Марк твен краткая биография. Краткая биография марка твена, выдающегося американского писателя Сообщение о марке

29.08.2019

Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, более известный во всем мире под именем Марк Твен , известный , общественный деятель и журналист, родился в 1835 году в штате Миссури. Детские и подростковые годы он провел в небольшом городе Ганнибал, и они составили столь существенный багаж воспоминаний и впечатлений, что их хватило писателю на всю жизнь. Его знаменитые Том Соейер и Гек Финн проживают точно в таком же городке, а обитателями списаны с соседей Сэмюэлю.
Умерший отец семейства Клеменсов, оставил после себя большие долги, и Сэму пришлось с 12 помогать старшему брату. Тот занялся издательством газеты и младший брат начал свою журналистскую карьеру с написания статей в семейной газете. Потом в поисках работы колесит по стране. Заинтересовала его работа лоцманом, но уничтожила частное пароходство, и Сэм опять остался не у дел.
В 1861 году он отправился на Запад, в Неваду, чтобы стать старателем на серебряных рудниках, но удача упорно избегала его, и он опять обратился к профессии журналиста. Именно в это время он и выбрал себе псевдоним Марк Твен. С 1864 года Твен живет в Сан-Франциско и работает уже для нескольких изданий.
Первый опыт писателя он сделал в 1865 году, написав юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса». В основе рассказа фольклорные мотивы и им зачитывалась вся Америка. Он получил звание лучшего юмористического рассказа.
Марк Твен совершает несколько путешествий в Палестину и Европу. Итогом этих поездок становится книга "Простаки за границей”. У многих американцев и в настоящее время имя Марка Твена ассоциируется именно с этой книгой.
После брака на Оливии Лэнгдон он близко смог познакомиться с промышленниками, банкирами, которые представляли большой бизнес. Экономический рост выражался в попрании демократических принципов. На первое место выступает жажда обогащения. Процветает коррупция, власть чистогана и "золотого тельца”
Его отношение к этому периоду истории Америки Марк Твен выразил очень точно и остроумно – "позолоченный век”.
В 1876 году вышла самая известная и знаменитая книга писателя, которая принесла ему мировую славу, " ”. Успех был просто ошеломительный и через какой-то промежуток Марк Твен пишет продолжение "Приключения Геккельберри Финна”.
После выхода в свет продолжения, писателя уже не воспринимают только, как записного остряка, мастера острого словца, шутника, мистификатора. Этими произведениями он открывает читателю совершенно другую Америку. В этой Америке присутствует расизм, несправедливость. Жестокость и насилие.
Спустя десятилетия, другой знаменитый американский писатель Э. Хемингуэй напишет, что из одной этой книги вышла вся современная американская литература.
Конец 19 века оказался очень непростым периодом для Марка Твена. В 1894 году обанкротилось издательство писателя и ему, как в юности, пришлось искать источники финансирования. Скорее всего, именно в это время и появился один из его знаменитых афоризмов "Слухи о моей смерти сильно преувеличены”.
Для того чтобы поправить свои финансы, он совершает поездки и выступает перед читателями. Целый год ему пришлось провести в кругосветном путешествии, в ходе которого он читал свои произведения и проводил публичные лекции. Итогом этого путешествия стало написание целого ряда памфлетов и публицистических произведений, в которых Марк Твен выступает как страстный обличитель колониальной политики Соединенных Штатов, ее имперских амбиций. С легкой руки, вернее меткого слова писателя в отношении США появилось выражение "пуп земли”.
В этот период написана повесть Таинственный незнакомец, которая была опубликована уже после смерти в 1916 году. В этом произведении сквозит пессимизм, горечь, сарказм и уже почти ничего не осталось от юмориста. Со страниц с вами беседует желчный сатирик в привычной для Марка Твена манере изложения: коротко, сжато, четко и хлестко.
Смерть застала этого неугомонного человека в дороге. Он умер 21 апреля 1910 года в г. Реддинг, штат Коннектикут.

Марк Твен (настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в многодетной семье Джона Маршала и Джейн. До четырех лет жил в маленьком городе Флориде, штат Миссури. Потом вместе с семьей переехал в другой небольшой городок в Миссури – Ганнибал. Именно его Твен позже увековечил на страницах своих произведений.

Когда будущему писателю исполнилось 12 лет, скончался его отец. Семье он оставил большое количество долгов. Твену пришлось устроиться на работу. Его взяли учеником наборщика в газету «Миссури Курьер». Вскоре старший брат Марка Твена – Орайон – приступил к изданию собственной газеты. Изначально она называлась «Вестерн Юнион». Потом ее переименовали в «Ганнибал Джорнал». Марк Твен старался помогать брату, выступая в качестве наборщика и периодически в роли автора.

С 1853 по 1857 год Твен путешествовал по США. Среди мест, где он успел побывать, - Вашингтон, Цинциннати, Нью-Йорк. В 1857-м Твен собирался отправиться в Южную Америку, но вместо этого поступил в ученики к лоцману. Спустя два года ему выдали лоцманское свидетельство. Твен признавался, что этой профессии мог бы посвятить всю жизнь. В его планы вмешалась гражданская война, начавшаяся в 1861 году и положившая конец частному пароходству.

В течение двух недель Твен воевал на стороне южан. С 1861 по 1864 год жил на территории Невада, где среди прочего на протяжении нескольких месяцев трудился на серебряных приисках. В 1865-м вновь решил попытать счастья в качестве старателя. Только на этот раз занялся поисками золота в Калифорнии. В 1867-м был опубликован дебютный сборник Твена «”Знаменитая скачущая лягушка” и другие очерки». С июня по октябрь писатель путешествовал по европейским городам, в том числе и заезжал в Россию. Кроме того, он побывал в Палестине. Полученные впечатления легли в основу книги «Простаки за границей», изданную в 1869 году и пользовавшуюся огромным успехом.

В 1873 году Твен поехал в Англию, где принял участие в публичных чтениях, проходивших в Лондоне. Ему удалось познакомиться со многими именитыми литераторами. В их числе – выдающийся русский писатель И. С. Тургенев. В 1876 году была впервые опубликована повесть «Приключения Тома Сойера», которая впоследствии стала одним из самых популярных произведений Твена. Книга рассказывает о приключениях мальчика-сироты, живущего в вымышленном городке Санкт-Петербург и воспитываемого тетушкой. В 1879 году Твен путешествовал вместе с семьей по европейским городам. Во время поездки он встречался с И. С. Тургеневым, английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином.

В 1880-х годах вышли романы «Принц и нищий», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», сборник «”Похищение белого слона” и другие рассказы». В 1884 году открылось собственное издательство Твена «Чарльз Уэбстер и компания». В конце 1880−начале 1890-х финансовое положение писателя становилось хуже и хуже. Издательство обанкротилось – Твен потратил значительную сумму на приобретение новой модели печатного станка. В итоге ее так никогда и не запустили в производство. Немаловажную роль в жизни Твена сыграло знакомство в 1893 году с нефтяным магнатом Генри Роджерсом. Роджерс помог писателю спастись от финансового краха. При этом дружба с Твеном оказала значительное влияние на характер магната – из скряги, которое не сильно волновали проблемы посторонних, он превратился в человека, активно занимавшегося благотворительностью.

В 1906 году Твен встретился в США с писателем Максимом Горьким, после чего публично призвал к поддержке русской революции. Марк Твен скончался 21 апреля 1910 года, причиной смерти стала стенокардия. Писателя похоронили на кладбище Вудлон, расположенном в Элмайре, штат Нью-Йорк.

Краткий анализ творчества

Писательская деятельность Твена началась после гражданской войны, завершившейся в 1865 году и оказавшей огромное влияние как на общественную, так и на литературную жизнь США. Он был представителем демократического направления американской литературы. В его произведениях реализм сочетался с романтизмом. Твен был наследником американских писателей-романтиков XIX столетия и одновременно их ярым противником. В частности, уже в самом начале творческого пути он сочинял ядовитые пародии в стихах на Лонгфелло, автора «Песни о Гайавате».

Ранние произведения Твена, среди них – «Простаки за границей», в которых высмеивается старушка Европа, и «Налегке», где рассказывается о Новом Свете, - наполнены юмором, жизнерадостным весельем. Творческий путь Твена – путь от юмора к горькой иронии. В самом начале писатель создавал непритязательные юмористические куплеты. Его позднее творчество – очерки человеческих нравов, наполненные тонкой иронией, острая сатира, критикующая американское общество и политиков, философские размышления о судьбе цивилизации. Важнейший роман Твена – «Приключения Гекльберри Финна». Книга вышла в 1884 году. Хемингуэй назвал ее самым значительным произведением Марка Твена и всей предшествующей литературы США.

Если Генри Джеймс углубил национальное самосознание, одновременно распахнув его в мир за пределами США, и обогатил американскую литературу стилистической виртуозностью, то Марк Твен (1835—1910) дал ей неподражаемую свободу самовыражения. Он стал голосом сомнений и противоречий, ностальгии о прошлом и надежд на будущее послевоенной Америки. "Линкольн нашей литературы", — сказал о нем Хоуэллс.

Популярность Твена при жизни была велика — не померкла и после. Что же касается его признания литературной критикой, то здесь ему повезло значительно меньше. Его современники в США восхваляли его как "бесподобного развлекателя публики", "непревзойденного мастера шутовских колокольчиков". Репутация "шутника" и "забавника" доставила Твену много горьких минут, особенно в последние десятилетия его жизни. В первой половине XX века развился противоположный взгляд на писателя как на "пламенного обличителя пороков капиталистической системы". Между тем данный подход также не вполне корректен.

Сама биография Марка Твена служит ярчайшей иллюстрацией осуществления "американской мечты", доказательством головокружительных возможностей, которые открываются в Америке любому талантливому и деятельному человеку, независимо от его социального происхождения. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, творивший под псевдонимом Марк Твен (на лоцманском жаргоне: "мерка два", то есть безопасная для судоходства глубина в две сажени — своего рода творческое кредо писателя), был уроженцем американского Юго-запада.

Его родители, небогатые, но хорошей южной крови виргинцы, двинулись вместе со всей страной на Запад и сначала осели во фронтирской деревушке Флорида, штат Миссури, где появился на свет Сэмюэл Клеменс, а через четыре года перебрались в городок Ганнибал на берегу Миссисипи. Отец Твена, мировой судья, умер, когда сыну было одиннадцать лет, и тому пришлось оставить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Основное население региона составляли тогда скотоводы и фермеры. Быт их был труден и не слишком утончен, и большим подспорьем в суровой фронтирской жизни служил юмор, умение посмеяться над ситуацией и над собой. Твен, с детства предоставленный самому себе, рос среди носителей фольклорной традиции фронтира и глубоко воспринял характерные для нее байки, анекдоты и рассказы-розыгрыши. Это и был тот свежий источник, который питал затем его творчество.

Как истинный потомок пионеров, Твен не склонен был мудрствовать лукаво и всегда писал лишь о том, что хорошо знал. А знал он немало: его жизненный опыт к началу писательской карьеры оказался весьма обширным. Он успел поработать типографским наборщиком, два года проплавать помощником лоцмана, а затем лоцманом по Миссисипи, повоевать ополченцем в армии конфедератов в Гражданскую, пока, как он пояснил, ему не "стало совестно сражаться за сохранение рабства". После этого он двинулся в Неваду и Калифорнию, сотрудничал в газетах, печатая юмористические рассказы и скетчи о Западе, которые затем вошли в сборник "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1867).

Уже ранние рассказы и две книги комических путевых очерков "Простаки за границей" (1869) и "Налегке" (1872) обнаруживают специфику твеновского юмора — его неразрывную связь с фронтирским фольклором, которая будет отличать и лучшие зрелые произведения писателя. Излюбленная Твеном форма повествования от первого лица, своеобразная "маска простака", которую частенько надевает герой-повествователь, склонность к гиперболизации — все это черты устного рассказа фронтирсменов. Наконец, в основе индивидуального творческого метода Твена лежит главный принцип американского народного юмора — комическое обыгрывание нелепых, а порой и трагических ситуаций. Американский фольклор определил и сам дух произведений Твена — гуманизм, уважение к человеку труда, к его разуму и здравому смыслу, победительный оптимизм.

Вышучивая такие свойства своих соотечественников, как бесцеремонность, кичливость, религиозное ханжество и невежество, Твен выступал прежде всего патриотом своей великой страны: он прибегал к смеху как к мощному оружию морального воздействия.

"Простаки за границей" укрепили финансовое положение автора, и он купил ежедневную газету в Баффало, штат Нью-Йорк, стал ее редактором и женился на красавице Оливии Лэнгдон, дочери и наследнице угольного промышленника. Брак оказался исключительно счастливым; семейное благополучие явилось важной составной частью жизненного успеха Твена и его общественной репутации. В 1871 он обзавелся собственным домом в Хартфорде, городе, который занимал — как в географическом, так и в интеллектуальном пространстве — промежуточное положение между двумя литературными столицами: Нью-Йорком и Бостоном. Здесь уже сложилась определенная писательская среда: Г. Бичер-Стоу, Ч.Д. Уорнер и другие.

Особняк на Фармингтон Авеню, 351, ныне музей Марка Твена, был одной из достопримечательностей Хартфорда — массивный, сложенный из камня и кирпича, он напоминал одновременно пароход, средневековую крепость и домик кукушки в часах. Твен вторично съездил за океан — уже не в качестве корреспондента, командированного нью-йоркским журналом и обязанного присылать отчеты о путешествии, как в первый раз, а в качестве состоятельного туриста и американской знаменитости, чтобы отдохнуть от затхлости "позолоченного века" (таково было название романа, написанного в соавторстве с Ч.Д. Уорнером в 1873) и "подышать вольным воздухом Европы".

Результатом, однако, как и в первом случае, стала книга путевой прозы "Пешком по Европе" (1880), а также исторический роман на английском материале "Принц и нищий" (1881). К этому моменту индивидуальный почерк Твена уже вполне сложился, и один за другим выходили его лучшие произведения: "Старые времена на Миссисипи" (1875), "Приключения Тома Сойера" (1876), "Приключения Гекльберри Финна" (1885), "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889).

К середине 1880-х Твен, казалось, и в личном, и в творческом плане достиг всего, о чем мог только мечтать мальчишка из фронтирской деревушки и маленького городка на берегу большой реки: у него были деньги, семейное счастье, прочное положение в обществе и в литературных кругах (благодаря давней дружбе с У.Д. Хоуэллсом, главным редактором влиятельного нью-йоркского журнала "Атлантик Мансли"), всеамериканская и международная писательская известность. Баловень судьбы, живое воплощение сбывшейся "американской мечты" — таким предстает Марк Твен в зените его карьеры.

Он, однако, совсем не собирался успокаиваться на достигнутом; неутомимый пионерский дух, бьющая через край творческая энергия заставляли его искать новые пути в литературе. Свернув с уже проторенной им как признанным реалистом дороги, Твен вступил в область, весьма мало (лишь в ходе отдельных его и его предшественников "партизанских вылазок") освоенную национальной словесностью. Он создал не юмористический рассказ или скетч, а полноформатный роман на юго-западном диалекте, повествование в котором ведется от лица малограмотного мальчишки, находящегося в самом низу социальной лестницы. Работа над "Приключениями Гекльберри Финна" заняла восемь лет, но это был шедевр, не сразу, но единодушно, в конце концов, признанный.

В последние два десятилетия жизни Твена судьба, казалось, отвернулась от него. Его литературная слава, впрочем, осталась неизменной, но уже стареющего и всегда очень удачливого человека одно за другим начали постигать личные несчастья. Предприятие, в которое Твен вложил крупные суммы, лопнуло, и, чтобы поправить материальное положение семьи, Твену пришлось отправиться в турне с публичными выступлениями по Австралии, Новой Зеландии, Индии и Южной Африке — опыт, описанный им в книге путевых очерков "По экватору" (1897). Во время работы над этой книгой в Лондоне Твен получил каблограмму о смерти от менингита его любимой дочери. Он действительно едва оправился от шока, так что в знаменитой твеновской остроте, отправленной им из Лондона в 1897: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены", — была изрядная доля правды.

Так или иначе, он выжил и, поправив материальное положение, в 1900 вернулся в США. Гул приветственных голосов, который его встретил, не смолкал уже до самой смерти писателя: "Герой нашей литературы, — кричали газетные заголовки, — самая известная личность на планете!" Он был идолом нью-йоркского общества и самым цитируемым писателем своего времени. С горьким стоицизмом Твен встретил известие о неизлечимой болезни младшей дочери, а затем и кончину любимой супруги, с которой был счастлив 35 лет.

Гениальный шоумен, а не только писатель, он неизменно появлялся в белом костюме, гордо неся голову с копной седых кудрей и в ореоле табачного дыма: он пояснял, что его правило — "никогда не курить во сне и никогда не воздерживаться от этого во время бодрствования". А между тем творчество Твена демонстрировало глубинные перемены в его мировосприятии. Прежде всего, изменился его стиль: былая искрометность и радостная непредсказуемость сменились безупречной логической ясностью.

В поздних произведениях звучат ноты отчаяния, и они становятся все мрачнее и безысходнее. Современная американская жизнь практически уходит из собственно художественных произведений Твена и становится исключительно темой его публицистики. В 1900-е годы один за другим издаются твеновские памфлеты, такие, как "Военная молитва", "Человеку, ходящему во тьме", "Мы — англосаксы", "Соединенные линчующие штаты" и, наконец, "Что такое человек?", смысл которых предельно остро выражен в заглавиях.

В этих памфлетах все громче обличается политика со стороны силы, империализм, расизм, финансовые злоупотребления, лицемерие в морали и религии и другие проявления того, что наша критика долго именовала "пороками капиталистической системы", а Твен называл "проклятой человеческой породой". Что касается крупных произведений позднего Твена, то последним из них, посвященным американской жизни, был роман "Простофиля Вильсон" (1894). Скептические эпиграфы, предпосланные главам, свидетельствовали о растущем пессимизме автора: "Если подобрать издыхающего с голоду пса и накормить его, он не укусит вас. В этом принципиальная разница между собакой и человеком".

Дальнейшие заметные книги писателя, кроме, естественно, "Автобиографии", удалены от американской действительности во времени и пространстве. Она, однако, то и дело заявляет в них о себе в виде нападок на меркантилизм и тупую жестокость, свойственные, якобы, лишь минувшим эпохам ("Личные воспоминания о Жанне Д’Арк", 1896). Действительность дает о себе знать в общем мрачном тоне произведений, в той позиции стоического отчаяния, которую занимает автор. Таков "Дневник Евы" (1905), своего рода эпитафия недавно умершей жене, заключающаяся словами Адама: "Там, где была она, был Рай".

Таков и "Таинственный незнакомец", повесть, над которой писатель работал с 1898 года, и которая была опубликована лишь после его смерти, в 1916, своеобразное духовное завещание Твена. Таинственный незнакомец, явившийся трем мальчишкам и поражающий их чудесами — это сам Сатана. Он существует "за пределами добра и зла", и его финальное заявление проливает свет на душевное состояние автора: "Все, что я говорю тебе сейчас, это правда. Нет Бога, нет Вселенной, нет человеческого рода, нет жизни, нет Рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый, дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты — только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве".

К концу жизни Твен склонен был отрицать свою роль величайшего комического гения Америки и понапрасну ожидал, что его выслушают всерьез. Публика продолжала смеяться над "Знаменитой скачущей лягушкой", а он в это время писал: "Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет". Твен умер в Стормфилде, его последнем доме, построенном на манер итальянской виллы и расположенном на вершине холма в Реддинге, штат Коннектикут.

Марк Твен (литературный псевдоним Сэмюэла Ленгхорна Клеменса) – выдающийся американский писатель, журналист, общественный деятель. Его родиной был штат Миссури, небольшой поселок Флорида, где он появился на свет 30 ноября 1835 г. в семье судьи. Их семейство переехало в город Ганнибал, когда мальчику было 4 года. Проведенные там детские годы оставили столь огромный багаж впечатлений, что его хватило на все последующее творчество. В частности, в знаменитых «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен описал именно этот городок и его обитателей.

После смерти в 1847 г. отца семейство Клеменсов осталось с большими долгами. Трудовой путь Сэма начался с 12 лет. Поначалу он помогал старшему брату, который стал издавать свою газету, и именно там время от времени появлялись его самые первые статьи. Проведя несколько лет в скитаниях по стране, Сэмюэл устраивается работать лоцманом, плавает по Миссисипи. После уничтожения Гражданской войной частного пароходства Клеменс вынужден был оставить профессию, которой был готов посвятить жизнь.

В 1861 г. он последовал за старшим братом на запад страны, в Неваду. Желание разбогатеть привело Твена на серебряные рудники, в ряды старателей. Однако удача ему не сопутствовала, и он стал работать в газете. Именно в это время впервые в его биографии прозвучал псевдоним «Марк Твен». В 1864 г. новым местом жительства становится Сан-Франциско, и в этом городе он сотрудничает уже с целым рядом периодических изданий.

Первый писательский успех приходит к Марку Твену в 1865 г. благодаря юмористическому рассказу «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса», написанного по фольклорным мотивам. Это произведение читали во всех уголках страны, и оно было удостоено звание лучшего на то время американского произведения юмористического жанра. Рассказ был написан во время длительного путешествия: Твен плыл на пароходе в Европу и Палестину. Подобных путешествий на протяжении жизни писателя окажется еще немало.

Закрепила успехи на литературном поприще книга «Простаки за границей» (1769), популярность которой была просто невероятной. У многих американцев именно с этим сборником путевых очерков ассоциировалось имя Марка Твена всю его жизнь. В 1870 г. писатель приезжает в г. Баффало (оттуда - в Хартфорд) после женитьбы на Оливии Лэнгдон. Брак позволил ему ближе узнать промышленников, представителей большого бизнеса. Его отношение к эпохе экономического роста с ее попранием демократии, коррупцией, властью чистогана выразилось в метком определении, которое со свойственным ему остроумием дал ей писатель – «позолоченный век».

В 1876 г. вышли имевшие ошеломительный успех «Приключения Тома Сойера», а в 1885 г. - их продолжение «Приключения Гекльберри Финна». В свое время Э. Хемингуэй сказал, что из одной этой книги «вышла вся современная американская литература». Писателя перестали воспринимать только как автора блестящих юмористических произведений, острослова и шутника. В этом произведении он открывает другую Америку, где можно столкнуться с жестокостью, насилием, несправедливостью, расизмом. Ряд остросоциальных работ Твена не был опубликован как при его жизни, так и в течение многих лет после смерти.

Начало 90-ых гг. открывает самый непростой период в биографии писателя. В 1894 г. издательская компания Марка Твена обанкротилась, что заставило его срочно искать другие источники дохода. Ему пришлось совершать крайне утомительные поездки, в ходе которых он активно выступал перед читателями. По этой же причине он целый год провел в кругосветном путешествии, устраивая публичные лекции и читая свои произведения. В очередной раз повидав мир, Марк Твен становится страстным обличителем имперских амбиций, колониальной политики США, что проявилось в серии написанных в эти годы памфлетов. Творчество этого периода, в частности, повесть «Таинственный незнакомец» (издана в 1916), несет на себе отпечаток пессимизма, горечи, сарказма, мизантропических настроений. Смерть застала Марка Твена в штате Коннектикут, г. Реддинг 21 апреля 1910 г.; похоронили писателя в Элмайре.

Знаменитый американский писатель Марк Твен (Самюэль Ленгхорн Клеменс), живший позднее Уитмена, имел возможность с еще большей ясностью увидеть, как далека его родина от идеала подлинной демократии. Несмотря на это, Твен в большей части своих произведений оставался писателем жизнерадостным, замечательным юмористом.

Большинство произведений Твена связано с традициями народного юмора Америки, что придает его многочисленным рассказам особую прелесть, яркую национальную окраску. В самых незначительных явлениях Твен замечает смешное и о самых обыденных вещах рассказывает изобретательно и остроумно. Он показывает торгашеский дух буржуазии, жажду наживы и беспринципность политиканов. В рассказе «Как меня выбирали в губернаторы» он высмеивает предвыборную кампанию, превратившуюся в соревнование клеветников. В рас­сказе «Журналистика в Теннесси» изображает грубые нравы американской печати, погоню за сенсацией, беспринципную борьбу конкурирующих газет. В таких всемирно известных рассказах, как «Разговор с интервьюером», «Мои часы», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» и др., привлекает изобретательность автора, который создает необычайно смешные по своей неожиданности и нелепости ситуации.

Твен очень наблюдательный писатель, прекрасный знаток психологии и быта простых людей Америки, буржуазной и ме­щанской среды. На своем жиз­ненном пути он встречался с людьми самых разнообразных профессий. Сын провинциаль­ного судьи, он с 12 лет начал работать: учеником в типографии, наборщиком, лоцманом на пароходе и, наконец, журналистом. Из воспоминаний о пароходе, на котором он плавал по Миссисипи, возник и псевдоним писателя: «марк твен» – термин, употребляемый при измерении глубины реки.

Воспоминания о детских годах послужили Твену материалом для двух всемирно известных любимых детских книг – «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том и его друзья ищут романтических приключений и свободы вдали от мещанского провинциального городка, от скуки религиозных воскресных школ, от нудных наставлений школьных учителей. Со свойственными Твену наблюдательностью и тонким юмором обрисованы нравы американской провинции первой половины XIX в. А детские переживания Тома раскрыты писателем с трогательной любовью и проникновением в психологию подростка.


Том Сойер – один из самых обаятельных образов детской литературы. Пусть в своих выдумках и проказах он иной раз не знает меры, зато в серьезных, а подчас и опасных переделках Том остается верным и отважным другом. Выступая на суде свидетелем, Том не побоялся взять под защиту обвиненного в убийстве старика и сказать правду о подлинном убийце – страшном и мстительном индейце Джо. Он далеко не всегда правдив, но мы гораздо больше верим в его привязанность к тете Полли, заменяющей ему мать, чем в любовь к ней «примерного», но эгоистичного, подчас коварного и расчетливого брата Тома – Сида.

Когда Марк Твен писал книги о Томе и Геке, рабство в Америке уже отменили. Но угнетение негров и расовое неравенство оставалось, как продолжает оно существовать и сейчас. Твен не мог относиться равнодушно к этому позорному явлению американской жизни.

В повести о маленьком бродяге, свободолюбивом Геке Финне, постоянно рядом с ним его друг – черный невольник, беглый негр Джим. Они странствуют на плоту по реке Миссисипи: Гек сбежал от богатой вдовы, которая приютила его, но замучила своими надоедливыми наставлениями, а Джим стремится попасть в свободные штаты, где нет рабства.

Твен не только веселый юморист, но и блестящий сатирик. Его книга «Янки при дворе короля Артура» (1889) разоблачает феодально-монархические пережитки, которые еще сохранились в некоторых буржуазных странах Европы. Писатель, так же как и его герой, приходит к мысли, что только революция может дать свободу угнетенному человеку. И когда произошла русская революция 1905 г., она встретила горячее сочувствие у Твена.

Почти все дети нашей страны знают интереснейшую историю, написанную М. Твеном, – «Принц и нищий» (1882). В ней рассказывается о судьбе маленького оборвыша Тома Кенти и английского принца Эдуарда. Действие происходит в XVI в. По чистой случайности Том становится на время наследником престола, а принц Эдуард вместо Тома оказывается среди нищих. Тогда-то маленький принц и узнает правду о горькой судьбе своего народа, о жестоком произволе королей, их министров и чиновников. Постепенно меняются взгляды и отношение к жизни ранее избалованного и не знавшего людского горя ребенка. И, вернувшись опять в свой дворец, Эдуард делается добрым, заботящимся о благе своего народа королем. А Том Кенти, хоть иной раз и попадал в смешные положения, не зная придворного быта, восхищает читателя: нищий мальчик из народа, сам того не понимая, часто бывал куда мудрее всех важных и опытных министров.

Многие произведения Твена не печатались на его родине до последнего времени. Слишком резки его высказывания об американской «демократии» и колониальной политике.

Лишь недавно увидали свет письма и дневники Твена, его незаконченная автобиография, памфлеты и др. Они рассказывают о том, что честный художник, горячо любивший свой народ, испытывал мучительные разочарования, видя, как попираются в его стране демократические идеалы.



Похожие статьи
 
Категории