Леонардо да винчи гермафродит. Код да винчи

15.06.2019

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо было замечено художником Андреа дель Веррочино, и Леонардо стал в четырнадцать лет его учеником. Спустя десять лет, по-прежнему живя рядом с Веррочино, Леонардо вместе с еще тремя учениками был обвинен в совершении «безбожных поступков» с семнадцатилетним натурщиком по имени Джокобо Салтарелли. Они получили жесткое взыскание.

В 1482 году Леонардо оказался в Милане при дворе Лодовико Сфорца, где он составил свои знаменитые «Записки» и создал такие шедевры, как «Мадонна в пещере» (1483–1486) и в настоящее время в значительной степени утраченную в оригинальном виде фреску «Тайная вечеря» (1495–1498) в соборе Санта Мария делле Граци. Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию, став военным инженером у Цезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена - Леонардо не мог устоять перед своим никогда не ослабевавшим интересом к новаторским экспериментам в области фресковой живописи и переключился на другие работы. В тот флорентийский период он также написал свою знаменитую «Мону Лизу» (1503).

В 1507 году Леонардо поступил на службу к французскому королю Людовику XII, работая сначала в Милане, затем в Риме, где он смог проявить себя и в таких областях науки, как геология, ботаника и механика. В 1515 году французский король Франсуа I предоставил в его распоряжение замок Клу, где ему были созданы условия для научных изысканий.

Леонардо был очень скрытным человеком, окружавшим себя ореолом секретности - все его записи, к примеру, были выполнены шифром. В силу этого нам мало известно о его частной жизни, исключая тот факт, что рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили его ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Са Лаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также прелестный десятилетний мальчик, которого звали Капротти. Леонардо прозвал его «маленьким чертенком» за то, что он постоянно норовил стащить что-нибудь у Леонардо. Все эти пропажи Леонардо методично, но с ироничными и великодушными комментариями фиксировал в своих дневниках. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества.

Леонардо творил не спеша, и концовка работ всегда затягивалась (одна только итоговая доработка «Моны Лизы» заняла четыре года). Многие из его современников считали, что он распыляет свой талант и отпущенное ему время. Как пишет историк Вазари, на смертном одре Леонардо сокрушался, что обидел Бога и людей, не успев выполнить свой долг в искусстве.

Леонардо скончался в замке Клу в 1519 году.

Франческо Мелци был рядом с ним до последних минут. Всеобъемлющий вселенский гений, Леонардо был необычайно выразительным и своеобразным художником, многосторонним мыслителем, новатором и ученым с широчайшим кругозором. Он оставил нам более восьми тысяч страниц дневниковых записей, содержащих научные проекты, изобретения, архитектурные проекты и зарисовки.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве» (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: «Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам». Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, «лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь».

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: «Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма».

Фрейд затем продолжает доказывать, что, «подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери… Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики».

Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды.

Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью «вылечиться» от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом «механизма» приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.

Люди старшего поколения помнят столпотворение, царившее летом 1974 года на Волхонке и в соседних переулках, когда в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина была выставлена прославленная «Джоконда». Это было великое событие, затмившее всё остальное.

Вскоре наш зритель увидел многосерийный телевизионный фильм Кастеллани о жизни и творчестве итальянского гения. Созданный французским актером Леруа образ Леонардо да Винчи поражал благородством, простотой и жизненной достоверностью. Сохранилось воспоминание о том, как в старых отрывных календарях красная дата 2 мая всегда была украшена портретом седовласого старца, и Леонардо да Винчи поутру входил в дом каждой советской семьи.

Весной 1984 года в том же ГМИИ им. А. С. Пушкина была выставлена на обозрение леонардовская рукопись, названная «О природе, давлении и движении воды» из частного собрания Хаммера. Кодекс насчитывал восемнадцать сфальцованных листов с записями на итальянском справа налево: таким способом художник шифровал свои тексты, чтобы они не стали достоянием непосвященных. Наибольший интерес вызывали листы с описанием атмосферных явлений, позволяющие понять, каким образом Леонардо добивался уникальных светоцветовых эффектов, которые придали «Джоконде» ее неповторимое очарование и завораживающую притягательность.

Ни об одном человеке не написано столько, сколько о Леонардо. Его личность давно стала легендой. Почин был положен Вазари. По возрасту он не мог лично знать художника, но с любовью описал многие его творения, не обойдя молчанием увлечение мастера научными опытами, которые многими тогда рассматривались как занятие черной магией.

Это даже заставило пытливого биографа признать, что Леонардо скорее был философом, нежели христианином. Впрочем, из второго издания своих «Жизнеописаний», увидевших свет в самый разгар Контрреформации и полыхающих в Европе костров инквизиции, осторожный автор изъял свое крамольное суждение.

Весомый вклад в изучение творчества Леонардо внесли российские ученые и исследователи. В 1892 году издатель Ф. Ф. Павленков выпустил в знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» первый очерк М. М. Филиппова о великом итальянце. Год спустя другой книголюб Ф. В. Сабашников осуществил факсимильное издание приобретенной им рукописи Леонардо да Винчи «Кодекс о полете птиц», что явилось подлинной мировой сенсацией. В 1935 году в возобновленной павленковской серии «ЖЗЛ» вышла работа А. К. Дживилегова о Леонардо, а позднее - выдержавшая три издания книга А. А. Гастева. В отечественном искусствоведении накоплен большой опыт изучения и освещения творчества выдающегося мастера, чьи основные теоретические труды имеются и в русском переводе.

Ныне, в год культуры и искусства Италии в России, в малой серии «ЖЗЛ» вниманию читателя предлагается книга француженки Софи Шово о Леонардо да Винчи - хороший подарок всем тем, кому дороги традиционные культурные связи между двумя нашими странами. Автор совершенно права, говоря, что в каждом последующем столетии личность и творения великого итальянца подвергались пересмотру с позиций своего времени и, как она пишет, «радикальной переоценке». Впрочем, с последним утверждением трудно согласиться, поскольку и для новых поколений Леонардо да Винчи был и остается непревзойденным мастером - подлинным воплощением «фаустовского начала» всей европейской культуры.

Из общей картины восторженных оценок несколько выпадает суждение хорошо известного у нас искусствоведа Бернсона, который признает, вопреки прежним своим высказываниям, что Леонардо не вдохновляет его более и не приводит в восторг. Правда, при этом он замечает, что в своих рисунках Леонардо куда больше художник, чем в живописи. И это в какой-то мере справедливо. Любому, кто прикасается к леонардовским рисункам, бросается в глаза, сколько в них непосредственности, свободы движения и искреннего восхищения миром природы. В рисунке художнику не нужно было думать о грунтовке холста или стены, о составлении нужных смесей или взаимодействии на свету различных красок. Здесь он был полностью свободен от заказчика и условностей живописи, давая волю своей неуемной фантазии.

Пытливость ума и любознательность всегда сочетались в Леонардо с ощущением непостижимости некоторых загадок мироздания, о чем он сам говорил, вспоминая годы детства: «Однажды, блуждая среди скал, я набрел на вход в огромную пещеру. Подгоняемый любопытством, я заглянул внутрь, и мной овладели два противоположных чувства: оторопь перед разверзнувшейся бездной и неодолимое желание познать тайну, сокрытую в ней». Будучи неутомимым естествоиспытателем, Леонардо воспринимал человека и окружающий мир как единое целое. Он всю жизнь вел диалог с природой, восхищаясь ее мудрым устройством, целесообразностью и красотой всего живого на земле, и пытался передать в своих произведениях «гармонию разнородного», как говаривали древние. Будучи противником всякого насилия над природой, ученый сознавал, сколь губительны и плачевны могут оказаться для самого человека последствия подобного произвола. Об этом немало сказано в его записных книжках. Мысли великого творца наполняются особым смыслом в наши дни, когда перед человечеством со всей остротой встал вопрос о защите и сохранности окружающей природной среды.

Судьба Леонардо, которая поначалу складывалась удачно, оказалась трагичной. К исходу XV столетия над Италией нависли грозовые тучи, предвестницы грядущих бед и потрясений. Это нашло отражение в его фреске «Тайная вечеря», которая наряду с рафаэлевской «Сикстинской мадонной» признается высшим художественным проявлением человеческого гения. Леонардо стремился поставить науку и искусство на службу человеку ради его блага, но ему суждено было стать свидетелем крушения самых светлых чаяний, когда великие идеалы втаптывались в грязь, и это не замедлило сказаться в его рисунках. Вместо образов прекрасных юношей и девушек в них появилась вереница уродливых лиц, обезображенных гримасой, крылатых драконов, клыкастых чудовищ и разрушительного разгула злой стихии. У него есть даже серия апокалиптических рисунков, названная «Потоп», - по его предсказаниям, потоп должен однажды обрушиться на землю и вызвать ее гибель. При виде всей этой дьявольщины и дикого шабаша создается впечатление, что рукою мастера водил булгаковский Воланд.

Завоевав признание своим искусством, Леонардо с головой ушел в науку. Будучи прирожденным экспериментатором, он ничего не принимал на веру. Трудно перечислить естественные и точные науки, история развития которых не была бы связана с его именем, где бы он не высказал смелые догадки, подтвержденные впоследствии другими выдающимися умами. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология - всё это в равной степени интересовало его пронзительный ум. Он мечтал о создании грандиозной энциклопедической системы «Вещей природы», которая охватывала бы всё мироздание. Однако это желание объять необъятное оказалось непосильным даже для такого исполина, каким был Леонардо да Винчи, хотя он признавал, что «ни одна работа не могла меня утомить, ибо сама природа сотворила меня таковым».

Он скромно оценивал значение своих поисков: «Я уподобляюсь тому, кто по своей бедности явился на ярмарку последним, когда всё лучшее уже разобрано, а оставшееся всеми перепробовано и отвергнуто за ненадобностью. Но я соберу эти крохи, положу в котомку и пойду бродить по бедным деревушкам».

С годами его «котомка» пополнялась всё новыми сокровищами, а он настойчиво продолжал идти по неторному пути с непосильной ношей на плечах, мечтая сделать человека свободным и счастливым. Но достаточно взглянуть на единственный автопортрет сангиной, сделанный года за четыре до кончины художника, чтобы понять, чего это стоило ему. Леонардо было тогда шестьдесят два года, но выглядит он глубоким старцем с избороздившими лицо морщинами и властным взглядом глаз, словно бы из пещеры, хранящей неразгаданную тайну, а на его сомкнутых устах всё та же загадочная полуулыбка «Джоконды». По рисунку видно, насколько устал от жизни и растерял свои иллюзии этот полупарализованный старик. Он сделал много в своей жизни, но осуществил так мало - написанные им картины можно пересчитать по пальцам. Великий труженик оставался верен своей натуре до конца дней и вопреки невзгодам и болезни продолжил поиск истины, о чем хорошо сказано у поэта Игоря Шкляревского: «И над натурой нашей звероликой / Всепониманье возвышает нас».

Софи Шово воспроизводит наиболее яркие моменты жизни своего героя, умело и живо воссоздает объективную картину того жестокого времени. Книга читается с интересом, так как рассказ о гении не может не увлечь. Леонардо чувствовал жизнь шире и глубже, чем кто-либо, и через его чувствования нам передается его понимание многообразия мира. Любое общение с гением облагораживает тебя самого и поднимает ввысь. Поэтому при чтении не стоит обращать внимание на некоторые излишне резкие оценки автора - таков уж наш век, зараженный высокой дозой негатива и отрицания всего и вся под воздействием природных и политических катаклизмов, всколыхнувших мир. Так, не могут не вызвать несогласие строки, посвященные так называемому «делу Сальтарелли», которое не добавляет ничего нового к тому, что было ранее известно и о чем в свое время писал Фрейд, развивая мысль об «отцовском комплексе», проявившемся у подростка Леонардо. Но всё это не имеет никакого отношения к творчеству гениального художника и ученого, тем более в небольшой по объему работе, из-за чего за рамками повествования остались многие стороны многогранной деятельности творца.

Александр Махов

Софи Шово - Леонардо да Винчи

Софи Шово; пер. с

Фр. В. Д. Балакина; предисл. А. Б. Махова

М.: Молодая rвардия; Палимпсест, 2012. 283 с.: ил.

Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. биоrp.; вып. 21

ISBN 9785235034709

Софи Шово - Леонардо да Винчи - Жизнь замечательных людей - Содержание

Он хотел объять необъятное

Часть первая 1452–1480

Часть вторая 1482–1499

Часть третья 1499–1506

Часть четвертая 1513–1519

Основные даты жизни Леонардо да Винчи

Краткая библиография на русском языке

Иллюстрации

Софи Шово - Леонардо да Винчи - Жизнь замечательных людей - Почему так много незавершенного?

Художник в той или иной мере чувствует себя отцом своих творений. Идентифицируя себя с собственным отцом, Леонардо поступал со своими творениями так же, как отец поступил с ним самим: произведя на свет очередную картину, он бросал ее незавершенной, больше не заботясь о ней. Не составляли исключения и те из них, при создании которых внутренним побудительным мотивом служили впечатления раннего детства. Леонардо оставил незавершенной и собственную жизнь, сделав это с исключительным талантом, и потомкам остается лишь сожалеть по этому поводу. Но не стоит ли согласиться с предположением некоторых историков, что именно непостоянство, свойственное Леонардо, и его склонность оставлять начатое незавершенным открывали перед ним всё новые и новые перспективы?

Тайна последних произведений

В настоящее время считается, что Леонардо принялся за написание своей первой «Леды», еще находясь в Риме, а также, что существовало несколько незаконченных вариантов «Святого Иоанна Крестителя», два варианта «Вакха» и пресловутый «Воплощенный ангел».

И всё же: продолжал ли он писать кистью и красками во Франции? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сейчас почти никем не подвергается сомнению тот факт, что еще в Италии Леонардо приступил к созданию своих шедевров («Джоконда», «Святой Иоанн Креститель», «Святая Анна»и, возможно, «Вакх»), а находясь в Клу, он лишь дорабатывал и поправлял их. Их он повсюду возил с собой. Но писал ли он другие картины? Этого нельзя утверждать. Он мог рисовать карандашом левой рукой, что же касается его последних картин, то он, как принято считать в настоящее время, поправлял их с помощью пальцев, о чем свидетельствуют сохранившиеся их отпечатки. Но могли он писать кистью и красками той же рукой, которой рисовал карандашом? На этот вопрос нет ответа. Закончил ли он работу над упомянутыми шедеврами, еще находясь в Вечном городе? Вероятнее всего - нет. Но как знать, ведь до конца своей жизни Леонардо любил представлять публике все свои работы как незавершенные, словно кокетничая этим.

Андре Грин пишет о поздних работах Леонардо да Винчи:

«В них вновь встречаются все противоречия, не только смешение мужского и женского, но и переплетение экстаза с грустью, доходящей до состояния скорби. Рот - чувственный, но вместе с тем и детский, слегка приоткрытый, безмолвный, но готовый заговорить. Роскошные вьющиеся волосы в равной мере могут принадлежать представителям обоих полов. Глядя на картину, испытываешь тягостное чувство неловкости».

Известно, что Леонардо привез с собой во Францию «Джоконду», которой не суждено было более вернуться в Италию. Он подарил ее королю Франции. К нему она и перешла после кончины мастера.

Это был лучший способ сохранить ее для потомства. Такова же оказалась участь и «Святого Иоанна Крестителя». Но которого из «Святых Иоаннов Крестителей»? И которой из«Джоконд», которой из «Лед»! Тех ли, что сейчас можно видеть в Лувре?

Некоторые исследователи полагают, что Леонардо привез с собой в Италию одну из «Лед», обнаженную либо одетую, больного «Вакха» и, вероятно, «Святую Анну». Возможно, именно эти картины и находятся сейчас в Лувре, хотя с уверенностью сказать этого нельзя, не зная определенно, какими путями они попали во Францию.

Как и многое из того, что касается Леонардо, эта тайна до сих пор, спустя пять веков после смерти мастера, не раскрыта, и весьма сомнительно, что ее когда-нибудь раскроют. Но как бы то ни было, тот или иной вариант этих картин всегда находился в мастерской Леонардо. Мастер буквально окружил себя этими образами и на протяжении многих лет постоянно подправлял их, чтобы они сохраняли сходство с Салаи. Нет сомнений насчет того, что он, парализованный или нет, не мог отказать себе в этом удовольствии, делая их то более темными, то более голубыми, то более прозрачными, дописывая их, точно покрывая поцелуями, до конца своих дней.

Что же касается смелых истолкований загадки его «Святого Иоанна Крестителя», единственного или существовавшего во множестве вариантов, равно как и других поздних работ Леонардо, то их было великое множество, ибо на протяжении столетий почти ежегодно появлялись различные версии.

В своих произведениях Леонардо осмеливался игнорировать несносное для него противостояние полов, создав образ андрогина в чистом виде, воплотившего в себе наиболее восхитительные человеческие черты. Андрогин заменил для него эфеба, став символом совершенства.

В известном смысле он пытался найти третий пол - высшее существо, превосходящее и мужчину, и женщину, объединяющее в себе лучшие черты их обоих и не имеющее их недостатков. В качестве воплощения этого совершенного андрогина Леонардо представил «Святого Иоанна Крестителя».

Интересные результаты дает сравнение «Святого Иоанна Крестителя», «Вакха» и того странного рисунка, представляющего собой комбинацию акварели и граффити, который получил название «Воплощенный ангел». На нем можно разглядеть изображенный в несколько завуалированном виде достаточно большой мужской член в состоянии эрекции. Этот рисунок, производящий странное впечатление, вызывающий смешанное ощущение трепета и тревоги, многое может сказать о природе сексуальности Леонардо да Винчи.

В сочетании с двумя другими упомянутыми картинами он со всей очевидностью обнаруживает гомосексуальность Леонардо. Все три человека, изображенные в этих произведениях, поднимают указательный палец к небу. У«Вакха» он располагается менее вертикально, чем у двух других, но это тот самый жест. Правда, смысл этого жеста совсем не тот непристойный, который зачастую придают ему. Он означает приветствие Марии, дабы она заступилась за нас, несчастных грешников, перед своим сыном. И все же, не заключает ли в себе этот жест некий эротический подтекст? Что же касается языческого «Вакха», гермафродита (женоподобное тело с грудной мышцей, напоминающей женскую грудь), то его обращенный к небу указательный палец воплощает в себе всю двусмысленность мира. Здесь особенно откровенно, по замыслу автора, сочетаются высокая духовность и самые низменные желания…

«Святой Иоанн Креститель», представляясь ангелом, ведет себя как вульгарное создание. Гомосексуалист представляется трансвеститом, и его ангельское приветствие сразу же превращается в нечто непристойное, наподобие жеста, которым проститутка заманивает клиента. В результате же улетучивается даже малейшая ассоциация с Девой Марией. Тем более что у этого воплощенного ангела впавшие глаза, нездоровый вид, порочный или больной или же то и другое сразу. Невольно возникает ассоциация с будущими жертвами СПИДа. Эти андрогины Леонардо, красивые молодые люди с женскими чертами в облике, не опускают глаз, смотрят какими-то победителями, триумфаторами, коим бессильно противится благо. Эта чарующая улыбка позволяет предполагать некую любовную тайну.

Те же ассоциации возникают, когда всматриваешься в «Леду», как в первой, так и во второй версии, - и в обнаженную, и в одетую. То же самое касается и «Святой Анны». Все образы, представленные в последних произведениях Леонардо, служат квинтэссенцией чувственности и вместе с тем духовности, как будто автор сумел схватить и живописно передать самое редкое в мужчине и самое ценное в женщине. Порок и святость в неразрывном переплетении…

Леонардо да Винчи был не только геем, но и отцом
Итальянские ученые решили, что у Леонардо да Винчи запросто мог быть незаконнорожденный сын. Эта версия - прямо противоположна общепринятой, о том, что мастер эпохи Возрождения был геем.
Алессандро Веццози, директор музея в родном городе художника под Флоренцией, уверен, что Леонардо было 17 лет, когда у него родился сын Паоло. В письме от 1479 года болонский герцог Джованни Бентивольо пишет Лоренцо Чудесному о "Паоло, мальчике Леонардо да Винчи из Флоренции". "В деревне, где в то время проживало всего около 1 000 человек, сколько могло быть людей по имени Леонардо да Винчи?" - задается вопросом Веццози.

Письмо герцога впервые было опубликовано восемь лет назад еще одним ученым, изучающим жизнь Леонардо - Карло Педретти, но интерпретировалось по-другому: "Каждый мальчик, который появлялся рядом с Леонардо, всегда воспринимался как бой-френд", заявляет Веццози, который, тем не менее уверен, что речь идет именно о сыне. Правда, оговаривается: "Единственный документ не дает уверенности на все сто процентов".

Еще Веццози ссылается на несколько набросков женщины, играющей с детьми, руки Леонардо. По мнению ученого, это доказывает то, что у великого художника был опыт отцовства.

Зигмунд Фрейд. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда "Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве" (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: "Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам". Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, "лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь".

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: "Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма".

Фрейд затем продолжает доказывать, что, "подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери... Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики". Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды. Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью "вылечиться" от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом "механизма" приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.


Ее автор — известный американский хирург и публицист Леонард Шлейн — попытался объяснить гениальность своего великого тезки с точки зрения нейробиологии. Сам автор называет свои исследования« посмертным сканированием мозга» Леонардо да Винчи. Был ли у Леонардо особенный мозг, который обусловил его удивительные и разнообразные таланты? Как устройство его нервной системы было связано с тем, что он был амбидекстром, вегетарианцем и — возможно — геем?

Леонардо и его полушария

С точки зрения нейробиолога, всякую личность формирует межполушарная асимметрия головного мозга. Левое и правое полушария выполняют разные функции, иногда сотрудничая, а иногда« конкурируя», подавляя другу друга. Тем, какое полушарие доминирует, обусловлено то, что некоторые из нас лучше управляются с цифрами, а некоторые — например, с нотами или рифмами. В «парламенте» Леонардо обе« палаты» обладали равными полномочиями и были хорошо связаны. По мнению автора книги, мозолистое тело, связывающее полушария его мозга, «буквально лопалось от переизбытка нервных волокон». В силу этого равноправного взаимодействия да Винчи мог, к примеру, одинаково хорошо писать слева направо и наоборот(ученые находили такие зеркальные рукописи). Но главное, это делало его разносторонне одаренным гением, которого считают своим и физики и лирики.

Леонардо и стрекозы

Одержимость Леонардо летательными аппаратами, его вклад в будущее воздухоплавания можно объяснить тем, что он обладал« быстрым зрением». В записях Леонардо есть описание стрекозы, в котором говорится, что она« летает на четырех крыльях, и когда передние поднимаются, задние опускаются». Нервы, соединяющие глаз и мозг были устроены у него особым образом — благодаря этому да Винчи мог описать и нарисовать полет насекомого или птицы так, будто видел его в «замедленном кадре».

Леонардо и «дистанционное зрение»

В 1970-е годы в рамках программы когнитивных исследований Стэнфордского университета был проведен эксперимент, выявивший у некоторых подопытных способность видеть« на расстоянии». Изолированные от внешнего мира люди подробно описывали случайным образом выбранные местности, в которых никогда не бывали — в том числе, засекреченные военные объекты. Леонард Шлейн считает, что подобным« дистанционным видением» мог обладать Леонардо да Винчи. В пользу этой теории говорит множество составленных художником географических карт — по меркам тех лет невероятно точных. Мало того, что Леонардо оставил множество подробных описаний территорий, на которых никогда не бывал(к примеру, в Сирии или в Армении). На его картах были детали, одни из которых можно было увидеть лишь с высоты птичьего полета, другие — и вовсе только из космоса.

Леонардо да Винчи

Долина Вальдикьяна в Италии с высоты птичьего полета


Расстояние от Солнца до Земли

Вертолет

Леонардо и путешествия во времени

Еще одна гипотеза Шлейна, напрашивающаяся на то, чтобы по ее мотивам снял научно-фантастический блокбастер Кристофер Нолан(режиссер фильмов« Начало» и «Интерстеллар»), состоит в том, что да Винчи мог путешествовать сквозь пространственно временной континуум.

Его левое« рациональное» полушарие порой уходило на каникулы, вследствие чего мозг достигал квантового состояния. «Видение» Леонардо преодолевало не только космические расстояния, но и любые временные промежутки. Отсюда и множество научных и философских прозрений, опередивших свое время. И громадное количество работ, оставшихся незаконченными: возможно, мозг Леонардо просто не воспринимал время как линейное явление, имеющее начало и конец.

Есть мнение, что в образе Давида художник и скульптор Андреа дель Верроккьо изобразил юного ученика своей мастерской — Леонардо да Винчи.

Леонардо и секс

По свидетельствам современников, Леонардо был приятным собеседником, он обладал мягкими манерами и изрядным чувством юмора, прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах. Среди его великолепных карт, невероятных чертежей, революционных философских или научных трудов можно обнаружить рекомендации по изготовлению и использованию парфюмов(«Возьми хорошую розовую воду и налей себе на руки, затем возьми цветок лаванды, растирай его между ладонями и будет хорошо» ). Он носил короткие туники ярких оттенков, в то время как его современники-мужчины одевались в темные длинные плащи. Он брал на обучение мальчиков — красивых, но лишенных каких-либо талантов. Однажды он и еще пятеро молодых людей были обвинены в содомии — в итоге Леонардо не признали виновным, но и не оправдали. В то же время не сохранилось свидетельств о том, что его когда-либо связывали отношения с женщинами, а сам да Винчи писал: «Акт соития и все, что стоит с ним в связи, так отвратительны, что люди скоро бы вымерли, если бы это не был освященный стариной обычай».

Среди биографов бытует две версии относительно сексуальной ориентации Леонардо — он либо был геем, либо испытывал отвращение ко всяким плотским утехам. Так или иначе, его сексуальные предпочтения были далеки от тех, что все еще считаются стандартными.

В сочетании с леворукостью и ярко выраженным творческим началом это позволяет Леонарду Шлейну сделать вывод о том, что предполагаемая гомосексуальность да Винчи была обусловлена генетически и сопровождалась особым устройством мозга. Передняя комиссура и мозолистое тело его мозга очевидно были значительно больше, чем у стандартного праворукого гетеросексуального мужчины, — вот почему розовая накидка Леонардо едва доходила ему до колен.

Леда и Лебедь (копия утраченной работы Леонардо, приписываемая Франческо Мельци)


Леонардо и мясо

Помимо прочего, Леонардо был еще и вегетарианцем: отказ от мяса эпатировал средневековое общество похлеще розовой туники. Очевидно, это не было продиктовано диетическими соображениями: да Винчи нередко покупал на базарах птиц, чтобы тотчас выпустить их на волю, и не терпел жестокости в отношении к животным. Подобно буддистам или приверженцам теории хаоса, Леонардо ощущал, что все взаимосвязано. По мнению Леонарда Шлейна, причиной этого было все то же равноправие в его мозгу: левое полушарие, в котором традиционно обитает эго самца-хищника, не подавляло« интуитивного» правого. В качестве зримого подтверждения такого мировосприятия Леонардо, автор книги приводит роспись потолка в Зале делле Ассе в замке Сфорца. Сначала он кажется покрытым буйной растительностью, так что стебли соревнуются друг с другом за пространство. Но если присмотреться, становится понятно, что это не отдельные стебли, а один длинный, переплетающийся сам с собой.

Общий вид и деталь потолочной росписи в Замке Сфорца(Милан).

Леонардо-мутант

Американский писатель Хосе Аргуэльес писал: «Думается, что Леонардо, по причине своей уникальности, был блистательным мутантом, андрогинной психотехнической моделью с объединенными правым и левым полушариями. Он ушел далеко вперед прежде, чем сам смог полностью это осмыслить» . Леонард Шлейн в своих исследованиях идет дальше, предполагая, что Леонардо с его удивительной межполушарной симметрией — пробный шар в бесконечном эволюционном полете человечества. Гениальный творец. Сверхгармоничная личность. Носитель нового типа мировосприятия, не ведающего границ между искусством и наукой, мужским и женским началом и — возможно — Добром и Злом.

Что ж все понятно и в общем-то даже не удивительно. При столь совершенной симметрии обеих полушарий мозга. Хотя, даже среди людей с такой «генетической аномалией» столь виртуозное сознательное разделение деятельности нервных команд правого и левого полушария считается редкостью и особым достоинством.

Глава 11 КУКЛА СУДЬБЫ

Даже и не знаю, можно ли содержание предыдущей главы рассматривать как совокупность доказательств. Уж больно рискованное предположение я выдвинул, чтобы вот так, с ходу, принять даже самые убедительные свидетельства. Придется нам пока временно отложить сенсационные выводы и еще раз все проверить. Только уже под несколько другим углом зрения.
Леонардо мог работать по 24 часа в сутки.
До сих пор мы обсуждали исключительно врожденные качества Леонардо да Винчи. Теперь попробуем положить под увеличительное стекло истины его характер, увлечения и то, что теперь называется «активный отдых». То есть мы, конечно, уже поняли, что этот человек работал как заводной заяц 24 часа в сутки. Но невозможно предположить, что он никогда не отдыхал и не развлекался.
У Леонардо совершенно не было никакой личной жизни.
Есть и еще один покров тайны, который, если его сорвать, значительно упростил бы наше расследование. Правда, весьма косвенным образом. Дело в том, что человек, решивший поинтересоваться, как у Леонардо да Винчи обстояли дела в такой важной части любой человеческой судьбы, как личная жизнь, наличие любимого человека и, наконец, семья и дети (пусть и внебрачные), столкнется с гулкой и почти абсолютной пустотой.
Нелицеприятная история, произошедшая с молодым Леонардо еще на родине в Тоскане и изрядно подмочившая в веках его репутацию, это конечно, весомый довод в пользу политики замалчивания этой части жизни гения, но свидетельства, скажем так, нетрадиционной ориентации полностью скрыть довольно трудно. Каковую доктрину, между прочим, подтверждает все-таки всплывшая история с несостоявшимся судом. А так получается, что это сомнительной достоверности обвинение чуть и не единственное документальное свидетельство хоть какой-то личной жизни да Винчи. Вот это положение вещей и позволило гей-движению в современном мире возвести этого гениального человека в ранг своей иконы. Вот, мол, какие люди «с нами». Смешно, ей-богу.
Современное гей-движение не вполне оправданно возвело Леонардо в ранг своей иконы.
А также было бы неплохо попытаться прояснить и еще один момент, который почему-то очень редко вызывает вопросы у людей, которых интересует наследие личности Леонардо да Винчи, что странно, потому что момент этот очень важен и может пролить изрядно света на столь противоречивую натуру. К тому же в нашем случае он послужит проводником для дальнейшего продвижения по дороге правды. Речь идет о степени религиозности да Винчи, если таковая вообще была ему свойственна. И именно история отношений гения с наиболее «идеологически сильной» организацией того времени и поведет нас за собой в дальнейшем расследовании.
Что касается досуга и развлечений, то тут тоже свидетельств не так и много. Но я начну с того, которое искренне меня порадовало, повеселило и дало при всей своей незначительности весьма яркое представление о том, какое у этого необычного человека было необычное чувство юмора. Уступаю местно на страницах этой книги Джороджо Вазари. Вот у кого с юмором, судя по всему, были проблемы.
Он прикрепил к ящерице, найденной садовником, работавшим в Бельведерском винограднике, и которая имела очень странный вид, крылья, наполненные ртутью. Когда ящерица двигалась, ее крылья на ходу трепетали. Он приделал ей так же глаза, рога и бороду, после чего приручил ее и держал в коробке. Все друзья, которым он показывал ее, пугались и от страха убегали.
Отлично написано. Я очень живо представил себе эту картину! Хохочущий Леонардо и в панике отступающие к дверям почтенные его посетители. С воображением у да Винчи явно все было в порядке. Современные создали фильмов ужасов по сравнению с ним убогие копировщики чужих идей.
Все остальное, что мне удалось раскопать в связи с «досугом» великого человека, уже не так смешно, но весьма и весьма нетривиально. Призовем на помощь Вазари:
В одной комнате он устанавливал кузнечные меха и прикреплял к ним с одного конца кишки животных. Надувая их посредством мехов, он наполнял ими всю комнату, которая была очень велика. Тем людям, которые были в комнате, приходилось при этом забиваться в угол. Он показывал этим людям, как прозрачные и полные воздуха кишки, занимавшие прежде очень мало места, становились огромными, утверждая, что так бывает и с человеческими дарованиями.
…В Риме он приготовлял восковую пасту, из нее он делал во время прогулок крошечных животных, которые наполнялись внутри воздухом. Когда воздух вдувался в них, фигурки взлетали вверх, когда же воздух выходил из них, они падали на землю.
Более поздний биограф Леонардо да Винчи, живший спустя почти двести лет после смерти гения, француз Мишель Треньи достоин всяческого уважения, потому что проделал колоссальную работу, чтобы добыть и потом обработать свидетельства современников о Леонардо, после чего написал небольшую, но состоящую исключительно из достоверных фактов монографию. Так вот, в этой работе французского исследователя приведено очень интересное наблюдение, которое дает представление о характере да Винчи наиболее выпукло.
Желая порадовать и повеселить своих знакомых, Леонардо да Винчи все время придумывал какие-нибудь новые штуки и устройства. Лев, сделанный из дерева, который мог пройти несколько шагов и открывал свою грудь, наполненную лилиями, или стайку железных птичек, которые умели взлетать. Но против ожидаемого им чувства у людей он своими поделками вызывал совсем не веселье, а какое-то почти суеверный испуг у видевших их людей. Не оставляя своих попыток, он стал со временем сначала равнодушен к тому, какие чувства вызывали у людей его поделки, а потом и вовсе забросил их изготовление. При этом на просьбы сделать какую-то игрушку он отвечал, что если делать подобие живого не для веселья, а ради просто любопытства, то это кощунственно и недостойно человека.
Оригинальное высказывание. Что-то подсказывает мне, что за этими бессмысленными на первый взгляд словами стоит какая-то выстраданная и не один раз обдуманная мысль. Так, с отдыхом более или менее все ясно. Пора переходить к вопросу о личной жизни.
Вот тут полный мрак. Ни одного даже самого завалящего любовного послания. Ни одного прямого указания современников и более поздних биографов на наличие хоть какой-то сердечной привязанности. В принципе, почти ничего, кроме догадок и высказанных явно наобум предположений. Ни одной скандальной истории. А ведь этот человек подвизался при дворах самых блестящих европейских правящих династий. Его постоянно окружали красивые и холеные женщины. Да ведь и сам он был очень красивым мужчиной!
Несколько разозленный таким оборотом событий я, преодолев некоторый внутренний барьер, попытался порыскать в Интернете на сайтах, принадлежащих движениям за нетрадиционную половую ориентацию, думая, что, может быть, этим людям так необходимо причислить Леонардо да Винчи к своим единомышленникам, что они готовы проделать серьезную работу в поисках доказательств. Ничего подобного. Все те же притянутые «за уши» предположения и ничего конкретного. Единственное к чему сводилась информация, которую мне удалось более или менее подтвердить, - это постоянное присутствие возле Леонардо молодых людей, чьи таланты и дарования он поддерживал не только финансово, но и занимаясь их непосредственным обучением.
Но такого рода расплывчатые свидетельства способны дать пищу для домыслов, но никак не для серьезных доказательств. Хотя, конечно, на определенные мысли наводят. Тот же Вазари по простоте душевной (или я его недооцениваю?) дает один из таких комментариев.
В Милане Леонардо взял к себе в воспитанники молодого миланца Салаи, которого отличали необыкновенная грация и красота, и прекрасные, вьющиеся волосы, которые очень восхищали Леонардо. Воспитаннику он преподавал многие правила в искусстве и некоторые произведения, приписываемые в Милане Салаи, на самом деле были подправлены рукой Леонардо.
Мне совершенно не хочется скатываться до уровня «желтой прессы», в стиле которой выискивать сомнительные с точки зрения общепринятой морали факты из жизни известных людей просто для того, чтобы опорочить этих людей. Совершив вынужденное признание, что, похоже, слухи о нетрадиционной ориентации Леонардо да Винчи имеют под собой хоть и зыбкую, но все же почву, я хотел бы не заострять внимание читателей именно на этом факте.
Было ли вообще в жизни Леонардо да Винчи такое чувство, как любовь) (не важно, к мужчине или к женщине)?
Занятая мной в этом давнем споре позиция скорее основывается на попытке разгадать совсем другую тайну. Если абстрагироваться от уточнения, с представителями какого пола этот человек вступал (если вообще вступал) в интимные отношения, то главный вопрос все равно остается без ответа: «Было ли в жизни Леонардо да Винчи такое чувство, как любовь (не важно, к мужчине или к женщине)?» Ведь это очень важно для наиболее полного понимания личности любого человека!
Я так загорелся поисками ответа на этот вопрос, что даже отбросил излишнюю щепетильность и начал внимательно вглядываться в отношения Леонардо не только с женщинами, как поступал до этого, но и в его отзывы об окружающих мужчинах. Ничего. То есть совсем ничего. По крайней мере хотя бы отдаленно свидетельствующего о наличии романа, пусть и непродолжительного.
Как же так? Как можно прожить не самую короткую жизнь и ни разу даже серьезно не полюбить? Невольно приходят в голову мысли о существовании каких-то, выражаясь языком современности, «препятствий непреодолимой силы». В чем же могла состоять суть этих препятствий? Возможно, те люди, которые, ну скажем так, активно поучаствовали в процессе «создания гения», специально создавали препоны для возникавшего чувства, искореняя его в зародыше.
С точки зрения здравого смысла, каким бы отвратительным этот смысл не был, такое предположение довольно логично. Ведь если Леонардо да Винчи был центральной частью генетического эксперимента, то совершенно ясно, что после такой «удачи», как рождение столь блестящего гения, организаторы этого эксперимента жаждали его продолжения. А такое неуправляемое чувство, как любовь, могло увести ход «опыта» в совершенно ненужную сторону.
Масонам была выгодна нетрадиционная сексуальная ориентация Леонардо.
Ведь вполне возможно, что результатом любви (а тем более к женщине, а не мужчине) мог быть ребенок. И, о ужас, совершенно случайный ребенок от совершенно случайной женщины!! Но если принять такое объяснение, то напрашивается совсем уж запредельный по степени цинизма вывод. Организации масонов, которая стояла «за кулисами» этого бесчеловечного эксперимента, была выгодна нетрадиционная сексуальная ориентация Леонардо. Еще и потому, что, обладая информацией о столь жестоко караемых в XTV веке наклонностях, можно было совершенно стабильно контролировать человека на протяжении всей жизни. Держать его на очень глубоко всаженном в глотку крючке.
Но тогда непонятно, каким образом организация, контролировавшая и державшая в железном кулаке даже желания Леонардо, надеялась продолжить эксперимент и получить «планируемых» детей? Тех самых, которые должны были бы стать следующими этапами к созданию «совершенного человека». Дурацкий вопрос. Заставить, конечно, можно было бы. Но ведь у Леонардо так и не было детей! Ни одного, даже внебрачного. Или… или они были? Просто широкой общественности об этом совершенно не нужно было знать? Да, пожалуй, такое возможно. Даже женщина, которая волей-неволей более наглядно демонстрирует факт ожидания потомства, и то при большом желании может скрыть факт рождения ребенка, если постарается. Что уж говорить о мужчине, на котором, простите за вульгарность, нигде не написано, что он только что занимался процессом создания этого самого ребенка.
Вот когда я по-настоящему раскаялся в том, что несколько месяцев назад взялся за распутывание такой захватывающей (как мне тогда казалось) тайны личности Леонардо да Винчи. Разве мог я в то время хотя бы отчасти предположить, с какими мерзостями и гнусностями, проявляемыми людьми при достижении своих целей, мне придется столкнуться? Нет, конечно, обычному человеку и вообразить-то такое трудно.
Леонардо да Винчи, который оказался всего-навсего игрушкой в руках» опытных и лишенных души «кукловодов» - масонов.
Но поздно раскаиваться в собственной неосмотрительности. Хотел я этого или не хотел, но остановиться на этом месте своего расследования, я уже не мог. И совсем не потому, что меня двигало вперед банальное любопытство. Я же не уличный зевака, который, не отрываясь, смотрит на раздавленного машиной пешехода. Вовсе нет. Просто я не мог не проникнуться огромным сочувствием к этому великому человеку, которой оказался всего-навсего игрушкой в руках опытных и лишенных души «кукловодов».
Что же должен был чувствовать этот безмерно талантливый и, похоже, так же безмерно несчастный человек, понимая, что ни его жизнь, ни душа не принадлежат ему самому? Ужасно жить так, в полном одиночестве, осененным лишь светом собственного гения.
Я хотел найти доказательства, убедиться, что даже столь чудовищное знание не сломило до конца этого сильного человека. Что даже такая мощная система, как организация масонов, способная задумать и осуществить столь глобальные задачи, не смогла, перемолов его жизнь в мелкий фарш, подорвать его волю к свободе. Вот какие доказательства я хотел найти.
Направление поиска я выбрал следующее - понять, как относился Леонардо да Винчи к самому понятию «свобода», это раз. И проверить, не искал ли он утешения у того единственного, на кого не распространялась властная рука масонов, - у Бога. Это два.
Что касается свободы, то, помните, в предыдущей главе я приводил цитату из книги Ваза-ри, в которой рассказывалось, как Леонардо постоянно приходил на рынок и выкупал у торговцев птиц, чтобы затем выпустить их на волю? Теперь понятно, какие чувства могли подвигнуть его на столь нестандартные поступки. Когда я перечитал некоторые документальные материалы, взглянув на них под новым ракурсом, то увидел то, что все это время лежало на поверхности, - очень многое в жизни Леонардо не состоялось и не случилось из-за его фанатичного стремления к независимости от правителей и любого рода начальства.
Все упреки в его адрес по поводу начатых и незаконченных работ, все его ссоры с работодателями из-за невыполнения взятых на себя обязательств, возможно, были спровоцированы яростным сопротивлением Леонардо к ограничению его личной свободы. И это прекрасно можно понять. Достаточно ему было ощущать постоянное давление чужой власти над самой сущностью его рождения и дальнейшей жизни, чтобы терпеть еще и попытки его контролировать со стороны каких-то людишек, пусть бы и герцогов, кардиналов и даже королей, возомнивших себя обладающими этой самой властью.
Естественно, да Винчи знал, с чем имеет дело. По сравнению с реальными возможностями организации масонов даже «великий и ужасный» герцог Сфорца, даже жестокие и «отмороженные» в своей безнаказанности Медичи были просто заигравшимися во власть неразумными детьми.
Может так быть, что «побочный эффект» генетического программирования сверхчеловека заключается в его неспособности любить?
Но все эти рассуждения касаются исключительно отношения Леонардо да Винчи к свободе или к тому, что он сам вынужден был считать своей свободой. А что же все-таки с тем самым чувством, пусть бы и к мужчине, которое было способно исцелить даже самое израненное сердце? Я говорю сейчас о любви. Почему же хоть бы и среди представителей своего пола да Винчи не попытался найти такое «лекарство для души»? Неужели «побочный эффект» генетического программирования сверхчеловека заключается в отсутствии способности любить? Неужели это может быть расплатой за то, что человек пытается померяться силами с Богом? И ведь совершенно невозможно, вмешавшись в столь великое таинство, как формирование человеческой души, ничем за это не заплатить. Причем, получается, что платит как раз не тот, кто «заказывает музыку», а тот, кто виноват перед Богом лишь самим фактом своего рождения? Очень даже возможно. Вот только это уже нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. И помехой тому отнюдь не пропасть в несколько сотен лет, прошедших с того времени. Просто есть такие тайны мироздания, ответов на которые не стоит и доискиваться. По крайней мере тем людям, которые не ставят своей целью проведение безбожных генетических экспериментов.

Глава 12 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АКТА ТВОРЕНИЯ

Итак, история свидетельствует, что Леонардо да Винчи по неизвестным нам причинам отказался от попыток обратиться за помощью к чувствам человеческим. Но что же помешало ему обратиться к другому целительному источнику для изуродованной души - к вере в Бога? Да и помешало ли? Или все же, несмотря на свои более чем богопротивные проекты, Леонардо не считал себя неверующим, просто под могуществом Господа он подразумевал нечто гораздо большее, чем его весьма ограниченные догмами и суевериями современники? Возможно, но не стоит делать поспешных выводов. Лучше, да и объективнее, будет попробовать провести документальное исследование этого вопроса. Тем более что ответ на него, вполне возможно, приведет нас к окончательному пункту собственно расследования.
Если говорить о документальных свидетельствах на эту тему, то на первый взгляд все они «вопиют» о полном отсутствии у Леонардо да Винчи какой-либо религиозности, по крайней мере в ее классическом понимании. Тот же (старый наш знакомец) Вазари вполне определенно отзывается на эту тему.
И таковы были причудливые линии его ума, что когда он философствовал о явлениях природы, то стремился при этом постигнуть свойства всех трав, продолжая в то же время наблюдения и за движением неба, бегом луны и путями солнца. Вследствие этого у него в уме рождался такой еретический взгляд на вещи, который не был согласен ни с какой религией. Леонардо предпочитал, по-видимому, быть больше философом, а не добрым христианином.
Что же касается отношения с Богом (а не церковниками, прошу не путать), то ярче всего отсутствие или, наоборот, превосходная степень этих отношений проявляется в творчестве да Винчи. Точнее, в той его части, которая распространялась на живопись, скульптуру и архитектуру. Если рассматривать именно эту сторону его жизни, имея в виду сравнительный анализ его публичных высказываний и дневниковых записей, то становиться заметно некоторое глубокое противоречие. Несмотря на всю свою глубину, это противоречие объяснятся очень просто, и оно, между прочим (как и многое в нашем расследовании), является совершенно логичным.
Леонардо да Винчи со своим столь мощным интеллектом верить на слово необразованным и суеверным церковникам, которые, будучи носителями «слова Божьего» сами при этом не понимали в сути и смысле этого «слова» ровно ничего, было бы по меньшей мере странно. Придется мне, видно, сделать небольшое отступление и заняться собственным сравнительным анализом. Но уверяю вас, сделано это будет с вполне практическими целями, имеющими в виду доведение до логического конца наше тематическое расследование.
Институт Церкви во все времена (кроме, может быть, самой зари своего существования), всегда напоминал мне «борьбу нанайских мальчиков». Бессмысленную в самой своей сути - ведь известно, что оба мальчика - это один переодетый человек, такая вот «удачная» клоунада. Сражаясь с «врагами» и тратя на эту борьбу все средства, возможности и способности, Церковь одновременно служила «заводом» для выпуска и сборки этих самых «врагов». Я сейчас не говорю о внешних врагах - представителях других религий. Речь пойдет о так называемых «еретиках» и новой, более современной их формации - атеистах и агностиках, число которых особенно возросло с момента значительного рывка научно-технического прогресса.
Упорство института Церкви в своих догмах, которые сводятся к утверждению, что вера и познание несовместимы, породило своеобразный «водораздел», суть которого сводится к утверждению: «либо ты веришь, либо пытаешься понять». И фанатичность, с которой церковники придерживаются столь радикальной точки зрения, как раз и послужила причиной того, что очень многие люди, которые могли бы составить гордость любой религии и при этом обрести «патентованный» душевный покой и «влиться в лоно Церкви» на совершенно законных основаниях, оказались лишними «винтиками» оставшимися после сборки.
Своими собственными руками Церковь лишила себя личностей, способных не только прославить ее на тысячелетия, но и упрочить ее влияние на путь развития человечества в целом. Зло берет, когда думаешь обо всех этих ограниченных людишках, которые, трактуя и проповедуя каждый пункт Священного Писания буквально, во все времена «выезжали» за счет лицемерия и напыщенности.
Оставим на время темные и смутные времена Средневековья. В конце-концов тогда тотальная необразованность и догматическая (без дополнительных объяснений) вера помогали предотвратить гибель человечества в целом. Хотелось бы думать, что за счет «наглядной морали» десяти заповедей. К сожалению, здравый смысл подсказывает, что боязнь «адских мук» была более эффективным сдерживающим фактором. Но сейчас-то, когда уровень образования даже в самых отсталых странах мира выше самых передовых взглядов, существовавших в Средние века!
Но все это образование отнюдь не в состоянии подержать человека, буквально «раздавленного» знаниями, суть которых, будучи примененной на практике, совершенно не решает главных вопросов. А ведь «постановка нерешенного вопроса» совершенно не изменилась со времен «темных веков» и звучит она так:
«Откуда мы, куда и зачем мы идем?* Можно уже наконец понять, что совокупная мера объективных знаний человечества с течением времени изменяется в сторону количественного увеличения, а вот вопросы, которые волнуют душу остаются неизменными с момента зарождения сознательного человечества. Ну почему же не расставить правильные приоритеты? Что за баранье упрямство?
Замечательно, если человеку достаточно посещать (позевывая) церковную службу раз в год, в месяц, в неделю… С трудом верится при этом, что такой человек, соблюдающий «внешнюю» религиозность, будет пребывать в полном согласии с собственной жизнью и судьбой. Ну пусть имеет место насильственное смирение. Но, что делать, если своей профессией человек, к примеру, избрал ядерную физику и, будучи талантливым, столкнулся в процессе своей работы с вопросами, затрагивающими уже совсем не материальные стороны нашего мира?
А ведь математическая красота творения нашей Вселенной удивительно способствует религиозному трепету. Полагаю, я могу, основываясь на исторических примерах предположить, что в таком случае произойдет. Лишенный минимального сдерживающего фактора, лежащего в моральной области, такой талантливый человек «ничтоже сумняшеся» продаст свои открытия любой группе людей, способных за них заплатить. А ведь этими людьми может по воле судьбы оказаться любая террористическая группировка! Вот вам и догмы. Вот вам и «забота, о каждой заблудшей душе! Так, может быть, вместо того, чтобы вдалбливать более чем образованным людям, что самое главное в вере - смирение и осознание собственной ничтожности, стоит обратить внимание на «увечность души» индивидуумов, одаренных от природы мощным интеллектом как на наиболее «ценный материал»? Между прочим, в XXI веке авторитет Церкви вообще «повис на волоске». Мы можем предполагать, что любой одаренный ученый, «воочию» и гораздо более близко увидевший величественность замысла Творца, может (приди ему такая фантазия) создать собственную и гораздо более актуальную и востребованную религию. Востребованную именно потому, что эта религия будет соответствовать грубой реальности повседневной жизни человека, вынужденного выживать в век господства не души, а техногенных достижений. И для получения ответа на вопрос, что важнее - получение кредита на очередную «материальную ценность» или душевное спокойствие, связанное с отсутствием долгов, увы, современный институт Церкви (православной или католической), совершенно не пригоден.
Леонардо да Винчи очень близко подошел к созерцанию «условного лика творца».
Ну что ж, пора заканчивать лирическое отступление и возвращаться к судьбе человека, стоящего на более высокой ступени познания, чем большинство своих современников. Но, как и обещал, я не буду игнорировать сделанные чуть выше выводы, а, наоборот, приобщу их к поиску. Так какие же предположения мы можем сделать на основании рассуждений, приведенных в этой главе? Как обычно, я для начала выдвину безумную догадку, и только потом на основании документальных фактов мне удастся или опровергнуть ее, или подтвердить.
Леонардо да Винчи, которому было отказано масонами даже в самом минимальном чувстве собственного достоинства, искал справедливости и утешения у Творца.



Похожие статьи
 
Категории