Мастерская фоменко актеры. О театре

03.03.2020

Это был настоящий бум: в первой половине 90-х на студенческие спектакли курса Петра Наумовича Фоменко в ГИТИСе ломилась вся Москва. Они были настолько хороши, что на основе курса вскоре создали театр. Со своими дипломными постановками недавние выпускники объехали весь мир. С тех пор прошла почти четверть века, но на спектакли легендарных "фоменок" до сих пор не достать билетов.

Звезды

Еще в 90-е молодые актеры с того самого курса стали активно сниматься в кино - и вскоре о них узнали не только театралы Москвы и Питера, но и вся страна. Сестры Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и сегодня звезды этой труппы. Потом по-явились фильмы Алексея Учителя и Сергея Урсуляка, се-риалы "Ликвидация" и "Оттепель" - и огромную популярность обрели снимавшиеся в них Полина Агуреева и Евгений Цыганов. А Ирина Горбачева стала звездой благодаря своим видеоскетчам в "Инстаграме", где у нее 1,8 миллиона подписчиков.

Ирина Горбачева и Юрий Буторин в шекспировском "Сне в летнюю ночь" в постановке Ивана Поповски. Спектакль можно увидеть 20, 23, 26, 27 апреля

Молодая команда

Последние десять лет в театре набирают стажеров, есть и экспериментальное направление, в рамках которого каждый из членов труппы может показать свою работу на "вечере проб и ошибок". Все это помогло "Мастерской" обрести новое дыхание. Из стажерских работ вырос, например, спектакль "Рыжий", в основе которого стихи екатеринбургского поэта Бориса Рыжего, трагически погибшего в 26 лет. Премьеры же этого сезона - спектакли в духе историй плаща и шпаги, где молодость и темперамент стажеров выгодно оттенены романтическим сюжетом. В декабре вышли "Испанцы в Дании" Мериме в постановке Кирилла Пирогова, а в мае художественный руководитель театра Евгений Каменькович выпустит "Капитана Фракасса" Готье.

Спектакль "Рыжий" — музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск на стихи Бориса Рыжего; режиссер — Юрий Буторин. Спектакль можно увидеть 23 мая

Искренность

Здесь особая манера игры. Идет она от режиссуры Петра Фоменко, в спектаклях которого органично сочетаются легкость и грусть, понимание пленительности жизни и ее глубокого драматизма. Взгляд мэтра на своих учеников был полон нежности - и актеры очаровывали обаянием, живостью исполнения. Между сценой и залом и сегодня нет психологической "четвертой стены": кажется, на подмостках те же молодые люди, что ходят по улицам города и сидят в кафе, - умные, свободные, интеллигентные. По-хорошему свои.

Яркая подача

У "фоменок" есть вкус к визуальным эффектам. Главным специалистом по театральной магии считается режиссер Иван Поповски: на его "Алису в Зазеркалье", где по небу плывут слоны, а на сцене вдруг возникает гладь озера, и сегодня попасть непросто. Еще сложнее - на "Сон в летнюю ночь": билеты разлетаются в первый же день продаж. Новая эффектная постановка вышла в "Мастерской" недавно: французский режиссер Кристоф Рок поставил "Амфитриона" Мольера. В огромном зеркале, подвешенном над сценой, отражается множество горящих свечей и рыжие волосы сестер Кутеповых в ролях жены главного героя Алкмены и ее служанки. Смотрится красиво!

Александр Мичков и Полина Айрапетова (на фото — в спектакле "Испанцы в Дании") — одни из самых ярких молодых артистов "Мастерской". Спектакль можно увидеть 13, 14, 19, 24 апреля

Репертуар

Здесь идет то, что практически нигде не увидишь. Не то чтобы этот принцип спе-циально ставился во главу угла - так получилось само, очень уж много людей реализует в этих стенах свои идеи. Интеллектуальный выбор отличает Евгения Каменьковича - это он поставил спектакль "Самое важное" по сложнейшему роману Михаила Шишкина "Венерин волос", он замахнулся на "Улисса" Джойса и на пьесу Фридриха Горенштейна "Волемир", которая прежде никогда не шла. Да и недавние "Испанцы в Дании" - исключительная редкость на нашей сцене. Так что здесь можно не только увидеть хороший спектакль, но и расширить свой кругозор.

Евгений Цыганов и Полина Агуреева в спектакле Петра Фоменко "Одна абсолютно счастливая деревня". Спектакль можно увидеть 30 апреля Текст: Александра Машукова

Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» - театр молодой, на фоне прочих, существующих в столице с 20-30 годов прошлого века, а то и дольше. Официальной датой «рождения» творческой мастерской Петра Наумовича Фоменко считается июль 1993 года. Развитие пришлось на сложные для страны годы.

В настоящий момент театр находится в новом здании, построенном в 2008 году, благодаря усилиям московских властей и инвестора - банка ВТБ.

Одной из особенностей театра Фоменко является механика сцен, позволяющая менять глубину оркестровой ямы, открывать вид на набережную Москвы-реки, формировать пропорции самого зала. Многие уникальные идеи воплощены именно по задумкам самого руководителя.

Преемственность поколений

Хотя у театра Фоменко есть официальная дата открытия, сам основатель и его подопечные считают, что мастерская в ее привычном формате появилась за пять лет до того. Коллектив был сформирован в ГИТИСе.

Сейчас на сцене театра можно увидеть интересную картину - выступают сразу три поколения актеров, воспитанных Петром Фоменко. Более опытные мастера делятся секретами театрального мастерства с юными коллегами.

Мастерская Фоменко успешно гастролировала за пределами России. В частности, театральные постановки Петра Наумовича и его коллег могли увидеть в Японии, США, Германии, Эстонии, Украине, других странах Европы, Америки.

Фестивальная жизнь

С момента основания, театр Фоменко - постоянный участник фестивалей по всему миру. Первым стал «Херсонесские игры» (Севастополь, 1993). Среди наиболее известных - «Золотая маска» (РФ), «Биеналле» (Венеция, Италия), BITEF (Сербия), осенние фестивали в Париже и Мадриде, фестиваль в Бонне. Все мероприятия, на которых коллектив достойно представлял нашу страну, перечислить сложно.

За время существования театра было поставлено и показано публике более 50 различных спектаклей. В современный репертуар входят 34 из них. Многие награждены такими почетными премиями, как «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», «Чайка», «Гвоздь сезона», им. Станиславского, многочисленными зарубежными премиями.

В театре Фоменко играли/играют многие известные актеры, включая таких личностей, как Заслуженный артист России Андрей Казаков, Людмила Максакова, Вера Строкова, Илья Любимов и другие.

На спектаклях Фоменко всегда аншлаги. До того, как театр получил новое помещение, люди записывались за несколько месяцев, чтобы насладиться великолепной игрой мастеров сцены.

Мастерская Петра Фоменко – современный театр, успевший за два десятка лет своего существования стать одним из лучших драматических театров Москвы. «Фоменкам» (так называют актеров этого театра) удается совмещать глубокое прочтение текстов с легкостью постановки. Что бы они ни ставили – чеховских «Трех сестер», толстовскую «Войну и мир» или «Волков и овец» ‒ у них получается искренняя история, пропитанная поэзией и музыкой, которая всегда задевает зрителей за живое.

История театра началась в 1988 году, когда Петр Фоменко, к тому моменту известный режиссер, набрал курс своей мастерской в ГИТИС. Сегодня эти актеры стали основой труппы: Полина Агуреева, Кирилл Пирогов, Полина и Ксения Кутеповы. Театру Фоменко до сих пор удается сохранять формат мастерской – его двери всегда открыты для начинающих артистов, которых здесь называют стажерами.

Репертуар

В репертуаре Мастерской есть место как классическим («Бесприданница» по А. Островскому, «Театральный роман» по ), так и современным («Летние осы кусают нас даже в ноябре» по И. Вырыпаеву, «Самое важное» по М. Шишкину) драмам. До сих пор с успехом идет одна из первых постановок театра – «Волки и овцы» по А. Островскому, радуя зрителей искрометной игрой и остроумным юмором. Во всех постановках театру удается совмещать эксперименты со стилистикой и формами и следование традициям Станиславского. За годы своего существования труппа Фоменко выпустила 56 спектаклей, многие из которых были удостоены национальной театральной премии «Золотая маска» — «Одна абсолютно счастливая деревня», «Война и мир», «Три сестры», «Сон в летнюю ночь» и др. На некоторые из них можно попасть только через лист ожидания; очередь на билеты расписана на полгода вперед.

Адреса Мастерской

Очень долго у Мастерской Фоменко не было своего дома. Театр скитался по разным площадкам, пока городские власти не предоставили «фоменкам» здание бывшего кинотеатра «Киев» (сейчас там находится старая сцена Мастерской). Театру вскоре стало тесно, и в 2008 г. Мастерская Фоменко переехала в здание, построенное специально для театра по проекту С. Гнедовского и удостоенное премии «Золотое сечение» в номинации «лучший проект здания». Новая сцена театра удачно вписалась в холмистую набережную Москвы-реки, а из окон фойе зрителям открывается великолепный вид на . Сегодня спектакли идут сразу на двух сценах: Старой (Кутузовский проспект, д. 30/32) и Новой (Набережная Тараса Шевченко, д. 29).

Особые зрители

Театр очень чутко относится к своему зрителю. Незнание русского языка и ограниченные возможности слуха здесь не будут преградой на пути к искусству. Мастерская Фоменко разработала и успешно внедрила уникальную систему титрования. Во время спектакля на экран индивидуальных планшетов выводятся титры на выбранном зрителем языке. Переводы сделаны носителями языка практически ко всем спектаклям Большой сцены. Но заявку на использование этой системы необходимо подавать заранее – минимум за один день до спектакля.

2016-2020 moscovery.com

Всего оценок: 3 , средняя оценка: 4,33 (из 5)

Октябрь 2016
Приятный театр, расположенный близко к метро, интересная современная обстановка, очень хорошая акустика. Поскольку театр небольшой, можно брать любые места, отовсюду прекрасный обзор.

Июнь 2016
Это два здания - старое в помещении бывшего кинотеатра Киев и совершенно новое, театральное через улицу, которое открыли в 2008 г. Всё в полном порядке, но без блеска и роскоши. Зато просторные помещения для театрального буфета, много света и площади для выставок, небольшого музея - это в новом здании. Там же есть выход на балкон над Москвой-рекой, откуда потрясающий вид на Москву Сити. По сравнению с ценами в других московских театрах - всё доступно. Программка всего 50 р., и это не просто сложенная вдвое бумажка, а своеобразное произведение полиграфии в едином стиле спектакля.

Официальной датой рождения театра «Мастерская П. Фоменко» принято считать 1993 год, когда Мэром Москвы было подписано постановление об учреждении муниципального театра под руководством Петра Наумовича Фоменко. Однако сами «фоменки» ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда Петр Фоменко набрал вторую группу своей учебной мастерской на режиссерском факультете Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).
Название для театра возникло само собой: просто слово «мастерская», коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай Дручек. Театр регулярно пополняется учениками мастера. В 1997 году постановлением Правительства Москвы театру было передано в хозяйственное ведение помещение. После ремонта и реконструкции, 13 января 2000 года, состоялось торжественное открытие нового театрального здания.
Московский театр «Мастерская П. Фоменко» неоднократно был отмечен различными наградами и премиями: премией им. Станиславского (2000), национальной театральной премии «Золотая Маска» (2001, 2002), премией им. Товстоногова (2001), премией «Триумф» (2001). Получал призы и награды на различных театральных фестивалях: международном фестивале «Херсонесские игры» (1993), международном театральном фестивале «Контакт» в Польше (1993, 1996), белградском фестивале BITEF (1997), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001).
Театр принимал участие в программах различных российских и международных фестивалей, в том числе Международном Чеховском фестивале (1998), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), венецианском Бьеннале (1995), фестивале в Авиньоне (1997), белградском фестивале BITEF (1997), боннском театральном Бьеннале (1997), Осеннем парижском (1998, 2002, 2003) и Осеннем мадридском (2002, 2003) фестивалях. Много и успешно гастролировал по городам России, Европы, Латинской Америки, США и Японии.

«Мастерская Петра Фоменко» – место, которое рождалось из творческого импульса, из любви к искусству и желания ему служить. Служить достойно, ярко и легко. Ключевым в этом перечне эпитетов является именно слово «легко». «Легкое дыхание» – то, что пронизывает все пространство театра, каждый спектакль, любой жест, в нем осуществленный, любое слово, в нем произнесенное. Здесь много воздуха. И только в воздухе может зарождаться и в полной мере распространяться художественная мысль, не теряя при этом преображающей силы.

Фото: Московский театр “Мастерская П. Фоменко”

Официально театр был основан в 1993 году , но ведь театр – это люди. Люди же, создавшие его, ставшие им, в 1988 были объединены жестом художника, Петра Наумовича Фоменко : они поступили на первый курс режиссерского факультета ГИТИСа, который он набирал. «Легкое дыхание» молодых «фоменок», их многогранность, мастерство перевоплощения, умение работать в разных стилистиках, с разным материалом (и делать это блестяще!) не остались незамеченными членами жури ведущих театральных фестивалей уже в годы студенчества. Не остаются без внимания и заслуженного восхищения их работы и сейчас, когда в «Мастерской Петра Фоменко» можно увидеть уже несколько поколений актеров и режиссеров. «Мастерская» не позволяет иссякнуть воздуху внутри себя, не дает «зачерстветь душам» своих обитателей. Поэтому непрерывно, меняясь, но не теряя своей уникальности и самобытности, двигается вперед, по одному лишь вектору – в сторону гениального. Периодически театр принимает под свое крыло стажеров. Одно условие: их природа должна быть родственна природе настоящих «фоменок». Ее основой должен быть воздух. Нет таланта в бескислородной среде.

Сейчас в репертуаре театра «Мастерская Петра Фоменко» наравне с точно воспроизводящими литературное произведение спектаклями, очень тонко и талантливо выполненными как самим Фоменко, так и его учениками, можно встретить и крайне оригинальные интерпретации текстов мировой классики, вычитывающие новые актуальные смыслы, или же постановки по современным текстам и пьесам. К слову, прошлый, 25 сезон в театре был посвящен работе с современной драматургией. Новый же, 26 сезон готовит для зрителя много сюрпризов, связанных с исследованием и преображением классики.

На настоящий момент афиша театра расцвечена сорока спектаклями . Среди них постановки мастера, Петра Наумовича Фоменко («Волки и овцы», «Война и мир. Начало романа», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Бесприданница», «Как жаль»…), а также работы других режиссеров, имена которых крайне звучны:

  • Евгения Каменьковича, ученика и последователя Петра Фоменко, ставшего художественным руководителем «Мастерской» после смерти ее основателя: пронзительные «Гиганты горы» по неоконченной пьесе Пиранделло; «Дар» Набокова с материализовавшейся «творческой необходимостью»; «Дом, где разбиваются сердца», пропитанный искрометным юмором, свойственным воздушной природе «фоменок»;
  • Ивана Поповски: светлый на французский манер «Носорог»; комедийно-легкий, одурманивающий зрителя «Сон в летнюю ночь»; мистически-теплая, сказочная «Алиса в Зазеркалье»;
  • Николая Дручека: «Безумная из Шайо», восстановленный спектакль Петра Фоменко; «Белые ночи», атмосфера ранимой мечтательности в которых распыляется благодаря каждому действующему лицу;
  • Виктора Рыжакова: говорящие со зрителем «Пять вечеров»;
  • Олега Глушкова: «Моряки и шлюхи», плод физического музыкального театра, где главный язык – язык тела, основной способ выражения эмоции;
  • Юрия Буторина: размыкающий целую эпоху «Рыжий»; камерно-домашний «Заходите заходите»;
  • Сигрида Стрем Рейбо: «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Вырыпаева;
  • Веры Камышниковой: впечатляющие «Фантазии Фарятьева»…

«Мастерская» помогает реализовываться и молодым художникам . Например, выпускнице режиссерского факультета ГИТИСа 2015 года, Полине Айрапетовой, ставшей членом труппы мастерской в 2018 году. Полина поставила спектакль по мотивам рассказов Юрия Казакова «Проклятый север». Остроумный, с запоминающимися своей яркостью, но узнаваемыми в правдоподобности характерами персонажей.

В рамках вечеров «проб и ошибок» создают спектакли и сами актеры театра (Дмитрий Рудков, Федор Малышев, Полина Агуреева, Михаил Крылов…) И эти работы крайне самобытны и интересны. Они будто обнажают те законы и механизмы организации творческого процесса, которые существуют в театре. Они по-особому открыты для зрителя, по-особому восторженны. Блистательные «Испанцы в Дании» Кирилла Пирогова, кукольно-пластичные «Мертвые души» Федора Малышева и Полины Агуреевой, сокровенная, смотрящая на зрителя печальными глазами маски «Египетская Марка» Дмитрия Рудкова, безумные и острые, как взгляд самого режиссера, «Школа жен» и «Руслан и Людмила» Михаила Крылова и многие другие постановки захватывают своей магией абсолютно всех зрителей, пусть даже чрезвычайно разных. Соединяют зрительный зал в едином глубоком и светлом переживании.

Помимо спектаклей театр предоставляет возможность услышать лекции театроведов, встретиться для душевного и глубокого диалога с деятелями искусства или же провести вечер за просмотром фильма (непременно исполненного воздухом!). Обо всех этих мероприятиях можно узнать из раздела «неспектакли» на официальном сайте «Мастерской Петра Фоменко». Также здесь проводятся лекции о театре для юных зрителей – «Путешествие в театральную историю» , в котором детей сопровождает театровед Анастасия Сергеева.

Внесценическое пространство «Мастерской» столь же сильно дышит и наполняется искусством, сколь и сценическое. В нем зритель может начать погружение в прекрасный мир, который театр, и в театр, который мир. Свои работы у «фоменок » выставляют великолепные сценографы и художники , среди которых Нонна Горюнова, Борис Заборов. Юрий Купер, Андрей Волков и многие другие.

И главное, что стоит отметить – в этом театре живет музыка . И сам театр живет музыкой. Поэтому ее можно услышать не только в рамках спектакля, но и за ними. «Мастерская» часто приглашает на свою сцену музыкантов. Да и сами артисты нередко наполняют стены театра звуками своих музыкальных программ, например, сейчас в «Мастерской» успешно творит, и всегда что-то чрезвычайно хорошее, группа «Losikenguru», впитывающая парадоксальность жизни и параллельно растворяющаяся в побеге за пределы царящего везде и всюду постмодернизма.

Здание такого большого маленького мира «Мастерская Петра Фоменко » приютилось по адресу: Москва, Кутузовский проспект, 30/32.

Касса театра работает еженедельно, с 12.00 до 21.00, телефон: +7 499 249 19 21.



Похожие статьи
 
Категории