Образы всех помещиков мертвые души. Сочинение на тему образы помещиков в поэме мертвые души, гоголь читать бесплатно

26.04.2019
- Образы помещиков в романе Н. В. Гоголя " Мертвые души"

Достоинства: Различные типажи героев

Недостатки: Показаны негативные черты общества того времени

Роман Н. В. Гоголя " Мертвые души".

Из программы русской художественной литературы для средней школы особое внимание привлекает весьма интересный роман Николая Васильевича Гоголя " Мертвые души", в котором писатель изобразил общество российских помещиков того времени.

В произведении выведены образы многих помещиков, которые встречались на пути предприимчивого афериста Чичикова, желающего совершить фиктивную сделку - купить души умерших крестьян, чтобы потом получить от государства деньги на их содержание. Эта гениальная идея пришла в голову главного героя романа " Мертвые души" случайно, и он с особым рвением стал воплощать ее в жизнь.

Образы помещиков в романе " Мертвые души".

Итак, в романе Н. В. Гоголя " Мертвые души" выведены и достаточно подробно описаны образы нескольких провинциальных помещиков среднего достатка из русской глубинки. Особого внимания заслуживают всего пять из них:

1) Манилов - человек, живущий своими мечтами и далекий от реальности, очень ленивый, постоянно погруженный в мир своих грез.

2) Коробочка - женщина добрая, но глупая и прижимистая, деятельная и практичная.

3) Ноздрев - безудержный гуляка и мот, любит бездумно тратить деньги и кутить с друзьями, к тому же, неравнодушен к игре в карты.

4) Собакевич - крепкий, практичный и прижимистый хозяин, фигура основательная и монументальная.

5) Плюшкин - пожилой помещик, который после смерти супруги забросил ведение хозяйства, а стал погружаться в пучина скупости и слабоумия.

А теперь давайте более подробно рассмотрим характерные особенности каждого из этих образов.

Характеристику одного из персонажей романа - помещика Манилова - Н. В. Гоголь начинает с описания его внешности. Черты лица Манилова очень правильные, приятные и гармоничные, но при этом во всем его облике присутствует несколько приторная, даже противная сладость.

Это совершенно безвольный и безынициативный человек, ленивый и мечтательный, который все свое время проводит в сладких грезах о возможном переустройстве своего хозяйства. Но только вот до принятия конкретных решений и воплощения их в жизнь у него руки не доходят.

Под стать Манилову и его супруга - женщина приятная во всех отношениях, но совершенно ленивая и скучная. Их дом полон запустения и бесхозяйственности, но в то же время оформлен с претензией на богатое убранство. Есть роскошные предметы мебели, в мирном соседстве с которыми стоят старые облезлые стулья - и это явное несоответствие никого из членов помещичьей семьи нисколько не смущает. Скорее, его просто не замечают.

Вследствие постоянной мечтательности, оторванности от реальной жизни и полной бестолковости Манилова в деловых вопросах, его имение и хозяйство находятся в полном упадке. Его слуги пьянствуют и безбожно воруют, не занимаясь своим делом.

Но хозяину имения явно не до того - его не интересуют подобные мелочи, ведь гораздо приятнее делать различные милые сюрпризы супруге в виде бесполезных подарочков и наслаждаться жизнью в постоянной праздности.

Просьба о продаже душ умерших крепостных крестьян, с которой обратился Чичиков, вызвала у Манилова невероятное удивление. Но он согласился помочь такому приятному и обходительному человеку, несмотря на явную незаконность совершаемых действий. Более того, Манилов отдает " мертвые души" бесплатно, философски рассуждая о бренности земного существования.

Единственный женский образ помещицы в романе " Мертвые души", изображенный автором с особенной иронией и сарказмом. Коробочка представляет собой пожилую владелицу небольшого помещичьего имения, в котором, вопреки всему, царит порядок и кипит бурная хозяйственная деятельность.

Коробочка - глупая и недалекая женщина, но в то же время - она практичная и скупая, знает цену каждой копейке. Поэтому ее поместье и процветает, несмотря на кажущуюся бестолковость хозяйки. Крепостные крестьяне в поместье Коробочки работают, их избы крепкие и ухоженные.

В хозяйстве ничего не пропадает даром, потому что помещица все видит, подмечает и запоминает, да и своих крепостных людей приучила к порядку.

Когда Чичиков предложил ей продать умерших крестьян, Коробочка сначала удивилась, но затем заподозрила его в корыстных помыслах. Она поначалу не соглашается на сделку, потому что боится продешевить. Сомнения помещицы Коробочки выражены одной - единственной фразой: " А вдруг покупатели набегут?"

Ее мало волнует морально - этические вопросы, потому что для помещицы умершие крестьяне - это такой же товар, который подлежит продаже но может пригодиться и в собственном хозяйстве. В образе Коробочки Н. В. Гоголь вывел образ русской помещицы, для которой бесцельное накопление материальных ценностей стало смыслом всей ее жизни.

Этот персонаж заслуживает особого внимания, поэтому он и описан автором весьма подробно и колоритно. Ноздрев - бодрый, крепкий и свежий человек средних лет, веселый и бойкий, который всегда и в любом месте найдет себе приятелей. При этом он кутила, играет в карты и совершенно безрассудно тратит деньги, отбирая последние крохи у крепостных крестьян.

Помещик Ноздрев совершенно не занимается ведением собственного хозяйства, и поэтому все его имение находится в плачевном состоянии - за исключением псарни, где все ухожено и устроено просто идеально. Именно здесь Ноздрев чувствует себя лучше всего - он приходит и играет с маленькими щенками, как с собственными детьми.

Ко всем негативным чертам характера помещика Ноздрева можно добавить его безмерную любовь к выпивке и веселым компаниям. Ярмарки и поездки на охоту с собаками - вот стихия Ноздрева, в которой он чувствует себя, как рыба в воде.

При этом помещик часто врет и хамит всем окружающим. Его речь бессвязна и часто лишена смысла, он перескакивает с одной темы повествования, не заботясь о смысловой нагрузке фраз.

В отношении Чичикова Ноздрев сразу же повел себя как старинный приятель, но вместе с тем, как раз его высказывания и стали причиной того, что затея Чичикова получила широкую общественную огласку.

Дома крепостных крестьян в имении Собакевича - новые, крепкие и ухоженные. Во всем чувствуется практичность и основательность хозяина.

Услышав предложение Чичикова, СОбакевич нисколько не удивился, а стал расхваливать свой " товар", рассказывая о профессиональных и личных качествах каждого умершего крестьянина. Таким образом, он хотел набить им цену, чтобы продать подороже.

Во время первой встречи с помещиком Плюшкиным Чичиков изначально затруднялся определить, кто же стоит перед ним - женщина или мужчина? Старик был одет в какой - то невзрачный, изорванный и замусоленный халат.

В более ранние годы Плюшкин был просто бережливым и рачительным хозяином, а в его имении царил порядок. Он жил со своей женой и детьми. Но после смерти супруги помещик впал в уныние и практически перестал следить за хозяйством.

На передний план вышли самые негативные качества его характера: скупость и подозрительность. Он стал упрекать крестьян в воровстве и все старался тащить к себе в дом. В результате получилось так, что Плюшкин помнил, где в его доме спрятано мельчайшее перышко или кусочек сургучика, но в то же время не обращал внимания на массу портящихся продуктов в кладовых и на общий упадок хозяйства.

Когда Чичиков предложил Плюшкину продать души умерших крестьян, помещик очень обрадовался и даже расчувствовался. Он немного торгуется с Чичиковым, и просит повысить цену за каждого крестьянина. Для Плюшкина эта сделка выгодна хотя бы потому, что он получил небольшой доход.

Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.

  • Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
  • Оформление:

    1. Портреты Чичикова и помещиков.
    2. Текст поэмы “Мёртвые души”.
    3. Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. (Приложение 1)
    4. Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент (приветствие).

    Сообщение темы урока, целеполагание.

    II. Вступительное слово учителя.

    Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

    Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

    III. Анализ образа Манилова.

    Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3

    Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

    Какая деталь в описании героя является преобладающей?

    Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

    Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость .

    С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

    Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

    Какова отличительная черта Манилова?

    Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

    Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

    Вывод. Слайд 4

    Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

    IV. Анализ образа Коробочки.

    Рассказать кратко содержание 3-й главы.

    Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

    Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

    Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

    Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

    Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

    Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

    Каково положение крестьян у Коробочки?

    Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

    Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

    Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

    Что сделало Коробочку такой?

    Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

    Вывод: Слайд 6

    “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

    Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

    V. Анализ образа Ноздрёва.

    Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

    Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

    В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

    Какова речь героя?

    Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

    Каковы жизненные цели Ноздрёва?

    Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 8

    В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

    Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

    VI. Анализ образа Собакевича.

    Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

    Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

    Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

    Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

    В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

    Что поражает в портрете Собакевича?

    В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

    “Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

    “Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

    Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

    Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

    “Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о СобакевичеВыступление 4-й группы учащихся

    Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

    Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

    VII. Анализ образа Плюшкина.

    Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

    Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

    Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

    Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

    Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

    Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

    Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

    Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

    Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине.Выступление 5-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 12

    Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

    Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

    Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

    Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

    Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

    Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

    В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

    Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

    VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

    Помещик, его отличительная черта

    Как эта черта проявляется у Чичикова

    Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
    Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
    Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться
    Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”
    Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

    Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

    IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24

    X. Подведение итогов.

    XI. Домашнее задание.

    1. Заполнить таблицу по плану:

    • краткая характеристика помещика;
    • описание усадьбы помещика;
    • описание совместной трапезы;
    • как помещики реагируют на предложение Чичикова;
    • дальнейшие действия помещиков.

    2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

    В 1841 году Н.В. Гоголь потрясает современников своей поэмой в прозе – «Мертвые души». До сих пор ведутся споры среди критиков и читателей. Кто-то как П.А. Вяземский считает, что роман задумывался как аналог «Божественной комедии» Данте в трех томах. А другие придерживаются мнения, что Гоголь написал русскую «Одиссею». Но все в один голос признают произведение гениальным.

    Образы помещиков – это ключевая тема романа. Каждый из этих героев по-своему уникален. И все они олицетворяют те или иные человеческие пороки. Н.В. Гоголь будто специально располагает перед читателем галерею образов. От самого безобидного в своей пошлости Манилова. До ужасающего в своей деградации Плюшкина.

    Манилов, пожалуй, наиболее любим читателем. Это персонаж с очень русским характером. Его речи сладки, льстивы, а мечты так и манят. Поместье находится на возвышенности, вот только добраться до него нелегко. Вместо обещанных 15ти верст по прямой, надо проехать более 40 по извилистой дороге.

    Усадьба в запустении, крестьянские дворы и хозяйства в упадке. Помещик лично не занимается делами, поручив их пьянице управляющему. Воспитанием детей занимаются слуги. Мебель покрыта дорогим и модным сукном, но хватило его не на все. Супруги Маниловы очень друг друга любят и всегда кормят с рук лакомыми кусочками. На первый взгляд все красиво и сладко. Но пробыв в усадьбе полчаса, хочется сбежать.

    Речь героя слащава и приторна. Он ленив. Только и делает, что строит нереальные планы на будущее, которого не будет. На его столе лежит пыльная книга, всегда открытая на одной и той же странице.

    Манилова удивляет необычное предложение Чичикова о продаже мертвых крестьян. Сначала он думает, что не так понял, ведь считает собеседника значительно умнее себя. Сколько душ у него умерло он не знает, приказчик также не знает точного числа. Из страха перед властями осведомляется о законности предприятия. После чего не берет деньги за души и готов взять все расходы по оформлению сделки на себя. Ему приятно оказать услугу Чичикову, такому приятному человеку.

    Далее взору читателя предстает жадная и старая Коробочка. Вдова хозяйственна и скупа. Все, что ее интересует – это прибыль и накопительство. Она торгует товарами, которые производят крестьяне. Поэтому все разговоры о пеньке и сале. Поместье небольшое, всего в 80 душ. Коробочка точно знает, что умерло 18. Хозяйка подозрительна, ей обязательно нужно знать зачем мертвые души нужны. Ведь они могут пригодится и самой. Чичиков тратит уйму времени на уговоры перед заключением сделки.

    Ноздрев – очень неприятная личность, мелкий пакостник. В свои 35 лет он уже вдовец. Кутеж, пьянство и азартные игры – это любимые занятия помещика. Хозяйством он не занимается. Равно как и воспитанием двоих детей. Держит дома живого волчонка вместо собаки, которого очень любит. Легко соглашается на сделку, если Чичиков с ним сыграет. Естественно, заядлый картежник жульничает. И главный герой остается без трофея.

    Собакевич – грубый, грузный мужчина средних лет. Вся мебель в доме массивная и грубая, будто кричащая: «И я тоже Собакевич». Он редко отзывался о ком-то лестно. Практичный помещик и делец. Старается как можно больше получить выгоды от сделки. Продает Чичикову одну женщину среди мертвых душ – Елизавету Воробей. Специально подставляя к имени твердый знак. По документами считались только души мужского пола.

    И наконец завершает эту галерею образов – Плюшкин. На первый взгляд трудно понять даже это мужчина или женщина. Он всегда носит засаленный, изношенный халат, более похожий на тряпье нищего на паперти. Даже местные мужики называют его «заплатанным», а автор и критики – «прорехой на человечестве». Когда-то это был практичный хозяин. Но после смерти жены скупость завладела им полностью. С готовностью продает мертвые души по 30 копеек за штуку. Всего их 78. Радуется прибыли. И даже угощает гостя сухарем.

    Плюшкин – символ духовной смерти человека. Остальные помещики не так безнадежны. Но у каждого свои пороки.

    Помещики в поэме Мертвые души

    Мертвые души - это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.

    Манилов

    Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.

    Коробочка

    Коробочка - это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.

    Ноздрев

    Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.

    Собакевич

    Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе. Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними. Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.

    Плюшкин

    Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они "настоящие": часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его "богатство" только портится в кладовых и "пропадает".

    Также читают:

    Популярные сегодня темы

    • Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс

      Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы

    • Сочинение по поэме Руслан и Людмила 5 класс рассуждение

      С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.

    Образование

    Образ помещиков в поэме "Мертвые души" (таблица). Характеристика помещиков в поэме Н.В. Гоголя

    31 марта 2015

    В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.

    Образ помещиков в поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.

    Помещик Характеристика Отношение к просьбе о продаже мертвых душ
    Манилов Пошлый и пустой.

    Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

    Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него.

    Коробочка

    Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

    Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

    Ноздрев

    Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.

    У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

    Собакевич

    Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

    Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя.

    Плюшкин

    Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным.

    Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

    Изображение помещиков Гоголем

    В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.

    Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.

    Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.

    Композиционное построение поэмы

    Образы помещиков в поэме "Мертвые души", крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает "мертвые души". О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.

    Видео по теме

    Знакомство с Маниловым

    Манилов - первый человек, представляющий образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной "заманить" местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью "Храм уединенного размышления". Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме "Мертвые души".

    Манилов: характер героя

    Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. Этот помещик сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, - это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме "Мертвые души". Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда "чего-нибудь недоставало", а также о слащавых отношениях его с супругой.

    Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ

    Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а "маниловщина" представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира.

    Коробочка

    Опишем еще один образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.

    Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?

    Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме "Мертвые души" (Коробочка и другие герои), ироничен. Долго не может уяснить "дубинноголовая", что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать.

    Ноздрев

    В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой - человек, что называется, "на все руки". В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также "широта натуры". По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - "исторический человек", поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все "просаживает". Этот герой - несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер "лить пули". Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть "нагадить ближнему". Гоголь в образе Ноздрева создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме "Мертвые души". Краткое изображение следующих героев описано ниже.

    Собакевич

    Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, "помещик-кулак". Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она - "тоже Собакевич".

    Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о рабочей силе заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности "негодяя" Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме "Мертвые души". Краткое содержание произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.

    Плюшкин

    Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме "Мертвые души" завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях "особенная ветхость". Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика "прорехой на человечестве". Сам внешний облик его характерен - это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.

    Вывод

    Образ помещиков в поэме "Мертвые души" (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов - разные формы одного явления - духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" доказывают это.

    1. Самое интересное место в поэме — это главы, посвященные пяти помещикам.
    2. Образ Манилова.
    3. Образ Коробочки.
    4. Образ Собакевича.
    5. Образ Ноздрева!
    6. Образ Плюшкина.
    7. Роль образов помещиков в романе.

    Самое интересное место в поэме И. В. Гоголя «Мертвые души» — это главы, посвященные пяти помещикам: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. Нетрудно заметить, что главы располагаются в особой последовательности: от наименьшей к наибольшей степени деградации персонажей.

    Фамилия помещика Манилова образована от глагола «манить». Главными чертами этого персонажа являются мечтательность, сентиментальность и лень. Гоголь характеризует своего героя следующим образом: «...человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Дом Манилова расположен на юру, который обдувается всеми ветрами, что говорит о его легкомысленности и неумении мыслить реально. Помещик очень любит придаваться своим мечтам в беседке, на которой красуется надпись: «Храм уединенного размышления». Это единственное укромное место для Манилова, где он спокойно может пофантазировать о каких-то совершенно нереальных проектах. Но, как ему кажется, вырыть подземный ход от дома или возвести каменный мост через пруд — это вполне нормальные задумки. Ведение хозяйства — это не по части Манилова. В его поместье все идет наперекосяк, а герою даже нет до этого дела.

    Гоголь говорит, что гостеприимство и миловидность Манилова слишком приторны: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую... ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше!..». Это проявляется не только в манерах помещика, но и в его отношениях с женой. Они все время сюсюкают друг с другом, и это очень веселит автора.

    Образ этого героя стал для литературы одним из ключевых. От него произошло название такого явления, как «маниловщина», что означает неестественность человека.

    Другой не менее яркий персонаж повести — помещица Коробочка. Ее фамилия выбрана Гоголем неслучайно. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами. Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет «звериными» фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. Автор выделяет среди прочих «достоинств» своего персонажа дубиноголовость. Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопйться продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед. Коробочка соглашается на предложение Чичикова только после того, как он упоминает черта.

    Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть. Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых «мертвых душ» поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только «земные» дела.

    Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади. Как и любой повеса, он обожает женщин. Но самой главной чертой ноздревского характера является огромное желание «нагадить ближнему». Ни один раз он совершал подлые поступки. Например, рассказывал выдуманные истории, срывал свадьбу, расстраивал торговую сделку и т. д. Но самое выдающееся в его характере то, что после всех своих проделок он без зазрения совести продолжал считать себя товарищем пострадавшего.

    По традиции в поэме обстановка в доме каждого помещика соответствует характеру его хозяина. Так и жилище Ноздрева пропитано духом азарта и хвастовства. По словам самого Ноздрева, в его владениях когда-то «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку». Стены его хором как попало залиты краской, поскольку мужики белят их. Его кабинет вместо книг и бумаг заполнен оружием. Ноздреву нравится менять одни вещи на другие, только не из-за денег или какого-то другого материального интереса, а просто из-за того, что его увлекает этот процесс. Поскольку всякого рода проделки — это главная страсть персонажа, ему не составляет труда обвести вокруг пальца и Чичикова, которого Ноздрев спаивает и пытается обмануть при игре в шашки.

    Что еще можно сказать о Ноздреве? Его описание все расскажет гораздо лучше: «...возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себя столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

    И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Как известно, в поэме все фамилии говорящие. Только «Плюшкин» дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Образ помещика Плюшкина очень неряшлив. Гоголь упоминает о его двойном подбородке, который приходится постоянно прикрывать, а также о засаленном халате, который ничего, кроме отвращения у читателя не вызывает. Автор дает своему герою очень емкое определение: «прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. И снова дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились. Гоголь добавляет краткий рассказ о судьбе своего героя, у которого сначала умерла жена, а после этого дочь сбежала со штаб-ротмистром. Эти события стали для Плюшкина последними моментами настоящей жизни. После этого время для героя остановилось.

    Все образы Н. В. Гоголя очень яркие и по-своему уникальные. Но есть одна главная мысль, которая их объединяет. Автор, показывая наглядные примеры деградации человечества, призывает читателям не становиться «мертвой душой», а всегда оставаться «живой».



    Похожие статьи
     
    Категории