Образ и характеристика гали четвертак в повести а зори здесь тихие васильева сочинение. Характеристика героя галя четвертак, а зори здесь тихие, васильев В окрестностях появились фашистские диверсанты

20.06.2019


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам-всё это, живые,
Нам-отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш
голос,-
Вы должны его знать.
А. Твардовский.

  • расширить знания учащихся о войне, подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за Родину;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, рисунков о войне, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Проходят годы, и уже наступил ХХI век. Хотя мы всё дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941–1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили миллионы людей. Гитлеровцы совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны: кто потерял сына, кто отца и мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать даже самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфли на на солдатские сапоги, платья – на шинели.

Перед нами повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти сорок лет назад. Спектакли и повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает.

Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила наши души, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала послушаем о писателе.

II. Рассказ ученика о Б. Васильеве.

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье потомственного русского офицера, дворянина и настоящего интеллигента.

Прямо из школы в 17 лет в июле 1941 года Борис добровольцем ушёл на войну. Они жили тогда в Воронеже. Как любой мальчишка того времени, он бредил военной романтикой и рвался на фронт. И попал туда очень скоро. И романтика кончилась. Начались тяжелейшие будни. Он попал в окружение, выходил из него, чудом остался жив, рискуя умереть не от ран, а от голода.

В 1943 году в составе десантного подразделения участвовал в боевых действиях под Вязьмой, подорвался на мине, но…повезло, осколки не зацепили, был только контужен. А после того, как выписался из госпиталя в Костроме, направили в Москву – поступать в Военно-техническую академию бронетанковых войск. И хотя ещё почти полтора десятка лет Васильев оставался кадровым офицером, именно с этого момента началась, как он сам определяет, новая и последняя часть его жизни. “Именно на втором инженерно– танковом

факультете я встретил свою будущую жену, с которой прожил всю жизнь и которую люблю сейчас так, как не любил и во времена юности своей”,– пишет Борис Васильев в книге своих воспоминаний. У неё было необычное имя – Зоря. Может быть, отсюда и появится потом название – “А зори здесь тихие…”?

Окончил он академию после войны, работал инженером-испытателем танков.

В 50-х начал писать. Ещё не прозу-драматургию. Первым серьёзным литературным опытом стала пьеса “Офицер” (не путать со сценарием и киноповестью “Офицеры”, написанными много позже!).

По сценариям Бориса Васильева было снято 14 полнометражных фильмов, и почти все они имели зрительский успех, а некоторые стали просто очень популярными. Фильм “А зори здесь тихие” получил Государственную премию и даже был выдвинут в Америке на “Оскара” – самую престижную награду в мире кино. Именно благодаря фильму Васильев стал по – настоящему знаменит. И, наконец, феноменальный успех “Офицеров”. Эта картина стала культовой для всего советского народа.

В 1960 году Б. Васильев стал членом Союза кинематографистов. То есть на двенадцать лет раньше, чем вступил в Союз писателей СССР.

В 2003 г. ему вручили очень почётную премию Союза кинематографистов “Ника” в номинации “За честь и достоинство”.

В середине 60-х годов появилась первая повесть “Иванов катер”.

В 1969 г. – повесть “А зори здесь тихие”. В 1970 году повесть вышла в журнале “Юность”, и Б. Васильев в одночасье сделался знаменитым.

После этого появились повести:

“В списках не значился”,
“Завтра была война”,
“Встречный бой”,
“Офицеры”,
“Кажется, со мной пойдут в разведку”,
“Капля за каплей”,
“Самый последний день”,
“Аты-баты, шли солдаты”…

Литературное творчество Б. Васильева делится на три основные части.

  1. Современная, преимущественно городская проза с весьма значительным автобиографическим элементом, повести и рассказы об увиденном, пережитом, прочувствованном. Эти книги он продолжает писать и сегодня. Недавно вышел роман “Отрицание отрицания”, начат ещё один – “Поединок”.
  2. Масштабная эпопея, тетралогия о своих предках Алексеевых (по тексту романов они Олексины) – от начала XIX и до начала XX века: “Были и небыли”, “Картёжник и бретер, игрок и дуэлянт, “Утоли моя печали” и “Дом, который построил мой дед”.
  3. Цикл исторических романов о Древней Руси: “Вещий Олег”, “Ольга-королева русов”, “Святослав” и “Александр Невский”.

Несколько особняком стоит прекрасный биографический роман о генерале Михаиле Дмитриевиче Скобелеве “Есть только миг”.

Со второй половины 80-х годов он начал активно выступать как публицист.

Вывод: Борис Васильев остаётся по сей день настоящим русским офицером в литературе и в жизни. Наивысшим достоинством человека является для него понятие чести.

В работе он по-военному аккуратен и точен. А ещё он верен однажды данной присяге, верен своей Родине, своему народу. Он никогда не изменял самому себе.

В 1997 году Борис Васильев был удостоен премии имени Сахарова “За гражданское мужество”.

III. Анализ произведения.

  1. Когда говорят о Великой Отечественной войне, какие чувства и мысли рождаются у вас? Что лично для вас представляет война?
  2. Когда и из каких источников вы узнали о войне?
  3. Где происходит действие повести? (На разбомбленном и потому глухом разъезде в Карелии).
  4. Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде? В повести автор использует приём антитезы, который помогает раскрыть “самое несочетаемое сочетание” явлений – женщина и война. Б. Васильев писал: “Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами”.

Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчёркивает, что девушки, озорные, весёлые ведут себя не так, как положено на войне: “днём разводили бесконечные постирушки”, беззаботно прогуливались по лесу, загорали, трещали, как сороки, вместо команды – “насмешка полная”, “сапоги на тонком чулке”, “портянки намотаны, словно шарфики”. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, стрелять, но рядом – смерть, гибель этих полюбившихся нам девушек. Читая начало повести, даже не предполагаешь такого конца.

Рассказ о судьбе каждой девушки до войны и о пути их на фронт.

Рассказ о “личном счёте” Риты и Жени.

На экране – фрагмент кинофильма “А зори здесь тихие…” с участием Риты Осяниной.

Ученик. Рита Осянина. Строгая, не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями-пограничниками.
Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.
Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учебы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно.

На экране – фрагмент кинофильма “А зори здесь тихие…” с участием Жени Комельковой.

Ученик. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнет – заслушаешься. Глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца. Красивая…
Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемет, а её эстонка спрятала.
Значит, и у нее личный счет имеется.

Ученик. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, “лесная” красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал – отодвигал.
Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…(Фрагмент из фильма).
Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прилепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171-м разъезде…

Ученик. Галя Четвертак. Худощавая, востроносая, косички тоненькие торчат. Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.
Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма. )
Война застала Галю на четвертом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат.
Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

Ученик. Соня Гурвич. Серьезное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.
Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и, если удавалось достать билет, ходила на галерку, во МХАТ.
Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушел добровольцем на фронт. Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.
Вот ее и откомандировали в зенитную часть.

Учитель. Жизнь этих девушек, не успев еще начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

Как же погибли девушки? Как герои. Каждая пыталась сделать все, что могла, пыталась бороться до конца.

Ученик. Лиза. “Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.
Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…”.

Ученик. Соня. “А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосет, тянет за сердце.

Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.
– Отличница была, – сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.
– Да, – покивал старшина. – Стихи читала.
А про себя подумал: не это главное.
А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…”.

Ученик. Галя. “Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая.
– Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне”.

Ученик. “Налил Васков в три кружки, хлеба наломал, сала нарезал. Раздал бойцам и поднял свою кружку:
– Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак – в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Но ведь за сутки здесь, в межозерье, противника кружим. Сутки! И теперь наш черед сутки выигрывать. А помощи нам не будет, и немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой пора принимать. Последний, по всей видимости…
Одно знал Васков – в этом бою – не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. Держать эту позицию, а то сомнут – и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют – значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!”.

Фрагмент из фильма.

Ученик. Женя. “Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет”.

Ученик. Рита. “Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет.
Рита спросила у Васкова, болит ли раненая рука.
Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.
– Болит?
– Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
– Ну, зачем так… Все же понятно, война, – сказала Рита.
– Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
– Не надо, – тихо сказала Рита. – Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал.
Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел”.

Фрагмент из фильма.

– Почему погибла Лиза – она же была опытнее других?
– Почему Женя не затаилась, а приняла бой?
– Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
– Как погибли Соня и Галя, можно ли их осуждать за нелепую смерть?

Женя не затаилась, потому что хотела чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца, понимала, что, уводя немцев в сторону, она спасает своих товарищей от смерти.
Никто не осудит Риту за выстрел в висок. Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и получает смертельное ранение. А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому и стреляет в себя.

– А что вы думаете о смерти Гали Четвертак? Многие могут осудить Галю Четвертак за трусость, но представим её в военном обмундировании, с оружием в руках сначала на болоте, потом в лесу.
– Какие чувства вызывают Соня и Галя у Васкова? Обе они маленькие, “пигалицы городские”. Соня – худющая, “как весенний грач”, сапоги у неё на два номера больше, на спине – вещмешок, в руках – винтовка. Она “сильно умаялась, аж приклад по земле волочился”. Васков думает о ней жалостливо, невольно спрашивает как у ребёнка: “Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?” А после ответа и вздоха Сони “полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу у тебя?” А рядом с ней – Галка – худющая “замухрышка”, она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом”. Представим её, маленькую “Четвертачок”, тоже с винтовкой, с вещмешком, без сапога, “в одном чулке. В дырку большой палец торчит, синий от холода”. Отношение к ней Федота Евграфыча определила сама Галка: “Как с маленькой вы…” Ему хочется укрыть её, уберечь, он берёт её на руки, чтобы она не промочила лишний раз ноги”.

– Вспомните, как они идут через болото.

“Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут. Зло”. И дальше: “Гнал он девчат своих ходко…, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого дыхания хватало”. А потом вместе с Соней жгли костры у немцев на виду. И вот Соня погибла, погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.

Писатель вспоминает: “Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего – первокурсниц. Для них война была самой страшной. Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич”.
“Отличница была, – сказала Осянина. –Круглая отличница – и в школе и в университете”. – “Да,– сказал старшина,– стихи читала.– А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков. А теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом”.

Б. Васильев писал: “Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом”.

– Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
– Почему все девушки в повести погибают?

Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б. Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: “Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.

Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Да, сделали всё, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый четвёртый убит
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт.
Б. Слуцкий.

А почести мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Г. Поженян.

Выразительное чтение последнего разговора Федота Васкова и Риты Осяниной.

Выступление членов группы о старшине Васкове по плану:

  1. Прошлое Васкова.
  2. Каким мы видим его в начале повести.
  3. Отношение к девушкам в начале повести и отношение их к нему.
  4. Как изменилось отношение девушек к старшине.
  5. Как автор относится к своему герою? (Юмор и ирония в начале описания и авторское “соучастие” в конце.
  6. Как вы понимаете смысл афоризмов Васкова: “Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кого передумает”, “Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан”.

Чтение отрывка из 13-ой главы (“Одно знал Васков в этом бою: не отступать”), 14-ой (“Он уже миновал соснячок”).

Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа. Чаще она во внешней суровости. Б. Васильев вспоминает о своём старшине, когда он служил в полковой школе: “Был он с нами всегда суров, очень мы его невзлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому и воспитывал жестокость. И когда потом ко мне приходило молодое поколение, я невольно подражал старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду видится за ними суровость.

Вот эта благородная ответственность за судьбу страны, когда “…словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был её последним сыном и защитником”, пронизывает повесть от начала до конца.

Жена погибшего героя – пограничника Рита Осянина перед смертью своей говорила старшине: “Помнишь, я у разъезда на немцев наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут – Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт, а отец, а отец мой без вести пропал.

– Не тревожься, Рита, понял я всё”.

Такому человеку, как Федот Васков, много говорить не нужно. Всего лишь пять слов он сказал. Но для того чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить ещё двух фашистов, четверых взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его, сделать человеком. Пять слов – и почти вся жизнь .

Некоторым не верится, что Васков один берёт в плен четверых немцев.
Вспомним, что пережил до этого Васков, как вели себя двое фашистов в Легонтовом скиту накануне.
Могут упрекнуть старшину в том, что, зная, что силы неравны, он принимал бой.

А как бы вы поступили, когда бы увидели вместо предполагаемых двух врагов – 16?
– Почему писатель так назвал повесть?

Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.

Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.

Вам поклон, солдаты,
За цветущий май,
За рассвет над хатой,
За родимый край.
Поклонюсь, солдаты,
Вам за тишину,
За простор крылатый,
Вольную страну.

Звучит песня на стихи Р. Гамзатова “Журавли”.
Приложение (презентация)

Литература.

  1. Б. Л. Васильев. Повести. Дрофа. Москва – 2007.
  2. Пособие для учителя “Уроки внеклассного чтения”. Москва “Просвещение” 1980.
  3. Интернет-ресурсы.

Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

Все детство Гали прошло в детдоме, бывшем монастыре, куда ее подкинули еще младенцем. Фамилию Четвертак ей придумал завхоз детского дома за то, что она была ниже своих сверстников на четверть роста. Галя имеет яркий, мечтательный характер, ее постоянно тянет на выдумки, а мир вокруг видится ей в розовом цвете. Отсутствие семьи и жизнь в детдоме наложили сильный отпечаток на ее сознание - она во всем хочет отличиться, выделиться среди других, стать центром Вселенной. Ее мечта - иметь заботливую семью, быть окруженной постоянным вниманием.

Живя в детдоме, Четвертак несколько раз устраивала там переполох, опять-таки с целью привлечь на себя внимание. Когда Галя подросла, от нее поспешили избавиться, отправив в высшее учебное заведение учиться на библиотекаря. Война застала ее на третьем курсе обучения. Весь курс отправили на фронт, а Галину оставили из-за несоответствия армейским стандартам по возрасту и росту. Однако, приложив всю свою силу, а точнее фантазию, она уговорила сделать для нее исключение и отправилась на фронт.

Война не оправдала ожидания юной мечтательницы: оказавшись суровой и жестокой. Военная служба требовала строгого подчинения, а не неоправданного геройства. Лучом света для Гали становится дружба с Евгенией Камельковой, очень яркой и жизнерадостной личностью. Увидев рядом с собой друга, девушка оживет, придумает себе мать – медицинского работника.

К сожалению, Галя погибнет по неосторожности, глупо, поддавшись страху и выскочив из укрытия прямо перед проходившими мимо немцами. Ее погубила собственная впечатлительность. Увидев убитую Соню Гурвич, она представила на ее месте себя и испугалась. Девочка испугалась смерти, поэтому не выдержала ее приближения в лице двух фашистов и выбежала, совершив роковую ошибку.

Галя Четвертак - образ совсем юной, даже не девушки, а девочки, одинокой, а потому мечтающей о семейном счастье. Ее положительными качествами являются жизнерадостность и доброта, отрицательными излишние впечатлительность и мечтательность, а так же глупость. Но герои всегда останутся в наших сердцах героями!

Несколько интересных сочинений

  • Осень в картинах русских художников

    Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.

  • Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

В разделе на вопрос характеристика Гали Четвертак в повести „А зори здесь тихие” заданный автором Голосовать лучший ответ это Жизнь Гали Четвертак - одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте".

Ответ от Елена Федорова [гуру]
Сирота, фамилию дали в детдоме, потому что была очень маленькая. Ей всегда хотелось, чтоб ее заметили, именно поэтому она все время фантазировала. Когда началась война, вместе со всеми однокурсниками явилась в военкомат - не взяли из-за маленького роста. Но она не отступилась и добилась своего. Но испытание войной Четвертачок (как ласково ее называла Комелькова) не выдержала, погибла, выдав себя криком. И этот крик был "Мама"


Ответ от Европеоидный [активный]
Галя Четвертак - детдомовец. Когда выросла, пошла в библиотечный техникум, где успела проучиться два года, пока не началась война.
Старшина ведет отряд через болота по узкой тропке, и вместе с девушками успешно добираются до озера Вопь. Устроив засаду на Синюхиной гряде, они дожидаются немцев. Те подходят к берегу лишь следующим утром. Но их оказывается гораздо больше - шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу Бричкину за подмогой, но девушка оступается на тропе и гибнет в трясине. Тем временем девушки решают обмануть врага, изобразив лесорубов.
Немцы отступают к Легонтову озеру, поверив, что на Синюхиной гряде кто-то действительно рубит лес. Отряд тем временем меняет позицию. Васков понимает, что забыл на прежнем месте свой кисет, и Соня Гурвич решает сбегать за ним. Второпях она нарывается на двух немцев, от рук которых и погибает. Васков с Женей мстят за убитую соратницу, а после хоронят Соню.

(432 слова) В легендарной повести Б. Л. Васильева описываются женщины на войне: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак. Каждый образ в книге индивидуален и достоин внимания.

Рита Осянина была сурова и молчалива. Причина этому — потеря мужа на второй день войны. Ребенок Осяниной остался на руках ее матери, к нему она бегала по ночам, когда их перевели в разъезд. Возвращаясь утром от сына, она и заметила диверсантов. Во время задания Рита, как и остальные девушки, проявила себя героически, она была сильной духом, поэтому сражалась до конца. Получив смертельное ранение, она не винит Васкова, а лишь просит позаботиться о сыне. Война разрушила ее жизнь, но женщина погибла с осознанием того, что она постояла за родину.

Женя Комелькова прибыла в отделение на замену убитой подносчицы. На ее глазах немцы расстреляли родных, и она пошла на фронт. Несмотря на испытания, красавица Женя жизнерадостна, улыбчива и дружелюбна. Во время задания она ведет себя смело и даже отчаянно: когда герои прикидываются лесорубами, купается на виду у немцев, спасает жизнь Васкова, а в последнем бою пытается увести врагов за собой. Она слишком любит жизнь и верит в ее бесконечность. Как можно умереть в 19 лет? Но, к сожалению, война забирает лучших.

Лиза Бричкина жила в лесах Брянщины, мало видя в жизни, но много мечтая о будущем. Даже на войне она продолжала ждать счастье. Старшина Васков ей нравился, для нее он был идеалом. И то, что именно ее он послал за подкреплением, утвердило героиню в мыслях о своей исключительности. Но мечтам не место на войне: думая о Васкове, Лиза оступилась, переходя болото, и утонула. Так нелепо и трагично оборвалась жизнь молодой девушки.

Соня Гурвич – тихая, слабая, интеллигентная девушка, которая любит поэзию и театр. Университет, первая любовь, дружная семья – все осталось позади, когда началась война, и героиня не смогла спрятаться за чужими спинами. Она мало приспособлена к военному быту, но изо всех сил пыталась быть полезной стране, находящейся в опасности. Эта неприспособленность стала роковой: она побежала за оставленным Васковым кисетом и была сражена вражеской пулей.

Галя Четвертак придумала целый мир, в котором все представлялось в романтичных красках. Девушка выросла в детдоме, где реальность совсем не радостная, ей нужна была отдушина. На войну она пошла, думая, что это сплошная романтика. Но увидев смерть, кровь, снаряды, девушка совсем потерялась. Она бросила винтовку в бою, сломленная смертью подруги Сони, а потом, когда Васков взял ее в разведку, выбежала из засады наперерез врагам. Галя была не готова к реальной войне, но она изо всех сил пыталась защитить свою родину.

Б. Л. Васильев, описывая женщин на войне, подчеркивает беспощадность этой бойни. Однако если нужно встать на защиту всем миром, то и девушка может стать сильной. Или хотя бы попытаться.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Четвертак. Ма - ма - -а-а-а-а-а-а-

Коротко ударил автомат

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Четвертак. Любовь погибнет первой. Наповал,
Сраженная твоим холодным взглядом.
Напрасно бинтовала и лечила я
Мне, мертвой, ничего уже не надо.

Картина 16. Встреча

Васков понял, что остался один. Идти не было сил, и он привстал на колени, чтоб напиться из лужи

Комелькова. Федот Евграфыч... Федот Евграфыч!.. Товарищ старшина!..

Кинулся к ним: тут, в воде, и обнялись. Повисли на нем обе сразу, целуют - грязного, потного, небритого

Васков. Ну что вы, девчата, что вы!..

Васков. Эх, девчонки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Комелькова. Не хотелось, товарищ старшина...

Васков. Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала...

Осянина. А Галка?..

Васков. Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак - в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Выходит, что с Соней вместе троих мы уже потеряли. Это так. Но ведь зато сутки здесь, в межозерье, противника кружим. Сутки!.. И теперь наш черед сутки выигрывать. А помощи нам не будет, и немцы идут сюда. Там и бой пора будет принимать. Последний, по всей видимости...



Картина 17. Смерть девчат

Музыкальный акцент

Васков. Пригнись.

И снова автоматы, и разрывы гранат…

Комелькова. Скорее!.. Рита!..

Осянина лежала в луже крови

Васков. Чем?

Осянина. Граната...

Васков. Тряпок! Белье давай!

Женька трясущимися руками уже рвала свой мешок, уже совала что-то легкое, скользкое...

Васков. Да не шелк! Льняное давай!..

Комелькова. Нету...

Васков. А, леший! (потянулся к мешку) Затянул, как на грех...

Осянина. Немцы... Где немцы?

Женька секунду смотрела на нее в упор, а потом, схватив автомат, кинулась к берегу..

Старшина разорвал рубаху и стал бинтовать.

Васков. Ничего, Рита, ничего... Он поверху прошел: кишки целые. Заживет...

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Осянина. Иди... туда иди... Женька там…

Васков спрятал ее под еловым ветками, и ушел.

Комелькова пела «Катюшу»

Комелькова. Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой…Ну, идите сюда, идите… Выходила на берег Катюша … Эй, вы … уносила песню за собой… за Риту (кидает гранату) , выходила на берег Катюша… за Галку(кидает гранату) , уносила песню за собой … за Софью(кидает гранату) , за Лизу...

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Вскоре вернулся Васков. Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую руку, покачиваясь…

Васков. А в этот раз она как-будто знала,
Что это будет очень трудный бой,
Но, как всегда, опять своих спасала,
Погоню увлекая за собой.

И там в конце безжалостно, в упор,
Сжимая камень, на врагов едва привстав,
Была расстреляна… и с этих пор
Надеяться я тоже перестал.

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Осянина. Женя погибла?

Он кивнул.

Осянина. Женя сразу... умерла?

Васков. Сразу. Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо!..

Он замолчал, стиснув зубы, закачался, баюкая руку.

Осянина. Болит?

Васков. Здесь у меня болит. Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

Осянина. Ну, зачем так... Все же понятно, война...

Васков. Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?

Осянина. Не надо. Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали.

Васков. Да… Ты полежи покуда, я вокруг погляжу. А то наткнутся - и концы нам.

Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом.

Васков. Возьми. Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним.

Осянина. Погоди! Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут - Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

Васков. Не тревожься, Рита, понял я все.

Осянина. Спасибо тебе.

Васков. Я сейчас разведку проведу и вернусь. К ночи до свих доберемся.

Осянина. Иди. Завали меня ветками. И обязательно дойди.

Васков. Вместе дойдем (пошел)

Музыкальный акцент

«Выстрел»

Васков. Когда же с Волей мы останемся вдвоем
Она, внимательно следя за боем,
Так ВОВРЕМЯ подавит их огнем
И даст секундочку, чтоб заменить обойму.
И я умру…с последним сожаленьем:
“Опять сестричек положил зазря…”
Не будет ветерка ни дуновенья,
И только тихая поднимется заря.

Музыкальный акцент

«Жди меня»

Бойцы исполняют песню

Характеристики героев

Лиза Бричкина – дочь лесника, скромная, говорит на «о». Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Рита Осянина – вдова, есть сын, серьезная, надежная, ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Евгения Комелькова – первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье, которую потом расстреляли.Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Галя Четвертак - не знает своих родителей, ее подкинули в детский дом, но Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник.

Васков – говорит на «0», всегда строг с подчиненными, но справедлив, 30 лет отраду, пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет.

….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.
Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.



Похожие статьи
 
Категории