Нантский эдикт генриха iv во франции. Завершение гражданской войны во Франции

22.09.2019

Французская республика всегда провозглашала разделение Церкви и государства. В отличие от других европейских стран, где религия является неотъемлемой частью жизни политической и общественной, Франция стремилась принимать законы руководствуясь в первую очередь светскими мотивами. Однако, так было не всегда. Еще 400 лет назад отмена Нантского эдикта (1685 г.) повлекла за собой жестокие репрессии протестантов. Возможность проведения такой политики свидетельствует о том, что в XVII веке церковь была неотделима от государства. 18 октября 1685 г. Людовик XIV подписал эдикт Фонтенбло, который запрещал отправление протестантских обрядов на территории всего французского королевства. Отныне обязательной становилась одна единственная религия, религия, которую исповедовал сам король - католицизм. Таким образом, Нантский эдикт, подписанный в 1598 г. был отменен.

Генрих IV, подписывая Нантский эдикт, освобождал протестантов от обязанности посещать католические службы, а также предоставлял право иметь свои укрепленные города и крепости и вооруженную армию. Однако, эта миротворческая деятельность всегда рассматривалась властью, как временная мера. В продолжении всего XVII в. статус протестантов претерпевал серьезные изменения, и положение их все больше ухудшалось. С 1626 г., времени заключения мира в Алесе, Людовик XIII отменяет одну из важнейших статей Нантского эдикта - разрешение на создание собственной армии.

Начиная с правления Людовика XIV (имеется ввиду личное его правление, без регентства, начавшееся в 1661 г.) политическое и социально-экономическое положение протестантов ухудшается. Вплоть до 1685 г. Нантский эдикт официально действует на всей территории страны, однако исполнение его положений становится все более и более затруднительным, принимаются многочисленные поправки и ограничительные условия. Между 1661 и 1679 гг. Королевский совет принимает около двенадцати ограничительных эдиктов, которые свидетельствует о переходе от политики толерантности к настоящему деспотизму. Все эти поправки были собраны в своего рода антологию, получившую название «Католические решения» и опубликованную в 1668 г.

Идея о том, что необходимо покончить с реформатской религией во Франции, родилась не только в умах королевских министров. Из провинции, в основном из областей, где протестанты были представлены наиболее широко (Нижний Лангедок, Беарн, Севенны, Виваре, Дофине) стали все чаще поступать жалобы от епископов, интендантов, парламентариев на местах и просто ревностных католиков на гугенотов, которые, по словам местного населения, стремились к свержению королевской власти. Реформистов обвиняли во всех смертных грехах: они-де плохие подданные и хотят убить короля (не они ли казнили Карла I в 1649 г.?), они - республиканцы и враги короля и честного народа. Конечно, все это были выдумки, начиная с 1629 г. более полутора миллионов протестантов, проживающих на территории Франции не имеют более никакой власти и влияния в собственной стране, они не могут даже открыто выражать своего мнения в избирательных органах. «Гугенотская республика», которую предполагалось организовать по примеру Соединенных Провинций, так и осталась мечтой. Беспочвенными оказались и обвинения в нелояльности, гугеноты были одними из самых преданных сторонников молодого Людовика XIV во время Фронды (1648-1653 гг.).

В 80-е годы XVII в. усиливаются репрессии против протестантов, а также против отдельных недовольных на местах и в провинциях. Монархия стремится все больше абсолютизироваться свою власть. Продолжая политику Ришелье и Мазарини, Людовик XIV стремиться унифицировать государственное устройство, чтобы все поданные подчинялись одному только монарху и были все одной веры. Протестанты плохо вписывались в подобные прожекты. Кроме того, король подозревал их лидеров в сношениях с протестантами других стран, думая, что они готовят мятеж против его особы.

Репрессии против гугенотов хорошо отражают контекст эпохи. В 1678 г., подписанный в Нимвегене мирный договор, положил конец Голландской войне, в которой Франции противостояла огромная протестантская страна. Несмотря на то, что Франция потеряла множество захваченных ею ранее территорий, ей были переданы Эльзас и Лотарингия, а также и другие земли по Рейну. Все это упрочило авторитет королевской власти. Кроме того король получил поддержку от французского духовенства в его конфликте с папой Иннокентием XI, который разворачивается примерно в это же время. В 1682 г. высшие церковные иерархи создали Декларацию в четырех статьях , в которой провозглашалась независимость короля Франции от папства. Был выпущен и еще один документ под названием Пастырское предостережение , в котором протестанты обвинялись в схизме.

Теперь, когда власть короля была абсолютной, когда католическая вера признавалась единственной правильной в государстве, обвинение в измене было страшнее, чем обвинение в ереси. Гугенотов казнили не столько за то, что они плохие христиане, сколько за то, что они не хотели признавать абсолютную власть короля, то есть становились мятежниками и врагами народа.

С июля 1682 г. по октябрь 1685 из королевской канцелярии выходит восемьдесят три ограничительных указа, касающихся протестантов. Например, согласно указу от 30 августа 1682 г. им запрещалось собираться вместе и петь где-либо кроме храмов, при обязательном присутствии пастора. Полиции вменялось в обязанность следить за исполнением данного указа. Параллельно, храмы уже выстроенные гугенотами уничтожались.

Жертвы сегрегации, проводимой королем, гугеноты оказались вне закона в собственной стране. В августе 1683 г. были запрещены смешанные браки между католиками и гугенотами, в октябре 1685 г. вышел указ о занятиях, дозволенных протестантам. Из разрешенных профессий остались только земледелие и торговля. Протестанты, конечно, не оставались безучастными свидетелями подобного обращения. Везде где только можно, с помощью разных средств организуется сопротивление. Основными формами протеста были массовые голодовки и мирные манифестации. Реакцией короля было лишь усиление репрессий. В Пуату в 1681 г., в Дофине, Севеннах и Нижнем Лангедоке в 1683 г., а затем в продолжении 1685-1686 гг. вводится военное положение, что означает, что солдат расквартировывают непосредственно в домах протестантов. Миссия армии в данном случае - вернуть их в лоно католической церкви. Подобная политика получила название драгонады, результат ее - несколько тысяч погибших и вынужденное бегство 200 000 человек.

Осенью 1685 г. король получает известие о том, что протестанты массово переходят в католичество. Теперь он может официально упразднить Нантский эдикт, поскольку необходимость в нем отпала. Стране король объявил следующее: «мы видим, что лучшая и большая часть наших подданных, называвших себя реформатами, с радостью вернулась в лоно католической церкви; отсюда полагаем, что исполнение Нантского эдикта становится бесполезным».

Эта правовая фикция, тем не менее, была воспринята во Франции, как законная и необходимая, что вновь способствовало росту авторитета Людовика XIV, который теперь по праву считался собирателем земель и самым католическим монархом. Этот авторитет, однако, укрепился только на территории Франции. В соседних государствах образ короля, напротив, потускнел, чему нимало способствовали протестантские беженцы, наводнившие всю Европу. Среди беженцев было много людей сведущих, ремесленников и книжников. Именно они пустили стрелы сарказма и критики в сторону французского короля, сравнивая его с Навуходоносором. Иродом и даже с самим дьяволом.

В 1686 г. в своем труде Свершение пророчеств пастор Пьер Журио предрек свержение французского короля, которое последует за его решением разгромить Курпфальц (1688-1689 гг.). Тогда, писал Журио, Европа призовет Людовика к ответу. В самой Франции также раздавались голоса против всеобщей католизации, Вобан в своих «Мемуарах памяти гугенотов » (1689 г.) критикует стремление короля властвовать умами, но не телами».

С 1702 по 1713 гг. власти жестоко подавляют восстание протестантов, охватившее Севенны. Участники восстания получили название камизаров, по белым рубашкам, надеваемых поверх одежды. Однако, полностью подчинить камизаров Людовику XIV не удается, и он вынужденно идет на уступки. Все больше французов видят в нем тирана, а не поборника религии.

Только спустя сто лет протестанты смогли наконец получить свободу исповедовать свою религию. Она была дарована им в 1789 г. Последовавшая вскоре Французская революция и вовсе объявила все религии равными между собой и позволила каждому гражданину выбирать себе веру по душе.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598 года - закон, подписанный французским королём Генрихом IV 13 августа 1598 года в городе Нант; за-вер-шил Ре-ли-ги-оз-ные (гу-ге-нот-ские) вой-ны во Фран-ции .

Нантский эдикт явил-ся пер-вой по-пыт-кой соз-да-ния сво-его ро-да дек-ла-ра-ции прав под-дан-ных французской мо-нар-хии не-за-ви-си-мо от их кон-фес-сио-наль-ной при-над-леж-но-сти. Из-дав Нантский эдикт, Ген-рих IV про-дол-жил по-ли-ти-ку ре-лигиозного при-ми-ре-ния, ко-то-рую без-ус-пеш-но пы-та-лись вес-ти по-след-ние ко-ро-ли из ди-на-стии Ва-луа (эдик-ты Кар-ла IX, Ген-ри-ха III и др.). Нантский эдикт объ-яв-лял официальной ре-ли-ги-ей ка-то-ли-цизм, воз-вра-щал ка-то-лической церк-ви кон-фи-ско-ван-ные за вре-мя вой-ны зем-ли, но вме-сте с тем пре-дос-тав-лял французским гу-ге-но-там сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния. В Нантском эдикте дек-ла-ри-ро-ва-лись пра-ва про-тес-тан-тов на рас-по-ря-же-ние иму-ще-ст-вом, об-ра-зо-ва-ние, суд, медицинская по-мощь, за-ня-тие государственных долж-но-стей. В то же вре-мя Нантский эдикт ог-ра-ни-чи-вал воз-мож-но-сти от-прав-ле-ния куль-та про-тес-тан-та-ми : в круп-ных го-ро-дах, епи-скоп-ских ре-зи-ден-ци-ях и их ок-ре-ст-но-стях (Па-риж, Ту-лу-за, Ди-жон, Реймс, Шартр и др.) бо-го-слу-же-ние бы-ло за-пре-ще-но, при-чём спе-ци-аль-но ого-ва-ри-ва-лось, что под «ок-ре-ст-но-стью» по-ни-ма-ет-ся тер-ри-то-рия от 2 до 5 лье. На про-тес-тан-тов на-ла-га-лось обя-за-тель-ст-во вы-пла-чи-вать де-ся-ти-ну в поль-зу гал-ли-кан-ской церк-ви (смотри Гал-ли-кан-ст-во), не ра-бо-тать во вре-мя ка-то-лических празд-ни-ков; слу-жи-тели про-тес-тант-ских церк-вей (как и ка-то-лич. ду-хо-вен-ст-во) ос-во-бо-ж-да-лись от не-се-ния во-енной служ-бы и та-льи. Для су-деб-ных раз-би-ра-тельств по де-лам пред-ста-ви-те-лей ре-фор-ми-ро-ван-ной ре-ли-гии соз-да-ва-лись специальной па-ла-ты при пар-ла-мен-тах в Па-ри-же, Ту-лу-зе, Бор-до и Гре-ноб-ле, со-сто-яв-шие на-по-ло-ви-ну из про-тес-тан-тов. Со-глас-но Нантскому эдикту, в го-ро-дах, где бы-ло раз-ре-ше-но от-прав-ле-ние куль-та, по-зво-ля-лось от-кры-вать про-тес-тант-ские шко-лы и ака-де-мии (Мон-то-бан, Се-дан, Ним и др.). Важ-ной ча-стью эдик-та ста-ли сек-рет-ные ста-тьи, пре-ду-смат-ри-вав-шие со-хра-не-ние за гу-ге-но-та-ми за-ни-мае-мых ими со вре-мён ре-лигиозных войн го-ро-дов-кре-по-стей и ук-ре-п-лён-ных мест (Ла-Ро-шель , Мон-то-бан, Мон-пе-лье, Ним, Ньор и др.), мно-гие из ко-то-рых яв-ля-лись пор-та-ми. Это пра-во жа-ло-ва-лось на 8 лет с воз-мож-но-стью про-дле-ния.

Нантский эдикт встре-тил рез-кую оп-по-зи-цию со сто-ро-ны рим. ку-рии, ка-то-лич. ду-хо-вен-ст-ва и пар-ла-мен-тов, ко-то-рые за-тя-ну-ли его ре-ги-ст-ра-цию на несколько де-ся-ти-ле-тий. Па-риж-ский пар-ла-мент за-ре-ги-ст-ри-ро-вал Нантский эдикт толь-ко по-сле сме-ны пре-зи-ден-та в 1599 годду, Ру-ан-ский пар-ла-мент - в 1610 году. Нантский эдикт не удов-ле-тво-рил так-же гу-ге-но-тов, счи-тав-ших ус-туп-ки со сто-ро-ны ко-ро-лев-ской вла-сти не-дос-та-точ-ны-ми. Од-на-ко на не-ко-то-рое вре-мя Нантский эдикт обес-пе-чил внут-ри-по-ли-тическую ста-биль-ность во Фран-ции.

Эдикт Нантский - даровавший франкфуртским протестантам вероисповедные права. Составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утвержден в Нанте (13 апр. 1598). Он состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентом и не внесены в его протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один Э. XVI в. не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве. Нантский Э. даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья Э. вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось прот. богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда. В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 г., было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы. Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit ) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии. Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 г. (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счет короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский Э. нечестивым. Гугеноты требовали еще большего, толкуя Э. в смысле расширения его содержания. Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 г. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей. При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский Э., постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришелье отнял у протестантской партии ее политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе. В 1629 г. был издан Нимский Э. (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 г.) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 г.: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом». Подчинившись поневоле Нантскому Э., катол. духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 г. начались религиозные гонения. В 9-й ст. Нантского Э. разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Э. Наконец, 17 октября 1685 г. Людовик XIV подписал в Фонтенбло Э. об отмене Нантского Э. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нем, что Нантский Э. составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский Э. оказывается лишним. Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII ст. говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэт называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Э. для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч - в Лондон (там сразу появилось боле 30-ти кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию .

Ср. Élie Benoit, «Histoire de l’Édit de Nantes»; Bernard, «Explication de l’Édit de Nantes» (H., 1666); Meynier, «De l’exécution de l’Édit de Nantes dans le Dauphiné»; O. Douen, «La Révocation de l’Édit de Nantes à Paris» (H., 1894); J. Bianquis, «La Révocation de l’Édit de Nantes а Rouen» (Руан,1885);Vaillant, «La Révocation de l’Éd. de Nantes dans le Boulonnais»; R. Reuss, «Louis XIV et l’Église protestante de Strasbourg au moment de la Révocation» (П., 1887).

Выдержки из Указа об отмене Нантского Эдикта

Октябрь 1685 г.

Ст. 1. Объявляем, что мы… настоящим нашим эдиктом, вечным и несменяемым, упразднили и отменили, упраздняем и отменяем эдикт короля (Генриха IV), нашего предка, данный в Нанте в апреле 1598 года… Вследствие сего мы желаем и нам угодно, чтобы все храмы исповедующих так называемую реформированную религию, находящиеся в нашем королевстве, провинциях и сеньериях, были немедленно разрушены.

Ст. 2. Запрещаем нашим подданным так называемой реформированной религии собираться для отправления названной религии в каком бы то ни было месте или частном доме под каким бы то ни было предлогом…

Ст. 3. Равным образом, запрещаем всем сеньерам, какого бы ранга они ни были, отправлять ее в своих домах и фьефах, какого бы рода ни были эти фьефы, под угрозой наказания всем нашим подданным, отправляющим эту религию, лишением прав и имущества.

Ст. 4. Повелеваем всем служителям названной религии, именующей себя реформированной, которые не пожелают обратиться к католической, апостольской римской религии, выехать из нашего королевства и подвластных нам земель в течение двух недель после опубликования нашего настоящего эдикта без права проживать долее этого срока и без права в течение этого времени проповедывать, поучать или совершать другие службы под страхам ссылки на галеры.

Ст. 5. Изъявляем свою волю на то, чтобы те из упомянутых служителей, которые обратятся в католичество, продолжали пользоваться в течение всей своей жизни, а их вдовы после их смерти, пока они будут во вдовстве, теми же самыми изътиями от платежа тальи и военных постоев, которыми они пользовались, пока отправляли обязанности служителей: а кроме того, мы распорядимся об уплате названным служителям, также в течение всей их жизни, пенсии, которая на одну треть будет выше, чем-то вознаграждение, которое они получали в качестве служителей, при чем их жены также будут пользоваться после их смерти половиной этой пенсии, пока они будут во вдовстве.

Ст. 7. Запрещаем специальные школы для образования детей так называемой реформированной религии и все вообще какие бы то ни было меры, которые могли бы означать какую бы то ни было уступку в пользу названной религии.

Ст. 8. Что касается детей, которые родятся у лиц, принадлежащих к так называемой реформированной религии, то мы желаем, чтобы отныне над ними совершалось крещение приходскими (католическими) священниками. Для каковой цели повелеваем их отцам и матерям посылать их в церкви (католические), под страхом штрафа в 500 ливров и даже выше в случае правонарушения. И затем дети будут воспитаны в римско-католической апостольской религии, за чем повелеваем следить местным судьям.

Ст. 10. Категорически и повторно воспрещаем всем нашим поданным так называемой реформированной религии выезжать, им, их женам и детям из пределов нашего королевства, областей и земель, нам подвластных, а равно вывозить свое имущество, под страхом ссылки на галеры для мужчин и лишения свободы и конфискации имущества для женщин.

Февраль 15, 2014

Нантский эдикт — это особое королевское постановление, которое было провозглашено в 1589 году в городе Нанте. Согласно этому эдикту протестанты получали равные с католиками гражданские права; им позволялось публично отправлять свои богослужения, а в качестве гарантии их свобод была сохранена вся гугенотская военно-политическая организация — регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны.

Что предшествовало изданию Нантского эдикта?

Династия Валуа, правившая во Франции с 1328 года, медленно угасала. Один за другим отправились в могилу четыре сына короля Генриха II, из которых трое, Франциск, Карл и Генрих, поочередно занимали французский трон.

Когда стало понятно, что у последнего короля династии — Генриха III Валуа (1574—1588 гг.) не будет прямых наследников, встал вопрос о передаче власти. Наиболее вероятным претендентом на престол являлся потомок третьей ветви рода Гуго Капета (первые две — собственно Капетинги и Валуа) — Генрих Бурбон, король маленькой Наварры.

Единственной проблемой для государства, охваченного религиозными войнами, была вера, исповедуемая претендентом на корону. Дело в том, что Генрих Наваррский был протестантом. Однажды он уже переходил в католичество, но чтобы объединить вокруг себя гугенотов, Генрих вернулся в протестантизм.

Лотарингские герцоги Гизы, также имевшие виды на корону Франции, использовали религиозную рознь, чтобы помешать Бурбону стать королем. Когда Генрих III был убит фанатиком-монахом (1588 г.), назначенный им наследником Генрих Наваррский столкнулся с противостоянием сплотившегося лагеря сторонников римской церкви, объединенных в «Католическую лигу», а также многочисленных отрядов иностранных наемников, грабивших и разорявших страну, и испанскими войсками, призванными на помощь Гизами, занявшими столицу.

«Париж стоит обедни!» — решил наваррский король и принял католичество. Таким образом ему удалось примирить два враждующих лагеря, поскольку протестанты все еще смотрели на него как на своего вождя, а для католиков он стал единоверцем. В 1594 году Париж открыл ворота новому королю, признав его законным монархом под именем Генриха IV.

Генрих поспешил закрепить свое положение, окончательно примирив противников и прекратив кровопролитную гражданскую войну. Вельмож — как католиков, так и гугенотов, признавших его, — он наделил щедрыми наградами в виде губернаторств, пенсий, придворных должностей, городов и провинций.

Еще в 1589 году в городе Нанте было провозглашено особое королевское постановление, известное как Нантский эдикт. Согласно этому эдикту протестанты получали равные с католиками гражданские права; им позволялось публично отправлять свои богослужения, а в качестве гарантии их свобод была сохранена вся гугенотская военно-политическая организация — регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны.

Отмена Нантского эдикта

Эта политическая организация гугенотов была ликвидирована лишь при сыне Генриха IV — Людовике XIII, когда управлявший королевством кардинал Арман-Жан дю Плесси Ришелье разрушил последний оплот протестантизма — крепость Ла-Рошель, не отменив, однако, их свободного вероисповедания.

Лишь с ослаблением Реформации и усилением влияния церковного клира реакционным католическим кругам удалось в 1685 году добиться отмены Нантского эдикта и запрещения во Франции протестантизма.



Похожие статьи
 
Категории