Малыш в 2 года не разговаривает. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт

30.07.2023

Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда его чадо скажет своё первое слово.

Однако, часто встречаются ситуации, когда молодые родители обеспокоены тем, что у ребёнка нет желания разговаривать или же заметны серьёзные проблемы в дикции, несоответствующие норме и возрасту малыша.

Стоит ли обратить на это внимание и как бороться с данной проблемой?

В развитии фонематического слуха ребёнку помогают крики, бормотание и гудение, которые непосредственно издаёт он сам.

Полуторагодовалые дети уже начинают осваивать звукоподражательные изречения, а достигнув двухгодовалого возраста с большим энтузиазмом повторяют фразы, состоящие из двух-трёх слов, а также начинают осваивать грамматику.

Словарный запас малыша значительно увеличивается к трём годам.

Если родители не оказывают никакого участия в развитии речи ребёнка, то малыш начинает осваивать язык только к четырём годам.

Если ребёнок изолирован от общества, то проблемы в речи могут продолжаться до двенадцатилетнего возраста.

Прежде чем мы ответим на вопрос “ребенок не разговаривает в 3 года”, давайте выясним, как он должен говорить в этом возрасте.

Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте

В соответствии с нормами, словарный запас ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста должен быть достаточно насыщенным для того, чтобы малыш смог вести диалог с окружающими его людьми.

В данном возрасте ребёнок должен уметь вкратце рассказывать о себе : называть имя, возраст, пол, а также составить простое, содержащее смысл, предложение используя три-четыре слова.

Также малыш должен уметь заменить существительное прилагательным (камень – каменный), быть знакомым с возможностью обобщения слов (лошадь и корова - это животные, майка и юбка - это одежда).

Трёхгодовалый ребёнок должен уметь правильно выговаривать все звуки, за исключением трудных, таких как «Ж», «Ш», «Ч», «Р», «Щ». Количество слов, употребляемых ребёнком в трёхлетнем возрасте приравнивается к трём сотням, в то время как понимает он примерно около полутора тысяч слов.

Мнение эксперта

Домина Валентина Александровна – педагог

Педагог детского развивающего центра, мама троих детей

Динамике ребёнка, в период развития речи, необходимо уделять особое внимание. Словарный запас чада должен постоянно пополняться, для этого рекомендуется активно общаться с ребёнком и читать ему полезные книги.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и развитие речи у каждого протекает по-разному. Существует несколько признаков, которые без затруднений укажут на наличие задержки развития речи.

Если достигнув трёхлетнего возраста ребёнок до сих пор не научился правильно произносить пять-шесть звуков, то следует проконсультироваться с опытным специалистом , который поможет разобраться в причинах задержки речевого развития и в случае необходимости прибегнуть к услугам логопеда.

Если речь ребёнка слишком быстрая, а также он повторяет слоги единого слова, то это свидетельствует о заикании. В таком случае консультация логопеда и невропатолога обязательна.

Следует учитывать тот факт, что мальчики развиваются значительно медленнее, чем девочки. Поэтому, не всегда проблемы с речью у мальчиков, говорит о каких-либо отклонениях.

Если дитя не может запомнить лёгких текст, не воспринимает текст при чтении вслух, а также не может его пересказать, то это является первым признаком того, что у ребёнка присутствуют .

Проблемы со слухом также могут отразиться на речи ребёнка.

Это выражено тем, что чадо не может определить источник исходящего звука, а также делает звук музыки громче, чем прочие члены семьи. Разобраться с данной проблемой помогут опытные психолог, психотерапевт и педиатр-терапевт.

Чтобы разговорить “молчуна” вам потребуется много терпения, внимания и любви

Часто, причиной заторможенного развития речи может стать непосредственно лень ребёнка.

При отсутствии физиологических и психологических проблем в речевом развитии, ребёнок действительно может говорить очень мало и невнятно из-за лени.

Исправить данную проблему можно создавая для ребёнка такие ситуации, в которых он точно не сможет уйти от ответа.

К примеру, можно задать ребёнку вопрос о том, чем он хочет полакомиться в обед или хочет ли он пойти на прогулку вместе с бабушкой.

Наличие кивка или краткого ответа куда более хорошо, чем молчание. Также следует активно обсуждать с ребёнком то, что происходит вокруг, тогда со временем ребёнок вовлечётся в разговор. Подробнее о том, и читайте в материалах по ссылкам.

С детьми обязательно следует выполнять различные упражнения для развития мышц языка, также работать над произношением и интонацией, громкостью речи и правильностью ударения.

Почему малыш не говорит?

Задержка в общем развитии ребёнка соответственно отражается и на развитии речи.

Однако существует несколько причин того, почему ребёнок не желает вступать в диалог.

Все причины нарушения речи можно разделить на физиологические – связанные с проблемами речевого аппарата, психологические – обусловленные особенностями психики ребенка, психологической обстановкой в семье и социальные – связанные с социальным благополучием семьи.

Физиологические причины

  • Первой достаточно серьёзной физиологической причиной этому являются проблемы со слухом .Если чадо плохо слышит, то и непосредственно плохо воспринимает слова, которые произносят окружающие.

    Началом данной неприятности является нарушение в произношении, что в конечном итоге приводит к задержке в речевом развитии и поэтому ребёнок начинает разговаривать очень поздно.

  • Также немаловажным является тот факт, что данная проблема может быть наследственной .Поэтому не стоит переживать, если родители чада оба начали разговаривать достаточно поздно. Однако если трёхлетний кроха не говорит хотя бы простыми предложениями, то наследственность тут не причём.
  • Недоношенность или же перенесение тяжелой болезни во младенчестве также могут являться последствием задержки в развитии речи детей, так как прежде всего это оказывает отрицательное воздействие на нервную систему младенца.Сюда же входят гипоксия, родовые травмы, а также интоксикация медикаментами.
  • Проблемы в работе артикуляционных органов, укороченная уздечка языка, пониженный тонус органов артикуляции и мышц лица блокируют возможность произношения звуков, тем самым и задерживают речевое развитие.

Часто ребенку не даются какие-то определенные звуки, например “Ш”, “Ч”. Но самым трудным является звук “р”. Как научить малыша его произносить читайте в материале .

Социальные причины

  • Первой социальной причиной задержки в развитии речи у детей является отсутствие стимула и мотивации.

    Чрезмерное внимание и забота родителей отбивают у детей стремление рассказать о своих желаниях и потребностях.

    Это происходит по причине того, что родители понимают своих детей по жестам из-за предвосхищения всех желаний чада, поэтому ребёнок даже не старается выражать свои мысли при помощи слов.

    Здесь, главным является создание мотивации для ребёнка.

  • Однако, полное отсутствие внимания и заботы от родителей также оказывает отрицательное воздействие на развитие речи , так как ребёнку неоткуда учиться новым словам.Всё, что окружает малыша – это фоновой звук телевизора и мобильного телефона.
  • Позже своих сверстников также начинают разговаривать те дети, члены семьи которого говорят на двух языках .Ребёнку трудно усвоить слова разных языков одновременно, они могут понимать родителей, но при этом не разговаривать.

Психологические причины

  • Психологической проблемой является чрезмерная требовательность . Часто встречаются ситуации, когда после того, как кроха сказал своё первое слово, родители настойчиво требуют, чтобы ребёнок повторил его вновь и вновь.

    Лучше всего следует ребёнка мотивировать, а не создавать давление.

  • Дети, которые растут в жестокой и неблагоприятной семье также начинают говорить очень поздно .

    Малыш, который видит жестокое обращение, побои, крики, ругань родителей и прочие не рекомендуемые семейные сцены, отказывается говорить очень долго, так как всё это отпечатывается на его психике.

В следующем видео рассказывается также о других причинах молчания ребенка:

Нарушения речи

Причин нарушения речи существует очень большое количество и встречаются они как у детей, так и у взрослых.

К органическим причинам нарушения речи относятся непосредственно все физиологические проблемы: наследственность, тяжёлые заболевания, недоношенность и тому подобное.

Функциональными причинами является патология работы органов, задействованных в речи. Эндокринные причины отвечают за психомоторное развитие детей.
Стоит также помнить, что помимо всего этого, на развитие речи детей может влиять даже окружающая среда.

Дизартрия

Является тяжелым нарушением речи, которое сопровождается расстройством артикуляции, дыхания речи, фонации и интонации речи, в результате чего речь теряет свою четкость и ясность.

Данное нарушение не является достаточно распространенным среди детей, однако в логопедии является одним из часто встречающихся нарушений устной речи .

Дизартрия также изучается неврологами и психиатрами, так как в механизме данного нарушения заложены органические поражения нервной системы.

Афазия

Афазией является приостановление уже имеющейся речи, которое вызвано органическими поражениями головного мозга и его речевых зон .

Мнение эксперта

Лисова Алина Викторовна – педагог

Педагог-психолог частного развивающего центра

Данное нарушение встречается у детей, достигших трёхлетнего возраста и старше. Афазия является достаточно серьезным нарушением, так как в данном случае страдают все виды речи, также задействованы и двигательные, и сенсорные, и личностные сферы.

Обратной стороной данного нарушения является Алалия, которая в отличие от Афазии заключается в том, что проблемы в развитии речи у чада возникли изначально.

Моторная алалия

Моторной алалией называют нарушение в развитии экспрессивной речи и чаще всего встречается у мальчиков .

Выражаться данное расстройство может как полным отсутствием экспрессивной речи, так и незначительными погрешностями в фонетике и грамматике.

Данный синдром из моторной формы может перерасти в сенсомоторный или мотосенсорный из-за поражения речевых центров.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия встречается гораздо реже, чем моторная. Чаще всего встречается в смешанном виде сенсомоторной алалии или же возникает на фоне других нарушений, например, дизартрии.

Данное нарушение является малоизученным, однако из-за многочисленного характера выражения, логопеды склоняются к переименованию данного нарушения в сенсорную дезинтеграцию

Иногда причиной нарушений бывает аутизм, чтобы его исключить, необходимо пройти обследование у специалистов.

Обследования

Если родители заметили у своего малыша нарушения в речевом развитии, то в первую очередь следует обратиться к педиатру, который проведёт комплексную диагностику и установит потенциальные проблемы.

Данные узкопрофильные специалисты в ходе процесса диагностики, установят точный диагноз задержки в развитии речи, независимо от других всевозможных нарушений общего развития.

Постарайтесь развивать у ребенка воображение, так он быстрее научится говорить словами и и предложениями

  • Многие родители считают, что когда чадо достигнет трёхлетнего возраста, начнет неумолкаемо разговаривать, но чаще всего такие ожидания оказываются тщетными, однако наверстать упущенное гораздо сложнее.

    Родителям следует уделять своим детям необходимое внимание с самого младенчества , иначе бездействие может привести в большому списку недоразвития.

  • Если пришлось столкнуться с проблемами в речи, и педиатр дал рекомендацию обратиться к логопеду, то следует обратить внимание на квалификацию и профиль по которому работает выбранный специалист .

    Каждый логопед обладает индивидуальной квалификацией, поэтому кто-то делает упор на произношение шипящих букв, кто-то опирается на правильность произношения звуков.

    Но если ребёнок страдает заиканием, а логопед учит его правильно произносить букву «Ш», то такой метод лечения окажется бесполезным.

  • Родители напрямую могут помочь своему ребёнку в развитии речи при помощи игры . Это могут быть простые и несложные для ребёнка игры на развитие моторики, также отличным помощником в решении данной проблемы могут стать книги.

    Главное не делать всё это насильно, иначе пользы из этого никакой не будет. Почитайте отзывы других мам на конкретные занятия и начните выполнять их сами.

Важным условием становления личности является освоение речи. Как понять, почему ребенок не разговаривает? Когда нужно бить тревогу и к какому специалисту обращаться, если ребенок долго не говорит?

Точного определения, когда же малыш заговорит, нет. Каждый человек индивидуален, и то, что для одного считается нормой, для другого будет совершенно неприемлемо. Это касается в том числе развития ребенка.

Агукать и формировать несложные сочетания из гласных малыш может начать к 2-4 месяцам. В этом возрасте он копирует интонацию услышанной речи и с ее помощью общается с окружающими.

Примерно с 7 месяцев ребенок может начать лепетать и осваивать отдельные слоги. Так он пытается повторить речь, которую слышит от окружающих людей. Если агукание не переходит в лепет, рекомендуется проверить слух.

В возрасте около года многие дети начинают говорить простые слова, состоящие из 1-2 слогов, такие как «мама», «папа», «дай», и осваивать звукоподражания, например «ту-ту», «мяу».

Талица развития речевых навыков по возрасту

От 1 года до 2 лет

В период от 1 до 2 лет малыш начинает осваивать слова в большом количестве. В основном это названия любимых игрушек и окружающих предметов, реже — обозначение действий. Пользуется он в основном упрощенными словами и звукоподражаниями, причем понимание речи опережает говорение.

Фразовая речь до 1,5 года, как правило, отсутствует. Только после полутора лет ребенок начинает строить простые предложения из 2 слов.

К 2 годам предложения уже могут состоять из 3 слов, однако грамматически они чаще всего не связаны.

Таким образом, малыш, не страдающий нарушениями слуха и хорошо воспринимающий правильную речь окружающих, начинает говорить в 14-18 месяцев.

К 2 годам словарь ребенка насчитывает уже от 100 до 300 слов.

Старше 2 лет

Рассказывать небольшие истории и отвечать на вопросы по услышанному тексту. Он хорошо понимает речь, обращенную к нему, и может выполнять простые поручения.

Словарь трехлетнего ребенка насчитывает от 200-300 до 800 слов. Постоянное увеличение словаря позволяет строить фразы, излагать свои мысли. Малыш уже называет свое имя и возраст. Однако еще могут быть проблемы с изложением содержания услышанных сказок или событий, произошедших с ребенком. В таком возрасте дети еще плохо выговаривают сложные для артикуляции звуки и заменяют их на более простые, поэтому речь малопонятна окружающим. Кроме того, резкое увеличение количества слов в активном словаре нередко приводит к грамматическим ошибкам.

Именно в этом возрасте обычно начинаются вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», появляется желание постоянно общаться. При этом малыш может произносить часть слов правильно, а часть неправильно. Такое явление абсолютно нормально для раннего этапа становления речи.

В возрасте 5 лет активный словарь состоит из 1900-2200 слов, а к 7 годам достигает уже 3500 слов. Грамматический строй речи постоянно совершенствуется, усваиваются правила изменения слов и сочетания их в предложении.

На что обратить внимание

Все вышеперечисленное — варианты нормы. Развитие конкретного ребенка зависит от множества факторов. Это и беременность мамы, и наследственность, и болезни, перенесенные в раннем возрасте. Однако если речь малыша вызывает у родителей опасения, не нужно откладывать визит к специалисту.

Лепка — отличное занятие для развития мелкой моторики и речи.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

  • к 1,5 года не освоил простых слов, не знает своего имени и названий окружающих предметов;
  • к 2 годам не пытается повторять слова за взрослыми;
  • в 2,5 года не способен составлять простые фразы из двух слов;

Задержке речевого развития соответствует определенное поведение малыша. Так, если он , не смотрит в глаза, не может жевать пищу, говорит невнятно, произносит гортанные звуки вместо слов, необходимо обратиться к специалисту.

Развитая речь — залог успешного обучения и становления личности. Заниматься с ребенком можно, как только он начнет понимать обращенную к нему речь, что происходит около 7-8 месяцев. Чем раньше начать заниматься, тем раньше можно выявить отклонения в развитии и справиться с ними. Однако не стоит перегружать ребенка. Если развитие речи сильно опережает норму, это может сказаться на нервной системе. Чтобы избежать нервного срыва, нужно оградить ребенка от сильных эмоций. Ему нужен отдых, прогулки на свежем воздухе и умеренные разговоры.

Возможные причины задержки речевого развития

Чтобы разобраться, почему ребенок не говорит, необходимо обратиться к специалисту. Возможно, у ребенка одна из самых распространенных причин задержки речевого развития — нарушение слуха. Когда малыш плохо воспринимает речь, он не может ее и воспроизвести. Если ребенок не отзывается на имя и ничего не говорит, необходимо показать его ЛОРу и педиатру.

Особенности созревания нервной системы

Каждый человек уникален. Бесполезно сравнивать успехи своего ребенка с достижениями других детей. Например, мальчики позже девочек начинают ходить и осваивать речь. Это абсолютно нормально.

Если у ребенка наблюдается общая задержка развития, это сказывается и на речи. Чаще всего это характерно для недоношенных или детей с общим расстройством развития.

Психологическая травма

Самое серьезное испытание для малыша — ранний отрыв от мамы. Если в течение первого года жизни ребенка маме приходилось отлучаться надолго, об этом необходимо сказать врачу. Возможно, именно в этом причина молчания. Кроме того, психологическая травма может вызвать ситуацию, когда ребенок перестал разговаривать, хотя раньше с речью все было в порядке.

Недостаток общения

Ребенок должен видеть и слышать живую речь. Для этого совершенно не подойдет телевизор, компьютер или радио. Малыш должен быть вовлечен в беседу. При этом родителям не стоит потакать капризам и искажать слова так, как сам ребенок их обычно произносит, не нужно сюсюкать с ним и лепетать по-детски. Речь взрослых должна быть размеренной, спокойной и внятной. Это поможет ребенку освоить правильное произношение слов.

Причиной молчания может быть педагогическая запущенность. Это происходит, когда родители не уделяют необходимого внимания ребенку. Чаще всего это касается детей из неблагополучных семей. Когда такой ребенок попадает в благоприятные условия, он быстро наверстывает упущенное.

Особый случай — отсутствие мотивации. Ребенок может просто не хотеть говорить. Если родители, бабушки и дедушки потакают всем капризам малыша и угадывают его прихоти с полуслова, ему просто не нужно учиться говорить, чтобы получить желаемое.

Как помочь ребенку освоить речь

Что делать, если ребенок не хочет разговаривать? Можно ли его разговорить? Конечно. Просто нужно ему помочь.

В первую очередь с ребенком нужно общаться. Важно помнить, что малыш начинает говорить, пытаясь повторить слова за взрослыми. При этом не следует принуждать его к повторению слов. Просьбы вроде «скажи МА-МА» ни к чему не приведут. Лучше, если ребенок станет участником диалога и будет отвечать на вопросы. Важно дать ему время подумать и, если он еще не готов ответить, подсказать. Возможно, он просто еще не знает, что сказать. Тогда ответ мамы будет для него эталоном. И ни в коем случае нельзя наказывать его за неправильное произношение.

Совершенно не важно, о чем будет разговор. Можно рассматривать картинки в обучающих книжках, игрушки или предметы, которые встречаются на прогулке. Можно проговаривать действия. Например, когда ребенок собирается на прогулку, можно проговорить, как он застегивает ботинки или куртку, какую одежду надевает. Если он садится обедать, можно назвать предметы, с которыми он имеет дело: тарелка, ложка. Главное, чтобы речь была четкой и правильной. При этом желательно говорить медленно. Со временем ребенок научится называть предметы самостоятельно.

Существуют упражнения, которые помогут разговорить ребенка. Например, можно читать вслух стишки и просить закончить их в рифму. Обязательно нужно просить его описывать все, что находится вокруг. Но не стоит переусердствовать. Малыш не должен чувствовать давления в голосе, иначе такие упражнения будут вызывать негативные эмоции. При выполнении любых упражнений нужно смотреть на состояние ребенка. Если он уже устал, то лучше прекратить занятие, иначе он начнет капризничать и потеряет всякое желание обучаться.

Очень важным фактором в становлении речи малыша является мелкая моторика рук. Дело в том, что развитие пальцев и рук косвенно воздействует на часть мозга, отвечающую за речевую активность. Развивать мелкую моторику следует с первых месяцев жизни. Делать это нужно ежедневно.

В первую очередь нужно сделать массаж рук. Начать следует с мизинца. Помассировав каждую фалангу и подушечки пальцев, нужно погладить и помассировать ладонь. Можно делать массаж и специальным массажным мячиком. Для этого его нужно катать между ладонями, давить или перекладывать из руки в руку.

Упражнения для развития мелкой моторики

Полезно выполнять упражнения на сжатие и расслабление кистей. Совсем маленькие дети цепляются за пальцы взрослых. Ребенку постарше можно дать лист бумаги и попросить его сжать как можно плотнее.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений полезно перебирать песок или крупу. Для того чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать в банке крупы какую-нибудь маленькую игрушку или попросить нанизать бусинки на нитку. Нужно помнить, что делать все упражнения необходимо вместе, быть очень аккуратными и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.

Лепка из глины или пластилина, рисование пальчиковыми красками или оригами — все это будет полезно для развития малыша. Кроме того, необходимо постепенно вовлекать ребенка в процесс одевания. Пусть он сам застегивает пуговицы на рубашке и зашнуровывает ботинки.

Для развития моторики необходимо освоить пальчиковые игры. Это очень полезно, так как во время выполнения упражнений ребенок слышит слова, которые со временем сможет повторить. Сначала следует выполнять все движения руками малыша. Когда ребенок освоит действия, он будет выполнять их самостоятельно. Если ребенку сложно воспроизвести какое-то упражнение, нужно ему помочь зафиксировать все пальцы правильно.

Подходить к вопросу развития речи нужно комплексно. Систематическое выполнение упражнений и постоянное общение позволит разговорить малыша и подготовить его к дальнейшему обучению. Важно не переставать заниматься развитием ребенка. По уровню развития речи можно судить о психике ребенка, так как становление психики, мышления и говорения происходит одновременно.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Речь - основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти - самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения.

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых - гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь - это сложный составной навык. Для его развития важна основа - правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй - с «тренировкой» артикуляционного аппарата.

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение - специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения.

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями - у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи - педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности - подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.


Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

  1. Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
  2. Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит» , в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей - книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить» , предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев - мелкой моторики.


Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук

Некоторые родители не понимают связи между развитием мелких движений пальцев и речью. Связь здесь самая прямая - эволюционная. Головной мозг человека прогрессировал в двух направлениях: усложнение манипуляционных действий руками и развитие речи. Именно эти два фактора обусловили прогресс человечества. Речевая моторная зона (она отвечает за способность произносить слова) и проекция кисти располагаются рядом в двигательной области коры головного мозга. Поэтому любые упражнения по развитию мелкой моторики влекут за собой прогресс в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в 3 года подойдут любые упражнения, включающие манипуляции с маленькими деталями и предметами. Важно заниматься с малышом по 5–10 минут каждый день.

Любые упражнения должны нравиться малышу. Если он не заинтересовался тем, что вы ему предложили, подберите другие занятия.

Пойдет на пользу лепка из пластилина и рисование. Очень полезны игры с «живым» и «кинетическим» песком. Это особый вид песка, изготовленный с использованием полимерных соединений, который не высыхает. С ним можно играть дома: он не рассыпается и не пачкается.

Можно организовать игры с небольшими игрушками, которые нужно брать пальчиками. Используйте наборы «Лего» с маленькими деталями. Поощряйте застегивание/расстегивание пуговиц на одежде, пересыпание крупы (риса, гороха, перловки). Можно раскрашивать фасолины или макароны разных форм фломастерами. Возможно, ребенку понравится играть с мелкими гладкими камешками, складывать в коробочку пуговицы или нанизывать бусины на нитку.

Вечером можно устроить теневой пальчиковый театр и показать вместе с малышом сказку.

Ольга, мама Егора 3,5 года: «Егор в 3 года плохо говорил, во рту была «каша» из звуков. Его никто не понимал, и он вообще замкнулся. Помимо занятий с логопедом, мы каждый день вечером играли с мелкими предметами. С папой они постоянно собирали конструкторы, а со мной устраивали игры с крупами. Из белой фасоли делали пингвинов, рисуя им черные «фраки». Пищевыми красителями я покрасила рис, и он в нем ковырялся, искал маленькие игрушки из киндеров. Прогресс налицо, Егора уже понимают посторонние люди».

Массаж кистей рук тоже поможет в развитии движений пальчиками. Его можно выполнять каждый вечер перед сном. Для этого ладошку малыша поглаживают кончиками пальцев сверху вниз и по кругу, затем переходят на тыльную сторону, делая то же самое. Пальчики гладят от ногтя вниз. После поглаживания выполняют растирающие движения кончиками пальцев: по кругу, по спирали. Лучше при этом использовать детский крем.

Кроме того, многие дети, которые не разговаривают даже в 3 года, с удовольствием играют в пальчиковые игры. Во время игры разговаривать не обязательно, зато действия, производимые пальчиками и кистями рук способствуют развитию речи.


Игры и общение

Как научить ребенка разговаривать в 3 года? В этом возрасте вы можете сделать многое, ведь малыш уже ходит, умеет и любит манипулировать разными предметами, играть. Все эти навыки можно использовать в общении с ним.

Подталкивайте ребенка к диалогу незаметно, задавая вопросы между делом, и никогда не ругайте, если он не отвечает. Не просите малыша повторить что-либо, а просто вставляйте во все режимные моменты такие фразы, которые предполагали бы ответ. Например: «Давай будем одеваться. Принеси, пожалуйста, свои брюки. Что ты принес?». Задавайте альтернативные вопросы: «Что тебе налить: молоко или кефир?».

Создавайте ситуации, когда малышу нужно что-то попросить. Не давайте ему все по первому жесту, а делайте вид, что не понимаете, о чем он просит. В играх просите у ребенка спеть колыбельную кукле или поругать ее за плохое поведение. Хвалите малыша за любое произнесенное слово и пока не исправляйте его ошибок.

Чтение сказок и стихов вслух помогает обогатить словарный запас ребенка. Используйте книги с яркими, но простыми иллюстрациями. Привлекая внимание ребенка, называйте изображенные предметы, рассказывайте, что происходит с ними, что делают герои. Разучите несколько стишков и, проговаривая их, оставляйте ребенку возможность вставить последнее слово в строчке. Этот простой детсадовский метод помогает многим ребятам «разговориться», особенно если стишки смешные и действительно им нравятся.

Словарный запас ребенка может быть небольшим из-за недостатка общения в семье . Всегда комментируйте все свои действия, громко и четко называйте предметы, которые показываете ребенку. Всегда проговаривайте все свои действия вслух, рассказывайте малышу на прогулке о том, что видите вокруг. Старайтесь говорить эмоционально, вызывая интерес к своим словам и привлекая внимание. Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть лицо взрослого, его артикуляцию и мимику. Покажите ему любимую игрушку, затем медленно, почти по слогам называя и показывая части тела, расскажите, что он любит делать: «Мишка любит прыгать, умываться, кушать кашу», тут же демонстрируйте эти действия.

Хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика , позволяющая тренировать мышцы губ, неба, языка, отвечающие за произношение. Занятие становятся интересной игрой для ребенка, поскольку он может «корчить рожицы», повторяя движения за взрослым. Например, упражнение «улыбка», когда необходимо на некоторое время удерживать на лице улыбку с сомкнутыми губами. Или «хоботок» – вытягивание губ трубочкой. Главное посвящать занятиям нужно не менее 5–10 минут в день.



Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах предлагаются, кроме занятий с логопедом, проверенные методики развития речи. Одна из них - логоритмика. Она включает пение и проговаривание стихов под музыку, сопровождающееся движениями рук. Эта комплексная методика решает сразу множество задач: координирует движения рук, фонематическое восприятие и артикуляцию. Логоритмика развивает чувство ритма, музыкальный слух. Она позволяет детям общаться друг с другом в непринужденной обстановке, что помогает малышам раскрыться.

В целом, общение со сверстниками является мощным стимулирующим фактором для развития речи. Необходимость объясняться словами (в отличие от родителей, которые нередко понимают и без слов), договариваться и решать конфликты приводит к быстрому развитию вербальных навыков. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы организовать среду для общения малыша, будь то группа детского сада или развивающие занятия.

Видео по теме

Если ребёнок в 2 года не разговаривает - это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года - явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

Этапы формирования речи

  1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
  2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
  3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1–2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2– 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4–5 мес Попытки повторения слов за взрослым
8 месяцев – 1 год 2 мес Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1 год 6 мес – 2 года 2 мес Объединяет по 2-4 слова в предложения
1 год 9 мес – 2 года 6 мес Начинается период вопроса: «что это?»
2 года 4 мес – 3 года 6 мес Пытается строить предложения с использованием чисел
2 года 6 мес – 3 года 5 мес Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по .

Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

Причины задержки речи

Физиологические

  • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
  • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
  • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
  • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
  • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
  • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
  • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

  • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
  • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
  • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
  • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
  • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

Психологические

  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.

Алалия

Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

  1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
  2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
  3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по . А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по .

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.



Похожие статьи
 
Категории