КУЗНЕЦОВ Николай Дмитриевич (1923 - 1974)
К 85-летию со дня рождения художника
Трудно найти более «казанского» художника, чем Николай Дмитриевич. Воспитанника знаменитого фешинского «гнезда» - Казанского художественного училища - знают не понаслышке в обеих столицах российского искусства. Когда мне довелось познакомиться на одном из вернисажей в Москве с братьями Ткачевыми, легендарными московскими живописцами, определившими своим творчеством целый пласт развития отечественного искусства, я, неожиданно для себя, услышал целый панегирик во славу Кузнецова. Сегодня это больше исключение, чем правило: живописцы предпочитают рассказать всё о себе и ничего о других. «Случай Кузнецова» особый. Его редкий сплав природного таланта и приобретенного мастерства поражает. Художники поймут сразу: трудно найти баланс между невесомостью и тяготением, стихией выдуманного и мерой условного, процессом наблюдения и практикой отображения. Кузнецов освоил эту науку блестяще. Насколько ему позволял это сделать его собственный мир, и мир его окружающий.
Позитивный строй его картин - возможно, один из самых драгоценных опытов казанских живописцев ХХ века. Художник управляет светом и цветом так, что даже самые сумрачные дворы Суконки вызывают добрую улыбку ностальгирующих казанцев, запомнивших облик города эпохи пред-миллениума. Парадоксально, - спустя почти 40 лет Кузнецов шлет нам привет из Казани, которой мы больше не увидим никогда. Это не хорошо и не плохо, это просто данность, дарованная нам как способ познать меняющийся город, с которым изменяемся и мы: стареем и молодеем, брюзжим по поводу потерь или салютуем новациям. Город-сказка, город-фантом, город во всех его проявлениях и состояниях осмыслен Кузнецовым в непрерывном калейдоскопе меняющихся образов. И преподнесен зрителям уже в ином - поэтическом - контексте.
Степень узнаваемости может быть «плавающей» категорией. Когда речь идет о фотографии или фотографической реальности в живописи, - это одно, когда художник предлагает игру воображения - это другое. Кузнецов выступает не просто как инспиратор игры, он - наш играющий тренер. И, если случится, что во множестве мазков вы не сможете распознать силуэты Шамовской Больницы на Второй Горе или Старообрядческой церкви на Свердлова, наверняка вам понадобится следующий тест - что за милые сердцу объекты «ветхого жилья» расположены перед Спасской Башней Кремля?
Своими картинами Кузнецову удалось реабилитировать Импрессионизм в стране, художественной религией которой был социалистический реализм. Руанские соборы Клода Моне ожили на берегах Казанки, желтизна осенней поры Камиля Писсарро - в скверике Тукая, а мосты и крыши Парижа стали неотъемлемыми признаками казанского недавнего прошлого. Сделано это пронзительно и тонко, без фальши и имитаций, без идеологии и заказа. Просто и с достоинством, как это может сделать человек своего времени и своего города.
Ильдар Галеев
Кузнецов Николай Дмитриевич - художник, живописец,за индустриальные пейзажные картины в 1971 году был удостоен Госдураственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая.
Николай Кузнецов
(1923-1974)
Николай Кузнецов родился 22 мая 1923 года в поселке Васильево Зеленодольского района Республики Татарстан.
1945 год — окончил Казанское художественное училище.
1950 год — член Союза художников СССР.
1957 год — Заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР.
1971 год — лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая.
Жил и работал в г. Казани. В 1974 году умер в г. Казани.
Николай Кузнецов - один из прекрасных художников уходящего XX века. Палитра живописца, на первый взгляд, скромна, но движение его души, соединенное с большим мастерством, поражает. Он сумел оживить пейзаж и показать самое необходимое в нем. Ему всегда нужно было движение - воздуха или толпы, или работающего транспорта, нужен был звук - и он с помощью великолепной техники умел передать их на картинах.
Полотна Кузнецова непосредственны, поэтичны. Пейзажи зовут зрителя радостно погрузиться в мир прекрасного, легкие мазки передают нам искрящиеся на кончике кисти импульсы добра.
- 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
- 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
- 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
- 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
- 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
- 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
- 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
- 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
- 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
- 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
- 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
- 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
- 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
- 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
- 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие
В деревне Степановка Одесского уезда Херсонской губернии (ныне Одесская Область Коминтерновский район), в семье штабс-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова 14(2) декабря 1850 года родился сын. Крестили его в Новобуялыкской Иоано - Предтеченской церкви 21 декабря на Николая день и имя дали ему Николай. Восприемниками были штабс-капитан Иван Михайлович Колмогоров и капитана Гаврила Леонидовича жена Марья Ивановна. Так начал жизнь Николай Дмитриевич Кузнецов.
Семейство Кузнецовых крепко обосновалось в Одесском уезде. Так братья Дмитрия Михайловича, все военные, подпоручик Лев Михайлович, штабс-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович и были землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу принадлежали деревни Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное.
Образование Николай получал в Одесской гимназии. Учение тяготило его. Склонности к наукам, в отличие от младшего брата Дмитрия, он не проявлял и в 7-м классе, оставляет гимназию. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука. Охота была его любимым занятием.
Его мать, Клавдия Гавриловна Кузнецова (урожд. Леонтович), обнаруживает у сына склонности к рисованию и отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику Ф.Д. Мальману, одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы. В течении года, он берет у него уроки, при этом обнаруживает прекрасные способности.
«Объезд владений» 1879
Когда Николаю исполнилось 26 лет, он будучи из семьи военного, обладая незаурядными физическими способностями, решает ехать в Петербург и поступать в гвардейский уланский полк.
Командир гвардейских улан, барон Эссен, был болен. Николай Дмитриевич не попал к нему на прием. Он, вдруг принимает неожиданное для всех решение стать художником, поступает вольнослушателем в Академию художеств.
Занимался он хорошо, хотя часто покидал Академию, живя и занимаясь живописью в родном имении. В общей сложности Кузнецов пробыл в Академии всего три зимы, да и то по два - три месяца. Одну треть пробыл в головном классе, две трети в фигурном, затем около года в натурном. За это время он получил три серебряных медали.
В 1879 году по настоянию И.Н.Крамского и И.И. Шишкина он оставляет Академию и возвращается в Степановку, где вместе с А.П. Размарицыным, продолжает заниматься живописью.
«В отпуску» 1882
«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)» 1879-1881
В имение Кузнецовых на полевые работы с Волынской губернии приехали «заробитчане» . Среди работниц приглянулась Николаю девушка. Чувство переросло в любовь. Мать Николая браку воспротивилась и работников уволила. Николай проявив настойчивость и мужество, вернул работников и Ганну, так звали девушку и будущую жену.
Официально Николай Дмитриевич венчался с А.Г. Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Единоверческой Успенской церкви города Одессы 5 февраля 1888 года - их брак был оформлен когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей был Кирияк Костанди.
В 1880 побывал в Германии и Франции, где познакомился с И.П. Похитоновым. В этом же году, у него родилась первая дочь Маруся.
В начале 1880-х знакомится с С.И. Мамонтовым и художниками Абрамцевского кружка: В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым, В.А. Серовым и И.Е. Репиным.
С 1881 ежегодно участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) (член товарищества с 1883).
В этом же 1881 году у него родился сын Михаил.
«Морской прибой» этюд 1913
"Голова девушки"
"Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина" 1902
«Джульетта (М. Н. Кузнецова в роли Джульeтты)»
В.А. Серов, приехав в 1885 году в к жившей в Одессе невесте, провел в Степановке половину октября и весь ноябрь. Здесь им был написан этюд «Волы»
В 1887 стал одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок; участвовал в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К.К. Костанди совершают поездку по Европе.
В 1889 году произошло событие, которое, как многие считают, стало переломным для Николая Дмитриевича. Демонстрируя свою силу перед братом и знакомыми он держа на плечах двух человек, поднял лежащую на земле тридцати двух пудовую бабу. В результате растянул связки. Многие годы после этого ему приходилось передвигаться на костылях. Работать приходилось сидя.
С 1890 года творческой мастерской художника становится имение Степановка. В этом же году принимает участие в организации ТЮРХ (Товарищетсва Южно-Русских Художников)
В 1891 году у него родилась вторая дочь Людмила
1893 - переезжает для работы в Одессу.
В ноябре 1895 года, после реорганизации Академии художеств был приглашен в художественное училище Петербургской академии художеств профессором-руководителем класса батальной живописи.
«Мировой посредник» (1887)
«В мастерской скульптора. Снятие формы» 1893
«На винограднике»
«Спящая девочка» 1893
В марте 1897 года Кузнецов покидает Академию.
В 1897 году приобретает участок земли из земель бывшей дачи Лидерса и начинает строить галерею и мастерскую. 1899 году строительство заканчивается.
В 1900 году открыта Картинная галерея. В ее собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.
В 1900 году, по представлению И.Е. Репина, В.А. Беклемишева и А.П. Соколова, был избран действительным членом Академии художеств (АХ).
Принимает участие во всех выставках ТЮРХ и передвижников. Н.Д. Кузнецов пользовался огромной популярностью в Одессе, получая много заказов. Его мастерская была своеобразным центром, где бывали не только местные художники, но и И.Е. Репин, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Ф.И. Шаляпин, П.К. Саксаганский и многие другие выдающиеся деятели культуры.
В начале 1920 эмигрировал с семьей в Королевство СХС. Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево. Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928).
В феврале 1929 года Николай Дмитриевич умер. Похоронен в Сараево.
«Мужской портрет» 1882
«Ключница»
«Портрет коллекционера Александра Петровича Руссова» 1900
«Портрет А.Г. Ашкенази» 1910
«Портрет Александра Григорьевича Строганова»
«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой - дочки художника» 1901
«Портрет художника Н. Л. Скадовского » 1891
«Портрет Натальи Васильевны Поленовой» 1885
«Портрет художника Ефима Ефимовича Волкова» 1885
«Туалет девочки»
«Головка в кичке c m-lle Муромской(балерина)»
«Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа» 1897
«После обеда»
«Портрет Лели Рукавишниковой» 1887
«Портрет генерал-лейтенанта Андрея Александровича Нилуса» 1917
«Портрет художника Ивана Павловича Похитонова» 1882
«Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова» 1897
«Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова» 1891
«Портрет Петра Ильича Чайковского» 1893
В деревне Степановка Одесского уезда Херсонской губернии (ныне Одесская Область Коминтерновский район), в семье штабс-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова 14(2) декабря 1850 года родился сын. Крестили его в Новобуялыкской Иоано - Предтеченской церкви 21 декабря на Николая день и имя дали ему Николай. Восприемниками были штабс-капитан Иван Михайлович Колмогоров и капитана Гаврила Леонидовича жена Марья Ивановна. Так начал жизнь Николай Дмитриевич Кузнецов.
Семейство Кузнецовых крепко обосновалось в Одесском уезде. Так братья Дмитрия Михайловича, все военные, подпоручик Лев Михайлович, штабс-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович и были землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу принадлежали деревни Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное.
Образование Николай получал в Одесской гимназии. Учение тяготило его. Склонности к наукам, в отличие от младшего брата Дмитрия, он не проявлял и в 7-м классе, оставляет гимназию. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука. Охота была его любимым занятием.
Его мать, Клавдия Гавриловна Кузнецова (урожд. Леонтович), обнаруживает у сына склонности к рисованию и отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику Ф.Д. Мальману, одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы. В течении года, он берет у него уроки, при этом обнаруживает прекрасные способности.
«Объезд владений» 1879
Когда Николаю исполнилось 26 лет, он будучи из семьи военного, обладая незаурядными физическими способностями, решает ехать в Петербург и поступать в гвардейский уланский полк.
Командир гвардейских улан, барон Эссен, был болен. Николай Дмитриевич не попал к нему на прием. Он, вдруг принимает неожиданное для всех решение стать художником, поступает вольнослушателем в Академию художеств.
Занимался он хорошо, хотя часто покидал Академию, живя и занимаясь живописью в родном имении. В общей сложности Кузнецов пробыл в Академии всего три зимы, да и то по два - три месяца. Одну треть пробыл в головном классе, две трети в фигурном, затем около года в натурном. За это время он получил три серебряных медали.
В 1879 году по настоянию И.Н.Крамского и И.И. Шишкина он оставляет Академию и возвращается в Степановку, где вместе с А.П. Размарицыным, продолжает заниматься живописью.
«В отпуску» 1882
«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)» 1879-1881
В имение Кузнецовых на полевые работы с Волынской губернии приехали «заробитчане» . Среди работниц приглянулась Николаю девушка. Чувство переросло в любовь. Мать Николая браку воспротивилась и работников уволила. Николай проявив настойчивость и мужество, вернул работников и Ганну, так звали девушку и будущую жену.
Официально Николай Дмитриевич венчался с А.Г. Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Единоверческой Успенской церкви города Одессы 5 февраля 1888 года - их брак был оформлен когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей был Кирияк Костанди.
В 1880 побывал в Германии и Франции, где познакомился с И.П. Похитоновым. В этом же году, у него родилась первая дочь Маруся.
В начале 1880-х знакомится с С.И. Мамонтовым и художниками Абрамцевского кружка: В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым, В.А. Серовым и И.Е. Репиным.
С 1881 ежегодно участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) (член товарищества с 1883).
В этом же 1881 году у него родился сын Михаил.
«Морской прибой» этюд 1913
"Голова девушки"
"Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина" 1902
«Джульетта (М. Н. Кузнецова в роли Джульeтты)»
В.А. Серов, приехав в 1885 году в к жившей в Одессе невесте, провел в Степановке половину октября и весь ноябрь. Здесь им был написан этюд «Волы»
В 1887 стал одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок; участвовал в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К.К. Костанди совершают поездку по Европе.
В 1889 году произошло событие, которое, как многие считают, стало переломным для Николая Дмитриевича. Демонстрируя свою силу перед братом и знакомыми он держа на плечах двух человек, поднял лежащую на земле тридцати двух пудовую бабу. В результате растянул связки. Многие годы после этого ему приходилось передвигаться на костылях. Работать приходилось сидя.
С 1890 года творческой мастерской художника становится имение Степановка. В этом же году принимает участие в организации ТЮРХ (Товарищетсва Южно-Русских Художников)
В 1891 году у него родилась вторая дочь Людмила
1893 - переезжает для работы в Одессу.
В ноябре 1895 года, после реорганизации Академии художеств был приглашен в художественное училище Петербургской академии художеств профессором-руководителем класса батальной живописи.
«Мировой посредник» (1887)
«В мастерской скульптора. Снятие формы» 1893
«На винограднике»
«Спящая девочка» 1893
В марте 1897 года Кузнецов покидает Академию.
В 1897 году приобретает участок земли из земель бывшей дачи Лидерса и начинает строить галерею и мастерскую. 1899 году строительство заканчивается.
В 1900 году открыта Картинная галерея. В ее собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.
В 1900 году, по представлению И.Е. Репина, В.А. Беклемишева и А.П. Соколова, был избран действительным членом Академии художеств (АХ).
Принимает участие во всех выставках ТЮРХ и передвижников. Н.Д. Кузнецов пользовался огромной популярностью в Одессе, получая много заказов. Его мастерская была своеобразным центром, где бывали не только местные художники, но и И.Е. Репин, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Ф.И. Шаляпин, П.К. Саксаганский и многие другие выдающиеся деятели культуры.
В начале 1920 эмигрировал с семьей в Королевство СХС. Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево. Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928).
В феврале 1929 года Николай Дмитриевич умер. Похоронен в Сараево.
«Мужской портрет» 1882
«Ключница»
«Портрет коллекционера Александра Петровича Руссова» 1900
«Портрет А.Г. Ашкенази» 1910
«Портрет Александра Григорьевича Строганова»
«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой - дочки художника» 1901
«Портрет художника Н. Л. Скадовского » 1891
«Портрет Натальи Васильевны Поленовой» 1885
«Портрет художника Ефима Ефимовича Волкова» 1885
«Туалет девочки»
«Головка в кичке c m-lle Муромской(балерина)»
«Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа» 1897
«После обеда»
«Портрет Лели Рукавишниковой» 1887
«Портрет генерал-лейтенанта Андрея Александровича Нилуса» 1917
«Портрет художника Ивана Павловича Похитонова» 1882
«Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова» 1897
«Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова» 1891
«Портрет Петра Ильича Чайковского» 1893