде.

Однако Кабила очень быстро умудрился поссориться с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и расформировывает подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерении "восстановить средневековую империю тутси". В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими устав ООН.

В результате хуту, сбежавшие из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли прибежище в Конго, а в ответ Кагаме ввел на территорию этой страны свои войска. Начавшаяся война быстро зашла в тупик, пока Лоран Кабила не был убит. Спецслужбы Конго нашли и приговорили к смерти убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Чтобы закончить войну, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года два президента - Кагаме и Кабила - подписали соглашение, по которому хуту, участвовавшие в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежавшие в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящийся там 20-тысячный контингент своих вооруженных сил.

Сегодня вольно или невольно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. Танзания стала прибежищем для тысяч беженцев-хуту, а свои войска в Конго на помощь Кабиле послали Ангола, а также Намибия и Зимбабве.

США на стороне тутси

Как тутси, так и хуту пытались найти себе союзников в западных странах. У тутси это получилось лучше, впрочем, у них изначально было больше шансов на успех. В том числе потому, что им проще найти общий язык - элитарное положение тутси многие десятилетия давало им возможность получать образование на западе.

Именно так нашел себе союзников нынешний президент Руанды, представитель тутси Поль Кагаме. В трехлетнем возрасте Поля вывезли в Уганду. Там он стал военным. Вступив в Угандийскую армию национального сопротивления, участвовал в гражданской войне, дослужился до должности заместителя начальника угандийского управления военной разведки.

В 1990 году он прошел штабные курсы в форте Ливенуорт (Канзас, США) и лишь после этого вернулся в Уганду, чтобы возглавить поход на Руанду.

В результате Кагаме прекрасно наладил связи не только с американскими военными, но и с американской разведкой. Но в борьбе за власть ему мешал тогдашний президент Руанды - Жювеналь Хабьяримана. Но вскоре это препятствие было устранено.

Аризонский след

4 апреля 1994 года ракета «земля-воздух» сбила самолет с президентами Бурунди и Руанды на борту. Правда, по поводу причин гибели президента Руанды существуют разноречивые версии. Я связался с известным американским журналистом Уэйном Мэдсеном, автором книги «Геноцид и тайные операции в Африке. 1993-1999» (Genocide and Covert Operations in Africa 1993-1999), который провел собственное расследование событий.

По словам Мэдсена, в форте Ливенуорт Кагаме вступил в контакт с DIA - военной разведкой США. При этом Кагаме, по данным Мэдсена, сумел найти взаимопонимание и с французской разведкой. В 1992 году будущий президент провел две встречи в Париже с сотрудниками DGSE. Там Кагаме обсуждал детали убийства тогдашнего президента Руанды Жювеналя Хабьяриманы. В 1994 году он вместе с президентом Бурунди Киприеном Нтарьямирой погиб в сбитом самолете. «Я не считаю, что Соединенные Штаты несут прямую ответственность за теракт 4 апреля 1994 года, однако, оказанная Кагаме военная и политическая поддержка позволяет предположить, что некоторые члены американского разведсообщества и военных играли прямую роль в разработке и планировании апрельской террористической атаки», - рассказал Мэдсен.

Бельгийский подход

Между тем, три из четырех стран, участвующих в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность остановить конфликт.

По данным Алексея Васильева, директора Института Африки РАН, после того, как боевики хуту расстреляли десять бельгийских миротворцев, Брюссель отдал распоряжение вывести из этой страны всех своих военнослужащих. Вскоре после этого в одной из руандийских школ, которую должны были охранять бельгийцы, было убито около 2 тысяч детей.

Между тем, бросать Руанду бельгийцы просто не имели права. Согласно рассекреченному отчету бельгийской военной разведки SGR от 15 апреля 1993 года, бельгийская община в Руанде насчитывала на тот момент 1497 человек, из них 900 проживало в столице Кагали. В 1994 году было принято решение эвакуировать всех граждан Бельгии.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По нашим данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая «Академия Хуту».

Кстати, по данным эксперта ООН по незаконной торговле оружием и директор Института мира в Антверпене Йохана Пелемана, снабжение хуту оружием в 90-е годы проходило через Остенде - один из крупнейших портов Бельгии.

Выход из тупика

Пока все попытки примирить тутси и хуту оказываются безрезультатны. Провалился способ Нельсона Манделы, опробованный в Южной Африке. Став международным посредником на переговорах между правительством Бурунди и повстанцами, бывший президент ЮАР в 1993 году предложил схему «один человек - один голос», заявив, что мирное урегулирование семилетнего межэтнического конфликта возможно лишь при отказе меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что «армия должна состоять, по крайней мере наполовину, из другой основной народности - хуту, а голосование следует проводить по принципу один человек - один голос». Собственно, после такой инициативы Манделы не удивительно то, что произошло далее...

Власти Бурунди попытались пойти на этот эксперимент. Кончился он печально. В том же 1993 году президент страны Пьер Буйоя передал власть законно избранному президенту-хуту Мельхиору Ндайде. В октябре того же года военные убили нового президента. В ответ хуту истребили 50 тысяч тутси, а армия уничтожила в отместку 50 тысяч хуту. Погиб и следующий президент страны - Киприен Нтарьямира - именно он летел в одном самолете с президентом Руанды 4 апреля 1994 года. В результате в 1996 году Пьер Буйоя вновь стал президентом.

Сегодня власти Бурунди считают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" - значит продолжать войну. Поэтому нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических групп. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, сколько оно продлится, никто не знает.

Положение в Руанде выглядет более спокойным - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, независимо от их национальной принадлежности. Однако жестоко преследует тех хуту, которые виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Алексей Васильев, директор института Африки РАН, журналист-международник газеты «Правда» по Африке и Ближнему Востоку:

Насколько сегодня различаются тутси и хуту?
За многие столетия они породнились, но это все-таки разные народы. Их древняя история не совсем ясна. Тутси больше кочевники, и они традиционно хорошие солдаты. Но язык у тутси и хуту один.
Какова была позиция СССР, а теперь России в этом конфликте?
СССР не занимал никакой позиции. В Руанде и Бурунди, у нас не было никаких интересов. Разве что там, кажется, работали наши врачи. В Демократической республике Конго в то время существовал Мобуту, союзный США. Этот режим был враждебен СССР. Я лично встречался с Мобуту, и он мне говорил: «Почему вы думаете, что я против Советского Союза, я с удовольствием ем вашу икру». У России, тоже не было никакой позиции в отношении событий в Руанде и Бурунди. Только наши посольства, очень небольшие и все.
После убийства Лорана-Дезире Кабилы его место занял сын Жозеф. Его политика отличается от отцовской линии?
Лоран-Дезире Кабила - это партизанский лидер. Видимо, руководствуясь идеалами Лумумбы и Че Гевары, он взял власть в огромной стране. Но он позволял себе выпады против запада. Сын же стал сотрудничать с западом.

P. S. Российское присутствие в Руандене ограничивается посольством. С 1997 г. здесь по линии МЧС России реализуется проект «Автошкола», преобразованный в 1999 году в Политехнический центр.

События, которые произошли в Руанде в 1994 году, справедливо считаются одним из самых ужасных массовых преступлений в ХХ веке. Страна разделилась на два враждующих лагеря и фактически начала уничтожать себя. По скорости совершаемых преступлений геноцид в Руанде превосходил даже нацистские концлагеря во время Второй мировой войны. За три месяца массовых расправ было уничтожено около 1 миллиона человек.

Между представителями двух народностей, проживающих в Руанде, тутси (являлись жертвами) и хуту (являлись палачами), существовали только самые незначительные различия, но это не помешало им начать истребление друг друга. Так что же представляет собой геноцид в Руанде 1994 года, как люди практически одной крови стали ненавидеть друг друга?

Что такое геноцид?

Для того чтобы разобраться в этом ужасном явлении, следует дать основные определения, которые характеризируют происходящее события и то, что представляла собой страна Руанда 1994 года.

Геноцид - это целенаправленное и умышленное уничтожение нации, расы или народности. Геноцид может также подразумевать систематическое унижение достоинства, психологическое давление, которое ведет к падению морального духа.

Руанда

Руанда является маленьким, неразвитым африканским государством. Страну населяют несколько чернокожих народностей. Руанда на карте Африки находится в восточной части материка. В стране очень незначительная часть городов и городского населения. Столица Руанды - Кигали.

Тутси и хуту

Народность хуту и по сей день составляет этническое большинство в Руанде (около 85 %). Тутси как во времена резни, так и сегодня остаются в меньшинстве (14 %).

Многие исследователи откровенно не понимают, отчего произошел геноцид в Руанде. Как на момент резни, так и сегодня никаких языковых или антропологических отличий между народностями хуту и тутси не существует. Еще с XV века племена жили довольно мирно: хуту обрабатывали землю, а тутуси разводили скот. Хуту имели немного более темный, чем у тутси, цвет кожи и были чуть ниже ростом. Но в целом народности были близки друг к другу. Только со временем тутси начали выделяться по социальным признакам и создали аристократическую верхушку общества, то есть стали более состоятельными, чем хуту. Эта верхушка была закрытой кастой, и тот, кто терял состояние, переходил в разряд беднейших слоев населения, основой которого были хуту. Но резня в Руанде возникла не по социальным, а по этническим признакам.

Предыстория конфликта

Руанда, страна хуту и тутси, согласно решениям Берлинской конференции 1885 года, перешла под контроль Германии. Но в начале ХХ века ее захватили бельгийские войска и присоединили ее территорию к Бельгийскому Конго. С этого момента начинается история Руанды как страны.

С начала 1918 года, согласно решению Лиги Наций, страна осталась под владением бельгийцев. Но интересно то, что и немецкие, и бельгийские колонизаторы ставили наместниками на управленческие посты исключительно тутси, считая их более образованными и ответственными.

Именно в первой половине ХХ века начались противостояния вышеупомянутых народностей, многих хуту не устраивало социальное положение, и они начали выступать как против местных аристократов тутси, так и против бельгийского владычества. Таким образом, к 1960 году в Руанде свергли монарха. Это было прямым следствием борьбы хуту.

В 1973 году в стране произошел путч, в результате которого к власти пришел министр Жювеналь Хабьяримана (находился на своем посту вплоть до начала трагических событий). Новый президент начал устанавливать свои правила в политике: создал партию - Национальное революционное действие, взял четкий курс на «плановый либерализм», который предполагал государственное регулирование экономики и частную инициативу одновременно. Развитие страны он планировал осуществить за счет внешних инвестиций. Столица Руанды превратилась в современный город.

Руандийский патриотический фронт

В начале 90-х годов ХХ века в среде эмигрантов тутси возникает экстремистская группировка под названием Руандийский патриотический фронт. Радикалы во внешней политике ориентировались на США и страны НАТО, и уже в 1994 году их численность возросла до 15 тыс. человек.

Начало геноцида

Событием, которое спровоцировало геноцид в Руанде, послужило падение самолета с президентом страны Жювеналем Хабиаримана 6 апреля 1994 года. После этого начались массовые преступления против тутси.

В стране сразу же происходит очередной военный путч, в результате которого к власти приходят хуту, подчинившие себе правительство, армию и ополчение «интерахамве», которое начало этнические чистки народности тутси. Резня в Руанде стала своеобразным ответным шагом эмигрантам-экстремистам РПФ, которые желали отомстить хуту за постоянные протесты в стране. За три месяца зверств было уничтожено около миллиона человек.

Роль СМИ

Все средства массовой информации, от газет до радио, активно подогревали античеловеческие настроения, которые можно сравнить разве что с фашистским режимом, призывая истреблять тутси. Даже тогдашний глава страны Теодор Синдикубвабо лично приызвал мстить врагам. Тем временем руандийская газета «Кангура» напечатала манифест под названием «Десять заповедей хуту», который стал своеобразным вдохновителем преступлений.

Фанатически настроенные хуту вооружались мачете и дубинками и шли уничтожать своих сограждан, соседей и даже друзей, называя их «тараканами», которые не достойны жизни.

Ярким примером является ситуация бывшей сотрудницы престижной авиакомпании «Эйр Руанда» Мкиамини Ньирандегеи, которая по сей день находится в тюрьме за то, что убила собственного супруга и детей. И таких историй фанатичного патриотизма и самоотверженности очень много.

Даже католические священники часто выступали в роли провокаторов и подстрекателей в этих трагических событиях. Они выдавали места, где прятались тутси, и призывали к массовым расправам.

Ярким примером таких расправ является резня в психиатрической больнице - ополченцы-хуту вырезали сотни тутси, которые укрывались здесь от настигшей беды. То же самое случилось в школе Дон Боско, где было уничтожено около двух тысяч тутси.

Геноцид в Руанде приобретал кульминационный характер, а жестокость только нарастала. Тысячи человек сжигали заживо, варили в расплавленной резине, отсекали конечности и бросали в реку. Такого ужаса не знала Африка. Руанда за несколько месяцев превратилась в ад на земле.

Так, в монастыре Сову сожгли 7 тысяч обездоленных тутси, которых не спасло даже то, что они находились в культовом здании. Их место выдали сами священники, а по некоторым данным они и выступали в роли палачей. Таким образом, пропаганда жестокости действовала даже на служителей церкви.

Роль ООН

Организация Объединенных Наций с начала известных событий в Руанде занимала нейтральную, наблюдательную позицию, что наводит на мысли об эффективности деятельности данной организации. Штаб-квартира ООН официально приказала не вмешиваться в конфликт. Хотя знала о всех происходящих событиях от военных корреспондентов и информаторов.

Несмотря на все дальнейшие крики о помощи от национальных элит Руанды, ООН не предприняла совершенно никаких попыток не то что военного вмешательства, но и введения миротворцев. Все время решение по конфликту или затягивалось, или вовсе откладывалось.

Но в конце концов геноцид в Руанде был остановлен наступлением Руандийского патриотического фронта, который занял такие города, как Кигали, Гисеньи и Бутаре. Около 2 миллионов преступников-хуту сбежало за пределы страны, боясь мести со стороны тутси.

На чем основывалась трагедия

Можно ли считать основной причиной резни в Руанде этнический конфликт? Как известно, уничтожались не только тутси, но и хуту, которые не хотели участвовать в массовых убийствах. Некоторые свидетельства гласят, что разъяренные «борцы» уничтожали даже тех, кто не был им врагом. Поэтому конфликт имеет более сложную природу, чем националистическая.

Опубликовал: , посмотрело: 4 057 | Благодарностей: 1 |
В 1994 году в Руанде всего за 100 дней было убито миллион человек. 10 000 человек в день! Женщин, детей, стариков - без разбора уничтожали целый народ тутси. Такое невозможно представить, тем более, это все происходило не когда-то тогда, а при нашей жизни, всего 20 лет назад. В отличие от других актов геноцида про Руанду мало кто знает, хотя количество жертв просто невероятное. Просто до Африки нет никому дела. Многие вообще не найдут Руанду на карте мира. Несмотря на то, что о планах полного истребления тутси было известно заранее, ни американцы, ни европейцы не вмешались. Точнее, вмешательство ограничилось эвакуацией своих граждан. Здесь рекомендую посмотреть фильм «Отстреливая собак».

В Кигали, столице Руанды, есть музей геноцида. Он одновременно является и мемориалом памяти жертв трагедии. Сюда приходят те, кто выжил, сюда приносят последние фотографии погибших. Самый тяжелый зал - с большими детскими фотографиями. Под каждой фотографией короткая справка: имя ребенка, возраст, что любил, кем хотел стать и как его убивали.

КТО ТАКИЕ ТУТСИ И ХУТУ

Племена тутси и хуту обосновались на территории современной Руанды много веков назад. Сначала с юга континента пришли земледельцы хуту с поисках новых пахотных земель. Позже с севера на ту же территорию пришли скотоводы тутси со своими стадами. Ситуация сложилась так, что вся власть в их поселениях оказалась в руках представленных в меньшинстве тутси. Они собирали налоги с крестьян-хуту, жили в достатке и не занимались физическим трудом.


Сначала немецкие, а потом бельгийские колонисты поддерживали власть тутси. Причиной стало происхождение тутси: европейцы рассудили, что если это племя раньше обитало в северной части Африки, то значит, оно генетически ближе к европеоидной расе и имеет превосходство над хуту. Положение хуту становилось все хуже и бесправнее, и в конце концов в 1959 году этот народ устроил восстание и захватил власть в стране. Начались этнические чистки, десятки тысяч тутси погибли, еще около 300 тысяч вынуждены были бежать в соседние страны. В Руанде до 1994 года установилось господство хуту.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РУАНДЕ

Гражданская война в Руанде началась в 1990 году. К тому времени тутси, изгнанные из страны в 1959 году, организовали на территории соседней Уганды движение Руандийский патриотический фронт (РПФ) и спланировали вторжение в родную страну. Отряды тутси прятались в лесах и горах, периодически нападая на города и ведя партизанскую войну. В 1992 году они согласились на переговоры с властями. В 1993 году тутси и хуту подписали соглашение, по которому члены РПФ вошли во временное руандийское правительство, все беженцы-тутси получили право вернуться на родину и обе стороны прекратили военные действия. Был заключен хрупкий мир. Следить за выполнением условий соглашения приехала специальная миссия ООН из 2,5 тысяч бельгийских военных.


Радикально настроенные хуту были недовольны заключенным миром. Они продолжили разжигать среди населения ненависть к тутси и агитировать за их полное уничтожение. В стране начали появляться радикальные молодежные боевые группы интерахамве, военные тренировали их и вооружали огнестрельным оружием. Кроме того военные «в мерах предосторожности» раздавали гражданам-хуту мачете.


Тренировка армии хуту


В Руанде печатались агитжурналы, в которых, в частности, распространялись националистские «Десять заповедей хуту». Вот первые 4 заповеди. В них говорится, что любой хуту, имеющий связи с женщинами тутси, - предатель. Также утверждается, что все тутси нечистоплотны в бизнесе и что единственное, к чему они стремятся, - это национальное превосходство над хуту.


Также в стране работало радио, по которому передавалась пропаганда о том, что тутси хотят вернуть себе былое положение и сделать из хуту рабов.

«Все, кто это слушает: вставайте и боритесь за нашу Руанду. Сражайтесь с любым оружием, которое сможете найти: если у вас есть стрелы, то со стрелами, если есть копья, то с копьями. Мы все должны бороться с тутси. Мы должны прикончить их, истребить их, вымести их из нашей страны».

«Милосердие - признак слабости. Проявите к ним милосердие, и они снова сделают вас рабами».

Пропаганда по радио RTLM в Руанде, 1994

ПОВОД ДЛЯ ГЕНОЦИДА

Поводом для начала массового истребления тутси стало убийство президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Оно произошло 6 апреля 1994 года. Самолет, в котором он летел, был сбит ракетой на подлете к Кигали. Радикалы обвинили в убийстве отряды тутси и отказались подчиняться приказам премьер-министра Агаты Увилингийиманы, которая по закону должна была стать и.о. президента. Они объяснили это тем, что они сами наведут в стране порядок. Премьер министр, ее муж и 10 сопровождавших их бельгийских солдат вскоре были убиты. Так же погибли многие другие политики, которые благосклонно относились к миру с тутси и пытались усмирить радикалов-военных.


Солдаты Руандийского патриотического фронта нашли тело бывшего премьер-министра Агаты Увилингийиманы


«Судя по всему, план состоит в том, чтобы уничтожить реальных и потенциальных союзников РПФ и ограничить таким образом возможности сопротивления РПФ и тутси... Конца беспрецедентному кровопролитию пока не предвидится».

«Корни насилия в Руанде», Госдепартамент США, Управление разведки и исследований, 29 апреля 1994


Официальное расследование смерти президента Руанды установило, что его самолет был сбит радикалами-хуту, не желавшими заключения мира с тутси и искавшими повода для их истребления.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Через несколько часов после гибели президента военные сформировали Кризисный комитет и сразу же отдали приказ убивать тутси. Приказ касался не только военных: призывы брать мачете и убивать своих соседей-тутси транслировались по радио обычным гражданам-хуту.


Радио RTLM транслирует призывы истреблять тараканов-тутси


Зверства президентской гвардии, жандармерии и добровольческих молодежных отрядов интерахамве служили им примером. А если кто-то из хуту отказывался в этом участвовать или укрывал тутси, то его тоже убивали.

100 ДНЕЙ ГЕНОЦИДА

Военные и добровольцы прочесывали дома в поисках тутси и убивали их на месте, не щадя ни женщин, ни детей. Еще до начала геноцида во многих населенных пунктах были составлены списки жителей-тутси, поэтому военным не составляло труда искать новых жертв.

«Был страшный переполох: интерахамве врывались в дома, резали коров и убивали людей. Сначала они убили моего брата и его жену. Их тела за ноги подвесили к дереву. Потом убийцы привели нас к колодцу. Они изрезали нас мачете и скидывали в яму. Из моей семьи никто не выжил, кроме меня.

Перед тем, как меня сбросили в яму, я была изнасилована. Это было так больно и стыдно, что мне хотелось умереть. Мне было всего 25 и я думала, что моя жизнь больше ничего не стоит.

Они надругались надо мной и сбросили в яму с трупами. Кто-то, как и я, еще мог дышать, и когда убийцы ушли, мы попытались выбраться. На третий день мне это удалось, но тот человек уже был не в силах. Скорее всего, он так и умер там».

Свидетельство очевидца


На всех дорогах хуту размещали контрольно-пропускные пункты. У проходящих через них людей проверялись документы, так как в руандийских паспортах была графа «национальность». Если в руки хуту попадали представители тутси, то их тут же рубили мачете, а тела бросали прямо на обочинах дороги. Позже национальную принадлежность людей начали идентифицировать «на глаз»: тутси определяли по отсутствию следов въевшейся грязи на ладонях, правильному произношению, прямому носу и высокому росту.

«Мне удалось забраться на манговое дерево. Солдаты не нашли меня. Но они зашли в мой дом и убили всех, кто там был - маму, папу, бабушку. Я этого не видела, но я слышала их крики, вопли и стоны. Когда они замолкли, я поняла, что моя семья мертва.

Они вытащили тела из дома и бросили их во дворе. Я никого не могла не узнать. Все тела были изрезанные и расчлененные.

Я еще много часов просидела на дереве. Я просто оцепенела и ни о чем не могла думать. Но потом пришли одичавшие собаки. Они ходили вокруг трупов и поедали их. Это было невыносимо, я спустилась с дерева и бросилась бежать. В тот день я приняла осознанное решение, что мне нужно двигаться вперед и никогда не останавливаться.

Я так долго не ела, что когда мне наконец дали еды, я не могла даже открыть рот.

Убийцы моей семьи так и не были наказаны. Из-за этого я не чувствую себя в безопасности. Я боюсь, что придут хуту и продолжат то, что они начали. Люди думают, что геноцид в прошлом, но я до сих пор живу с ним».

Свидетельство очевидца



Многие тутси сбивались в группы и прятались от хуту в церквях и школах. Вошедшие во вкус хуту давили заполненные людьми постройки бульдозерами и добивали мачете пытавшихся убежать. Также тутси искали помощи у бельгийских военных, укрывались на их блокпостах. В таких случаях группы озверевших хуту располагались вокруг убежища и караулили пытавшихся выбраться тутси. Если такие были, то их убивали прямо на глазах у бельгийцев, пользуясь тем, что европейским военным было запрещено вмешиваться во внутренние дела Руанды.

«Я просила солдат застрелить меня. Лучше быть застреленной, чем умереть от мачете. Но вместо этого они изнасиловали и избили меня, потом сорвали всю одежду и бросили в общую могилу. Все мое тело было в крови людей, лежавших в могиле. Многие из них были еще живы. Там была женщина с отрезанными ногами, которая все еще дышала.

Проходивший мимо мужчина вытащил меня из могилы. Он прятал меня от хуту и насиловал, давая взамен еду и воду. Он говорил: "Какая разница, ты все равно скоро умрешь"».

Свидетельство очевидца



Если радикальные группировки-хуту сталкивались с сопротивлением населения, то они вызывали на место военные отряды, и те быстро расправлялись с малочисленными тутси.

«В поисках безопасного места во время геноцида я прошла через несколько коммун. Я встречалась со многими убийцами и потеряла по пути пятерых детей. Потом я была с тутси, которые организовали сопротивление на холме. Убийцы не могли победить нас, и поэтому они вызвали военное подкрепление. После того, как военные разбили нас, они вернулись, чтобы добить оставшихся в живых мужчин и изнасиловать женщин. Меня насиловали вместе с моей матерью. Они поставили нас бок о бок. Сначала нас по очереди насиловали два солдата. Потом они отдали нас остальным. После изнасилования они отпустили мою мать, а меня оставили при себе как их "жену"».

Свидетельство очевидца



Относительно спокойно было только на севере страны, то есть на территориях, захваченных войсками РПФ. Одновременно с событиями геноцида они продолжали вести гражданскую войну с правительственными войсками.

«Я единственная, кто остался в живых [из большой группы тутси]. Глава района отдал приказ изнасиловать меня. Меня сразу же забрал мужчина, которого я никогда раньше не видела, но сейчас я знаю его имя. Он делал со мной все, что он хотел, бил и насиловал меня каждый раз, когда возвращался домой после убийств. Он спрятал всю мою одежду, и я была там совершенно голая. Я хотела покончить с собой в туалете, я вышла на улицу, чтобы дойти до него, но вместо этого я просто сбежала и спряталась в кустах. Утром меня нашли солдаты РПФ.

Из четырех безжалостнейших убийц, которых я встретила во время геноцида, я знаю троих. Сейчас они так и живут среди нас и среди многих других убийц, которые никогда не будут осуждены».

Свидетельство очевидца



Многие тутси были убиты своими же соседями, коллегами, знакомыми, бывшими друзьями или даже родственниками через брак. Женщин-тутси часто захватывали в сексуальное рабство и убивали после долгих издевательств, пыток и изнасилований. Многие из тех, кто остался жив, заразились СПИДом.

«Мне удалось улизнуть из дома, [где меня держали в сексуальном рабстве], но моей сестре не так повезло. Ее убили. Я так обезумела от этой новости, что я сама пошла к интерахамве, чтобы они прикончили и меня.

Но вместо того, чтобы убить меня, один из них увел меня в заброшенный дом и изнасиловал. Потом он показал мне гранаты и патроны и сказал выбирать, какой смертью я хочу умереть. Я схватила гранату и швырнула ее на землю, надеясь, что она взорвет меня, но она не взорвалась. Тогда он позвал своих друзей, чтобы те наказали меня. Они все меня изнасиловали.

Они оставили меня одну, разорванную, в крови и нечистотах. Я пролежала там пять дней, и я не знаю, как я выжила. Потом я как зомби вышла из дома в поисках того, кто сможет меня убить. Я не знала, что к тому времени РПФ уже освободили эту территорию от хуту. Мне навстречу шли одетые в униформу солдаты, я кричала им гадости и оскорбления, надеясь, что они разозлятся и убьют меня. Но вместо этого они пытались меня успокоить и потом отвезли в больницу.

В больнице я узнала, что я ВИЧ-инфицирована. Но мне не хочется говорить об этом».

Свидетельство очевидца



Тела мертвых тутси часто сбрасывали в реки, которые текут в северном направлении, чтобы они «вернулись туда, откуда пришли».

«Река Кагера течет по глубокому ущелью, которое образует естественную границу между Руандой и Танзанией. В сезон дождей река полнеет и сносит со склонов огромные комья травы и небольшие деревья. Поздней весной 1994 года то же самое произошло с человеческими телами. Они все были скрученные и запутанные, их мотало по порогам до тех пор, пока они не попадали в спокойную воду, которая несла их в Викторию. Они не выглядели мертвыми. Они были похожи на пловцов, потому что сильное течение создавало иллюзию того, что они двигаются. Они казались мне такими живыми, что я даже вздрогнул, когда волны ударили их о камни. Я даже представил ту боль, которую они могли бы почувствовать. Пограничники сказали мне, что трупы проплывают мимо них сотнями каждый день. У некоторых из мертвецов руки были связаны за спиной. Они были застрелены, зарублены, забиты, сожжены, утоплены...»

Свидетельство очевидца



Многие хуту, участвовавшие в массовой резне, теряли контроль и превращались в настоящих маньяков, которым было неважно, кого именно убивать. С такими людьми власти расправлялись сами, потому что они «дискредитировали» программу геноцида.

НАСТУПЛЕНИЕ РУАНДИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФРОНТА

С началом геноцида, занимавший северные регионы страны РПФ снова выступил против армии хуту. К началу июля он захватил большую часть страны и вынудил хуту массово бежать за границу. Чуть позже он организовал коалиционное правительство с представителями тутси и хуту и объявил начавшую геноцид партию вне закона. Приход к власти Руандийского патриотического фронта и его предводителя Поля Кагаме ознаменовал конец геноцида. Поль Кагаме правит Руандой до сих пор.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГЕНОЦИДА И КОЛИЧЕСТВО УБИТЫХ

Геноцид длился примерно 100 дней - с 6 апреля по 18 июля 1994 года. За это время по разным оценкам было убито от 800 000 до 1 000 000 человек. При том что население Руанды по переписи 1991 года составляло 7,7 млн человек. Еще 2 000 000 человек (в основном хуту) бежали из страны, опасаясь возмездия со стороны РПФ. Тысячи из них умерли от эпидемий, быстро распространявшихся в переполненных лагерях беженцев.

Имена погибших тутси

Франсин, 12 лет. Любила яйца, чипсы, молоко и «Фанту». Дружила со своей старшей сестрой Клаудет. Зарублена мачете.
Бернардин, 17 лет. Любил чай и рис. Хорошо учился в школе. Убит мачете в церкви Ньяматы.

Фидель, 9 лет. Любил играть в футбол и есть чипсы. Много играл с друзьями и смотрел телевизор. Застрелен в голову.
Шанель, 8 лет. Любила бегать с отцом, смотреть телевизор и слушать музыку. Любимая еда - молоко и шоколад. Зарублена мачете.

Ариана, 4 года. Любила пироги и молоко. Много танцевала и пела. Умерла от ударов ножом в глаза и голову.
Давид, 10 лет. Любил играть в шутбол и смешить людей. Мчтал стать врачом. Перед смертью сказал: «ООН придут за нами». Замучен до смерти.

Патрик, 5 лет. Любил кататься на велосипеде. Любимая еда - чипсы, мясо и яйца. Был тихим и послушным. Зарублен мачете.
Увамвези и Ирен, 7 и 6 лет. Делили одну куклу на двоих. Любили свежие фрукты и много времени проводили с отцом. Взорваны гранатой.

Губерт, 2 года. Любимая игрушка - машинка. Последнее воспоминание - о том, как убили его маму. Застрелен.
Аврора, 2 года. Любила играть в прятки со старшим братом. Была очень разговорчивой. Сожжена заживо в церкви Гикондо.

Фабрис, 8 лет. Любила плавать и есть шоколад. Больше всех дружила со своей мамой. До смерти забита дубинкой.
Ивонн и Ив, 5 лет и 3 года. Брат с сестрой. Любили чай с молоком и чипсы. Зарублены мачете в доме бабушки.

Тьерри, 9 месяцев. Была на грудном вскармливании. Много плакала. Мать собственноручно зарубила ее мачете.
Филетта, 2 года. Любила играть в куклы. Любимая еда - рис и чипсы. Убита ударом об стену.

РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

В апреле, по мере того, как насилие в Руанде становилось все необузданее, западные страны эвакуировали своих граждан. Тогда же ООН отдала приказ миротворческой группе бельгийских солдат покинуть страну. Они вернутся туда только через несколько месяцев после окончания геноцида.


На просьбу вмешаться и остановить геноцид Штаты ответили, что «традиционная приверженность США к свободе слова не согласуется с такими мерами». На самом деле за полгода да этого войска США очень неудачно поучаствовали в военных действиях в Сомали, поэтому власти воздержались от нового военного вмешательства.

В конце июня в Руанду пришли французские войска. Они расположись на территории, подконтрольной хуту, и по мнению многих наблюдателей, оказали поддержку устроившему геноцид правительству. Конечно, французы не давали хуту продолжать убивать тутси (хотя есть и другое мнение), но в тот момент, когда к ним подступала армия РПФ, они помогли многим высокопоставленным хуту сбежать от возмездия.


Французские войска устанавливают «зону безопасности» между наступающими войсками РПФ и остатками армии хуту

ОСВЕЩЕНИЕ ГЕНОЦИДА В МИРЕ

Геноцид в Руанде активно освещали в СМИ западные журналисты. Хуту ничуть не стеснялись того, что они творят, и запросто рубили людей мачете на глазах у иностранных наблюдателей. Позже власти Руанды, организовавшие массовую резню, начнут переживать о возможности международного вмешательства и обратятся к гражданам-хуту с просьбой продолжать убийства, но не оставлять трупы на улице. После этого неделями разлагавшиеся на улицах мертвые тела начали покрывать банановыми листьями, чтобы репортеры не могли снимать их с вертолетов.

Уже после геноцида правительства многих стран постарались представить произошедшее как проявление «племенного насилия» или «давней этнической ненависти». Никто не хотел признавать, что это было преднамеренное уничтожение людей другой национальности с целью сохранить политическую силу и власть.

ПОВЕДЕНИЕ ООН

Миротворческая миссия ООН еще до убийства президента Руанды знала о подготовке радикалов к геноциду. Она запрашивала разрешение у Совбеза ООН начать устраивать на них облавы, но тот запретил ей вмешиваться во внутренние дела государства. Запрет не сняли и после начала массовых зверств и убийств.


ООН долго отказывалась признать происходящее геноцидом, потому что в случае признания ей пришлось бы вмешаться, а она этого не хотела. В США власти тоже запретили должностным лицам использовать слово «геноцид». Только к середине мая ООН признала, что в Руанде «был совершен акт геноцида» и пообещала направить туда 5 500 военных и 50 бронетранспортеров. К этому моменту хуту убили уже 500 000 человек. Обещанные военные так и не попали в Руанду, потому что ООН не смогла договориться с США о стоимости БТР. До конца геноцида ООН так и не вмешалась в ситуацию.

После окончания геноцида ООН направила в Руанду вторую миссию, которая помогала восстанавливать порядок на улицах и убирать тысячи мертвых тел.

В 1999 году генсек ООН Кофи Аннан публично принес извинения за «прискорбное бездействие» и «политическое безволие» руководства организации.

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ГЕНОЦИДА

Из двух миллионов хуту, которые бежали в соседние страны после прихода к власти РПФ, многим вскоре пришлось вернуться обратно в Руанду. Немногочисленные оставшиеся в живых тутси в глубоком молчании провожали их взглядами, когда те возвращались в свои дома. Новое правительство Руанды совершило очень смелый шаг и ввело мораторий на аресты подозреваемых в совершении геноцида. Тогдашний министр обороны и нынешний президент Руанды Поль Кагаме говорил: «Люди могут меняться. И некоторые из них даже становятся лучше после того, как им подарят прощение и дадут второй шанс».


«Руандийцы мирно уживались друг с другом в течение шести сотен лет, и нет ни одной причины, почему они снова не могут жить в мире. Позвольте мне обратиться к тем, кто решил идти по убийственному пути конфронтации: я напоминаю вам, что эти люди - такие же руандийцы, как и вы. Откажитесь от пути геноцида и разрушений, возьмитесь за руки с другими руандийцами и направьте свою энергию на добрые дела».

Сообщение президента Руанды Пастера Бизимунгу, 1994 год


Несмотря на призывы к миру, в течение нескольких месяцев после геноцида по стране продолжались убийства: тутси мстили за смерть своих родных, а хуту избавлялись от свидетелей, которые могли бы выступить против них в суде.

В 1996 году в городе Аруша в Танзании начал работу Международный уголовный трибунал по Руанде. Его целью было выявление и наказание организаторов геноцида. За время своей работы он рассмотрел дела 93 обвиняемых, из которых 61 были приговорены к разным срокам тюремного заключения. Среди них организаторы радикального молодежного движения интерахамве, руководители армии, отдававшие приказы о начале геноцида, и ведущий руандийской радиостанции, призывавший в эфире убивать тутси.


«Геноцид кардинально изменил мою жизнь. Теперь я калека и поэтому я живу в бедности. Я не могу принести себе воды или вспахать землю. Я жутко страдаю от всех травм, горя и бессонницы. Я изолирована от других людей. Мне обидно и горько. Я все время хочу рыдать и я всех ненавижу. Мне негде жить, потому что они разрушили дом моих родителей. И самое чудовищное, что у меня нашли ВИЧ. Я просто сижу и жду, когда смерть придет за мной».

Свидетельство очевидца



«Сейчас я чувствую стыд за то, что я не сопротивлялась насильникам. Мне снятся кошмары о том, что со мной произошло, и мне сложно поддерживать отношения с людьми. Но самое страшное то, что я родила ребенка от своего мучителя. Геноцид для меня до сих пор продолжается: я никогда не смогу забыть его, потому что я воспитываю его ребенка».

Свидетельство очевидца



«Я не знаю, за что меня преследовали, но тогда мне казалось, что бежать - это единственный выход. Сейчас я понимаю, что я должна была остаться и разделить участь своей семьи. Все мое тело было в ранах от дубинок и мачете, но я всегда убегала от тех, кто их держал. Меня насиловали и бесчестили, но я находила в себе храбрость убегать и жить дальше. Вы можете решить, что я смелая и отважная. Да, я действительно смотрела смерти в лицо. Я заплатила страшную цену за то, чтобы выжить. Но с другой стороны, мне просто повезло. Я не видела, как они убили мою семью. Не видела, как они упражнялись в стрельбе, используя маленьких детей в качестве мишеней. Такое никогда и ни с кем не должно происходить.

Я - одна из той толпы мертвецов, только я еще не похоронена. Я - живое напоминание о том, что случилось с миллионом других людей».

Свидетельство очевидца



«Я знаю тех людей, которые убили мою семью: родителей, трех братьев и сестру. Я готов простить их, потому что моих родных все равно уже не вернуть. Но это будет зависеть от того, как они попросят о прощении.

Я бы хотел жить в стабильной Руанде, где детям ничего не угрожает. В Руанде, в которой больше никогда не будет геноцида».

Свидетельство очевидца



«Во время процесса примирения убийца моей семьи пришел ко мне просить прощение. В то время я не простил его, потому моему сердцу было ужасно горько от случившегося. Но если он придет ко мне сейчас, то я его прощу. Господь сказал, что если мы простим, то простят и нас. Мы должны показать убийцам, что мы не такие, как они, что мы великодушны. Я думаю, что они сами поняли, что их действия не привели ни к чему хорошему. Давайте относиться к ним по-человечески».

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».



Похожие статьи
 
Категории