Медов ли Спас? Маковый, Первый или Медовый Спас — традиции, обряды, приметы.

25.09.2019

Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.

Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.

То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь – не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

Протоиерей Александр Агейкин
Подготовила Мария Строганова

«Спас» - это сокращенная форма от слова «Спаситель», а три выше упомянутых церковных праздника так или иначе связаны с Иисусом Христом. Неслучайна и дата Первого Спаса - по старому стилю он приходится на 1 августа, на самое жаркое время в году, когда распространялись всевозможные болезни. И чтобы от них уберечься, люди прикладывались к Кресту, на котором был распят Иисус, и пили освященную воду. Чуть позже в этот же день начали освящать мед, а также лекарственные травы и мак.

Традиция освещения меда не связана с праздником Всемилостивого Спаса, в Церкви ее приняли, поскольку мед нового сбора является даром Божьим, и, принося его в Храм для освящения, люди благодарят Бога за Его милость.

И хотя традиция освещения меда не связана с праздником Всемилостивого Спаса, в Церкви ее приняли, поскольку мед нового сбора, поспевающий к этому дню, является даром Божьим, и, принося его в Храм для освящения, люди благодарят Бога за Его милость.

По народным обычаям, после освящения меда его начинали употреблять в пищу, делая из него постную выпечку, в которую также добавляли и освященный мак. А еще было принято угощать медом нуждающихся. «На первый Спас и нищий медку попробует», - говорили в народе.

Но перед тем как освятить мед, нужно убедиться, что вы приобрели качественный натуральный продукт, который действительно обладает полезными для здоровья свойствами.

Условно мед делится на гречишный (темный и прозрачный), липовый (густой и светлый), акациевый (жидкий и светлый), кипрейный (белый) и цветочный (весь остальной). Правильным медом считается тот, в состав которого входит только нектар цветов и растений, собранный пчелами в естественных условиях. Простому покупателю определить на глаз, вмешивался ли человек в процесс создания меда, довольно трудно, но есть два проверенных способа определения качества этого продукта.

Условно мед делится на гречишный (темный и прозрачный), липовый (густой и светлый), акациевый (жидкий и светлый), кипрейный (белый) и цветочный (весь остальной).

Во-первых, эксперты советуют перед покупкой меда перелить его с помощью ложки из одной емкости в другую. Качественный мед будет литься тонкой непрерывающейся струйкой, а если ложку несколько раз перевернуть, то эта струйка будет на нее наматываться.

Во-вторых, можно обмакнуть в каплю меда простой мягкий карандаш. Хороший мед от этого темнеть не должен. Кроме того, качественный мед при растирании пальцами впитывается в кожу, не образуя комочков.

Если вы покупаете мед не у знакомых пасечников, а в магазине или на ярмарке, то обращайте внимание на то, что написано на упаковке. ГОСТы на мед – это 54644-2011, 19702-2001, а также новые редакции, в частности 31766-2012 на монофлорные сорта, которых в данном ГОСТе содержится три: подсолнечниковый, липовый и гречишный, отмечают в Росконтроле.

Большинство сортов меда засахаривается спустя несколько месяцев после розлива. А если дата розлива прошлогодняя, а мед - жидкий, то стоит задуматься.

Не покупайте мед, если на его поверхности есть белая пленка, жидкость или если в банке заметно расслоение продукта.

Нормальный вес одного литра меда при комнатной температуре - около 1 400 граммов без учета тары, если же мед тяжелее, то это может свидетельствовать о том, что в нем содержатся посторонние примеси.

И помните: качественный мед не может быть дешевым. А лучший способ избежать фальсификата - это приобретать мед в сотах.

Начинаясь с Медового Спаса, Успенский пост затрагивает еще один Спас - Яблочный (19 августа), а сразу после него отмечается Ореховый или Хлебный Спас (29 августа).

Как говорил митрополит Антоний Сурожский, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения), Успенский пост - время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост - это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».

14.08.2014 в 11:44, просмотров: 28423

Медовым спасом в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси, которое состоялось 1025 лет назад.

14 августа православные отмечают Медовый Спас и начало Успенского поста. Медовым спасом в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси в 988 году.

Праздник пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова, при этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и избавления от болезней.

По церковным канонам в этот день во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии — крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе «спасами», — «Мокрый» или «Медовый».

На Руси в этот день совершалось малое водосвятие, начинали сбор меда и его освящение. Свое название праздник получил потому, что соты в ульях к этому времени пасечники обычно приступают к сбору меда - считалось, что если пчельник «не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед». По традиции разрешалось есть освященный церковью мед именно с этого дня.

С утра пчеловоды старательно высматривали ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесенный в сотах мед. Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. Затем большая половина этого праздника происходила на пасеке.

В этот же день начинается двухнедельный Успенский пост , названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается. Этот пост считается строгим - Церковь призывает верующих воздерживаться на всем его протяжении от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе в составе различных продуктов. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Причем в этом году православные будут поститься на один день больше, потому что предваряет Успенский пост среда - день, в который, как и в пятницу, по традиции не принято есть продукты животного происхождения. Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища.

Приметы и традиции

С этим праздником связано немало примет и обычаев. Так, с него начинаются проводы лета. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье". По народным приметам, в Медовый Спас отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, а роса становится холодной. Это первые признаки приближающейся осени. По погоде в этот день судят о том, каков будет третий Спас, который приходится на 29 августа.

Мёд исцелит и исполнит желание

Считалось, что даже самый бедный человек должен съесть освященный мёд нового урожая на Первый Спас - по поверью, он имеет особенную целительную силу и способен поднять на ноги даже тяжелобольного человека, кроме того освященный мед может исполнить любое желание.

Сбор и освящение мака

Считалось, что если мак собирали именно в Медовый Спас, а потом его освящать, то он будет иметь не только ценные кулинарные качества, но и лечебные свойства.

После Медового Спаса в воду не заходят

По народному календарю в день Медового Спаса начинается настоящая осень - тепло идёт на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоёмах уже не так сильно нагревается. Однако, учитывая повсеместную аномальную жару, в настоящее время эта примета вряд ли актуальна.

Первый посев

С этого дня начинали высевать озимые культуры - считалось, что если начать сеять раньше, то урожая не будет вообще.

Помощь вдовам

Бескорыстная помощь вдове именно в Медовый Спас обязательно принесёт счастье в жизни тому, кто оказал сочувствие - он никогда не будет голодать и знать нужды.

Прощение любого женского греха

Женщины обращались с молитвой к своему Ангелу-хранителю, прося помочь отмолить свои грехи. При этом считается, что сначала нужно простить себя самой, а после обращаться за прощением к Высшим силам - если женщина сама себя не простит, то и Ангел помощи не окажет.

Освящение новых колодцев

Раньше старались выкопать колодец и обустроить его именно к Первому Спасу. Более того, до освящения колодца на Медовый Спас, из него воду не брали. Считалось, что в освященном 14 августа колодце будет всегда чистая и целебная вода. Даже отравить воду в таком колодце никто не сможет.

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.



Медовый спас: освящение меда является важной традицией этого праздника, которую всегда старались соблюдать на Руси. С самого утра пчеловоды выбирали наиболее обильно залитый медом улей, доставали соты и несли их в церковь на освящение. Причем, часть меда нужно было отдать церкви, которая потом раздавала его нуждающимся и бедным людям.

Многие люди и сегодня, даже не являясь пчеловодами, несут в Медовый спас мед на освящение в церковь. Но не многие задумываются о том, что значит это ритуальное действо и действительно ли оно является важным в этот важный церковный день 14 августа?

Слияние народных традиций

Многие люди все церковные праздники стараются ассоциировать с чем-то понятным для них и земным. В частности, уделяется большое внимание еде, что является не совсем правильным. Ведь церковный праздник – это важная часть духовной работы над собой, а не только перестать кушать мясо или сходить в церковь, чтобы освятить воду. Истинный смысл Медового спаса – это далеко не просто освящение меда в церкви. В конце лета можно сделать .

На Руси, где большая часть населения всегда была занята в сельском хозяйстве, многие церковные праздники совпадали с разными полевыми и огородными работами. Так повелось, что происходило слияние определенных народных и религиозных обрядов, о котором не все задумываются сегодня. Сбор мед начинался всегда в середине августа, как раз на церковный праздник, который выпадал на 14 августа. И, несмотря на то, что в этот день в церкви вспоминают происхождение древа Креста Господня, многим верующим сегодня этот день известен исключительно под названием Медовый спас.




Итак, мед на праздник 14 августа, на начало – это возможность для славян сделать церковный праздник более удобным и понятным для себя. В итоге, мед получил какие-то мистические свойства и в этот день до сих пор происходит его освящение в церкви. Такие традиции – это хорошо, но никогда нельзя забывать об истинном смысле любого православного праздника. Медовый спас: освящение меда будет лишь малой частью всех традиций этого дня.

Почему именно мед?

Так, почему же день 14 августа связан именно с медом? Люди приносили в церковь часть своего урожая, ведь в какой-то степени мед тоже является урожаем. Они не только освящали продукт в церкви, но делились им со всеми, оставляли мед в храме, чтобы он был роздан нуждающимся людям. То есть, делить мед в этот день – это акт милосердия и божиего смирения.

Но священнослужители напоминают, что мед должен быть не просто освящен батюшкой. Он должен быть освящен молитвой и верой человека, участием человека. Многие этого до сих пор не понимают и думают, что если освятить мед в церкви 14 августа, то продукт будет сразу автоматически наделен мистической силой исцеления.




Церковные праздники, в том числе, и Медовый спас, должны делать человека лучше. Так что, в эти дни нужно не просто задумываться о том, чтобы освящать мед (а потом орехи и яблоки), важно совершенствовать себя, свою веру, заглянуть в свою душу и сделать в праздничные дни что-то хорошее не только для себя, но и для всех окружающих вас людей.

Конечно, сегодня праздник



Похожие статьи
 
Категории