Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель

29.09.2019

Укрепить пошатнувшиеся позиции Советского Союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В этом направлении они действовали весьма осмотрительно (по крайней мере до чехословацкого кризиса), в основном методом проб и ошибок, но все же добиваясь ощутимых результатов.

Новые руководители начали с миролюбивого жеста в сторону Пекина, прекратив полемику и отложив конференцию компартий, которую Хрущев предполагал созвать в декабре 1964 г. Примирительные настроения, допускавшие возможность некоторых уступок, преобладали и в отношении к Румынии, которая отстояла свой экономический выбор и формы своего участия в СЭВ. Укрепление советских позиций произошло и среди коммунистических партий Латинской Америки, собравшихся в декабре 1 964 г. на конференцию в Гаване. СССР одобрил результаты конференции и поддержал вооруженную борьбу во многих странах Латинской Америки, продемонстрировав тем самым твердую решимость нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

Эта позиция способствовала сближению с Кубой и ухудшила отношения с Китаем, который после «истории» с советскими ракетами на Кубе укрепил свои позиции в третьем мире. СССР оказал, далее, большую экономическую и военную помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму, которые были скорее «клиентами» Китая. Благодаря этой помощи обе страны заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

Компромисс, на который пошел Советский Союз с Ф.Кастро по вопросу о вооруженной борьбе в Латинской Америке, как и помощь Ханою в момент усиления американского вмешательства во Вьетнам указывали на то, что СССР отдавал предпочтение налаживанию отношений с социалистическим лагерем - даже в ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами.

Принятые на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. решения подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике в послехрущевский период. Мирное сосуществование уже не рассматривалось как «генеральная линия внешней политики Советского Союза». Эта идея, конечно, продолжала присутствовать в отношениях между Востоком и Западом, но во всех других случаях «соревнование между двумя лагерями было как никогда активным». Если мирное сосуществование и оставалось целью советской политики, оно тем не менее перестало быть грандиозным замыслом урегулирования разнообразных аспектов эволюции международной системы. Усиление американского военного вмешательства во Вьетнаме, которое доказало Советскому Союзу, что он не может отвратить Соединенные Штаты от «экспорта контрреволюции», имело прямое отношение к переоценке советским руководством идеи «мирного сосуществования». В этом контексте укрепление социалистического лагеря получало неоспоримый приоритет.

Несмотря на несомненные успехи советских руководителей в стремлении восстановить полный контроль над социалистическим лагерем, им предстояло преодолевать определенные сложности, в особенности в отношениях с кубинцами, китайцами и, в скором времени, с чехами и словаками. На XXIII съезде КПСС делегат Кубы выступил с прямым упреком в адрес Советского Союза, который, по его мнению, не шел «на необходимый риск в своих отношениях с Вьетнамом». Радикализм кубинской оппозиции мог подтолкнуть в том же направлении другие латиноамериканские компартии, тем более в условиях, когда Че Гевара призывал «создать два, три, много Вьетнамов, чтобы лишить Соединенные Штаты их могущества».

Надо отметить, что во вьетнамском конфликте советское правительство действовало осторожно. Оно удержалось, например, от предоставления Ханою некоторых видов оружия, которые могли бы сразу резко обострить конфликт (неядерные ракеты «земля - море», которые могли бы поражать крупные корабли 7-го американского флота, с которых производилась бомбежка Северного Вьетнама). Китай, хотя и не принявший в 1965 г. советского предложения оказывать совместную военную и экономическую помощь Ханою, не удержался от того, чтобы заклеймить «советскую трусость» перед лицом американской агрессии. В 1965 г. он потребовал от своих союзников разоблачать позицию Советского Союза. Однако начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» почти полностью исключила его из международной жизни к глубокому облегчению Советского Союза. К этому времени Китай перестал относить такие страны, как Куба, Северная Корея и Северный Вьетнам, к «социалистическим». Военный переворот в Индонезии осенью 1965 г. обезглавил мощную компартию этой страны, самую многочисленную за пределами социалистического лагеря, и лишил Китай главного союзника как в его азиатской политике, так и в коммунистическом движении (в полемике Китая с Советским Союзом индонезийские коммунисты стояли на стороне Китая).

В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: политическая жизнь, конечно, продолжала оставаться под абсолютным контролем партии, однако в сфере культуры была допущена некоторая свобода, а главное, разумная экономическая политика обеспечивала в Венгрии исключительные для коммунистической Восточной Европы условия жизни. Положение в Венгрии сильно контрастировало с ситуацией в Чехословакии, в предвоенный период самой развитой стране Центральной Европы, Суровый политический режим, экономические срывы, особенно тяжело переносимые из-за того, что страна знала лучшие времена, рождали дух сопротивления, который уже не ограничивался интеллигентскими кружками, проникая в саму партию. В июне 1967 г. по инициативе писателей-коммунистов открыто выступил против руководства партии Съезд писателей. К осени, после массовых студенческих демонстраций и забастовок, оппозиция властям еще больше усилилась. В январе 1968 г. Новотный был вынужден уступить руководство партией Дубчеку. С этого момента события стали приобретать все более стремительный характер. Чтобы завоевать доверие, новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ. В атмосфере свободы и упразднения всякой цензуры развивалась политическая деятельность; КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей; мелкие партии внутри Народного фронта смогли вернуть былую самостоятельность и начали отстаивать особые точки зрения; встал даже вопрос о возможности существования действительно оппозиционной партии социалистического толка, которая соперничала бы с коммунистической. В экономическом плане была подготовлена реформа, предусматривавшая в рамках планирования, не столько директивного, сколько инициативного, самостоятельность предприятий и рыночные условия их хозяйствования. Самостоятельность предприятий позволяла трудящимся предпринять и ряд шагов для перехода к самоуправлению.

Изменения, произошедшие в руководстве Компартии Чехословакии и поначалу благожелательно встреченные в Москве, казалось, вели в условиях очень быстрой и, по всей видимости, неконтролируемой эволюции партии к настоящему политическому кризису советской системы в Чехословакии. Этот кризис характеризовался переходом, с одной стороны, от экономических реформ к политическим и, с другой, от оппозиционного движения интеллигенции и рабочих к кризису внутри самой партии. Пример мог стать заразительным, и руководители ГДР и Польши уже проявляли определенную настойчивость на конференциях компартий Восточной Европы в Дрездене (март 1968 г.), затем в Варшаве (июль 1968 г., в отсутствие Чехословакии, которая, подвергшись резким нападкам в Дрездене, отказалась принять участие в этой конференции).

Встреча Брежнева и Дубчека в Черне и совещание «шести» 3 августа в Братиславе привели только к внешнему примирению, так как чехословацкие коммунисты решили не отказываться от начатых ими реформ. Наконец, после довольно длительных колебаний и под давлением руководства ГДР, советская сторона решилась начать интервенцию - «по просьбе чехословацких товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора вступили в Чехословакию. Отношение к этой акции населения страны убедило советское руководство в необходимости «переходного периода»: 26 августа в Москве было принято соглашение о «нормализации положения», а 16 октября в Праге заключено соглашение о «временном нахождении войск Варшавского Договора» в Чехословакии. Однако продолжающиеся демонстрации протеста против оккупации привели советское руководство к решению отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (1 7 апреля 1969 г.). Проведя в стране широкую чистку «враждебных» элементов, Гусак подписал 6 мая 1970 г. новый договор о союзе с СССР и вынудил ЦК КПЧ одобрить советскую интервенцию.

Как представляется, эта акция СССР преследовала две цели: первая была продиктована стратегическими соображениями внешней политики; вторая, возможно, более существенная, внутренним положением в Чехословакии и эволюцией ее коммунистической партии.

Вместе с Польшей и ГДР Чехословакия образовывала то, что называлось «железным треугольником» Варшавского Договора. Чехословакия, прикрывавшая страны Договора с южного фланга, являлась главным плацдармом СССР. Советских лидеров и их союзников не могли не встревожить некоторые заявления высших руководителей Чехословакии (генерала Пршлика, например), требовавших пересмотра положений Варшавского Договора, чтобы уменьшить руководящую роль Советского Союза в пользу восточноевропейских стран. С другой стороны, в атмосфере «пражской весны» сильно ослабла обычная настороженность чехословацкого руководства по отношению к ФРГ, новое руководство было намерено нормализовать свои отношения с этой страной, которая со своей стороны, казалось, была готова предоставить Чехословакии солидный кредит. Это совсем не устраивало ГДР, наиболее враждебно настроенное к «пражской весне» восточноевропейское государство. Наконец, установление особых отношений между Югославией, Румынией и Чехословакией (незадолго до советской интервенции, 9 августа Тито, а 20 - Чаушеску был оказан триумфальный прием в Праге) не могло не беспокоить Москву, опасавшуюся восстановления новой «малой Антанты», объединявшей эти три страны в период между войнами. Коммунистическую «малую Антанту» могло объединять только желание ослабить гегемонию Советского Союза в Восточной Европе.

Эволюция чехословацкой компартии беспокоила советских руководителей не меньше, а может быть, и больше, чем геополитические проблемы. Упразднение цензуры, как и процесс демократизации партии заставляли их опасаться «социал-демократизации» КПЧ. На начало сентября 1968 г. был уже назначен партийный съезд, на котором должны были быть внесены изменения в устав и в формулировку принципов демократического централизма. Именно чтобы помешать КПЧ сделать решительный шаг в этом направлении, 21 августа и была предпринята военная интервенция. (Еще в середине июля, по окончании варшавской встречи пяти компартий, ее участники обратились в ЦК КПЧ с угрожающим письмом, в котором утверждали: «Либо вы потеряли контроль над ситуацией, либо вы не хотите ничего делать, чтобы ее контролировать».)

Действительно, в отличие от событий 1956 г. и 1968 г. военная интервенция была вызвана скорее предчувствием опасности, чем конкретными обстоятельствами. Глубоко консервативная советская верхушка не могла позволить складывавшейся ситуации выйти из-под ее контроля.

«Нормализация» положения в Чехословакии ускорила начавшийся в конце 50-х гг. процесс интеграции, как военной, так и экономической, Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского Договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности и транспорта, распределение энергии, химическое производство и производство вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы их деятельности и усиление в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета», или так называемая «доктрина Брежнева», Этот процесс, однако, вызвал сопротивление, и наиболее упорное было оказано Румынией, помешавшей в 1974 г. Советскому Союзу установить еще более тесную координацию военного командования стран Варшавского Договора.

Пробить наиболее серьезную брешь в, казалось бы, замкнутой системе восточноевропейских режимов было суждено Польше. Резкое повышение цен в 1970 г. вызвало массовые волнения рабочих ее балтийских портов. Гомулка вынужден был уступить руководство партией и страной Гереку. В течение последующих десяти лет польские власти проводили экономическую политику, основанную на широком импорте, что позволило обойтись без немедленного проведения структурных реформ, но еще больше увеличило и так уже исключительно большую внешнюю задолженность страны. Результатом стала необходимость повышения цен на продукты питания, что в свою очередь вызвало новую волну забастовок, на сей раз еще более многочисленных, мощных и последовательных, которые достигли своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза «Солидарность», сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. Политическое движение в Польше не было обязано партии, и в этом было его главное отличие от Будапешта или Праги. После пражских репрессий и невыполнения второго обещания Терека в 1970 г. смягчить режим у поляков уже не было иллюзий в отношении реформ сверху, и польское движение развивалось совершенно самостоятельно, вырабатывая собственные организационные формы. Не претендуя на установление каких-либо форм самоуправления предприятий, «Солидарность» тем не менее выполняла роль противовеса официальной власти и, опираясь на основные требования польского общества, ставила под сомнение многие аспекты деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая эти совершенно новые обстоятельства, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролития крови. Поэтому «нормализация» положения в стране была доверена поляку, генералу Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. Тем не менее и в отсутствие прямого вмешательства Советского Союза последовавшая (сразу за введением в стране 13 декабря 1981 г. Ярузельским военного положения) «нормализация» была занесена международной общественностью в черный список дел, совершенных Советским Союзом. Результатом этого была непрерывная деградация образа Советского Союза, действия которого все больше ассоциировались с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних странах. По неожиданному стечению обстоятельств борьба горстки советских диссидентов из интеллигенции, о которой ничего не знало огромное большинство населения СССР, совпала с борьбой рабочих Гданьска.


Похожая информация.


Всесторонняя поддержка восточноевропейских стран народной демократии, а также Китая, КНДР, Монголии и Вьетнама, а затем и Кубы оставалась важнейшим направлением внешней политики СССР в постсталинский период. Новым в отношениях с социалистическими странами стала десталинизация - разоблачение культа личности, отказ от его теории и практики. Из Москвы прозвучал призыв к.лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения, оппозиционного сталинской модели социализма. Летом 1956 г. в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Лишь благодаря гибкой политике вновь пришедшего к власти Генерального секретаря Польской объединенной рабочей партии В. Гомулки удалось предотвратить широкомасштабное военное "умиротворение" Польши с помощью советских войск.

Однако вскоре под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре-октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе с Имре Надем, встав на позиции реформизма, попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы, разорвать союзнические отношения с СССР и другими странами народной демократии, добиться вступления в НАТО. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона. Был прекращен тотальный контроль над всеми сторонами жизни венгерского общества со стороны карательных органов. По требованию правительства Надя части советских войск, расквартированные в Будапеште и других городах, были выведены из страны. Одновременно была открыта граница с Австрией. Апогеем венгерской "октябрьской революции" стали события 23 октября 1956 г., когда собравшиеся на митинге в Будапеште вооруженные студенты и рабочие разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальное обращение "временного рабоче-крестьянского правительства" Я. Кадара). В ночь на 4 ноября Будапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено. Погибло около 20 тыс. повстанцев, десятки тысяч венгров бежали в Австрию. Власть компартии и союзнические обязательства ВНР по отношению к СССР и странам ОВД были восстановлены.

Венгерские события 1956 г. стали одной из первых акций СССР по ужесточению своей политики в рамках социалистического лагеря, послужив одновременно падению популярности коммунистических идей в мире.

С середины 50-х гг., особенно после XX съезда КПСС, в полной мере проявились претензии Китая во главе с Мао Цзэдуном пароль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китайская дипломатия проявляла значительную активность в отношениях со странами Азии, вставшими на путь некапиталистического развития. Разногласия между Москвой и Пекином были неизбежны, поскольку Китай уже больше не хотел мириться с ролью "младшего брата" в семье социалистических народов. С 1957 г. лидеры Китая стали высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Попытки Москвы сгладить советско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий -в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР. В 1960 г. началось резкое обострение советско-китайских отношений: Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, которая поддержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В 1962 г. советско-албанские отношений были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы "оттепели" наблюдалась постепенная коррозия единства стран социализма.

В контексте советско-американских отношений второй половины 50-х гг. важнейшей проблемой являлось урегулирование вопроса о статусе Западного Берлина. Согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г., столица Германии, как и вся территория страны, была разделена на оккупационные зоны. Советская зона в 1949 г. превратилась в ГДР, а Берлин стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом. Целью являлась ликвидация "форпоста империализма на социалистической немецкой земле". Принципиальное решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено (в соответствии с договоренностями между Хрущевым и Эйзенхауэром) на май I960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик У-2 (пилот Ф. Пауэре был задержан на месте приземления и дал показания, обличавшие его как шпиона). Отношения Восток-Запад резко обострились. В СССР развернулась широкая антиамериканская ("антиимпериалистическая") кампания. Парижская конференция по проблемам европейской безопасности была сорвана, а в ходе визита Хрущева в качестве главы советской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 сентября 1960 г.) была продемонстрирована новая, жесткая линия внешней политики СССР.

Весной-летом 1961 г. обострился политический кризис в ГДР, вызванный прежде всего тем, что значительная часть населения, в основном молодежь и студенчество в крупных городах, открыто выступила за изменение политического строя. Территория Западного Берлина использовалась для широкой материальной и финансовой помощи восточногерманским диссидентам. В связи с этим после предварительного согласования с Москвой по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта вокруг Западного Берлина в ночь на 13 августа 1961 г. была возведена стена из бетона и колючей проволоки. Эта мера позволила предотвратить "голосование ногами" против социалистического строя. Берлинский кризис резко усилил противостояние между Востоком и Западом, отрицательно сказался на развитии международных отношений в Европе.

Вслед за Берлинским последовал Карибский, или "ракетный", кризис, который Поставил весь мир на грань катастрофы, так как СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны.

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой к власти пришли антиамериканские повстанческие силы во главе с Фиделем Кастро. США развернули массированную подрывную и пропагандистскую войну против Кубы. Американская администрация Дж. Кеннеди всемерно поддерживала кубинских "контрас". Попытка вооруженного вторжения контрреволюционных формирований на Кубу в заливе Кочинос в феврале 1961 г. потерпела неудачу и одновременно вызвала резкий протест со стороны Москвы. СССР в сентябре 1962 г. принял решение об оказании острову Свободы военно-технической и экономической помощи, в соответствии с которым на Кубе в глубокой тайне были размещены советские ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Это создавало прямую и непосредственную угрозу безопасности США. 22 октября 1962 г. Белый дом в ультимативной форме потребовал от Советского Союза убрать ракеты, а вокруг Кубы была установлена военно-морская и воздушная блокада. В ответном советском заявлении содержалось требование немедленного прекращения блокады Кубы, а в случае отказа Советский Союз угрожал нанести "самый Мощный ответный удар". Вооруженные силы США и СССР были приведены в повышенную боевую готовность.

В последний момент, 25- 27 октября, благодаря прямым переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и лидером Советского Союза Н. С. Хрущевым удалось предотвратить ядерный конфликт. СССР согласился вывести свои ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленные на СССР. Карибский кризис явился кульминационным моментом в международных отношениях периода "холодной войны". После его разрешения укрепилось понимание того, что победителей в ядерной войне быть не может. Результатом этого стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой между СССР, США и Великобританией (от подписания договора "о трех средах" воздержалась только одна ядерная держава - Китай).

Страны Европы и Азии, отпавшие от капиталистической системы после второй мировой войны, образовали вместе с Советским Союзом единый и мощный социалистический лагерь, противостоящий лагерю капитализма. Два лагеря - социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США - воплощают в себе две линии экономического развития. Одна линия - это линия роста экономической мощи, непрерывного подъёма мирной экономики и неуклонного повышения благосостояния трудящихся масс Советского Союза и стран народной демократии. Другая линия - это линия экономики капитализма, производительные силы которого топчутся на месте, это линия милитаризации хозяйства, снижения жизненного уровня трудящихся в условиях всё углубляющегося общего кризиса мировой капиталистической системы.

Два лагеря - социалистический и капиталистический - воплощают два противоположных курса международной политики. Правящие круги США и других империалистических государств идут по пути подготовки повой мировой войны и фашизации внутренней жизни своих стран. Социалистический лагерь ведёт борьбу против угрозы новых войн и империалистической экспансии, за искоренение фашизма, за укрепление мира и демократии.

Вторая мировая война и образование двух лагерей на международной арене имели своим наиболее важным экономическим последствием распад единого всеохватывающего мирового рынка. «Экономическим результатом существования двух противоположных лагерей явилось то, что единый всеохватывающий мировой рынок распался, в результате чего мы имеем теперь два параллельных мировых рынка, тоже противостоящих друг другу»1. Это определило дальнейшее углубление общего кризиса капитализма.

За послевоенный период страны социалистического лагеря экономически сомкнулись и наладили тесное хозяйственное сотрудничество и взаимопомощь. Хозяйственное сотрудничество стран социалистического лагеря основано на искреннем желании помочь друг другу и добиться общего экономического подъёма.

Главные капиталистические страны - США, Англия и Франция - пытались подвергнуть экономической блокаде Советский

1 И.В. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 30-31.

Союз, Китай и европейские страны народной демократии в расчёте на удушение этих стран. Но этим они содействовали, помимо своей воли, образованию и укреплению нового, параллельного (мирового рынка. Благодаря бескризисному развитию экономики стран социалистического лагеря новый мировой рынок не знает трудностей сбыта, его ёмкость непрерывно растёт.

В результате распада единого мирового рынка пришёл конец относительной стабильности рынков, существовавшей на первом-этапе общего кризиса капитализма. Для второго этапа общего кризиса капитализма характерно сокращение ёмкости мирового капиталистического рынка. Это означает, что сфера приложения сил главных капиталистических стран (США, Англия, Франция) к мировым ресурсам неизбежно сокращается и условия мирового рынка сбыта для этих стран ухудшаются. Хроническая недогрузка предприятий в капиталистических странах в послевоенное время возросла. Это в особенности относится к США, несмотря на то, что после окончания второй мировой войны огромные производственные мощности в различных отраслях промышленности США были частично законсервированы и частично уничтожены.

Сужение сферы приложения сил главных капиталистических стран к мировым ресурсам вызывает усиление борьбы между странами империалистического лагеря за рынки сбыта, за источники сырья, за сферы приложения капитала. Трудности, возникшие вследствие потери огромных рынков, империалисты, и прежде всего американские, пытаются перекрыть усиленной экспансией за счёт своих конкурентов, актами агрессии, гонкой вооружений, милитаризацией экономики. Но все эти меры ведут к ещё большему углублению противоречий капитализма.

Еще по теме Образование двух лагерей на международной арене и распад единого мирового рынка.:

  1. 1. Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Образование двух лагерей
  2. Образование социалистического лагеря после 2МВ. Монина Елена.
  3. ОСЛАБЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ИМПЕРИАЛИЗМА НА МИРОВОЙ АРЕНЕ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ГЛАВНЫХ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

Ошибочно считать, что послевоенные коммунистические режи-мы были обязаны своим появлением исключительно СССР. При непосредственном участии СССР коммунистические режимы утвердились только в четырёх странах: Польше, ГДР, Румынии и Венгрии. Советские войска оставались на территории этих госу-дарств. К Югославии и Албании Советский Союз имел мало отно-шения. В Китае , Корее и Вьетнаме коммунистические партии были обязаны своим влиянием собственному участию в освободи-тельном движении этих стран от японской оккупации, а не совет-скому вмешательству.

Новые режимы первоначально ощущали определённую под-держку населения, поскольку проводили давно назревшие преоб-разования, способствуя индустриализации этих стран. В более от-сталых аграрных государствах приверженность коммунистов про-грессу и модернизации находила ещё больший отклик.

Коминформ

Формирование коммунистических правительств в этих странах завершилось вскоре после воссоздания международной коммунис-тической организации. В 1947 г. вместо Коминтерна, распущенного Сталиным в 1943 г., был создан Коминформ (Коммунистическое информационное бюро). Его резиденция находилась в Белграде, там же выходила газета «За прочный мир и народную демократию».

Кроме компартий восточноевропейских стран, в Коминформ вошли две массовые коммунистические партии Запада — французская и итальянская. Формально партии в рамках Коминформа были суверенными, но фактически ими, как и в Коминтерне, руководили из Кремля. Главное отличие Комин-форма от Коминтерна заключалось в том, что в первом были представлены только компартии социалистического лагеря, а также две западные массовые компартии, а в Коминтерн входили все коммунистические партии и группы, со-гласные с его уставом. Этих групп и партий насчитывалось довольно много, и управлять ими было сложно.

В 1949 г. в «целях содействия планомерному развитию народного хозяйства» был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, в которую первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран (1949 г. — Албания, 1950 г. — ГДР, 1962 г. — Монголия). Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

Современный мир, с учетом наличия в нем многих антагонистических государств, является однополярным. Чего не скажешь о событиях, происходивших несколько десятков лет назад. «Холодная война» разделила мир на страны лагеря, между которыми существовала постоянная конфронтация и нагнетание ненависти. Что же представляли собой страны социалистического лагеря, вы узнаете из следующей статьи.

Определение понятия

Понятие довольно широкое и противоречивое, но дать его определение возможно. Социалистический лагерь - это термин, который обозначает страны, ставшие на путь социалистического развития и поддержания советской идеологии, причем независимо от поддержки или враждебности к ним СССР. Яркий пример - некоторые страны, с которыми у нашей страны было скорее политическое противостояние (Албания, Китай и Югославия). В исторической традиции названные выше страны в США называли коммунистическими, противопоставля их своей демократической модели.

Вместе с понятием «социалистический лагерь» использовались также синонимичные термины - «социалистические страны» и «социалистическое содружество». Последнее понятие было характерным для обозначения стран союзников в СССР.

Истоки и формирование социалистического лагеря

Как известно, Октябрьская социалистическая революция была проведена под интернациональными лозунгами и декларированием идей мировой революции. Эта установка была ключевой и сохранилась во все годы существования СССР, но многие страны не последовали такому российскому примеру. Но после победы во Второй мировой войне многие страны, в том числе и европейские, последовали модели социалистического развития. Симпатия к стране - победителю нацистского режима - сыграла свою роль. Так, некоторые государства даже поменяли свой традиционный политический вектор с Запада на Восток. Расстановка политических сил на земле изменилась коренным образом. Поэтому понятие «социалистический лагерь» - это не какая-то абстракция, а конкретные страны.

Концепция стран социалистической ориентации воплощалась в заключении дружественных договоров и в последующей взаимопомощи. Группы стран, которые образовались после войны, также принято называть военно-политическими блоками, которые не раз находились на рубеже военных действий. Но в 1989-1991 году СССР распался, а большинство социалистических стран взяли курс на либеральное развитие. Распад социалистического лагеря был обусловлен как внутренними факторами, так и внешними.

Экономическое сотрудничество стран социалистического содружества

Главным фактором создания социалистического лагеря являлась экономическая взаимопомощь: предоставление кредитов, торговля, научно-технические проекты, обмен кадрами и специалистами. Ключевым из перечисленных видов взаимодействий является внешняя торговля. Этот факт далеко не значит, что социалистическое государство должно торговать только с дружественными странами.

Все страны, входившие в социалистический лагерь, продавали на мировом рынке продукцию своей народной экономики и получали взамен все современные технологии, промышленное оборудование, а также сырье, необходимое для производства тех или иных товаров.

Страны социалистического лагеря

  • Демократическая Республика Сомали;
  • Народная Республика Ангола;
  • Народная Республика Конго;
  • Народная Республика Мозамбик;
  • Народная ;
  • Республика Эфиопия.
  • Народная Демократическая Республика Йемен;
  • Социалистическая Республика Вьетнам;
  • Демократическая Республика Афганистан;
  • Монгольская Народная Республика;
  • Китайская Народная Республика;
  • Народная Республика Кампучия;
  • Корейская Народно-Демократическая Республика;
  • Лаосская Демократическая Республика.

Южная Америка:

  • Республика Куба;
  • Народное Революционное Правительство Гренады.
  • Германская Демократическая Республика;
  • Народная Социалистическая ;
  • Польская Народная Республика;
  • Чехословацкая Социалистическая Республика;
  • Народная Республика Болгария;
  • Социалистическая Республика Румыния;
  • Социалистическая Федеративная Республика Югославия;

Существующие социалистические страны

В современном мире также существуют страны, которые в том или ином смысле являются социалистическими. Корейская Народно-Демократическая республика позиционирует себя как социалистическое государство. Точно такой же курс имеет место в Кубинской Республике и странах Азии.

В таких восточных странах, как Китайская Народная Республика и Вьетнам, государственным аппаратом управляют классические коммунистические партии. Несмотря на этот факт, в экономическом развитии этих стран прослеживаются капиталистические тенденции, то есть частная собственность. Подобная политическая и экономическая ситуация наблюдается и в Лаосской Республике, которая также входила в социалистический лагерь. Это своеобразный способ совместить рыночную и плановую экономику.

В начале XXI столетия социалистические тенденции стали возникать и закрепляться в Латинской Америке. Возникла даже целая теоретическая доктрина «Социализм XXI», которая активно применяется на практике в странах третьего мира. На 2015 год социалистические правительства находятся у власти в Эквадоре, Боливии, Венесуэле и Никарагуа. Но это не страны социалистического лагеря, такие правительства возникли в них уже после его распада в конце XX века.

Маоистский Непал

В середине 2008 года в Непале произошла революция. Группа коммунистов-маоистов свергла монарха и одержала победу на выборах в качестве Коммунистической партии Непала. С августа главой государства является главный партийный идеолог Баурам Бахаттараи. После этих событий Непал стал страной, где в политической и экономической жизни действует курс с явной коммунистической доминантой. Но курс Непала явно не похож на политику, которую проводили СССР и социалистический лагерь.

Социалистическая политика Кубы

Куба очень давно считается социалистическим государством, но в 2010 году глава республики взял курс на экономические перемены по китайскому образцу модернизации социалистического общества. Центральный аспект этой политики - увеличение роли частного капитала в экономической системе.

Таким образом, мы рассмотрели страны социалистической ориентации как прошлого, так и современности. Социалистический лагерь - это совокупность стран, дружественных СССР. Современные государства, проводящие социалистическую политику, не входят в этот лагерь. Это очень важно учитывать для понимания тех или иных процессов.



Похожие статьи
 
Категории