Непросвещенный абсолютизм. Что такое просвещенный абсолютизм

23.09.2019

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.

Введение

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.

Просвещенный абсолютизм - что это такое?

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский -- Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника -- европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты:

идея равенства всех людей,

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего -- посредством народа»;

просвещение -- одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности.

Просвещенный абсолютизм -- политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д"Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования -- созыву комиссии для составления нового Уложения.

Просвещённый абсолюти́зм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Хронология

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс , вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм , понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства , явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера , этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ , Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Страны

Просвещённый абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии , Польши и Франции : Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией .

Представители просвещённого абсолютизма

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)
  • в Португалии - Помбал (1760-1777) при Жозе I
  • в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)
  • в Дании - Кристиан VII (1766-1808) с министром Струэнзе (1769-1772)
  • в Швеции - Густав III (1771-1792)
  • в Бадене - Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой - Станислав Понятовский (1764-1795)
  • в России - Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Реформы просвещённого абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые абсолютные монархи обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых абсолютных правителей меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшен порядок отправления правосудия. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил чёткий порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от исполнительной власти и обеспечить независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем , привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма , защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. У папских булл было отнято юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные суды, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя массу прихожан церкви.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что их решения могли быть пересмотрены в порядке апелляции в королевском суде. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы , которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 31 октября 2014 года .

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского.

В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский — Фридрих II , австрийский император Иосиф II , русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени.

Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер , Дидро , Гольбах , Гельвеций . Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения.


Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. В одном из писем она сообщала, что у нее в империи налоги скромны и в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется, а в некоторых провинциях даже предпочитают курам индюшек.

Ей удалось ввести в заблуждение и знаменитого французского философа Дидро. Екатерина помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, купила его библиотеку и возвратила ее Дидро в пожизненное пользование. В 1773 г. Дидро приехал в Россию, прожил в Петербурге пять месяцев, наставляя на путь «просвещенного монарха» «пресвятую владычицу петербургскую». Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего монарха Екатерина II подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. «Тартюфом в юбке и короне» назвал Екатерину II А.С.Пушкин. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма.

Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны.

Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.

Но как бы то ни было, если отбросить тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, разумно организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Эпоха Екатерины была эпохой формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне увлекалась идеями французских просветителей, но после французской революции завершилось заимствование ею идей европейского Просвещения. Узнав о штурме Бастилии, Екатерина приказала вынести бюст Вольтера из своего кабинета (от Дидро она отреклась еще в 1785 г., а Руссо не признавала уже с середины 60-х годов). Радикализм и последовательность их идей были ей чужды. После казни Людовика XVI Екатерина II порвала всякие отношения с революционной Францией, став душой контрреволюционной европейской антифранцузской коалиции.

Дворцовое просветительство пришло к своему естественному и закономерному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей для абсолютистской России. В одном из писем Екатерина II написала, что мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе, и лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова «свобода». Несомненно, что на перемену взглядов Екатерины II повлияла и крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.) — самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.

Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать. Как отмечал В.О. Ключевский, Екатерина II одновременно распространяла в обществе идеи века и законодательно закрепляла «факты места». Екатерина II стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в., с которыми раньше заигрывала, идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла: Н.И. Новиков и А.Н. Радищев оказываются за решеткой. Н.И. Новиков, один из крупнейших русских масонов, представлявших оппозиционную правительству дворянскую общественность, развернул широкую книгоиздательскую деятельность, которая определялась просветительскими целями.

Велика заслуга Н.И. Новикова как автора и издателя сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». А.Н. Радищев был представителем крайне левого радикального крыла общественной мысли России — дворянской революционности. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» передает весь ужас крепостничества и деспотизма самодержавия и содержит прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

Таков был резкий контраст между либеральным началом и охранительно-консервативным концом правления Екатерины II. Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, законодательство о крестьянах Прибалтики, «Наказ», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др.

Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.

«Наказ»

Одним из замечательнейших памятников эпохи просвещенного абсолютизма, ее своеобразным манифестом был знаменитый «Наказ», над которым Екатерина трудилась в течение двух лет. «Наказ» (1767 г.) представлял собой обширное фнлософско-юри-дическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. На его основе Уложенная комиссия Должна была разработать новый законодательный кодекс.

«Наказ» состоял из 20 глав и 526 статей (потом появились еще две главы). Из 507 страниц текста 408 были заимствованы из сочинений Монтескье («О духе законов») и Беккариа («О наказаниях и преступлениях»). Как писала сама Екатерина, «я обобрала президента Монтескье». «Наказ» произвел большое впечатление за границей и в России (с 1767 по 1796 г. он издавался на русском языке 8 раз). Многие положения «Наказа» сыграли поистине выдающуюся роль в истории русской общественной мысли.

Самое радикальное преобразование, которое намечала Екатерина II, предполагало отмену крепостного права. Но в основной части «Наказа», где есть специальные главы, посвященные народонаселению, торговле, воспитанию детей, дворянству, «среднему роду людей», городам, суду, преступлениям и наказаниям, главы о крестьянстве нет. Значит ли это, что Екатерину не интересовал крестьянский вопрос и она прошла мимо него? Напротив, крестьянский вопрос был проблемой номер один в России XVIII в., его нельзя было обойти при любом социальном преобразовании и тем более при создании новых российских законов. Дело в том, что в первоначальном варианте «Наказа» была глава о крестьянах и крепостном праве, которая в окончательной редакции исчезла. В ней не только декларировалась возможность освобождения, но и предлагался план постепенной реформы.

Поэт А.П. Сумароков, который был признанным идеологом целой группы дворянской интеллигенции, резко критиковал идею ликвидации крепостного права. При обсуждении крестьянского вопроса в Вольном экономическом обществе он заявил, что крестьянская свобода обществу вредна и пагубна. В конечном итоге Екатерина вынуждена была уступить и отступить перед крепостниками, не желавшими перемен.

Следующим прогрессивным положением «Наказа» была идея создания «правового» самодержавного государства. Многие статьи и строки «Наказа» имеют современное звучание. Екатерина провозгласила два великих принципа: равенство граждан перед законом и презумпцию невиновности. Она пишет: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам»; «Вольность есть право все то делати, что законы дозволяют». Законы создаются не для устрашения, а для воспитания граждан:

«Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями». Суду должно предшествовать тщательное расследование, обвиняемый имеет право защиты и отвода судьи, суд должен быть гласным. «Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оны»; наказание должно быть строго соразмерно преступлению. Екатерина утверждает: «Гораздо лучше предупреждать преступление, нежели наказывать». Даются три совета (не потерявшие своего значения и сегодня), как предупредить преступление: «Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину.

Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми». В «Наказе» Екатерина провозгласила такой гуманный пункт, как отмена пытки («употребление пытки противно здравому естественному рассуждению»), возражает и против смертной казни". Таково основное содержание «Наказа». Хотя стремление Екатерины перенести на чужую почву западные либеральные идеи окончилось неудачей, сам «Наказ» несомненно повлиял на русскую просветительскую мысль. В этом отношении слова Ключевского о том, что Екатерину «будут помнить дольше, чем ее деяния» 2 , приобретают новый смысл.

Переход от феодального уклада к капитализму во многих странах проходил на фоне зарождения идеологии Просвещения. В России этот период пришелся на 60-е годы XVIII века - время правления Екатерины Великой.

Просвещенный абсолютизм - это монархическое правление, основанное на идеологии Просвещения. Основными ее идеями были следующие: человек является высшей ценностью, его интересы превыше государственных; люди равны в правах вне зависимости от сословий; общество нуждается в совершенствовании, и главную роль в этом должны сыграть наука и законодательство. В свете всего этого популярной стала идея "философа на троне".

Екатерины характеризовался проведением мероприятий в интересах самого государства и правящего класса (дворян). Они способствовали развитию капитализма в стане, но при этом не учитывали многих реалий жизни общества того времени.

Уже в первые дни своего правления Екатерина осуществила ряд поездок по стране (Ростов, Ярославль, прибалтийские губернии; проехала по Ладожскому каналу, затем по Волге до Симбирска). Тогда она поняла, что культура народа была слишком низкой и поспешила «заштопать резкие прорехи управления» (Ключевский).

Просвещенный абсолютизм Екатерины историки назвали «золотым веком». Императрица стремилась обеспечить развитие жизни российского общества эволюционным путем, под присмотром «народолюбивого» монарха. Однако она не хотела изменять общественное устройство: империя процветала за счет труда и рабочих, а трон опирался на дворянство, являвшееся основным оплотом абсолютизма.

Представление о том, что нужно делать для процветания государства, у императрицы сложились на основе идей, почерпнутых из трудов европейских просветителей.

Екатерина пыталась нейтрализовать в стране наиболее неприятные «наследия прошлых режимов». Она восстановила и усилила госорганы, которые были созданы еще при Петре Первом. Сенат был разделен на шесть департаментов. Были восстановлены Главный магистрат, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Процесс централизации продолжился бюрократизацией управления, ликвидацией гетманства на Украине.

Просвещенный абсолютизм императрицы базировался на ее личном понимании проблем, которые следовало решать. В 1767 году была созвана Комиссия с целью разработки нового свода законов. В 1775 году была начата реформа управления. Увеличилось количество губерний. Их возглавляли губернаторы, а группы из нескольких губерний - генерал-губернаторы. Промышленностью, расходами и доходами стала занималась Казенная палата, больницами и школами - Приказ общественного призрения. От администрации отделились суды.

Постепенно вся система управления страной стала единообразной, подчиненной губернаторам, затем их наместникам, центральным коллегиям и, наконец, императрице.

В 1779 году был подписан и опубликован Указ о свободном открытии предприятий промышленности. Купечество и ремесленники получили определенные льготы. При этом же в 1785 г. дворянам была дарована «Жалованная грамота», которая закрепила их феодальные привилегии.

Таким образом, просвещенный абсолютизм и программа императрицы оказывалась весьма противоречивыми. С одной стороны, они характеризовались провозглашением передовых истин просветительской философии, с другой же - сохранением самодержавия, господства дворянства и крепостного права.

В целом положительно сказался на развитии страны: выросла ее территория, увеличилась численность населения, возросли доходы казны. Однако положение народа оставалось по-прежнему бедственным. На это время приходится мощная которую возглавляет Е. И. Пугачев. Назревшие вопросы не были решены в полном объеме. Государство осталось самодержавным и крепостническим.



Похожие статьи
 
Категории