Лавка смирдина. Книжная лавка смирдина

03.03.2020

Память его празднуется месяца ноября в 23-й день и месяца августа в 30-й день

+ 1263

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. (Матф. 26, 52)

По воле Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего, я, ничтожный и многогрешный, мало смысля, пытаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Так как слышал от отцов своих и сам был домочадцем и очевидцем жизни его, то рад был поведать о святой и благородной и славной его жизни. Но как Приточник говорит: <В лукавую душу не войдет премудрость: становится она на высоких местах, стоит же посреди дорог, у ворот могущественных мужей садится>. Хотя и прост я умом, но молитвою Святой Богородицы и помощью святого князя Александра начало положу.

Князь этот Александр по Божией воле родился от отца милостилюбивого и человеколюбивого, и более того, кроткого князя великого Ярослава, и от матери Феодосии. Как говорит Исайя пророк: <Так говорит Господь: я ставлю князей, ибо они священны, и я руковожу ими>. Воистину так: без Божия повеления не было бы княжения его. Но и ростом он был выше других людей, и голос его - как труба в народе, лицо же его - как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым после себя человеком в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломона, а храбрость его - как у царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую. Некогда, во время осады города Иоатапаты, вышли горожане и победили войско его, и остался Веспасиан один, и прогнал к городу, к городским воротам, войско их, и посмеялся над дружиной своей, и укорил ее, говоря: <Оставили меня одного>. Также и этот князь Александр, побеждая, сам был непобедим. Ради князя Александра и пришел некто знатный от Западной страны, от тех, что зовут себя <слуги Божии>, желая повидать его в расцвете сил так же, как в древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреяш, увидев князя Александра, возвратился к своим и сказал: <Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей>.

Прослышав же о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал: <Пойду и завоюю землю Александрову>. И собрал войско великое, и наполнил многие корабли полками своими, и устремился в силе великой, кипя духом ратным. И пришел к Неве, влекомый безумием, и послал послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: <Если можешь, то сопротивляйся мне - я уже здесь и беру в плен землю твою>.

Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: <Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы народам, ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!> И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: <Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне>. (Пс. 5, 34. 1-2) И, окончив молитву, встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же, выйдя из церкви, вытер слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: <Не в силе Бог, а в правде. Помянем Песнотворца, который сказал: <Иные - с оружием, а иные - на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо>. (Пс. 3, 19. 8-9) И, сказав это, пошел на них с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его благородный Ярослав Великий не знал о нападении на сына своего, милого Александра: не было у Александра времени послать весть к отцу, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться к нему: так спешил князь выступить.

И пошел на них в день воскресения, июля 15, в день памяти шестисот тридцати святых отцов бывшего в Халкидоне собора и святых мучеников Кирика и Улиты, имея же веру великую во святых мучеников Бориса и Глеба.

И был некий муж, старейшина земли Ижорской, по имени Пелгуй. Поручен же был ему морской дозор. Восприял же святое крещение и жил среди рода своего, который оставался в язычестве. Наречено же было имя ему в святом крещении Филипп. И жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу. Поэтому и удостоил его Бог увидеть необыкновенное видение в тот день. Расскажем об этом вкратце.

Разведав о силе войска, он пошел навстречу князю Александру, чтобы рассказать князю о станах их и об укреплениях. Когда стоял Пелгуй на берегу моря и стерег оба пути, он не спал всю ночь. И когда же начало восходить солнце, он услышал на море страшный шум и увидел ладью, плывущую по морю, а посредине ладьи - святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг друга. А гребцы сидели, словно окутаны облаком. И сказал Борис: <Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру>. Увидев такое видение и услышав слова мученика, стоял Пелгуй, потрясенный, пока ладья не скрылась с глаз его.

Вскоре после этого приехал князь Александр. Пелгуй же взглянул радостно на князя Александра и поведал ему одному о видении. Князь же ему сказал: <Об этом не рассказывай никому>.

После того решился напасть на них в шестом часу дня. И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем.

Здесь же в полку Александровом отличились шесть мужей храбрых, которые крепко бились вместе с ним.

Один - по имени Гаврило Олексич. Этот напал на судно и, увидев королевича, которого тащили под руки, въехал по мосткам, по которым всходили, до самого корабля. И побежали все перед ним на корабль, затем обернулись и сбросили его с мостков с конем в Неву. Он же с Божией помощью оттуда выбрался невредимым, и снова напал на них, и бился крепко с самим воеводою, окруженным воинами.

Другой - новгородец, по имени Сбыслав Якунович, не раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в сердце своем. И многие пали от руки его и подивились силе его и храбрости.

Третий - Иаков, полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на врагов с мечом и мужественно бился, и похвалил его князь.

Четвертый - новгородец, по имени Миша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля латинян.

Пятый - из младшей дружины, по имени Савва. Этот напал на большой, златоверхий шатер и подрубил столб шатерный. Воины же Александровы, увидев падение шатра, обрадовались.

Шестой - из слуг его, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и окружило его много врагов. Он же от многих ран упал и скончался.

Обо всем этом слышал я от господина своего Александра и от других, кто в то время участвовал в той сече.

Было же в то время чудо дивное, как в древние времена при Езекии царе, когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, стремясь захватить святой город, и внезапно появился Ангел Господень и перебил 185000 воинов ассирийских. И когда наступило утро, нашли их трупы. Так же было и после победы Александра, когда победил короля: на другом берегу реки Ижоры, где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых Ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На следующий год после возвращения князя Александра с победой пришли опять те же от Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр немедля вышел и срыл город их до основания, а самих их - одних повесил, а других с собою повел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был он милостив свыше меры.

На третий год после победы Александра над королем в зимнее время пошел Александр на землю Немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись они, говоря: <Подчиним себе словенский народ>.

Ведь уже взяли город Псков и тиунов своих посадили. Тиунов князь Александр схватил, город Псков освободил от пленения. А землю их разорил и пожег, и пленных взял без числа, а других порубил. Иные же немецкие города заключили союз и решили: <Пойдем и победим Александра и возьмем его руками>.

Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Князь же Александр построил полки и пошел навстречу, и покрылось озеро Чудское множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал к нему на помощь младшего брата Андрея с большой дружиной. У князя Александра было так же много храбрых мужей, как в древние времена у Давида царя было сильных и крепких воинов. Так и мужи Александровы исполнились духа ратного, ибо сердца их были как у львов, и сказали они: <О княже наш славный! Ныне настало нам время положить свои головы за тебя>. Князь же Александр, воздев руки к небу, воскликнул: <Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как ты помог в древние времена Моисею победить Амалика и прадеду моему Ярославу победить окаянного Святополка>.

Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.

И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божией, и обратились враги в бегство, и гнали и секли их воины Александровы, словно неслись они по воздуху; и некуда было тем бежать. Здесь же прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Наввина у Иерихона. А того, кто говорил: <Поймаем Александра руками>, - предал Бог ему в руки. И не нашлось никого, кто мог бы воспротивиться ему в битве.

И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество пленных в войске его, вели босыми возле коней тех, кто называл себя <Божии рыцари>.

И когда подошел князь к городу Пскову, игумены и попы в ризах с крестами и весь народ встретили его перед городом, воздавая хвалу Богу и славу господину князю Александру, воспевая песнь: <Помог ты, Господи, кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему силою креста освободить город Псков от иноязычных рукою Александровою>.

О неразумные псковичи! Если забудете об этом и до правнуков Александровых, то уподобитесь тем иудеям, которых накормил Господь в пустыне манною и жареными перепелами и которые обо всем этом забыли, как забыли и Бога, освободившего их из египетской неволи.

И прославилось имя его по всем странам и до моря Египетского, и до гор Араратских, и по обе стороны моря Варяжского, и до великого Рима.

В то же время умножился народ литовский, и начали разорять волости Александровы. Он же, выехав на них, стал избивать их. Случилось ему однажды выехать на врагов, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей их избил, а других взял в плен, слуги же его, издеваясь, привязывали литовцев к хвостам своих коней. И стали они с тех пор бояться имени его.

В то же время был некий сильный царь в Восточной стране, которому Бог покорил многие народы от востока и до запада. Тот царь, прослышав, что Александр столь славен и храбр, послал к нему послов и приказал сказать: <Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Ты один не хочешь покориться силе моей! Но если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего>.

Задумал же князь Александр поехать к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. 53 <Советую тебе: покориться:. Татары тело Руси терзают, но душу, веру Православную не трогают. Бойся, князь, еретиков, душу убивающих. Попадешь под власть латинян - ни Руси, ни веры нашей не останется>.

И, увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим: <Правду мне говорили, что нет князя, подобного ему>. Воздав же достойные почести ему, отпустил его.

Потом разгневался царь Батый на брата его младшего, на Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорить землю Суздальскую. После Невруева нашествия князь великий Александр церкви восстановил, города отстроил, людей разбежавшихся собрал в дома их. О таких говорит Исайя пророк: <Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смирен и тем Богу подобен>, не ищет богатства и не чуждается праведной жизни, сирот и вдовиц судит по правде, любит милость, а не злато, добр к домочадцам своим и гостеприимен к приходящим из других стран. Таковых Бог наделяет при жизни своими милостями, ибо Бог хочет благополучия не для ангелов, но для людей, которых так щедро награждает, учит и являет в мире милость свою.

Наделил же Бог землю его богатством и славою, и продлил Бог лето его.

Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима, говоря: <Папа наш так сказал: <Слышал я, что ты князь достойный и славный и что земля твоя велика. Того ради прислал я к тебе от двенадцати кардиналов двух умнейших - Галда и Гемонта, чтобы ты послушал учение их о законе Божием>.

Князь же Александр, посоветовавшись со своими мудрецами, написал ему, так говоря: <От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона до Августа царя, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до восшествия на небеса, от восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора, от первого Собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем>. Открыв Евангелие от Марка, главу 8, стих 36, он прочел: <Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, но душе своей повредит?> Православная вера - это самое дорогое, что у нас есть. Сохранив ее, мы и под татарами не пропадем. Если же отвергнемся ее, то не спасут Русь от гнева Божия и все армии мира. Вера наша правая, другой знать не хотим>. Они же возвратились восвояси.

И приумножились дни жизни его в великой славе, так как князь Александр любил иереев, и монахов, и нищих; митрополита же и еп ископов чтил и слушался их, как самого Христа.

Было же тогда большое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, приказывая им ходить в походы. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от той беды.

А сына своего Димитрия послал на Западные страны, и все полки свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, говоря им: <Служите сыну моему, как мне самому, всей жизнью своей!> Пошел князь Димитрий с большим войском и пленил землю немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился к Новгороду со множеством пленников и с большой добычею.

Отец же его, великий князь Александр, возвращаясь от иноплеменников, остановился в Нижнем Новгороде, и здесь был недолго здоров, а дойдя до Городца - разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как сможешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как же не разорвется сердце твое от плача! Отца человек может покинуть, а доброго господина невозможно покинуть, если бы мог, и в гроб бы лег с ним! Великий же князь Александр, ревнуя Господу крепко, оставил земное царство и стал монахом, ибо было его самым большим желанием принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и высший чин принять - схиму. И так Господу дух свой предав, с миром скончался месяца ноября в 14 день, в день памяти святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: <Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь в земле Суздальской!> Иереи и дьяконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди говорили: <Уже погибаем!>

Святое же тело его понесли к граду Владимиру. Митрополит же с чином церковным, вместе с князьями и боярами, и весь народ от мала до велика встретили тело в Боголюбове со свечами и кадилами. Народ же толпился, желая прикоснуться к честному одру, на котором лежало его святое тело. Был же крик, и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало - так что земля содрогнулась.

Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в архимандритье великой, месяца ноября в 23 день, в день памяти святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное, достойное памяти. Когда положено было святое тело его в гроб, Севастьян эконом и Кирилл митрополит хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его.

Об этом все услышали от господина митрополита и от эконома его Севастьяна.

Кто ли не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего. А новгородский летописец сопроводил сообщение о смерти Александра Невского следующей своей молитвой: <Дай ему, Господи милостивый, видеть лице Твое в будущий век, - ибо потрудился он за Новгород и за всю Русьскую землю>.

Богу же нашему слава, прославившему святых своих во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго еси корене, пречестная отрасль бысть блаженне Александре: яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чюдотворца, преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся, славим Господа, давшего ти благодать исцелений. Его же моли спасти град сей, и Державе Российстей Богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8

Яко звезду тя пресветлу почитаем, от востока возсиявшу, и на запад пришедшу. Всю бо страну сию чюдесы и добротою обогащаеши и просвещаеши верою чтущих память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем ти успение, люди твои сущии: моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих и верою вопиющия ти: радуйся граду нашему утвержение.

Иной тропарь, глас 4
(Перенесение мощей)

Познай свою братию Российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людям плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Ю. ЗАКРЕВСКИЙ, кинорежиссер и книголюб.

Портрет А. С. Пушкина (акварель 20,5x17 см). 1831 год. Художник неизвестен.

Книгоиздатель и библиофил Александр Федорович Смирдин. Портрет середины XIX века.

В. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной. 1842 год.

Титульный лист альманаха "Новоселье" с изображением Лавки Смирдина, расположенной на Невском проспекте рядом с лютеранской церковью.

А. П. Брюллов. "Обед по поводу открытия нового книжного магазина Смирдина". 1832-1833 годы.

А. П. Сапожников "В книжной лавке А. Ф. Смирдина".

На акварели Н. Г. Чернецова - С.-Петербург, академия художеств. 1826 год.

Заглавный лист первого номера журнала "Библиотека для чтения".

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием животворили,
Не говори с печалию: их нет!
Но с благодарностию: б ы л и.
В. Жуковский

С.-Петербург, Набережная Мойки, дом 12. Январь 1837 года. На втором этаже лежит тяжело раненный Александр Пушкин. У постели врачи - Спасский и Даль, друзья - Вяземский, Данзас, Жуковский, Арендт, Загряжская. В соседней комнате жена и дети - их Пушкин не хотел тревожить. Лестница и передняя полны народу, людей всех состояний.

Умирающего мучает боль и еще более - тоска предсмертная. За несколько минут до кончины попытался подняться. "Мне пригрезилось, что я с тобой лезу вверх по этим книгам и полкам!", - вспоминает Жуковский слова поэта. Очень может быть, что прощался Пушкин и с друзьями-книгами. Не дописал, не дочитал, не вернул книги в библиотеку... На каждой - наклейка: "Из библиотеки А. Смирдина. Желающим пользоваться благоволят подписаться и платить: за целый год - 30 руб., а с журналами сверх того - 20 руб.". Пушкин был ее завсегдатаем, хотя и подсмеивался над хозяином:

К Смирдину как ни придешь,
Ничего не купишь,
Иль Сенковского найдешь,
Иль в Булгарина наступишь.

Александр Филиппович Смирдин боготворил поэта, а тот отшучивался:

Смирдин меня в беду поверг,
У торгаша семь пятниц на неделе,
Его четверг на самом деле
Есть "после дождичка в четверг".

Чем же досадил Пушкину этот "торгаш"? Уплатил за стихи чуть позже срока? Так ведь и поэт не раз бывал у него в долгу.

Кто же такой А. Ф. Смирдин?

Он немного старше Пушкина (родился в 1795 году), но детство его тоже протекало в Москве. Не принадлежал к дворянскому сословию, с пятнадцати лет служил в книжной лавке. Товар был пестрый: от "Истории Ваньки Каина" и "Повести английского милорда" до журналов "Трутень", "Адская почта", "Северная пчела", "Полезное и приятное", "И то и сио"... Будущий писатель Стендаль, очутившись вместе с наполеоновской армией в Москве, был поражен обилием книг. А Саше Смирдину вместе с друзьями пришлось спасать их от пожаров. Хотел вступить в ополчение - не взяли, да и враг уже "убрался восвояси". Поздней осенью 1812 года направился в Петербург. Раньше там не бывал, но знал о Северной Пальмире немало - из книг и журналов.

Маститым петербургским книгопродавцом и издателем слыл тогда Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823). Вместе с братом он арендовал с начала XIX века Театральную типографию, расширил торговлю, создал при магазине библиотеку. Бывал у них и лицеист Пушкин, в одном из первых стихотворений он записал:

Виргилий, Тасс с Гомером,
Все вместе предстоят.
Здесь Озеров с Расином,
Руссо и Карамзин,
С Мольером-исполином
Фонвизин и Княжнин.
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец чистосердечный,
Ванюша Лафонтен.

Конечно же Саше Смирдину возмечталось работать у Плавильщикова. И тот взял его по рекомендации книготорговца П. Ильина, как знающего книжника, в приказчики, а потом сделал и управляющим магазином.

"С лица был он человек постоянно серьезный, сосредоточенный, чрезвычайно привязанный к своему делу и трудолюбивый до смешного", - писал о Смирдине один из его современников. В магазин и в библиотеку захаживали чуть ли не все литераторы, историки, художники. Привлекали их не только книги, но и честный, обходительный, стремящийся к просвещению приказчик. Крылов и Карамзин, Жуковский и Батюшков, Федор Глинка и Карл Брюллов впоследствии стали его друзьями. А Плавильщиков, завещая приказчику свою торговлю, за небольшую сумму продал ему библиотеку. Правда, оставил после себя и немалые долги: около трех миллионов рублей ассигнация ми пришлось выплачивать Смирдину, чтобы сохранить книжный магазин у Синего моста.

Шел 1823 год. Над Россией, "от хладных финских вод до пламенной Колхиды", всходило "солнце Пушкина". Из южного изгнания поэт прислал поэму - называли ее то "Ключ", то "Фонтан". Поэма расходилась в списках, а вскоре была издана с рисунком на титуле. Получив книжицу, Пушкин написал другу Вяземскому: "...Начинаю почитать наших книгопродавцов и думать, что наше ремесло, право, не хуже других".

Очевидная в том заслуга издателей братьев Глазуновых, Ширяева и Смирдина. На сочинениях Державина и Капниста, на прекрасно иллюстрированных баснях Крылова появилась марка фирмы: "Издано иждивением А. Ф. Смирдина". Тогда же он был "записан в с.-петербургское купечество".

Возник своеобразный "почерк Смирдина" - добротность и прекрасны й вкус издателя. Содружество писателей и поэтов со Смирдиным гарантировало, что книга будет быстро распродана и труд автора достойно оплачен. Особенная щедрость издателя проявлялась по отношению к произведениям Пушкина: он прекрасно понимал желание поэта жить за счет литературного труда. Смирдин одним из первых осознал огромное значение творчества поэта для духовной жизни России. Потому и стал добровольным посредником между "Творцом" и "Народом". В 1827 году за немалую по тому времени сумму - 20 тысяч - он покупает у Пушкина три поэмы. Платит независимо от того, как они будут распроданы. Поэмы издавал отдельными книжками с иллюстрациями. В "Руслане и Людмиле" впервые появляется портрет поэта работы Ореста Кипренского. Чуть позже у Смирдина же выходят "Борис Годунов", "Повести Белкина" и семь глав "Евгения Онегина".

Но Пушкин далеко не всем доволен. Возмущался, например, тем, что Смирдин издавал О. Сенковского и Ф. Булгарина. На отношения поэта к издателю позже, возможно, влияла и Наталья Николаевна. Авдотья Панаева в "Воспоминаниях" (издательство "Academia", 1929 г.) приводит по этому поводу рассказ самого Смирдина:

"- Характерная-с, дама-с. Мне раз случилось говорить с ней. Я пришел к Александру Сергеевичу за рукописью и принес деньги; он поставил мне условием, чтобы я всегда платил золотом, потому что их супруга, кроме золота, не желает брать других денег. Александр Сергеевич мне и говорит: "Идите к ней, она хочет сама вас видеть". Я же не смею переступить порога, потому вижу даму, стоящую у трюмо, а горничная шнурует ей атласный корсет.

Я вас для того позвала к себе, чтобы вам объявить, что вы не получите от меня рукописи, пока не принесете сто золотых вместо пятидесяти... Прощайте!

Все это проговорила скоро, не поворачивая ко мне головы, а смотрясь в зеркало... Я поклонился, пошел к Александру Сергеевичу, и они сказали мне:

Нечего делать, надо вам ублажить мою жену, ей понадобилось заказать новое бальное платье".

В тот же день требуемые деньги Смирдин принес.

Новоселье

В 1832 году смирдинская "Лавка" и библиотека переехали на Невский проспект (рядом с лютеранской церковью). Только за наем бельэтажа было уплачено 12 тысяч ассигнациями. Роскошный по тому времени магазин все восприняли как невиданный скачок в истории русской книжной торговли.

Перед открытием магазина "Северная пчела" сообщала: "А. Ф. Смирдин, снискавший уважение всех благомысленных литераторов честностью в делах и благородным стремлением к успехам литературы и любовь публики.., захотел дать приличный приют русскому уму и основал книжный магазин, какого еще не бывало в России... Книги покойного Плавильщикова обрели наконец теплый магазин... русская наша литература вошла в честь". Прежде книжная торговля происходила под открытым небом или в помещениях неотапливаемых. Смирдин переселил ее "из подвалов в чертоги".

Его отношение к литературе тем удивительнее, что сам он не был широко образованным человеком, даже в грамоте не слишком силен. Но приказчики у него обладали библиографическими знаниями, с ним водили дружбу библиофилы Ножевщиков и Цветаев, переводчик и поэт Василий Анастасевич - при его участии впоследствии была составлена так называемая "Роспись", то есть каталог смирдинского собрания. Четыре томика этой Росписи сохранились до наших дней в Русском фонде питерской Публички.

Торжественное открытие магазина и библиотеки состоялось 19 февраля 1832 года. В большом зале перед массивными шкафами, заполненными красивыми фолиантами, накрыли обеденный стол. Собралось около ста гостей. Потом "Северная пчела" обнародовала их фамилии со своим комментарием: "Любопытно и забавно было видеть здесь представителей веков минувших, истекающего и наступающего; видеть журнальных противников, выражающих друг другу чувства уважения и приязни, критиков и раскритикованных..." На председательском месте - библиотекарь и баснописец Крылов, рядом - Жуковский и Пушкин, с другой стороны - Греч и Гоголь, чуть в стороне - смиренно склонивший голову Смирдин. Так запечатлел их художник А. П. Брюллов на эскизе титульного листа альманаха "Новоселье" (1832-1833).

Почтенный ветеран поэзии граф Д. И. Хвостов прочел хозяину стихи:

Угодник русских муз,
свой празднуй юбилей,
Гостям шампанское
для новоселья лей;
Ты нам Державина,
Карамзина из гроба
К бессмертной жизни вновь воззвал.

Наконец в бокалах запенилось шампанское и прозвучал тост во здравие государя императора. Потом - за хозяина. Пили и за его гостей-друзей. "Веселость, откровенность, остроумие и безусловное братство одушевили сие торжество", - вспоминал Греч. Уютная "лавка Смирдина" очень скоро стала местом встреч петербургских литераторов - прародительницей писательских клубов.

На этом же торжественном обеде было решено общими трудами создать альманах. Придумали название - "Новоселье" - и попросили Смирдина его возглавить. В первый номер альманаха вошли кроме стихов и очерков драматический опус историка Погодина и часть гоголевского "Миргорода". "Новоселье" выходило вплоть до 1839 года.

Журналы Смирдина

В это же время Смирдин стал издавать журнал "Библиотека для чтения". Его критиковали за "пестроту" содержания, но многим именно пестротой он и нравился - число подписчиков быстро достигло пяти тысяч.

Смирдинский журнал назван, может быть, и неудачно - "Библиотека для чтения" (а для чего же существуют библиотеки, если не для чтения?), но его разнообразные разделы: "Стихотворения и проза", "Иностранная словесность", "Науки и художества", "Промышленность и сельское хозяйство", "Критика", "Литературная летопись", "Смесь" - неизменно присутствовали во всех номерах (добавлялась временами только "Мода" с раскрашенными картинками; увеличился и объем: с 18 до 24 печатных листов).

По примеру "Библиотеки" и "Отечественных записок" издавались потом пушкинский и некрасовский "Современник" да и наши "толстые" журналы.

Принимал ли Пушкин непосредственное участие в издательской деятельности Смирдина, неизвестно, но без взаимных советов, видимо, не обходилось.

Серьезнейшей реформой Смирдина можно считать снижение цен на книги и журналы за счет увеличения их тиража. В 1838 году А. Ф. Смирдин предпринял издание произведений современных ему писателей - "Сто русских литераторов", "чтобы публика видела черты каждого и судила о его слоге и особенностях". Довелось и мне листать эти три объемистых тома, отпечатанных на добротной бумаге с портретами писателей и гравюрами.

Уже тогда истинный демократ, поклонник Пушкина и Гоголя Виссарион Белинский писал о новом периоде в русской словесности, называя его "Смирдинский". Он защищал его деятельность от нападок эстетствующих: "Есть люди, которые утверждают, что будто г.Смирдин убил нашу литературу, соблазнив барышами ея талантливых представителей. Нужно ли доказывать, что эти люди - злонамеренные и враждебные всякому бескорыстному предприятию". И как бы подтверждая мысль Белинского, одна из газет того времени писала: "Смирдину мы обязаны тем, что ныне литературные занятия дают средства к жизни... Он истинно честный и добрый человек! Наши литераторы владеют его карманом, как арендою. Он может разориться".

Бескорыстность Смирдина очевидна. Например, издавая карамзинскую "Историю государства российского", он смог уменьшить стоимость ее двенадцати книжек в пять раз. Благодаря Смирдину книги сделались доступными и тому классу людей, который наиболее в них нуждался. Очевидна и вторая составляющая его деятельности: чем больше читающих, тем образованнее общество. Немало усилий приложил Смирдин к изданию собраний сочинений тех, кто и сегодня близок нам, - И. Богдановича, А. Грибоедова, М. Лермонтова.

У Смирдина появились конкуренты - далеко не бескорыстные. Один из главных - Адольф Плющар, начинавший с печатания афиш и объявлений о развлечениях в столице, а потом перешедший к изданию "Энциклопедического лексикона", пользовавшегося успехом. Начались интриги, приведшие к ссоре Смирдина с Плющаром.

Александр Филиппович затеял издание "Живописного путешествия по России", гравюры к нему заказал в Лондоне. Долго их ждал, а получил почему-то из Лейпцига и очень плохие. Чтобы не разориться, Смирдин организовал книжную лотерею. Был в ней, однако, не только коммерческий умысел, но и стремление пристрастить к чтению население многих районов России. Сначала лотерея проходила успешно, но на третий год уже тысячи билетов остались непроданными. Сказался общий кризис в книжной торговле, вызванный резким увеличением количества книгопродавцев и издателей: в этом деле появилось много людей случайных. Рыночно-спекулятивный характер принимает почти вся книжная промышленность.

Так или иначе, а Смирдин (как и Плющар) разорился. Он писал тогда: "Под старость я остался гол как сокол - это всем ведомо". Но книги умудрился сохранить с полнейшим их библиографическим описанием. Однако после смерти Смирдина (в 1857 году), а потом и его наследников смирдинская библиотека пропала - 50 тысяч томов! Библиофилы начала ХХ века пытались ее разыскать, но тщетно...

Пути книг неисповедимы

В 1978 году в "Вечерней Москве" появилась крохотная заметка главного редактора "Альманаха библиофила" Евгения Ивановича Осетрова, который напал на след той библиотеки. Ему удалось узнать, что перекупщик книг по фамилии Кимель приобрел ее у кого-то по дешевке и переправил в Ригу. Кое-что продал букинистам, а бо" льшую часть книг его наследники в двадцатые годы ХХ века продали Министерству иностранных дел Чехии.

История почти детективная, но не столь уж необычная: книгам доводится путешествовать. Много путешествовал и я, снимая географические фильмы и очерки в "Альманах кинопутешествий". Встретились мы с Евгением Ивановичем и решили написать заявку на фильм о судьбе и поисках библиотеки Смирдина. На моей студии на заявку посмотрели косо: вот если бы что-то о техническом прогрессе... Послали заявку в пражскую киностудию "Кратки фильм". Там на совместную постановку охотно согласились и прислали своих представителей для подписания договора.

Был написан и отослан в "Кратки фильм" литературный сценарий. А потом настало время съемок... Сказочная стобашенная Прага! Пять с лишним веков отсчитывают время куранты на Староместской ратуше. Игрушечный петух все так же кричал, а апостолы появлялись в окошечках, как и в ту пору, когда на далеких невских берегах Пушкин любовался белыми ночами, а Смирдин спешил в свою лавку. И здесь и там любовь к книгам и к мудрости извечна. Азбука, созданная "солунскими братьями" Кириллом и Мефодием - теми, что стоят в бронзе на Карловом мосту, - помогла сплотить славян. А Страгов монастырь стал сокровищницей чешской и иных письменностей: книги веков семнадцатого, шестнадцатого, четырнадцатого, двенадцатого!

В Климентинуме, монастыре доминиканцев, в начале XVII века были открыты школы и типография. Теперь здесь разместились библиотеки: национальная, музыкальная, техническая. Одно из крупнейших собраний книг на славянских языках, и главное в нем - литература русская.

Да это же экслибрис Смирдина! Так вот она, смирдинская библиотека!

Нет, это только ее половина, - отвечает мне, улыбаясь, заведующий русским сектором милейший Иржи Вацек.

Потом он рассказал, как эти книги к ним попали.

У нас даже древнерусские рукописи есть, кое-что из изданного Иваном Федоровым-Москвитиным. С начала ХХ века нам присылают почти все ваши журналы и альманахи. А когда была закуплена в Риге смирдинская библиотека, оказалось, что многого в ней не хватает. По росписи добирали недостающее по всей Европе - так образовался Смирдинский фонд.

Были и вторые экземпляры - их отсылали в Бродзяны, куда наша съемочная группа и решила отправиться. Когда-то в Бродзянском замке жила сестра жены Пушкина Александра Гончарова, ставшая женой австрийского посланника в России Густава Фризенгофа. В замке гостили дети и внуки Пушкина - они запечатлены в рисунках семейного альбома. В столовой традиционные фамильные портреты и акварельные - Натальи Гончаровой, Пушкина и его друзей. Появились они здесь уже в наши годы: когда в замке создавали музей русской литературы, их сюда привезли вместе со смирдинскими книгами.

Стояли дни поздней осени, дорожки были покрыты опавшей листвой, солнце играло в кронах дубов и вязов. "Осенняя пора - очей очарованье!" Но вспомнились и стихи Н. Заболоцкого:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться
из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

И подумалось: ведь и Александр Смирдин думал о потомках, делая благородное, важнейшее дело. Меняются обычаи, нравы, идеологии, но живой для нас остается русская словесность. А если вам, любезный читатель, доведется побывать в петербургской Публичной библиотеке, попросите в Русском фонде показать единственный живописный портрет А. Ф. Смирдина. Поклонитесь и от меня его памяти.

Годы существования: 1825 - 1857

Описание:

Иллюстрации:

Экслибрис-вензель А.Ф.Смирдина

В магазине Смирдина Обложка альманаха «Новоселье» (гравюра, Галактионов)

Портрет А.Ф.Смирдина и экслибрис, проставляемый на книгах его публичной библиотеки.

Смирдин Александр Филиппович (21 января 1795 - 16 сентября 1857) родился в Москве (ныне улица Бахрушина) в семье торговца полотном Филиппа Сергеевича Смирдина. Отец человека, чья фамилия позже с легкого пера критика Виссариона Белинского даст название целому периоду русской литературы («смирдинский период русской словесности» - статья «Литературные мечтания») по каким-то одному ему ведомым причинам решил не приобщать сына к семейному делу, а, обучив грамоте, определил его (13-ти лет отроду) работать в книжную лавку своего родственника - книжного торговца Ильина.

Затем Смирдин служил приказчиком в книжном магазине Ширяева в Москве. В 1817 перешел на службу к петербургскому книгопродавцу Василию Алексеевичу Плавильщикову , который оказывал ему безграничное доверие и вскоре поручил ему ведение всех своих дел. В 1825 Плавильщиков умер, существуют две версии того, как было составлено духовное завещание купца. По одной - он предложил Александру Филипповичу два варианта: или взять на себя все предприятие, отягченное долгами, которые наследник обязывался выплатить, или же с выгодой для себя продать товар фирмы и отправиться восвояси. Александр Филиппович выбрал первое. По другой версии, Смирдин получил привилегию купить дело Плавильщикова по цене, какую ему самому угодно будет назначить. Как говорит одна литературная легенда, благородный Смирдин не стал пользоваться этим правом, а созвал на совещание-аукцион своих столичных коллег, где и предложил самую большую цену.

С этого времени начинается самостоятельная книгопродавческая и издательская деятельность Смирдина. Первым его изданием был роман «Иван Выжигин» Фаддея Булгарина. Не без веских на то оснований Булгарину «посчастливилось» стать героем многочисленных едких эпиграмм своих великих современников, но по странной иронии судьбы нелюбимый и презираемый многими Булгарин, чья фамилия стала нарицательной со знаком минус в истории русской литературы, написал первый русский авантюрный роман, не замедливший стать первым нашим бестселлером. Похождения главного героя этой книги были изданы большим для тех лет тиражом и так увлекли российского читателя, что мигом были раскуплены и сделали популярным и ее автора, и издателя.

Вскоре Смирдин расширил торговлю - переехал из Гостиного двора к Синему мосту, а затем и на Невский проспект, в дом Петро-Павловской церкви. В это время он был уже в близком знакомстве со многими современными писателями и на праздновании им новоселья присутствовали Жуковский, Пушкин, Крылов и другие писатели. В память этого праздника был издан сборник «Новоселье» (1833) , составленный из произведений гостей, присутствовавших на этом на новоселье и отпечатанный в Типографии А.Плюшара

Плодом продолжительной и неутомимой издательской деятельности Смирдина стал обширный ряд самых разнообразных изданий: научных книг, учебников, произведений изящной литературы - он издал сочинения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Крылова и других выдающихся современников, а также некоторых таких писателей, которые, может быть, и не были бы никогда изданы, не будь Смирдина. В 1834 году Смирдин основал журнал «Библиотека для Чтения», явившийся самым распространенным журналом своего времени и положивший собою начало так называемым «толстым» журналам. После смерти Смирдина одно издание подсчитало, что за всю свою издательскую деятельность он выпустил книг на 10 млн руб, при этом около 2 млн ушло на подготовку и печать изданий и около 1,5 млн - на выплату гонораров. Такая неслыханная щедрость, часто граничащая с бескорыстием, по мнению многих, и была одной из причин разорения издателя.

Щедрость Смирдина в отношении гонорара привлекла к участию в его журнале лучших современных писателей и отношение их к Смирдину носило характер задушевной дружбы. Ценя в нем начитанного и образованного во многих отношениях человека, почти все известные писатели его времени постоянно навещали его, проводя целые часы в беседе с ним. Со своей стороны Смирдин, преданный интересам литературы, относился с замечательным радушием к ее представителям и не упускал случая оказать им ту или иную услугу. Каждое хорошее сочинение находило в нем издателя, каждый начинающий талант мог рассчитывать на его поддержку.

Довольно продолжительное время издания Смирдина широко распространялись и предприятие его шло успешно, но затем дела его пошатнулись. Причиной этого была его излишняя доверчивость и бескорыстие в торговых оборотах, а больше всего его необычайная щедрость в оплате литературного труда. Так, Пушкину он платил за каждую строчку стихов «по червонцу», а за помещенное в «Библиотеке для Чтения» за 1834 год стихотворение «Гусар» заплатил 1200 рублей. Всего же, по подсчетам известного литератора, библиографа и историка книги Николая Павловича Смирнова-Сокольского, за годы сотрудничества Александр Филиппович выплатил Пушкину 122 тыс. 800 руб. - почти половину той суммы, что поэт заработал за всю свою жизнь литературным трудом и, при этом, идя ему навстречу буквально во всём - см. Типография Департамента народного просвещения .

Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров Смирдин уплатил 40000 рублей. Сегодня коммерциализация Смирдиным писательской деятельности считается одной из его величайших заслуг, но в XIX веке этот шаг был принят не столь однозначно. Недоброжелатели обвиняли альтруиста Смирдина в том, что он своими неслыханными гонорарами губит русскую литературу, вынуждая творческих людей работать за деньги.

Кроме «Библиотеки для Чтения», Смирдин с 1838 года издавал «Сын Отечества» (под редакцией Полевого и Греча). Библиография была любимым занятием Смирдина - при его ближайшем содействии Анастасевичем была составлена «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А.Смирдина» (1828-1832 гг.), долгое время служившая единственной справочной книгой по русской библиографии. До самых последних дней жизни Смирдин не переставал составлять дополнения к этой библиографии. Главная заслуга Смирдина, всю жизнь посвятившего бескорыстному служению книжному делу, заключается в удешевлении книг, в достойной оценке литературных произведений «как капитала», в укреплении прочной связи между литературой и книготорговлей. Его деятельность сыграла значительную роль в истории русского просвещения.

В 1841-1843 годах свет увидели сборники «Русская беседа, собрание сочинений русских литераторов, издаваемое в пользу А.Ф.Смирдина», - отчаянная попытка отечественных литераторов помочь Александру Филипповичу. В предисловии к первому сборнику - эмоциональная статья В.Г. Белинского, где были и такие строки: «Самый способ обратиться к вспомоществованию одолженной им публики - делает большую честь Смирдину. Он просит у публики не пособия, но внимания к изданию, которое должно доставить ему выгоды, если разойдется все. Русские литераторы сделали свое дело: забыв о всякой парциальности, они спешат соединить в одной книге свои посильные труды. Теперь публике остается заплатить свой долг Смирдину и поддержать славу русского общества» . Впрочем, это благое начинание успеха не имело - публика осталась к нему равнодушна. Помочь Смирдину пыталась и власть, благоволившая к нему и ценившая его заслуги - государство выдало издателю ссуду в 30 тыс. руб. серебром. Но и это не помогает и в 1847 году Смирдин продает часть своего дела - помещение и фонды своей библиотеки - своему доверенному приказчику Петру Ивановичу Крашенинникову , при которой тот открывает уже свой книжный магазин.

В конце концов Смирдин потерял весь накопленный им капитал и пришел к полному разорению. Он был принужден постепенно сокращать, а затем и совершенно прекратить свою книжную торговлю. Обремененный тяжелыми долгами, он не терял надежды уплатить их и прибегал к самым разорительным для себя средствам, затевая то одно, то другое предприятие. В этот период Смирдин затеял издавать сочинения русских писателей, начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. в возможной полноте, но в возможно небольшом формате и убористым шрифтом, с тем, чтобы иметь возможность продавать каждый том по дешевой цене. Всего было издано 70 книг 35 авторов. «Полное собрание сочинений русских авторов» оказалось востребованным и быстро разошлось, однако вырученных от серии средств, как и следовало ожидать, на погашение долгов не хватило.

Не помогла даже поддержка правительства, которое и вовсе пошло на беспрецедентный шаг, разрешив Смирдину в 1843 году устроить в свою пользу беспроигрышную лотерею из книг. Лотерейный билет стоил рубль, его обладатель получал право приобрести в книжной лавке Смирдина книги на сумму от 1 до 50 руб., один лотерейный билет был с крупным денежным выигрышем - 1 тыс. руб. Первый тираж книжной лотереи оказался успешным, и в 1844 году Смирдин затеял вторую лотерею. Однако ее билеты так и не были полностью распроданы. Всего же Александру Филипповичу удалось выручить от двух лотерей около 150 тыс. руб. - на покрытие всех его долгов этого катастрофически не хватало и он был объявлен несостоятельным должником. Большая часть его книг перешли купцу Л.И.Жебелеву, но к 1864 году пополнили библиотеку при «земле-вольском» книжном магазине Серно-Соловьевича .

Последние годы жизни издателя и просветителя были печальны. Бедность и безуспешная борьба с неудачами подточили его здоровье. По воспоминаниям современников, душевное состояние Смирдина в это время было крайне тяжелым. Александр Филиппович Смирдин умер 16 (28) сентября 1857 года в нищете и почти полном забвении, ему было 62 года. Издателя похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Деньги на памятник, а также на помощь семье просветителя собирали петербургские книготорговцы, затеявшие для этого издание «Сборника литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина» .

Дело Смирдина попытался продолжить его старший сын Александр, наследник того, что осталось от предприятий отца. В 1854 году он вместе с издателем В.Е.Генкелем основал известную фирму А.Смирдин и Ко . На певвых порах Александру что-то удалось, но к началу 1860-х годов разорился и он.

Примечание:

В 1823-1832 годах книжный магазин и библиотека А.Ф.Смирдина располагались на набережной Мойки,63 в доме Гавриловой у Синего моста (здание сохранилось и надстроено). В 1832 они переехали на Невский проспект, дом Лютеранской церкви (здание сохранилось и надстроено).

Издательство прекратило своё существование.



Известный книгопродавец-издатель; род. в Москве 21 января 1795 г., умер в Петербурге 16 сентября 1857 г. Тринадцати лет С. определился "мальчиком" в книжную лавку московского книгопродавца П. А. Ильина, а затем служил приказчиком в книжном магазине Ширяева, раньше в Москве. В 1817 г. перешел на службу к петербургскому книгопродавцу П. А. Плавильщикову, который оказывал ему безграничное доверие и вскоре поручил ему ведение всех своих дел. В 1825 г. Плавильщиков умер. Оставленное им завещание предоставляло С. право, за его службу, купить весь товар книжного магазина, библиотеку и типографию по той цене, по какой он захочет, но глубоко-честный С. не воспользовался этим правом, а сделал вызов всех книгопродавцев для оценки имущества Плавильщикова и сам назначил цену выше всех. С этого времени начинается самостоятельная книгопродавческая и вместе с тем издательская деятельность С. (первым его изданием был "Иван Выжигин" Булгарина). Вскоре С. расширил торговлю, переехал из Гостиного двора к Синему мосту, а затем и на Невский проспект, в дом Петро-Павловской церкви. В это время он был уже в близком знакомстве со многими современными писателями, и на праздновании им новоселья присутствовали Жуковский, Пушкин, Крылов и другие писатели. В память этого праздника был издан сборник "Новоселье" (1833 г.), составленный из произведений гостей на новоселье.

Плодом продолжительной и неутомимой издательской деятельности С. является длинный ряд самых разнообразных изданий: научных книг, учебников, произведений изящной литературы. С. издал сочинения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Крылова и друг, а также некоторых таких писателей, которые, может быть, не были бы никогда изданы, не будь С. Всего С. издал больше, чем на три миллиона рублей. В 1834 г. он основал журнал "Библиотека для Чтения", явившийся самым распространенным журналом своего времени и положивший собою начало так называемым "толстым" журналам; щедрость С. в отношении гонорара привлекла к участию в его журнале лучших современных писателей. Отношение современных писателей к С. носило характер задушевной дружбы. Ценя в нем начитанного и образованного во многих отношениях человека, почти все известные писатели его времени постоянно навещали его, проводя целые часы в беседе с ним. Со своей стороны С., преданный интересам литературы, относился с замечательным радушием к ее представителям и не упускал случая оказать им ту или иную услугу. Каждое хорошее сочинение находило в нем издателя; каждый начинающий талант мог рассчитывать на его поддержку. Довольно продолжительное время издания С. широко распространялись и предприятие его шло успешно, но затем дела его пошатнулись. Причиной этого была его излишняя доверчивость и бескорыстие в торговых оборотах, а больше всего его необычайная щедрость в оплате литературного труда. Так, Пушкину он платил за каждую строчку стихов "по червонцу", а за помещенное в "Библиотеке для Чтения" 1834 г. стихотворение "Гусар" заплатил 1200 рублей; Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров С. уплатил 40000 рублей (ассигнациями). В конце концов он потерял весь накопленный им капитал и пришел к полному разорению. Он был принужден постепенно сокращать, а затем и совершенно прекратить свою книжную торговлю. Обремененный тяжелыми долгами, он не терял надежды уплатить их и прибегал к самым разорительным для себя средствам, затевая то одно, то другое предприятие. В этот период С. затеял, между прочим, издавать сочинения русских писателей, начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. в возможной полноте, но в возможно небольшом формате и убористым шрифтом, с тем, чтобы иметь возможность продавать каждый том по дешевой цене. Поддержка правительства, которое разрешило С. устроить в свою пользу лотерею из книг, не спасла его, и он был объявлен несостоятельным должником. Последнее время своей жизни он провел в совершенной нищете. После его смерти петербургскими книгопродавцами был издан "Сборник литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина", в пользу его семейства и на постановку на его могиле памятника, Похоронен С. на Волковом кладбище.

Кроме "Библиотеки для Чтения", С. с 1838 г. издавал, под редакцией Полевого и Греча, "Сын Отечества". Библиография была любимым занятием С. При его ближайшем содействии Анастасевичем была составлена "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина" (1828-1832 гг.), долгое время служившая единственной справочной книгой по русской библиографии; до самых последних дней жизни, С. не переставал составлять дополнения к этой библиографии. Главная заслуга С., всю жизнь посвятившего бескорыстному служению книжному делу, заключается в удешевлении книг, в достойной оценке литературных произведений, как капитала, и в укреплении прочной связи между литературой и книготорговлей. Его деятельность сыграла значительную роль в истории русского просвещения.

"А. Ф. Смирдин (Краткий очерк жизни и деятельности его)", ("Библиотека для Чтения" 1857 г., № 11, т. CXLVI, стр. 249-255). - И. И. Булатов, "Смирдин, А. Ф., биографический очерк" ("Известия книжных магазинов Товарищества М. О. Вольф" 1898 г., № 4, стр. 83-89). - "Сборник литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина", т. 1-й, СПб., 1858 г., стр. І - XII. - К. Полевой. "Воспоминание об А. Ф. Смирдине" ("Северная Пчела" 1857 г., № 210). - Ф. Б., "А. Ф. Смирдин и сто русских литераторов" ("Северная Пчела" 1839 г., № 287). - Граф Хвостов, "На новоселье А. Ф. Смирдина" ("Дамский Журнал" 1832 г., ч. XXXVII, № 11, стр. 168). - Некрологи в "Отечественных Записках" 1857 г., № 10, т. CXIV, стр. 45-46, в "С.-Петербургских Ведомостях" 1857 г., № 205 и в "Московских Ведомостях" 1857 г., № 115. - "Похороны книгопродавца А. Ф. Смирдина. Краткое сведение о его торговой и издательской деятельности. Заслуги покойного, как ревнителя отечественного просвещения", ("Русский Инвалид" 1857 г., № 203).

В. Греков.

{Половцов}

Смирдин, Александр Филиппович

Известный книгопродавец и издатель (1795-1857). На 13-м году поступил мальчиком в книжную торговлю Ширяева; в 1817 г. перешел к петербургскому книготорговцу Плавильщикову, который вскоре доверил ему ведение всех своих дел. В 1825 г. Плавильщиков умер, и книжный магазин его, вместе с библиотекой и типографией, перешел кС.; он расширил торговлю, перебрался из Гостиного двора к Синему мосту, а потом и на Невский просп. В это время у С. были завязаны уже знакомства со многими писателями, и новоселье его было отпраздновано в присутствии Жуковского, Пушкина, Крылова и др.; по этому же случаю был издан сборник "Новоселье" (1833). В 1834 г. С. основал "Библ. для Чтения", которая, благодаря щедрости издателя, не жалевшего средств, положила начало так называемым "толстым" журналам. Одновременно С. издавал сочинения большинства современных писателей, а в конце 40-х годов предпринял "Полное собр. соч. русских авторов", начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. Издания С. сначала шли ходко, но затем дела его пошатнулись. Главной причиной этого была необычайная щедрость С.: так, Пушкину он платил за каждую строку стихов по "червонцу", а за стихотворение "Гусар", напечатанное в "Библиотеке для Чтения" 1834 г., уплатил 1200 р. Бескорыстие С. и доверчивость его при отпуске книжного товара довели его, в конце концов, до полнейшего разорения: невзирая на поддержку со стороны правительства, разрешившего ему устройство лотереи для разыгрывания книг, С. был объявлен несостоятельным должником. После его смерти петербургскими книгопродавцами был издан "Сборник литературных статей", посвященных русскими писателями его памяти. Кроме "Библ. для Чтения", С. издавал "Сын Отеч.", с 1838 г., под редакцией Полевого и Греча. Большую ценность имеет составленная Анастасевичем "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина" (1828-32).

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Смирдин, Александр Филиппович" в других словарях:

    Александр Филиппович Смирдин (1795 1857) известный русский книгопродавец и издатель. Главная заслуга Смирдина заключается в удешевлении книг, в достойной оценке лит … Википедия

    Смирдин, Александр Филиппович - Александр Филиппович Смирдин. СМИРДИН Александр Филиппович (1795 1857), российский издатель и книгопродавец. С 1823 издавал произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского и др., книжную серию Полное собрание сочинений русских авторов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1795 1857) российский издатель и книготорговец. С 1823 продолжил дело В. А. Плавильщикова. Издавал произведения Пушкина, Гоголя, Жуковского и др. писателей современников, журнал Библиотека для чтения; Полное собрание сочинений русских авторов … Большой Энциклопедический словарь

    Смирдин (Александр Филиппович) известный книгопродавец и издатель (1795 1857). На 13 м году поступил мальчиком в книжную торговлю Ширяева; в 1817 году перешел к петербургскому книготорговцу Плавильщикову, который вскоре доверил ему ведение всех… … Биографический словарь

    Русский издатель и книгопродавец. С 13 лет служил в книжных лавках, в 1817 поступил приказчиком к В. А. Плавильщикову, после смерти которого С. в 1825 стал (по завещанию) владельцем его… … Большая советская энциклопедия

    - (1795 1857), издатель и книгопродавец. В 1817 приехал в Петербург. Служил приказчиком у В. А. Плавильщикова, после смерти которого по завещанию стал владельцем (с 1825) его книжного магазина, библиотеки и типографии. Магазин С. находился… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1795 1857), издатель и книготорговец. С 1823 продолжил дело В. А. Плавильщикова. Издавал произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского и других писателей современников; журнал «Библиотека для чтения»; «Полное собрание сочинений… … Энциклопедический словарь

    Смирдин Александр Филиппович - Альманах «Новоселье» (1833). Альманах «Новоселье» (1833). Смирдин Александр Филиппович (1795—1857), издатель и книгопродавец. В 1817 приехал в Петербург. Служил приказчиком у В. А. Плавильщикова, после смерти которого по завещанию стал… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1795, Москва 1857, Петербург), издатель и книгопродавец. В 13 лет поступил мальчиком в комиссионера А.С. Ширяева. В 1817 по его ходатайству перевёлся к книготорговцу В.А. Плавильщикову в Петербург, где сосредоточил свою основную издательскую и… … Москва (энциклопедия)

    Смирдин, Александр Филиппович - Смотри также (1795 1857). Петербургский книгопродавец, издатель Библиотеки для чтения и сочинений Пушкина. По условию, заключенному от имени Пушкина Плетневым в 1830 г., С. приобрел на четыре года право издавать все уже вышедшие сочинения Пушкина … Словарь литературных типов




Похожие статьи
 
Категории