Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь. Лесков

18.06.2019

Псевдонимы: М. Стебницкий

Род деятельности: прозаик, публицист

Направление: реализм

Жанр: роман, повесть, рассказ, очерк, сказ

Николай Семенович Лесков - один из лучших мастеров русской прозы, "самый русский из русских писателей", " русский гений", по определению И.Северянина.

Родился 16 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника. После 1839 года семья переезжает в село Панино, где началось его познание народа.

Образование получил в Орловской гимназии, там он учился плохо: за пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве. В Киеве Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами , сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д.П.Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1861 г. переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.

В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», 1862 г.; «Язвительный», «Житие одной бабы», оба 1863 г.; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).

В то же время одна из ранних статей Лескова - о петербургских пожарах (1862 г.) - послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Рассказ «Овцебык» (1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Писатель создаёт шаржированные типы нигилистов (повесть «Загадочный человек», 1870 г.; роман «На ножах», 1870-1871 гг.). Идеал Лескова - не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.

В середине 70-х гг. Лесков создал образы православных праведников, могучих духом (роман «Соборяне», 1872 г.; повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», обе 1873 г.; «Несмертельный Голован», 1880 г.; «Печерские антики», 1883 г.; «Однодум», 1889 г.).

В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа (повесть «Железная воля», 1876 г.; «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881 г.).Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник» (1883 г.).

В середине 80-х - 90-е гг. писателя занимает новый для России тип - буржуа («Чертогон», 1879 г., другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно», 1884 г.; «Грабёж», 1887 г.; «Полуношники», 1891 г.).

Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Так, в «Левше» герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания.

Умер 5 марта 1895 г. в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни.

ЛЕСКОВ Николай Семенович родился в семье мелкого чиновника - писатель.

Учился в Орловской гимназии, служил чиновни­ком в Орле и Киеве. Литературную дея­тельность начал со статей по экономиче­ским вопросам, затем писал политические статьи в газете «Северная пчела». Одна из его статей о петербургских пожарах (1862) послужила началом полемики Лескова с рево­люционной демократией. Уехав на год за границу, он пишет там рассказ «Овце­бык» (1862) и начинает работать над анти­нигилистическим романом «Некуда», ко­торый был напечатан в 1864.

В рассказе «Овцебык» Николай Семенович рисует образ революцион­ного демократа, жертвующего всей своей жизнью для борьбы за пробуждение клас­сового сознания в народе. Но, изображая семинариста Богословского как чистого и самоотверженного человека, писатель в то же время смеется над той политической про­пагандой, которую он проводит среди крестьян, показывает полную оторван­ность Богословского от жизни, его чуж­дость народу.

В романе - «Некуда» - Лесков рисует многие образы революционных демократов в рез­ко сатирическом, злобно шаржированном виде. Вся демократическая критика осудила этот роман. Рисуя молодых людей, живущих в коммуне, писатель хотел высмеять конкретные факты того времени: коммуну писателя В. А. Слепцова и другие коммуны. Роман «Некуда» полемически заострен против романа Чернышевского «Что де­лать?». Лесков дает совершенно противопо­ложную Чернышевскому трактовку идейной борьбы 60-х гг., пытаясь зачеркнуть программу действия, которую намечал для своих героев Чернышевский .

Идеи и поступки героев «Что делать?» Николай Семенович пере­сматривает и в другом своем романе - «Обойденные» (1865). Здесь он дает совсем иное разрешение и любовного конфликта, и проблемы трудовой деятельности герои­ни (противопоставив частную мастерскую общественной мастерской Веры Пав­ловны).

В 1862-63 Николай Семенович пишет ряд подлинно реалистических повестей и рассказов о крепостной деревне, в которых рисует яркие картины нищеты, невежества, бесправия крестьянства:

«Погасшее дело» ,

«Язвительный» ,

«Житие одной бабы» , а также и стихийный протест крестьян про­тив физической и духовной кабалы.

Осо­бенной художественной силой отличается повесть «Житие одной бабы» (1863), в ко­торой показана трагическая гибель кресть­янки, защищающей свое право на жизнь с любимым. В этой повести используется фольклор: сказочная речь, народные пес­ни.

Эта же тема страстной любви необы­чайно ярко разрешена в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Мастер­ство Лескова - художника проявилось здесь в изображении характеров и в построении драматически напряженного сюжета.

В 1867 Николай Семенович публикует драму «Расточитель» , главная тема которой - обличение жесто­кости нравов собственнического общества. В ней вскрываются язвы буржуазной действительности тех лет, рисуется ряд ярких типов купцов старого и нового «за­кала». Пьесе «Расточитель», как и повести «Леди Макбет Мценского уезда», свойст­вен налет мелодраматизма, чувствуется в ней и антинигилистическая направлен­ность, но все это не меняет глубоко реа­листического изображения жизни буржуа­зии. По содержанию и приемам сатири­ческой типизации драма «Расточитель» близка к комедии Щедрина «Смерть Пазухина».

В повести «Вои­тельница» (1866), писатель бле­стяще нарисовал сатирический тип ме­щанки-человеконенавистницы и ханжи, морально искалеченной средой.

Реали­стические произведения 60-х гг., и особенно сатира «Воительницы» и «Расто­чителя», не дают оснований зачислять его в этот период безоговорочно в реакцион­ный лагерь, они свидетельствуют скорее об отсутствии у него твердых идейных позиций.

Резкую полемику с революционно-де­мократическим движением Николай Семенович продолжал вести и в начале 70-х гг.

В 1870 он пишет книгу «Загадочный человек» , где излагает биографию действовавшего в России ре­волюционера Артура Бенни. В этой книге он рисует с презрительной иронией и да­же гневом революционно-демократическое движение 60-х гг., осмеивает конкретных деятелей этого движения: Герцена , Нек­расова , братьев Н. Курочкина и В. Курочкина , Ничипоренко и других. Книга служила как бы публицисти­ческим введением к роману «На ножах» (1871) - откровенному пасквилю на де­мократическое движение тех лет. Извра­щение действительности здесь настолько явно, что даже Достоевский , создавший в это время реакционный роман «Бесы», писал А. Н. Майкову, что в романе «На ножах» «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Ниги­листы искажены до бездельничества» («Письма», т. 2, с. 320). «На ножах» было последним произведением Лескова, целиком по­священным полемике с революционной демократией, хотя «призрак нигилизма» (выражение Щедрина) преследовал его еще ряд лет.

Карикатурными образами нигилистов Николай Семенович испортил и свой реалистический роман- хронику «Соборяне» (1872), в котором ни­гилисты, в сущности, не играют никакой роли. Основная сюжетная линия романа связана с духовной драмой протопопа Туберозова и дьякона Ахиллы, борющих­ся с церковной и мирской несправедли­востью. Это подлинно русские богатыри, люди с чистой душой, рыцари правды и добра. Но протест их бесплоден, борьба за церковь «истинную», свободную от мир­ской грязи не могла ни к чему привести. И Ахилла и Туберозов были чужды массе церковников, той самой корыстной, не­разрывно связанной с мирскими властями массе, которую писатель некоторое время спустя изобразил в хронике «Мелочи архиерей­ской жизни» .

Очень скоро Лесков понял, что на почве «идеализированной Византии» «развиваться нельзя», и признавался, что не стал бы писать «Соборян» так, как они написаны. Образы «Соборян» положили начало галерее лесковских праведников. Характеризуя идейную позицию Лескова начала 70-х гг., Горький писал: «После злого романа «На ножах» литературное твор­чество Лескова сразу становится яркой живо­писью, или, скорее, иконописью,- он на­чинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поста­вил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 231-233).

Николай Семеновичи Лесков начи­нает переоценивать свое отношение к ок­ружающей действительности. Он открыто заявляет об отходе от реакционного лите­ратурного лагеря, руководимого М. Н. Кат­ковым. «Я не могу не чувствовать к не­му того, чего не может не чувствовать ли­тературный человек к убийце родной ли­тературы»,- пишет писатель о Каткове.

Рас­ходится он и со славянофилами, о чем свидетельствуют его письма к И. Акса­кову . В этот период он приступает к соз­данию сатирических произведений, в ко­торых с особой отчетливостью видно по­степенное сближение его с демократиче­ским лагерем.

Повесть-обозрение «Смех и горе» (1871), открывает собой как бы новый этап в творческом развитии писателя «Я стал думать ответственно, когда напи­сал «Смех и горе», и с тех пор остался в этом настроении - критическом и, по силам моим, незлобивом и снисходитель­ном»,- писал впоследствии Лесков. В повести «Смех и горе» рисуется жизнь помещика Ватажкова, для которого Россия - это страна «сюрпризов», где рядовой человек не в силах бороться: «Здесь, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный». Глубокие закономерности несправедли­вого общественного строя писатель показал лишь как цепь несчастных случайно­стей - «сюрпризов», выпавших на долю неудачника Ватажкова. И, тем не менее, сатира эта давала богатый материал для раздумий. В повести не только изображе­на жизнь широких слоев пореформенной России, но и создан ряд ярких сатириче­ских типов, приближающихся к типам демократической сатиры тех лет. Поиски сатирических приемов у Лескова шли под не­сомненным влиянием Щедрина, хотя его сатира 70-х гг. и лишена наступательно­го щедринского духа. Рассказчик обычно избирается Лесковым самый неискушенный в со­циальных вопросах, чаще всего это рядо­вой обыватель. Это и определяет харак­терную особенность сатиры тех лет - ее бытовизм.

Положительные образы «Соборян», тема талантливости, духовной и физической мощи русского народа получают свое дальнейшее развитие в повестях «Очаро­ванный странник» и «Запечатленный ан­гел» , написанных в 1873.

Герой «Очаро­ванного странника» - Иван Северьянович Флягин - беглый крепостной, по внешнему виду напоминающий Ахиллу Десницыца из «Соборян». Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется»,- говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, от­мечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе России».

Оли­цетворением яркой талантливости русского народа являются в повести «Запе­чатленный ангел» крестьяне - строители Киевского моста, поражающие своим ис­кусством англичан. Они сердцем понима­ют и чувствуют великую красоту старин­ной русской живописи и готовы отдать за нее жизнь. В столкновении мужицкой артели с алчными, продажными чиновни­ками моральная победа остается на сто­роне мужиков.

В «Запечатленном ангеле» и «Очарованном страннике» язык писателя до­стигает необычайной художественной вы­разительности. Рассказ ведется от лица основных героев, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждо­го, даже незначительного, персонажа.

В творчестве Николая Семеновича 70-х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы нацио­нальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее Рос­сии. Мотивы эти легли в основу сатириче­ской повести «Железная воля» (1876), а также повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» (1881).

Николай Семенович создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатири­ческих типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и прочих. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и из­девающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талант­ливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша - образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англи­чан, стать выше их, презрительно отнес­тись к их обеспеченно-бескрылому прак­тицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель высту­пает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сли­ваются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он пере­осмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и анг­лийской), многие понятия и слова трак­тует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, ис­пользует чисто народную речь, создает новые словосочетания.

Подобную же ма­неру сказа использовал он и в повести «Леон - дворецкий сын» (1881), стилизо­ванной под народный язык XVII в. Тема гибели народных талантов на Руси, тема обличения крепостнического строя с боль­шим художественным мастерством реша­ется писателем и в повести «Тупейный художник» (1883). В ней рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, имеющим власть над людьми. В русской литературе мало книг, запечатлевших пе­риод крепостного права с такой худо­жественной силой.

В 70-80-е гг. Николай Семенович пишет ряд произведе­ний, посвященных изображению русских праведников («Несмертельный Голован», «Однодум», «Печорские антики» ). Многие рассказы написаны на сюжет Евангелия и Пролога. Праведники в легендах Лескова те­ряли свой божественный облик. Они дей­ствовали как подлинно живые, страдаю­щие, любящие люди («Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Невинный Пруденций» и другие). В ле­гендах проявилось высокое мастерство стилизации, присущее автору.

Большое место в творчестве Николая Семеновича занимает тема обличения русского церковничества. Особенно острую, сатирическую окраску приобретает она с конца 70-х гг. Это было вызвано эволюцией миросозерцания Лескова, его заботой о борьбе с невежеством наро­да, с его вековыми предрассудками.

Очень характерна книга сатирических очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), в которой зло высмеиваются мелочность, самодурство, стяжательство «святых от­цов», а также иезуитские законы церкви и правительства о браке, используемые церковной иерархией в своих корыстных целях. В книге с непоследовательностью перемешано и очень важное и мелкое, и резкая сатира и просто фельетоны, анек­дотические факты, и тем не менее в целом она сильно бьет по церкви как верной прислужнице эксплуататорских классов, разоблачает ее реакционную социальную роль, хотя и не с атеистических позиций, а с ложных позиций ее обновления. В этот период писатель переоценивает созданные им ранее положительные образы духовен­ства, в том числе и образы «Соборян». «Клятвы разрешать; ножи благословлять, отъем через силу освящать; браки разво­дить; детей закрепощать; оказывать про­текции у Создателя или проклинать и де­лать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицирующих все заповеди и прось­бы «повешенного на кресте праведника» - вот что я хотел бы показать людям»,- с гневом пишет Лесков. Кроме «Мелочей архи­ерейской жизни», Николай Семенович написал большое количество антицерковных рассказов и очерков, которые вошли (вместе с «Ме­лочами архиерейской жизни») в 6-й т. его первого собр. соч., который по поста­новлению духовной цензуры был изъят и сожжен.

Сатирические образы попов-шпионов и мздоимцев встречаются также во многих его произведениях:

«Шерамур» ,

в цикле новелл

«Заметки неизвестного» ,

«Свя­точные рассказы» ,

«Рассказы кста­ти» ,

повестях

«Полунощники» ,

«Зимний день» ,

«Заячий ремиз» и других.

В своей анти­церковной сатире Николай Семенович шел вслед за Тол­стым, начавшим в 80-е гг. борьбу с офи­циальной церковью. Л. Толстой оказал огромное влияние на формирование идео­логии писателя и на его творчество, особенно в 80-е гг., но Лесков не был толстовцем и не принимал его теории непротивления злу. Процесс демократизации творчества писателя становится особенно очевидным в 80 - 90-е гг. Писатель идет по пути углубления критики действительности, подвергая при этом коренному пересмотру свои прежние взгляды и убеждения. Он подходит к раз­решению основных социальных проблем, которые стояли в центре внимания демо­кратической литературы этого периода.

Эволюция мировоззрения Лескова проходила трудно и мучительно. В письме к критику Протопопову он говорит о своем «трудном росте»: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и тому подобное. Во всем этом я вырос, и все это мне часто казалось противно, но... я не видел, «где истина»!»

В сатирических произведениях 80-х гг. большое место занимает борьба против антинародного бюрократического аппарата самодержавия. В этой борьбе он шел вместе со Щедриным, Чеховым и Л. Толстым. Он создает ряд сатирически обобщенных типов чиновников-хищников, олицетворяющих антинародность само­державия рассказы:

«Белый орел» ,

«Прос­тое средство» ,

«Старый гений» ,

«Человек на часах» .

Образы буржуазии, нарисованные в рассказах

«Полунощники» ,

«Чертогон» ,

«Грабеж» ,

«Отборное зерно» и других, имеют много общего с подобными же образами Щедрина, Некрасова, Островского , Ма­мина-Сибиряка. Но основное внимание писатель уделил моральному облику буржуа, оста­вив в стороне его политическую деятель­ность.

В начале 90-х гг. Николай Семенович создал ряд политиче­ски острых сатирических произведений:

рассказы

«Административная грация» (1893),

«Загон» (1893),

«Полунощ­ники» (1891),

«Зимний день» (1894),

«Дама и фефела» (1894),

Главная особенность этих произве­дений - их открытая направленность про­тив реакции 80-90-х гг., прямая защита прогрессивных сил России, в частности ре­волюционеров, показ духовной, моральной растленности правящих классов и гнев­ное обличение их методов политической борьбы с революционным движением. Злы­ми сделались и краски сатиры, стал не­измеримо тоньше рисунок образа, быто­вая сатира уступила место сатире социаль­ной, появились глубокие обобщения, вы­раженные в образной и публицистической форме. Лесков прекрасно сознавал разруши­тельную силу этих произведений: «Мои последние произведения о русском об­ществе весьма жестоки... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и пря­моту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает... Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью».

В рассказе «Административ­ная грация» он рисует борьбу объединен­ного лагеря реакции в лице министра, губернатора, попа и полиции против про­грессивно настроенного профессора, доведенного их травлей и клеветой до само­убийства. Рассказ этот не смог быть напе­чатан при жизни писателя и появился лишь в со­ветское время.

В очерке «Загон» сатира Николая Семеновича достигает особенно широкого полити­ческого обобщения. Рисуя картины нищей и дикой жизни народа, не верящего ни в какие реформы, проводимые господами, Он показывает не менее дикую, полную суеверий жизнь правящего общества. Этим обществом руководят «апостолы» мрако­бесия и реакции вроде Каткова, пропове­дующие отделение России «китайской сте­ной» от других государств, образование собственного российского «загона». Пра­вящие круги и реакционная пресса, выра­жающая их мнение, стремятся навсегда удержать народ в кабале и невежестве. Не прибегая в очерке к гиперболе, под­бирает такие реально существовавшие факты, которые выглядят еще более рази­тельно, чем самая злая сатирическая ги­пербола. Публицистический накал лесковской сатиры здесь во многом близок к сатире Щедрина, хотя Лесков и не смог под­няться до щедринских высот сатириче­ского обобщения.

Еще более ярки и раз­нообразны по своей художественной фор­ме сатирические повести Лескова Н. С. «Полунощ­ники», «Зимний день», «Заячий ремиз». В них созданы положительные образы прогрессивной молодежи, борющейся за права народа. В основном это образы де­вушек-дворянок, порвавших со своим классом. Но идеал Лескова- не активный ре­волюционер, а просветитель, борющийся за усовершенствование общественного строя средствами морального убеждения, пропагандой евангельских идеалов добра, справедливости, равенства.

В «Полунощниках» запечатлен буржуазный и мещан­ский быт 80-х гг., с его невежеством, жес­токостью, страхом перед общественным движением и верой в чудеса мракобеса Иоанна Кронштадского. Пластическая выразительность образов «Полунощников» достигается писателем в основном подчеркива­нием их социальных качеств и своеобраз­ным, неповторимо индивидуальным язы­ком. Здесь же Николай Семенович создает и сатирические образы-символы, определяя сущность их кличками: «Ехидна», «Тарантул» и тому подобное.

Но особенно выразительны итоги идейной эволюции Лескова и художественные достиже­ния его сатиры в повести «Заячий ре­миз», изображающей политическую борь­бу в период реакции 80-х гг. Говоря о эзоповском стиле в этой повести, Лесков писал: «В повести есть «деликатная материя», но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно за­путано. Колорит малороссийский и су­масшедший». В этой повести Николай Семенович показал себя блестящим учеником Щедрина и Гоголя , продолжавшим их традиции в но­вой исторической обстановке. В центре повести - Оноприй Перегуд, дворянин и бывший становой пристав, находящийся на излечении в сумасшедшем доме. Поме­шался он на почве ловли «сицилистов», которой от него требовали охранка и местные полицейские и духовные власти. «Что за ужасная среда, в которой он жил... Помилуйте, какая голова может это вы­держать и сохранить здравый ум!»- го­ворит один из героев повести. Перегуд - слуга и вместе с тем жертва реакции, жалкое и страшное по­рождение самодержавного строя. Спосо­бы сатирической типизации в «Заячьем ремизе» обусловлены политической зада­чей, поставленной Лесковым: изобразить об­щественный строй России как царство произвола и безумия. Поэтому Николай Семенович поль­зовался средствами гиперболы, сатириче­ской фантастики, гротеска.

«Лесков Николай Семенович- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного»,- писал М. Горький.

Действительно, стиль Лескова ха­рактерен тем, что основное внимание уде­ляется речи персонажа, при помощи ко­торой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде, о характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Николая Семеновича заключается в его прекрас­ном знании народной жизни, быта, идей­ных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России 2-й половины XIX в. «Пронзил всю Русь»,- метко ска­зал о Лескове один из героев Горького.

Умер - , Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Николай Лесков (4.02.1831г.-21.02.1895г.) – русский писатель, которого называют самым национальным писателем в России, считая, что он глубже и шире всех остальных писателей знал русский народ. В духовном формировании Николая Лесков важную роль сыграла также украинская культура, ставшая близкой ему за восемь лет его киевской жизни в юности, а также английская культура, которую Лесков освоил за время тесного многолетнего общения с родственником его жены А.Скоттом.

Биография

Родился Николай Семенович Лесков 4.02.1831г.- в Орловском уезде, в селе Горохово. Его отец происходил из духовной среды, со временем порвавшим с нею и поступившим на службу в уголовную палату Орла, где он дослужился до чинов, которые давали право на потомственное дворянство. Отец Николая Лескова имел репутацию проницательного следователя и распутывал самые сложные уголовные дела.

Раннее детство Николая прошло в Орле. В 1839 году отец его поссорился с начальством, на себя навлек гнев губернатора, поэтому семья Лесковых переехала в расположенное поблизости от города Кромы село Панино, где и состоялось знакомство будущего писателя с жизнью и языком народа.

В 1841 году Николай был определен на учебу в Орловскую губернскую гимназию, где учился очень плохо и за пять лет учебы осилить смог всего два класса.

В 1847 Лесков был принят на службу в ту самую палату уголовного суда, в которой работал его отец, на место канцелярского служителя. В 1949 году отец Николая Лескова умер от холеры. В 1949 году Николай подал прошение о переводе в штат казенной палаты Киева и поселился в Киеве у своего дяди Алферьева С.П.

В 1850-1857 Лесков проживал в Киеве, где вольнослушателем посещал лекции в университете, увлекался иконописью, изучал польский язык, участвовал в студенческом религиозно-философском кружке, общался с сектантами, старообрядцами, паломниками. В 1853г. Николай Лесков женился на Ольге Смирновой, дочери киевского коммерсанта.

В 1857 Лесков со службы уволился, начал работать в компании А.Я. Скотта, мужа своей тети, где приобрел большой практический опыт, а также познания в различных областях сельскохозяйственного производства, а также промышленности. К тому же, по делам фирмы Николай Лесков часто разъезжал по России, что позволяло ему знакомиться с бытом и языком людей, проживающих в различных областях страны.

До 1860 года Лесков с семьей проживал в Пензенской губернии, селе Райском. Когда компания «Шкотт и Вилькенс», в которой работал Лесков, прекратила свое существование, Николай вернулся летом 1860 в Киев, чтобы заняться литературной и журналистской деятельностью. Полгода спустя Лесков перебрался в Петербург, где остановился у Ивана Вернадского.

Печататься Николай Лесков начал относительно поздно, в 28 лет. Несколько его статей были опубликованы в «Санкт-Петербургских ведомостях», в изданиях «Современная медицина», а также «Указатель экономический». В этих статьях Лесков обличал коррупцию полицейских врачей, что привело к конфликту с сослуживцами, обвинению во взяточничестве и увольнению Лескова.

С 1862 года Николай Лесков стал сотрудником газеты «Северная пчела», для которой он писал различные статьи и очерки. Писательская же карьера Лескова началась в 1863, когда вышли первые его повести «Овцебык», а также «Житие одной бабы», а журнал «Библиотека для чтения» начал печатать его роман «Некуда», изображавший в сатирической форме быт нигилистической коммуны. В 1864 году роман «Некуда» вышел отдельным изданием, в 1865 появился роман «Обойденные», а в 1866 – «Островитяне».

В качестве драматурга Лесков дебютировал благодаря постановке труппой Александринского театра его пьесы «Расточитель».

В 1865 году Лесков, первая жена которого страдала психическим заболеванием, вступил в гражданский брак с Екатериной Бубновой, а год спустя у них родился сын Андрей.

В 1870 был опубликован роман Лескова «На ножах», высмеивающий нигилистов, которым сам автор остался недоволен, считая его худшим своим произведением. В 1872 напечатан был роман «Соборяне», а в 1873 году вышла повесть Лескова «Очарованный странник».

Произведения Николая Лескова, которые были написаны им в конце жизни, отличаются остросатирической направленностью. Они не слишком нравились публике своей прямотой и цинизмом, что, впрочем, Лескова совершенно не огорчало.

Умер Николай Лесков 5.03.1895г. от приступа астмы, которая мучала писатели последние 5 лет его жизни. Похоронен Лесков в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.

Основные достижения Лескова как литератора

  • Многие великие русские писатели, классики отечественной литературы восхищались произведениями Лескова и его литературным талантом. Лев Николаевич Толстой считал Лескова «самым русским из наших писателей», Чехов же считал его одним из своих главных учителей.
  • Многими исследователями подмечается уникальное знание Лесковым разговорного русского языка, а также мастерское использование этого знания. Горький заявлял, что как художник слова Лесков стоит в одном ряду с такими великими творцами русской литературы, как Толстой, Тургенев, Гоголь и Гончаров, причем широтой охвата жизненных явлений, глубиной знания бытовых загадок, а также тонким знанием русского языка он даже превышает этих гениальных писателей.
  • Литературная критика нередко упрекала Лескова в нарочитой выразительности речи и в чрезмерности накладываемых красок, однако сам писатель не собирался упрощать свой литературный язык в угоду критикам. Речевые характеристики персонажей и индивидуализацию языка героев Лесков считал важнейшим элементом литературы.

Основные даты биографии Лескова

  • 4.02.1831 г. – родился в Орловском уезде, в селе Горохово.
  • 1839 – переезд семьи Лесковых из Орла в имение, находящееся в селе Панино Орловской губернии.
  • 1841 – поступление в Орловскую губернскую гимназию.
  • 1846 – окончание гимназии.
  • 1847 – зачисление в палату уголовного суда на службу.
  • 1848 – определение помощником столоначальника палаты уголовного суда.
  • 1849 – переезд в Киев.
  • 1853 – женитьба на Ольге Смирновой. Лесков произведен в коллежские регистраторы, а вскоре назначен столоначальником Казенной палаты Киева.
  • 1854 – рождение сына Дмитрия.
  • 1856 – рождение дочки Лескова Веры.
  • 1857 – уход со службы в казенной палате, начало работы в компании Скотта.
  • 1862 – начало работы в «Северной пчеле».
  • 1864 – издание романа «Некуда».
  • 1865 – выходит роман «Обойденные».
  • 1866 – роман «Островитяне».
  • 1870 – выход романа «На ножах».
  • 1872 – роман «Соборяне».
  • 1873 – «Очарованный странник».
  • 5.03.1895 г. – Лесков умер от приступа астмы.
  • Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем, вегетарианство влияние оказало не только на его жизнь, но также на творчество. Пресса порой высмеивала вегетарианство Лескова, на что тот не обращал внимания, считая употребление животных в пищу совершенно недопустимым.
  • Лесков публиковал заметки в газетах, рассказывающие о вегетарианстве, также он разместил в газете «Новое время» призыв к созданию вегетарианской поваренной книги. К вопросам защиты животных и этики пищи Лесков обращается во многих произведениях. Им были созданы первые в отечественной литературе персонажи-вегетарианцы.

Лесков Николай Семенович – выдающийся русский писатель 19 века, художественное творчество которого было не всегда справедливо оценено его современниками. Свою литературную деятельность начинал под псевдонимом М. Стебницкий.

Биография Лескова кратко

Родился 4 февраля 1831 г. в Орловской губернии. Его отец был сыном священника, но по роду службы получил дворянство. Мать была из небогатого дворянского рода. Мальчик рос в богатом доме дяди с материнской стороны и учился в орловской гимназии. Смерть отца и потеря в страшных орловских пожарах 40-х годов, небольшого состояния, не позволили ему окончить курс. В 17 лет он начинает службу мелким канцелярским работником в орловской уголовной палате. Позже переходит на службу в киевскую палату и чтением пополняет свое образование. Как секретарь рекрутского присутствия часто выезжает в уезды, что обогатило его жизнь знанием народного быта и обычаев. С 1857 г. переходит на частную службу к своему дальнему родственнику Шкотту, который управляет богатыми имениями Нарышкина и графа Перовского. По роду службы Николай Семенович много разъезжает что добавляет ему наблюдений, характеров, образов, типажей, метких слов. В 1860 г. он помещает несколько живых и образных статей в центральных изданиях, переселяется в 1861 году в Петербург и полностью отдается литературе.

Творчество Лескова

Стремясь к справедливому объяснению петербургских пожаров, Николай оказался втянутым в двусмысленную ситуацию, из-за нелепых слухов и сплетней был вынужден уехать за границу. За границей он написал большой роман ”Некуда”. В этом романе, который вызвал целый шквал негодующих откликов со стороны передового российского общества, он, придерживающийся либерального здравомыслия и, ненавидя любые крайности, описывает все негативные моменты в движении шестидесятников. В негодовании критиков, среди которых был Писарев, было не замечено, что автор отметил много положительного в движении нигилистов. Например, гражданский брак казался ему вполне разумным явлением. Так что обвинение его, в ретроградстве и, даже в поддержке и оправдании монархии, были несправедливы. Ну, тут уж автор пишущий еще под псевдонимом Стебницкий, что называется "закусил удила» и напечатал еще один роман о движении нигилистов "На ножах”. Во всем его творчестве это самое объемное и самое плохое произведение. Он и сам в последствии терпеть не мог вспоминать об этом романе – бульварно-мелодраматическом образце второсортной литературы.

Лесков – русский национальный писатель

Покончив с нигилизмом, он вступает во вторую, лучшую половину своей литературной деятельности. В 1872 году выходит роман "Соборяне”, посвященный быту духовенства. Эти старгородские хроники принесли автору большой успех. Автор осознает, что его основное литературное призвание – это найти яркое, колоритное пятно среди повседневности серых будней. Появляются один за другим замечательные рассказы "Очарованный странник”, "Запечатленный ангел” и другие. Эти произведения, составившие целый том в Собрании сочинений под общим названием "Праведники”, совершенно изменили общественное мнение в обществе к Лескову и даже сказалось на его карьере, правда, очень незначительно. Уже в 1883 году он подает в отставку и радуется полученной независимости и пытается отдаться всецело вопросам религиозно-нравственным. Хотя трезвость ума, отсутствие мистицизма и экстаза чувствуется во всех последующих произведениях, и эта двойственность сказывается не только на произведениях, но и на самой жизни писателя. Он был одинок в творчестве. Ни один русский писатель не мог похвастаться таким обилием фабул, какие существуют в его рассказах. Ведь даже на сюжетных поворотах "Очарованного странника”, которого автор излагает колоритным и оригинальным языком, но сжато и емко, можно написать многотомное произведение с большим количеством героев. Но Николай Семенович в литературном творчестве грешит таким недостатком, как отсутствие чувства меры, и это частенько уводит его со стези серьезного художника на тропу занимательного анекдотиста. Умер Лесков 21 февраля 1895 г, похоронен в Петербурге.

Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.

В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.

Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.

В Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Лескова .

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Творчество Лескова

Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.

Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.

Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.

Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.

Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.

Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.

В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.

Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.

Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.

Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.

В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.

В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.

Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.

После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.

В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.

На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.

К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.

Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и считали его одним из главных своих учителей.

Отзывался о Николае Лескове так:

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, Тургенев, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.


Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.


Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Смерть

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.

Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.



Похожие статьи
 
Категории