Мои впечатления после прочтения романа Мастер и Маргарита Булгаков М. А

19.06.2019

В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”, которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти.

Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: “Иешуа прочитал сочинение Мастера <..> и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем”. Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.

Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю “черную” работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три “главных” шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.

Одна из самых загадочных фигур романа “Мастер и Маргарита” является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать тот самый роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.

С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

УСОШ №4

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Уроки разработаны учителем литературы

МБУО «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4» Тверской области

Хакимовой В.А.

Разработка уроков с применением новых технологий

по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Велик потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения литературы XX века. Его нелегко изучать в школе, хотя старшеклассники читают роман с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычные герои – все это разжигает в учениках читательский интерес.

Но школьникам бывает трудно связать воедино сюжетные линии романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о вине и расплате.

На изучение биографии писателя и самого романа необходимо выделить 6 уроков.

Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, выявить читательское восприятие романа.

1. Слово о писателе.

2. Верите ли Вы, что…

(используется прием технологии критического мышления).

М. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии?

По образованию М. Булгаков - медик, закончил Киевский медицинский

Университет с отличием?

Имел частную медицинскую практику, как А.П. Чехов?

Первые произведения писателя – пьесы?

Все произведения, прославившие писателя, написаны в Москве?

М. Булгаков писал письмо Сталину с просьбой о выезде из СССР из – за

Бедственного положения?

Работал ассистентом режиссера во МХАТе?

Ставил инсценировку поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

По роману Булгакова снят фильм «Мастер и Маргарита» режиссером В. Бортко?

3. Сообщения учащихся по биографии писателя.

1) Детские и юношеские годы М.Булгакова.

2) Военная служба писателя. Начало литературной деятельности.

3) Литературная деятельность писателя.

4) Работа над романом «Мастер и Маргарита».

5) Последние годы жизни писателя.

4. Соотнесите предположения, выдвинутые в начале урока, с биографическими данными М.А. Булгакова.

5. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Для беседы предлагаются вопросы:

Какое впечатление произвел на вас роман?

Какие страницы особенно запомнились?

При чтении каких эпизодов романа вам было трудно удержаться от смеха?

Какие эпизоды читались со слезами на глазах?

Какие ваши первые представления о Мастере и Маргарите?

Какие сюжетные линии вы можете назвать?

В качестве домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают «московские главы».

Урок 2. Воланд и его свита. Сатирическое мастерство писателя.

Цель урока: проверить знание учащимися текста романа, провести анализ эпизодов, связанных с Воландом и его свитой, выявить сатирическое мастерство писателя.

I. Тест по роману.

  1. Действие романа не происходит:

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Ершалаиме

г) в Ялте

  1. О ком пишет свой роман Мастер?

а) об Иване Бездомном

б) о Воланде

в) о Понтии Пилате

г) о Маргарите

  1. Какой герой является главным в «ершалаимских главах»?

а) Иешуа Га – Ноцри

б) Понтий Пилат

в) Марк Крысобой

г) Левий Матвей

  1. Кто из героев не входит в свиту Воланда?

а) Бегемот

б) Коровьев

в) Азазелло

г) Барон Майгель

  1. Что объединяет членов МАССОЛИТа, возглавляемого Берлиозом?

а) призвание писателя

б) упорный труд

в) молодость

г) получение благ

  1. Что сделал со своим романом Мастер?

а) отдал в печать

б) потерял

в) сжег

г) убрал в стол

  1. Кем была Маргарита на балу у Воланда?

а) хозяйкой бала

б) гостьей

в) Маргарита не была на балу у Воланда

г) служанкой

  1. Какую черту характера человека Иешуа считал самым страшным пороком?

А) жадность

Б) трусость

В) подлость

Г) зазнайство

  1. Какое событие не связано с героями романа Коровьевым, Азазелло, Бегемотом?

А) поджог дома Грибоедова

Б) фокусы черной магии

В) карнавальное шествие

Г) пополнение клиники новыми пациентами

10) Произведение какого писателя напоминают главы сатирического

изображения московского общества?

а) М.Е. Салтыкова – Щедрина

б) А.П. Чехова

в) Н.В. Гоголя

г) А.С. Грибоедова

а,в

  1. «Погружение» в текст романа, работа в группах.

Деление класса на группы, обсуждение каждой группой своей темы.

1 группа. Воланд и его свита.

Вопросы для обсуждения:

Найдите портреты Воланда и его свиты;

Какова сюжетно – композиционная роль Воланда в романе?

Чем булгаковский дъявол похож и не похож на своих литературных

Предшественников?

Какова связь между поступками Воланда и авторским выбором эпиграфа?

2 группа. Черная магия и её разоблачение.

Вопросы для обсуждения:

В каких эпизодах романа действует свита Воланда?

Как ведут себя москвичи в сценах, связанных с черной магией?

Зачем Воланду понадобилось такое представление?

Типизации персонажей?

3 группа. Бал у сатаны.

Вопросы для обсуждения:

Для чего появляется Воланд в Москве?

Какие герои являются гостями бала?

Почему Воланд выбирает хозяйкой бала Маргариту?

С какой целью введен этот эпизод?

  1. Выступления представителей групп с сообщениями.

Подведение итогов урока.

В качестве домашнего задания учащиеся должны выбрать описание нравов современной Булгакову писательской среды. Обратить особое внимание на историю Мастера.

Урок 3. Проблемы литературного творчества в романе Булгакова.

Цель урока: раскрыть проблемы литературного творчества в романе, пригласить учащихся к поисковой деятельности с целью сотрудничества.

  1. Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении романа:

Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Каким должен быть настоящий писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Может ли сумасшествие стать прозрением?

В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

а) работа с текстом;

б) выбор цитат;

в) анализ эпизода;

г) сопоставительный анализ;

д) выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу учащиеся собирают необходимый материал, собранная информация оформляется в виде схем.

  1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Берлиоз

Иван Бездомный

Редактор толстого журнала,

Председатель правления

МАССОЛИТа;

Пролетарский поэт;

Носит фамилию известного

Композитора;

Фамилия напоминает

Фамилии пролетарских поэтов:

Бедный, Приблудный, Голодный

Догматик;

Типичный представитель советского

Общества;

Псевдоученый;

Талантливый поэт;

Лицемер;

- «загипнотизирован» Берлиозом.

Идеолог, оболванивавший

Начинающих поэтов и писателей.

Выводы:

Воланд наказывает Берлиоза, произнося знаменитые слова: «Каждому будет дано по его вере». Но в том – то и беда, что ни во что не верит Берлиоз. За ним – непреклонность догматика, псевдоученость, высшая школа лицемерия. Редактор толстого журнала, управляя литературой, плодит себе подобных. Поэтому и казнит его Воланд страшной казнью, а из его головы делает чашу для вина.

Иван Бездомный «загипнотизирован» учителем, но в нем есть талант, недаром его Иисус «как живой». Воланд его прощает.

  1. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Чем должны жить писатели?

Чем озабочены члены МАССОЛИТа?

1. Думами о назначении человека.

1. Расширением собственной жилплощади.

2. Размышлениями о путях развития общества.

2. Выгодными командировками.

3. Поисками места человека в окружающем мире.

3. Высокими гонорарами.

4. Дачными проблемами.

5. Социальный заказом.

Выводы:

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни, думают лишь о личном благополучии. Никто из них никогда не размышляет о литературе. Бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах, ради них готовы оболгать и очернить любого.

  1. Может ли сумасшествие стать прозрением?

Очищение Ивана Бездомного:

Из купели выходит другим, вместе с одеждой исчезает удостоверение МАССОЛИТа и чувство причастности к цеху литераторов;

Убежден, что сатана находится в доме Грибоедова;

Иконка и свеча в руках.

Выводы:

Теряя рассудок, Иван Бездомный прозревает. Он стал видеть бездарность своих собратьев по перу. Душевное потрясение – освобождение от стереотипности мышления, от сковывающих разум догм, от марксистской идеологии.

  1. В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Сходства

Различия

Внешний облик

Мастер имеет возможность спокойно работать. У Булгакова такой возможности не было.

Судьба писателя – сатирика

Мастер отрекся от своего романа, Булгаков не отрекался от своих произведений.

Бешеная травля со стороны критики

Мастер предал любовь.

Сожженный роман

Булгаков писал свои произведения «в стол».

Любовь на закате дней

Выводы:

В романе мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы М. Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при жизни, только две были положительными.

5. Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Иван Бездомный

Постигает диалектику жизни и впитывает

Гуманистические идеалы;

Обретает веру;

Проявляет интеллигентность;

Становится просвещённым.

Сотрудник института философии и истории;

Идейный преемник и духовный наследник Мастера.

Выводы:

История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана Бездомного к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония.

Как художник он захвачен буйством фантазии, психологической достоверностью творения Мастера. Теперь он никогда не придет в дом Грибоедова. Он познал суть творчества, ему открылось мерило истинно прекрасного. Сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев становится идейным преемником и духовным наследником Мастера.

В качестве домашнего задания предлагается перечитать «ершалаимские главы романа», подготовить индивидуальные сообщения по Евангелиям.


В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти.

Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: "Иешуа прочитал сочинение Мастера <..> и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем". Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.

Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю "черную" работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три "главных" шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.

Одна из самых загадочных фигур романа "Мастер и Маргарита" является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать тот самый роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.

С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

На мой взгляд, суть романа заключается в критике многих людских пороков того времени. По сведениям, опять же, Лакшина, когда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз цензуры и которая, безусловно, была понятна людям, действительно близким Михаилу Афанасьевичу. Некоторые наиболее политически открытые места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы.

Для меня роман "Мастер и Маргарита" – очень важное произведение, которое ставит человека на новую ступень его духовного развития. Прочитав тот самый роман, легко можно понять, почему он стал классикой не только русской, но и мировой литературы.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия? И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз.

Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе. И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.

Мне очень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя по ходу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа, ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем. И вообще в романе все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти, представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, -- заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, -- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость -- самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с нами Иешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшего его Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд?

Роман раскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все события взаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутся жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими. Сначала Воланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал с чередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяет Маргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вот он достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнее Бога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей, занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичи сами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила власть Воланда.

Очень интресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из реплик Бегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазами этих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этих героев так много сатиры. Ведь «Мастер и Маргарита» - прежде всего, социальный роман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодаря мастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает перед нашим мысленным взором: «Они, они! -- козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, -- вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногда думается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместить таких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похождения Воландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих и поощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романе этого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

Повторюсь, но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библии его образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы все его чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, да и каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблему ответственности за свои деяния. Пилат облечен властью, он может повелевать и наказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, и он его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал Пилат две тысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер. Вот так причудливо переплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: кто главный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это, наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком много выпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен». Страдания его так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе он понимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, как не пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить свою неискупимую вину. По билейским законам нельзя убивать, даже если убийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате. Мне не обязательно видеть труп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, что тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его, и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.

Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее - это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль. Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен.

Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Прочитав всемирно известный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были “связанными”. Сюжетная линия тесно перекликается с

Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в “Мастере и Маргарите”; ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа – “Евангелие от сатаны”.

Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло – тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения.

“Встречу” с Воландом каждый герой

пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков – все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим.

Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова. В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Глоссарий:

  • мастер и маргарита сочинение
  • сочинение на тему мастер и маргарита
  • образ маргариты в романе мастер и маргарита сочинение
  • моё впечатление о романе мастер и маргарита
  • сочинение по роману Мастер и Маргарита

Другие работы по этой теме:

  1. В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? а. Гоголь...
  2. Смысл названия. Считается, что существует 8 редакций рома­на с разными заглавиями: “Сатана”;, “Князь тьмы”;, “Черный маг”;, “Инженер с копытом”;. Все эти названия говорят о желании...
  3. В 1966-1967 года впервые вышел в свет роман “Мастер и Маргарита”. Роман вызвал бурный интерес, потому как был полон разнообразными литературными жанрами: реализмом, фантастикой, гротеском....
  4. Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику...


Похожие статьи
 
Категории