Митрохин художник работы. Рисуем яблоко Дмитрия Митрохина

03.03.2020

Доклад прочитан послушницей Екатериной Бармичевой
в рамках праздника православной книги
в СШ №10 г. Полоцка и монастырской воскресной школе


Среди замечательных строителей русской культуры одно из первых мест занимает Иван Федоров, с именем которого связано начало книгопечатания в Русском государстве.

К половине XV века русские земли объединились вокруг Москвы. В 1480 году были уничтожены последние следы политической зависимости от ханов Золотой Орды. Русское государство не только окрепло политически, но и быстро развивалось в культурном отношении. В связи с общим подъемом русской национальной культуры увеличился спрос на книгу. В то время книги на Руси были только в рукописном виде. Переписывание книг считалось занятием почетным и добродетельным, которому покровительствовали духовные и светские власти. К концу XV - началу XVI веков искусство рукописания настолько развилось, что кроме писцов, трудившихся при монастырях, образовался целый класс переписчиков, работавших по найму и предлагавших плоды своего труда на продажу.

Не так обстояло дело в южных и западных землях. На юге славянское общество и Церковь ощущали огромный недостаток в книгах, уничтоженных завоевателями-турками. На западе развитию славянской письменности препятствовала католическая Церковь, официальным языком которой оставался латинский язык. Естественно, для католической Церкви славянская письменность была связана с Православием, которое она на подвластных ей землях всячески притесняла. Из-за этих притеснений было немного писцов, владевших славянской грамотой, особенно по сравнению с их огромным числом в Московском царстве. Печатанием можно было получить книг гораздо больше и быстрее, чем переписыванием, поэтому книгопечатание сразу стало востребовано в южных и западных славянских землях.

Но скоро и на Руси появилась потребность в книгопечатании. Во второй половине XV века оно уже получило значительное распространение в славянских землях, в Чехии первая печатная книга вышла в 1468 году, в Польше в конце XV века. В краковской типографии было напечатано пять книг на церковно-славянском языке. В Праге в 1517 году приступил к печатанию Библии на белорусском языке известный белорусский культурный деятель Георгий-Франциск Скорина. Переехав из Праги в Вильну, Скорина основал в ней типографию, из которой в 1525 году вышла первая печатная книга Белоруссии. В Черногории первая книга на славянском языке была напечатана в 1493 году, а в Сербии и в Белграде – в 1553 году.

Начиналась подготовка к организации печатного дела в Москве. В 1552 году датский король Христиан III отправил посла с письмом к Ивану Грозному, в котором убеждал молодого государя принять лютеранскую веру. Он предлагал царю разрешить его подданному Гансу Миссенгейму напечатать Библию и еще две протестантские книги в нескольких тысяч экземпляров в переводе на отечественный язык, дабы этим способом можно будет в немногие годы содействовать пользе православных церквей». Иван Грозный отклонил предложение датского короля. Охраняя русскую культуру, он не желал отдать в руки иностранцев организацию печатного дела в Москве. Русские культурные деятели во главе с пытливым государем были полны решимости организовать печатное дело в Москве собственными силами и средствами.

На Руси печатные книги появились позже, чем в южных и западных славянских землях. Это объяснялось обилием рукописных книг и самих переписчиков. Однако, к тому времени в Священных и богослужебных книгах из-за многочисленных переписываний накопилось немало ошибок. По приказанию царя Иоанна были приняты меры к пресечению этого. Наблюдать за правильностью переписывания поручили старейшим священникам, но исправить все, прежде написанные книги было невозможно. И когда в 1553 году потребовалось много богослужебных книг для новых храмов в завоеванном Казанском царстве, то из всего закупленного количества лишь немногие книги оказались без искажений.

Тогда юный царь Иоанн задумался об устройстве печатного дела. В пользе книгопечатания убеждал царя преподобный Максим Грек – знаменитый проповедник и переводчик греческих книг. Желание царя устроить в Москве типографию поддержал его духовный наставник митрополит Макарий, который возлагал большие надежды на печатное дело, полагая, что с помощью него удастся избежать искажений церковных книг. Митрополит Макарий благословил царя на новое дело, сказав, что «мысль начать печатание книг на Руси внушена царю Самим Богом».

Следует отметить, что кроме сторонников книгопечатания, было и немало его противников. Особенно среди бояр, боявшихся ослабления своего политического значения и усиления авторитета царской власти и церкви. Новые веяния в книжном деле вызвали протест переписчиков. Их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Печатников обвинили в распространении ереси. Однако царь и сторонники книгопечатания мало обращали внимания на эту тайную или явную оппозицию. Церковь крайне нуждалась в богослужебных книгах, спрос на которые не могли полностью удовлетворить переписчики. Развитие русской литературы и письменности, интересы русской культуры настоятельно требовали распространения книгопечатания.

Ободренный в своем начинании, Иоанн Васильевич принялся приводить свое намерение в исполнение. Место для постройки Печатного двора он выбрал в центре города на Никольской улице вблизи Заиконоспасского монастыря. Царь не жалел денег на строительство типографии и обзаведение всем необходимым. Устройству типографии русских мастеров обучили итальянцы, которых со второй половины XV века проживало в Москве уже немало. Но само книгопечатание на Руси было заведено совершенно самостоятельно. Главным ее деятелем стал диакон Кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров, человек совершенно замечательный по любви к книгопечатному делу, которому он посвятил всю свою жизнь.

Точной даты рождения Ивана Федорова ученым установить не удалось. Считается, что он родился около 1510 года. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете. Иван Федоров был высоко образованным человеком, профессионалом своего дела. Он был знатоком всех тонкостей типографского дела, умел не только печатать книги, но и отливать литеры (металлические буквы) и вырезать матрицы (формы для отливки литер). Ведь для печатания книг надо было иметь не только печатный станок, но и отлить металлические буквы. Помощником Ивана Федорова в Москве был печатник Петр Тимофеев Мстиславец (уроженец города Мстиславля). Впоследствии он основал в г. Вильно (современный г. Вильнюс) большую типографию, которая просуществовала 60 лет и прославилась многими замечательными изданиями.

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта – это трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле, полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами.

Первая датированная печатная книга на Руси появилась 1 марта 1564 года. Она была отпечатана в Москве в государственной типографии, которую основал Иван Грозный. Полное название книги «Деяния апостольские», но более известно ее краткое название «Апостол»Как богослужебная книга она включает Деяния апостолов и их послания и предназначена для чтения в церкви во время богослужения. К набору первой страницы книги приступили в апреле 1563 года и почти через год, 1 марта 1564 года, печатание «Апостола» было закончено. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам палеографического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 века), Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы, набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины 16 века.

В начале 1565 года царь Иоанн отдал распоряжение приступить к печатанию второй книги – «Часовник». Так Иван Федоров положил начало великому культурному делу. Он очень высоко поставил типографское дело в Москве. Итальянский купец Барбарини, посетивший Печатный Двор, изумился мастерству русских. Вот что писал Барбарини на родину о состоянии книгопечатания в Москве: «В прошлом году ввели у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве».

Между тем у Ивана Федорова появились противники и завистники. Они обвинили его в ереси, стремясь погубить дело, как это свойственно «злонравным неученым и неумным людям». Это принудило Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца бежать «от земли и отечества» в иные неизвестные страны. Но врагам книгопечатания не удалось погубить великое дело первопечатника. В 1568 году московский Печатный двор возобновил свою деятельность с помощью других мастеров печатного дела – Невяжи Тимофеева и Никифора Тарасиева.

Время бегства из Москвы первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца точно неизвестно. Вероятно, оно произошло после издания «Часовника» в 1565 г. В 1568 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец находились в Белоруссии, в Заблудове, имении крупного белорусского магната Григория Александровича Ходкевича . Убежденный противник объединения Литвы и Белоруссии с Польшей, Ходкевич вместе со всем белорусским народом боролся против ополячения. Для поддержания православной церкви и защиты белорусской народности он задумал напечатать богослужебные книги на славянском языке. Ходкевич предложил московским беглецам организовать типографию в его имении. Предложение было принято, и в 1568 году в Заблудове началось печатание книги «Евангелие учительное». Оно было напечатана быстро и издано было с тем же совершенством, что и московский «Апостол». Эта книга стала последней, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись.

В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Понятно, что в таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной. В награду за работу Ходкевич предложил И. Федорову пожаловать деревню, которая могла бы прокормить его семью, но первопечатник отказался от этого дара. И тогда вместе с сыном И. Ф. переехал во Львов, где ему пришлось стать основоположником типографского дела на Украине. После долгих хлопот и преодоления разных препятствий Ивану Федорову удалось организовать типографию во Львове, в которой в конце февраля в 1573 году он приступил к печатанию первой на новом месте книги. Однако продолжать начатое дело во Львове не удалось. Материальное положение первопечатника сильно пошатнулось. Он попал в долги к ростовщикам и вынужден был оставить Львов. По предложению князя Константина Острожского, Иван Федоров прибыл к нему в имение для устройства типографии. Князь Острожский был также противником объединения Литвы, Белоруссии и Украины с Польшей и защитником православной веры и украинской народности от натиска польской католической церкви и иезуитов.

С начала 1577 года начала действовать Острожская типография, и Иван Федоров начал печатать в ней знаменитую Острожскую Библию. Острожская Библия – это выдающийся памятник книжного дела 2-й половины 16 века, самое важное издание, отпечатанное в 1580-1581 годах после переезда Ивана Федорова в Острог.

В поиске необходимого хорошего перевода Библии Иван Федоров и князь К. К. Острожский обратились к царю Ивану Грозному. Греческие и славянские списки для проведения «справы» были привезены из «греческих, сербских и славянских монастырей» и от главы всей восточной церкви, вселенского патриарха Иеремии. В итоге был сделан лучший в то время вариант перевода библейских текстов на церковнославянский язык. К процессу печати приступили в сентябре 1580 г. и завершили его 12 августа 1581 года. Заглавный лист украшен рамкой апостола, отпечатанной со старой доски, привезенной из Москвы. На другой стороне заглавного листа герб князей Острожских.

Острожская Библия была издана большим для того времени тиражом – 1500 экземпляров. Книга распространялась в Литве, Белоруссии и на Украине. Часть тиража отправили в Москву.

Острожская Библия явилась последним творением московского печатника. После нее целых книг он уже не печатал.

Вскоре Иван Федоров возвращается во Львов, где оставалась его семья. По прибытии во Львов, в конце 1582 году, он вновь организовал типографию, но ему не удалось возобновить дорогое для него дело. 5 декабря 1583 года Иван Федоров скончался. Умер в полной нищете, имущество его опутали долгами, от которых он так и не мог освободиться до конца жизни. Похоронен во Львове в Святоонуфривском монастыре. В настоящее время известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова – памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы. Специально для библии были изготовлены небольшие узкие заставки и концовки с растительным орнаментом, а также много крупных белых инициалов на черном фоне. В книге множество мелких украшений, составленных из декоративных литых звездочек, розеток, листьев, ягод, ангельских головок. Печать – двухцветная. Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами «И. Ф.». Отличительная особенность книг Федорова – наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание из Москвы было перенесено в Александровскую слободу, но в конце 16 века вернулось в столицу. Ученики Федорова продолжили его дело, издав около 20 печатных книг.

В 1909 году в центре Москвы, где в 16 веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С. М. Волнухин).

Все имеет свое начало. То же самое можно сказать и о печатном деле на Руси. Хотя книгопечатание было изобретено европейцами еще в XV веке, до России новое изобретение добиралось довольно долго. Принято считать, что родоначальником печати книг в нашей стране был некий Иван Федоров, и печать каталогов, брошюр и многого другого, что выпускается современными типографиями, берет свое начало именно в его работе. Широко распространено мнение, что первая книга в России была отпечатана в 1564 году, но это не совсем верно. Действительно, 1 марта 1564 года свет увидел "Апостол", выпущенный Иваном Федоровым. Но и ранее в нашей стране печатали книги.

Еще за десять лет до выхода в свет "Апостола", в 1553 году, царь Иван III повелел построить в Москве печатный дом, т. е., выражаясь современным языком, типографию. На протяжении 1550-х годов книгопечатня отпечатала несколько книг, которые в современной традиции принято именовать "анонимными", так как они не содержали ни даты выпуска, ни имени автора. По факту, получается, что "Апостол" Федорова, конечно же, не был первой русской печатной книгой. Однако, если сравнивать его с выпущенными ранее "анонимными" книгами, то сразу становится заметна большая разница.

Во-первых, в случае с "Апостолом" нам точно известна дата выпуска книги. Таким образом, эту работу можно смело считать первой отечественной печатной книгой, которая совершенно точно датирована. Во-вторых, качество печати тоже заметно отличается в лучшую сторону.

Несколько слов стоит сказать и о самом Иване Федорове. Любопытно, что об этом важном персонаже отечественной истории известно не так уж много. До сих пор историки не могут однозначно ответить на вопрос, когда и где он родился, а также где обучался. Большинство источников указывают, что Федоров происходил из бедного белорусского дворянства и учился в Польше, в знаменитом в то время на всю Европу Краковском университете. В биографии российского первопечатника белые пятна начинают исчезать как раз тогда, когда он берется за работу в московской типографии.

Любопытно, что московский печатный дом был погублен в результате конфликта печатников с переписчиками, которые боялись, что дело Федорова нанесет серьезный ущерб их доходам. Однажды типография была подожжена, и Федоров в итоге предпочел переселиться в Великое княжество Литовское, где продолжал заниматься печатным делом, а затем переехал во Львов, где тоже открыл типографию. Кроме выпуска печатных книг, Иван Федоров занимался, в частности, литейным делом, зарабатывая на жизнь производством пушек.

При Иване Грозном в России впервые появилось книгопечатание (1564).

«Старые обычаи поисшатались» – вот на что указывали на Стоглавом соборе как на главную причину всех церковных неурядиц. Восстановить старые порядки и сохранять их во всей их чистоте стало главною задачей духовенства. Из писателей того времени разве только один Максим Грек вполне ясно понимал, что этого мало и русским необходимо более всего просвещение, пробуждение живой мысли... Другие же самые видные писатели искали спасения только в соблюдении «святой старины».

Памятник Ивану Федорову в Москве

Весьма важным памятником этого времени надо считать «Четьи-Минеи» митрополита Макария. В этом огромном труде (12 больших книг) собраны были жития святых, слова и поучения на их праздники, их творения всякого рода, целые книги Св. писания и толкования на них. Двенадцать лет под руководством Макария трудились переписчики над этим сборником. Другой труд тоже очень важный – это «Кормчая книга» – сборник церковных законов, постановлений и правил русских князей и святителей. Наконец, Макарию приписывают и составление сборника сведений по русской истории под названием «Степенной книги». Все эти труды представляли опору для сохранения старины, давали духовное оружие для борьбы с разными «новшествами» и «мнениями», которых боялись пуще огня; о них даже говорили: «всем страстям мать – мнение; мнение – второе падение», боялись тем более, что в ту пору на Западе «новшества» и «мнения» «люторской ереси» расшатали старый строй церкви.

Но как ни заботились о том, чтобы никакие «мнения» не проникли в Русскую землю, все-таки в это время (1553 г.) проявилась здесь ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Башкин наслушался «западных умствований» и сам стал по своему разуму объяснять Священное писание и говорить «недоуменные речи» и нашел себе последователей в Москве. Ересь, однако, была открыта, созван был собор для суда над еретиками. Оказалось, что они, подобно жидовствующим, отвергали божество Сына и равенство Его с Богом Отцом, таинство причащения и покаяния, почитание икон, святых и пр. Феодосий Косой, монах Кириллова монастыря, зашел в ереси еще дальше. Башкина и его сторонников разослали по монастырским тюрьмам. Феодосию, однако, удалось бежать в Литву, где он продолжал распространять свою ересь. Особенно сильно писал против еретиков Зиновий Отенский (Отень-монастырь недалеко от Новгорода).

Борьба с ересью, желание сохранить незыблемо старину, заставляли более всего подумать о том, как бы церковные, богослужебные книги охранить от порчи: книги на Руси тогда были по-прежнему рукописные. Обыкновенно при монастырях и при епископах были «доброписцы», которые занимались перепискою книг из усердия и любви к делу. Кроме того, были в городах писцы, которые промышляли перепискою как богослужебных, так и всяких «четьих книг», которые продавались обыкновенно на торжищах.

Когда по взятии Казани стали строить в новозавоеванной земле новые церкви, то потребовалось много богослужебных книг, и царь приказал скупать их – оказалось, что из огромного числа купленных рукописных книг очень немногие были годными; в других же было так много пропусков, ошибок, описок, искажений, ненамеренных и намеренных, что исправить их не было возможности. Это обстоятельство, по мнению некоторых, навело царя на мысль завести в Москве книгопечатание. Уже сто лет прошло с тех пор, как книгопечатание появилось в Западной Европе, а в Москве о печатании книг и помину не было до 1553 года. Когда царь сказал митрополиту Макарию о своем намерении, оно пришлось тому очень по душе.

– Эта мысль, – сказал он, – внушена самим Богом, это – дар, свыше исходящий!

Тогда царь велел строить особый дом для типографии и книгопечатание, приискивать мастеров. Постройка дома, или Печатного двора, как называли его, длилась десять лет. Наконец, в апреле 1563 г. началось, а 1 марта 1564 года кончено печатание первой, напечатанной в Москве книги «Деяния апостольские».

Главным мастером в первой русской типографии был русский человек – дьякон Иван Федоров, а главным сотрудником его – Петр Тимофеев Мстиславец. Иван Федоров, как видно, хорошо изучил свое дело, быть может, в Италии: он не только умел сам набирать и печатать книги, но и отливать очень искусно литеры. Эти же мастера в следующем году напечатали еще Часовник, а затем должны были бежать из Москвы: их обвинили в ереси и порче книг. Говорят, что недруги русских первопечатников подожгли даже и Печатный двор. Сам Иван Федоров рассказывал, что бежать из Москвы его заставило «презельное озлобление от многих начальник и учителей, которые на нас, зависти ради, многие ереси умышляли, хотели благое дело во зло превратить, и Божие дело вконец погубить».

"Апостол" Ивана Федорова, 1563-1564

Первые русские печатники бежали в Литву и здесь продолжали заниматься своим делом; однако и после их бегства Ивана Федорова книгопечатание дело в Москве снова было восстановлено, но велось в таких незначительных размерах, что не могло вытеснить из употребления рукописных книг, писанных малограмотными писцами.

Введение

Тему реферата «Начало русского книгопечатания в середине XVI в.» я выбрала не случайно, потому что невозможно переоценить значение роли книги в нашей жизни и в нашем развитии. Книга сопровождала человека на каждом шаге его развития, от примитивных рисунков до книги в электронном виде. Книга является лучшим носителем информации во времени и пространстве. Всем знаниям, которые используются сейчас людьми, воспоминаниям о событиях прошлых веков, мы обязаны книге. Вся информация, которой сейчас обладает человечество (научные труды, художественная литература, былины и сказания, а так же картинки и фотографии) тоже дошла до нас благодаря книге.

История книги как учебная дисциплина изучает историю рукописной и печатной книги, тематику и типы книг, их возникновение и развитие, способы распространения и восприятия (чтения), в связи с историей типографий и издательств. История книги изучает также условия общественного бытования книги, правового режима.

Опираясь на общую историю, историю культуры, науки и техники, история книги изучает факты и закономерности развития рукописной и печатной книги, их роль на разных этапах человеческой цивилизации.

Целью данной работы является изучения истории возникновения книгопечатания. Для достижения этой цели необходимым является решение задач, таких как: изучение обстоятельств основания первых типография в России, изучение деятельности первых российских и зарубежных печатников, рассмотрение вопросов происхождения и датировки первых печатных издания, их художественных и технических особенностей.

Возрождение, великие открытия, научно - техническая революция, капиталистическое промышленное развитие - эти всемирно - исторические процессы требовали разнообразнейших знаний и сведений, распространявшихся убыстряющимися темпами, все полнее и нагляднее.

Решающую роль здесь сыграло появление книгопечатания. Кроме создания материальной базы для закрепления и быстрого распространения наук, новой информации, возникающих ремесел и производств, книгопечатание способствовало развитию грамотности в целом, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, а это в свою очередь - всей системы образования и воспитания человека.

Роль книги очень велика и связана с каждой сферой деятельности. Я очень ценю книги и благодарю своих предков за знания, которые они смогли донести до нас, с помощью книг. Общество не может существовать без информации. К сожалению, эра печатных книг, кажется, на закате. Даже в учебных заведениях хотят ввести электронные учебники. Возможно, книга может стать штучным дорогим товаром - таким, каким и была изначально. Прогресс идет, и на смену книгам пришел Интернет и другие электронные ресурсы, но мне интересно, откуда берут свои истоки книги, какая книга была первой, кто был родителем русского книгопечатания, где и когда зародилось книгопечатание вообще?

Изучением данной темы занимались многие известные ученые, такие как И.Е. Баренбаум, в труде которого «История книги» наиболее подробно и доступно описывается история развития книгопечатания, Е.И. Кацпржак, который посвятил значительную часть «История письменности и книги» развитию русской книги, Е.Л. Немировский, чьи работы «Иван Фёдоров », «Путешествие к истокам русского книгопечатания» также были использованы для написания данной работы.

Первый очерк истории русского книгопечатания дал в начале XVIII века Ф.П. Поликарпов-Орлов. В XVIII века такие видные русские люди, как В.В. Куприянов, М.В. Ломоносов, затем А.И. Богданов тоже работали над этим вопросом. В конце века очерки истории книгопечатания в России пытались дать Д. Семенов-Руднев, И.Г. Бакмейстер. Огромный вклад в изучение этой темы внес А.Е. Викторов, который в одном из своих докладов поставив вопрос: «не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатного Апостола?» - и ответил на него: было. Именно Викторов наиболее подробно изучил и описал «анонимные» издания русских книг XVI века. Из последующих учёных Викторова поддержали Л.А. Кавелин и Ф.И. Булгаков.

Составление более или менее полных сводов славяно-русской библиографии, каталогов связано с именами В.М. Ундольского, И.П.Каратаева, А.С. Родосского.

Достижением отечественной историографии в области изучения различных сторон старинных русских книг следует признать специальные исследования Н.П. Киселёва, Е.В. Зацепиной, Т.Б. Уховой. Большой вклад в изучение истории русской книги XVII века внёс А.А. Покровский, Т.Н. Каменева, С.А. Клепиков.

Тема истории книгопечатания актуальна в настоящее время - в прошлом году, 19 апреля, отмечалось 450 лет русскому книгопечатанию - 19 апреля 1563 года на Никольской улице, недалеко от Московского Кремля, начала работать типография Ивана Фёдорова, в этот день началась работа над первой печатной книгой «Апостол». Именно тогда и зарождается эра русского книгопечатания.

1. Зарождение книгопечатания

Первая технология печати появилась в древнем Китае к концу II века. К этому времени у китайцев уже были три необходимых элемента этой технологии: во-первых, бумага; во-вторых, краска; в-третьих, умение вырезать (или выгравировывать) тексты на различных поверхностях. Это, например, были буддийские изречения, вырезанные на мраморных колоннах буддийских храмов. В Европе книгопечатание появилось в XII веке, изучая материал, из которого была изготовлена привезенная бумага, европейцы постепенно раскрыли секрет ее изготовления; возможно, рецепт привезли в середине XIII века возвращающиеся из крестовых походов рыцари. К 1275 году бумагоделательные производства появились в Италии, в середине XIV века - во Франции и Германии

Книгопечатание было одной из предпосылок замены феодального миропорядка буржуазным строем. Чтобы выйти из мрака Средневековья, люди, прежде всего, должны были революционизировать средства регистрации и распространения информации. Поэтому неудивительно, что история книгопечатания всегда привлекала внимание исследователей. Появление первой печатной книги на языке того или иного народа означает начало новой эпохи культурной жизни.

В Западной Европе книгопечатание возникло в конце XIV - начале XV в. В этот период закладывались основы мировой торговли, перехода от ремесла к мануфактуре и старый, рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих потребностей. Он заменяется книгопечатанием. Вначале в Европе появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные карты, календари и т.д. В 1445 году Иоганн Гутенберг применил металлические наборные литеры. Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлялась матрица. Потом в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли необходимое количество букв-литер. Буквы-литеры располагались в систематическом порядке в наборных кассах, откуда и вынимались для набора. Позже для печатания были созданы ручные печатные станки. Печатный станок представлял собой ручной пресс, где соединялись две горизонтальные плоскости: на одной плоскости устанавливался наборный шрифт, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок давал не больше 100 отпечатков в час. Книгопечатание подвижными литерами быстро распространилось в Европе, хотя Гуттенберг и предприниматель Фуст, который обеспечивал ему финансовую помощь, пытались сохранить в тайне сделанное изобретение.

На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на её белой поверхности.

Зачатки печати на Руси, как и на Западе, были задолго до появления настоящего книгопечатания. Элементы печати можно видеть и в отдельных древнерусских рукописных книгах. На верхней крышке переплёта одной из таких книг имеется десять оттисков одного и того же штампа: четыре оттиска по углам и шесть в середине крышки. Иногда в рукописных книгах встречаются наклеенные оттиски заставок и других украшений, гравированных на дереве или металле.

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Царь издал ряд реформ, которые положили начало книгопечатанию. Введение книгопечатания стало возможным и благодаря тому уровню знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать «неведомый до того» печатный стан.

После падения Византии, после ликвидации греческих государств осталась единственная крупная независимая держава - Россия. Следовательно, постепенно центр православного мира должен был перемещаться к северу, к Москве, но это было не возможно по целому ряду причин: дело в том, что при наличии независимости, богатства, значительной военной силы, Московское государство, тем не менее, уступало православному востоку. Прежде всего, по части просвещения. Во-первых, после падения ига России необходимо было восстановление, во-вторых, что касаемо самого востока, после падения Константинополя, церковь на востоке была не таким мощным инструментом. Вскоре после падения основали патриаршую школу. Поначалу, когда турки захватили власть, очевидно наблюдался упадок, но поскольку некоторое количество школ и трудов различных в этой самой сфере были уничтожены, иерархия поняла надобность просвещения: создавались школы, низшие и высшие, уровень которые отличался от Московского государства. Именно книгопечатание в значительной степени должно было помочь исправить эту ситуацию.

Несмотря на то, что переписывание книг к концу XV в. превратилось в настоящее мануфактурное производство, рукописный способ размножения книг был недостаточно производительным и слишком трудоемким, а потому не мог удовлетворить растущий спрос на книги.

Книги постоянно переписывали и, при работе значительных поколений писцов, постепенно переписывающих книги, богослужебные, относящиеся к области священного писания, учебные, житийные и так далее, возникали ошибки, которые наслаивались. Время от времени начинались споры, результатом этих споров становилось появление каких-либо других редакций, ответвлений, смысловых изменений в книгах и даже ересей.

Исправление книг в эпоху книгопечатание диктовалось тем, что книгопечатание - это чрезвычайно мощный инструмент церкви и государства. В России книгопечатание как раз и являлось результатом работы церкви и государства. Именно они были у нас главными просветителями, никак не частные лица. Но этот инструмент должен был быть предварительно хорошо подготовлен, другими словами, нужно было делать единый текст, прежде чем придавать его печати. Процесс, который назывался «книжная справа» длился на протяжении полутора веков - с середины XVI до конца XVII века.

Для того, чтобы понять, до какой степени это было важно и нужно, я бы хотела напомнить, что книги на славянских языках появились задолго до Московского книгопечатания. Печатались они уже в XV веке. По времени своего издания первая славянская книга, обнародованная в Венеции, всего только на два года отстает от первенца славянского книгопечатания -Краковского Осмогласника 1491 года.

На Литовской Руси в начале XVI века был замечательный просветитель-печатник Франциск Скорина, поэтому Москва чувствовала,

что в какой-то степени соседи, особенно западные, обходят ее в этом смысле. Имеются предположения о приезде Скорины в Москву в составе одного посольства, правда, не документированные. Однако в широком обиходе на Руси по-прежнему использовали рукописные книги.

Мысль о создании типографии в Москве вышла из кругов, близких к митрополиту Макарию, главе русской церкви, ближе всего заинтересованному как в расширении производства церковных книг, так и в их исправлении.

Среди сторонников введения книгопечатания был просвещённый старец Артемий. О нём известно немного. Одни источники утверждают, что он принял постриг в Вологде, другие - в Псково-Печёрском монастыре. В 1553 году Артемия обвинили в ереси, осудили и сослали в Соловецкий монастырь. Некоторое время спустя он бежал оттуда в Великое княжество Литовское.

Свои взгляды Артемий излагал в Посланиях к разным лицам; рукопись посланий ещё в середине прошлого века нашёл библиограф и собиратель древних книг Вукол Михайлович Ундольский.

Два Послания, по единодушному мнению историков, адресованы царю Ивану Василевичу, хотя имени царя в них нет. Написаны они около 1551 года, когда практически решался вопрос: быть в Москве книгопечатанию или нет. Артемий излагает достаточно чёткую гуманистическую программу, защищая «книжное учение». Противники просвещения, говорит Артемий, заявляют, что книга есть причина недугов человека. Есть у обскурантов и другой аргумент: «Не чти много книг, да не во ересь впадеши!» Артемий отрицает какую-либо связь ересей с просвещением. Более того, он считает, что в ересь впадают те, кто незнаком с книжной премудростью. Еретики, по его словам, «не от книжного чтения прельщают себя, не буди то, но от своего неразумия и зломудрия».

Идёт в посланиях речь и об учебниках, которых на Руси было мало. «Зело нужна, - пишет Артемий царю, - божественная сия Азбука к научению детям».

Вопрос о том, как наладить систему образования, также решался на Стоглавом соборе. «И мы о том по царскому совету, - говорилось в одном из разделов Стоглава, - уложили в царствующем граде Москве и по всем городам… избрати добрых духовных священников, и дьяконов, и дьяков женатых и благочестивых… могущих и иных пользовати и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов, и у дьяков учинити в домах училища, чтобы все православные хрестьяне предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма».

1 Анонимная типография

Приблизительно в 50х годах XVI века появилась так называемая анонимная типография. Иногда ее связывают с людьми, приближенными к государю (Адашев, Сильвестор). Известен даже один из ее работников - Маруша Нефедьев. Известно и несколько изданий, у которых нет выходных данных, но которые по косвенным разнообразным признакам причисляют к продукции этой типографии.

Одна из великих тайн русской типографии, русского книгопечатания - кто именно основал типографию? кто дал деньги на то чтобы она функционировала?

Можно предположить, что изначально мастерами были итальянцы, или может быть преподавателями русских мастеров были итальянцы, поскольку вся лексика печатного дела того времени, в том числе сам процесс книгопечатания, взят из итальянского языка. Уже в свое время В. \Е. Румянцев отмечал, что на Московском печатном дворе даже в XVI в. употреблялись термины итальянского происхождения - факт чрезвычайно выразительный, так как в XVII в. появление этих терминов в Москве кажется запоздалым. Но по традиции итальянские термины в книгопечатном деле могли задержаться на Московском печатном дворе уже с начального периода русского книгопечатания. Поэтому непонятный термин «штанба», обозначавший книгопечатание, соответствующий итальянскому термину stampa (печать), и появился в послесловиях книг Московского печатного двора.

1.2 Возникновение типографии

Тем не менее, наступил момент, когда государство и церковь решили приложить свое централизующее усилие для того, чтобы возникло крупное предприятие. Оно располагалось недалеко от нынешнего памятника Ивану Федорову, первопечатнику, на Никольской улице, рядом с Никольским перекрестком. Для того чтобы поставить работу на промышленный уровень было поставлено два человека - Иван Федоров и Пётр Мстиславец.

Введение книгопечатания было одним из государственных мероприятий, которые в 50-60-е гг. XVI в. проводил Иван Грозный. Одна из причин - потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихся в Москве и других городах церквей. Особенно много книг требовалось в связи с введением христианства в завоеванной в 1552 г. Казани. Иван Грозный повелел покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати». Но оказалось, что большинство книг непригодно - они были искажены «несведущими и неразумными» переписчиками и содержат ошибки, что способствует порождению ересей. Поэтому второй важной причиной была необходимость исправления «растленных» книг и создание правильных книг. Этот вопрос был поставлен на Стоглавом соборе, который постановил конфисковать неисправленные рукописи и вести цензуру.

Но, как обычно, не только технические выгоды определяли книжное дело. Особый интерес царская и духовная власть проявляла к книгопечатанию и по той причине, что книги уже в середине XVI в. были средством пропаганды не только тех или иных вероучений, но и определенных политических идей.

Книгопечатание появлялось сложно и мучительно, потому что кроме технологических проблем, были проблемы мировоззренческие. Христианство, в целом, - это культура книги. Всё связано с книгой. Одна из причин, почему сейчас вытесняется книга в том, что сейчас совсем иное отношение к книге. В тот период, о котором идет речь в данном реферате, книга не была даже источником информации как таковой. Сейчас мы можем открыть Интернет и получить то, что нужно. В XVI веке книга была связующем звеном между человеком и Богом. Она была посредником. Человек может читать молитву много раз, он не открывает для себя нового смысла, но именно в этом многократном повторении он вдруг постигает божественную истину. В то время говорили, что не писцы писали эти книги, а их рукой вел Бог. Как правило, и тексты писали без автора по той же причине.

Печатание стало для русских людей западной технологичной игрой, которая нарушила эту устоявшуюся связь и, действительно, вызвала сопротивление.

Благословил начало книгопечатания митрополит Макарий, в1547 г. впервые на Руси венчавший царя Ивана на царство. И в 1563 г. государь повелел «оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися», чтобы «впредь святы книги изложилися праведны». Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили на Никольской улице близ Никольского монастыря, на месте, где ныне находится Историко-архивный институт РГГУ.

Типографию строили 10 лет. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота.

"Правильная палата" типографии, где работали редакторы и корректоры - самые образованные люди России, была духовным центром Москвы XVII века.

Когда 1814 году, после пожара 1812 года, старое здание разобрали, новое построили "по мотивам" старого. В "готическом" фасаде использованы декоративные мотивы древних зданий Печатногодвора: солнечные часы, изображения льва и единорога, увитые виноградной лозой колонны, белокаменная резьба.

Продукцией Печатного двора были в основном богослужебные книги. Однако при патриархе Иосифе (1642-52), во время наивысшего расцвета московского книгоиздательства, печатаются и светские сочинения. В 1647 году выходит перевод голландского учебника военного дела "Учение и хитрость ратного строения", а в 1648 году- "Грамматика" славянского языка Мелетия Смотрицкого. В марте 1708 года на Печатном дворе издается в количестве 200 экземпляров знаменитая "Геометрия" - первая русская книга, напечатанная новым гражданским шрифтом.

2. Первые печатные издания

Появление первых печатных книг на славянских языках связано с именем Швайпольта Фиоля, в 1491 г. в Кракове напечатавшего кириллицей книги "Октоих", "Часослов", "Триодь цветную" и "Триодь постную" (обе "Триоди" выпущены в свет анонимно, без выходных сведений).

Первая точно датированная книга на славянском языке "Апостол" была издана в г. Вильно в 1525 г. белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной, основавшим там свою типографию.

Началокнигопечатанияв Москве относится к середине XVI в. Известна группа анонимных изданий, напечатанных в это время - это Евангелия, Псалтыри и др. Книги напечатаны в два цвета - черной и красной красками. В них нет выходных данных - времени, места, имени издателя, и они датируются 1553-1564 годами по бумаге, технике, сохранившимся в них записям.

Налаживание централизованного печатного в России дела связано с именем Ивана Федорова, дьякона одной из церквей Московского Кремля. Первая русская датированная печатная книга - Апостол, который печатали с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. По технике печати, качеству набора и оформлению эта книга стоит гораздо выше анонимных изданий. "Апостол" напечатан в два цвета - черной и красной краской, впервые использована техника двухпрокатной печати с одной формы. Кроме того, в русских печатных изданиях XVI-XVII в. использовался также и принятый во всех западноевропейских типографиях метод двухпрокатной печати с двух наборных форм. На фронтисписе "Апостола" - гравюра с изображением евангелиста Луки. В книге много изящных заставок, гравированных инициалов, 24 строки вязи. В послесловии рассказывается о создании в Москве типографии, прославляются Митрополит Макарий и Иван IV. Апостол был отредактирован, были улучшены орфография и язык.

В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания "Часовника". К сожалению, сохранились единичные экземпляры, так как книга носила учебный характер и небольшой формат, поэтому ее быстро зачитывали, она ветшала. Иван Федоров и Петр Мстиславец покинули Москву из-за обвинений в ереси, успев, однако, взять с собой матрицы, пунсоны, резные доски. Сначала они уехали в Литву, где под покровительством гетмана Г.А. Ходкевича продолжали печатать русские книги (на обороте титула этих книг помещался герб Ходкевича). В Литве в 1569 г. ими были изданы Евангелие (в котором был титульный лист с предисловием Ходкевича) и Псалтырь с Часословцем, который является очень редким изданием - сохранилось три дефектных экземпляра этой книги. В 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов и оборудовал типографию. В 1574 г. там было осуществлено новое издание "Апостола". Кроме того во Львове Иван Федоров выпустил первую "Азбуку" - единственный известный сохранившийся экземпляр ее купил в 1927 г. С.П. Дягилев в Риме. В книге 78 страниц, украшенных заставками. Текст набран московским шрифтом Ивана Федорова. Это издание стало образцом для русских азбук, печатавшихся в последующее десятилетие. Из Львова Ивана Федорова пригласил к себе князь Константин Острожский печатать Библию на славянском зыке. На разыскание и сверку различных вариантов Библии ушло несколько лет. Там же, в Остроге, Иван Федоров издал еще одну "Азбуку" с заглавием "Начало учения детям" (экземпляр такой азбуки хранится в Королевской библиотеке в Копенагене) и два букваря (хранятся в библиотеках Кембриджа и Оксфорда). Острожская Библия вышла в 1580-1581 гг. Она состояла из 628 листов (1256 страниц), отпечатанных в два столбца шестью различными шрифтами. В ней много заставок и заглавных буквиц. Тираж Библии составлял 1000-1200 экземпляров, сохранилось около 250 экземпляров. Это была роскошная книга большого формата, обращались с нею бережно.

Как известно, деятельность московских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца продолжалась недолго. Но нельзя пройти мимо того знаменательного факта, что и Иван Федоров, и Петр Мстиславец с самого начала своей деятельности не были простыми техническими работниками, а состояли также своего рода и редакторами, и «справщиками» изданных ими книг.

Иван Федоров сам называл себя «Москвитином». Прозвание Федоров -это его отчество, так как простые люди в то время обычно не имели фамилии, а называли себя по отцу.

Петр Мстиславец, судя по его прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смоленщине. Впоследствии свою деятельность он и сосредоточил в Белоруссии. Его издания стали выходить в Вильне (Вильнюсе), тогдашней столице Литовского великого княжества, где значительную часть населения составляли белорусы.

В дальнейшем оказывается, что Иван Федоров уехал из Москвы за рубеж, в Литовское великое княжество, вместе с малолетним сыном Иваном. За рубежом Иван Федоров уже не называет себя больше дьяконом и не упоминает о своей принадлежности к духовенству. Возможно, это обозначает, что он успел овдоветь, но не захотел принять монашеский сан, как это принято было делать в России, где овдовевшие священники и дьяконы считались своего рода отщепенцами.

За рубежом Иван Федоров - уже не духовное лицо. Это печатник, это управитель магнатских имений, это выдающийся техник, принимавший участие даже в литье пушек.

После отъезда Ивана Федорова из Москвы его дело продолжили другие мастера. В 1567-1568 г. Андроник Невежа и Никифор Тарасиев оборудовали в Москве типографию, в которой в 1568 г. выпустили Псалтырь. Новая книга, Псалтырь, напечатанная в Москве в 1568 г., отличалась от изданий Ивана Федорова и Петра Мстиславца своим внешним оформлением, в частности своими фигурными инициалами. В самом послесловии к Псалтыри 1568 г. имеются признаки того, что эта книга отнюдь не повторяла традиций первопечатных изданий.

Дело, начатое Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, уже через два десятилетия после выхода в свет «Апостола» 1564 г. принесло свои плоды. Первопечатные издания были своего рода редкостью, тогда как в конце XVI - начале XVII в. печатные книги сделались достоянием многих церквей и монастырей. Они перечисляются в писцовых книгах в описях имущества монастырей города Коломны, как и других русских городов. Печатное дело стояло уже на таких твердых ногах, что мастер Андроник Тимофеев продолжал работать при всех правительствах, сменявшихся в России конца XVI - начала XVII в. В 1606 г. при царе Василии Шуйском Андроник Тимофеев напечатал «Триодь постную». XVII век можно назвать золотым в истории московского книгопечатания, так как за этот период на Печатном дворе вышло изданий больше, чем в типографиях всей Европы вместе взятых. Появляются отдельные мастерские, где работают узкие специалисты. Увеличивается количество станов (от двух до двенадцати). Документы Печатного двора 1624 года свидетельствуют о существовании особого «образцового» стана, который служил моделью для изготовления новых станов, и стоял «покрыт кожею красною» в палате, где сидели «приказные люди».

Книгопечатание с самого начала старалось имитировать рукописные книги, воспроизводя их механическими средствами. Вместо миниатюр, украшавших рукописи, в печатной книге помещалась ксилография. Гравюры с медной доски в России широко стали использовать только в конце XVII века.

В 1679 году Симеон Полоцкий, известный просветитель XVII века, основал в Москве Верхнюю типографию, где издал 6 книг. Четыре из них иллюстрированы гравюрами на меди. Рисунок в них был выполнен Симоном Ушаковым, а резал на меди гравер Оружейной палаты А. Трухменский.

В годы царствования Петра I осуществляется коренная перестройка всего книжного дела, целью которой было создание светского книгоиздательства. По указанию Петра I кириллический шрифт в изданиях светской тематики был заменен гражданским шрифтом. Первой книгой, отпечатанной новым шрифтом, была «Геометриа славенски землемерие» 1708 года. В годы царствования Петра I были созданы типографии в Петербурге: Санкт-Петербургская (1710 год), Александро-Невская (1720 год), Сенатская (1721 год). Для этих типографий строились как печатные станы, так и станы для гравирования с медной доски. Кроме того, Петр I создал походную типографию, для которой в 1711 году был построен походный стан. После смерти Петра этот станок находился до 1934 года в стенах Московской Синодальной типографии. В настоящее время он хранится в Государственном Историческом музее.

типография художественный печатание

Заключение

Книгопечатание в России было введено в середине XVI века. Это было вызвано рядом социальных, культурных и политических причин. Первоначально книгопечатание носило государственный характер. Это было обусловлено необходимостью устранения многочисленных ошибок в богослужебных книгах, а также введения унифицированного преподавания грамотности с целью укрепления централизованной государственной власти.

Остаётся открытым вопрос о первых российских печатниках и об участии Ивана Фёдорова, издателя первой датированной московской печатной книги «Апостола», в деятельности Анонимной типографии. Неизвестно также, где обучались мастерству Фёдоров и его коллеги.

По мере развития книгопечатания совершенствовалась техника печатания. Шедевром русского книгопечатания является «Апостол» Ивана Фёдорова, выпущенный в 1564 году. Долгое время он считался первой московской печатной книгой. Фёдоровский «Апостол» служил образцом для многих последующих изданий.

Распространение книгопечатания в России сыграло большую роль в развитии общественной мысли, науки, просвещения. Являясь следствием политического и культурного развития России, книгопечатание, в свою очередь, способствовало дальнейшему прогрессу общества и государства. Оно было одним из тех прогрессивных мероприятий в царствование Ивана Грозного, которые служили укреплению Московской Руси и её возвеличению.

Библиографический список

1. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания / Е.Л. Немировский. - М.: Просвещение, 1991.

2. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии / М.Н. Тихомиров. - М., 1962.

3. Шомракова И.А., Баринбаум И.Е. Всеобщая история книги. - СПб.: Профессия, 2005.

4. Березов П. Чудо из чудес. - М.: Московский рабочий, 1964. - С. 53

450 лет типографии Ивана Фёдорова

6. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. - М.: Искусство, 1955

Сидоров А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Фёдоров // 400 лет русского книгопечатания 1564-1964. Т.1. - М.: Наука, 1964.

8. Час истины ТВ «Книгопечатание и просвещение в России XVII».

1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного было выпущено первое печатное издание на Руси - изданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем «Апостол». Оба мастера вошли в историю как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на Руси. Оригинальная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге.

Через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного Евангелия в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный Апостол 1564 года - труд московских мастеров Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России

Если в начале 50-х годов XVI в. по указу царя Ивана IV «…начали изыскивать мастерство печатных дел…», то в начале 60-х царь «повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело». Издание такой солидной книги, как Апостол, требовало большой предварительной работы. Поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они «начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. Окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…».

Напомним, что это было за время. Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз тогда, когда на Красной площади возводился знаменитый Собор Василия Блаженного великими архитекторами Бармой и Постником. Велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний. Широко строились церкви в Москве и присоединенных восточных областях, особенно в Казани и ее окрестностях. Открывшиеся церкви надо было снабжать богослужебными книгами, но, говорит автор, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому, когда Иван Грозный узнал об этом, он решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались. Иван IV, по свидетельству Федорова, не жалея давал деньга из казны своим «делателям».

Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Иван Федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска: прославляются «благочестивый» царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением «начаша изыскавати мастерства печатных книг» и просвещенный митрополит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Москве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.

Что же касается качества, то это одно из лучших произведений своего времени. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса. Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. Нет многочисленных форм литеры «о», устранены широкие «е» и «с». Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.

К сожалению, вскоре Ивану Федорову пришлось покинуть Москву. В послесловии ко второму «Апостолу», он напишет о причинах отъезда: «...от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово... Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».

В1569 году Иван Федоров переехал во Львов. Здесь первопечатник оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Он получил помощь от образованных, хотя и небогатых священников и горожан. В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет своими содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником

Потомки высоко оценили заслуги Ивана Федорова в просвещении Руси. Именем первопечатника названа одна из старейших и лучших типографий в России (ныне Издательско-полиграфический холдинг «Иван Федоров») в Санкт-Петербурге, издательско-полиграфический техникум (ныне колледж) носит его же имя, в 2010 году в связи с 80-летием со дня основания имя Ивана Федорова получил Московский государственный университет печати (бывший Полиграфический институт) - крупнейший в стране вуз, готовящий специалистов в области полиграфии и издательского дела.

И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник». День его памяти 5 декабря по старому стилю.


Елена Шикова

Похожие статьи
 
Категории