Малая социальная группа. Конспект урока "Социальные группы (большие и малые)"

11.10.2019

В социальной психологии - основной предмет изучения. Учеными был собран богатый теоретический и экспериментальный материал, который позволил сделать научные обобщения и создать методическую базу дисциплины. Рассмотрим основные положения.

Малая представляет собой объединение личностей, которые имеют непосредственный личный контакт и связаны какой-то деятельностью, родственной или эмоциональной близостью. Ее члены осознают принадлежность к ней и признаны другими.

В такую общность обычно входит небольшое количество индивидов, а состав определяется социальными признаками (возраст, пол, образование, национальность и проч.) и численностью.

Малая социальная группа имеет разную структуру, которая может определяться:

  • во-первых, обязанностями ее членов в совместной деятельности;
  • во-вторых, ролями (ожидаемыми действиями) человека, за которым закреплены конкретные обязанности;
  • в-третьих, нормами (предписаниями, требованиями, пожеланиями социально-одобряемого поведения).

Малая социальная группа может классифицироваться по нескольким параметрам.

Во-первых, по способу формирования выделяются:

  • формальные, которые возникают для исполнения конкретных функций в какой-либо организации, а в группе имеется от трех до пятнадцати человек;
  • неформальные, формирующиеся на основе взаимных симпатий и интересов, в которых может быть от трех до десяти человек.

Во-вторых, по степени формирования межличностных отношений выделяются:

  • дифференциальная малая социальная группа, в которую вступают по собственному желанию;
  • коллектив, формирующийся по необходимости.

В-третьих, следующие группы классифицируются по значимости каждого индивида в них:

  • должны присутствовать обязательно все члены (это, как правило, формальные объединения);
  • референтная малая социальная группа - это условная или реальная общность, с которой каждый индивид будет соотносить себя как с образцом, а на оценки, ценности, мнения и нормы которой будет ориентироваться в поведении.

Такие социальные общности имеют определенные функции:

  • Нормативная и сравнительная. Она подразумевает то, что в ней формируется эталон и нормы поведения, также оценки окружающих и конкретного индивида.
  • Инструментальная связана с тем, что необходима организация совместной деятельности.
  • Поддерживающая и экспрессивная функция связана с обеспечением эмоциональных потребностей каждого индивида.

Внутри малых социальных групп происходят разнообразные процессы, вследствие которых группа меняет свою форму и развивается.

Основным из них является Под ней подразумеваются процессы разобщения или сплочения группы, появление формального и неформального лидерства, формирование норм и правил, развитие неформального объединения внутри формального, а также антипатий и симпатий.

Помимо этого, не менее важным является процесс становления норм существующей группы, то есть складывающихся правил поведения каждого индивида в отдельности. Такие стандарты способствуют эффективному групповому взаимодействию, а малая социальная группа будет более сплоченной. Благодаря имеющимся правилам будет усиливаться давление на каждого индивида. Поэтому группа с их помощью может заставлять каждого следовать нормам, поддерживая интеграцию членов в группе.

Третьим процессом является то, что в малой возникает определенная иерархия. Выделяется лидер, который может быть как формальным, который был назначен официально, так и неформальным, которого выбрала сама группа. Остальные же члены общности должны четко знать свои функции и обязанности.

Малые группы представляют собой социально-психологические общности, которые играют важную функциональную роль в жизни общества. В малых группах отражаются все те общественные отношения, в которые люди включены и которые преломляются в своеобразные внутригрупповые отношения (национальные, профессиональные, семейные). Малые группы – важнейший элемент социализации индивида, подготовки его к жизни в обществе.

Главным предметом исследования социологов являются вопросы формирования, функционирования, развития и распада малых групп. В их анализе выделяют следующие концептуальные подходы :

В социологии малые группы рассматриваются как определенные микросистемы, в которых реализуются многие социальные отношения: разделение труда, взаимодействие, лидерство, иерархия престижа, обычаи, традиции, символы и т.д. Особенностями и основными признаками малых групп считаются малочисленный состав; общность групповых норм, ценностей, целей и линии поведения; непосредственность и устойчивость межличностных контактов; общая деятельность и т.п. Исходя из этого малые социальные группы можно определить как малочисленные по составу объединения людей, которые характеризуются общностью норм, ценностей, интересов, непосредственностью контактов членов группы и выполняют роль той микросреды, где проходит социализация и самореализация личности.

Исследователи определяют пределы количественного состава малых групп:

нижний предел – два-три человека (немецкий социолог Георг Зиммель использовал термины "диада" и "триада");

верхний предел – 7–12 человек, ибо только в таких группах сохраняются устойчивые и непосредственные контакты. В группе из 20–25 или 30–35 человек непосредственность контактов существует, но уже имеются определенные ограничения. Если это, например, школьный класс или студенческая группа, то такого рода ограничениями будут временны́е рамки учебных занятий или общественной деятельности. Более устойчивы непосредственные контакты в группах совместного проживания (в семье или студенческом общежитии), в группах по интересам и т.д.

Типология малых групп

В основу классификации малых групп могут быть положены различные критерии.

Глубина, устойчивость и характер взаимоотношений между членами. По данному критерию различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы представляют собой объединения людей, которые характеризуются эмоционально окрашенными, тесными взаимными контактами "лицом к лицу", а также устойчивыми неформальными отношениями (семья, близкие люди, дружеская компания, соседи, родственники). Члены первичных групп социально идентифицированы, они воспринимают себя как коллективное единство, т.е. "мы". В таких группах тоже могут возникать проблемы, противоречия и даже конфликты.

"Не следует предполагать, что единство первичной группы есть единство сплошной гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные... страсти".

Первичные группы дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства: помогают освоить социальные роли в коллективе, формируют основы социального сознания, т.е. способствуют его первичной социализации и закладывают начала его вхождения в другие социальные группы. В частности, семья как первичная группа является специфической микросредой, в которой формируется и самореализуется индивид. Здесь он приобретает культуру межличностных отношений, осваивает первые социальные роли, усваивает нормы поведения, опыт лидерства или демократических отношений. Межличностные отношения в семье строятся на взаимной привлекательности и ответственности ее членов друг за друга. Семейные конфликты очень часто являются причиной распада данного коллективного единства. Как отмечает П. А. Сорокин, коллективное единство "перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью и всеми его членами". Это в той или иной степени относится и к другим первичным группам: соседским, игровым и т.д. В целом же первичный опыт учит людей реализовывать общие интересы и поддерживать друг друга.

Вторичные группы – это объединения людей, в которых контакты между членами группы носят утилитарный, безличный характер; взаимодействия их определенным образом формализованы, функциональны. Между членами группы не обязательны дружеские, личностные отношения, все определяется социальными ролями в профессиональном коллективе, спортивном клубе, студенческой группе, бригаде и т.д. Вторичные группы характеризуются наличием общих целей и задач. В них почти всегда присутствует некоторое число первичных групп (например, студенческая группа включает группу совместно проживающих в общежитии людей, группу симпатизирующих друг другу студентов, в нее могут входить и семейные пары).

Вторичные группы больше ориентированы на реализацию цели, в то время как первичные – на укрепление межличностных связей и отношений внутри группы.

Способ организации групповой деятельности и формы социального контроля. По этому критерию выделяют формально-организованные (формальные) и неформальные группы.

Формальные группы представляют собой объединения людей, деятельность которых строго регламентирована официальными правилами, институтами, документами (законом, договором, положением, уставом, инструкцией и др.). Система внутригрупповых отношений в них характеризуется четким распределением ролей (руководитель – подчиненный, староста студенческой группы – заместитель, общественный деятель – рядовой студент и т.д.), их строгой заданностью и необходимостью выполнения. Как правило, структура формальной группы заранее определена системой более высокого ранга: администрацией организации или того подразделения, в которое данная группа (бригада, спортивная команда, депутатская комиссия, кафедра) входит. Социальный контроль в подобных группах также осуществляется сверху вниз. Исходя из этого система внутригрупповых отношений в формальных группах строится не на групповых интересах, а на "законодательных" предписаниях, невыполнение которых грозит определенными санкциями, вплоть до насильственной изоляции от группы (увольнение или исключение). По своим параметрам формальная группа очень близка к организации.

Неформальные группы – это группы, стихийно или осознанно сформированные на основе общих интересов, норм, ценностей, взаимных симпатий. Внутригрупповые отношения в них строятся по принципу относительной независимости и свободы, характеризуются нечетко выраженной целью взаимосвязей членов группы, а социальный контроль осуществляется по горизонтали и основывается на традициях, выражая групповое мнение. Спецификой неформальных групп является то, что они могут быть ситуативными группами, т.е. образованными в связи с возникновением определенных ситуаций (рок-группы, группы любителей бега и т.п.); как правило, они недолговечны и с изменением ситуации могут исчезнуть. В неформальных группах обычно роли не предписаны, а возникают стихийно. По характеру интересов, значимости норм и ценностей неформальные группы подразделяются на социально значимые и асоциальные. К первым можно отнести дружеские компании, любительские спортивные объединения, клубы по интересам и т.п.; ко вторым – девиантные группы (хулиганы, наркоманы, алкоголики, проститутки и пр.).

Неформальные группы образуются как в открытых сообществах (школа, институт, предприятие и т.п.), так и в закрытых структурах, например, в армии, в местах лишения свободы могут возникать структуры на принципах землячества, общей хозяйственной деятельности.

Продолжительность функционирования. Определяющим основанием является прочность, устойчивость отношений и взаимодействия членов группы. По данному критерию выделяют устойчивые и временные группы.

К устойчивым группам в большей степени относят первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада, фирма, воинское подразделение) и статусные (профессиональные) группы.

Временные малые группы подразделяют на два вида:

а) целевые группы. Они специально создаются для решения каких-либо конкретных задач. К ним могут относиться объединения, формируемые для творческих целей (научные группы, группы дизайнеров), экспериментальные группы, создаваемые для проведения медико-биологических, социальных или других экспериментов, а также контрольные группы, формируемые для проверки чистоты эксперимента и методики его проведения.

Разновидностью целевых групп могут выступать группы давления. Если такая группа оказывает влияние извне – это собственно группа давления, если же она образуется внутри малой группы, – группировка. И группа давления, и группировка представляют собой разновидность временной малой группы, в которую объединяются люди для реализации общих целей и интересов. Им свойственна единая тактика поведения в деле оказания давления для принятия нужных решений;

б) ситуативные группы. Они чаще всего образуются стихийно в связи с конкретной ситуацией, с исчезновением которой исчезает и группа. Примером таких групп могут служить туристские группы выходного дня, экскурсионные группы, группы пикетчиков, пассажиры купе и др.

Референтные группы (терминология М. Шерифа, Р. Мертона) выделяют по степени отношения индивида к социальным нормам и ценностям. Это так называемые группы сравнения , ценности и нормы которых человек для себя выбирает, хотя сам может к ним и не принадлежать. В литературе выделяют три вида референтных групп:

Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми. К последним относятся группы, нормы и ценности которых отражаются в сознании индивидов как идеалы для подражания. Реальные референтные группы выступают для личности в качестве образца норм, ценностей, мыслей и поведения (космонавты, разведчики, мастера спорта и т.д.). В социологии референтная группа может быть источником социальной мобильности.

Наконец, по степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют группы закрытые (формальные группы, организации) и открытые (как правило, неформальные).

Страница 1

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно - одна из таких групп. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Это возможно потому, что один человек способен состоять в нескольких группах одновременно.

Социальная группа

Это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п.

Это понятие является родовым по отношению к понятиям "класс", "социальный слой", "коллектив", "нация", а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и другим общностям, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей. Первые попытки создания социологической теории групп были предприняты в конце XIX - начале ХХ века Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

В реальной жизни понятию "социальная группа" даются самые различные толкования. В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. Такое сообщество называется агрегацией. Агрегация

Это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Некоторые социальные группы появляются непреднамеренно, случайно.

Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа

Это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида.

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяются большие и малые социальные группы.

Большая группа

Это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько типов больших групп. Во-первых, это номинальные группы. Номинальные группы

(от лат. nomen - имя, наименование) - совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статистические - некоторые конструкции, используемые для удобства анализа. Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, блондины и брюнеты), то такая группа является чисто условной. Если признак существенен (профессия, пол, возраст), она приближается к реальным группам.

Во-вторых, большие реальные группы. Реальная группа

Это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Малая группа - это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью, что является основой для возникновения определенных эмоциональных отношений, особых групповых норм, ценностей, способов поведения. Наличие непосредственных личных контактов ("лицом к лицу") каждого с каждым служит первым группообразующим признаком, превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, члены которой обладают чувством принадлежности к ней. Например, студенческая группа, школьный класс, бригада рабочих, экипаж самолета.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа

Разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов. Например, семья, группа сверстников, друзей и т.д. Впервые термин "первичная группа" был введен в научный оборот Ч.Х.Кули, рассматривавшем такую группу как первичную клеточку всей социальной структуры общества.


    Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, - к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

    устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

    относительно высокой степенью единства и сплоченности;

    четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

    возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

    малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

    пространственная близость членов группы;

    устойчивость и длительность существования:

    высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

    интенсивность межличностных отношений;

    развитое чувство принадлежности к группе;

    неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

    сочетание интересов индивида и общества;

    общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

    предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

    социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

    пол - мужчины и женщины;

    возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

    доход - богатые, бедные, зажиточные;

    национальность - русские, французы, американцы;

    семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

    профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

    место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

    внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

    анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

    спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

    бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

    случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

    конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

    экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

    действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги - это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

Малая социальная группа

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

    формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

    неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

    группы членства (все люди в группе)

    референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

    сплочение или разобщение групп;

    процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

    становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

    целеполагание (в т.ч. принятие решений)

    координацию совместных действий

    контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление

Обеспечить

1. Внешняя среда

Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)

2. Межличностные отношения

Включенность, расположение, контроль.

Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.

Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)

3. Разрешение конфликтов

Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Демократический

Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

    по характеру отношений между управляющими и управляемыми

    Доминирование управляющих

    Конструктивное равноправие сторон

    Доминирование управляемых

    по способу принятия решений

    Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.

    Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.

    Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято

    по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

    по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

Малые социальные группы привлекли внимание социологов в 20-е г.г. XX века благодаря, главным образом, развитию прикладных исследований, что не исключало теоретического уровня их изучения. Большую популярность тема малых социальных групп получила во второй половине XX века. Это объясняется особой актуальностью темы.

Во-первых, индивид является членом общества не сам по себе, вне связи с другими индивидами, а только как член одной или нескольких малых социальных групп (семья, студенческая группа, трудовой коллектив, общественная организация, спортивная команда и т.д.). Люди всегда объединялись в коллективы. К этому их побуждала та или иная необходимость. Для социологии наибольший интерес представляют коллективы, члены которых формально свободны относительно пребывания в данной общности. Необходимость образования малых групп остаётся, но принимает иной вид. Чаще всего людей гонит в коллективы необходимость добывания средств к существованию. За этим увлекательным занятием проходит лучшая часть жизни. Казалось бы, когда отпадёт материальная нужда, люди покинут коллективы. Однако не хочется работнику менять место работы, где он всех знает и все знают его на другую работу с более высокой зарплатой, не хочется ветерану уходить на заслуженный отдых, так как нет отдыха вне работы. В коллективе человек не просто работает, в нём он живёт. Личная позиция человека по многим вопросам формируется в малой группе, так как в ней происходит его социализация. Поэтому вполне логична связь “индивид - малая социальная группа - большая социальная группа - общество”.

Во-вторых, малые социальные группы образуются не только стихийно, но и сознательно организуются. Проектированию подлежат не только строения, машины, дороги, каналы и т.д., проектируются и человеческие коллективы. При проектировании учитываются личные качества индивидов. В количественном плане проектирование представляется не менее сложным делом, чем в плане качественном. Сколько человек должно быть в данной малой группе? - вот главный вопрос целенаправленного создания группы. Теоретически не найти на него ответ, ответ может быть обоснован только эмпирически. Дело в том, что малая численность группы (диада, триада) не позволяет членам группы создать эффект коллективности. Суждение о том, что оптимальная численность группы составляет 5-7 человек, необоснованно, так как не связывается с конкретными обстоятельствами её существования. Одно дело компания друзей и совсем иное бригада строителей или воинский коллектив, для которых данная численность может оказаться недостаточной. С другой стороны, чрезмерная численность группы приводит к снижению коллективного эффекта деятельности, а сама группа разбивается на подгруппы. Разделение на подгруппы, если оно не выражает дробления функций, очень важный рубеж в жизни группы. Это сигнал о скором развале группы. Всё живое размножается делением. А перед исследователем стоят все те же вопросы: сколько учеников должно быть в классе, солдат - в отделении, крестьян - в артели и т.д.

Исследование малых групп необходимо предполагает их соотнесение с большими социальными группами. По содержанию деятельности малые группы похожи на большие, что создаёт впечатление идентичности их структур, например, первичная партийная организация и партия в целом, религиозная община и конфессия, культурное общество и нация, молодёжная группа и поколение и т.д. Но структуры малых и больших групп неидентичны, поскольку различны способы их существования. Как село не является маленьким городом даже при наличии одинаковых бытовых и культурных условий, так и малая группа не является уменьшенной копией большой группы. Вряд ли, прав американский социолог Т.Миллз, называя малые группы “микрокосмом больших обществ”. Большие социальные группы и общество было бы очень просто познавать, если бы их структуры и свойства были бы идентичны структурам и свойствам малых социальных групп. Точно так же нельзя распространять на всё общество свойства территориальных общин, которые также являются малыми социальными группами. Понимание большого общества, как совокупности территориальных общин, чревато тяжёлыми ошибками во внутренней политике государства. Целое - нечто иное, чем сумма его частей.

Существуют и др. различия, однако и приведенные достаточно ясно показывают оба типа групп как разные фрагменты социальной реальности. Малые социальные группы - это сообщества людей, все члены которых систематически непосредственно общаются между собой.

Виды малых социальных групп:

1) Первичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны не только общими интересами, но и духовным единством. Для неё характерны любовь, дружба или, по меньшей мере, уважение. Члены группы ориентируются на постоянство отношений, пытаются добиться более высокого качества жизни. Так, например, на простой вопрос: “Почему Вы создаёте семью?” обычно дают глупый ответ о необходимости продолжения рода. Некоторые индивиды наловчились продолжать род и вне семьи; семья же создаётся ради более высокого качества жизни. Жизни одинокой многие лица предпочитают жизнь вдвоем, втроем и т.д. По этой же причине заводят в доме животных. Более высокое качество жизни побуждает людей завязывать родственные и дружеские связи вне семьи. Каждый член группы видит в другом человеке личность, индивидуальность и относится к нему как к самому себе. Первичная группа не делится на подгруппы, в ней отсутствует принуждение к вступлению в группу.

Именно в таких группах человек может испытывать наибольшую удовлетворённость жизнью, поскольку в них начисто отсутствует отчуждение между членами группы. Таковы семья, круг близких родственников вне семьи, компания друзей, религиозная секта, клуб поклонников какого-либо кумира и др. Девизом первичной малой социальной группы могли бы стать слова из песни: “Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить!”.

2) Вторичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны общими интересами и ориентированы на достижение частных и временных целей. Духовное единство обычно отсутствует. Один человек видит в другом не цель, а средство или попутчика. Имеет место некоторое отчуждение или определённое дистанцирование членов группы друг от друга. Этот факт не обязательно оценивается отрицательно, так как все люди в той или иной мере прагматики и порой предпочитают сотне друзей сотню рублей.

Во вторичной группе проявляется тенденция к реализации статусов и ролей. Вторичные группы часто делятся на подгруппы. Девизом вторичной группы могли бы стать слова одного из британских лордов: “У Британии нет постоянных друзей и врагов, у неё есть постоянные интересы”. Если вообразить “Британией” отдельного человека, всё остальное будет верно характеризовать члена вторичной группы. Положа руку на сердце, проанализируйте Ваше отношение к членам своей группы и убедитесь в верности девиза.

3) Референтная группа. Если деление на первичные и вторичные малые социальные группы производится по характеру взаимоотношений между членами группы, то деление на референтные и нереферентные производится по ценностной ориентации индивида.

Референтная группа - это группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой он ориентируется в самооценке и поведении.

Референтной может быть как первичная, так и вторичная группа. Например, жена довольна другими членами семьи и считает её, по меньшей мере, “нормальной”. Её “коллега” из другой семьи сетует на недостатки мужа или сына (студента) и мысленно равняется на образцовую семью: “Живут же люди...”.

Вторичная группа (студенческая) является референтной, когда студент доволен ею: староста не отмечает пропуски его занятий, сосед не даёт скучать на лекции, украшая парту живописью и поэзией, он вместе с другими студентами посещает дискотеку, делится шпаргалками на экзамене, вместе с товарищами выступает против “враждебного класса” преподавателей и т.д. Чего еще желать от такой группы? Она само совершенство. Иное дело, когда у группы отсутствуют указанные “достоинства”. В этом случае группа “плохая” и “недружная”.

Референтные группы часто находятся за пределами той группы, к которой принадлежит индивид. Хороша или плоха группа, а молодому человеку нравится поп-ансамбль.

Факторы сплочения индивидов в малые социальные группы.

Фактор есть то или иное обстоятельство жизни или личное свойство человека, которое непосредственно предопределило членство индивида в данной группе. Факторы бывают сходными или различными для членов группы.

1) Интерес, то есть, направленность активности личности на удовлетворение своих потребностей или желаний. Это наиболее типичный фактор, на его основе формируются цели членов группы, которые часто совпадают. Например, Ваше пребывание в студенческой группе есть выражение сходства Вашего интереса с интересами других студентов.

2) Сходные или близкие статусы и роли. Люди “своего круга” обычно оценивают других людей как равных себе и на этой основе завязывают систематические отношения. Это, например, жильцы многоквартирного дома, дачники, “элиты” местного пошиба и др.

3) Сходные или близкие условия деятельности. Члены разных “кругов” могут составлять малую группу в силу обстоятельств, в которых они очутились. Так, например, и рядовой, и генерал вместе создают партизанский отряд, иностранные учёные и папуасы вместе изучают Новую Гвинею, священник и вор сидят в одной тюремной камере и т.д.

4) Психологическая совместимость. Даже при стихийном образовании малой группы люди часто сближаются по сходству темпераментов, по идеалам, по ценностям, по призванию или склонностям. Этот фактор учитывается при целенаправленном создании коллективов: экипаж подводной лодки или космического корабля, спортивная команда и др. Выражение бывших фронтовиков “С тобой я бы пошёл в разведку” означает психологическую совместимость, если понимать её не слишком строго с точки зрения психологической науки.

5) Чужая воля. Этот фактор обычно редко упоминается в работах социологов, чем создаётся впечатление, будто, сплочение людей в группы происходит добровольно. Но не по своей воле отбывает срок преступник в колонии, солдат служит не там и не с теми людьми, где и с кем ему хотелось бы служить. Излишне говорить о вторичности такой малой группы. Однако объективно это тоже малая группа и ей присущи некоторые из общих свойств малых групп.

Свойства малых социальных групп.

1) Лидерство. Малая группа не может существовать без лидера. Лидерство основывается на превосходстве одного из членов группы по ценимым в группе качествам (силе, уме, ловкости и др.). Лидер более или менее тактично подавляет членов группы и подчиняет своей воле.

2) В малой группе существуют обязательства каждого члена выполнять общие требования и оберегать общие ценности, даже если они противоречат нравственности и праву. Наиболее значимыми являются такие ценности, как солидарность и взаимопомощь. Например, в преступных группах существует своего рода “профсоюз”, оказывающий материальную помощь членам семей осуждённых сообщников.

3) Чем многочисленнее малая группа, тем более она “рыхлая” и непрочная. И, напротив, чем малочисленнее группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия между членами группы. Отсеиваются случайные люди, остаются самые-самые...

4) “Мы” преобладает над “Я”. Эгоизм переходит с индивидуального уровня на уровень группы. Я член этой группы и потому, что бы ни сделала эта группа, она всегда права. Преобладание “Мы” над “Я” имеет и позитивное значение: в коллективе каждый отдельно взятый человек становится сильнее в сравнении с его индивидуальным существованием.

5) Идентификация индивида с группой объективно необходима. Это “моя” группа, а другая группа “чужая”. Идентификация происходит по принципу “свой-чужой”. В природе человека заложено стремление к такой идентификации. Данным свойством пользуются в тех случаях, когда надо создать образ врага. Раз некто не “наш”, он “чужой”, следовательно, враг. Кто не с нами, тот против нас.

Но не только индивид идентифицирует себя с группой, группа также может принять его в свой состав или не принять. Критическими для новичка являются первые дни или даже часы пребывания в новом коллективе: его пробуют, испытывают и решают, “свой” он или же “белая ворона”, “паршивая овца” и т.п.



Похожие статьи
 
Категории