Назад - в пампасы. Аргентинская пампа и гаучо Загадочные пампасы Южного полушария

20.06.2019

Ковбой (кавбой) (англ. cowboy, от cow — корова и boy — парень) — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Закончилась эта эпоха около двадцати лет спустя. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но не имевшими ни работы, ни имущества. Ещё треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы.

Ковбои перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Ночью во время стоянок патрулировали по периметру, перекликаясь посредством куплетов, один начинал, другой на противоположной стороне заканчивал. Так родились ковбойские песни, ковбойская поэзия.

Самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Власти из городков по их маршруту нанимали бандитов для защиты населения от разгулявшихся ковбоев. Помимо шумных «гуляний», ковбои в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, кто лучше бросает лассо и чья лошадь лучше воспитана. Со временем эти состязания «обросли» правилами, поделились на дисциплины и ближе к середине XX века сформировался вестерн-спорт.

После 1930-х в Америке вошёл в моду ностальгический, прославляющий взгляд на ковбоев. Он нашёл отражение в музыкальном стиле кантри, комиксах, рекламе, одежде, кинематографе (см. Вестерн). Непременными атрибутами ковбоя считаются джинсы, ковбойская шляпа, сапоги, жилетка, клетчатая рубашка на кнопках с двойной кокеткой (western yokes), лассо, револьвер.

Современные техасские ковбои (США).

Другие названия ковбоев в американском английском включают слова cowpoke, cowhand, cowherd и cowpuncher (ковпанчер)

Ковпанчеры, названные в честь мужчин, носящих шляпы, надевали на ноги чехлы от колючих зарослей (чапсы, чаппарахас), имели короткие лассо и загоняли скот в железнодорожные вагоны.Действовали на территории Нью-Мексико и Техаса.

И в наше время настоящих ковбоев, занимающихся разведением крупного рогатого скота и лошадей, можно встретить в США на ранчо. Некоторые из рабочих-ковбоев принимают участие и в соревнованиях —родео. Рабочие ковбойские лошади и рабочие ковбои принимают участие и в соревнованиях на лучшую рабочую лошадь — Versatility Ranch Horse].

Исторически ковбои были и остаются частью американской духовной культуры. Первая ковбойская церковь была организована в городе Ваксахачи, штат Техас. Сейчас ковбойское христианское движение объединено в Американскую Ассоциацию ковбойских церквей. На русском языке практически нет исследований о ковбоях-христианах. Эта тема была открыта в 2008 году статьей американского бюро журнала «Христианин».

В Южной Америке, в условиях пампы (аналог прерии), в 19 веке существовал сходный ковбою социальный слой: гаучо. Гаучо появились значительно раньше (XVI-XVII века), по происхождению были в основном метисами, но в 20-м веке гаучо и ковбой стали сходными популярными стериотипами. Особенно это было заметно в первой половине 20-го века, когда Аргентина была страной первой величины и аргентинский кинематограф соперничал с Голливудом.

1. Интересные факты о ковбоях

Феномен ковбоя, от которого отталкивалась мифологизация этого образа, как работника-перегонщика, перегонявшего мясной скот с пастбищ Запада к железнодорожным станциям Канзаса для дальнейшей их транспортировки в города на востоке США, — просуществовал всего 30 лет, примерно с 1865 по 1895 год. После этих 30 лет профессия ковбоя стала более локальной.

В американской истории был единственный президент, который был ковбоем по профессии. Это Теодор Рузвельт. На заре своей карьеры, с 1883 по 1886 год, он работал ковбоем.

Именно мясо, а не золото и серебро принесло Аргентине богатство. Причем такое, что на рубеже 19-20 веков в Европе даже проявилась присказка: «богат как аргентинец». Аргентина занимает шестое место в мире по поголовью крупного рогатого скота, пятое по производства мяса на душу населения и первое по его потреблению.
Во все стороны от Буэнос-Айреса на сотню километров простираются пампасы. Пампасы – плодородные степи, в которых куется богатство страны, где на фермах, а они называются в Аргентине – эстансия, трудятся гаучо – потомки испанских конкистадоров и индейских женщин.

Эстансия Эль Калибри

Слово эстансия означает «остановка». В русском языке оно соответствует – станице. То есть – это поместье с прилегающей к нему землей. Они играли важную роль в истории Аргентины. Фермерство всегда было прибыльным в Аргентине. Испанская империя, не найдя здесь ожидаемое золото, сделало ставку на сельское хозяйство. Изначально первыми поселенцам выдавали обширные участки земли на тех условиях, что они будут выращивать на этой земле зерновые культуры поблизости от столицы или скот в отдалении от нее. Фермеры должны были докладывать испанской короне о достигнутых результатах, держа экзамен на профпригодность. Те, кто добился успеха, получали землю в собственность. Неудачники оказывались бездомными. Впрочем, имея деньги, в Аргентине всегда можно было купить и эстансию, и уважение.

Теперь эстансии изначально строят как отели. Двенадцать лет назад хозяин эстансии Эль Калибри поехал в Аргентину охотиться, и в прицел ружья узрел совсем другую цель – о чем и сообщил жене. Он сказал – давай переедем в Аргентину. Сначала из Европы уехал муж с тремя собаками, потом прибыла жена с тремя детьми. Было странное решение уехать из Европы не в Калифорнию, а в глубинку Аргентины, в пампасы. Считается, что в Аргентине сложный климат: жаркое лето и холодная зима.

Хозяйка эстансии так объясняет свое решение: «Мы здесь заметно улучшили качество жизни. Здесь, на природе лучше растить детей. В Куршевеле и Сан-Тропе, где мы жили, было, конечно, красиво, но там сложно привить детям правильные ценности. Чтобы так отдыхать, как мы сейчас живем, в Куршевеле надо много работать. Какие просторы в Аргентине! Другая страна, другая ментальность. Мы сами не работаем на ферме, а нанимаем людей. Но это также надо уметь делать.
В прошлом, когда покупали эстансию, хозяева работали вместе с гаучо. Но это длилось недолго. Надо отметить, что изначально домашнего скота в Аргентине не было. Поэтому его привозили на кораблях. Фермеры быстро становились на ноги и позволяли себе сдать эстансию в аренду и жить по полгода в Лондоне и Париже. Покупали там скаковых лошадей и разводили их в пампасах. Путешествие в Европу было длительным, и с собой они брали кур, свиней, чтобы покушать свое, аргентинское, домашнее. Местные индейцы прекрасно освоились с лошадьми, которых до этого там не было и стали лучшими наездниками, чем сами испанцы. Они принялись угонять от фермеров скот. Владельцы эстансий начали строить по периметру своих ферм специальные вышки, нанимать гаучо, которые выглядывали врагов и защищали от нападений фермы.

Мясо в Аргентине хорошее и славится по всему миру. Фермеры объясняют этот факт хорошей генетикой, прекрасными травами, отсутствием химии. Большой популярностью в изготовлении и потреблении пользуется – печенка, мясо с ребрышек, филе и огузок. Главные герои пампасов – гаучо. Три столетия назад они были бродягами, наводящими на людей страх. Но получив постоянную работу, стали «трудягами». На любой ферме лошади являются королями всех животных. Аргентинские лошади называются здесь креолами и являются национальной гордостью страны. За ними ухаживают и любят больше всех домашних животных. Популярное развлечение для аргентинских аристократов – поло на лошадях. Оно собирает тысячи зрителей не только из аристократических кругов, а также обитателей многочисленных эстансий.

Для справки: Лошадь была и остается не только средством передвижения в аргентинской культуре, а тем более в пампасах. Она - компаньон и друг. Гаучо или аргентинский ковбой является романтичным символом для жителей Аргентины. Он представляет аргентинскую традицию и противостоит коррупции. У гаучо всегда была свобода, которой никогда не обладали жители городов, живших в стенах зданий и законов. Гаучо были кочевниками и бродили по всей сельской местности Аргентины. Они имели свои собственные законы, а вместо крыши над головой – звезды. Но больше всего в жизни они любили и любят лошадей, к которым относятся как к своим близким друзьям. Лошадь стала символом самих гаучо, ведь порода Криолло – смешенная, как и кровь самих аргентинских ковбоев. Поэтому наездник и лошадь представляют одно целое в аргентинской культуре пампасов.

Материал взят из передачи «Планета без предрассудков. Путешествие с Ириной Бажановой»
Фото: Frazer, Hugh"sBlog, SarahBoland, а также из Интернета. По вопросам авторства просьба обращаться в офис нашей компании

Аргентина: ближайшие туры

Даты заездов 2019: 15 июня, 6 июля, 17 августа, 14 сентября, 19 октября, 16 ноября, 7 декабря;
10 дней / 9 ночей

Буэнос-Айрес – Тигре – Сан-Исидро – Ушуайя – пролив Бигль – национальный парк Огненная земля – Калафате – ледник Перито-Морено – водопад Игуасу
Элегантный Буэнос-Айрес с его культурными и историческими памятниками и танго. Путешествие на край земли в Ушуайю к ледникам и озерам в горной цепи Анд, наблюдение за морскими котиками в их среде обитания и за магеллановыми пингвинами. Поездка по узкоколейке на старинном составе – "Поезде на край света" – по самому южному национальному природному парку. Путешествие в Калафате к самому "легко доступному леднику" – Перито Морено – природному достоянию человечества.
Гарантированные даты заездов от 2 чел. с русскоговорящим гидом - переводчиком.
от 2008 у.е. при 2-местн. разм. + а/б; варианты размещения на выбор - отели от 3* до 5*

По одной из версий, пампа на языке кечуа обозначает «ровная земля». Пампа представляет собой самые разнообразные ландшафты. В основном это равнины и холмы, покрытые лесом и кустарником, пустынные районы с соляными озерами, степи с высокими травами. Этот район расположен к западу от Буэнос-Айреса и считается ме-стом появления легендарных гаучо. Изначально Пампа была заселена кочевыми индейцами керанди, которые были охотниками, рыболовами и собирателями. Они охотились на гуанако и страусов-нанду и были довольны жизнью вплоть до появления испанцев. Индейцы более пятисот лет противостояли завоевателям, не давая им основать безопасные поселения в пампах. Фактически сопротивление продолжалось до 1879 г., когда европейцы объявили жестокую войну на уничтожение жителей памп «Конкиста дель Десьерто». Далее регион развивался очень медленно, учитывая враждебные настроения местного населения, а также отсутствие золота и полезных ископаемых.

Испанцы, более заинтересованные в развитии экономики Лимы, оставляли первые поселения в Буэнос-Айресе ради преимуществ Перу и Парагвая. Одичавший рогатый скот и лошади быстро размножались и чувствовали себя превосходно на плодородных степях с сочной травой . В этот период и появились знаменитые гаучо , которые отлавли-вали диких лошадей и буйволов и загоняли их на ранчо. Жизнь этих ковбоев была вольной и беззаботной благодаря плодородным пастбищам памп, на которых они пасли свой скот, доставшийся им абсолютно даром. Мясо, шкуры и жир пользовались большим спросом. Для без-бедной жизни нужно было просто обладать смелостью, ловкостью и дерзостью. Так что гаучо могли себе позволить весело пьянствовать в кабаках, играть и азартные игры и развлекаться с женщинами. Таким был образ местного ковбоя.

Политика диктатора Хуана Мануэля Роэаса позволяла использовать аргентинские земли для основания ранчо и поместий и защищала интересы сельскохозяйственной элиты. Поэтому хозяева ранчо богатели, строили небольшие мясоперерабатывающие фабрики, где солили и вялили телятину. Ранчо становились прибыльными и со временем привлекли внимание европейцев. Испанцы и итальянцы начали скупать огромные земли. Им нужна была рабочая сила, а найти кого-то лучше выносливых, знающих эти земли и сросшихся с седлом гаучо, было невозможно. Таким образом, ковбои постепенно потеряли свою свободу и независимость и стали работать на землевладельцев. Трудиться на ранчо устраивались и приезжие европейцы, что невероятно раздражало местных гаучо. В общем, славные дни аргентинских ковбоев прошили.

Но, как ни странно, именно в это время с большим опозданием появляется романтическая литература о независимых гаучо, их образ становится невероятно популярным. Гаучо стали символом экстремального, но романтического аргентинского национализма, известного как «аргентинидад». Никто не мог даже предвидеть такой популярности образа человека на лошади, одетого в поношенные штаны и кожаную шляпу, с острым ножом за поясом. Как и его северо-американский предшественник - ковбой, гаучо стал героем фильмов и книг. По иронии судьбы такую популярность аргентинские ковбои завоевали толь-ко в период угасании их эры.

Пампа и сегодня играет ведущую роль в снабжении сельскохозяй-ственной продукцией. Многие теперь занимаются возделыванием зерновых культур, а телятина из этих мест продолжает оставаться самой лучшей во всей Латинской Америке

Ковбой (кавбой) (англ. cowboy, от cow — корова и boy — парень) — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Закончилась эта эпоха около двадцати лет спустя. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но не имевшими ни работы, ни имущества. Ещё треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы.

Ковбои перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Ночью во время стоянок патрулировали по периметру, перекликаясь посредством куплетов, один начинал, другой на противоположной стороне заканчивал. Так родились ковбойские песни, ковбойская поэзия.

Самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Власти из городков по их маршруту нанимали бандитов для защиты населения от разгулявшихся ковбоев. Помимо шумных «гуляний», ковбои в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, кто лучше бросает лассо и чья лошадь лучше воспитана. Со временем эти состязания «обросли» правилами, поделились на дисциплины и ближе к середине XX века сформировался вестерн-спорт.

После 1930-х в Америке вошёл в моду ностальгический, прославляющий взгляд на ковбоев. Он нашёл отражение в музыкальном стиле кантри, комиксах, рекламе, одежде, кинематографе (см. Вестерн). Непременными атрибутами ковбоя считаются джинсы, ковбойская шляпа, сапоги, жилетка, клетчатая рубашка на кнопках с двойной кокеткой (western yokes), лассо, револьвер.

Современные техасские ковбои (США).

Другие названия ковбоев в американском английском включают слова cowpoke, cowhand, cowherd и cowpuncher (ковпанчер)

Ковпанчеры, названные в честь мужчин, носящих шляпы, надевали на ноги чехлы от колючих зарослей (чапсы, чаппарахас), имели короткие лассо и загоняли скот в железнодорожные вагоны.Действовали на территории Нью-Мексико и Техаса.

И в наше время настоящих ковбоев, занимающихся разведением крупного рогатого скота и лошадей, можно встретить в США на ранчо. Некоторые из рабочих-ковбоев принимают участие и в соревнованиях —родео. Рабочие ковбойские лошади и рабочие ковбои принимают участие и в соревнованиях на лучшую рабочую лошадь — Versatility Ranch Horse].

Исторически ковбои были и остаются частью американской духовной культуры. Первая ковбойская церковь была организована в городе Ваксахачи, штат Техас. Сейчас ковбойское христианское движение объединено в Американскую Ассоциацию ковбойских церквей. На русском языке практически нет исследований о ковбоях-христианах. Эта тема была открыта в 2008 году статьей американского бюро журнала «Христианин».

В Южной Америке, в условиях пампы (аналог прерии), в 19 веке существовал сходный ковбою социальный слой: гаучо. Гаучо появились значительно раньше (XVI-XVII века), по происхождению были в основном метисами, но в 20-м веке гаучо и ковбой стали сходными популярными стериотипами. Особенно это было заметно в первой половине 20-го века, когда Аргентина была страной первой величины и аргентинский кинематограф соперничал с Голливудом.

1. Интересные факты о ковбоях

Феномен ковбоя, от которого отталкивалась мифологизация этого образа, как работника-перегонщика, перегонявшего мясной скот с пастбищ Запада к железнодорожным станциям Канзаса для дальнейшей их транспортировки в города на востоке США, — просуществовал всего 30 лет, примерно с 1865 по 1895 год. После этих 30 лет профессия ковбоя стала более локальной.

В американской истории был единственный президент, который был ковбоем по профессии. Это Теодор Рузвельт. На заре своей карьеры, с 1883 по 1886 год, он работал ковбоем.



Похожие статьи
 
Категории