Нас было много на челне. Арион

20.09.2019

Прежде, чем читать стих «Арион»Пушкина Александра Сергеевича, необходимо обратить внимание учеников на дату, когда он был создан. А было оно написано в 1828 году. В 1825 году Россия пережила серьезные политические события. После восстания декабристов прошло три года. Однако трагедия участников восстания оставила глубокий след в душе Пушкина. Урок по литературе в шестом классе необходимо начать с небольшого исторического экскурса. Как известно, многие участники восстания были близкими друзьями поэта. Из истории мы знаем, что кто-то из декабристов был казнен, а кто-то сослан в Сибирь. Пушкин поддерживал восстание, но по ряду причин не был участником этих событий. Тем не менее, печальную участь декабристов он воспринял, как личную трагедию.

Текст стихотворения Пушкина«Арион», использует аллегорический прием. А именно в его сюжет закладывается легенда о поэте из Древней Греции Арионе. Однако Пушкин несколько меняет сюжет сказания. И по смыслу получается, что и певец, и пловцы и кормчий находятся в одной связке. Их объединяло одно общее дело. Но путешествие, в которое отправился тяжелый челн, было опасным.

Догадаться с учетом исторических событий, о ком ведется повествование в произведении не сложно. Здесь он ясно дает понять, что с пловцами и кормчим у него нет вражды. Что он, Пушкин, продолжает петь гимны событиям и участникам тех трагических для России дней. Более того он остается верен своим друзьям и делу, ради которого многие из них пошли на гибель. Существует предположение, что от Пушкина просто скрыли дату восстания, сохранив тем самым для России талантливого поэта. Учить стихотворение школьникам будет интересно, если погрузить их в те далекие исторические события прошлого, которым оно и посвящено. Скачать его полностью можно в режиме онлайн на нашем сайте.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонись, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн,-
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Осип Мандельштам
Слух чуткий парус напрягает... (1910)

Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.

Я также беден, как природа,
И также прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный
И небо, мертвенней холста, -
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

В стихотворении «Арион», анализ которого нас интересует, художественной целью является оценка действий тех из ровесников лирического героя, кого он может объединить в понятие «мы» («Нас было много на челне...»). Создается образ, являющийся аллегорией. Аллегория (от греч. «иносказание») — это развернутое уподобление примет реальности деталям картины, имеющей переносное значение, причем в ней важны не индивидуальные характеристики лиц, а обрисовка отвлеченных понятий, идей, качеств.

Предметный план, находящийся перед глазами воспринимающего, в действительности не так важен, хотя может быть обрисован с ощутимостью и конкретизацией (вспомните героев басен И.А. Крылова, у которых изображены внешние признаки и манера поведения, например, Лиса в басне «Ворона и лисица», 1808, выглядит как «плутовка», приближается к жертве «на цыпочках», говорит «чуть дыша», а ворона, неуклюже «взгромоздясь» на ель, простодушно вслушивается в ее «сладкие» похвалы, готовая каркнуть во все горло и выронить кусок сыра, который ей «Бог послал», лишь бы подтвердить, что она и вправду «хороша» и обладает «при красоте такой» певческим дарованием).

В стихотворении Пушкина «Арион» зримо видится плывущий в море челн, т. е. лодка, идущая на веслах и под парусом. На ней большая команда: « Иные парус напрягали ,/ Другие дружно упирали / В глубь мощны веслы ...» Работой руководит « кормщик умный », в молчании , сосредоточенно сидящий у руля. Находится место и беспечному сладкогласному певцу — он поет для пловцов (так названы моряки на «грузном челне»). Занятые делом, они не замечают надвигающегося вихря. Он нежданно, «с налету», прерывает путь, сметая с корабля « и кормщика , и пловца ». В буре пострадал и певец, его «риза влажная» (риза — верхнее облачение священника, показатель возможности для него служить в храме), он сушит ее « на солнце под скалою ».

В каждой детали полотна содержится обобщенный смысл: дело поколения — это плавание по бурному, грозящему непогодой морю, где их корабль похож на маленький, беззащитный перед «вихрем» челнок. В бедствиях моряков нельзя обвинять ни море, ни бурю, т. е. в целом законы мирозданья, они сами выбрали свою судьбу, стремясь к неведомой, манящей издали цели. Особое внимание уделяется месту художника среди пловцов — он вместе с ними, но не должен отказываться от своего предназначения. «Таинственный певец» — образ, имеющий автобиографическую основу: он «пел» для единомышленников, «разбив изнеженную пиру» и вслушиваясь в грохот «грозы» (образы из оды Пушкина «Вольность»), а после кораблекрушения остался жив, « На берег выброшен грозою ». Потеряв товарищей, сподвижников, он не утратил веры в идеалы, его гимны остались прежними.

Эти особенности мироощущения легко восстанавливаются из контекста, однако сопоставление предметного и переносного планов стихотворения «Арион» Пушкина при анализе порождает и множество вопросов, ответы на которые превращают аллегорическую картинку в обрисовку индивидуальной трактовки событий, присущей лирическому герою. Возникает м ногозначность, не характерная для аллегории, показывающая, что среди образов стихотворения появляются символы. Символ (греч.) в литературе — это вид иносказания, где сквозь предметный план «просвечивает» переносное значение, допускающее разные толкования, зависящие от субъективного восприятия. Так, символом является центральный образ стихотворения, певец Арион, имеющий такие характеристики: он один из пловцов: у него на челне несвойственное другим занятие — он «пел», а не «напрягал» парус, не принимал участие в «дружной» работе, которая совершается другими «в молчаньи» (несмотря на то что эта форма в современной орфографии выглядит по-другому — «в молчанье», менять окончание при написании цитаты нельзя, так как в стихотворении важно сохранить все звуковые особенности; если пренебречь одной этой буквой, не будет слышно фонического повтора, организующего поэтическую речь: упирали, молчаньи правил). Кроме этого, если для кормщика его вера в успех — плод раздумий, он «умный» глава команды «грузного челна», это его основная характеристика, то Арион беспечен, полон эмоциональных впечатлений от пути по волнам. Его участь «таинственным» образом отличается от доли остальных: он остался жив, хотя и пострадал от «грозы». Наконец, в его мироощущении (оно обрисовано конспективно, только намечен контур, но от этого повышается значение каждой подробности) важна преданность «гимнам прежним».

Необходимо вспомнить и о том, что Арион — герой античного мифа, поэт и художник, спасенный от гибели в море дельфином. В стихотворении «Арион» Пушкина, анализ которого нас интересует, из всех мифологических мотивов выбирается один: герой таинственным образом спасается от смерти в волнах. Каждая из черт Ариона может доминировать в восприятии читателя, которому будет важно провести аналогии между реальными обстоятельствами и поэтическим образом. Нельзя сказать, какая из них является главной, в многозначности и состоит суть символического (в отличие от аллегорического) обобщения. В контексте пушкинских раздумий о судьбе поколения, о его вкладе в историю, несомненно, является важной аналогия с древними преданиями. Молодые борцы, современники автора, оказавшиеся за «мрачными затворами» (послание «Во глубине сибирских руд...») ставятся в один ряд с мифологическими героями, что способствует возвышению их роли. Они, пострадав от могущественного «вихря шумного», доказали способность человека противостоять судьбе, двигаться вперед, не боясь своенравия волн, полагаясь на «мощны веслы», дружные усилия, ум и волю.

Стихотворение строится как лирический монолог от имени одного из «нас», певца, который не только может воспроизвести свое ощущение общей «дружной» работы, видя ее изнутри, но и обобщить, оценивая последствия шторма, где погибли друзья (в стихотворении единственное восклицание передает эмоциональное потрясение от того, что «Погиб и кормщик, и пловец!..»). Единство лирического излияния подчеркнуто отсутствием деления текста, написанного четырехстопным ямбом, на строфы. В нем пятнадцать строчек, рифмуются все из них, для чего используются параллельные рифмы (строчки 6, 7, 8; 10, 11; 13, 14), а также знакомая подругам произведениям опоясывающая рифмовка (первое и последнее четверостишия, не выделенные строфически, но очевидные в связи с метрическими особенностями, т. е. из-за того, как группируются строчки по ритму и рифмовке).

Благодаря такой особенности, как перенос, некоторые строчки не завершены, требуют продолжения, оставляют впечатление вынужденной остановки из-за того, что взволнованному человеку не хватает дыхания (строчки 4,5, 7, 8,11,14). Перенос способствует также выделению слов, находящихся на границе поэтических строк, но входящих в предложение, смысл которого выясняется только после знакомства с последующим текстом, являющимся продолжением этих строчек. Особое значение имеет строчка 11, расположенная перед последним четверостишием и рифмующаяся с восклицанием. В ней содержится расшифровка образа лирического героя, он «таинственный певец», внимание к которому привлекают его «гимны», являющиеся выражением общих для «пловцов» чувств:

Погиб и кормщик, и пловец!..

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Гимны тоже становятся символом (слово "гимн" происходит от греч. «хвала, торжественная песнь»), выражающим суть отношения к идеям, одушевившим деятельность декабристского поколения. Под заслугой певца понимается в контексте стихотворения воспевание свободолюбия и самоотверженности, помогающее движению «челна» вперед. Он выполнил задачу, которую ставил в первых «гимнах». Вспоминая о том, что началом вольнолюбивой лирики Пушкина считается ода «Вольность», где обозначение жанра перекликается со смыслом термина «гимн», так как «ода» — это произведение торжественного характера, греч. «песня», в которой воспеваются общественные и нравственные идеалы, а также образы других стихотворений, например, «К Н.Я. Плюсковой», где лирический герой называл содержанием своего «гимна простого» прославление свободы («Свободу лишь учася славить...»), можно сказать, что автобиографический план стихотворения «Арион» включает еще одну цель. В нем подводится итог целого периода в творчестве, завершается развитие образа лирического героя, чьи черты продолжали друг друга, формируя внутренний облик одного из новых героев, борца и «мстителя» за поруганные общественные идеалы. Однако политический оттенок был одним из аспектов в понимании свободы. Выдвижение на первый план битвы за приход «вольности святой» (образ присутствует в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву», являясь сквозным для свободолюбивой лирики Пушкина) роднило стихотворения поэта с основными мотивами декабристской лирики.

В начале 1820-х годов тема свободы у Пушкина трансформируется, в чем немаловажную роль сыграл интерес автора к романтизму. Если в поэзии будущих участников восстания (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев) возвышаются революционные настроения, то в пушкинской лирике свобода приобретает черты недостижимого идеала.

7 декабря в Корпусе гуманитарных факультетов прошел концерт Клуба бардовской песни Института детства. Клуб существует уже год, и на свой первый юбилей его участники собрали друзей – любителей песни.

Участники Клуба объединились вокруг Ирины Дмитриевны Демаковой (Олтаржевской), д.п.н., профессора, заведующего кафедрой психологической антропологии Института детства, выпускницы литфака МГПИ им. В.И. Ленина, известного барда, а также доцентов кафедры Елены Игоревны Адамян, Луизы Игоревны Адамян, Алины Валерьевны Шиповой и ассистента Елены Владимировны Жуковой.

Ирина Дмитриевна Демакова : “Прошли сутки с момента завершения концерта Клуба бардовской песни Института детства (он состоялся 7 декабря 2018 года), а я все еще никак не могу успокоиться, победить невероятное волнение. Уверена: это был знаковый вечер. Что я имею в виду?

ЗНАК № 1. Этот вечер доказал, что бардовская песня – высочайшее достояние, гордость МПГУ – жива и ищет пути к сегодняшнему поколению студентов и преподавателей. Родившаяся в 50-ые годы она в 60-ые стала выразителем надежд поколения, которое позже назвали “шестидесятниками”, она была любимицей студенческой и рабочей молодежи. В 70-80-е годы ее ряды пополнились новыми авторами и исполнителями. В 90-ые годы она стала звучать тише: ее заглушала попса, и, иногда казалось, что ее тихий голос просто не пробьется, не перекричит вселенскую какофонию. В “лихие 90-е” в МПГУ бардовская песня сохранилась только на литфаке. Человеком, который помог ей остаться в живых была Наташа Богатырева, посвятившая себя ее изучению, распространению, сохранению, развитию. Именно она приглашала десятки раз самых известных бардов-выпускников, а также тех 60-ников, которые состоялись в отечественной культуре и стали ее славой. Барды, поэты, журналисты – Юрий Визбор, Ада Якушева, Максим Кусургашев, Света Богдасарова, Вадим Егоров, Вероника Долина, Борис Вахнюк, Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Коваль, Гарик Бабушкин… Этот список невозможно закончить, потому что он нескончаем. Сегодня бардовская песня несет историю МПГУ, ее удивительную культуру, традиции… И имена! “И имена своих друзей…”

ЗНАК № 2. Первый разговор о бардовской песне состоялся в сентябре 2017 года в Институте детства во время “Погружения в педагогику”. О ней говорилось на “круглом столе”, специально посвященном этой тематике. На этот “круглый стол” пришло много ребят, некоторые из которых вообще никогда ничего не слышали ни о бардах, ни об их песнях. После окончания встречи возникла идея организовать Клуб бардовской песни Института детства. Сейчас, спустя год, этот Клуб стал хранителем прекрасной традиции МПГУ. Его участники в сентябре 2018 года уже сами вели работу с первокурсниками, и Клуб пополнился еще несколькими студентами. Сейчас в Клубе появились мальчики. Об этом даже мечтать было сложно, учитывая, как мало мальчишек поступает в педагогический институт.

ЗНАК № 3. Замечательной особенностью Клуба бардовской песни Института детства стало то, что он объединил В ОДНУ КОМАНДУ преподавателей и студентов. Руководителем Клуба, его аккомпаниатором стала Елена Игоревна Адамян – кандидат филологических наук, доцент кафедры психологической антропологии, его мощной движущей силой является кандидат психологических наук, доцент той же кафедры Луиза Игоревна Адамян, активно участвуют в его деятельности кандидат педагогических наук, доцент Алина Валерьевна Шипова, ассистент Елена Владимировна Жукова. Сегодня можно сказать о тех ребятах, которые составляют его костяк. Их 10 человек: Дуня Редечкина, Настя Шевцова, Соня Кочетова, Варя Кощеева, Маша Чечко, Настя Лукьянчикова, Настя Зайцева, Вероника Сабирова и наши мальчики Илья Джан и Коля Колесниченко ….. Эти ребята учатся петь, доносить до зрителей смыслы тех песен, которые они исполняют. Они любят бардовскую песню и верно ей служат. Все они приняли участие в нескольких концертах, выступали с бардовским приветствием на разных встречах, которые организует Институт детства.

ЗНАК № 4 В последней программе Клуба особое место занимают песни Ады Якушевой. И это понятно: именно Ада открыла в истории бардовской песни женскую страницу. Мы поем ее песню о Москве (это уже год наша визитная карточка), «Синие сугробы», «Вечер бродит». Поем Визбора – любимое до самозабвения «Многоголосье», «Мадагаскар», «До свиданья, дорогие». Поем Веронику Долину – дуэты и солисты поют «А хочешь я выучусь шить?», «Когда б мы жили без затей», «Я живу как живу», Вадима Егорова «Дождь смоет все следы»… К бардовским песням в этой программе мы добавили современные модные шлягеры. Просто почувствовали, что это можно сделать, если эти «другие» песни интонационно и по смыслу близки невероятной искренности и правдивости бардовских песен.

Вечер Клуба бардовской песни Института детства собрал много гостей, друзей старых и новых, мам с детишками, которые носились по залу и немножко мешали, но… Институт детства… Никуда не денешься… Думаю, что все мы, участники этого прекрасного, искреннего, веселого, умного действа, до сих пор не “отошли”… А зачем отходить? Напротив, мы начинаем новую программу, на которую приглашаем желающих 5 марта 2019 года” .

Настя Шевцова “Если вспомнить, за этот год произошло многое, например, поездка в Каргополь, я не смогла поехать, но от всех эмоций и воспоминаний остальных членов клуба сложилось ощущение, будто это не так. А вспомнить юбилей ИДД (Ирины Дмитриевны Демаковой)! Мы приложили очень много сил, чтобы все получилось, чтобы на нашем вечере было очень уютно, тепло, душевно, чтобы не только сама ИДД, но и остальные зрители смогли почувствовать все это, а также нашу любовь. Летом мы выбрались в парк со все такой же аурой клуба, мы играли в игры, пили чай с печеньем и, конечно же, пели песни. А осенью, с начала нового учебного года, мы с огромной радостью встретились друг с другом и принялись снова «творить», снова искать новые песни и новых людей! За этот год мы узнали друг друга с разных сторон, других, ранее не известных, приняли друг друга и сплотились еще больше. КПА (кафедра психологической антропологии) и раньше была для меня чем-то особенным, а сейчас это будто уголок дома в стенах университета. И так же как и домой, придешь на КПА, обнимешь всех своих близких, нальешь чай и, заняв свое уже давно привычное место, начнешь петь старые любимые, искать новые песни и раскладывать все что можно по голосам!”

Варвара Кощеева (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Бардовская песня всегда была в моей жизни, тянулась тоненькой нитью, но я никак не могла подумать, что, поступив в университет, смогу найти таких же близких по духу людей. За год, проведенный мной в Бардовском клубе Института Детства, я совершенно точно могу сказать, что вокруг меня образовалась самая настоящая семья, где неважно, студент ты или преподаватель, тебе всегда окажут поддержку, споют с тобой что-нибудь душевное, веселое и обязательно поднимут настроение! 
Это не просто клуб, куда мы приходим, словно на занятия. Это маленький мир, где царит уют, любовь и песни, без которых было бы очень скучно жить на свете!”

Дуня Редечкина (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Я не могу без тёплых, душевных и близких моему сердцу песен. Под это определение подходят именно бардовские песни. Благодаря бардовскому клубу Института Детства я за год узнала таких песен около сотни, половину из них уже пою наизусть. Но самое прекрасное, что за этот год наш коллектив стал большой дружной семьей из студентов и преподавателей. Мы вместе собираемся на репетиции, ходим на различные мероприятия, играем в игры и даже путешествуем! Поездка в Каргополь до сих пор одно из самых ярких событий этого года. Сколько мастер-классов, экскурсий, памятников русской культуры мы посетили за каких-то 4 дня. Я люблю ту атмосферу, которая живёт вокруг нас, люблю песни, которые мы поём и, конечно, всех, кто нас поддерживает! Поддержка преподавателей, студентов, друзей и знакомых значит очень много. Она даёт сил идти дальше, не сдаваться, находить время и делать невозможное! Большое спасибо каждому!”

Настя Лукьянчикова (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “За этот год я получила многое, но самое главное, что я приобрела, это близких по духу людей. Мне доставляет удовольствие просто находиться рядом с ними, петь вместе, заряжаться позитивом и положительной энергией. И правда, каждый раз когда я прихожу в наш клуб, я ощущаю на себе эту тёплую атмосферу, то как от улыбок и смеха становится тепло и приятно на душе, как поднимается настроение во время наших вечеров. Я считаю, что за этот год, я приобрела самое важное сокровище. Я познакомилась с чудесными, искренними, добрыми людьми, с невероятным желанием творить и согревать своей теплотой каждого, заставляя их струны души содрогаться под чудесные напевы”.

Маша Чечко (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Бардовский клуб – это место, где можно отдохнуть душой. Какой бы тяжёлый ни был день, спускаясь на КПА, попадая в круг родных лиц, становится отрадно на сердце, и всю усталость снимает рукой. Это место, где возрастные границы стираются, и мы можем посмеяться, выпить чаю и вместе попеть. Это не просто клуб бардовский песни, это иной мир в институте под сводами лестниц!”

Вероника Сабирова (студентка 1 курса ФНО Института детства МПГУ): “Всё началось 1 сентября, когда я пришла на концерт, посвящённый первокурсникам. Услышать песни бардовского клуба было необычным и волшебным для меня. Больше всего меня поразила гармония исполнения и тепло, уходящее от коллектива в зал. Затем я вновь услышала бардовский клуб на мастер-классе в рамках курса «Погружение». У меня не осталось никакого сомнения в том, что я не умею петь. Я раз и навсегда влюбилась в этот коллектив, душевные песни и уютную атмосферу вокруг, особенно в песню Юрия Визбора «Многоголосье». И вот, уже чуть больше месяца я получаю удовольствие от каждой встречи, репетиции и заряжаюсь позитивными эмоциями”.

Настя Зайцева (студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Моё знакомство с бардовским клубом началось 1 сентября этого года. Я была впечатлена выступлением девушек на концерте. Затем, я вновь услышала песни на мастер-классе, на неделе «Погружения в педагогику». Мне очень понравилось петь песни вместе с участницами клуба, создавшими невероятно уютную, дружескую и теплую атмосферу. Хотя пением я никогда не занималась, я поняла, что очень хочу быть участницей бардовского клуба. За недолгое время я по-настоящему полюбила веселые репетиции, от которых я получаю удовольствие и радость, которые заряжают меня позитивными эмоциями”.

Текст подготовили:

Ирина Дмитриевна Демакова,

Елена Игоревна Адамян

Фотографии:

Л.И. Адамян, А.С. Обухов,

Е.П. Федорова, И.С. Шустова

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонись, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я - беспечной веры полн,- Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! - Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Стих «Арион», написан на третий день после годовщины казни декабристов.
В основу стихотворения Пушкин положил известный античный миф о древнегреческом поэте и певце, обладавшем столь высоким искусством пения и игры на лире, что когда, спасаясь от посягавших на его жизнь корабельщиков, он бросился в море, то подплывший дельфин принял его на свою спину и вынес невредимым на берег.
Пушкин решительным образом изменил ситуацию античной легенды. Пушкинский певец на челне окружен друзьями, а не враждебными корабельщиками.

Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.

Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.



Похожие статьи
 
Категории