Лесков краткая биография. Николай Семенович Лесков

24.07.2019

Лесков Николай Семенович - русский писатель-этнограф родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт - англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д.И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы»

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Биография

Русский писатель Н.С. Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески Карачевского уезда, откуда пришла и фамилия писателя. Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свое родство с сословием, изображение которого считал своей "специальностью" в литературе. "Род наш происходит из духовенства", - говорил писатель. Дед был умен и имел крутой нрав. Сына своего, окончившего семинарию, он выгнал из дома за отказ идти в духовное звание. И хотя отец Лескова - Семен Дмитриевич (1789-1848) - так и "не пошел в попы", "бежав в Орел с 40 копейками меди, которые подала ему его мать через задние ворота", семинарское воспитание определило его духовный облик. Он пошел по гражданской части, был заседателем Орловской уголовной палаты, "превосходным следователем", получившим потомственное дворянство. Учительствуя в дворянских семьях, 40-летний Семен Дмитриевич женился на одной из своих учениц, 16-летней дворянке Марии Петровне Алферьевой (1813-1886). По словам Н.С. Лескова, его отец, "большой, замечательный умник и дремучий семинарист", отличался религиозностью, прекрасным умом, честностью и твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов.

Детские годы будущего писателя прошли в Орле, а в 1839 году, когда его отец вышел в отставку и купил хутор Панино в Кромском уезде, вся большая семья (из семерых детей Николай был старшим) уехала из Орла в свое крошечное имение в 40 десятин земли. Первоначальное образование Лесков получил в Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда он был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования. В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми, до "мельчайших подробностей узнал простонародный быт". Близкое знакомство с крепостными крестьянами открыло ему своеобразие народного мировосприятия, столь непохожего на ценности людей из высших сословий. В орловской глуши будущий писатель многое увидел и узнал, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, …я вырос в народе... я с народом был свой человек..." Детские впечатления и рассказы бабушки, Александры Васильевны Колобовой об Орле и его жителях, об имении отца в Панино, отразились во многих произведениях Лескова. Об этом времени он вспоминает в рассказах "Несмертельный Голован" (1879), "Зверь" (1883), "Тупейный художник" (1883), "Пугало" (1885), "Юдоль" (1892).

В 1841 году Николай поступил в Орловскую гимназию, но учился не очень хорошо. В 1846 году он не выдержал переводных экзаменов и бросил гимназию, не закончив ее. Пять лет учебы в гимназии принесли будущему писателю мало пользы. Позже он с сожалением вспоминал о том, что учили там как попало. Нехватку учености пришлось восполнить богатством жизненных наблюдений, познаний и талантом писателя. А в 1847 году, 16-ти лет, Лесков устроился писцом в Орловской палате уголовного суда, где служил его отец. "Я ведь вполне самоучка", - говорил он о себе.

Служба (1847-1849) стала первым опытом знакомства и с бюрократической системой, и с неприглядными, а порой комичными сторонами действительности. Этот опыт позднее нашел отражение в произведениях "Погасшее дело", "Язвительный", "Леди Макбет Мценского уезда", "Загадочное происшествие". В те годы Лесков много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Но внезапная смерть отца в 1848 году, страшные орловские пожары 1840-х годов, во время которых погибло все состояние, и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Осенью 1849 года он по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П. Алферьева (1816-1884), переехал в Киев и к концу года устроился помощником столоначальника рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты. В этом качестве Лесков часто уезжал в уезды, изучал народный быт, много занимался самообразованием.

Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А.И. Герцена, Л.Фейербаха, Г.Бабефа, дружба с иконописцами Киево-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя. Пробуждается горячий интерес Лескова к великому поэту Украины , он увлекается старинной живописью и архитектурой Киева, став большим знатоком древнего искусства. В эти же годы, главным образом под влиянием высланного из Киева этнографа А.В. Марковича (1822-1867; известна его жена, писавшая под псевдонимом Марко Вовчок), пристрастился к словесности, хотя и не помышлял еще о писательстве. В киевские годы (1849-1857) Лесков, работая в Казенной палате, посещает вольнослушателем университетские лекции по агрономии, анатомии, криминалистике, государственному праву, изучает польский язык, участвует в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, сектантами, старообрядцами.

Государственная служба тяготила Лескова. Он не чувствовал себя свободным, не видел в своей деятельности реальной пользы для общества. В 1857 году он оставил казенную службу и поступил сначала в Русское общество пароходства и торговли, а затем агентом в частную коммерческую фирму "Шкотт и Вилькинс", глава которой - англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800-1860/1861) - был мужем тетки Лескова и управляющим в имениях Нарышкина и графа Перовского. Три года (1857-1860) он провел в постоянных разъездах по делам фирмы, "с возка и с барки повидал всю Русь". Как вспоминал сам Лесков, он "изъездил Россию в самых разнообразных направлениях", собрал "большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми он выступал в киевской газете "Современная медицина". Эти годы странствий дали Лескову огромный запас наблюдений, образов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей жизни. С 1860 года Лесков начал печататься в петербургских и киевских газетах. Появились его статьи "Почему в Киеве дороги книги?" (о продаже Евангелия по повышенным ценам), заметки "О рабочем классе", "О распивочной продаже хлебного вина", "О найме рабочих людей", "Сводные браки в России", "Русские женщины и эмансипация", "О привилегиях", "О переселенных крестьянах" и пр. В 1860 году Лесков недолго был следователем в киевской полиции, однако его статьи в еженедельнике "Современная медицина", обличающие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В январе 1861 года Н.С. Лесков бросает коммерческую деятельность и переезжает в Санкт-Петербург. В поисках заработка он всецело отдается литературе, сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего - в "Отечественных записках", где ему помогает орловский знакомый - публицист С.С. Громеко, в "Русской речи" и "Времени". Он быстро стал заметным публицистом, его статьи посвящены злободневным вопросам. Он сближается с кругами социалистов и революционеров, на его квартире живет посланец А.И. Герцена швейцарец А.И. Бенни (позднее ему был посвящен лесковский очерк "Загадочный человек", 1870; он же стал прототипом Райнера в романе "Некуда"). В 1862 году Лесков напечатал первые художественные произведения - рассказы "Погасшее дело" (позже переработанный и названный "Засуха"), "Язвительный", "Разбойник" и "В тарантасе". Эти рассказы Лескова - очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, которые кажутся странными для цивилизованного, образованного читателя. Так, крестьяне убеждены, что губительная засуха вызвана захоронением пьяницы пономаря; все попытки сельского священника опровергнуть это суеверное мнение оказываются тщетными.

В 1862 году Лесков становится постоянным сотрудником либеральной газеты "Северная пчела". Как публицист он выступал сторонником демократических преобразований, приверженцем постепенных перемен, критиковал революционные идеи литераторов журнала "Современник" Н.Г. Чернышевского и Г.З. Елисеева. Лесков с тревогой указывал, что присущее социалистам стремление к насильственным изменениям социального и политического строя России так же опасны, как и ограничение свободы правительством. Нетерпимость радикальных публицистов к чужому мнению, утверждал Лесков на страницах "Северной пчелы", - свидетельство их деспотичности.

Летом 1862 года произошли знаменитые петербургские пожары, вызвавшие страшное возбуждение в народе. Пронеслись слухи, что виновники пожаров - антиправительственно настроенные студенты. Были случаи нападения на студентов, заподозренных в "поджигательстве". В "Северной пчеле" вышла статья Лескова, которая вызвала оглушительный резонанс. В ней он категорически требовал, чтобы полиция или официально представила доказательства того, что поджигают студенты, или официально же опровергла нелепые слухи. Саму статью мало кто читал, но быстро распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов. Напрасно Лесков боролся с совершенно неверным толкованием своей статьи: легенда создалась прочно, и имя Лескова стало предметом самых оскорбительных подозрений. На его репутацию легло несмываемое клеймо политического провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия. От автора заметки отвернулись знакомые, в обществе ему публично выказывали презрение. Эта незаслуженная обида произвела потрясающее впечатление на Лескова. Писатель порвал с революционно-демократическими кругами и круто повернул в другую сторону. В сентябре 1862 года он покидает Петербург и отправляется в качестве корреспондента "Северной пчелы" в продолжительную командировку в Европу. Лесков посетил Динабург, Вильну, Гродно, Пинск, Львов, Прагу, Краков, а затем Париж, он замыслил роман, в котором движение 1860-х годов в значительной части должно было отразиться не с выгодной стороны. Результатом поездки стал ряд публицистических очерков и писем ("Из одного дорожного дневника", 1862-1863; "Русское общество в Париже", 1863), в которых были описаны быт и настроения русских аристократов, их слуг и эмигрантов-социалистов поселившихся в Париже. Весной 1863 года Лесков вернулся в Россию.

Собственно писательская биография Лескова начинается именно с 1863 года, когда он опубликовал свои первые повести ("Житие одной бабы", "Овцебык") и начал публикацию в "Библиотеке для чтения" "антинигилистического" романа "Некуда", написанного под псевдонимом М. Стебницкий. Роман открывается сценами неторопливой провинциальной жизни, возмущаемой пришествием "новых людей", затем действие переносится в столицу. Сатирически изображенному быту коммуны, организованной "нигилистами", противопоставлены скромный труд во благо людей и христианские семейные ценности, которые должны спасти Россию от гибельного пути общественных потрясений, куда увлекают ее юные демагоги. Большинство изображенных "нигилистов" имели узнаваемые прототипы (например, под именем главы коммуны Белоярцева выведен литератор В.А. Слепцов). Безнравственные идеологи и "вожди" революционного движения и лидеры нигилистических кружков изображены с нескрываемым отвращением; в их портретах подчеркнуты патологическая кровожадность, самовлюбленность, трусость, невоспитанность. Роман создал автору огромную, но далеко не лестную известность. И хотя в этом жестоком отношении к роману было много несправедливого, Лесков был заклеймен как "реакционер". По Петербургу ходили ложные слухи, что написав "Некуда", Лесков исполнил прямой заказ полицейского управления. Радикально-демократические критики Д.И. Писарев и В.А. Зайцев намекали на это в своих статьях. Писарев риторически спрашивал: "Найдется ли теперь в России, кроме "Русского вестника", хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? И найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?" Путь в крупные либеральные издания Лескову отныне был заказан, что предопределило его сближение с М.Н. Катковым, издателем "Русского вестника". Освободиться от этой репутации Лесков смог только в конце жизни.

В 1860-х годах Лесков ищет свой особый путь. По канве лубочных картинок о любви приказчика и хозяйской жены написана повесть "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), основанная на истории о гибельных страстях, скрытых под покровом провинциальной тишины. Увлекательный и трагический сюжет, одновременно отталкивающий и исполненный возвышенной силы характер главной героини, Катерины Измайловой, придали произведению особую притягательность. Эта повесть о незаконной страсти и убийстве отличается от других сочинений Лескова. Повесть "Старые годы в селе Плодомасове" (1869), описывающую крепостнические нравы XVIII века, он пишет в жанре хроники. В повести "Воительница" (1866) впервые появляются сказовые формы. Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 году на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни "Расточитель". Поскольку суды и "одетые по-современному" предприниматели, появившиеся в результате либеральных реформ, в пьесе оказываются бессильны перед хищником старой формации, Лесков вновь был обвинен критикой в пессимизме и антиобщественных тенденциях. Из других произведений Лескова 1860-х годов выделяются повесть "Обойдённые" (1865), написанная в полемике с романом Н.Г. Чернышевского "Что делать? " (его "новым людям" Лесков противопоставил "маленьких людей" "с просторным сердцем"), и повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове в Петербурге ("Островитяне", 1866).

Лесков в этот период держится либеральных воззрений. В 1866 году в делах канцелярии СПб полицеймейстера в записке "О литераторах и журналистах" значилось: "Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах". В действительности Лесков относился отрицательно к крайним политическим, демократическим течениям, всецело стоя на почве буржуазных реформ. Он не видел общественных сил, на которые могла бы опираться революция. Он писал: "Социально-демократическая революция в России быть не может по полному отсутствию в русском народе социалистических понятий". Антинигилистические мотивы, звучавшие во многих его произведениях 1860-х годов, а также роман "На ножах" (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы "мошенники от нигилизма", усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет прошли почти незамеченными.

Основная сюжетная линия романа "На ножах" - убийство нигилистом Гордановым и его бывшей любовницей Глафирой Бодростиной мужа Глафиры Михаила Андреевича, имуществом и деньгами которого они стремятся завладеть. Сюжет полон неожиданных поворотов, трагических событий и тайн. Понятие "нигилизм" в романе получает особенный смысл. Бывшие революционеры перерождаются в обычных мошенников, становятся полицейскими агентами и чиновниками, из-за денег они хитроумно обманывают друг друга. Нигилизм - это крайняя беспринципность, ставшая жизненной философией. Проискам Горданова в романе противостоят лишь несколько благородных людей - рыцарь добродетели, дворянин Подозеров, генеральша Синтянина, после смерти мужа становящаяся женой Подозерова, отставной майор Форов. Роман с запутанным сюжетом вызвал упреки в натянутости и неправдоподобии изображенных ситуаций (все, по выражению , "точно на луне происходит"), не говоря уже об очередных политических обвинениях в адрес автора. Роман "На ножах" - самое обширное и, бесспорно, самое плохое произведение Лескова, написанное, к тому же, в бульварно-мелодраматическом стиле. Впоследствии сам Лесков, с удовольствием всегда заводя разговор о "Некуда", избегал говорить об "На ножах". Этот роман - своего рода кризис, которым разрешился период деятельности Лескова, посвященный сведению счетов с движением 1860-х годов. Затем нигилисты исчезают из его произведений. Наступает вторая, лучшая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Более к жанру романа в чистом виде Лесков уже не возвращался.

С 1870-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Интерес писателя направляется в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов. Он обращается к образам русских праведников: "У нас не переводились, да и не переведутся праведные". Убеждаясь, что в моменты "общего бедствия" сама "среда народная" выдвигает на подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с "человечкиной душой", - Лесков подходит к выводу о "праведности всего нашего умного и доброго народа".

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля (они есть и в "антинигилистических" романах), давний интерес к раскольникам и сектантам, к фольклору, древнерусской иконописи, ко всему "пестроцветью" народной жизни аккумулировались в повестях "Запечатленный Ангел" и "Очарованный странник" (обе 1873), в которых сказовая манера повествования Лескова выявила свои возможности. В "Запечатленном Ангеле", где рассказывается о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием, есть отзвуки древнерусских сказаний о чудотворных иконах. Образ героя "Очарованного странника" Ивана Флягина, прошедшего через немыслимые испытания, напоминает былинного Илью Муромца и символизирует физическую и нравственную стойкость русского народа. За свои грехи - бессмысленное "удальское" убийство монашка и убийство цыганки Груши (Груша сама просила Флягина столкнуть ее в воду, помочь умереть, но он считает этот свой поступок великим грехом), герой повести уходит в монастырь. Это решение, по его мнению, предопределено судьбой, Богом. Но жизнь Ивана Флягина не завершена, и монастырь - лишь одна из "остановок" в его путешествии. Снискавшие широкий читательский успех, эти произведения интересны тем, что на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере: автор "прячется" за рассказчика, избегая однозначных оценок.

Опыт своих "антинигилистических" романов и "провинциальных" повестей Лесков использовал в хронике "Соборяне" (1872), которая стала поворотным событием в судьбе писателя, продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования. Повествование о протопопе Савелии Туберозове, дьяконе Ахилле Десницыне и священнике Захарии Бенефактове, проживающих в провинциальном городе Старгороде, напоминающем Орел, приобретает черты сказки и героического эпоса. Этих чудаковатых обитателей "старой сказки" со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа. Маленькие победы наивного Ахиллы, мужество Савелия, борьба этого "лучшего из героев" "с вредителями русского развития" не могут остановить наступления нового лукавого века, обещающего России страшные потрясения в будущем. В "Соборянах" сплетены воедино трагические, драматические и комические эпизоды.

После выхода романа, Лесков вновь завоевывает внимание читателей. В отношении к нему произошел перелом. Стало, наконец "устраиваться" его положение в литературе. "Соборяне" принесли автору литературную славу и огромный успех. По словам И.А. Гончарова, хроникой Лескова "зачитывался весь бомонд" Петербурга. Газета "Гражданин", которую редактировал Ф.М. Достоевский, отнесла "Соборян" к числу "капитальных произведений" современной русской литературы, поставив произведение Лескова в один ряд с "Войной и миром" Л.Н. Толстого и "Бесами" Ф.М. Достоевского. Отношение к Лескову в конце 1870-х годов настолько изменилось, что "либеральная" газета "Новости" напечатала его "Мелочи архиерейской жизни" (1878), написанные со значительной долей лукавства и имевшие шумный успех, но возбудившие крайнее неудовольствие в среде духовенства.

Правда, в 1874 году вторая часть хроники Лескова "Захудалый род", в которой язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства, вызвала недовольство редактора "Русского вестника" Каткова. На правах редактора он подверг текст Лескова искажениям, что привело к разрыву их отношений, впрочем, уже давно назревшему (годом раньше Катков отказался печатать "Очарованного странника", ссылаясь на его художественную "невыделанность"). "Жалеть нечего - он совсем не наш", - так высказался Катков. После разрыва с "Русским вестником" Лесков оказался в трудном материальном положении. Служба (с 1874 года) в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, давала ему мизерное жалование. Отлученный от крупных журналов и не нашедший места среди "консерваторов" катковского типа, Лесков почти до конца жизни печатался в малотиражных или специализированных изданиях - в юмористических листках, иллюстрированных еженедельниках, в приложениях к "Морскому журналу", в церковной печати, в провинциальной периодике и т.п., часто используя разные, порой экзотические псевдонимы (В.Пересветов, Николай Горохов, Николай Понукалов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов, Протозанов и др.). С этой "разбросанностью" лесковского наследия связаны существенные трудности его изучения, а также извилистые пути репутации отдельных его произведений. Так, например, рассказ о русском и немецком национальных характерах "Железная воля" (1876), не включенный Лесковым в прижизненное собрание сочинений, был извлечен из забвения и переиздан только во время Великой Отечественной войны.

"Железная воля"- трагикомическая история немца Гуго Пекторалиса, поселившегося в России. Комически гиперболизированная черта немецкого характера - сила воли, непреклонность, переходящая в упрямство - оказываются в России не достоинствами, а недостатками: Пекторалиса разоряет лукавый, непоследовательный и простодушный чугуноплавильщик Василий Сафроныч, воспользовавшийся упрямством немца. Пекторалис добился от суда разрешения сохранить забор, которым он огородил двор Василия Сафроныча, лишив врага выхода на улицу. Но денежные выплаты Василию Сафронычу за причиненное неудобство довели Пекторалиса до нищеты. Пекторалис, как и грозился, пережил Василия Сафроныча, но умер, объевшись блинами на поминках по нему (именно такую смерть пожелал немцу Василий Сафроныч).

После своей второй поездки за границу в 1875 году Лесков, по собственному признанию, "более всего разладил с церковностью". В противовес своим рассказам о "русских праведниках", он пишет серию очерков об архиереях, перерабатывая анекдоты и народную молву в ироничные, порой даже сатирические тексты: "Мелочи архиерейской жизни" (1878), "Архиерейские объезды" (1879), "Епархиальный суд" (1880), "Синодальные персоны" (1882) и др. Меру оппозиционности Лескова по отношению к Церкви в 1870-х - начале 1880-х не стоит преувеличивать (как это делалось, по понятным причинам, в советские годы): это скорее "критика изнутри". В некоторых очерках, как, например, "Владычный суд" (1877), в котором рассказывается о злоупотреблениях при рекрутском наборе, знакомых Лескову не понаслышке, архиерей (митрополит Киевский Филарет) предстает едва ли не идеальным "пастырем". В эти годы Лесков еще активно сотрудничает в церковных журналах "Православное обозрение", "Странник" и "Церковно-общественный вестник", выпускает с религиозно-просветительскми целями (его убеждение заключалось в том, что "Русь крещена, но не просвещена") ряд брошюр: "Зеркало жизни истинного ученика Христова" (1877), "Пророчества о Мессии" (1878), "Указка к книге Нового завета" (1879) и др. Однако симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти.

В 1880-х годах самой продуктивной у Лескова стала сказовая форма, давшая характерные образцы его стиля ("Левша", "Тупейный художник" и др.). Создавая рассказы, построенные на анекдоте, "курьезном случае", сохраненном и приукрашенном устной традицией, Лесков объединяет их в циклы. Так возникают "рассказы кстати", рисующие забавные, но не менее значительные в своей национальной характерности ситуации ("Голос природы", 1883; "Александрит", 1885; "Старинные психопаты", 1885; "Интересные мужчины", 1885; "Загон", 1893 и др.), и "святочные рассказы" - сказки о мнимых и подлинных чудесах, случающихся на Рождество ("Христос в гостях у мужика", 1881; "Привидение в Инженерном замке", 1882; "Путешествие с нигилистом", 1882; "Зверь", 1883; "Старый гений", 1884 и др.).

Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, двойственная авторская оценка персонажей - отличительные черты произведений Лескова. Они свойственны и одному из самых известных его произведений - сказу "Левша" (1881, первоначальное название - "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"). В центре повествования - характерный для сказки мотив состязания. Русские мастера во главе с тульским оружейником Левшой без всяких сложных инструментов подковывают танцующую стальную блоху английской работы. Левша - искусный мастеровой, олицетворяющий таланты русского народа. Но одновременно Левша - персонаж, лишенный технических знаний, известных любому английскому мастеру. Он отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Но бескорыстие и неподкупность Левши неразрывно связаны с забитостью, с ощущением собственной незначительности в сравнении с чиновниками и вельможами. Герой Лескова соединяет в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный, лишенный всякой заботы. В отдельном издании "Левши" 1882 года Лесков указал, что его произведение основано на легенде тульских оружейников о состязании тульских мастеров с англичанами. Говорили, что легенду о Левше ему рассказал в Сестрорецке старый оружейник, выходец из Тулы. Литературные критики поверили этому сообщению автора. Но на самом деле Лесков выдумал сюжет своей легенды.

Критики, писавшие о творчестве Лескова, неизменно - и часто недоброжелательно - отмечали необычный язык, причудливую словесную игру автора. "Г-н Лесков является одним из самых вычурных представителей нашей современной литературы. Ни одной страницы не обойдется у него без каких-нибудь экивоков, иносказаний, выдуманных или бог весть откуда выкопанных словечек и всякого рода кунстштюков", - так отозвался о Лескове А.М. Скабичевский, известный литературный критик демократического направления. Рассказчик в "Левше" как бы невольно коверкает слова. Такие искаженные, ложно понятые слова придают лесковскому сказу комическую окраску. Разговоры наедине в сказе названы "междоусобными", двухместная карета именуется "двухсестной", курица с рисом превращается в "курицу с рысью", министра зовут "Кисельвроде", бюсты и люстры соединяются в одно слово "бюстры", а знаменитая античная статуя Аполлона Бельведерского превращается в "Аболона полведерского". Мелкоскоп, долбица умножения, популярный советник, вексельбанты, непромокабли, укушетка, верояции и пр. встречаются у Лескова на каждой странице, оскорбляя пуристское ухо его современников и навлекая на него обвинения в "порче языка", "вульгарности", "шутовстве", "вычурности" и "оригинальничании".

Вот как об этом сказал писатель А.В. Амфитеатров: "Конечно, Лесков был стилист природный. Он обнаруживает редкостные запасы словесного богатства. Скитания по России, близкое знакомство с местными наречиями, изучение русской старины, старообрядчества, русских промыслов и т.д. много прибавили, со временем, в эти запасы. Лесков принял в недра своей речи всё, что сохранилось в народе от его стародавнего языка, и пустил в дело с огромнейшим успехом. Но чувство меры, вообще мало присущее таланту Лескова, изменяло ему и в этом случае. Иногда обилие подслушанного, записанного, а порою и выдуманного, новообразованного словесного материала служило Лескову не к пользе, а ко вреду, увлекая его талант на скользкий путь внешних комических эффектов, смешных словечек и оборотов речи". Сам Лесков говорил о языке своих произведений: "Постановка голоса у писателя заключается в умении овладеть голосом и языком своего героя... В себе я старался развить это уменье и достиг, кажется, того, что мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки, выскочки из них и скоморохи с выкрутасами и т.д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным в чисто литературной речи. Меня сейчас поэтому и узнаешь в каждой статье, хотя бы я и не подписывался под ней. Это меня радует. Говорят, что меня читать весело. Это оттого, что все мы: и мои герои, и сам я, имеем свой собственный голос".

"Анекдотичен" по своей сути и рассказ "Тупейный художник" (1883), повествующий о печальной судьбе таланта из крепостных в XVIII в. В рассказе жестокий барин разлучает крепостных графа Каменского - парикмахера Аркадия и актрису Любовь Анисимовну, отдав Аркадия в солдаты и обесчестив его возлюбленную. Отслужив в армии и получив офицерский чин и дворянство, Аркадий приезжает к Каменскому, чтобы жениться на Любови Анисимовне. Граф благосклонно принимает своего бывшего крепостного. Но счастье изменяет героям рассказа: хозяин постоялого двора, на котором остановился Аркадий, прельстившись деньгами постояльца, убивает его.

В свое время (в 1877) императрица Мария Александровна, прочитав "Соборян", отозвалась о них с большой похвалой в разговоре с графом П.А. Валуевым, тогда министром государственных имуществ; в тот же самый день Валуев назначил Лескова членом отдела своего министерства. На этом служебные успехи Лескова и закончились. В 1880 году он был вынужден оставить министерство государственных имуществ, а в феврале 1883 года он был уволен и из министерства народного просвещения, в котором служил с 1874 года. Лескову не стоило бы труда отвратить такое завершение своей карьеры, но он с радостью принял отставку, видя в ней подтверждение своей уверенности, что он человек вполне независимый, ни к какой "партии" не примыкающий и потому осужденный у всех возбуждать неудовольствие и оставаться одиноким, без друзей и покровителей. Независимость особенно была дорога ему теперь, когда он, отчасти под влиянием Льва Толстого, почти исключительно отдался вопросам религиозно-нравственным и изучению источников христианства.

Лесков сближается с Л.Н. Толстым в середине 1880-х годов, он разделяет основы толстовского религиозно-нравственного учения: идею нравственного усовершенствования личности как основу новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. В начале 1887 года состоялось их знакомство. О влиянии, оказанном на него Толстым, Лесков писал: "Я именно "совпал" с Толстым… Почуяв его огромную силу, я бросил свою плошку и пошел за его фонарем". Оценивая творчество Николая Лескова, Лев Толстой писал: "Лесков - писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна". Однако далеко не все были согласны с такой оценкой. В поздние годы Лесков находился в остром конфликте с духовной цензурой, его сочинения с трудом минуют цензурные запреты, вызывая гнев влиятельного обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева .

Лесков был горяч и неровен. Рядом с абсолютными шедеврами за ним числятся торопливо написанные, с карандашных клочков пущенные в печать вещи - неизбежные проколы писателя, кормящегося пером и вынужденного иной раз сочинять на потребу. Лесков был долго и несправедливо не признававшимся классиком русской литературы. Он был человеком, озабоченным проблемами повседневной жизни и выживания отечества, он был нетерпим к дуракам и политическим демагогам. В последние 12-15 лет своей жизни Лесков был очень одинок, старые друзья относились к нему подозрительно и недоверчиво, новые - с осторожностью. Несмотря на крупное имя, он водил дружбу в основном с писателями незначительными и начинающими. Критика мало им занималась.

Всю свою жизнь Николай Лесков пребывал меж палящих огней. Бюрократия не прощала ему ядовитые стрелы в ее адрес; славянофилы злились на слова о бессмысленности идеализации "допетровской дури и кривды"; духовенство беспокоилось о подозрительно хорошем знании этим светским господином проблем церковной истории и современности; левые либералы-"коммунисты", устами Писарева, объявили Лескова доносчиком и провокатором. Позднее, Советская власть присвоила Лескову ранг умеренно талантливого второстепенного писателя с неправильными политическими убеждениями и правом эпизодически издаваться. Не получив при жизни заслуженной им литературной оценки, презрительно трактовавшийся критиками как "писатель-анекдотист", Лесков получает полное признание только в XX веке, когда появились статьи М.Горького и Б.М. Эйхенбаума о его новаторстве и драматичной творческой судьбе. Жизнеописание Лескова, составленное его сыном Андреем Николаевичем Лесковым (1866-1953), было впервые издано в 1954 году. А в начале 1970-х Лесков был внезапно и без объяснения причин реабилитирован, в 1974 году в Орле открыт дом-музей Н.С. Лескова, а в 1981 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя, там же установлен памятник писателю, он был осыпан похвалами и переизданиями. Появились многочисленные спектакли и кинофильмы по его произведениям.

Сама жизнь Лескова пресеклась по причинам литературным. В 1889 году разыгрался большой скандал вокруг издания собрания сочинений Лескова. Шестой том издания был арестован цензурой как "антицерковный", часть произведений была вырезана, но издание удалось спасти. Узнав 16 августа 1889 года в типографии А.С. Суворина, где печаталось собрание сочинений, о запрете и аресте всего 6-го тома, Лесков испытал жестокий приступ стенокардии (или грудной жабы, как тогда ее называли). Последние 4 года жизни больной Н.С. Лесков продолжал работать над изданием 9-12 томов, писал роман "Чертовы куклы", рассказы "Под Рождество обидели", "Импровизаторы", "Административная грация", "Дикая фантазия", "Продукт природы", "Загон" и другие. Повесть "Заячий ремиз" (1894) была последним крупным произведением писателя. Только теперь Лесков, словно догоняя ушедшую молодость, влюбляется. Его переписка с молодой писательницей Лидией Ивановной Веселитской - это почтовый роман о поздней и неразделенной любви. В своих письмах к ней Лесков доходит до самоуничижения: "Во мне же любить нечего, а уважать и того менее: я человек грубый, плотяной, и глубоко падший, но неспокойно пребывающий на дне своей ямы".

Но болезнь обострялась. Предвидя приближение конца, за два года до смерти Н.С. Лесков с присущей ему бескомпромиссностью пишет свое завещательное распоряжение: "Ни о каких нарочитых церемониях и собраниях у бездыханного трупа моего не возвещать... На похоронах моих прошу речей не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал..." В начале 1895 года прогулка вокруг Таврического сада вызвала новое обострение болезни. После пяти лет тяжелых страданий Лесков умер 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Его похоронили 23 февраля (7 марта) на Волковском кладбище (Литераторские мостки). Речей над гробом не произносили… Через год на могиле Лескова установили памятник - чугунный крест на гранитном постаменте.

В этом человеке совместилось, казалось бы, несовместимое. Посредственный ученик, недоучка, досрочно покинувший стены Орловской гимназии, стал известным писателем с мировым именем. Лескова называли самым национальным из писателей России. Он жил, всем сердцем стремясь "служить родине словом правды и истины", искать лишь "правды в жизни", давая всякой картине, говоря его словами, "освещение, подлежащее и толк по разуму и совести". Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных идейных исканий. Тридцать пять лет служил Лесков литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он всю жизнь оставался глубоко демократичным художником и подлинным гуманистом. Всегда выступал в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за "свободу ума и совести", воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. Он оставался страстным и непримиримым, когда речь шла о его убеждениях. И все это делало его жизнь сложной и полной драматических столкновений.

Сорваться - эффектнее, чем устоять. Разбить - романтичнее, чем уберечь. Отречься - приятнее, чем настоять. И самая легкая вещь - умереть.

Н.С. Лесков

Николая Семеновича Лескова можно смело называть гением того времени. Он один из немногих писателей, который смог прочувствовать народ. Эта неординарная личность имел пристрастие не только к русской литературе, но и к украинской и английской культуре.

1.Всего лишь 2 класса гимназии закончил Николай Семенович Лесков.

2.В судебной палате обыкновенным канцелярским служащим писатель начал работать по инициативе его папы.

3.После смерти отца Лесков в судебной палате смог вырасти до заместителя столоначальника суда.

4.Только благодаря компании «Шкотт и Вилькенс» Николай Семенович Лесков стал писателем.

5.Лескова постоянно интересовал быт русского народа.

6.Лескову пришлось изучить жизненный уклад старообрядцев, а их таинственностью и мистицизмом он увлекся более всего.

  1. Горький был восхищен талантом Лескова и даже сравнивал его с Тургеневым и Гоголем.

8.Николай Семенович Лесков всегда оставался на стороне вегетарианства, потому как сострадание к животным было сильнее, чем желание покушать мяса.

9.Самым известным произведением данного писателя считается «Левша».

10.Николай Лесков получил хорошее духовное образование, потому что его дед был священником.

11.Николай Семенович Лесков никогда не отрицал свою принадлежность к духовному сословию.

12.Первая супруга Лескова, которую звали Ольга Васильевна Смирнова сошла с ума.

13.До самой смерти первой супруги Лесков навещал ее в психиатрической клинике.

14.Перед тем, как умереть, писатель смог выпустить сборник произведений.

15.Отец Лескова скончался от холеры в 1848 году.

16.Печатать свои произведения Николай Семенович Лесков начал в возрасте 26 лет.

17.У Лескова было несколько вымышленных псевдонимов.

18.Политическое будущее писателя было предопределено через роман «Некуда».

19.Единственное произведение Лескова, в котором не использовалась писательская редактура – «Запечатленный ангел».

20.После учебы Лескову пришлось проживать в Киеве, где он и стал вольнослушателем гуманитарного факультета.

22.Страстным коллекционером являлся Лесков. Уникальные картины, книги и часы – все это его богатые коллекции.

23.Одним из первых этот писатель вынес предложение о создании книги рецептов для вегетарианцев.

24.Писательская деятельность Лескова начиналась с публицистики.

25.С 1860-ых годов Николай Семенович Лесков начал писать о религии.

26.У Лескова был сын от гражданской жены с именем Андрей.

27.Смерть писателя наступила в 1895 году от приступа астмы, которая изнуряла его целых 5 лет жизни.

28.Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей».

29.Критики обвиняли Николая Семеновича Лескова в искажении родного русского языка.

30.Десяток лет собственной жизни Николай Семенович Лесков отдал службе государству.

31.Лесков никогда не искал высшие ценности в людях.

32.У многих героев этого писателя были собственные странности.

33.Проблему с алкоголем, которая наблюдалась у русского народа, Лесков находил во множестве питейных заведений. Он считал, что так государство зарабатывает на человеке.

34.Публицистическая деятельность Николая Семеновича Лескова связана прежде всего с тематикой пожаров.

36.В конце жизни Лескова ни единое его произведение не было издано в авторском варианте.

37.В 1985 году именем Николая Семеновича Лескова был назван астероид.

38.Первое образование Лескову удалось получить в богатой семье по материнской линии.

39.Дядя Лескова был профессором медицины.

40.Николай Семенович Лесков был не единственным ребенком в семье. У него было 4 брата и сестры.

41.Похоронен писатель на Петербургском кладбище.

42.Детские и юные годы Николая Семеновича проходили в родовом имении.

43.Ребенок от первого брака Лескова умер, когда ему еще не исполнилось и года.

44.Николай Семенович Лесков за время работы в газете смог посетить европейские страны такие как: Франция, Чехия и Польша.

45.Хорошим другом Лескова был Лев Толстой.

46.Папа Лескова служил следователем в Уголовной палате, а мама была из бедной семьи.

47.Николай Семенович Лесков занимался написание не только романов и рассказов, но и пьес.

48.У Лескова было такое заболевание, как стенокардия.

49.Серьъзнейшая деятельность этого писателя началась именно в Петербурге в 1860 году.

50.Всего от Лескова его женщины родили 3 детишек.

51.На улице Фурштадской находился дом, где Лесков провел последние годы собственной жизни.

52.Николай Семенович Лесков был достаточно темпераментным и деятельным.

53.Во времена учебы Лесков сильно конфликтовал с преподавателями и из-за этого впоследствии забросил учебу вообще.

54.Три года своей жизни Лескову пришлось колесить по России.

55.Последней повестью этого писателя считается «Заячий ремиз».

56.От вступления в первый брак Лескова отговаривали его родственники.

57.В 1867 году Александринским театром была поставлена пьеса Лескова с названием «Расточитель». Эта драма про купеческую жизнь в очередной раз дала критику в сторону писателя.

58.Очень часто писатель занимался обработкой старых воспоминаний и рукописей.

59.Влияние Льва Толстого сказывалась на отношении к церкви со стороны Лескова.

60.Первый русский персонаж-вегетарианец был создан именно Николаем Семеновичем Лесковым.

61.Толстой называл Лескова «писателем будущего».

62.Мария Александровна, которая считалась императрицей того времени, после прочтения «Соборян» Лескова начала его продвигать в чиновники государственного имущества.

63.У Лескова с Веселитской была неразделенная любовь.

64.В начале 1862 года Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Там он и издавал свои передовые статьи.

65.Из-за предъявляемой Николаю Семеновичу Лескову критику он исправляться не собирался.

66.Важным элементом литературного творчества этот писатель считал именно речевые характеристики героев и индивидуализацию их языка.

67.На протяжении долгих лет Андрей Лесков создал биографию своего отца.

68.В Орловской области имеется дом-музей Лескову.

69.Николай Семенович Лесков был злоречливым человеком.

70.Роман Лескова «Чертовы куклы» был написал в стилистике Вольтера.

Николай Лесков прожил интересную и непростую жизнь. Писательский путь Лескова был тернистым, однако же, он сумел пробиться к звездам. Многие произведения Лескова в силу разных причин, с трудом оказывались у читателя. Многим коллегам по амплуа, Лесков был неприятен, не нравилась его творчество «критикам» и матерым литераторам. Люди, увлекающиеся литературой описывая муки Лескова в хождениях по издательствам, с надеждой, что его хоть кто-то опубликует, сравнивают их с походом по равнодушным врачам болезненного человека. Скрываясь под различными псевдонимами, Лесков печатался в некоторых изданиях, получая за это средства к существованию.

Писатель Николай Лесков родился в феврале 1831 года, в селе Горохово, что было в Орловской губернии . Семья, в которой родился Лесков, была многодетной и небогатой. Отец Николая, был следователем по уголовным делам. Лесков воспитывался у богатых родственников матери. Когда мальчику стукнуло 10-ть лет, его определили в Орловскую гимназию. В гимназии Николай Семенович учился в течении пяти лет. Учился будущий писатель спустя рукава, и в итоге гимназию бросил. Пошел работать, устроился писцом в Палату уголовного суда.

Через два года умрет отец Лескова, юноше было 17 лет. Семья оказалась в тяжелом финансовом положении. Дядя Николая, по маминой линии, профессор Алферьев приглашает юношу к себе в Киев. Приехав на Украину, Николай Семенович Лесков устраивается на работу в казенную палату. Работая секретарем рекрутского присутствия, Лесков много путешествует по Российской Империи. В и весях, Николай общается с разными людьми - паломники, старообрядцы. Общение с ними производит на Лескова определенное впечатление. В свободную минутку Николай занимается самообразованием, читает, посещает лекции в университете.

В 1857 году Лесков оставляет государственную службу и идет на работу в фирму «Шкотт и Вилькенс». В течение трех лет, по делам фирмы, Николай Семенович колесит по все стране. Настало время вернуться в Киев. Здесь он опять поступает на государственную службу, только на этот раз в канцелярию Киевского генерал-губернатора. Работу совмещал с занятием журналистикой. Статьи Лескова публикуются в газетах Киева и . В 1861 году Николай Семенович Лесков переезжает в столицу Российской Империи. Здесь он занимается журналистикой, пишет во многих газетах и журналах. Больше всего творческий союз задался у Лескова с журналом «Отечественные записки».

В «Северной пчеле» публикуется статья Лескова. Статья посвящена серии пожаров в Санкт-Петербурге. Николай призывает власти разобраться в причинах: что это? Случайность или деятельность студентов-революционеров? После выхода статьи на Лескова обрушился шквал критики, его назвали пособником царизма и душителем свободы. Николаю пришлось уехать в командировку заграницу, корреспондентом «Северной Пчелы». В Европе Лескову удалось посетить Польшу, Францию, Австрию. Вернувшись в Россию, Лесков публикует повести: «Житие одной бабы», «Три рассказа Стебницкого», «Овцебык» и роман «Никуда». Роман «Никуда» вызвал в либеральных кругах небывалый шквал критики, которая обрушилась на Лескова как холодный душ.

К счастью, не все общество разделяло либеральные идеи, и были журналы и газеты иных политических оттенков. «Злая» монархия соблюдала основы политического плюрализма. Лесков публикуется в «Русском вестнике» и других консервативных журналах. В последующие годы Лесков пишет еще несколько произведений: «Леди Макбет мценского уезда», «Воительница», «На ножах». Последний роман стал еще одним поводом для критики Лескова у либералов.

В последующие годы своей жизни Николай Семенович Лесков будет заниматься вопросами морали и религиозности. Напишет ряд потрясающих произведений» Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». Николай Лесков автор многих замечательных произведений, самым известным из которых является повесть «Левша». Повесть настолько понравилась народу, что слово «левша» стало нарицательным, и означает выходца из народа, мастера своего дела. Умер Николай Семенович Лесков в феврале 1895 года. Похоронен Николай на Волковском кладбище, в Санкт-Петербурге.

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 10 класс >>Литература: Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества

Николай Семенович Лесков

1831,4(16) февраля - родился в селе Горохово Орловской губернии.
1841-1846 - учеба в Орловской гимназии.
1857-1860 - коммерческая служба и поездки по России.
1862 - опубликовано первое произведение «Погасшее дело».
1865-1866 - изданы повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
1864 - опубликован роман «Некуда».
1871 - напечатан роман-памфлет «На ножах».
1872 - опубликована хроника «Соборяне».
1873 - написаны рассказ «Запечатленный ангеЛ» и повесть «Очарованный странник».
1883 - созданы рассказы «Левша», «Тупейный художник».
1889-1890 - издание собрания сочинений.
1895,21 февраля (5 марта) - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Детство и юность .

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Eгo отец, Семен Дмитриевич Лесков, был мелким судейским чиновником, вышедшим из духовной среды и лишь перед смертью получившим документы о личном дворянстве. Мать писателя, Марья Петровна, была дочерью обедневшего дворянина, женатого на купеческой дочери. Разночинское происхождение Лескова во многом определило демократический характер eгo будущего творчества. Среди картин детства, открывавшихся на соседском степном выгоне, - солдатская муштра и палочный бой, характерные для времени правления Николая I . С деспотизмом крепостничества мальчик столкнулся в доме богатых родственников Страховых, где он и получил первоначальное образование. Когда Николаю исполнилось восемь лет, отец купил в долг Панин хуторок на речке Гостомле и семья переехала в деревню. Этот черноземный южно-русский край стал eгo настоящей poдиной. Для будущего писателя жизнь на Панином хуторе стала началом познания народа. Там он услышал нaродные сказки, увидел народные обряды , познакомился с народной жизнью. Там он ощутил себя плоть от плоти народной, эти места разбудили в нем творческую натуру художника. «Я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек... я с народом был свой человек, и у меня есть в нем мнoгo кумовьев и приятелей... Я стоял между мужиком и связанными на нeгo розгами», - напишет позже Н. С. Лесков.

С 1841 по 1846 год Николай учился в Орловской гимназии. Одаренный мальчик был страстным любителем чтения, и эта страсть сопутствовала ему всю жизнь, но сама учеба в казенном учебном заведении не вызывала у нeгo интереса. В 16 лет, завершив образование, он нaчал службу писцом низшего разряда в Орловской yгoловной палате, затем в 1849 году перевелся в Киевскуюказенную палату. Живя у свoeгo дяди, профессора медицины Киевского университета С. П. Алферьева, Лесков попал в среду учащейся молодежи и молодых ученых. Он мнoгo читал, посещал лекции в университете, знакомился с сочинениями герцена, Фейербаха, Канта, Гегеля, Оуэна, с украинской и польской литературой. В Киеве произошла встреча с основоположником русской статистики Дмитрием Журавским, выкупавшим крепостных в ущерб своим материальным выгодам. Это знакомство повлияло на формирование гражданских взглядов писателя.

Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В старости, отвечая на вопрос журналиста: «Где вы черпаете материал для ваших произведений? »- Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я мнoгo видел и жил легко».

Журналистским дебютом писателя стала серия статей экономического и социально-бытового характера достаточно резкого, обличительного содержания. Определяя значение литературного слова, Лесков писал: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предупреждений, мы ощутим себя близким к жизни наших меньших братий и сумеем помочь им вовремя и кстати, обнаруживая противящиеся гигиене стороны общественной жизни». Эти статьи дорогo обошлись писателю, обвиненному в клевете и по лжесвидетельству во взятке. Дело прекратили, но Киев пришлось покинуть.

В 1861 году Лесков переезжает в «самый умный город в стране» - Петербург, чтобы целиком отдать себя тому делу, которому он посвятит всю дальнейшую жизнь. Будущий писатель печатается в «Отечественных записках», работает в газете «Северная пчела»., пишет для Московского еженедельника «Русская речь».

Царский манифест 1861 года Лесков воспринимает как начало реформ . Раскол общественной мысли на либеральное и революционно-демократическое течение приводит eгo к «постепеновцам», умеренность которых казалась ему более надежной. Хотя он являлся безусловным сторонником широких реформ и искоренения остaтков крепостнического строя, но мысль о том, что объятый предрассудками народ способен реально изменить общество, не была близка писателю, о чем он и спорил с «Современником».

Начало писательского пути. 60-e годы.

В 1862 году в журнале «Век» было напечатано первое произведение писателя - рассказ «Погасшее дело». Вслед за ним в других журналах появляются: «Разбойник» (1862), «В тарантасе» (1862), «Овцебык» (1862), «Язвительный» (1863). Многие ранние произведения Лескова нaписаны в художественного очерка.

В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» был напечатан роман «Некуда», в котором он пытался посрамить нигилистов, показал трудности революционной борьбы и высказал мысль о бесперспективности революционного движения в России 60-x годов. «Антинигилистический» роман вызвал возмущение в передовых литературных Kpyгax, был даже пущен слух, что он написан по заказу III Отделения. Один из рецензентов признавался: «...г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить eгo cвoeгo рода смелость». В художественном отношении произведение было достаточно незрелым. .Роман этот носит в себе все знаки спешности и нeмелости моей», - заметил впоследствии сам писатель.

В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценскoгo уезда» (1865), «Воительница» (1866). Тема женской судьбы - одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-x годов, и Лесков решает ее с глубоким coчувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: кpeстьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки.

В повести «Леди Макбет Мценского уезда» - одной из вершинных в творчестве писателя - Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где « нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни дeтей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку - красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «.. .Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни - ее любовь, она, мстя своему обидчику - бывшему возлюбленному - и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса.

Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина , Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вeковой косности русской жизни, в устойчивости ее стaрых, отживших форм.

Творчество Лескова 60-x годов отличается большим жанровым разнообразием. Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии - пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» (1867), поставленную в московском Малом театре.

Творчество 70-x годов.

«Очарованный странник». В 1871 году Лесков создает памфлетный роман «На ножах», изобразивший перерождение бывших нигилистов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным пере менам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление.

Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: poман-хроника «Соборяне» (1872), имитирующий нapoдную легенду рассказ «Запечатленный ангел» (1873), повесть «Очарованный странник» (1873). В центре этих произведений - яркие и сильные национальные xapaктеры. Положительные герои Лескова - люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и coвестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте - «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты pyccкoгo национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливогo самоучки» и «тип праведника».

В « Соборянах»- в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведниЕОВ», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве cвoeгo пастырского служения, он oтвepгaeт всякие компромисы и этим портит отношения с духовным и светским нaчальством. Eгo обличительная проповедь привела к дpaматическому финалу - отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив тoгo, что мoг. Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни.

«Запечатленный ангел» одно из самых ярких произведений Лескова и по языку, и по силе чувства. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала. Народное миросозерцание показано через староверческую среду. Герои рассказа - рабочие-каменщики, старообрядцы, живущие единой артелью и строящие мост через Днепр. Это честные, чистые и смелые люди, талантливые в работе и простодушно преданные своей вере. Больше вceгo они дорожат иконами, но их отбирают и губят власть имущие, насилие, бесчестность и произвол которых осуждаются автором. В рассказе каменщика Марка Александрова о том, как живописная святыня с изображением архангела Михаила сотворила чудо воссоединения раскольников с церковью, слышатся авторские раздумья о необходимости преодоления идейных и иных распрей во имя национального единения. В рассказе Лескова тонко и гармонично нарисована личность «благочестивого» художника-простолюдина, человека предельной душевной чистоты, хранителя народных традиций в искусстве. Писатель иконописно рисует портреты, пейзажи, наполняя текст старославянизмами, вплетая в их канву просторечье. «Древние храмы, монастыри святые со многими святых мощами; сады густые и дepeва таковые, как по старым книгам в заставках пишутся, т. е. островерхие тополи» .

Атмосфера «очарованности» жизнью, пронизывающая многие произведения Лескова, во многом определила характер центрального героя в eгo творчестве. Яркому, полусказочному миру соответствует и герой - человек цельной натуры, щедрой души, богато одаренный, настоящий богатырь. Такой герой предстает перед читателем в повести «Очарованный странник». Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через тяжелые жизненные испытания, символизирует физическую и нравственную стойкость pyccкoгo народа, постепенный, но неуклонный рост eгo духовных сил, развитие самосознания.

В процессе исследования жизни в поле зрения писателя попадают различные казусы, анекдоты, странности, несообразности. Анекдот у Лескова из небольшой комической истории с неожиданной развязкой превращается в структурообразующий принцип eгo произведений, нередко становится центральным событием: «Путешествие с нигилистом» (1882), «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Маленькая ошибка» (1883), «грабеж» (1887) и др.

Такое увлечение курьезным характеризует мировосприятие Лескова - eгo интерес к яркому, колоритному,
необычному. Жизнь в восприятии писателя необычна и сказочно интересна. Любые самые обыденные явления
жизни, попадая в художественный мир автора, стaновятся увлекательной историей или «веселой старой сказкой, под которую сквозь какую-то теплую дрему свежо и ласково улыбается сердце... ». «Старая сказка» у Лескова - это связь с прошлым, с национальными основами жизни, это то поэтическое, что есть в жизни каждого человека и каждого народа. Это проявление свойственной писателю.очарованности» жизнью, русской землей, поэтическим миром и широтой души pyccкoгo человека.

Творчество 80-х годов.

Цикл «Праведники». Поиск положительного героя при водит Лескова к ярким, нeoбычным народным характерам, запечатленным писателем в произведениях цикла «Праведники». Eгo праведники, по выражению Горького, - это «маленькие великие люди», они несут в мир добро. Их общие черты прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться с несправедливостью. Лесков находит праведников в самых различных слоях pyccKoгo общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они вступают в борьбу со злом, руководствуясь в своих поступках голосом совecти. Таковы герои рассказов «Однодум» (1879), « Человек на часах» (1887), «Несмертельный Голован» (1880) и др. Герой несмертельного Голована» в эпидемию чумы ухаживает за больными, а кончает свою жизнь, спасая людей на пожаре. «В этакие горестные минуты общего бедствия среда народная выдвигает из себя гepоeв великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных. В обыкновенное время они не видны и часто ничем не выделяются из массы; но наскочит на людей «пупырышек» , и народ выделяет из себя избранника, и тот творит чудеса, которые делают eгo лицом мифическим, баснословным, «несмертельным». Свое понимание раведничества Лесков дал в статье «О героях и праведниках» (1881).

Материальные затруднения вынудили писателя поступить на государственную службу. В 1874 году он был назначен членом особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, но в 1883 году был уволен за «несовместимость» eгo литературных занятий со службой. Министр народного просвещения, знавший писателя лично, просил подать eгo прошение об отставке якобы по собственному желанию. Лесков отказался и потребовал уволить eгo без прошения. Уволить без прошения извecтнoгo писателя было неловко, и смущенный министр спросил: «Но зачем же это вам нужно, Николай Ceмeнович, непременно без прошения-то?» «Нужно! Хотя бы для некрологов: мoeгo... и вашего», - ответил Лесков.

К этому времени писатель начал сотрудничать в ряде журналов и газет без определенного политического coдержания. А со второй половины 80-x годов eгo печатают либеральные журналы «Русская мысль», «Неделя», «Живописное обозрение », «Вестник Европы » .

Критический взгляд Лескова проникал в самые различные области русской жизни. Он писал о трагической участи талантливых людей из народа («Левша» 1883; «Тупейный художник», 1883). Образ pyccкoгo умельца, художника-мастера наиболее удался Лескову в «Левше». Созданию рассказа помогли фольклорные источники, устные рассказы о сметливости и поразительном мастерстве тульских оружейников. Рисуя образ героя, писатель противопоставляет мастерству левши eгo нeвeжество, а eгo патриотизму - бездушие правителей стpaны и их безразличие к делу. О том, каким было положение простого pyccкoгo человека, даже отмеченного цapским вниманием, говорит трагический конец левши.

Последние годы творчества .

В 80-90-e годы усиливается сатирическая линия в творчестве Лескова. Все более едким становится изображение и помещиков, и купцов, и офицеров, и чиновников. Сила сатиры еще увеличивается оттoгo, что речь идет о реально существовавших людях. Писатель разоблачает подлые методы работы царской охранки, моральное разложение общества.



Похожие статьи
 
Категории