Кто такой драматург. В чем заключается работа в кино и на телевидении

17.07.2019

Первым драматургическим видом искусства, безусловно, является театр, истоки которого – в древнейших театрализованных представлениях, составляющих один из основных элементов празднеств в честь бога Диониса (V век до н.э.). Именно там триединая хорея – музыка, пение и танец, соединилась с эпической поэзией , что стало началом зарождением театра – вид искусства, в котором отражение реальной действительности достигается через драматургическое действие, осуществляемое игрой актера перед зрителями. Действенная природа театра находит отражение в драме.

Драма (от греч. drama – действие) – в широком смысле слова литературный род (наряду с эпосом и лирикой), представляющий действие , которое разворачивается в пространстве и во времени через прямое слово персонажа – монологи и диалоги. Если эпическое произведение свободно опирается на арсенал приемов и способов словесно-художественного освоения жизни, то драма «пропускает» эти средства сквозь фильтр сценических требований.

Как род словесного искусства, предназначенный для театра, драма рассматривается со времен Платона и Аристотеля, который замечает в «Поэтике», что «писатель может идти трояким путем в описании – становясь при этом чем-то посторонним, как это делает Гомер, или же от своего лица, не заменяя себя другими, или изображая всех действующими и проявляющими свою энергию».

Сценическое назначение драмы определило ее специфические признаки:

1. Отсутствие речи рассказчика, за исключением авторских ремарок. Монологи и диалоги выступают в драме как выразительно значимые высказывания. Они информируют читателя и зрителя о внешней обстановке действия и событиях, которые непосредственно не показаны, а также о мотивах поведения персонажей.

2. Рождение драматургического произведения дважды: «за столом» как литературное произведение драматурга и на сцене как его режиссерское, сценическое воплощение. Драматургическое произведение содержит в себе безграничный диапазон сценических истолкований. Перевод драмы как словесно-письменного произведения в зрелищно-сценическое влечет за собой разгадывание ее смыслов и подтекстов. Драматург как бы приглашает режиссера и актеров к созданию собственной версии его пьесы. В.Г.Белинский справедливо отмечал, что драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».

3. Действие – основа драмы. Английский романист Э.Форстер отмечал: « В драме всякое людское счастье и несчастье должно принимать – и действительно принимает – форму действия. Не получив своего выражения через действие, оно останется незамеченным и в этом заключается огромное различие между драмой и романом». Именно сплошная линия словесных действий персонажей отличает драму от эпоса с присущим ему (эпосу) свободным освоением пространства и времени. Драма – это обязательное активное непрерывное действие, которое реализуется в сюжете.


4. Наличие конфликта как обязательной составляющей драматургического действия. Предметом художественного познания в драме становятся ситуации, сопряженные с внешними и внутренними конфликтами, требующие от человека каких-либо действий, эмоциональной, интеллектуальной и прежде всего волевой активности. Конфликт не просто присутствует в драме. Он пронизывает все произведение, лежит в основе всех эпизодов

Другими словами, не имея другой возможности, кроме ремарок, говорить «от себя», драматург переносит центр тяжести на изображение самого процесса действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем происходящего: действующие персонажи драмы должны характеризовать себя своими поступками, словами, вызывать в зрителе сочувствие либо негодование, уважение или презрение, тревогу или смех и т. п. Монологи и диалоги в драме выступают не простыми сообщениями, а действиями.

Позиция драматурга проявляется в самом принципе построения сюжетного хода и событийного ряда. Сюжетность как детализированное изображение событий, протекающих в пространстве и времени, связанных с взаимодействием между личностью и окружающим миром. Сюжетные драматургические произведения привержены напряженно-конфликтным положениям. Ход событий всегда стимулируется какими-либо противоречиями в жизни героев, и эти противоречия достигают драматической остроты.

Характер отбора основных событий и раскрывает перед зрителем авторский замысел. Особенно сильное эмоциональное воздействие драма оказывает в том случае, если она ставится в театре (рождается во второй раз), где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик живых людей. Перед зрителем предстает сама жизнь, только происходящие на сцене события не случаются, а разыгрываются.

Другими словами, драма, предназначенная в основном для постановки на сценической площадке, вступая в синтез с искусством актера и режиссера, приобретает дополнительные изобразительные и выразительные возможности. В собственно литературном тексте драмы акцент перемещается на действия героев и их речь; соответственно драма, как отмечалось выше, тяготеет к такой стилевой доминанте, как сюжетность. По сравнению с эпосом драма отличается также повышенной степенью художественной условности, связанной с театральным действием. Условность драмы состоит в таких особенностях, как иллюзия "четвертой стены", реплики "в сторону", монологи героев наедине с самим собой, а также в повышенной театральности речевого и жестово-мимического поведения.

Однако главная особенность драмы как литературного рода заключается в том, что она выявляет заложенные в ней огромные возможности эмоционального и эстетического воздействия на зрителя лишь в синтезе с музыкальным, изобразительным, хореографическим и другими видами искусства. Впервые Аристотель в «Поэтике» обратил внимание на синтетичность театрального представления, которая обеспечивается словом, движением, линией, цветом, ритмом и мелодией.

Драма в узком смысле слова – один из ведущих жанров театральной драматургии, в основе которого – изображение частной жизни человека и психологическая глубина его конфликта с окружающим миром или с самим собой.

Как литературный род драму характеризует жанровое многообразие. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли 3 родовых театральных жанра: трагедия, комедия и сатировая драмой, названная так по хору, состоявшему из сатиров – спутников Диониса. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия – карнавальную, а сатировая драма представляла собой средний жанр.

Под жанром подразумевается конкретная разновидность в том или ином виде искусства, которая определяется идейно-эмоциональной трактовкой жизненного материала с использованием специфических приемов его художественного воплощения. Жанр как эстетическая категория оказывается чрезвычайно подвижной и изменчивой, поскольку динамичное развитие общества влечет за собой изменение системы ценностных ориентаций, человеческих взаимоотношений. Это, в свою очередь, требует от авторов поиска новых путей и форм эстетического познания действительности и ее отражения в художественных образах.

Будучи элементом художественной формы, жанр является одним из средств раскрытия содержания. Так, над одним и тем явлением жизни можно посмеяться легко, шутливо (лирическая комедия), а можно зло, саркастически (сатирическая комедия). Теоретиками и практиками искусства давно замечено, что неопределенность, размытость жанра чаще всего приводит к неопределенности авторского замысла. Эта неопределенность делает драматургическое произведение художественно незавершенным. И, наконец, именно жанр определяет тип жизненных противоречий, смоделированных в драматургическом конфликте конкретного произведения.

Современные драматурги стремятся к жанровой неповторимости своих пьес, поэтому невозможно охватить широким взглядом многообразие современной драматургии. Однако очевидно, что наибольшую жанровую устойчивость проявляет трагедия, поскольку предмет ее изображения – не конкретная действительность во всем многообразии, а общие проблемы бытия, нравственности, важные для человечества во все эпохи. Сегодня наблюдается

также тенденция к слиянию противоположных жанров (трагифарс, трагикомедия и т.п.), а также расцвет синтетических драматургических жанров, таких как, например, мюзикл.

Столь пристальное внимание к содержательной стороне понятия «жанр» обусловлено тем, что в драматургии культурно-досуговых программ ему соответствует понятие «форма культурно-досуговой программы», о чем пойдет речь в следующем подразделе.

Важнейшие элементы художественной структуры драматургического произведения были выявлены и охарактеризованы Аристотелем в его «Поэтике». Древнегреческий мыслитель, анализируя и обобщая опыт античной драматургии, пришел к выводу, что в каждой трагедии должно быть шесть составных частей: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. Остановим на краткой характеристике каждой из этих частей.

Фабула – главный, по мнению Аристотеля, структурный элемент драматургического произведения. Под фабулой Аристотель понимал «составпроисшествий», «сочетание событий», «воспроизведение действия», акцентируя внимание на том обстоятельстве, что « ... если кто стройно соединит характерные изречения и прекрасные слова и мысли, тот не выполнит задачи трагедии, а гораздо более достигнет ее трагедия, хотя использовавшая все это в меньшей степени, по имеющая фабулу и надлежащий состав событий».

Сегодня в искусствоведении наряду с понятием «фабула» применяется понятие «сюжет». Более того именно сюжет, сюжетный ход – суть единого драматургического действия. Внимательно изучив «Поэтику» Аристотеля, приходишь к выводу, что древнегреческий мыслитель, неразрывно связывая фабулу с характерами, выявлял не столько ее коммуникативное начало как средство организации внимания зрителей, сколько более широкое и глубокое, а именно познавательное начало, не просто состав событий, а его анализ, осмысление. Таким образом, применяя сегодня в сценарном мастерстве понятия «фабула» и «сюжет», мы определяем их следующим образом.

Фабула – простейшая форма организации материала, состав событий в драматургическом произведении, который характеризуется насыщенностью действиями и является коммуникативным началом художественной структуры этого произведения. То, что фабулой реализуется коммуникативная цель, ясно обнаруживает и сам театр. Наиболее сценичные пьесы всегда избыточны в фабульном отношении, в искусстве нагнетания событий и торможения развязки до самого финала. Известное выражение «хорошо сделанная пьеса» относится к искусству подстегивать действие, держать интригу. Фабула – это скелет сюжета, стержень, на который нанизывается событийное развитие. Фабула передает только основной каркас событий, но не их суть. Это может сделать только сюжет.

Сюжет – форма и способ анализа событий в драматургическом произведении, качественно более сложная составляющая этого произведения, познавательное начало его художественной структуры. Суть взаимодействия фабулы и сюжета заключается в том, что их смысловые оттенки выражают себя на языке действий.

Характеры. Второй по значимости согласно мнению Аристотеля элемент трагедии, это то, «в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает или чего избегает, или такие, в которых совершенно не указывается, что предпочитает или чего избегает говорящий».Драматическая ситуация для автора драмы является возможностью вскрыть суть характера своих персонажей. Именно характерыреагируют на внешние, фабульные факторы. Герой, по мнению Аристотеля, должен противостоять необходимости, иначе ему не добиться свободы. Победа свободы может быть связана и с гибелью героя и если ею герой искупает свою вину перед судьбой – в этом тоже есть победа свободы.

Характер у Аристотеля – это не только врожденные индивидуальные и неповторимые личностные качества, но и наиболее общие нравственные качества, направленность воли и стремлений человека. Поэтика драмы требует единства, собранности, цельности черт характера ее персонажей.

Мысли или разумность. Говоря современным языком – это смысловая и интеллектуальная основа драмы. Согласно Аристотелю, «мысли – это способность говорить относящееся к делу и соответствующее обстоятельствам» причем именно мудрые мысли героев, которые заставляют зрителей задуматься, получить новый для себя эмоциональный и интеллектуальный опыт через знакомство с драматургическим произведением. Драма «питается» острым и активным авторским переживанием богатства и вместе с тем противоречивости бытия.

Сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция – то, что со времен Аристотеля является выразительными средствами в драматургическом произведении и его воплощении на сценической площадке.

Обратимся к содержанию понятия «драматургия».

Драматургия (от греч. dramaturgia – сочинение) – теория и искусство построения драматического произведения, его сюжетно-образная концепция. Другими словами, в широком смысле слова драматургия – это продуманная, специально организованная и выстроенная структура, композиция какого-либо материала. В узком смысле слова драматургия представляет собой какое-либо литературно-драматическое произведение, требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства. Сегодня драматургическими видами искусства являются

· театр, драматургической основой которого является пьеса;

· кинематограф, в основе которого лежит такое литературно-драматическое произведение как киносценарий;

· телевидение с телевизионным сценарием как драматургическим произведением;

· радио, в драматургической основе которого – радиодраматургия.

И, наконец, культурно-досуговая программа как наиболее универсальная форма художественного моделирования действительности, драматургической основой которой является сценарий. Сценарная драматургия имеет сложный синтетический характер и создается, как правило, посредством художественного монтажа.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите специфические черты драмы как литературного рода.

2. Охарактеризуйте понятие «жанр» в драматургических видах искусства.

3. Чем фабула отличается от сюжета и какова их роль в драматургической структуре?

4. Дайте характеристику основных элементов художественной структуры драматургического произведения, представленных в «Поэтике» Аристотеля.

5. Что такое «драматургия» в узком и широком смысле слова.

Литература

1. Аль, Д.Н. Основы драматургии: учеб. пособие / Д.Н. Аль. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 280 с.

2. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. – М.: Искусство, 1961. – 220с.

3. Богомолов, Ю.А. Курьеры муз / Ю.А.Богомолов. – М.: Искусство, 1986. – 130 с.

4. Волькенштейн, В.М. Драматургия / В.М.Волькенштейн. – М.: Сов. писатель, 1979. – 439 с.

5. Костелянец, Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие / Б.О. Костелянец. – Л.: Искусство, 1976. – 218 с.

6. Хализев, В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е.Хализев. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 260 с.

7. Чечетин, А.И. Основы драматургии: учеб. пособие / А.И.Чечетин. – М.: МГУКИ, 2004. – 148с.

– Чем занимается драматург?
– Драматург пишет пьесы, а также участвует в создании театральных проектов вместе с режиссером. Иногда к их тандему подключаются художник, композитор и хореограф.

– Кто главнее: драматург или режиссер?
– В России театр «режиссероцентричный». Хозяин спектакля, человек, на которого идут, - это режиссер. Такая же ситуация складывается и во многих других странах, например Германии. А вот в США, Великобритании, Дании театр принадлежит драматургу. Он там ключевая фигура, и люди приходят именно на новую историю от понравившегося им автора.
Куда большим, нежели драматург, влиянием на происходящее обладает сценарист в сериале или коммерческом кино. Нередко этот же человек является и владельцем идеи, и креативным продюсером, поэтому к его мнению прислушиваются.

– Чем драматург отличается от сценариста?
– Сценарист пишет сценарии для видеопродукции - фильмов, телевизионных сериалов. Драматург же сочиняет для театра. Но в целом эти профессии во многом пересекаются, поэтому многие специалисты работают и в театре, и на телевидении.

– Как проходит ваш рабочий день?
– У меня нет какого-то типичного рабочего дня - все они разные. Я занимаюсь творческой и организационной работой, пишу дома, преподаю, участвую в различных встречах и переговорах, участвую в мероприятиях или провожу их. А когда мы готовим фестиваль молодой драматургии «Любимовка», я еще и занимаюсь сайтом, публикую различные материалы и анонсы. У меня нестабильный график и нет какого-то фиксированного рабочего времени.

– Вы посещаете спектакли по вашим пьесам?
– Конечно, я бываю на репетициях и на премьерных показах, но приходить потом каждый раз на представление в зал вместе с другими зрителями мне не хочется. Почему-то я каждый раз начинаю нервничать. Я волнуюсь, словно я сам это все поставил, и сам все играю, не помню текста, и при этом смотрю на это из зрительного зала. С кинематографом проще: ленту один раз отсняли, и это осталось в прошлом.
Впрочем, иногда режиссер может попросить меня посмотреть спектакль, чтобы понять, не нужно ли в нем что-то изменить. Может оказаться, что какая-то часть со временем перестала быть интересной, и ее нужно обновить.

– Как вы стали драматургом?
– Я учился в на факультете менеджмента. И параллельно с этим я интересовался театром, литературой, кино, читал различные пьесы и сценарии, изучал теорию драматургии. Постепенно я все больше углублялся в театр. Принял участие в фестивале «Любимовка» в качестве автора, познакомился с драматургами, сценаристами, режиссерами. Они начали давать мне заказы: я писал диалоги для сериалов, сюжеты, скетчи, участвовал в новых театральных проектах. И вскоре полностью перешел в эту сферу.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать драматургом или сценаристом?
– У нас не так много школ, которые преподают именно театральную драматургию. Есть в Екатеринбурге. Хорошие преподаватели также есть в , в Creative Writing School , а также в в Москве.
Но мне кажется, драматург или сценарист - это не та профессия, на которую стоит идти учиться сразу после школы. Она требует от человека жизненного опыта, многолетнего наблюдения за собой, за изменениями в себе, обдумывания этих наблюдений. Поэтому я бы порекомендовал школьникам выбирать в качестве первого высшего какое-нибудь фундаментальное образование - математику, физику, биологию, медицину. Развитое системное мышление очень полезно в творческой работе.

– Как начинающему драматургу стать востребованным?
– Нужно вращаться в театральной среде, участвовать в конкурсах и фестивалях и хорошо зарекомендовать себя. Театр - коллективное творчество. Драматургу недостаточно написать хорошую вещь - нужно, чтобы люди знали, что он адекватный человек и с ним можно работать. Есть драматурги, которые пишут гениальные пьесы, но с ними трудно общаться. Они отказываются исправлять свое произведение, могут пропустить сроки. Многие режиссеры предпочтут менее «звездного», но более коммуникабельного автора, способного работать в команде. Поэтому, общаясь с работниками театров, молодой драматург как раз способен завоевать доверие, продемонстрировать, что он работоспособный и порядочный. И тогда к нему будут обращаться.

– Сколько может зарабатывать драматург?
– Зарабатывать драматургией трудно. Скорее всего, понадобится работать параллельно - преподавать, писать сценарии или статьи. Конечно, есть популярные и востребованные драматурги. Но их немного, и нельзя однозначно сказать, какой карьерный путь надо избрать, чтобы стать одним из них.

– Будут ли драматурги и сценаристы востребованы в ближайшем будущем?
– Думаю, да. Конечно, со временем театр в том виде, в котором мы его знаем, может исчезнуть, но это лишь означает, что он будет существовать в каком-то другом виде. И профессия все равно останется, ведь законы композиции, человеческие психология и восприятие неизменны, меняются лишь форматы. Например, сейчас происходит «бум» квестов в реальности (игр для команды из нескольких человек в специально подготовленных помещениях - прим. сайта ). В какой-то степени их тоже можно назвать формой театра, которому нужен свой драматург. Сценаристы нужны для создания компьютерных игр. А со временем наверняка появятся новые направления деятельности, где нужно будет создавать некую композицию, придумывать сюжет, конфликты, ценности, различные ситуации.

– Существуют ли какие-либо мероприятия, на которых старшеклассник может попробовать себя в роли драматурга или сценариста?
– Существует технология «класс-акт» или «классная драма», пришедшая к нам из Шотландии. Это образовательно-социальный проект, в рамках которого подростки под эгидой профессиональных драматургов, разбившись на маленькие группы, пишут пьесы. Потом эти пьесы ставят настоящие актеры и режиссеры. «Класс-акт» позволяет попробовать свои творческие силы, познакомиться с устройством театра, узнать, как сделать так, чтобы то, что интересно автору, стало интересно и другим людям, и заразиться интересом к драматургии. Подобные мероприятия периодически проводятся во многих городах России.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе драматурга?
– Есть много книг, прочитать которые таким старшеклассникам будет полезно и интересно. Рекомендую Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (иногда его переводят как «Герой с тысячью лиц»), Александра Митта «Кино между раем и адом», Леонида Нехорошева «Драматургия фильма», «Сценарий» Сида Филда, «История на миллион долларов» Роберта Макки, Снайдера Блейка «Спасите кошку. Путеводитель для сценариста», «Восемь персонажей комедии» Скотта Сэдита, Джона Труби «22 шага к лучшей истории», «Искусство драматургии» Лайоша Эгри. Стоит познакомиться с книгами российского писателя, драматурга и сценариста Александра Молчанова - «Букварем сценариста» и другими.
Смотреть я рекомендую абсолютно разные вещи: и классику, и современный театр, и экспериментальный, и фильмы в разных жанрах. Это позволит найти что-то для себя и как для зрителя, и для человека, который хочет в этом участвовать.

Драматург театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов.

От греч. dráma— действие.

Кино начинается со сценария.

Сценарий - это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма.
Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры.
Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».
Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление - это враги драматурга.
Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты.
Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.
Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету.
За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества.
Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности - в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность - в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением.
И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям.
Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Телевидение
Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах).
Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы.
Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь.

Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария.
Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь.

Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Театр
Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок.
В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример - бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова.
Театральная пьеса, как и сам театр, - живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Профессия драматург предполагает некоторый жизненный опыт, который оказывается лучшим источником идей и коллизий для будущих произведений. Несомненно, нужен широкий кругозор, интерес к окружающему миру.
Чтобы преобразовать своё знание жизни в сценарий или пьесу, нужны литературные способности, богатое воображение, любовь к сочинительству, способность к долгой сосредоточенной работе.

Студенты, решившие посвятить себя изучению филологии, имеют прекрасную возможность получить глубокие знания по многим предметам. Будущими филологами изу...

Основное направление драматической литературы является создание литературных произведений написанных для театра - «драматургия». Профессия автора литературных произведений называется «драматург», произведение созданное им «пьеса». Единственным высшим учебным заведением в России, обучающих специалистов по специальности «литературный работник», и имеющее семинар по драматургии, является в Москве.

Отдельным специфическим направлением драматической литературы является создание литературных произведений, написанных специально для кинематографа и телевидения - кинодраматургия . Профессия автора литературных киносценариев называется кинодраматург . Единственным высшим учебным заведением в России, выпускающим литераторов с общепризнанным дипломом по специальности «кинодраматург и литературный работник телевидения », является ВГИК в Москве.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Драматург" в других словарях:

    - (этим. см. предыд. сл.). Сочинитель драматических произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРАМАТУРГ греч. dramaturges; этимологию см. Драматургия. Сочинитель драм. Объяснение 25000 иностранных … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    драматург - а, м. dramaturge m. <гр. dramaturgos автор драмы. Драматурги бывают либо плохие, либо хорошие. Первые пишут плохие пьесы, вторые не пишут пьес. С.Гитри. // Борохов. Три задачи драматурга: первая создать ситуацию, вторая подвести к ней действие … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДРАМАТУРГ, драматурга, муж. (греч. dramaturges) (лит.). Писатель, который пишет драматические произведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    драматургія - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

    драматургӣ - [درمترگي] 1. мансуб ба драматургия 2. амал ва шуғли драматург: маҳорати драматургӣ, фаъолияти драматургӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

    драматург - великий драматург … Словарь русской идиоматики

    драматург - ДРАМАТУРГ, а, м Писатель, создающий литературные произведения в жанре трагедии, комедии или драмы, предназначенные для постановки на сцене. И тотчас драматург Корнейчук объяснил в своей пьесе «Фронт», что неудачи войны были связаны с глупыми… … Толковый словарь русских существительных

    М. Писатель, который создает драматические произведения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Драматург Пушкин , Ст. Рассадин , Своеобразие языка и содержания драм А. С. Пушкина анализирует автор настоящей книги. Он доказывает, что создавая свои драмы, Пушкин открывает принципиально новый типне только драматургии, но… Категория: Литературоведение Издатель: Искусство ,
  • Драматург и театр. Статьи, выступления, очерки , Б. Ромашев , В основу некоторых статей положены публичные выступления и доклады, часть статей специально написана для данного сборника. Давно выступая в качестве журналиста, автор собрал здесь статьи с… Категория:

Однако все это не умаляет роли драматурга в создании спектакля – он является одним из главных членов авторского коллектива. Очень ярко этот тезис иллюстрирует содружество драматурга Гр.Горина и режиссера М.Захарова . Блестящие «комические фантазии» драматурга стали основой этапных спектаклей и фильмов режиссера: Тиль (по мотивам Ш.де Костера), Тот самый Мюнхгаузен (по мотивам Распэ), Дом, который построил Свифт (по мотивам Дж.Свифта), Формула любви (по мотивам А.Толстого). Однако в постановках других режиссеров творческая индивидуальность драматурга Горина раскрыта далеко не так ярко. Пожалуй, исключением можно назвать достаточно успешный фильм О бедном гусаре замолвите слово... , где Горин вступил в творческом содружестве с режиссером Э.Рязановым (как с соавтором сценария и постановщиком фильма). Как было сказано, заслуги художественного уровня театрального (или кинематографического) произведения драматург делит с целым коллективом своих коллег (композитором, художником, актерами и т.д.), однако, чем выше уровень исходного литературного произведения, тем больше шансов на творческий и коммерческий успех.

Насущная необходимость знания театральной специфики часто приводило к тому, что в качестве драматурга выступали практические деятели театра – актеры и режиссеры. Так, Шекспир , признанный величайшим драматургом всех времен, на протяжении многих лет был актером. То же относится к Мольеру и многим другим драматургам – от классиков до современных.

Единственным исключением из правила опоры на театральную специфику являются т.н. «пьесы для чтения», изначально создающиеся автором не для сценической постановки (в частности, такие пьесы были достаточно широко распространены в эпохи классицизма и просвещения). Ярчайшим примером пьесы для чтения может служить трагедия И.В.Гете Фауст . Трагедия написана в форме диалогов; она признана одной из вершин классической мировой литературы, однако ее постановка на сцене ее полной, неадаптированной версии невозможна (спектакль Фауст П.Штайна , 2000, продолжавшийся около 20 часов, может быть отнесен только к разряду театральных экспериментов). Необходимо обратить особое внимание на то, что архитектоника Фауста несценична принципиально, а не обусловлена незнанием автора театральной специфики – Гете внес существенный вклад в развитие театрального искусства, драматургии и воспитания актера (имеется в виду его Веймарский период, а также пьесы Гёц фон Берлихинген, Эгмонт , Ифигения в Тавриде , Клавиго и др.). Фауст же осознанно написан по совершенно иным принципам и в ином, нетеатральном жанре.

Татьяна Шабалина



Похожие статьи
 
Категории